↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Динозавры могли болеть раком
........................
В египетских мумиях не нашли ничего человеческого
........................
Дефицит и очереди: как идеология разрушила экономику СССР
........................
Брачные обычаи в Российской Империи. Возможен ли был развод?
........................
Дуэль в Российской империи
........................

1 | 2 | 3 | 4

Иван Мазепа - гетьман всея Русi

(Эссе)
Раздел: История России
Автор: Есин Геннадий Васильевич

"Німець скаже: «Ви моголи». «Моголи! моголи!» Золотого Тамерлана Онучата голі" І МЕРТВИМ, І ЖИВИМ, І НЕНАРОЖДЕННИМ ЗЕМЛЯКАМ МОЇМ В УКРАЙНІ І НЕ В УКРАЙНІ МОЄ ДРУЖНЄЄ ПОСЛАНІЄ [Тарас Шевченко. Зібрання творів: У 6 т.К., 2003.Т. 1: Поезія 1837-1847.С. 348-354; С. 737-740 http://litopys.org.ua/shevchenko/shev140.htm ]  

1

 

Вместо предисловия

Я не претендую на обладание истиной в последней инстанции и предупреждаю, что Вашему вниманию предлагается не кандидатская монография, а научно-популярное эссе. Уважая мнение каждого, откровенных недоброжелателей хочу попросить: «Опровергать чужую точку зрения следует на «холодную голову», спокойно, без истерического визга и брызганья слюной. А контрдоводы подтверждайте оригинальными материалами, а не пересказами чужих пересказов»!

С реальным уважением. Искренне Ваш, Геннадий Есин



В НАЧАЛЕ СЛАВНЫХ ДЕЛ

Иван Степанович Мазепа родился в: 1629, 1633, 1639, 1640, 1644… Год рождения точно неизвестен, однозначных данных о происхождении нет. Одни историки называют Мазепу «польским шляхтичем» (Ян Стефан-Адам Мазепа-Колединский), другие, в том числе и его современник, знаменитый церковный деятель Феофан Прокопович, утверждают, что Мазепа происходил из шляхты Правобережья и родился около 1640 года в Мазепинцах (ныне Белоцерковский район Киевской области). Вопрос о вероисповедании семьи (униатское, католическое, православное) достоверно не выяснен, хотя имя отца нашего героя - Стефан-Адам подобрано со вкусом, но вряд ли из православных святцев2, да и сам будущий гетман до определённого времени легко отзывался на имя «Ян».

Мазепа младший начал обучение в Киево-Могилянском коллегиуме3, доучивался тоже в коллегиуме, но уже в Иезуитском и в Варшаве. По протекции отца был принят ко двору короля Яна-Казимира «покоевым» шляхтичем. Чем очаровал монарха юный Мазепа неведомо, но выборный король Жечи Посполитой послал Мазепу-младшего за границу. Ян посетил Германию, Италию, Францию, а в Нидерландах даже изучал артиллерийское дело[1]. Его назначили черниговским подчашим, но придворная карьера полу-тёзки польского короля прервалась и довольно неожиданно. Вот как это объясняет историк Николай Костомаров: «Рядом с имением его матери жил некто пан Фальбовский, человек пожилых лет. Познакомившись в доме этого господина, Мазепа завел связь с его женою. Один раз, выехавши из дома, пан Фальбовский увидел за собою едущего своего служителя, остановил его и узнал, что служитель везет от своей госпожи к Мазепе письмо, в котором Фальбовская извещала Мазепу, что мужа нет дома, и приглашала приехать. Фальбовский велел служителю ехать с этим письмом к Мазепе. Сам Фальбовский расположился тут же ожидать возвращения слуги. Через несколько времени возвратившийся слуга отдал господину ответ, писанный Мазепою к Фальбовской, что едет к ней тотчас. Фальбовский дождался Мазепы. Когда Мазепа поравнялся с Фальбовским, последний бросился к Мазепе, остановил его верховую лошадь и показал ему ответ к своей жене. «Я в первый раз еду», - сказал Мазепа. «Много ли раз, - спросил Фальбовский у своего слуги, - был этот пан без меня?» Слуга отвечал: «Сколько у меня волос на голове». Тогда Фальбовский приказал раздеть Мазепу донага и в таком виде привязал на его же лошади лицом к хвосту, потом велел дать лошади несколько ударов кнутом и несколько раз выстрелить у нее над ушами. Лошадь понеслась во всю прыть домой через кустарники, и ветви сильно хлестали Мазепу по обнаженной спине. Собственная прислуга насилу признала своего исцарапанного и окровавленного господина, когда лошадь донеслась во двор его матери»[2].

Народное предание «пошлО» дальше: так и оставшаяся неустановленной лошадь, вынесла Мазепу не на собственное подворье, а на Правый берег Днепра, прямо в объятия гетмана Дорошенко. Документальных подтверждений народной легенде, я не нашел, но в те времена имели место дела и куда менее вероятные… «Один поляк – пан; два – Сейм; три… - драка». Жечь Посполита реально была самым… Нет, понятие «демократическое» здесь не подходит! Самым неуправляемым государством. Не верите!? Тогда послушайте московского дипломата Долгорукова, долгое время выполнявшего в Варшаве функции то ли посла, то ли шпиона: «Бог знает, как может стоять Польская Республика. Бог знает, какие безрассудные люди. Как бестии без ума ходят, не ведая, что над ними будет»[3]. В утешение полякам можно сказать, что в Малороссии ситуация обстояла «из рук вон хуже»...

Украинские историки тот временной период назвали коротко, но ёмко: «Руина». С 1663 года если на правом берегу Днепра правил один гетман, то на Левом – другой, если первый ориентировался на Польшу, то второй обязательно – на Россию. Исключением стал, разве что гетман Дорошенко, который взял, да и перешёл со всем своим правым берегом под покровительство Турции. Это ему не помогло, но с тех самых пор падишахи Османской Империи тоже приняли участие в малороссийском пасьянсе, назначая украинских гетманов из беглых казаков и молдавских господарей. Правда их власть не распространялась на территорию за речкой Днестр. Перца добавляла своенравная Сечь. Анархиствующие запорожцы были «по умолчанию» против любой власти, им было принципиально всё равно кого резать, лишь бы грабить, и здесь казаки часто находили поддержку у своих заклятых врагов-друзей – крымских татар. Правда, в глубине души «степные лыцари» ляхов ненавидели лютее (может оттого, что с московитами крестились на одну сторону!?). В общем, если уж совсем коротко, то «Руина» - это период, когда украинцы катували украинцев, то с помощью московитов, то поляков, то татар…

Но вернёмся к нашему герою… «Дорошенко отправил Мазепу к султану просить помощи у Турции, но кошевой атаман Иван Сирко поймал Мазепу на дороге, отобрал у него грамоты Дорошенка и самого посланца отослал в Москву. Мазепа своим показанием на допросе сумел понравиться боярину Матвееву…, был допущен к государю Алексею Михайловичу и потом отпущен из Москвы»[2].

Дорога, на которой запорожский атаман поймал Мазепу, вела в татарский Крым, но любопытно иное: Иван Степанович, ротмистр надворной хоругви4, вёз не только богатые подарки от правобережного гетмана, но и «пятнадцать пленных Козаков(!), отправленных Дорошенком(!) в дар Хану»[4].

С честью провалив дипломатическое поручение, Мазепа обосновался на Левом Берегу у гетмана Самойловича. Начав карьеру практически с ноля, Мазепа «вырос» до Генерального Есаула и в благодарность принял активное участие в заговоре против своего начальника и благодетеля, а потом… Впрочем: «Всему своё время, и время всякой вещи под небом[5]».

Не этично спорить с тем, кто уже не может ответить, но «приглашённый» профессор Гарвардского университета Александр Оглоблин отрицает подпись Мазепы в доносе на гетмана Самойловича. Безусловно им там, за океаном виднее! Но это ещё не всё! Коллаборационист и фашистский бургомистр города Киева сделал важное открытие, которым поспешил поделиться со всем миром, естественно на украинском языке: «… донос поданий «в таборъ над ръчкою Коломаком», тоді як справді це було ще на р. Кильчені»[6]. Во как! Триста лет все ошибались, а историк из века XX взял да и открыл глаза мировой общественности… Только источник информации украинский эмигрант так и не рассекретил, в отличие от Бантыш-Каменского - историка из века XIX, который не только полностью привёл текст «закладной» с местом и датой, но и прилежно указал, откуда им взят документ: «Из коллежского архива»[7].

«Бантыш – «лицо» заинтересованное»!?.. Ладно… Тогда вот вам исследователь не русской национальности из столетия XVIII. Александр Ригельман также привёл полный текст «Челобитной Генеральных Старшин и всего войска Малороссийскаго: об измене и о многом неистовстве Гетмана Ивана Самойловича», рассекретив и место: «В табуре над речкою Коломаком, в лето 1687, июля 7 дня…», и фамилии заговорщиков, в числе коих: «… Иван Мазепа, есаул войска Их Царского Пресветлого Величества из Генеральных…»[8].

С местом и с действующими лицами похоже разобрались, теперь постараемся найти ответ на извечный вопрос:

КТО ВИНОВАТ

Всё тот же Бантыш-Каменский главным резоном смещения Самойловича назвал провал первого крымского похода под руководством боярина Голицына. Справедливости ради отметим, Самойлович был одним из немногих, но весьма последовательных противников сего анабазиса. Впоследствии «дело на Коломаке» (перевыборы гетмана - Г. Е.) выставили особенной заслугой новгородскому князю, но тогда, после провала похода, ситуация для Василь Василича складывалась очень и очень непросто!.. Слишком было много недовольных - все только и ждали, когда же оступится фаворит, оттого найти формального виноватца и для боярина Голицына, и для царевны Софьи было делом, если не чести, то семейного спокойствия – точно. Судите сами…

Грозовой месяц май. Объединённое русско-казацкое войско численностью более 150 тысяч пищалей и сабель двинулось на юго-запад от реки Самары. Загорелась степь… По одной из версий это сделали татарские лазутчики, по другой – ударившая в землю молния. Армия, углубившись в выжженную пустыню, остановилась... Пошёл дождь, появилась вода, но чем кормить лошадей? Войска покатились назад, неся не «боевые» потери; война была проиграна, не успев начаться…

«Тогда, честолюбивый сей человек, для сокрытия такого позора, еще более запятнал себя в Истории. По совету лукаваго Мазепы сложил он всю вину на Самойловича, и коварный Асаул, преклонил 7 Июля некоторых Старшин послать тайным образом на несчастнаго Гетмана следующий донос»[9]. «Честолюбивый сей человек», и «он» - это Василий Васильевич Голицын в одном лице. Отметим, сперва казацкий донос передали князю, и только потом Голицын переправил его в Москву. Отсюда следует вывод: «Имел место не просто заговор, а сговор Голицына и Мазепы, а придумал эту многоплановую акцию – наш герой». Справедливости ради озвучим и иную точку зрения: «Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича … и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу»[2].

Теперь по сути обвинений, выдвинутых против Самойловича. Сейчас в моей стране за весь перечень гетманских «злодеяний», а это без малого 26 пунктов, даже депутатскую неприкосновенность не снимут. Ерунду всякую до кучи свалили и количеством взяли… Казнокрадство, злоупотребление служебным положением, взятки за получение должностей… Но если серьёзно, попадаются действительно абсурдные обвинения - и в поджоге степной травы и, «когда ему в поход болезным очам солнечной зной докучал, говорил: се неразсудная война Московская…»[7]. Ну, не было тогда солнцезащитных очков, вот и раздражался уже немолодой гетман!

Отступившее войско переправилось через речку Коломак и 21 июля раскинуло стан на левом берегу. Сюда и «пригнал» гонец из Москвы с повелением: «Великие Государи … Ивану Самойлову быть гетманом не указали…»[10]. В казачий лагерь, окружённый на всякий случай русскими «выборными полками и стрельцами» (уж очень непредсказуемы были московские союзники, оттого их и блокировал «спецназ»), приехал светлейший князь Голицын. «Советовано было о пожитках оставленного гетмана, при сём боярин и воевода объявил, что хотя всё его имение (Самойловича - Г. Е.) по силе государственных уставов, на государя отписать надлежало, однако ж он будет стараться, чтоб половина из того козацкому войску отдана была… предложил он им генерального есаула Ивана Степановича Мазепу»[11].

«Любо!», - порешил казачий круг, и выкрикнули «щиры лыцари стэпу» гетьманом обоих сторон Днепра и Войска Запорожского… А почему бы и нет!? Не Борковского же, в самом деле – известного скрягу и чуть ли не упыря5! Тем паче, «большого полка дворовый воевода, царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель» предложил за правильный, «по понятиям» сделанный выбор, ПОЛОВИНУ имущества низложенного гетмана! Насчёт «половины» светлейший слово сдержал… Через двести пятьдесят лет Вождь и Отец Народов 1/6 части суши Иосиф Виссарионович Сталин тоже полагал, что «кадры решают всё». Но к нашей истории эта не имеет никакого отношения!

«Гетманом был назначен Мазепа, тип малоросса, воспитанного польским игом и татарским соседством… О Голицыне говорили, что он не забыл себя при конфискации имущества гетмана. Документально подтверждается, что он позволил новому гетману подарить ему 10 000 рублей»[12]. Призываю вместе восхититься изяществом оборота: «… позволил … подарить…»!

И, что!? Самойловича безвинно оболгали!? Так, да не совсем!.. «Напоследок открылось, что он (Самойлович - Г. Е.) с татарами имел тайное согласие и заключил с ними союз, после которого намерен был освободить свой народ от российского подданства и учинить себя самодержавным государём; а татары также Порте6 больше повиноваться не хотели … в чём оба народа друг другу, при нужном случае, помогать обязались»[8]. Левый берег тяготился московским подданством, Крым - стамбульским…

ВЕРОЙ И ПРАВДОЙ

служит Мазепа и принимает активное участие во втором крымском походе боярина Голицына. А в 1689 году во время пребывания в Москве украинский гетман умудряется понравиться молодому Петру… По странному стечению обстоятельств, именно с этого года «на верх» начинают поступать доносы, в которых муссируется одно и то же: «Мазепа - лях, он дружит с поляками и желает завести на Украине польские порядки. Мазепа намерен изменить московскому царю и перейти на сторону его врагов». Доносчикам упорно не верят, их пытают, а царь Пётр всё более… уверяется в преданности Мазепы. А после… Да много чего было после: помощь в постройке русских пограничных городков; казацкое восстание Кондратия Булавина; моровая язва; отражение походов самозваного гетмана Петрика; участие в двух кампаниях против турецкого Азова…

Прогибаться под и юлить между… Жечь Посполита, Московия и Османская империя никак не могли провести новые границы, норовя проложить их именно через Украйну… Сосед, Крымский Хан, то - непредсказуемый друг, то - заклятый враг … Ограниченная и жадная казачья старшина… Народ… Впрочем, народ, как в своё время верно подметил Александр Сергеевич Пушкин: «Безмолвствовал»[13]… А в спину уже давно и шумно дышали другие – такие же беспринципные, но более молодые и более бедные, и чтобы удержать шаткую власть, гетману надо было любой ценой сохранить доверие, набирающего силу молодого царя. И служил гетман верой и правдой…

«В наступившем 1699 году Мазепа имел счастие видеться в Белгороде с государём и получил от него учреждённую вновь Кавалерию Святого Апостола Андрея Первозванного»[11]. Пётр Алексеевич лично наградил Ивана Степановичасамым высшим орденом Московского царства, а затем и Российской империи, под номером два8. Российский самодержец оказался в списках награждённых только шестым. Девиз ордена гласил: «За веру и верность»…

А В ЭТО ВРЕМЯ НА ДРУГОМ БЕРЕГУ

После падения гетмана Дорошенко, в результате перманентных опустошений производимых поляками, русскими, татарами, турками и самими казаками, население Правого берега сократилось и преизрядно. Однако с избранием королём Яна Собеского поляки решили возродить казачество, с той же целью, с какой оно первоначально и возникло: для защиты пределов Жечи Посполитой. Король принялся рассылать офицеров с поручением набирать всякого рода сброд и организовать из них казаков. В 1683 году назначил им и гетмана - шляхтича Куницкого. Правобережных казаков насчитывалось уже что-то около восьми тысяч, но… «Недолго музыка играла»… Менее чем через год сумасбродная вольница казнила назначенного предводителя и выбрала себе другого с многозначительной кличкой – «Могила». Но к этому времени большая часть правобережных шибай-голов отъехала на противоположный берег, и у Могилы оставалось не более двух тысяч сабель. Но король польский не унимался и в 1685 году убедил сейм проголосовать закон о восстановление казацкого сословия. Не успели паны принять сей исторический документ, как в Полесье и на Волыни начались форменные беспорядки. Одни шляхтичи набирали людей в казаки, другие жаловались, что новые казаки производят буйства и разорения панских маетков…

В начале XVIII века очередной правобережный гетман Самусь объявил крестьянам вечную свободу от панов и призвал селян к оружию. Началась новая отчаянная война подданных против господ. Шляхта составила ополчение и потерпела поражение. 16 октября 1702 года казаки овладели Бердичевым и устроили там очередную бойню….

Чем лучше узнаёшь людей, тем больше нравятся собаки

Свидетельства, приведённые ниже, относятся к более раннему периоду, но уверяю: за прошедшие после них пятьдесят лет ничего не изменилось. Да, что там пятьдесят, за четыреста!..

Звери на подобное не способны, а определение фактам, скрупулёзно изложенным Натаном Ханновером9, историки ещё не подобрали. Его отец, равви Моше, был убит в городе Остроге в 1648 году, а сам Натан проживал в местечке Заслав…

«С некоторых живьём сдирали кожу, а плоть бросали собакам; некоторым отрубали руки и ноги, а тела вытаскивали на дорогу, под колеса телег и копыта лошадей; некоторым нанесли множество ран и бросили умирать мучительной смертью. Они срывали одежду с женщин и забивали их до смерти..., иных закапывали живьём. Младенцев убивали на коленях их матерей… резали на куски как рыбу... Других детей протыкали копьями…»[14]. Опасаясь за ваши нервы, выше приведена только незначительная часть цитаты, дальше - ещё безобразней, ещё ужасней, ещё… безумней. Отметим, что под словом «они» еврейский летописец подразумевает славных казаков батьки Хмеля…

Современные историки не оспаривают реальность изложенных фактов, не сходятся только в количестве жертв. Потери еврейского народа за этот период оцениваются от 10 000 до более чем в 100 000 человек, Натан Ганновер назвал цифру 80 000. До сих пор точное число убитых и замученных не известно и никогда не будет установлено, однако, практически все источники соглашаются с фактом тотального исчезновения еврейских общин на территории, охваченной национально-освободительной войной под руководством Зиновия Хмельницкого.

«Самое ужасное остервенение показывал народ к иудеям: они осуждены были на конечное истребление, и всякая жалость к ним считалась изменою. Свитки Закона были извлекаемы из синагог: казаки плясали на них и пили водку, потом клали на них иудеев и резали без милосердия; тысячи иудейских младенцев были бросаемы в колодцы и засыпаемы землею…»[15].

Повторюсь ещё раз: источники сообщают не об отдельных поступках обезумевших садистов-маньяков, так вела себя основная масса украинских повстанцев. Не мне и не здесь разбирать причины столь лютой патологической ненависти представителей одного народа к другому, это задача для спокойной объективной и взвешенной работы переводчиков, следователей, историков, философов, психологов и… психиатров. Позволю только один вопрос: «Если то, что вытворяли с иудеями не геноцид, то как ещё нужно измываться над людьми, чтобы преступления было таковым признано»?..

Читать об этом страшно, а делать вид, что ничего подобного не происходило – страшно безнравственно… Нельзя сдувать пыль с позолоченного и героизированного прошлого, предварительно не признав его и не покаявшись в реально СМЕРТНЫХ ГРЕХАХ, потому что ТАКИЕ преступления не имеют срока давности! За пять лет до смерти ныне покойный папа римский Иоанн-Павел II попросил прощения у Бога и людей, в том числе за нетерпимость и злодеяния, причинённые крестоносцами иудеям и мусульманам10. А крестовые походы отстоят от нас намного дальше, чем восстание Зиновия Хмельницкого.

Автор: Есин Геннадий Васильевич
Дата публикации: 20.09.2012

1 | 2 | 3 | 4



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Жизнь подарившие детям

С самого раннего детства моя мама мечтала быть учителем. Все, кто её окружал, старались отговорить от этой затеи: учителя в школе, родители и сестра - дома..

Читать

Гастрономические бренды советской эпохи

Гастрономические бренды советской эпохи.

Читать

Экспонаты школьного музея рассказывают

Краеведческий материал, собранный и хранящийся в музее, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества нашего города, области и страны в целом. Практика исследовательской работы показывает, что использование музейных экспонатов на уроках и уроки краеведения на базе музея значительно облегчают усвоение курса истории России, делают наши знания более прочными и глубокими. .

Читать

Фронтовые письма как отражение эпохи (по материалам школьного музея «Прикосновение к судьбе»)

Анализ фронтовых писем солдат Великой Отечественной войны является составной частью изучения истории войны. Выбор темы исследования обусловлен необходимостью изучения обширного и малоизученного комплекса неопубликованных эпистолярных источников — фронтовых писем, хранящихся в школьном музее гимназии №139 “Прикосновение к судьбе”. Это позволит существенно расширить источниковое поле исследований истории Великой Отечественной войны, детализировать целостную картину войны конкретно-историческим материалом. Этим обуславливается актуальность данной работы..

Читать

Источники устного происхождения в ракурсе истории повседневности

История повседневности – одно из современных направлений развития исторической науки. Интерес к повседневным социальным практикам сформировался во второй половине XX века в процессе становления так называемой «новой истории»..

Читать

Коллективизация нашего села

Я живу в селе Кайбицы Буинского муниципального района Республики Татарстан. И очень интересуюсь историей своего села. А вам я расскажу о колективизации в нашем селе. И о тех людях, которые принимали активное участие..

Читать

Мой прадед – герой.

Я всегда интересовался историей своих предков. И вот, я решил начать со своего прадедушки – Зотова Андрея Сергеевича. .

Читать

Икона «Утоли моя печали» в жизни кубанских казаков

В жизни православного человека во все времена огромное значение имело почитание икон или образов святых. Икона не только освящала помещение церкви, собора, монастыря, но и играла значительную роль в общественной и культурной жизни православного населения Кубани. Она оберегала жилища, семьи, станицы и города. .

Читать

Никто не забыт – ничто не забыто

История семьи, Фадеенко Ангелина.

Читать

Глава VI . Исламизация Чечни в XVI-ХVIII вв. как фактор этнической консолидации нахов-чеченцев // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

До наступления ХУ1 столетия практически все нахское население Северо-Восточного Кавказа от р. Терека на западе до бассейна рр. Аксай-Акташ на востоке, в этнографическом плане являвшееся единообразным, разделяло древние языческие культы, связанные с обожествлением сил природы и поклонением "потусторонним" силам. В общественном сознании горцев господствовала мифологическая картина мироздания..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter