↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Российские ученые разбудили спавшие десятки тысячелетий организмы
........................
На рисунках Леонардо да Винчи нашли следы людей
........................
Ученые нашли связь между наскальными рисунками и галлюциногенными веществами
........................
Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................
Раскрыта жизнь динозавров до падения астероида
........................

Исторический опыт в становлении высшего образования Южной Сибири (1939-1991гг.)

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Макарова Светлана Сергеевна

Цель работы : выявить основные направления , этапы и закономерности в развитии , формировании ступени высшей школы Южной Сибири в 1939-1991гг. А так же обобщение наработанных знаний и возможных предположений в рамках разрабатываемой темы.

 

Задачи:

1.Изучить и рассмотреть процесс становления ступени высшей школы Южной Сибири в 1939-1991гг.

 

2.Выявить особенности и типичные черты данного процесса.

Соблюдая корректное отношение к национальным особенностям и традициям

Дать справедливую оценку развития национально-территориальных единиц.

 

3.Объект исследования : Процессы формирования и становления ступени высшей школы Южной Сибири в 1939 -1991гг.

 

Предмет исследования : Учебные учреждения Южной Сибири .

 

Актуальность исследования.

Развитие высшей ступени образования Южной Сибири -уникальный и кропотливый процесс, ни один момент из сложной действительности XX не прошел мимо системы высшей школы Хакасии , Республики Тыва или республики Алтай , структура образования формировалась благодаря общим образовательным процессам проходящим в СССР.

Научная значимость: исследования продиктована общими тенденциями развития национальных регионов : автономной области Хакасия ,Тувинской народной республики, Республики Алтай. В советский период данные территориальные единицы носили означенные названия, измененные в наши дни, соответственно - республика Хакассия , республика Тыва, республика Алтай .Рассмотреть стратегию развития и становления высшей школы Южной Сибири на примере национальных регионов тем интереснее , что в них как правило происходило не только становление образовательной ступени , этот процесс сопровождался другими сложными моментами как то – становление автономий. присоединение к России (СССР) на правах сотрудничества , борьба с неграмотностью , формирование национального языка.

 

Немного углубимся в историю вопроса. И выясним , что из себя представляет дефиниция «исторический опыт» и «историческое знание».

Как правило, результатом проведения исторических исследований становиться накопление исторического опыта.

В работах современного исследователя профессора В. В. Алексеева разделяется понятия «исторический опыт» и « историческое знание». Причем первенство оставляется за «историческим знанием», оно первично по отношению к «историческому опыту»

«Такой подход позволяет осмыслить историческую ситуацию не просто как свершившийся факт, а как сложную вероятностную взаимосвязь между возможностью и действительностью, между прошлым и настоящим, что позволяет исследовать объективно».i По мнению того же Алексеева устоявшегося понятия «исторический опыт» не существует т.к. оно сводиться к историческим штампам.ii

Первенство в рассмотрении «исторического» опыта как самостоятельного

теоретического аспекта исторических знаний принадлежит Франклину Р. Анкерсмитуiв книге «Возвышенный исторический опыт

понятие «Исторический опыт»- имеет строго определенное значение, но если мы перефразируем и проанализируем его с позиции актуальности получиться буквально следующее: «Исторический опыт – это то, что не подвержено забвению».

Ф. Анкерсмит выделяет четыре вида забвения, квалифицируя их следующим образом:

1. Произошедшее событие не имело никакого, значения, но стало важным впоследствии.

2. Произошедшему событию мы не уделили должного внимания т.к ранее просто не осознавали его значимости..

3 . Событие болезненно для воспоминания и его проще забыть нежили помнить.

4. Событие забыли, потому что, изменилась его трактовка.ii

Исходя из предположений Ф Анкерсмита изучение истории не возможно по причине субъективности историков, освещающих события прошлого и аккумулирующих их через призму своего виденья, а так же по причине субъективности современников чрезвычайно увлеченных идеологией.iii

Следовательно, для современных исследователей не остается выбора, как исключив историю из разряда наук отнести ее к прикладному знанию.

Что само по себе неприемлемо т.к. история, как объективная реальность, существовала еще до появления исследователей и если бы процесс, освещения событий по какой- либо, причине не состоялся, то это не означает что, события вовсе бы не происходили.

Сциентизм – т.е. отрицание самой науки происходит из- за завышенных ожиданий, предъявляемых последней в преддверии неких результатовiv.

Освальд Шпенглер в своем труде «Закат Европы» констатировал интереснейший факт , по его мнению люди античности жили без прошлого, долгое время не осознавая и не страдая от данного обстоятельства, т.о мировоззрение и мироощущение людей данного периода существенно отличалось от мировоззрения людей обладающих историческим знанием и опытом. Первые записанные воспоминания составили первый «исторический опыт» и в последствии сформировали историю, как науку. Такое отношение к письменному источнику в какой-то мере повлияло на то , что основную «Идею изучения истории» Ф Анкерсмит видел исключительно в исторических текстах.v

С точки зрения историка изучение данного предмета намного шири того, что предлагает Ф.Анкерсмит существует масса других источников предполагающих изучение истории, не опираясь на письменные структуры. Существуют цивилизации и целые исторические периоды, не оставившие о себе письменных сведений.

Что делать с эпохой динозавров или этрусками населяющими территорию, на которой, впоследствии обоснуются римляне. Исходя из выводов нидерландского философа, мы не можем изучать эпоху динозавров, ведь эти гиганты не умели писать, да и этруски о себе ничего не оставили в письменном варианте, но можем ли мы предположить, что их вовсе не существовало. Наконец существует масса письменных источников до настоящего момента не расшифрованных, означает ли это , что народы оставившие по себе тексты не подлежащие , в силу узости наших знаний, расшифровки, вовсе не существовали.

Следовательно притягательная и во многом справедливая теория Ф. Анкерсмита к сожалению не охватывает всего многообразия существующих источников, поэтому верна лишь в той части, что рассматривает письменные сведенья. Помимо письменного источника существуют данные археологии, архитектура, этнография и многое другое, так же косвенным образом свидетельствующее о прошлом.

Само отношение к письменному источнику у Ф. Анкерсмита приобретает оттенок завышенных ожиданий . Непогрешимость письменных сведений возводится в абсолютную истинность.

Можно согласиться с мнением М Оукшотта vi считающим, что исторический, письменный источник, связан с миром идей, но как быть с тем, что создается практикой повседневной жизни.

Неоспоримым фактом, является то обстоятельство, что история совершается людьми в настоящем. И в этом «настоящем» как в существующей реальности и отрезке данного, конкретного времени люди мало заботятся о будущем, потому что не помнят, или не задумываются о нем. Но даже те, кто в силу каких – либо обстоятельств вынужден это делать, не думают о будущем как о чем, то далеком и великом. Ведь будущее- это уже завтрашний день.

Мы не говорим в повседневной жизни – «пойду на почту оставлю источник для потомков», «пойду на почту отобью телеграмму». Не говорим, «выйду в интернет отправлю источник другу», или «возьму телефон, отправлю источник дочери »

В повседневной жизни это прозвучит « возьму телефон отправлю смс дочери».

Судьбу этих сообщений мы не сможем предугадать, возможно, что-либо из них останется и послужит источником для дотошных историков, но большая часть исчезнет в пучине времени потому что, произошедшее событие не имело никакого, значенияvii.

«Исторический опыт» это ничто – иное, как субъективное виденье историка, сказал бы Ф. Анкерсмит.

Поэтому история не может ничему ни научить, ни составить верный, исторический прогноз, т.к. все, что не делает историк или исследователь пытаясь выжать из письменных источников, что – либо похожее на «исторический опыт» - субъективно и возможно не отражает объективной реальности. История же направлена на то , что бы подобные прогнозы моделировать, прогноз есть продукт истории.

В видении Поля Рикера « История — это свершившаяся история, которую, историк постигает в истине, то есть в объективности; но это также и текущая история, которую мы, создаем и воздействие которой испытываем». viii

Собственно Поль Рикер пытаясь выявить истинность «исторического знания» приходит к неоднозначному выводу, а почему собственно субъективное виденье историка заведомо ложное. Существует бесконечное множество верных истин, не всегда копирующих и подтверждающих друг друга, иногда даже противоположных, однако мирно сосуществующих. История многолика.ix

Исторический опыт ассиметричен - это своеобразная дистанция между прошлым и будущим.x

Грань между этими реальностями и осознание этой грани и есть собственно «историческое знание». Выводы, которые делает исследователь, формируют дефиницию «исторический опыт».

Освальд Шпенглер в своем известном труде «Закат Европы» исторический опыт приравнивал к «пережитому», которое никогда не повторяется и носит направленность необратимости.

Работа же историка заключается в созерцании процесса истории, причем необходимым условием такого созерцания является абсолютная свобода историка от идейных, политических и иных норм, его вневременность.xi

Исторический опыт это базис для вероятных сценариев будущегоxii.

Но может ли человеческая память, существующая в условиях последовательной смены «образов» создать единый проект человечества- цивилизации.xiii

Теории философов и мыслителей XIX века, начиная от Маркса и заканчивая Бердяевым, ответили бы утвердительно, практика XX века разрушила многие стройные и внешне привлекательные идеи.

Невозможность отразить реальность в единой стройной структуре, имеет субъективную причину, по мнению профессора, В. В. Алексеева она кроется в «краткости человеческой жизни по сравнению с длительностью исторического процесса и ограниченности возможностей людей извлекать уроки из прошлого»xiv.

Для осознания «исторического опыта» как самостоятельной дефиниции необходимо временное пространство.

Не смотря на субъективность виденья историк, должен делать прогнозы будущего исходя из переосмысления и переработки прошлого. Без представления таких выводов исчезнут многие поучительные события, канут в лету уроки тирании и разрушительные события войн XX века, ужасы межнациональных конфликтов и терроризма. «Для кого существует история?» В свое время задался вопросом Освальд Шпенглер и сам же ответил - « Без сомнения, для каждого, поскольку каждый является элементом истории»xv.

Основной проблемой современной истории является методология , и тот

факт какими методами стоит изучать историческое пространство прошлого и современности .

Одним из таких методов является компаративный метод .

Его новизна относительна, сами новаторы данного метода с улыбкой говорят о его «древности» относя возможное возникновение метода, как способа собственно исторического изучения к началу XX века.

Компаративный метод трактуется как метод исторического сравнения, позволяющий выявить общее и особенное в исторических явлениях.

Формами корпоративного метода является сравнительно -сопоставительное, историко-типологическое, историко-генетическое сравнениеxvi.

В рамках междисциплинарного подхода компаративный метод становиться весьма актуальным т.к позволяет изучить общества далекие друг от друга во временном и географическом пространстве, а так же общества близкие друг к другу и имеющие общие истоки.xvii

Учитывая особенности становления и развития системы высшего образования Южной Сибири в 1939-1941гг , применение данного метода делает весьма эффективными предполагаемые результаты т.к. метод позволяет

1.Выявить общие тенденции развития .

2. Дает цельное представление об историческом пути развития.

3, Позволяет выявить трудности общественного развития.xviii

Бурное экономическое, социальное, культурное развитие регионов Южной Сибири в начале XXI века , ставит систему высшего образования перед проблемой соответствия реалиям сегодняшнего дня в рамках существующего развития экономической инфраструктуры . В подобных условиях возникает оправданная закономерность , желание обратиться к историческому опыту прошлого. С целью извлечения полезного , для возможных инновационных разработок , т.к. решение современных проблем высшего образования не мыслимо без позитивного и творческого использования наработок прошлого, следовательно дефиниция «исторический опыт» и «историческое знание» приобретают естественную практическую значимость и необходимость .

 

 

Примечание.

iАнкерсмит Ф. Р. Возвышенный исторический опыт. –М.: Издательство «Европа», 2007. –612 с.

iiАнкерсмит Ф.Р. Возвышенный исторический опыт. –М.: Издательство «Европа», 2007. –613 с.

iiiТам же.

ivКусаинова А.Л. История наука в эпоху постмодерна/ Вестник Волжского государственного университета 2004 № 9

vАнкерсмит Ф.Р. История и тропология: взлет и падение метафоры./ пер. с англ. М. Кукарцева, Е. Коломоец, В. Катаева - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 496 с.

viКостякова Ю.Б.Исторический опыт: от понимания сущности к определению термена.// Исторические. Философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросу теории и практики: Тамбов: Грамота 2012 №12 С 98-105.

viiАнкерсмит Ф.Р. Возвышенный исторический опыт. –М.: Издательство «Европа», 2007. –612 с.

viiiРикер П. История и истина / Пер. с фр.; — СПб.: Алетейя, 2002 г. С 400 .

ixТам же.

xОлейников.

xiШпенглер О. Ш. Закат Европы / Пер. с нем. под ред. А. А. Франковского

xiiКостякова Ю.Б.Исторический опыт: от понимания сущности к определению термена.// Исторические. Философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросу теории и практики: Тамбов: Грамота 2012 №12 С 98-105.

xiiiРикер П. История и истина / Пер. с фр.; — СПб.: Алетейя, 2002 г. С 400 .

xivАлексеев В.В Прошлое на службе будущего (к вопросу о возможности прогнозирования на основе исторического опыта)/. Тезисы докладов II Международной конференции Математическое моделирование исторических процессов / И ПМ им. М.В.Келдыша РАН Москва, 2007

xvШпенглер О. Ш. Закат Европы / Пер. с нем. под ред. А. А. Франковского.

xviБориснев. СВ. Компаративность истории мировых цивилизаций и России.// Армия и общество . 2009 №2.

xviiРомадина Т.И. Компаративный метод в контексте междисциплинарного синтеза: опыт исследований М.Блока.// Известия Иркутской государственной экономической академии 2007 № 2

xviiiТам же.

iАлексеев В.В Прошлое на службе будущего (к вопросу о возможности прогнозирования на основе исторического опыта)/. Тезисы докладов II Международной конференции Математическое моделирование исторических процессов / И ПМ им. М.В.Келдыша РАН Москва, 2007.

iiТам же. 


Дата публикации: 11.12.2014
1



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Введение // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

На современном этапе развития российской исторической науки как никогда высока потребность в обобщающих трудах по актуальным проблемам истории народов входящих в состав Российской Федерации. Это и объяснимо, только всестороннее законченное исследование истории области, республики или региона нашей страны в работе монографического характера, может послужить основой для создания единой истории такого огромного многонационального государства как Россия..

Читать

История семьи в истории страны

Для каждого человека самое главное в жизни, это семья. Ни одно дерево не может вырасти красивым и крепким, не опираясь при этом на свои величавые корни. Так и человек не может стать достойным сыном своего Отечества, не зная родословной своей семьи. Для каждого человека самое главное в жизни, это - СЕМЬЯ. .

Читать

Оружие Отечественной войны 1812 года

В начале XIX века в Европе, к управлению двумя великими державами пришли Наполеон и Александр I. Один благодаря Великой Французской Революции, другой взошел на престол после убийства Павла I. Несмотря на все желание остаться в стороне от наполеоновских войн, Александр I сделать этого не смог. Поочередное участие в разных коалициях, неудачные военные компании, которые приносили поражение за поражением. И, наконец, Тильзитский мир, за который каждого из императоров нещадно ругали на родине за сдачу интересов своей страны..

Читать

Загадочные черемисы

Наши предки – славяне, забираясь в глухие леса, на берега волжских притоков, волей-неволей были вынуждены соседствовать с теми, кто обосновался здесь до них. Вновь прибывшие всегда ценили опыт предшественников, перенимая от них навыки, обычаи и старательно запоминая странные для русского уха названия. Эти названия и сегодня остаются как памятные знаки о древнейших временах и о людях, живших до нас на этой земле. .

Читать

Серебряный Зильбер

- Да заткнись ты, ржа несчастная! Стонет и стонет! Каждую ночь скулит! Достал уже… Застынь! Дай поспать! – четырёхпалой отточенной ручкой заносчивая Алюминька больно тыкнула Зильбера в бок и пихнула его в угол ящика. Зильбер опрокинулся ничком и мучительно застонал: старые раны заныли ещё больше..

Читать

История появления кукол на кубанской земле

Знаете ли Вы хотя бы одного ребенка, который не играл бы в детстве в куклы? Наверное, нет! Ведь кукла во все времена была самой желанной игрушкой любой девочки. У меня за семнадцать лет собралась большая коллекция кукол, со многими из них связаны особые воспоминания, яркие события моей жизни..

Читать

Евпатий Коловрат

Нет на Земле народа, который не помнил бы своих героев, не гордился бы славным прошлым своим. Эта память связывает нас с нашими предками, нашей историей. Если эта нить порвется, если мы забудем героев прошлого, свою историю, своих предков, то мы не узнаем и самих себя. Тогда мы ничего не сможем передать и потомкам. А это значит, что мы исчезнем из памяти людей, как будто нас и не было..

Читать

История моей семьи

Почти 70 лет тому назад закончилась Великая Отечественная война. Для истории это, может быть краткий миг, а для людей – целая жизнь. Время летит, как ветер. Но, как утёсы, стоят герои. Бессмертен их подвиг, потому что залогом их бессмертия стала наша Память. Ложь и беспамятство рождают людей без роду и племени, без памяти и родства..

Читать

История одной награды

Как-то после очередного парада, посвящённого Дню Победы, мы с дедом вернулись домой. Дедушка Абдурешит в своём парадном костюме выглядел молодцом. Ордена и медали говорили сами за себя: в лихие годы войны он с честью выполнил свой долг перед Родиной, внёс свой достойный вклад в дело разгрома фашистской нечисти. .

Читать

История села Любимово

Когда возникло село Любимово? Кто его основал? На эти вопросы так и не найдены ответы. Дело в том, что наше село несколько раз подвергалось пожарам. Сгорели и документы хранившиеся в деревянной церкви. Зауралье славилось плодородными землями, реки были богаты рыбой, леса пушниной, поэтому люди двинулись из европейской части за Урал, в наши края..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter