↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................
Раскрыта жизнь динозавров до падения астероида
........................
Найдено место крупнейшей катастрофы на Земле
........................
В Шотландии нашли клад опального претендента на английский престол
........................
Историки нашли застрявших в древней посуде тысячелетних насекомых с помощью рентгена
........................

1 | 2

Загадочные черемисы

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Герасимов Роман Александрович
Руководитель: Дворецкая Елена Сергеевна, учитель истории

В центральной части России много названий, которые начинаются с частиц «не» и «но». Нея, Нева, Нерехта, Нельша, Номжа. Все эти названия присущи не только Руси. Например, Нея есть во Франции и известна в истории как место, где был подписан Нейский мир. Это наши славянские названия во Франции. Можно поразмышлять и поспорить о времени происхождения этих названия, хотя бы – Нея. Кто-то считает его не таким уж и старым, но упоминание о Нее (не о нынешнем городе, а о названии той местности, где стоит сейчас этот город) встречалось в древности. Топонимика моей малой родины представляет собой смесь названий, данных разными этносами и в разное время. Мерянское культурное наследие живет в костромском городке Нея не только в языке его обитателей. В культуре небольших деревень, окруженных со всех сторон «лесом-кормильцем», отчетливо читается типичный для прибалто-финнов хуторской способ ведения хозяйства в лесах. Здесь не увидишь кустов больших деревень, только малодворные селения по берегам небольших рек или на возвышенностях. Крестьянские занятия тут находятся в состоянии некоторого баланса с лесными – ничто не доминирует. Такое «внутрилесное» положение человека и его дома характерно мироощущению финно-угров.  Менталитет и духовные воззрения современных нейчан тоже близки к финно-угорским, которые характеризуются мягкостью и терпимостью по отношению к другому человеку. Одна из возможных причин нейской толерантности может быть связана с древними дуалистическими воззрениями местного населения. «И богу помолимся, и в черта поверуем» – отголосок той же дуалистической традиции.9 От многих названий городов, посёлков, деревень, рек и участков местности в Костромской и соседних (Ярославской, Вологодской и др.) областях веет седой стариной. Все названия, начинающиеся с частицы «не», выражают обычно отрицание чего-либо. Но не только. Например, старинное слово «небога» означает убогий, нищий, бедняк, бедующий, несчастный, увечный. Прямого отрицания нет, но означает, что-то не в порядке. Интересное толкование древнерусского слова «небо» — бесконечность, высь пространство, окружающее землю нашу. Нея, сначала станция, потом райцентр, затем город, получила название от реки Нея. Река, очевидно, — от местности. Так что же означает «Нея»? «Не», это ясно, отрицание. А всё вместе? Буква «я» или «ять» (как она называлась раньше) означает «взять», «ловить», «не брать», «не хватать». Скорее всего, в древности это было место, где не могли кого-то из далёких предков поймать, схватить. Отсюда и поговорка: «Я – не я и хата не моя». На стыке Кировской (бывшей Вятской) и Костромской областей на реке Ветлуга расположен город Шарья. Ветлуга – понятие простое – это луга, поросшие кустарником. Название же «Шарья» как раз противоположно по значению «Нея». До сих пор встречается русское слово шарить, которое означает «искать ощупью», «копаться», «рыться», «щупать». В Пермской области в старину при игре в горелки того, кто ловит, так и называли «шарильщик». Таким образом, Шарья – место, где что-то искали, рылись. Река Нельша и стоящий на ней посёлок с железнодорожной станцией на древнерусском означает буквально «не только ещё что-то», «вместе с кем-либо». То есть общность, община, объединение. Если призвать на помощь фантазию, то, вероятно, в этой местности когда-то соединялось может быть войско для совместной защиты, а может просто объединились люди для совместного проживания. Более сложное название «Нерехта». Окончание «та» равнозначно «то», в старину называлось ещё «тоть». И все они, «та», «то» и «тоть», означают «этот», «оный», «сей» и даже «дальний». «Рех», «реха», «рюха», «рёха» — всё однокоренные слова. «Рюхать» — это «храпеть», «сопеть», «хрюкать». «Рёха» — «вялый», «разиня», «не отошедший ото сна». «Рёх», «рех» — «сон», «храп», «хрюканье». «Рехнуть» — «бросить», «кануть». «Нерехта» — «не тот, или та (сей, оный) сонный, вялый». Другими словами «Нерехта» — место энергичных, где нет вялости и сна. Возможно, по смыслу, что это и «бойкое место», каким в действительности Нерехта и являлась, и является сучётом реки Волги и движения по ней. Недалеко от Кировской (Вятской) области на северной железной дороге находится город Мантурово. Имеется однокоренное слово «мантулить», которое означает «блюдолизничать», «поедать остатки». Мантурово – «остатки тура (древнего дикого быка)». Мантурово стоит на реке Унже северном притоке Волги. «Унжа», «Уне» в народно-церковном обиходе – «лучше», «лучшее»; «же», «жа» — «живите же», «жизнь». Унжа – «лучшее место жизни». В 19 столетии появилось новое слово «унженка». Так назывались речные барки (тип судов), плавающие по реке Унже. Ближе к стыку с Вологодской областью имеется посёлок Тотьма. «Тьма» — «очень много», «темнота» — «так много, что всё в темноте». Тотьма означает «это тёмное место», «это сумеречное место». В Костромской области старинные названия (кроме Неи, Шарьи и Мантурово) у райцентров – Парфеньево, Поназырево, Пыщуг, Кадый, Буй. Поназырево (от слова «поназырь») – «малорослый, но толстый». Пыщуг «вздутое место», «пучина». Буй – «пустырь на возвышенности», у моряков специальный поплавок над якорем. Кадый – «преддверие трубы», «узкое место» и даже «дорога, ведущая в ад», «путь, с которого не свернуть». Парфеньево происходит от имени парфён, парфентий, а означает «место для картошки». Так как картофель был завезён в Россию в XVIII веке, то Парфеньево не является древним понятием. Все названия населённых пунктов, имеющих древние корни, нет смысла расшифровывать. Но их древнее происхождение, не поселений, а названий местностей, где они появились, можно ещё раз обозначить на примере некоторых сёл Нейского района Костромской области. В 50-х годах возник лесной посёлок с красивым названием Ролдуга. Так называлось место, где его построили. Почти «радуга» — «радоваться дуге», «благостная», «божья душа», «солнечная дуга», «небесная дуга». Но «ролдуга» и «радуга» различные слова, имеющие один общий корень из двух – «дуга». «Дуга» — «согнутая линия, черта или вещь, образующая кривизну, часть окружности». «Рол», «роля», «ролья» — «пашня», «пахота (орба)», «пора запашки». Ролдуга – «пашня (пахота) на замкнутом месте». Была раньше деревня Логуницы, сейчас на её месте разросся лес. Логуницы – «лог у ницы». «Ниц», «ника» — «изнанка», «тыл», «лицом к земле». «Ниций» — «низкий», «низменный». Логуницы – «лог возле низменности». Потрусово – «потрусить», «раскачать», «вытрясти». Видимо, что-то в древности вытрясли на этом месте.Бортново – «борт», «пасека», «место сбора мёда». Село Коткишево в XVIII-XIX веках прославилось своими кушаками, которые продавались на Макарьевской ярмарке. Когда-то принадлежало мачехе Грибоедова. В Галицких писцовых книгах 1653 года записано: «В Коткишевской волости церковь Рождества Христова в вотчине боярина М.М.Салтыкова, а у той церкви дом вотчинника, двор земского дьячка…Деревянная церковь в селе известна с 1628, а каменная на месте её была построена в 1810 году». Название же села, по утверждению одного из краеведов, образованно от старинных русских слов «коктяшить» или «кокшить», означающих «бить», «колотить». «С таким утверждением согласиться никак нельзя, потому что в глаголах присутствуют корневые буквы, встречающиеся в топониме», — отмечает краевед Воронов. Слово «кот» раньше писалось через «ер», то есть твёрдый знак. А это означает «ловушка», «место, огороженное плетнём». Отсюда и пошло название домашнего животного кота (ловильщик). «Кеш», «Киш», «кашить», «кашик» — «ковшик, плетёный из прутьев». То есть опять предмет из прутьев. Так что Коткишево – это «место, огороженное двойным забором (плетнем) – тыном». Старинное село Кужбал принадлежало декабристу Фонвизину. Когда он умер в ссылке в Сибири по другим данным, то здесь одно время жила молодая вдова Наталья. Вскоре она вышла замуж за Ивана Ивановича Пущина – Друга Александра Сергеевича Пушкина. В числе других 14 женщин-претенденток, заявила, что образ Татьяны Лариной Пушкин написал с неё. В архиве сохранились её письма в Сибирь. Самое раннее упоминание об этом селе относиться к 1616 году. В 1628 году здесь стояло уже две деревянные церкви и значилась Кужбальская волость. Как пишет краевед Воронов…..: «учёные-топонимисты считают, что формат бал-бол – мерянского происхождения со значением «поселение». Формат же КУЖ по-мордовски означает «поляна», а в финно-угорских – «ель». Значит Кужбал – селение на поляне или среди елей». Но, если точнее обратиться к древнерусскому языку, то Кужбал – «куж», «кужень», «кудель» — «свёрток, шар, круг, место». «Бал» — «голос за что-то» (при голосовании), «одобрение». Так что Кужбал – «место, за которое проголосовали», «одобренное при голосовании место».

Из глухого леса вытекает речка Ингирь, протекает возле села Кужбал и впадает в речку Нельшу. В верхнем её течении стоят село и деревня Заингирь. Оба поселения по отношению друг к другу стоят за речкой, за Ингирем. Поэтому и называются оба – Заингирь. Местный краевед Г.Воронов пишет о Заингире: «Немецкий дипломат С.Герберштейн, побывавший в России в 1517 и 1526 годах в записках «О Московицких делах» отмечал,что в первой четверти XVI века между Галичем и Вяткой (нынешний Киров) разбойничали бродившие там черемисы, и что путешественники, когда направлялись из Москвы в Вятку, даже делали объезд на Вологду и Устюг. Присутствие черемис (марийцев) оставило немало марийских топонимов. К их числу относится и название села и деревни ЗаингирьКужбальского сельсовета. Своё имя они получили от протекающей по близости реки Ингирь, название которой от марийского «энгер»—«река». Префикс же «за» указывает на то, что это селение находится за этой рекой». Ещё много неизведанного в мире, на Руси и, в частности, в её сердце, куда входит Костромская область. Может костромские динозавры и мамонты ждут своего открытия? Итак, о чем же расскажут нам мерянские названия? Сохранившиеся из них подтверждают одну известную в истории закономерность: даже когда народы сменяют друг друга, названия рек остаются прежними. А иногда народы сменяют языки, оставаясь на своем месте. По названиям рек и озер можно судить о том, на каких языках говорили тысячи лет назад. Осознание своих финно-угорских корней наряду со славянскими позволит русскому народу ещё больше почувствовать себя исконными хозяевами своей Земли. Мы великий народ. Без финно-угорского упорства и трудолюбия, присущего всем этим народностям, русские бы не смогли освоить необъятные пространства Евразии.





Список источников и литературы.

  1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/113184/Черемисы

  2. Тафаев Г. И. Историямарийского народа в освещении А.Г.Иванова и К.Н.Санукова

  3. - ДемоскопWeekly — Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям. Костромская губерния.

  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F0%E8%E9%F6%FB

  5. Бунак В. В. Происхождение и этническая история русского народа по антропологическим данным. — М.: Наука, 1965

  6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/113184/Черемисы


Примечания

1Тафаев Г. И.Историямарийского народа в освещении А.Г.Иванова и К.Н.Санукова

2-ДемоскопWeekly — Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям. Костромская губерния.

3http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F0%E8%E9%F6%FB

4http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F0%E8%E9%F6%FB

5Тафаев Г. И. Историямарийского народа в освещении А.Г.Иванова и К.Н.Санукова

6Бунак В. В. Происхождение и этническая история русского народа по антропологическим данным. — М.: Наука, 1965

7Бунак В. В. Происхождение и этническая история русского народа по антропологическим данным. — М.: Наука, 1965

8http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/113184/Черемисы

9http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/113184/Черемисы

Автор: Герасимов Роман Александрович
Дата публикации: 15.02.2015

1 | 2



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Память - храним

Вторая Мировая война обрушилась на нашу страну как лавина, как смерч, осенью 1939 года. За шесть лет она сломала миллионы судеб, перемолола в своих жерновах жизни ни в чём не повинных людей…. Семьдесят лет на нашу дальневосточную землю приходит цветущая, соловьиная, мирная весна. И чем дальше уходят от нас грозные военные годы, тем ближе сердцу величие народного подвига, тем более масштабным представляется значение Победы над фашизмом..

Читать

Декабристы С. П. Трубецкой и С. Г. Волконский: жизнь и судьба

14 декабря 2015 года исполнится 190 лет со дня событий, произошедших на Сенатской площади в г. Санкт-Петербурге – восстания декабристов. Почти два столетия назад представители самых известных и знатных дворянских фамилий выступили за реализацию принципов гражданского общества – свободы слова, печати, собраний, передвижений, социальную справедливость, верховенство закона во всех сферах жизни, устранение сословных ограничений. .

Читать

Проблема и борьба с безграмотностью среди студентов АГУИ в 1942г.

Означенная проблема не являлась глобальной для становления и развития АГИИ в общей системе образования Хакасии. Но ее решение являлась достаточно весомым вкладом в формировании кадрового состава республики, ее дальнейшей профессиональной подготовленности и успешности..

Читать

Муса Джалиль: приговорён и оправдан по делу.

За что Муса Джалиль был признан опасным преступником и почему это решение оказалось ошибочным.

Читать

Рота особого назначения Балтийского флота и ее роль во Второй мировой войне

В летопись истории частей специального назначения нашей страны разведка ВМФ вписала не одну достойную страницу. Нам много, что известно о великих битвах Великой Отечественной войны. Но мы мало, что знаем о подвигах и героических поступках людей, чья деятельность многие годы находилась под грифом секретности. Только спустя десятилетия мы узнаем их имена. .

Читать

Либерализм в России

Возникновение либеральных идей в России связано с именем Александра I. Воспитанный швейцарцем Лагарпом, наследник Российского трона заявлял о желании «дать народу Конституцию, устроить его жизнь и удалиться». Именно с этими идеями Александр I вступил на престол. «Дней Александровских прекрасное начало» было ознаменовано рядом реформ: создание министерств (1802), указ «о вольных хлебопашцах» (1803), создание Государственного Совета (1810). Однако вскоре молодой император вошел во вкус, обладая безграничной властью. Проекты были приостановлены, а их организатор, М.М. Сперанский - арестован и сослан в Нижний Новгород..

Читать

Загадка старой фотографии

Этим летом в старом семейном альбоме я увидела фотографию, которая привлекла мое внимание. Старая, пожелтевшая от времени фотография на паспарту, по виду очень старая. Моя бабушка сказала мне, что на фотографии запечатлен её родной дед Мигунов Михаил Петрович. .

Читать

Три поколения моей семьи живут в мирное время

Три поколения моей семьи живут в мирное время. Три моих прадеда с первых дней Великой Отечественной войны были на фронте и не только они, но и их отцы. .

Читать

Становление и развитие православной школы России до духовно-учебной реформы 1808 года.

С 60-х годов XVIII в. утилитарный взгляд на образование стал постепенно сглаживаться, школы стали понемногу получать общецерковный и общегосударственный характер, не переставая, как и прежде, оставаться школами архиерейскими и специально-сословными, постепенно включаясь в общегосударственную образовательную систему..

Читать

Доблестные ветераны Великой Отечественной войны

Мы живем в стране, где история любой семьи тесно переплетена с историей Великой Отечественной войны. На протяжении многих веков тянущихся к нашему времени из глубин времён, память донесла до нас имена тех, кто своим бесстрашием, мужеством и беспредельной любовью к своей Отчизне доказал не словом, а делом свою любовь и верность Родине и её народу. Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter