↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Обнаружен единственный на планете сородич динозавров, доживший до наших времен
........................
Стало известно, из каких плит создан Стоунхендж
........................
Динозавры могли болеть раком
........................
В египетских мумиях не нашли ничего человеческого
........................
Дефицит и очереди: как идеология разрушила экономику СССР
........................

1 | 2

Механизмы функционирования рудиментов магии в современном мире

(Статья)
Раздел: Разное
Автор: Попцов Д. А.

Механизмы функционирования современной магии очень сложны и не так просты в объяснении, как может показаться на первый взгляд. Реальность ХХI в. такова, что практически любой человек в своей повседневной жизни, так или иначе, использует магию и встречается с оккультизмом, совершает обряды и т.д., не совсем отдавая себе отчёт в том, что он делает на самом деле.

Понимание механизмов функционирования магии усложняется безразличным к ней отношением большинства людей. Некоторые, магические обряды и ритуалы давно превратились для нас в привычку, и осели в нашем сознании как нечто необходимое. Современная магия представляет собой сложный рудимент, и многослойный сплав частей древней системы представлений о мире, причём специфика этого рудимента прямо определяется этносом, и проистекает из той или иной картины мира народа.

Понять механизмы функционирования магии сложно потому, что она разнообразна по своей природе и функциям. Над классификациями магии трудилась не одна плеяда учёных-антропологов и религиоведов. Наиболее обширны классификации английского антрополога и религиоведа пер. пол. ХХ в. Д. Фрезера[1] и русского учёного-этнографа ХХ в. С.А. Токарева[2]. Однако, описав большое количество магических обрядов и создав удобные классификации, данные авторы были далеки от современности и не ставили вопросов понимания механизмов функционирования магии в «продвинутых» и «цивилизованных» обществах новейшего времени. Однако, некоторое решение данного вопроса представлено в литературе по магии и оккультизму.

Например, один из видных исследователей в области оккультизма Ф. Боневитс ещё в 70-х гг. прошлого столетия предложил ряд общих законов функционирования магии, исходя из того положения что: « <…> магия является преимущественно функцией разума и его схем мышления <…>»[3].

По мнению Боневитса, его законы магии универсальны и лежат в основе всех магических действий и представлений. Для более ясного понимания обрисованных автором закономерностей являющихся основной функционирования магии, занесём их в таблицу.

 

Основные законы магии по Ф. Боневитсу:

 

Название закона

Определение

Пример

Закон Знания

и

Самопознания

Гласит, что понимание наделяет властью: чем больше вы узнаете, тем становитесь сильнее.Если ваше знание о чем-то законченно и совершенно, вы обладаете абсолютной властью над этим

явлением.

Очевидно, закон совпадает с принципом работы человеческого организма, да и любого другого из известных нам организмов. Чем больше информации о внешних и внутренних феноменах усвоено человеком, тем более развита его способность разрешать проблемы, а, следовательно, и способность выживать.

Закон Имён

Гласит, что знание полного истинного имени феномена или сущности дает вам полную власть над этим феноменом (почти все феномены в магии персонифицированы и считаются «сущностями» или существами).

Если вам удается узнать полное имя незнакомого феномена, вы в полной мере постигаете его суть и обретаете власть над ним. Данный закон предпосылка Закона Ассоциации.

Закон Силы Слов

Гласит, что определенные слова могут влиять на внутреннюю и внешнюю реальность того, кто произносит их.

Слова «абракадабра», «осорронофрис» или «шихамфораш» не имеют смысла для тех, кто их произносит, но тут дело не в понимании, а в намерении. Считается, что сила заключена в самих звуках слов, таким образом, делая их мантрами.

Закон Ассоциации

Гласит что если две вещи, А и Б, имеют нечто общее, оно может быть использовано для контроля над обеими. А и Б оказывают воздействие друг на друга в зависимости от степени их общности. Чем больше они имеют общего, тем сильнее это воздействие.

Когда охотник убивает льва, он может съесть печень животного, считая, что это придаст ему сил; воин может съесть мозг убитого врага, чтобы впитать в себя его храбрость или хитроумие.

Закон Сходства

и

Закон Сродства

Гласят, что следствия сходны с причинами, и чтопредметы, однажды находившиеся в контакте, продолжают взаимодействовать после разделения.

Если вы хотите заставить метлу летать, то вам нужно вставить в нее перья, размахивать ею, щебетать над ней и так далее.Вы можете использовать волосы или состриженные ногти, чтобы наслать порчу, поскольку ногти ассоциируются с жертвой. Или же вы можете окропить больного младенца «святой водой», чтобы исцелить его от недуга.

Закон Идентификации

Гласит, что благодаря максимальной ассоциации между вашей метасхемой и метасхемой другой сущности вы можете на самом деле стать этой сущностью и обрести ее силу.

Примером может стать творческий акт вживания в образ другой сущности.

Закон Равновесия





 

Гласит, что если вы хотите выжить, не говоря уже о приобретении могущества, то должны уравновешивать все аспекты своего бытия. Чтобы выжить, вам нужно обладать определенной силой или энергией. Ее избыток или недостаток приводит к гибели.

Например, Фанатизма следует избегать. Чем чаще вы впадаете в крайности, тем становитесь менее гибким и восприимчивым к переменам. Поскольку гибкость — понятие относительное, необходимо поддерживать динамическое, а не статическое равновесие.

Закон Бесконечных Данных

Гласит, что познание никогда не кончается.

Взятый в качестве основной рабочей предпосылки, закон предотвращает стагнацию и отчаяние, побуждает к постоянному поиску новых сведений, и таким образом, к выживанию. Он также стимулирует разумную осторожность, ведь нельзя заранее сказать, насколько опасным может оказаться новое знание.

Закон Бесконечных Вселенных

Гласит, что существует бесконечное множество способов изучения Вселенной, и следовательно, число Вселенных тоже не ограничено. Этот закон является прямым следствием закона Бесконечных Данных. Если объем информации не ограничен, то схемы и метасхемы, возникающие в результате манипулирования информацией, также бесконечны — в сущности.

Буддийские и индуистские теологи применяли этот закон за тысячи лет до того, как современные астрономы осмелились предположить возможность существования бесконечного количества звезд и планет. В нашей Галактике — более ста миллиардов звезд, в физической Вселенной — более ста миллиардов галактик, и многие астрономы вполне серьезно говорят о других галактических скоплениях в иных физических вселенных.

Закон Прагматизма

Гласит, что если это действует, значит это истинно.

Например, если верить, что реальный Тор помогает устроить грозу, значит, Тор существует.

Табл. 1

Из таблицы видно, что магия в совокупности подчиняется некоторым общим законам. Если переносить данные закономерности в современный мир, то очевидно, что одним из самых действенных законов магии будет являться Закон Ассоциации. Именно он наиболее близок любому современному человеку, поскольку ассоциация как таковая одна из основных функций головного мозга, которая связана с образом мыслей и чувствами. На это указывал ещё Д. Фрезер, он писал, что: «Если подвергнуть анализу немногие примеры симпатической магии, которые мы рассмотрели на предыдущих страницах, то, как я уже отметил, обнаружится, что они являются неправильными применениями одного из двух фундаментальных законов мышления, а именно ассоциации идей по сходству и ассоциации идей по смежности в пространстве и во времени. Гомеопатическую, или имитативную, магию вызывает к жизни ошибочное ассоциирование идей сходных, а магию контагиозную – ошибочное ассоциирование идей смежных»[1].

Как пишет сам Боневитс: «По мнению большинства психологов, мысли, чувства и воспоминания являются результатом корреляции (ассоциации) между уже упорядоченными данными и новыми данными, постоянно воспринимаемыми через органы чувств. При ассоциации данных возникают определенные схемы. Разум в целом, или личность, состоит из миллионов схем, складывающихся в метасхему. Все можно назвать «данными», будь то ощущения, воспоминания, фантазии, убеждения, ценности, методики, правила или сочетание всего вышеперечисленного в любом виде. Новая информация сравнивается с уже усвоенной, новые ассоциации формируют новые схемы или модифицируют старые; одна новая порция сведений может изменить представление о проблеме в целом»[3].

Таким образом, если понимать закон ассоциации как психический процесс, то некоторые наши представления и действия, проявляющиеся через рудименты магии, функционируют и составлены на основе неправильно сложившихся и утвердившихся ассоциаций, а, следовательно, и отдельных схем поведения и мышления, причём данные ассоциации могут быть связанны как со словами, так и с действиями. В подтверждение того что механизмы функционирования магии напрямую связаны со стороной психических процессов, служат слова Ф. Хартманна о том, что магия – это: « <..> невидимые, но могучие волевые устремления, движения эмоций, желаний и страстей, потоки мыслей и фантазий, порывы любви и ненависти, страха и надежды, веры и сомнения и т.д.»[4].

Вернёмся к Закону Ассоциации. Самые яркие примеры ассоциации Боневитс приводил с оттенками цвета. Например, он писал что: «Само представление о Белом, как о хорошем, а о Черном, как о плохом, — результат чистейшего культурного предрассудка»[3]. Причём этот «культурный предрассудок» свойственен по большому счёту лишь западно-европейской культуре, поскольку разные народности в разное время имели разную систему определения цветов, и предавали им разную значимость.

В принципе, как пишет один из современных исследователей в области филологии Т.В. Печагина: «Такие универсальные концепты как добро и зло обладают этнокультурной отмеченостью», а «<…> лексемы обозначающие цвет одни из способов вербализации данных концептов»[5].

Например: «Племя Хануноо на Филиппинах. Пользуется тремя основными категориями1 для определения цвета, и одна из них соответствует нашей яркости: светлое/темное. Вторая категория — это сухое-красное/сырое-зеленое. Третья категория — прочный-несмываемый/слабый-выцветающий. Совершенно не пользуясь нашими понятиями, члены племени Хануноо умудряются выводить из этой системы тысячи названий цветов Их отношение к цветам и цветовым сочетаниям определяется элементами их культуры, а не какими-то качествами, изначально присущими тому или иному цвету»[3].

Равносильно разности определения цвета, немецкий учёный в области оккультизма и магии А. Леманн, размышляя над природой суеверий, писал что: «Границы суеверия в высшей степени неуловимы, и назвать ли какой-либо взгляд суеверием или нет, всегда зависит от точки зрения, с которой его рассматривают»[6]. Например, с точки зрения атеиста всё мировое христианство – есть большое суеверие, и наоборот, так же как белый цвет не обязательно индикатор добра, он может быть мертвенно-белым, бледно-белым и т.д.

Восприятие же цвета, снова процесс ассоциации, Боневитс писал: « «Цвет» представляет собой результат интерпретации воздействия фотонов на вашу сетчатку; он не подлежит делению на Добро и Зло, положительное и отрицательное и так далее. Что же послужило причиной путаницы с цветами? Фотоны создают на нашей сетчатке образ предмета, на который мы смотрим, и в мозг поступает электрохимический сигнал. Схема этого сигнала сравнивается с предыдущими схемами и отождествляется с одной из них. Ваша реакция основана на ассоциации схем, совпадающих с новой информацией. В течение всей жизни вы накапливали ассоциации с различными сочетаниями цветов: некоторые постигались на личном опыте, другие были навязаны культурной средой»[3]. Например, видя красный цвет, мы зачастую ассоциируем его с кровью, т.е. болью и муками, медицинскими учреждениями, поскольку это привито нам нашей культурой. Однако постижение ассоциации на личном опыте, более интересно, и оно же, более относительно, поскольку на выходе мы имеем персонифицированный рудимент магии, возможно не соответствующий большинству случаев, в невербальных проявлениях.

Что же касается вербальной магии, то Боневитс задавался логичным вопросом, размышляя над вербаликой: «Обладают ли слова тем смыслом, который мы в них вкладываем, или же они имеют внутренний смысл, существующий независимо от того, нравится нам это или нет?»[3]. Что понимает каждый человек под тем или иным, словом или даже действием, осознано ли проявления рудимента магии или же оно бессознательно?

Следуя Закону Ассоциации всё же представляется, что проявления рудиментов магии в современном, бытовом обиходе бессознательно и в большей степени утратило первоначальный смысл. Поскольку как пишет один из современных отечественных религиоведов М. Смирнов: «Ракурс магического сознания определяется непосредственной сопряженностью человека и окружающей среды, оно пронизано переживанием единства с этой средой. Жесткая связь магической процедуры и необходимого результата исключает какие-либо отвлеченные умозрения и рафинированные конструкции, вроде идеи сверхъестественного»[7]. Современный же человек такой сопряжённостью с окружающий средой не обладает, более того сохранённые с давних пор, части каких-либо магических процедур, уже потеряли свою практическую значимость и необходимость в результате. Примером могут служить любые заклинания, которые теперь носят иную, порой шуточно-эмоциональную окраску, употребляемые в любых местах и по любому поводу, например, «абракадабра».

Напрямую с бессознательным в магии, работал вышеупомянутый немецкий учёный А. Леманн, именно он попытался: «<…> заняться разбором явлений вторжения бессознательных элементов в сферу нормального, бодрствующего сознания и определить роль этого феномена в порождении и поддержании суеверий»[6].

А. Леманн писал, что: «При внезапном появлении в сознании представлений, происхождение которых нельзя открыть в области чувственных восприятий, и которые не находятся ни в какой заметной связи с представлениями, составляющими содержание сознательной психической деятельности данной личности, легко в самом деле прийти к убеждению, что в этом случае действуют такие силы, которые обыкновенно не свойственны человеку»[6]. Бессознательное, таким образом, как бы это парадоксально не звучало, доказывает человеку существование мистического и с его точки зрения необъяснимого: «Представления, внезапно всплывающие из области бессознательного, нередко дают повод думать, что человек обладает такими более или менее ценными знаниями, которые он не мог получить обычным путем»[6].

При чём, стоит отметить, что область бессознательного, по мнению А. Леманна руководит и невербальной магией, так он пишет: «Бессознательное может проявиться еще в совершенно другой форме, именно в движениях, которые не состоят в связи ни с внешними впечатлениями, ни с сознательной психической деятельностью личности. Несмотря на свою кажущуюся независимость, они целесообразны и, по-видимому, сопровождаются определенными представлениями. Такого рода движения носят название автоматических и имеют все характерные черты бессознательной психической деятельности»[6].

Возможно, здесь сокрыт ответ на вопрос, почему в современном мире вербальное сопровождение невербальной магии утеряно? Следуя размышлениям Леманна по этому поводу можно сделать вывод, что магия по пути движения её из области осознанного действия в область подсознания, растеряла свой первоначальный смысл, перестала отвечать рациональным воззрениям современного общества. Поскольку магия, и невербальная в частности, становилась понятна лишь узкому кругу людей, как взмахи смычком дирижёра лишь просвещённым в музыке, она утратила и вербальное сопровождение.

Согласно другой теории, которую предложил известный окультист пер. пол. ХХ в. А. Кроули[8], магия функционирует согласно неким формулам и теоремам. Разбирая магический ритуал до мелочей, он выделял: формулы элементарного оружия, формулы тетраграмматона, формулы алхим и алим, формулу I.A.O., формулу неофита и т.д.

Кроули считал, что основным механизмом функционирования магии является волевое усилие мага, он отмечал, что: «Магия есть наука и искусство вызывать изменение, совершающееся в соответствии с волей»[8]. Однако, рудименты магии проявляются в современном мире как выясняется бессознательно. Но всё же есть у Кроули то, что заставляет задуматься, несмотря на всю мистику его текстов. Подобно тому, как современный человек, заблуждаясь, считает, что живёт в эпоху рационализма и технологического прогресса, Кроули замечает, что человек в своей повседневности живёт по сути своей в магическом пространстве. Возвращаясь к уже освещённому нами в первом параграфе вопросу соотношения магии и религии, автор говорит о том, что между магией и наукой существуют достаточно размытые границы. Кроули пишет, что: «В некотором смысле можно сказать, что Магия - это простонародное название Науки»[8]. Действительно границы очень тонкие, обычному человеку, в современном информационном потоке, легко запутаться в границах рационального и иррационального мира, магического и научного мышления.

Таким образом, можно сделать вывод, что рудименты магии функционируют в человеке на подсознательном уровне, неподконтрольном разуму. Одним из главных законов функционирования рудиментов магии является Закон Ассоциации, отмеченный в своих трудах большим количеством авторов, начиная от Д. Фрезера и заканчивая А. Леманном. Данный закон обусловлен в современном обществе информационной средой, что усиливает его масштабность и действие.

Можно заключить, что современная магия и её рудименты существуют в нашем сознании настолько же прочно, а может быть даже и прочнее, насколько существуют в нашем представлении научные аксиомы и формулы. Разбирая вопросы соотношения магии и религии нельзя прийти к однозначным выводам, по поводу их абсолютного различия или схожести, а значит и нельзя представить себе пространство, в котором бы не было бы этих двух составляющих. Возможно, именно поэтому магия прочно вошла в наш быт, повседневность, деятельность. Незаметно она функционирует, поддаваясь законам бессознательного, проявляясь в совсем неожиданных для нас формах и местах.

 

 

 

Список литературы

1.Фрезер Д. Золотая ветвь [Электронный ресурс].-URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Frezer/02.php (Дата обращения 03.10.13)

2.Токарев С.А. Ранние формы религии [Электронный ресурс].-URL: http://www.verigi.ru/?book=152&chapter=21 (Дата обращения 03.10.13)

3.Боневитс Ф. Реальная магия [Электронный ресурс].-URL:http://www.e-reading.biz/book.php?book=85912 (Дата обращения 04.10.13)

4.Хартманн Ф. Магия [Электронный ресурс].-URL: http://www.theosophy.ru/lib/hmagia.htm (Дата обращения 06.10.13)

5.Печагина Т.В. Цветообозначения как один из способов вербализации концептов «добро» и «зло» Вестник Челябинского государственного университета. 2009. №17.С.52

6.Леманн А. Иллюстрированная история суеверий и волшебства[Электронный ресурс].-URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/okkultizm/Lem/01.php (Дата обращения 05.10.13)

7.Смирнов М. Магия, религия и мифологическое сознание [Электронный ресурс].-URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Article/Sm_MagRel.php (Дата обращения 05.10.13)

Автор: Попцов Д. А.
Дата публикации: 13.01.2014

1 | 2



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Роль личности в истории

В данной статье автор пытается раскрыть сущность влияния человека на общество и историю. Автор считает, что каждый человек влияет на исторический процесс, не отменяя при этом закономерностей развития..

Читать

Сайты по переводу иностранной прессы

Сайты по переводу иностранной прессы. Будут полезны историкам а так же, людям интересующимся политикой..

Читать

Механизмы функционирования рудиментов магии в современном мире

Механизмы функционирования современной магии очень сложны и не так просты в объяснении, как может показаться на первый взгляд. Реальность ХХI в. такова, что практически любой человек в своей повседневной жизни, так или иначе, использует магию и встречается с оккультизмом, совершает обряды и т.д., не совсем отдавая себе отчёт в том, что он делает на самом деле. .

Читать

Применение компьютера в обучении истории

Курсовая работа о применении компьютера в обучении истории.Данная работа посвящена изучению применения современных технологий в обучении истории - компьютерной техники и компьютерных программ..

Читать

Оренбург и Казахстан объединил художник

Оренбургско-алматинский художник Сергей Калмыков был современником Шагала и Кандинского, имел свой стиль и свое видение, наследовал миру огромное наследие, которое для историков до сих пор является загадкой. Он является национальным достоянием Казахстана. В нашем городе художник прожил несколько лет.

Читать

Посвящается к 255- летию города Кыштым

Все в мире прекрасно и удивительно. Удивительная природа, окружающая нас, удивительны и неповторимы люди в проявлении своих душевных качеств и чувств. Удивителен и красив по своему среди необъятных просторов мой любимый город Кыштым, в котором я родилась..

Читать

Интересные исторические сайты

Исторические сайты, которые будут интересны широкому кругу читателей. Выбор сайтов для обзора субъективный..

Читать

Создание тематических студенческих порталов, как средство стимулирования научно-познавательной деятельности.

Развитие современных технологий, а в частности интернета, открывает широкие возможности для развития современной науки. Однако до сих пор интернет пространство практически не используется для стимулирования научно — исследовательской деятельности студентов. Более того, в интернете нередко можно встретить недостоверные сведения, что мешает распространению подлинно научных знаний..

Читать

Авторское право и интернет

Рассмотрение проблем взаимодействия авторского права и интернета. Почему сложилась такая ситуация? И что можно сделать?.

Читать

История сознания и осознания истории

Двадцатый век был периодом радикального обновления человечества, периодом массового перехода народов на ступень демократии и свободы. Состоявшиеся перемены требуют теперь своего осмысления. Сова Минервы вылетает в сумерках, после того как всё уже свершилось. Что произошло в минувшем столетии? Почему именно так произошло? Если история человечества – это история его достижений, то каков её главный итог? Чего достиг современный мир? Какой вклад в его развитие внесли отдельные страны и Россия, в частности? Ответ на эти вопросы призвана дать современная теория исторического процесса .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter