↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

История Бадаберского восстания в судьбе рядового солдата

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Шайнурова Диана Азатовна
Руководитель: учитель истории Камалетдинова Руфина Зуфаровна

Введение

 

В 2014 году Россия отмечала памятную дату нашей истории – 25-лет вывода советских войск из Афганистана.

15 февраля 1989 года последние советские войска покинули государство Афганистан. Всего за период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. через нее прошло свыше 620 тысяч военнослужащих Советской Армии, МВД и КГБ, а также 21 тысяча гражданских служащих.

Потери нашего "ограниченного контингента", включая гражданские формирования, составили: безвозвратно - 15051 человек, пропавшими без вести и попавшими в плен - 417 человек, санитарные потери ранеными, контуженными и травмированными - 53753 человека, заболевшими - 415932 человека [1]. После 1992 года список пропавших без вести и попавших в плен сократился на 119 человек, 97 из них вернулись домой, привезены останки 25 солдат.

Около 14 тысяч уроженцев Республики Башкортостан приняли участие в войне в Афганистане, из них 343 солдата, офицера, прапорщика погибли, в том числе 6 пропали без вести [9]. Долгие годы в их числе был житель села Кандры, Радик Рахимкулов. Только в 2005 году его родные узнали о судьбе сына и о событиях времен Афганской войны, названных Бадаберским восстанием.

Глава I. Бадаберское восстание

В начале 90-х годов первым приоткрыл завесу тайны над событиями в Бадабере военный корреспондент "Красной звезды" полковник Александр Олейник. Журналист - "афганец" обозреватель "Российской газеты" Владимир Снегирев также много лет занимался выяснением обстоятельств восстания. Собственное расследование провела газета "Комсомольская правда", газета «Труд».

При выяснении обстоятельств восстания журналисты разыскали свидетелей тех событий: профессора теологии Бурхануддина Раббани, лидера «Исламского общества Афганистана», бывшего командира учебного полка Мансура; выживших пленников Бадабера: Рустамова Носиржона Умматкуловича, который оказался в плену на восьмой день службы в Афганистане; Мухаммеда Шаха, работавшего в Кабуле водителем грузовика; Голь Мохаммада, офицера афганской армии ДРА, три с половиной года находившегося в застенках подземелья; Людмилу Торн, журналистку, приехавшую в Бадабер в августе-сентябре 1983 года от имени американской общественной организации FreedomHouse.

Немаловажные сведения о ходе восстания были получены после рассекречивания сводок штаба 40-й армии Афганистана.

В 2006 году режиссёр-документалист Радик Кудояров провёл журналистское расследование, результатом которого стал документальный фильм «Тайна лагеря Бадабер. Афганский капкан». 

Что же представлял с собой лагерь Бадабер? На окраине пуштунского селения Бадабер в 24 километрах южнее пакистанского города Пешавар в конце 50-х годов прошлого века американцы построили секретную авиабазу для осуществления разведывательных полетов к территории СССР. С начала 80-х годов в Бадабере обосновались афганские моджахеды, возглавляемые главой «Исламского общества Афганистана» и будущим его президентом профессором теологии Бурхануддином Раббани.

На базе был создан учебный центр, входивший в систему обучения "воинов аллаха", созданную вокруг Пешавара и насчитывавшую единовременно до 5 тысяч человек. С помощью американских и пакистанских военных советников они проходили обучение тактике партизанской войны, изучали оружие, мины, овладевали искусством стрельбы, маскировки и диверсий.

Учебная база представляла собой периметр, обнесенный высоким забором с глиняными башнями по углам, тремя подземными тюрьмами, арсеналом, несколькими одноэтажными каменными зданиями, мечетью, футбольным полем, десятками армейских палаток [1].

Почти в центре лагеря возвышались башни старинной крепости Бадабер, давшей название всей округе. Возле всегда наглухо закрытых железных ворот находилась вооруженная охрана моджахедов [8].

В середине 80-х в Бадабер стали привозить советских пленных. Раньше их держали в разных местах, но теперь было принято решение собрать всех вместе. По воспоминаниям командира учебного полка Бадабера Мансура, набралось человек двадцать или немного больше.

По его словам, в Бадабере к советским военнопленным относились почти как к родным - они ели с курсантами из одного котла, играли с ними в футбол, могли свободно передвигаться по территории лагеря [11, с.10-11].

Но выживший пленник Бадабера Мухаммед Шах иначе рисует картину пребывания в лагере: «Условия там страшные: стены, полы каменные, спали на деревянных нарах, без каких-либо подстилок, кормили нас, как животных. С раннего утра нас, афганцев, а это были в основном бывшие офицеры правительственных войск, заставляли весь день работать под палящим солнцем. Строили склады, жилые помещения для моджахедов, разгружали машины с боеприпасами, ракетами. Это был ужас. Мы, видимо, были обречены, нас охранники не считали за людей. Издевались, как хотели.

Где-то на исходе третьего месяца нас повели на разгрузку снарядов. Неожиданно к другому грузовику подогнали еще группу заключенных под усиленной охраной. К нашему удивлению, это оказались русские. Было их всего человек двенадцать, все почти со следами кандалов, побоев. Держались они бодро, помогали друг другу. Тогда нам так и не удалось перемолвиться словом - охрана зорко следила за каждым «шурави», да и машины с боеприпасами друг от друга стояли далеко. Через несколько дней мне снова встретились русские пленные. На этот раз удалось перемолвиться с одним из них. Он шепотом на неплохом фарси рассказал, что душманы их тайно содержат в подземелье Бадаберы уже несколько лет, издеваются, пытают».

Узники подземной тюрьмы были безымянны. Вместо имен, фамилий им присваивались мусульманские клички: Абдул Рахман, Рахимхуда, Ибрагим, Фазлихуда, Касым, Мухаммед Азиз (младший), Кананд, Рустам, Мухаммад Азиз (старший), Исламеддин, Виктор, он же Юнус, Мухаммад Ислам [8].

Примерно за полтора месяца до восстания в лагерь завезли большое количество оружия: ракеты для реактивных минометов и гранаты для гранатометов, автоматы Калашникова, пулеметы, пистолеты ТТ - всего 28 грузовиков [6, с.20-21].

Согласно сведениям разведцентра 40-й армии: «26 апреля 1985 г. в 18 часов большая часть гарнизона лагеря совершала вечерний намаз. С узниками остались только двое охранников, которые, потеряв бдительность, были обезоружены и связаны. Тем временем они, взломав замки, быстро вооружились в арсенале, подтащили боеприпасы к спаренной зенитной установке, приготовились к круговой обороне в базе» [1].

Для переговоров с восставшими прибыл Б.Раббани. По воспоминаниям командира учебного полка Мансура он взял в руки мегафон и вышел вплотную к глиняному забору. Профессор не хотел, чтобы о случившемся узнали за пределами Бадабера [11]. Восставшие требовали пригласить советского посла из Исламабада или представителя Красного Креста.

К утру 27 апреля из окрестностей Пешавара к базе подтянулись отряды моджахедов, пакистанской полиции, а также пехотные, танковые и артиллерийские части регулярного 11-го армейского корпуса Пакистана. После непродолжительных переговоров Б.Раббани отдал приказ о штурме. Были применены установки залпового огня "Град", пакистанские военные вертолеты, артиллерия на прямой наводке. В результате арсенал взлетел на воздух [1].

В результате взрыва артсклада было убито 9 представителей пакистанских властей, 28 офицеров ВС Пакистана, уничтожено 3 реактивные установки залпового огня «Град» (БМ-13), около 2000 тыс. ракет различного типа и снарядов, около 40 единиц орудий, минометов и пулеметов. Погибли 6 инструкторов из США. В результате учебная база Бадабер прекратила свое существование [10].

Из сообщений американского консульства в Пешаваре в госдепартамент США от 28 и 29 апреля: «Территория лагеря площадью в квадратную милю была покрыта плотным слоем осколков снарядов, ракет и мин, а человеческие останки местные жители находили на расстоянии до 4 миль от места взрыва».

По данным агентурной разведки ВС ДРА на 24 мая 1985г.: «29 апреля в лагере Бадабера находился генерал-губернатор Северо-Западной провинции генерал-лейтенант Фазиль Хак с целью личного ознакомления с конфликтом в лагере. Начальник учебного центра майор ВС Пакистана Кудратулла совместно с американскими советниками доложил ему об инциденте и результатах взрыва артскладов. В тот же день генерал-губернатор убыл из лагеря в Исламабад, где имел встречу с президентом страны Зия-уль-Хаком. Как стало известно, глава пакистанского правительства принял решение засекретить сведения о событиях в Бадабере».

Из сообщения в генеральный штаб вооруженных сил СССР советского военного атташе в Исламабаде капитана 1 ранга В. Смоляра: «В Исламабаде состоялась пресс-конференция для местных и иностранных корреспондентов. Выступивший перед журналистами руководитель ИОА Б. Раббани инцидент в лагере Бадабера объяснил «междоусобными распрями среди моджахедов различной национальности».

Был полностью конфискован выпуск пешаварского журнала «Сафир», который рассказывал о событиях в крепости. Однако сообщение о восстании советских пленных в лагере Бадабера попало в пакистанскую газету «Муслим». Эту новость подхватили агентства Рейтер, АП [8]. Радиостанция "Голос Америки", в своей передаче 4 мая передала, что "на одной из баз афганских моджахедов СЗПП Пакистана в результате взрыва погибло 12 советских и 12афганских пленных" [1].

9 мая посольство СССР в Исламабаде посетил представитель Международного Красного Креста Девид Деланранц и подтвердил факт вооруженного восстания в лагере Бадабера [8].

11 мая советский посол в Исламабаде В. Смирнов вручил президенту Зия-уль-Хаку решительный протест в связи с расправой на пакистанской территории над советскими военнослужащими. «Советская сторона возлагает всю ответственность за произошедшее на правительство Пакистана и ожидает, что оно сделает надлежащие выводы насчет последствий, которыми чревато его соучастие в агрессии против ДРА и тем самым против Советского Союза» [1].

В ответной ноте пакистанского МИД утверждалось, что инцидент в лагере вызван междоусобным конфликтом двух враждующих группировок мятежников, а все остальное безответственный вымысел пакистанских и зарубежных журналистов. В ноте говорилось также, что «советских военнослужащих на территории Пакистана не было и нет» [8].

Только в 1992 году по просьбе российской стороны первый заместитель министра иностранных дел Пакистана Шахрияр Хан сообщил фамилии шести участников восстания в Бадабере комитету по делам воинов-интернационалистов А. Руцкого:

1. Рядовой Васьков Игорь Николаевич.
2. Ефрейтор Дудкин Николай Иосифович.
3. Рядовой Левчишин Сергей Николаевич.
4. Младший сержант Саминь Николай Григорьевич.
5. Рядовой Зверкович Александр Николаевич.
6. Рядовой Коршенко Сергей Васильевич.

Летом 2002 года российским дипломатам удалось получить доступ к журналу одного из хозяйственных подразделений штаб-квартиры ИОА, в котором велся учет имущества лагеря Бадабер. Там впервые были обнаружены фамилии остальных советских военнопленных содержавшихся в лагере в апреле 1985 года: рядовой Варварян М.А. (Армения), сержант Васильев В.П. (Россия), рядовой Васьков И.Н. (Россия), мл. сержант Габараев К.И. (Россия), ефрейтор Дудкин Н.И. (Россия), мл. сержант Еговцев А.А. (Россия), рядовой Зверкович А.Н. (Беларусь), мл. лейтенант Кашлаков Г.А. (Россия), мл. лейтенант Кирюшкин Г.В. (Россия), рядовой Коршенко С.В. (Украина), рядовой Левчишин С.Н. (Россия), рядовой Павлютенков Н.Н. (Россия), мл. сержант Рязанцев С.Е. (Украина), лейтенант Сабуров С.В. (Узбекистан), рядовой Саминь Н.Г. (Казахстан), служащий Шевченко Н.И. (Украина). Среди них значился и рядовой Рахимкулов Р.Р. (Россия) [1].

Глава II. Рядовой Радик Рахимкулов

В ходе проведенного нами исследования были изучены газетные статьи и документы, проведены беседы с матерью и сестрой Радика Рахимкулова, с руководителем Поискового объединения «Народная память о защитниках Отечества им. Султанова Х.А.» Ю.Л. Бирюзовым, с руководителем музея школы-интернат №1 г.Туймазы Губайдуллиной Галией Анваровной. В результате был собран данный материал.

Радик Раисович Рахимкулов родился 14 апреля 1961 года в деревне Камыштау Туймазинского района БАССР в семье Раиса Мударисовича и Наили Саматовны, он был третьем ребёнком. Как вспоминает мама Радика: «он хорошо учился и очень помогал по хозяйству».

В 1974 году в возрасте 43 лет умирает отец. Наиля Саматовна была вынуждена для продолжения учёбы перевести Радика и его старшего брата Рифа в школу – интернат №1 г.Туймазы.

Весной 1978 года семья переезжает на постоянное место жительства в поселок Кандры. Радик Рахимкулов поступает в Харьковское военное танковое училище, которое ранее окончил его старший брат. Риф Раисович отслужит в Венгрии и в Афганистане, являлся примером настоящего офицера для брата. Но Радик оставляет учёбу и возвращается в Башкирию. Наиля Саматовна вспоминает: «Радик очень переживал за меня, ведь я жила теперь одна. В итоге мы решили, что он вернется, будет еще время отучиться». До призыва в армию работает слесарем в УТТ -1 ТУБР « Башнефть».

4 октября 1979 году Туймазинским военкоматом Радик Рахимкулов был призван в ряды Вооруженных сил СССР. Он попадает в учебное подразделение в город Чирчик, республики Узбекистан, где идёт формирование 56 – й отдельной гвардейской десантно – штурмовой бригады воинской части п/п 44585. Там служили многие военнослужащие из Башкирии (Ганеев Рафаэль, Ганеев Флорен, Шарипов Ирик, Шакиров Фавис, Минниханнов Ришат), которые до сих пор поддерживают связь с семьёй Рахимкулова, приезжают к Наиле Саматовне. Как вспоминает сестра, Хана Раисовна, в своих письмах Радик всегда писал, что «скучает по кандринскому хлебу».

После курса специальной подготовки в феврале 1980 года пулемётчик гвардии рядовой девятой роты 56-й десантно-штурмовой бригады, Р.Рахимкулов принимает участие в боевых операциях на территории Афганистана. Родные об этом ничего не знали. В письмах он сообщал, что их отправили на задание и поэтому несколько месяцев не давал о себе знать. Сослуживец Радика Рахимкулова, Ганеев Рафаэль, так рассказывал о нем: «Он был пулеметчиком и всегда шел впереди группы, не прятался за спинами ребят». В одном из боёв 10(12) апреля 1980 года около кишлака Хиджагар, расположенном в провинции Пактия, разведгруппа в составе лейтенанта Евтуховича, сержанта Васильева и рядового Рахимкулова попадает в засаду [4, с.19].

В итоге семья получила извещение, в котором говорилось о том, что «пулеметчик гвардии рядовой Рахимкулов Радик Раисович при выполнении задания по оказании интернациональной помощи Афганистану пропал без вести». Долгие годы родные ничего не знали о судьбе сына и брата. 12 лет ждала возвращения Радика его девушка Лилия [2, с.1].

Более 20 лет Радик Рахимкулов числился пропавшим без вести. По воспоминаниям сестры, семья сразу после получения извещения начинает писать в различные инстанции и в газеты с целью выяснить судьбу брата. Наконец в мае 2005 года благодаря журналистам семья узнала, что в списке советских солдат, погибших в лагере Бадабер, опубликованной в газете «Побратим» значился рядовой Рахимкулов Радик Раисович.

После обращения Найли Саматовны, 7 декабря 2006 года Туймазинский районный суд РБ объявил «Рахимкулова Радика Раисовича умершим 27 апреля 1985 года при исполнении воинского долга в воинской части п/п 44585 в Афганистане». На основании решения суда отделом ЗАГС по Туймазинскому району в 2007 году семье было выдано свидетельство о смерти.

Но, к сожалению, не существует даже символической могилы солдата. По воспоминаниям выживших свидетелей, которые прозвучали в документальном фильме «Тайны лагеря Бадабер», после взрыва останки советских военнопленных были закопаны где-то не далеко от кишлака в братской могиле.

В 2007 году председатель правления Российского союза ветеранов Афганистана, депутат Государственной думы РФ Ф.Клинцевич вручил маме Радика Рахимкулова, Наиле Саматовне, общественную награду союза медаль «За заслуги» [3, с.6].

В том же году в школе-интернат №1 была установлена мемориальная доска памяти Радика Рахимкулова. В школьном музее был сделан посвященный ему уголок. Руководитель музея Губайдуллина Галия Анваровна в 2012 году организовала вечер памяти, куда была приглашена Наиля Саматовна, старший брат Риф и однополчане Радика. По словам Галии Анваровна, школа поддерживает отношения с Наилей Саматовной.

Однако Российская Федерация не сочла возможным наградить посмертно участников описанных событий. В 2002 году в Министерство обороны РФ было направлено ходатайство о награждения россиян, геройски павших в ходе вооруженного восстания. Был получен следующий ответ: «По имеющимся в нашем распоряжении спискам (Книга Памяти о советских воинах, погибших в Афганистане), указанные вами воины-интернационалисты в числе погибших не значатся. Сообщаю, что награждение за выполнение интернационального долга в Республике Афганистан завершилось в июле 1991 г. на основании Директивы заместителя министра обороны СССР по кадрам от 11 марта 1991 г. Исходя из вышеизложенного, а также учитывая отсутствие документального подтверждения конкретных заслуг бывших военнослужащих, указанных в списке, в настоящее время оснований для возбуждения ходатайства о награждении, к сожалению, не имеется».

В 2003 году Белоруссией, Казахстаном и Украиной были награждены участники восстания в Бадабере Александр Зверкович, Николай Саминь и Сергей Коршенко [1].

Сколько бы не было вопросов о событиях в лагере Бадабер, одно является бесспорным - был уничтожен огромный арсенал, который предназначался для моджахедов в Афганистане и мог бы убить еще не одного советского солдата.

 

Список использованной литературы

 

  1. Аляскин В. Забытые герои Бадабера / Новые известия, 30 апреля 2009.URL: http://www.newizv.ru/society/2009-04-30/108634-zabytye-geroi-badabera.html (дата обращения: 12.12.2013).

  2. Бирюзов Ю.Л. Бадаберское восстание // Кандры. 2013. - №2. с.1.

  3. Голобородько Я. Тем, кто выжил в Афгане // Молодежная газета. 2007. - №6. с.6.

  4. Игнатенко А. Рядовой девятой роты // Российская газета. 2009. - №24. с.19.

  5. Калинина Ю. Герои Бадабера // Московский Комсомолец. 2005. - № 1608. с.7.

  6. Кириченко Е. Восставшие в аду Бадабера // Труд. 2007. - №185. с. 20-21.

  7. Кириченко Е. Забытый мятеж / Совершенно секретно, 1 Января 2010.URL: http://www.sovsekretno.ru/articles/id/2388/ (дата обращения: 13.12.2013).

  8. Олейник А. Тайна лагеря Бадабера / Красная звезда, 1995. URL: http://forum.artofwar.net.ru/viewtopic.php?t=67 (дата обращения: 4.11.2013).

  9. Помни нас, Россия…: Книга памяти о пропавших без вести в Афганистане уроженцев РБ. Уфа, 2005. 376 с.

  10. Сварцевич В. «…Русских в плен не брать!» / Аргументы и факты, 2000. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1047447540 (дата обращения: 13.12.2013).

  11. Снегирев В. Тайна Бадабера // Российская газета. 2003. - № 128. с.10-11.


Раздел: История России
Дата публикации: 24.11.2014 19:29:33
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Проблемы идеологии в современной России

На современной России всё более часто сказывается отсутствие какой-либо чётко выработанной идеологии и инструментария, о чём свидетельствуют попытки властей эту идеологию и инструментарий найти. Яркий тому пример составление единого учебника по истории России, который бы формировал единую гражданскую идентичность в стране, а также переход школ на стандарты второго поколения (ФГОС-II), в которых главным результатом образования является сформированная личность, патриот и гражданин, способный к самоидентификации..

Читать

Детские начала великих людей.

Изучив биографии известнейших общественных деятелей,навсегда вошедших в историю, я выявил необычную закономерность. Большинство их них в детстве проявляли огромный интере с к учебе, саморазвитию и, что еще более важно, могли избрать для себя определенный круг предметов, наук и т.д., которые они готовы были изучать самостоятельно и с интересом.

Читать

Военное меню

Через 26 дней после начала великой отечественной войны страна перешла от свободной продажи хлеба и продуктов  к карточной системе. Вопрос о хлебе стоял остро везде, в том числе и на Урале.  Все понимали, что в хлебе нуждался протянувшийся на тысячи километров фронт, его ждали в городах и посёлках..

Читать

Деятельность Нижегородского отделения Татьянинского комитета в годы Первой мировой войны

Как известно, Первая мировая война принесла немало бедствий, как военному, так и мирному населению, экономике России. Все эти проблемы еще больше усугублялись массовым притоком беженцев из западных районов, затронутых военными действиями или мест, соседних с границей военных действий, которые двигались дальше на восток..

Читать

Люди бессмертного подвига

Да, они солдаты Великой Отечественной войны, люди бессмертного подвига, кто не щадил себя во имя общего дела достойны повседневного и чуткого внимания. 1418 дней сражались они, не жалея ни сил, ни крови, ни самой жизни чтобы одержать выдающуюся победу над фашизмом, спасти свою страну и мир от гитлеровского порабощения. И они одержали её. Этот подвиг советских солдат, подвиг, не имеющий себе равного во всей истории человечества, высечен нестирающимися знаками в сердцах всех живущих на земле, всех, кому дороги свобода и мир. Чистое голубое небо и счастливая детская улыбка. .

Читать

Семья императора Николая II

В этом году исполнилось 400 лет дома Романовых и 85 лет со дня кончины царской семьи. Семья это - то, что связывает нас с нашими предками и потомками. Семейные традиции, семейные предания, делают из отдельных людей великий народ. История любого государства складывается из множества семейных историй. На мой взгляд, царственная чета Николая Александровича и Александры Феодоровны Романовых является примером нравственного, благочестивого воспитания детей. А это имеет особую актуальность в настоящее время. .

Читать

Страницы истории моего родного города – Апшеронска

Я родилась и живу в самом красивом крае России, Краснодарском! В маленьком городе Апшеронске. Являюсь студенткой ГБОУ СПО «Апшеронский лесхоз – техникум». Моя будущая профессия –техник по воспроизводству лесов Увлекаюсь историей своей страны и непосредственно историей своего родного города. Мой город является районным центром с численностью населения около 40 тысяч человек. Апшеронск расположен в южной части Краснодарского края на северо-восточных склонах отрогов Большого Кавказа. Нынешний Апшеронск это один из самых впечатляющих и живописных уголков Краснодарского края. Он считается перспективным центром для развития оздоровительных центров и туризма. .

Читать

Олимпиада по истории как опыт профессионализации (на примере II Сибирского тура Всероссийской олимпиады по истории г. Омск 30.09.13-02.10.13)

Сегодня опыт профессионализации имеет большое значение для студента педагогического вуза. В условиях перехода основной школы на ФГОС II, когда на смену когнитивной приходит деятельностно-ценностная парадигма образования, любому студенту необходимо сформировать представления о том, что же такое деятельностный подход, и каким образом его можно реализовывать в рамках школы? .

Читать

Мой прапрадедушка – пропавший без вести солдат

В каждой семье хранятся предания, связанные с войной. Хранителями семейных преданий являются бабушки: старшее поколение семьи. Давно нет в живых моей прабабушки Стародубцевой Елизаветы Степановны (1919-1991), но её воспоминания о военных годах хранит её дочь, моя бабушка Любовь Степановна..

Читать

От древней Руси к единой России.

Во всем мире усиливается интерес к национальной истории. И в нашей стране, а особенно в последнее время, растет интерес к изучению истории, культуре и традициям. .

Читать



Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter