↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Брачные обычаи в Российской Империи. Возможен ли был развод?

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Редакция

Обычаи, принятые во времена Российской империи, обладали крайне противоречивым характером. С одной стороны, крестьяне и мещане старались придерживаться вековых правил, царивших в деревне и городах, а, с другой стороны, аристократия всё время смотрела на Европу, пытаясь придумать что-то своё.

В романе "Анна Каренина" Толстой пишет о том, как тяжело княгине Щербацкой было понять, как же правильно сватать молодых людей. Французская традиция, когда родители выбирали жен своим сыновьям, осуждалась, а английская, когда молодые люди сами выбирали себе пару, считалась слишком дикой и невозможной. Кроме того, представления российских дворян о европейских брачных обычаях во многом черпались из романов, что вело к искажению реальности.

Среди аристократии стандартной процедурой сватовства было знакомство молодых людей, чаще всего это происходило на балах или в рамках дружеских визитов, наносимых семьями, как в том же романе "Анна Каренина". Молодые люди приглядывались друг к другу, после чего молодой человек спрашивал разрешения жениться у отца девушки, после чего, получив согласие, делал предложение по всем правилам, признаваясь в любви. Конечно, порой молодые люди сначала признавались друг другу в чувствах, но это считалось пошлым и нежелательным, так как родители предпочитали внимательно наблюдать за детьми, чтобы избежать невыполнения обязательств.

Особенности помолвки в дворянских семьях

Маковский К. Е «Свадебный пир в боярской семье XVII столетия» (1883)

Маковский К. Е «Свадебный пир в боярской семье XVII столетия» (1883)

Среди русского дворянства царствовала некоторая свобода, навеянная идеями гуманизма и посвящения. Молодые люди были относительно вольны в выборе невест, но иногда их матери могли сосватать сына ради выгодного альянса. Помолвка - это в первую очередь обязательство, невыполнение которого навлекало к позору, что было сродни социальному самоубийству. Мужчина, который отказывался от своих слов взять женщину замуж без серьёзных на то причин, считался бесчестным, а женщина, которая давала обещания другому  покрывалась позором. Социальные нормы, распространяющиеся на брак, были крайне сильными.

С. И. Грибков «Благословение на свадьбу» (1886)

С. И. Грибков «Благословение на свадьбу» (1886)

Династические браки не пользовались особой популярностью, если речь не заходила о действительно влиятельны людях, их брак всегда представлял собой политическое действие, а не акт доброй воли. Например, члены царской семьи не были вправе выбирать себе супруга или супругу самостоятельно, тоже самое касалось детей высших чинов.

Особенности помолвки в крестьянских семьях

А. П. Рябушкин, «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» (1880)

А. П. Рябушкин, «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» (1880)

В отличие от дворянства, в российских деревнях жену сыну чаще всего выбирали родители, волю которых невозможно было оспорить. Вопросы брака несли исключительно практическое значение: плата подушного налога за сына, которого можно было бы женить, после чего он бы сам себя обеспечивал, необходимость продления рода и рабочей силы, средняя продолжительность жизни около сорока лет.
 
Конечно, далеко не всегда крестьянскими мужиками руководил банальный расчёт, тут многое зависело от региона, в каждом из которых были свои индивидуальные обычаи. В одних селах было принято полностью доверяться воле родителей, в других мужчине разрешалось выбрать себе жену самостоятельно.
 
Женщин из аристократических семей не готовили к настоящей брачной жизни и отношениям, в то время как жители деревни знали об этом гораздо больше, чем можно было предполагать. Тем не менее, законы о незаконнорожденных детях были такими же строгими для крестьян, как и для дворян. И в первом, и во втором случае, институт брака регулировала церковь, а не государство, из-за чего даже в аристократических семьях почти не встречались случаи развода, а незаконнорожденные дети выдавались за племянников и племянниц.
В целом, очень многое зависело от исторического периода, региональных особенностей.
 
Кстати, если девушка совершала до брака "преступления против нравственности", то юридически это никак не наказывалось. Однако, ей предстояло пройти через так называемые "позорящие наказания" перед вступлением в брак. Жестокость данных наказаний, во многом, зависела от традиций региона.
 
Можно ли было развестись?
«И не то, чтобы да, и не то, чтобы нет»
Одним из вариантов расторжения брака была смерть одного из супругов. К счастью, не обязательно в прямом смысле. Так, до Петра 1 довольно распространенным был обычай, когда один из супругов постригался в монастырь - мирская жизнь на этом заканчивалась.  Кстати, Петр сам воспользовался данным обычаем, сослав первую жену в монастырь. Кроме того, он приравнял ссылку к гражданской смерти, что фактически также означало развод.
 
Официально разрешить развод мог разрешить только Святейший Синод. Но это случалось крайне не часто, т.к. наше законодательство в этом отношении было достаточно строго. Развод мог быть произведен в случаях:
-доказанного прелюбодеяния одного из супругов;
-добрачной неспособности к брачному сожитию;
-когда один из супругов сослан в Сибирь;
-в случае безвестного отсутствия супруга.
 
Важным было то, что по взаимному согласию развестись было нельзя. Однако крестьяне не смотря на запреты составляли так называемые "разводные письма", после чего вступали в новый брак. Хотя ни государством, ни, тем более, церковью это не признавалось.
 
Рекомендую почитать по теме:
1. Костомаров, Н. И. Быт и нравы русского народа. - Москва, 2016. - 397 с.
2. Яненко О. Ю. Расторжение брака в Российской империи на рубеже xix—XX вв // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2013. №1. 
3. Пушкарева Н. Л. Позорящие наказания для девушек в традиционной русской культуре XIX-начала ХХ В. как следствие гендерной асимметрии // Вестник ТГЭУ. 2009. №3. 

Раздел: История России
Дата публикации: 25.07.2020 21:51:11
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Источники устного происхождения в ракурсе истории повседневности

История повседневности – одно из современных направлений развития исторической науки. Интерес к повседневным социальным практикам сформировался во второй половине XX века в процессе становления так называемой «новой истории»..

Читать

Патриотическое воспитание студенческой молодежи на примере князя Дмитрия Пожарского

Смутное время в России в начале XVII в. является знаковым явлением в отечественной истории. Его последствия в значительной степени определили характер и динамику последующего развития страны. Смута оставила неизгладимый след в сознании русских людей, стала для них важнейшей вехой исторической памяти..

Читать

Древо родовой памяти.

Не раз у меня возникал вопрос: «А кто были мои предки?». Актуальность вопроса определяется тем, что история жизни семьи – это, как учебник жизни с семейными ценностями, традициями, увлечениями. Я собрал всю имеющуюся информацию от родителей и бабушки, которая на данный момент оказалась единственной связующей нитью. Но этого оказалось мало. Мне пришлось покопаться в районном архиве г. Воткинска, чтобы узнать подробности из жизни моих предков..

Читать

Памяти митрополита Антония посвящается…

Добрую память о себе в народе оставил митрополит Антоний (Александр Васильевич Вадковский), и мне хотелось бы в своей статье затронуть жизненный путь уникального человека, родившегося в нашем уезде в 1846 году. Дело в том, что жизнь этого выдающегося человека не так часто рассматривалась спасскими краеведами. Хочется отметить то, что территория нашего района многократно изменялась в административном отношении, большая часть относилась к Пензенской губернии, другая часть, в т.ч. и город Спасск принадлежал Тамбовской губернии. .

Читать

История двух фотографий

В детстве я любила рассматривать старые фотографии, которые хранились в нашей семье. Моё внимание особенно привлекали два изображения, о них я хочу рассказать в своём сочинении. На первой фотографии изображена семейная пара – это Анна и Михаил Петровы, мои родственники (Приложение 1). Они проживали в городе Санкт-Петербурге и занимались прибыльным бизнесом – торговали Кузнецовским фарфором. Завод товарищества Кузнецова был основан в 1832 году Т. Я. Кузнецовым в пустоши Дулево. Кузнецовский фарфор отличался высоким качеством и красивым декором, изделия из него были очень популярны и имелись почти в каждой русской семье .

Читать

Глава VII. Борьба трех империй за Кавказ. Политическое положение Чечни в ХVI-ХVII веках // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

В конце XV - начале XVI в. на Северный Кавказ выходят фланги нескольких восточных держав того времени: с запада османы и крымцы, с севера Большая Орда (наследница Золотой Орды) и Астраханское ханство, с юга Сефевидский Иран и грузинские царства (вассалы Турции и Ирана)..

Читать

Муса Джалиль: приговорён и оправдан по делу.

За что Муса Джалиль был признан опасным преступником и почему это решение оказалось ошибочным.

Читать

«Мне есть, чем гордиться, с кого брать пример….»

Великая Отечественная война в душе нашего народа осталась «неугасаемой болью»: ни одну семью события той страшной войны не обошли стороной. Перелистывая «страницы» памяти, пытаешься проникнуть в самые «потаённые уголки». Очевидцев событий остаётся всё меньше и меньше, а истинные герои не любят рассказывать о своих подвигах, искалеченной нелёгкой судьбе..

Читать

Спасо-Бородинский женский монастырь - первый памятник героям Бородинской битвы

Сражение закончилось, а на поле остались тысячи закоченевших трупов русских и французских солдат, лошадей. На поле работали крестьяне, которые собирали тела павших, сносили в огромные кучи и сжигали. Среди едкого дыма бродила женщина в сопровождении монаха. Она не боялась и лично осматривала каждый труп..

Читать

На пути к победе: Курская битва

Меня зовут Османов Амир, я ученик 7 –класса Лопатинской школы. Я патриот своей Родины. Это непросто громкие слова. Я горжусь тем, что родился и живу в России. Россия- великая страна! За всю историю человечества на ее долю выпало немало испытаний, но она смогла выстоять в самые страшные военные годы и нашла в себе силы, чтобы оставаться самым могучим государством на Земле..

Читать



Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter