↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Найдены человеческие следы возрастом 120 тысяч лет
........................
Украденных 40 лет назад индийских идолов вернули на родину
........................
Историки рассказали о злодеяниях степных кочевников
........................
Древние люди использовали горячие источники для готовки
........................
В Крыму нашли изображение мифической птицы Сирин
........................

1 | 2

Будущий прелат. Часть 5 Политическая деятельность

(Эссе)
Раздел: История России
Автор: Пастор Владимир Евгеньевич

     Деятельность всех политических партий, как известно, была прекращена 15 мая 1934 г. Как и представители других партий, "христианские крестьяне", конечно, не приветствовали поворот к диктатуре (хотя бы потому, что их влияние в сейме росло). В частности, недовольство диктатурой выражал Станислав Ивбулис (Юбулс). На заседании ЦК партии в октябре 1933 г. он призывал к борьбе с надвигающимся авторитаризмом. Альфонс Пастор, как председатель ЦК партии, также был возмущён переворотом и в частной беседе заявил, что за последние политические нововведения ″господин Ульманис заслуживает петлю на шею″. В этом вопросе он занял наиболее непримиримую позицию (как, например, и его приятель – руководитель Латвийского Католического рабочего союза ксендз Антон Ольшевский).  Однако в дальнейшем католическая церковь пересмотрела свои взгляды – всё-таки жизнь продолжалась (а может быть, и учитывая христианский тезис ″нет власти не от Бога″). Такое решение принял архиепископ А. Спрингович. Рижской курии даже пришлось ″дезавуировать″ письмо, направленное в польскую католическую прессу с осуждением К. Ульманиса.

     После политического переворота газета ″Latgolas Vōrds″ уже не могла быть партийной, однако она по-прежнему выходила в свет. Но издателем её  был Альфонс Пастор (с 16 мая 1934 г. по 28 августа 1935 г.), а не партия; редактором же стал Петерис Рудзитис, бывший тогда викарием прихода в Резекне. Новый издатель был также активным её сотрудником, автором ряда статей. Кроме газеты ″Latgolas Vōrds″, А. Пастор издавал ″Католический крестьянский календарь″ и был автором статей в нём. Часто его статьи выходили под псевдонимом Zynōtōjs (″Знающий″).

     После того, как церковное руководство взяло курс на сотрудничество с правительством, А. Пастору поневоле пришлось изменить своё мнение о перевороте. Так, в статье ″Руководство Президента Ульманиса и католики″ (опубликована в № 41 от 17 октября 1934 г.) он уже заверял правительство в верности ему "католического народа", а причину переворота видел в том, что К. Ульманис "чтобы спасти Латвию, посчитал нужным функции парламента передать кабинету [министров]". Но и здесь автор не удержался и объяснил эту верность президенту следующим образом: "… в другом месте католики не имеют друзей. Социалисты-коммунисты, априори, враги верующих. Где их власть, там вражда против католической церкви…". В этой же статье А. Пастор ещё раз резко отмежевался от крайне националистических и антисемитских взглядов, характерных для членов как  "Объединения латышского народа "Перконкруст", так и организации ″Легион″, назвав их "враждебными католикам".  

     В статье, посвящённой годовщине переворота и озаглавленной "15 мая" (опубликована в № 20 от 15 мая 1935 г.), А. Пастор от имени латгальских католиков выражал благодарность К. Ульманису и генералам Янису Балодису и Кришьянису Беркису за освобождение Латгалии от "ига русского царизма" и от "рабского гнёта" большевиков, а также желал "солнечного будущего Латвии и её вождю" "Министру-Президенту доктору Ульманису".

     Здесь следует отметить, что во всех статьях, какому бы вопросу они не посвящались, Альфонс Пастор клеймил большевиков-коммунистов, не стесняясь при этом в выражениях. Кроме вышеприведённых примеров, можно указать на следующие пассажи. В статье, посвящённой партийной конференции христианских крестьян, он подчёркивал в числе прочих главных факторов, вызывающих опасения на местах, то, что "коммунисты угрожают безопасности".  В статье "Прочь, лживые благодетели!" он писал: "Коммунисты и социалисты посылают своих агитаторов, чтобы в народе сеять смуту, беспорядок и, таким образом, создать разбойничий ″рай″. Эти господчики латгальскому крестьянину хорошо знакомы со времён их власти, когда из хлева выводили последнюю корову и крестьянина ставили к стенке...". В статье "Будем сознательны" читаем: "Кто не знает замыслы коммунистов! Они ведь в Латвии хотят ввести такой же ″рай″, какой ввели в России: пьянствовать, грабить крестьян, отбирать хлеб и в принудительном порядке заставлять работать; расстреливать всех тех, кто не согласен с коммунистическим террором. За такие поступки все презирают коммунистов". Или в статье ″Руководство Президента Ульманиса и католики″:  "…особенно много пришлось пережить католической Латгалии, которой пришлось терпеть большевистские ужасы до января 1920 г. Это иго большевиков принесло католикам ужасные переживания и муки. Большевики пытались церкви превратить в увеселительные места, а священников и верующих таскали по трибуналам чека". Естественно, что в дальнейшем, на следствии ему всё это припомнили.

     С августа 1935 г издателем и редактором газеты стал Антон Журомскис (и был им до 21 июля 1937 г.). А Альфонс Пастор продолжил духовную и общественную деятельность. В марте 1935 г. он стал официалом Рижской курии, сменив на этом посту прелата Даниеля Ясинского. 8 мая 1937 г. буллой "Plurimum sano" папа Пий XI повысил Рижское архиепископство до митрополии. В связи с этим целый ряд латышских католических священников был удостоен звания прелатов. В 1937 г. получил почётное звание прелата Апостольского престола и А. Пастор.

     Активную деятельность А. Пастор вёл в финансовых структурах. В 1936-1937 годах он являлся членом дисконтной комиссии Латвийского Госбанка, в 1936-1940 годах – председателем страхового католического общества, а в 1937-1940 годах работал в Совете Государственного Земельного банка Латвии. При этом он оставался председателем ревизионной комиссии общества "Сауле"; работал и в других обществах. 

     Периодически А. Пастор назначался советником архиепископа (который действовал в течение трёх лет).

     После введения войск Красной Армии, во время подготовки к выборам в народный сейм в 1940 г., в бывшем руководстве партии христианских крестьян и католиков одно время обсуждалась возможность воссоздания партии. Наибольшую активность в этом вопросе проявили епископ Язеп Ранцан и ксендз Алоиз Брок. На собрании бывших членов партии были даже обсуждены возможные кандидаты в сейм от этой партии. Но дальше этого дело не пошло. Да и сама партия организационно оформлена не была.  Предполагаю, что руководство партии уже предвидело (точнее, предчувствовало) свою судьбу при власти коммунистов.

     Таким образом, к началу 40-х годов основными сферами деятельности прелата Альфонса Пастора были духовная и общественная. Политическая деятельность и работа в Сеймах были прекращены в 1934 г. Но поскольку бывшие депутаты Сеймов были приравнены к чиновникам 1-й категории, он получал ежемесячную пенсию 292 лата. Во время оккупации немецкие власти выплачивали ему (вместо пенсии) 130–150 немецких марок.  Что касается духовной деятельности, то, в основном, она заключалась в том, что он был официалом курии. Также вплоть до окончания войны А. Пастор являлся деканом Двинского деканата, но со времени немецкой оккупации  практически там не появлялся (по его признанию). Эту должность за него исполнял вице-декан ксендз Зундо. Гораздо более значимой для Альфонса Пастора была должность духовника (капеллана) при митрополите; в этом качестве он состоял до последних дней А. Спринговича. Иначе говоря, своего прихода прелат А. Пастор не имел, а службы проводил в домашней церкви архипастыря. Собственно, он и жил вместе с А. Спринговичем. Насколько я помню из рассказов племянницы митрополита, Гертруды Спрингович, представители немецких оккупационных властей неоднократно посещали митрополита с целью предложить ему сотрудничество. Она служила переводчиком при этих переговорах и рассказывала, что Антоний Спрингович или дипломатично отказывался от подобных предложений, или просто не выходил на переговоры, ссылаясь на плохое самочувствие. При отступлении немецких войск многие священники и руководители архиепархии оказались за рубежом. Одни самостоятельно покидали Латвию, другие, будучи интернированы немецкими властями, просто не вернулись на родину. Митрополит их не осуждал (по словам Гертруды Спрингович), но сам твёрдо решил не оставлять свою паству и призывал к этому и других священников. Прелат Альфонс Пастор также не уехал за границу. Значительно позже на следствии он ненавязчиво, но всё же ставил это в заслугу себе. Вместе с тем, я не уверен в том, как бы он поступил, если бы Антоний Спрингович принял другое решение.

     Несмотря на солидный стаж и определённое положение, у А. Пастора всё ещё не было высшего образования. Только в 1944 г. он окончил теологический факультет Рижского университета.

 

 

Автор: Пастор Владимир Евгеньевич
Дата публикации: 12.05.2015

1 | 2



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Тульские оружейники в 1812 году.

Оружие во все времена имело огромное значение в успешном ведении боевых действий, и Отечественная война 1812 года не была здесь исключением. Тульский оружейный завод на протяжении XVIII—XIX вв. играл решающую роль в снабжении русской армии стрелковым и холодным оружием..

Читать

Наука и техника в допетровской России

Уровень научных знаний в России в XVI–XVII веках в сравнении с Западной Европой отличался определённой отсталостью. В частности, в Европе в это время был произведён ряд фундаментальных открытий в различных областях науки, таких, как астрономия (гелиоцентрическая система Коперника, законы движения планет Кеплера), физика (классическая механика Ньютона, возникновение оптики), математика (дифференциальное и интегральное исчисление), в то время как на Руси никаких подобных открытий не происходило. Причины этого уходят корнями в Средневековье и связаны с культурными и социальными особенностями этих регионов..

Читать

Гастрономические бренды Российской империи

Историки считают, что пастила, тульские пряники, абрикосовый шоколад, вологодское масло являются основными брендами Российской империи..

Читать

Никто не забыт – ничто не забыто

История семьи, Фадеенко Ангелина.

Читать

Мир после Второй мировой войны

Человечество за время своего существования прошло огромнейший путь от первобытной общины до существующего ныне постиндустриального общества. Идя по пути развития, человек оставлял за собой длинный кровавый след, порождаемый бесчисленными войнами. Падение Великой Римской империи, Крестовые походы, религиозные войны и походы Наполеона Бонапарта – страшно представить, сколько судеб оборвали эти события, сколько горя и разрушений они за собой повлекли..

Читать

На пути к победе: Курская битва

Меня зовут Османов Амир, я ученик 7 –класса Лопатинской школы. Я патриот своей Родины. Это непросто громкие слова. Я горжусь тем, что родился и живу в России. Россия- великая страна! За всю историю человечества на ее долю выпало немало испытаний, но она смогла выстоять в самые страшные военные годы и нашла в себе силы, чтобы оставаться самым могучим государством на Земле..

Читать

Владимир Иванович Шимановский – имя на карте нашей страны.

В каждом городе, посёлке есть люди, о которых хочется рассказать всем. Я хочу поведать о нашем земляке Владимире Ивановиче Шимановском, чтобы его имя не исчезло бесследно, чтобы память о нём осталась в наших сердцах. .

Читать

Заброшенные усадьбы Петербурга и Ленинградской области

Я родилась в Петербурге в 1993 году, однако выросла в Сибири. Так вышло, что годы своего студенчества я решила провести в Петербурге. Едва ли кто-то поспорит, что это величественный и прекрасный город, многие даже расскажут о его истории и главных достопримечательностях. Однако нетолько изящные центральные улицы и идеально отреставрированные исторические памятники наполнены духом Петербурга. Всю истинную историю и сокровенные тайны этого города хранят как раз ногочисленные устаревшие усадьбы. Эти бывшие когда-то так величественными здания нашли укромное уединение в тени лесов. Они забыты нашим поколением и их не встретишь в экскурсионных брошюрах. Однако эти памятники прошлого живут своей собственной, невероятно загадочной жизнью. Именно поэтому свою статью я посвящаю им..

Читать

Как Пушкин побывал на войне

Об Александре Сергеевиче Пушкине мы, кажется, знаем все. Как он влюблялся, как отправился в ссылку на юг, и как жил в ссылке в Михайловском, как он женился и как погиб на дуэли. .

Читать

Они живут в моей памяти

Мне очень повезло. Я родился в Крыму, на земле своих предков. У меня есть мама, папа, братик, а ещё две бабушки и два деда. Мы жили с родителями отца одной большой дружной семьёй..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter