↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Обнаружен единственный на планете сородич динозавров, доживший до наших времен
........................
Стало известно, из каких плит создан Стоунхендж
........................
Динозавры могли болеть раком
........................
В египетских мумиях не нашли ничего человеческого
........................
Дефицит и очереди: как идеология разрушила экономику СССР
........................

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 ... >|

Крестьянство Западного региона России в 1920-е гг. (социокультурные изменения)

(Монография)
Раздел: История России
Автор: Кулачков Вадим Витальевич, к.и.н., доцент
Скачать монографию полностью в формате pdf

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………….4

Глава 1. Социальные аспекты развития деревни….…………………….35

1.1. Социально-этнические различия в сельской местности.………......35

1.2. Реалии НЭПа и социальные трансформации села…………………65

1.3. Половозрастные характеристики деревенского социума………….95

Глава 2. Образ власти в сельском восприятии…………………………122

2.1. Общественно-политические настроения крестьян………………..122

2.2. Отношение крестьян к представителям органов власти………….148

2.3. Правовые аспекты крестьянского быта…………………………….171

Глава 3. Духовный облик крестьян….…………………………………..198

3.1. Влияние советской идеологии на жителей деревни ……………...198

3.2. Перемены в сфере образования и просвещения……………………230

3.3. Роль новшеств в крестьянской жизни………………………………260

Заключение………………………………………………………………...275

Библиография……………………………………………………………...282

Приложения………………………………………………………………..308

Именной указатель………………………………………………………...326

 

 Введение

Исследование темы социокультурных изменений в жизни крестьянства определяется его основополагающей ролью в истории России. Изменение социокультурных норм связано с историческим развитием общества, что особенно проявляется на переходных стадиях социального развития. 1920-е гг. вошли в отечественную историю как один из периодов, которые видоизменяли старый уклад жизни и способствовали появлению новых ценностей и образцов поведения. Относительная демократизация практически всех сфер жизни в период новой экономической политики, особенно контрастируя с «военным коммунизмом», еще более усиливает интерес исследователей. Наряду с этим обращение к теме социокультурного развития крестьянства вызвано тем, что в исследуемый период были заложены как позитивные, так и негативные тенденции в развитии деревни, которые достаточно отчетливо проявились в будущем.

Понятие социокультурности прошло долгий путь формирования и развития, прежде чем в XX в. появились социологические концепции культуры (Т. С. Элиот, Т. Парсонс, М. Вебер, П. Сорокин и др.). Так, П.А.Сорокин отмечает, что «различие между категориями «культурное» и «социальное» весьма условно и относительно: любая культура создана определенной социальной группой, объективацией которой она является, а любая социальная группа имеет свою определенную культуру»1. В трудах отечественных исследователей А.С.Ахиезера, А.И.Ракитова и др. содержатся новые подходы к изучению особенностей социокультурного развития общества. Социокультурное выступает одним из доминирующих факторов развития в силу того, что в обществе преобладают специфически человеческие способы деятельности.

Социокультурные изменения характеризуются сложностью и неоднозначностью, что, прежде всего, связано с многоаспектностью и многогранностью данного понятия. Под ними подразумеваются любые трансформации социальных структур, возникновение новых форм взаимодействия индивидов. Изменения являются неотъемлемым свойством культуры и включают в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений, так и внешние перемены. Основной причиной социокультурных изменений выступают постоянно накапливающиеся противоречия, которые могут проявляться в разных временных масштабах. В данной монографии рассматриваются социокультурные изменения периода 1920-х гг., т.е. трансформации, характерные для микромасштабных шкал времени.

Изучение социокультурных изменений в развитии крестьянства актуально и с позиций сегодняшнего дня, современных представлений о сравнительно недавнем историческом прошлом. По мнению Ю.М.Лотмана культура «всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И потому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть, сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла»2. Поэтому исследование социокультурной сферы жизни является злободневным для современной истории, т.к. это способствует более детальному проникновению в глубины народной жизни.

Региональная специфика социокультурных изменений в развитии крестьянства представляет интерес в плане дополнения и в какой-то степени корректировки общих представлений о периоде НЭПа. Существует насущная потребность в масштабном привлечении материалов региональных архивов, т.к. без этого невозможно составить полное и объективное представление об изучаемой теме. Изучение социокультурной истории на уровне региона позволяет конкретизировать происходящие в крестьянской среде события и процессы.

Автором монографии предпринимается попытка изучения и анализа социокультурной специфики развития крестьянства Западного региона России для выявления «старых» и «новых» черт, своеобразия крестьянских настроений деревни. Настроения являются одним из главных индикаторов состояния социума и представляют собой один из компонентов общественного сознания. Исследователи отмечают, что настроения характеризуются зависимостью от внешних условий, что определяет их быстро меняющийся характер. В частности, Б.Д.Парыгин считает, что «настроение можно рассматривать как известный итог всех психических переживаний личности, как результат борьбы разнородных и разнозначных чувств»3. Б.Ф.Поршнев придерживается мнения, что «настроения порождаются теми или иными противоречиями в общественном бытии, в объективных общественных условиях»4. В данном исследовании под крестьянскими настроениями подразумеваются преобладающие состояния чувств и умов сельских жителей в период новой экономической политики.

В связи с этим объектом монографии  являются мировоззрение, рефлексия и реакция крестьянства Западного региона России 1920-х гг. в контексте социокультурных трансформаций периода НЭПа. Подсоциокультурными трансформациями понимаются изменения, имеющие как культурные, так и социальные аспекты. Многоплановость ракурсов изучения темы предполагает осветить в числе наиболее важных вопросов социальные, этнические, политические, правовые, культурные аспекты развития крестьянства. Предметом монографии  являются социокультурные изменения в развитии крестьянства Западного региона России в период 1920-х гг.

Хронологические рамки монографии  очерчены периодом 1920-х годов. Выбор нижней границы обусловлен проведением X съезда РКП (б), который официально провозгласил начало практической реализации новой экономической политики. Верхняя граница определяется завершением периода новой экономической политики, что привело в конечном итоге к преобладанию в общественно-политической и экономической сферах административно-командных методов управления, отказу от опоры на рыночные механизмы развития сельского хозяйства.

Территориальные рамки монографического исследования ограничены пространством Западного региона России. Традиционно к Западному региону относят Брянскую (1920-1929), Смоленскую (1708-1929) и Калужскую (1796-1929) губернии. Постановлением президиума  ВЦИК от 14 января 1929 года  губернии были полностью ликвидированы и вышеуказанные регионы вошли в состав Западной области. Кроме того, в монографии использовались материалы, относящиеся к Гомельской губернии (1919-1926). Это обусловлено тем, что в мае 1923 г. декретом ВЦИК к Брянской губернии был присоединен Почепский уезд Гомельской губернии. Декретом ВЦИК от 27 марта 1924 г. Трубчевский уезд был ликвидирован, а его территория была распределена между Почепским, Бежицким и Севским уездами. В связи с расформированием Гомельской губернии в конце декабря 1926 г. в состав Брянской губернии были включены Клинцовский, Новозыбковский и Стародубский уезды5.

Целью  монографии является рассмотрение социокультурных изменений в развитии крестьянства Западного региона России 1920-х гг. В период новой экономической политики происходили модернизационные перемены, под воздействием которых изменялся и социокультурный облик крестьян. Для решения исследовательских задач применялась совокупность методов исторического познания, включающая источниковедческий, историко-диалектический, историко-генетический и др. Принцип системности использовался с целью рассмотрения крестьянства как динамичной развивающейся целостности. Принцип объективности применялся с целью анализа исторических событий, привлеченных из различных источников.

В работе над монографией активно использовался социокультурный подход, под которым понимается рассмотрение общества как единства культуры и социальности.Специфика социокультурного подхода заключается в том, что он имеет многомерный характер и отличается системным анализом общественных явлений. Изучение социокультурных изменений находится на стыке различных гуманитарных дисциплин, поэтому междисциплинарный подход актуален для настоящей монографии. Так, О.В.Плебанек верно отмечает, что «с появлением в отечественном социальном знании новой научной дисциплины – культурологии, понятие социокультурного входит в категориальный аппарат социогуманитарных дисциплин как парадигмальное признание целостности социальных (относящихся к обществу как совокупности групп и объединений) и культурных (относящихся к обществу как носителю определенных целей, идеалов, ценностей) процессов»6.

Теоретико-методологической основой монографии выступает теория модернизации, под которой в широком смысле подразумевается совокупность социокультурных  изменений, происходящих в традиционном обществом при его преобразовании в общество современного типа. В монографическом исследовании использовались основные положения теории социокультурных механизмов динамики российского общества А.С. Ахиезера. Так, по его мнению «модернизация неотделима от культурных перемен, в частности, перемен в ценностных ориентациях»7.

Важную роль в работе над монографией сыграли исследования ведущих современных российских и советских исследователей, изучающих эпоху новой экономической политики. Достижения и наработки ученых того времени способствовали эволюции взглядов на различные аспекты НЭПа, закладывали фундамент для дальнейшего научного развития. Наряду с этим в монографии используются работы исследователей социокультурных изменений, представляющих социологические, философские, культурологические дисциплины.

Историографический обзор по теме монографии посвящен рассмотрению основных исследований, посвященных прямо или косвенно, социокультурным изменениям в крестьянской среде периода 1920-х гг. Избранная тема привлекала внимание исследователей, но, несмотря на это, является недостаточно изученной, особенно в региональном аспекте. Анализ большого объема литературы, в той или иной степени затрагивающего социокультурные вопросы развития крестьянства в 1920-е гг., позволяет выделить несколько основных периодов в развитии историографии темы: 1920-е гг.; 1930-е – середина 1950-х; 1960 – 1980-е гг.; с 1990-х гг. до настоящего времени.

Изучение социокультурного развития российского крестьянства в 20-е гг. XX в. первоначально было предпринято современниками. В этот период было опубликовано достаточно большое количество работ, поэтому будет целесообразным их классифицировать. Так, в трудах государственных и политических деятелей, среди прочего, находили свое отражение социокультурные тенденции деревенской жизни8. Большое количество работ написано деятелями культурно-просветительной сферы9. Пристальное внимание к крестьянской жизни было вызвано тем, что советское руководство понимало необходимость исследования социокультурной составляющей деревенского быта для успешности проводимой политики. Однако многие работы 1920-х гг. носят не аналитический, а агитационно-пропагандисткий характер, что определяет их основное содержание.

Отдельной группой можно выделить труды историков-аграрников, статистиков – А.Н.Большакова, В.Я.Феноменова и др.10. Характерным признаком этих работ является практическая направленность, что выражается в попытках авторов дать конкретное описание перемен и различных изменений, которые произошли в деревне в результате революционных аграрных преобразований. К следующей группе исследований следует отнести работы этнографического характера11. Например, под редакцией В.Г.Тан-Богораза было напечатано несколько сборников этнографических очерков: «Старый и новый быт» (1924), «Революция в деревне» (1924), «Обновленная деревня» (1925) и др.

Необходимо сказать, что в 1920-е гг. было сделано немало ценного. Рассматривая положение крестьянства, исследователи изучали его насущные проблемы, показывали черты «нового» и «старого» в жизни деревни. В научный оборот было введено большое количество статистических материалов. Литература 1920-х гг. стала основой для дальнейшего развития историографии вопроса, что способствовало появлению в будущем нового направления в исторической науке - крестьяноведения.

В 1930–1950-е гг. активного изучения социокультурной специфики крестьянства практически не проводилось, т.к. идеологические преграды препятствовали свободному исследовательскому поиску. Однако появлялись исследования, посвященные различным аспектам становления и проведения новой экономической политики12. Выходили научно-исследовательские работы, в фокусе внимания которых находились вопросы культурного строительства, преимущественно оцениваемые с апологетических позиций13. Как правило, в литературе данного периода в силу специфики времени преобладал классовый подход, но ее ценность в плане освещения окружающей действительности 1920-х гг. очевидна.

Усиление интереса к социокультурным исследованиям происходит со второй половины 1950-х гг. после решений XX съезда КПСС. Для работ 1960-1980-х гг. характерно особое внимание к деятельности сельских советов, крестьянских комитетов общественной взаимопомощи, роли кооперации в сельской среде. Так, Ю.С.Кукушкин констатирует, что, «работая в составе сельских Советов, миллионы крестьян прошли замечательную школу непосредственного управления страной»14. П.А.Алексанов отмечает, что «правовая помощь, организуемая кресткомами беднейшему крестьянству, была не менее важна, чем другие виды содействия»15. И.Г.Булатов резюмирует, что «кооперация проводила значительную культурно-просветительную работу, принимала активное участие в борьбе за ликвидацию неграмотности, в распространении книг, агрикультурных, технических и политических знаний, а также в поднятии общего культурного уровня населения»16.

В работах данного периода достаточно большое внимание уделялось культурно-просветительной работе в деревне17. В частности, В.А.Козлов рассмотрел особенности проведения культурной революции в период нэпа 18. Усиление интереса к истории крестьянства выражалось в оживленных дискуссиях на сессиях Всесоюзного симпозиума по изучению аграрной истории, на региональных конференциях.

По мнению автора монографии, необходимо особо указать на вклад в изучение проблем российской деревни 1920-х гг. В.П. Данилова19. Изучение доколхозной деревни позволило ему сформулировать вывод о том, что «это была деревня с почти исключительным крестьянским населением, вся жизнь которого протекала в мелком семейно-индивидуальном хозяйстве»20. Исследование культурной жизни привело к выводу об отсутствии «значительных исследований по истории культуры советской доколхозной деревни в целом или отдельных ее форм»21.

Благодаря высокому научному авторитету выводы В.П.Данилова относительно социальной структуры российской деревни поддерживались многими исследователями. В частности, В.В.Кабанов соглашался с ним в том, что «если в результате аграрной революции вначале примерно до 1919 г. происходило осереднячивание деревни, ее нивелировка с резким сокращением ее полярных групп, то в дальнейшем на почве гражданской войны, голода и разрухи происходит всеобщее обеднение деревни»22. В результате исследования В.П.Данилова, основанные на широком привлечении архивных источников, стали образцовыми и способствовали в будущем развитию крестьяноведения в общемировом масштабе.

Характеристика историографии 1960-х – 80-х гг. будет неполной без рассмотрения исследований, посвященных изучению взаимоотношений города и деревни, шефских связей между ними23. Здесь можно выделить содержательную монографию В.Я. Филимонова, в которой изучается влияние культурно-просветительской работы городских организаций на развитие сельской местности24. Исследованию социально-психологического облика крестьянства 1920-х гг. была посвящена публикация Н.Л. Рогалиной и В.Е. Щетнева25. В.Я. Осокина осветила специфику крестьянской психологии в указанный период времени26. В 1988 г. вышла коллективная монография П.С.Кабытова, В.А. Козлова, Б.Г. Литвака, в которой также уделялось внимание вопросам социокультурной эволюции крестьянства27.

Анализ историографии 1960-1980-х гг. дает возможность сделать вывод о том, что ученые рассматривали значительный круг вопросов. Использовалось большое количество фактического материала, применялась обширная источниковая база. Однако более основательному и беспристрастному изучению сельской жизни мешало преобладание идеологических подходов, подлинная свобода ученого в исследовательской работе отсутствовала. Существовала необходимость придерживаться заданных методологических рамок, не было возможности создания целостной и объективной картины социокультурного развития крестьянства. Несмотря на это, в трудах советской историографии указанного периода были поставлены проблемы, которые было необходимо решать следующим поколениям.

1990-е гг. знаменуют начало современного этапа, что привело к освещению ранее закрытых тем для исследования. Возрождение интереса к периоду новой экономической политики было связано с началом перестройки М.С.Горбачева, попыткой ускорения и модернизации страны. НЭП стал символизировать этап рыночного развития, опоры на предпринимательские способности населения.

В связи с этим исследователи выходят на новый уровень осмысления развития деревни, что выразилось в отходе от прежних методологических и идеологических установок. Например, в работе Д.Х.Ибрагимовой была сделана попытка сравнительного анализа сознания сельских жителей в период новой экономической политики и перестройки. Применение контент-анализа позволило автору сказать о том, что «сознание сельского населения в условиях перехода к рынку, как времен нэпа, так и периода перестройки, не было монолитным»28. Можно согласиться с данным выводом, т.к. письма жителей деревни в «Крестьянскую газету» весьма многоплановы и разнообразны по своему характеру и содержанию.

Публикация в 1992 г. на русском языке сборника «Великий незнакомец»29 послужила стимулом для изучения крестьянства с новых позиций, усилилось внимание к социокультурным аспектам деревенского бытия. В 1990-е г. активно функционировал теоретический семинар «Современные концепции аграрного развития», в котором принимали участие В. П. Данилов, Ю. Г. Александров, Е. А. Осокина, И. Е. Зеленин, В.В.Бабашкин и др. На его заседаниях обсуждались работы известных западных ученых-крестьяноведов Дж. Скотта, Р.Редфилда, М.Левина и др.30.

Разные точки зрения способствовали полемике в обсуждении аграрной эволюции деревни. В частности, американский историк М.Левин считал, что в результате победы общинной революции и «черного передела» произошла так называемая архаизация деревни 31. В.П.Данилов придерживался противоположной точки зрения и отмечал, что ликвидация помещичьего хозяйства была прогрессивным явлением, поэтому об архаизации деревни после революции и гражданской войны говорить нельзя32. Кроме этого, в 1992 г. под его руководством обрел научную жизнь проект по изучению крестьянской революции33, участники которого считали, что крестьянская революция в России продолжалась с 1902 по 1922 гг.

Автор: Кулачков Вадим Витальевич, к.и.н., доцент
Дата публикации: 10.12.2014

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 ... >|



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Был ли шанс у Николая II предотвратить революцию?

Николай II - император, самодержец, последний русский абсолютный властитель. Но кем же он был на самом деле? Можно ли было предотвратить падение самодержавия, действительно ли так сильны были крестьянские и солдатские силы?.

Читать

Мой прадед – герой!

В 1941 году началась Великая Отечественная война. С её началом многие мужчины ушли на фронт. В деревне остались только женщины, дети и старики. И именно им приходилось нести тяжелую ношу работы в тылу. Работы в колхозе было очень много, и жители работали не покладая рук. Они знали, что работают для своих защитников, для фронта, который не так уж и далеко. Немецкие самолеты иногда долетали до Горького..

Читать

Быть достойными памяти Героев

Скромный, добрый, работящий, всегда с улыбкой… Таким Алексей Дмитриевич Мельников запомнился всем, кто его знал. Наш земляк в годы Великой Отечественной войны боролся за свободу русского народа, и в мирное время он оставался верным своему долгу, жил по чести и по совести. .

Читать

Легенды моего села

Ге – ра –си – мов – ка… Что - то знакомое слышится, когда произносится это слово вслух. И трель невидимого жаворонка в летний полдень над душистым луговым морем. И призывные звуки небольшого церковного колокола, разносившегося далеко ветром, напоминая нам, потомкам о богатой истории нашей земли. .

Читать

Будущий прелат. Часть IV. Начало пути.

Прожив около полутора месяцев в деревне Пасторы, Альфонс поехал не в Режицу, куда командировал его митрополит Эдуард Ропп, а в Ликсну. И обратился там к Антонию Спринговичу, исполнявшему в это время обязанности Генерального викарного по Латвии Каноник А. Спрингович дал указание Альфонсу выехать в Варково и временно служить викарным в местной церкви. Настоятелем её числился Иоанн Казенас, но в то время он на месте отсутствовал. .

Читать

Древо родовой памяти.

Не раз у меня возникал вопрос: «А кто были мои предки?». Актуальность вопроса определяется тем, что история жизни семьи – это, как учебник жизни с семейными ценностями, традициями, увлечениями. Я собрал всю имеющуюся информацию от родителей и бабушки, которая на данный момент оказалась единственной связующей нитью. Но этого оказалось мало. Мне пришлось покопаться в районном архиве г. Воткинска, чтобы узнать подробности из жизни моих предков..

Читать

План урока по истории - Древняя Русь

План урока по истории - Древняя Русь с презентацией. Автор :Мингалиева Марина Николаевна.

Читать

Становление и развитие православной школы России до духовно-учебной реформы 1808 года.

С 60-х годов XVIII в. утилитарный взгляд на образование стал постепенно сглаживаться, школы стали понемногу получать общецерковный и общегосударственный характер, не переставая, как и прежде, оставаться школами архиерейскими и специально-сословными, постепенно включаясь в общегосударственную образовательную систему..

Читать

Костомаров Николай Иванович

Когда говоришь о русской исторической науке, то все мгновенно вспоминают сразу три фамилии – Карамзин, Соловьев, Ключевский. Однако, на мой взгляд, из этого списка ученых незаслуженно выпадает другой академик, фамилия которого, хотелось бы, чтобы тоже была на слуху – Костомаров Николай Иванович..

Читать

Живопись Феофана Грека

Я хочу рассказать вам историю, которую слышал от одного знакомого художника. Она передавалась из века в век, из уст в уста. Эта история о великом иконописце, философе и творце Феофане Греке..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter