↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Найден пролежавший 400 лет на морском дне легендарный корабль
........................
Названа настоящая родина домашних лошадей
........................
Надпись из прошлого предупредила о климатической катастрофе в Египте
........................
Причины гибели «Титаника» нашли в космосе
........................
Лицо древнеегипетского мальчика восстановили по портрету
........................

Исторический опыт в становлении высшего образования Южной Сибири (1939-1991гг.)

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Макарова Светлана Сергеевна

Цель работы : выявить основные направления , этапы и закономерности в развитии , формировании ступени высшей школы Южной Сибири в 1939-1991гг. А так же обобщение наработанных знаний и возможных предположений в рамках разрабатываемой темы.

 

Задачи:

1.Изучить и рассмотреть процесс становления ступени высшей школы Южной Сибири в 1939-1991гг.

 

2.Выявить особенности и типичные черты данного процесса.

Соблюдая корректное отношение к национальным особенностям и традициям

Дать справедливую оценку развития национально-территориальных единиц.

 

3.Объект исследования : Процессы формирования и становления ступени высшей школы Южной Сибири в 1939 -1991гг.

 

Предмет исследования : Учебные учреждения Южной Сибири .

 

Актуальность исследования.

Развитие высшей ступени образования Южной Сибири -уникальный и кропотливый процесс, ни один момент из сложной действительности XX не прошел мимо системы высшей школы Хакасии , Республики Тыва или республики Алтай , структура образования формировалась благодаря общим образовательным процессам проходящим в СССР.

Научная значимость: исследования продиктована общими тенденциями развития национальных регионов : автономной области Хакасия ,Тувинской народной республики, Республики Алтай. В советский период данные территориальные единицы носили означенные названия, измененные в наши дни, соответственно - республика Хакассия , республика Тыва, республика Алтай .Рассмотреть стратегию развития и становления высшей школы Южной Сибири на примере национальных регионов тем интереснее , что в них как правило происходило не только становление образовательной ступени , этот процесс сопровождался другими сложными моментами как то – становление автономий. присоединение к России (СССР) на правах сотрудничества , борьба с неграмотностью , формирование национального языка.

 

Немного углубимся в историю вопроса. И выясним , что из себя представляет дефиниция «исторический опыт» и «историческое знание».

Как правило, результатом проведения исторических исследований становиться накопление исторического опыта.

В работах современного исследователя профессора В. В. Алексеева разделяется понятия «исторический опыт» и « историческое знание». Причем первенство оставляется за «историческим знанием», оно первично по отношению к «историческому опыту»

«Такой подход позволяет осмыслить историческую ситуацию не просто как свершившийся факт, а как сложную вероятностную взаимосвязь между возможностью и действительностью, между прошлым и настоящим, что позволяет исследовать объективно».i По мнению того же Алексеева устоявшегося понятия «исторический опыт» не существует т.к. оно сводиться к историческим штампам.ii

Первенство в рассмотрении «исторического» опыта как самостоятельного

теоретического аспекта исторических знаний принадлежит Франклину Р. Анкерсмитуiв книге «Возвышенный исторический опыт

понятие «Исторический опыт»- имеет строго определенное значение, но если мы перефразируем и проанализируем его с позиции актуальности получиться буквально следующее: «Исторический опыт – это то, что не подвержено забвению».

Ф. Анкерсмит выделяет четыре вида забвения, квалифицируя их следующим образом:

1. Произошедшее событие не имело никакого, значения, но стало важным впоследствии.

2. Произошедшему событию мы не уделили должного внимания т.к ранее просто не осознавали его значимости..

3 . Событие болезненно для воспоминания и его проще забыть нежили помнить.

4. Событие забыли, потому что, изменилась его трактовка.ii

Исходя из предположений Ф Анкерсмита изучение истории не возможно по причине субъективности историков, освещающих события прошлого и аккумулирующих их через призму своего виденья, а так же по причине субъективности современников чрезвычайно увлеченных идеологией.iii

Следовательно, для современных исследователей не остается выбора, как исключив историю из разряда наук отнести ее к прикладному знанию.

Что само по себе неприемлемо т.к. история, как объективная реальность, существовала еще до появления исследователей и если бы процесс, освещения событий по какой- либо, причине не состоялся, то это не означает что, события вовсе бы не происходили.

Сциентизм – т.е. отрицание самой науки происходит из- за завышенных ожиданий, предъявляемых последней в преддверии неких результатовiv.

Освальд Шпенглер в своем труде «Закат Европы» констатировал интереснейший факт , по его мнению люди античности жили без прошлого, долгое время не осознавая и не страдая от данного обстоятельства, т.о мировоззрение и мироощущение людей данного периода существенно отличалось от мировоззрения людей обладающих историческим знанием и опытом. Первые записанные воспоминания составили первый «исторический опыт» и в последствии сформировали историю, как науку. Такое отношение к письменному источнику в какой-то мере повлияло на то , что основную «Идею изучения истории» Ф Анкерсмит видел исключительно в исторических текстах.v

С точки зрения историка изучение данного предмета намного шири того, что предлагает Ф.Анкерсмит существует масса других источников предполагающих изучение истории, не опираясь на письменные структуры. Существуют цивилизации и целые исторические периоды, не оставившие о себе письменных сведений.

Что делать с эпохой динозавров или этрусками населяющими территорию, на которой, впоследствии обоснуются римляне. Исходя из выводов нидерландского философа, мы не можем изучать эпоху динозавров, ведь эти гиганты не умели писать, да и этруски о себе ничего не оставили в письменном варианте, но можем ли мы предположить, что их вовсе не существовало. Наконец существует масса письменных источников до настоящего момента не расшифрованных, означает ли это , что народы оставившие по себе тексты не подлежащие , в силу узости наших знаний, расшифровки, вовсе не существовали.

Следовательно притягательная и во многом справедливая теория Ф. Анкерсмита к сожалению не охватывает всего многообразия существующих источников, поэтому верна лишь в той части, что рассматривает письменные сведенья. Помимо письменного источника существуют данные археологии, архитектура, этнография и многое другое, так же косвенным образом свидетельствующее о прошлом.

Само отношение к письменному источнику у Ф. Анкерсмита приобретает оттенок завышенных ожиданий . Непогрешимость письменных сведений возводится в абсолютную истинность.

Можно согласиться с мнением М Оукшотта vi считающим, что исторический, письменный источник, связан с миром идей, но как быть с тем, что создается практикой повседневной жизни.

Неоспоримым фактом, является то обстоятельство, что история совершается людьми в настоящем. И в этом «настоящем» как в существующей реальности и отрезке данного, конкретного времени люди мало заботятся о будущем, потому что не помнят, или не задумываются о нем. Но даже те, кто в силу каких – либо обстоятельств вынужден это делать, не думают о будущем как о чем, то далеком и великом. Ведь будущее- это уже завтрашний день.

Мы не говорим в повседневной жизни – «пойду на почту оставлю источник для потомков», «пойду на почту отобью телеграмму». Не говорим, «выйду в интернет отправлю источник другу», или «возьму телефон, отправлю источник дочери »

В повседневной жизни это прозвучит « возьму телефон отправлю смс дочери».

Судьбу этих сообщений мы не сможем предугадать, возможно, что-либо из них останется и послужит источником для дотошных историков, но большая часть исчезнет в пучине времени потому что, произошедшее событие не имело никакого, значенияvii.

«Исторический опыт» это ничто – иное, как субъективное виденье историка, сказал бы Ф. Анкерсмит.

Поэтому история не может ничему ни научить, ни составить верный, исторический прогноз, т.к. все, что не делает историк или исследователь пытаясь выжать из письменных источников, что – либо похожее на «исторический опыт» - субъективно и возможно не отражает объективной реальности. История же направлена на то , что бы подобные прогнозы моделировать, прогноз есть продукт истории.

В видении Поля Рикера « История — это свершившаяся история, которую, историк постигает в истине, то есть в объективности; но это также и текущая история, которую мы, создаем и воздействие которой испытываем». viii

Собственно Поль Рикер пытаясь выявить истинность «исторического знания» приходит к неоднозначному выводу, а почему собственно субъективное виденье историка заведомо ложное. Существует бесконечное множество верных истин, не всегда копирующих и подтверждающих друг друга, иногда даже противоположных, однако мирно сосуществующих. История многолика.ix

Исторический опыт ассиметричен - это своеобразная дистанция между прошлым и будущим.x

Грань между этими реальностями и осознание этой грани и есть собственно «историческое знание». Выводы, которые делает исследователь, формируют дефиницию «исторический опыт».

Освальд Шпенглер в своем известном труде «Закат Европы» исторический опыт приравнивал к «пережитому», которое никогда не повторяется и носит направленность необратимости.

Работа же историка заключается в созерцании процесса истории, причем необходимым условием такого созерцания является абсолютная свобода историка от идейных, политических и иных норм, его вневременность.xi

Исторический опыт это базис для вероятных сценариев будущегоxii.

Но может ли человеческая память, существующая в условиях последовательной смены «образов» создать единый проект человечества- цивилизации.xiii

Теории философов и мыслителей XIX века, начиная от Маркса и заканчивая Бердяевым, ответили бы утвердительно, практика XX века разрушила многие стройные и внешне привлекательные идеи.

Невозможность отразить реальность в единой стройной структуре, имеет субъективную причину, по мнению профессора, В. В. Алексеева она кроется в «краткости человеческой жизни по сравнению с длительностью исторического процесса и ограниченности возможностей людей извлекать уроки из прошлого»xiv.

Для осознания «исторического опыта» как самостоятельной дефиниции необходимо временное пространство.

Не смотря на субъективность виденья историк, должен делать прогнозы будущего исходя из переосмысления и переработки прошлого. Без представления таких выводов исчезнут многие поучительные события, канут в лету уроки тирании и разрушительные события войн XX века, ужасы межнациональных конфликтов и терроризма. «Для кого существует история?» В свое время задался вопросом Освальд Шпенглер и сам же ответил - « Без сомнения, для каждого, поскольку каждый является элементом истории»xv.

Основной проблемой современной истории является методология , и тот

факт какими методами стоит изучать историческое пространство прошлого и современности .

Одним из таких методов является компаративный метод .

Его новизна относительна, сами новаторы данного метода с улыбкой говорят о его «древности» относя возможное возникновение метода, как способа собственно исторического изучения к началу XX века.

Компаративный метод трактуется как метод исторического сравнения, позволяющий выявить общее и особенное в исторических явлениях.

Формами корпоративного метода является сравнительно -сопоставительное, историко-типологическое, историко-генетическое сравнениеxvi.

В рамках междисциплинарного подхода компаративный метод становиться весьма актуальным т.к позволяет изучить общества далекие друг от друга во временном и географическом пространстве, а так же общества близкие друг к другу и имеющие общие истоки.xvii

Учитывая особенности становления и развития системы высшего образования Южной Сибири в 1939-1941гг , применение данного метода делает весьма эффективными предполагаемые результаты т.к. метод позволяет

1.Выявить общие тенденции развития .

2. Дает цельное представление об историческом пути развития.

3, Позволяет выявить трудности общественного развития.xviii

Бурное экономическое, социальное, культурное развитие регионов Южной Сибири в начале XXI века , ставит систему высшего образования перед проблемой соответствия реалиям сегодняшнего дня в рамках существующего развития экономической инфраструктуры . В подобных условиях возникает оправданная закономерность , желание обратиться к историческому опыту прошлого. С целью извлечения полезного , для возможных инновационных разработок , т.к. решение современных проблем высшего образования не мыслимо без позитивного и творческого использования наработок прошлого, следовательно дефиниция «исторический опыт» и «историческое знание» приобретают естественную практическую значимость и необходимость .

 

 

Примечание.

iАнкерсмит Ф. Р. Возвышенный исторический опыт. –М.: Издательство «Европа», 2007. –612 с.

iiАнкерсмит Ф.Р. Возвышенный исторический опыт. –М.: Издательство «Европа», 2007. –613 с.

iiiТам же.

ivКусаинова А.Л. История наука в эпоху постмодерна/ Вестник Волжского государственного университета 2004 № 9

vАнкерсмит Ф.Р. История и тропология: взлет и падение метафоры./ пер. с англ. М. Кукарцева, Е. Коломоец, В. Катаева - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 496 с.

viКостякова Ю.Б.Исторический опыт: от понимания сущности к определению термена.// Исторические. Философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросу теории и практики: Тамбов: Грамота 2012 №12 С 98-105.

viiАнкерсмит Ф.Р. Возвышенный исторический опыт. –М.: Издательство «Европа», 2007. –612 с.

viiiРикер П. История и истина / Пер. с фр.; — СПб.: Алетейя, 2002 г. С 400 .

ixТам же.

xОлейников.

xiШпенглер О. Ш. Закат Европы / Пер. с нем. под ред. А. А. Франковского

xiiКостякова Ю.Б.Исторический опыт: от понимания сущности к определению термена.// Исторические. Философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросу теории и практики: Тамбов: Грамота 2012 №12 С 98-105.

xiiiРикер П. История и истина / Пер. с фр.; — СПб.: Алетейя, 2002 г. С 400 .

xivАлексеев В.В Прошлое на службе будущего (к вопросу о возможности прогнозирования на основе исторического опыта)/. Тезисы докладов II Международной конференции Математическое моделирование исторических процессов / И ПМ им. М.В.Келдыша РАН Москва, 2007

xvШпенглер О. Ш. Закат Европы / Пер. с нем. под ред. А. А. Франковского.

xviБориснев. СВ. Компаративность истории мировых цивилизаций и России.// Армия и общество . 2009 №2.

xviiРомадина Т.И. Компаративный метод в контексте междисциплинарного синтеза: опыт исследований М.Блока.// Известия Иркутской государственной экономической академии 2007 № 2

xviiiТам же.

iАлексеев В.В Прошлое на службе будущего (к вопросу о возможности прогнозирования на основе исторического опыта)/. Тезисы докладов II Международной конференции Математическое моделирование исторических процессов / И ПМ им. М.В.Келдыша РАН Москва, 2007.

iiТам же. 


Дата публикации: 11.12.2014
1



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Письмо прадеду

Вот уже 70 лет прошло с тех пор, как ты не вернулся с фронта. В мае 1943 в нашу семью пришла похоронка со словами: «Пропал без вести» И осталась, дедушка, твоя молодая жена (ей было всего 21 год) с маленьким сыном. Ты из её писем знал, что назвали его Колей, но так и не увидел своего сыночка..

Читать

Социальная однородность советского общества как проблема государственного управления

Вопрос о трансформации социальной структуры общества играл важную роль в коммунистической идеологии. Построение бесклассового общества, в котором отсутствовали бы антагонистические классы, провозглашалось важнейшей целью общества. В. Ленин считал, что главным условием создания бесклассового общества является диктатура пролетариата .

Читать

Источники устного происхождения в ракурсе истории повседневности

История повседневности – одно из современных направлений развития исторической науки. Интерес к повседневным социальным практикам сформировался во второй половине XX века в процессе становления так называемой «новой истории»..

Читать

Дети тыла

Навеки останется в памяти людей дата 22 июня 1941 года. Война! Гитлеровские полчища ринулись на нашу землю, сея смерть, разрушения, неся угрозу гибели всему, что создано человеческим трудом. 1418 дней и ночей великих испытаний выпали на долю не только взрослых, но и детей. Война поглотила детство у тысячи девчонок и мальчишек. Отучила их плакать. Постоянно не доедая, в холоде, преодолевая суровые условия, дети, как и взрослые, делали все, что было в их силах, чтобы приблизить день победы над захватчиками. Пожалуй, нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война, которая не пережила бы тяжесть военных лет..

Читать

Деятельность Астраханского городского совета по улучшении здравоохранения трудящихся в 1920-е годы.

Деятельность Астраханского городского совета по улучшении здравоохранения трудящихся в 1920-е годы. .

Читать

Человек Сталинграда или невымышленная жизнь незабытых людей

Наименее освещенной в свете современной исторической науки является проблема воспроизводства и сохранения региональной истории и культуры, которая весьма значительно влияет на современные региональные национально-этнические, социальные, экономические и политические процессы. Государственническая школа исторических исследований повсеместно искоренила понятие личности и ее значимости в недавней ретроспективе. .

Читать

Златоустовский (Косотуровский) комбинированный завод Масаловых на Южном Урале в XVIII в.

На Южном Урале во второй половине 18в. бурно развивалась горнозаводская промышленность. Особенностью региона было отсутствие казённого и господство парктикулярного горнозаводского строительства. Крупными горнозаводскими предпринимателями на Южном Урале были тульские купцы Масаловы. Ими было построено 8 горных заводов, в том числе, 2 медеплавильных, 2 доменно-плавильных, 2 молотовых, 1 комбинированный и 1 вспомогательный. Среди заводов наиболее крупным был – Златоустовский. После хозяйственных потрясений и скандального раздела имущества Масаловых Златоустовский завод, находившийся в стадии строительства, достался Максиму Масалову. .

Читать

Люди бессмертного подвига

Да, они солдаты Великой Отечественной войны, люди бессмертного подвига, кто не щадил себя во имя общего дела достойны повседневного и чуткого внимания. 1418 дней сражались они, не жалея ни сил, ни крови, ни самой жизни чтобы одержать выдающуюся победу над фашизмом, спасти свою страну и мир от гитлеровского порабощения. И они одержали её. Этот подвиг советских солдат, подвиг, не имеющий себе равного во всей истории человечества, высечен нестирающимися знаками в сердцах всех живущих на земле, всех, кому дороги свобода и мир. Чистое голубое небо и счастливая детская улыбка. .

Читать

Герои моей малой Родины сквозь века

Нижнее Анчиково. Небольшая деревня в Чувашии. Таких селений в нашей необъятной стране многие тысячи. Но как же близка для каждого родная деревня! Она – синоним Родины. России есть кем гордиться, много у неё героев. Мне же хочется рассказать о выходце из малюсенькой деревушки Нижнее Анчиково, о человеке, который первым из чуваш получил звание Героя Советского Союза. Сергей Николаевич Бутяков, он – первый среди первых, лучший из лучших. Как же случилось так, что скромный чувашский паренёк прославил наш Козловский район?.

Читать

Проблема столичного статуса Киева XI-XII веков.

Вопреки широко распространенному представлению о том, что Киев являлся столицей древнерусского государства, имеет место быть утверждение, объясняющее статус Киева как общерусского центра только в качестве митрополии константинопольского патриарха..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter