↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Российские ученые разбудили спавшие десятки тысячелетий организмы
........................
На рисунках Леонардо да Винчи нашли следы людей
........................
Ученые нашли связь между наскальными рисунками и галлюциногенными веществами
........................
Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................
Раскрыта жизнь динозавров до падения астероида
........................

1 | 2 | 3 | 4 | 5

Милый сердцу Нижнеудинск

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Легких Светлана Петровна, Галичина Елена Петровна

По преданию, поселение основали казаки, установившие здесь в 1644 го­ду крест. В 1652 году Изот Кузнецов начал строить в остроге деревянную Спасскую церковь. В 1681 возводится новый острог и, вероятно, одновременно с ним надвратная церковь. На чертеже С.Ремезова изображено церковное зда­ние, но в списках храмов, переданных в 1727 в Иркутскую епархию, Спас­ская церковь не упоминается (она, видимо, была оставлена в ведении То­больской епархии). В 1734 году Спасскую надвратную церковь упоминает в путевых записках И.Гмелин. С тех пор известий об этой церкви в документах не встречается. В 1740-е была возведена другая деревянная церковь - Архангельская, стоявшая и 50 саженях от реки Уды.
В 1796 Архангельский храм сгорел, и вместо него в двух верстах от города освящается храм во имя Всех Святых, переделанный из часовни (впоследствии упразднен).
С 1783 года Нижнеудинский Покровский городок получает статус губернского города, и встает вопрос о возведении соборного храма.
Городишко богател
И казну свою имел.
Школяров учить охота –
Тож не малая забота.
Через речку не кричать,
А её мостом связать.
Церковь на юру поставить
(Бога тоже надо славить),
Чтоб вольготнее зажить,
Да детишек народить.*14

 

nizhneudinsk101
Собор Воскресения (1789 г.)

Каждая церковь в Нижнеудинске имела свой престольный праздник. Церковь Воскресения называлась ещё и Михайловской, ибо там было 4 престола: а) Михайловский, б) Петра, в) Павла, г) Ильи. Последний был на 2 этаже, там же проходили праздники Ильина дня.

 


*14 – В.И. Макаров. Распотешный юбилей. – Иркутск. 1998. С. 37-39.
4 июня 1811, на городской площади закладывается крупный каменный собор - Собор Вознесения Господня. Впервые в Иркутской епархии начал строиться храм не только на пожерт­вования граждан, но и на пособие, выделенное из Духовного Учебного Уп­равления при Синоде. Сооружали его мастера — Степан Чураков, Степан Шишкин и Степан Кудреватых. Собор имел три престола: главный холодный храм - во имя Вознесения Господня, освящен 12 мая 1835; левый теп­лый придел - во имя Архистратига Михаила, освящен 9 октября 1815; пра­вый теплый придел — во имя Святителя Иннокентия, епископа Иркутского - 25 августа 1826. Храм был возведен в ранг соборного в 1817 году. Из до­стопримечательностей его известна чудотворная икона Ахтырской Божией Матери. Собор не сохранился.

 

nizhneudinsk102

Собор Вознесения Господня

 

Построенный в начале XIX века собор имел объемно-планировочную композицию, свойственную постройкам предыдущего столетия. Продольноосевая симметричная структура с широкой трапезной, вместившей в себя приделы, и храм, завершенный широким восьмериком под лотковым куполом, продолжали традицию барокко. В скромном декоре фасадов и в элементах крыльца ощутимо влияние классицизма. К приходу были приписаны церковь в с.Усть-Рубахино (Казанская) и ч­тыре часовни: в с.Курят (в 3-х верстах от собора), в с.Муксут (в 10 верстах) и каменная часовня на р.Рубахиной, на кладбище (во имя Рождества Иоанна Предтечи, построена и освящена в 1903 на могиле мещан Бызовых). Четвертая часовня была заложена на берегу р. Уды 29 июня 1868 года "в память чудесного спасения императора Александра II от опасности". Построили ее на средства жителей города и округа. Часовню освятили в 1869 во имя св.Иосифа Песнописца. Была она небольшая деревянная, устроена по плану, выданному из Иркутска.
В г. Нижнеудинске на начало XX века действовали 3 большие церкви – собор Воскресения (с 1783 г.), церковь-собор Вознесения, построенный в 1811 г., а с 1908 г. – Свято-Никольская транспортная церковь.
Каменные соборы – Воскресения и Вознесения – были построены из знаменитого лопатинского кирпича. После разрушения этих храмов кирпич использовали на строительство бани, брандмауэрной стены деревянной школы №10 и для печей жителей города.
Оба собора были с красивыми звонницами-колокольнями с главным колоколом и колоколами-подголосками. Их малиновый звон далеко разносился по округе, а вечерний звон после трудового дня любили слушать сидевшие на лавочках жители. Сброшены были колокола и куда-то увезены, о чём ходят разные легенды. И только один маленький колокол с собора Вознесения ещё послужил. Он висел у входа в городскую пожарную часть, дежурный на каланче сообщал им о пожаре. После проведения телефона в ПЧ колокол увезли в музей пожарного дела в г. Иркутск.
Красива и весьма отличается от предыдущих деревянная Свято-Никольская церковь.
Деревянная церковь на станции Нижнеудинск была заложена в 1907 на месте расстрела железнодорожных рабочих в дни октябрьской забастов­ки 1905 года. Возвели храм на пожертвования рабочих при поддержке фонда имени императора Александра III. Строилась она по проекту церк­ви на станции Томск. Освятили церковь 1 февраля 1908 года, а в октябре того же года при ней был открыт самостоятельный приход.


…Ждёт церковка последний солнца луч,
Чтоб златом куполов старинных
Украсить пелену застывших туч.*15

nizhneudinsk103

Церковь закрыли постановлением президиума ВСКИК от 21.04.1936. В ней были и комсомольский клуб, и столовая, и библиотека. В 1947 году храм по просьбе верующих вернули православной общине, и с 13 декабря во вновь освященном храме возобно­вились богослужения. Архитектура церкви характерна для пристанционных культовых пост­роек, возведенных по типовым проектам вдоль Сибирской железной доро­ги. Крупный четверик храма имеет по два ряда окон на каждом фасаде. Пятигранная апсида перекрыта крутой вальмовой кровлей. Над притвором возвышается высокая восьмериковая колокольня.


Из иноверческих церквей сохранилось здание синагоги, оно прочно и оригинально. Средства на неё пожертвовали купцы-евреи, раввином одно время был купец Котков, все служащие в синагоге были евреи, русским разрешалось приходить и смотреть на службу с внутреннего балкона здания, ведя себя достойно.

 

nizhneudinsk104
Синагога (ныне – Госбанк)

 

___________________________________
*15 – Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. / авт.-сост. И.В.Арисова. – Волгоград: Учитель, 2008. – с.86.


О Часовнях

По данным энциклопедии, изданной в 1897 году в Санкт-Петербурге, в г. Нижнеудинске было 7 часовен. Из них две кладбищенские – одна на слободском кладбище в конце улицы Горемыкинской (Краснопартизанской), деревянная с кирпичной основой, вторая кирпичная на городском кладбище. Они служили для отпевания перед погребением.
Другие часовни были посвящены престольным праздникам, в них совершались крестные хода.
Помимо вышеуказанных часовен, приписанных к собору Вознесения, были ещё часовня в р-не деревни Труд (кирпичная), на 7 км. Каксатского тракта была казачья часовня (деревянная).
«Вознесенская часовня была каменной, приблизительно 4х4 м, стояла на краю обрыва горы Вознесенки, посещали её очень часто, не только на Вознесение, но и перед посевом…»* 16

 

 nizhneudinsk105

Вознесенская часовня


Все описанные часовни разрушены.
Единственной уцелевшей часовней является солдатская, находящаяся в лазаретном комплексе военного городка, построенного в 1912 году. В ней проводились службы по праздникам и отпевание умерших в лазарете.

nizhneudinsk106  

Эта каменная часовня приблизительно 4х6, по свидетельству Шахерова В.П. – преподавателя Иркутского университета кафедры истории СССР, лаборатории «История Сибири» является не только единственной в Нижнеудинском районе, но и во всей иркутской области.


*16 – Н.И. Протасова. Очерки о Нижнеудинске. – Иркутск: изд-во «Макаров С.Е.», 2000.

 


Литература:
1. Антоневич Н. Улицы его Величества. // Путь Ильича. – 1979, 23 ноября.
2. Атлас-схема Нижнеудинска. 2007.
3. Беседина О. Историческая застройка Нижнеудинска.
4. Братющенко Ю. К летописи Нижнеудинска. – СПб. – 2007.
5. Герасимова А., Гусак О. Человек и малая родина. Старые постройки города Нижнеудинска. (материалы музея школы №10)
6. Матвиенко В.С. Памятники Нижнеудинска. – Нижнеудинский историко-краеведческий музей. – 1998.
7. Протасова Н.И. Очерки о Нижнеудинске. – Иркутск: Изда-во «Макаров С.Е.», 2000.
8. Работа по краеведению группы 6 Г класса школы №10 на тему «Улицы города. История улицы им. В.И. Ленина».
9. Тарханова Л. Город Нижнеудинск. – 2007. (презентация)

 

Автор: Легких Светлана Петровна, Галичина Елена Петровна
Дата публикации: 07.01.2015

1 | 2 | 3 | 4 | 5



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Икона «Утоли моя печали» в жизни кубанских казаков

В жизни православного человека во все времена огромное значение имело почитание икон или образов святых. Икона не только освящала помещение церкви, собора, монастыря, но и играла значительную роль в общественной и культурной жизни православного населения Кубани. Она оберегала жилища, семьи, станицы и города. .

Читать

Судьба моей семьи

История страны, история родного края, история семьи - тесными невидимыми нитями связаны эти понятия друг с другом. История страны складывается из истории городов, сел, поселков, в которых живут люди, а они-то своими делами, поступками, помыслами и творят историю. Я думаю, что каждая семья - это часть истории нашей страны. Мне кажется, что жить без Родины  невозможно. Когда я думаю о  ней, я сразу представляю себе  семью, предков,  позволивших сохранить для нас  мир, в котором мы живем. .

Читать

Сын великого Онара

Есть в глубинке необъятной России неприметная на первый взгляд деревушка с истинным марийским названием Олыкъял. Дословный перевод на русский – Луговая деревня (олык – луг, ял - деревня). Она расположена в Волжском районе, на стыке двух республик: Марий Эл и Татарстан. Деревня известна тем, что здесь родились и выросли два Героя: Герой Советского Союза Зинон Филиппович Прохоров и Герой России Валерий Вячеславович Иванов..

Читать

Наши деды ковали победу

22 июня - 9 мая, две точки на оси русской истории, они существуют одновременно, между которыми прошли 4 года. Это потом, для истории - памятные даты. Для русского солдата – просто война. Страшная и незабываемая..

Читать

Неизвестные места вашего региона, имеющие историко-культурную значимость

Кострома сыграла видную роль в истории российской государственности. История Костромы не может не рассматриваться в контексте экономических, социальных, политических и культурных процессов в древнерусский и русский периоды. Вопросы исторического развития Костромы непосредственно связаны с общеисторическими процессами, проходившими в рамках Северо-Восточной Руси и Московского государства..

Читать

Герои нашей семьи

Мой прадед – Мартыненко Василий Артемович, был участником Великой Отечественной войны. Он прошел войну, начиная с июня 1941 года под Смоленском и закончил в мае 1945 года в Германии в звании старшины – командиром отделения связи 890 артиллерийского полка 2 Белорусского фронта (на фото справа)..

Читать

Они живут в моей памяти

Мне очень повезло. Я родился в Крыму, на земле своих предков. У меня есть мама, папа, братик, а ещё две бабушки и два деда. Мы жили с родителями отца одной большой дружной семьёй..

Читать

Олимпиада по истории как опыт профессионализации (на примере II Сибирского тура Всероссийской олимпиады по истории г. Омск 30.09.13-02.10.13)

Сегодня опыт профессионализации имеет большое значение для студента педагогического вуза. В условиях перехода основной школы на ФГОС II, когда на смену когнитивной приходит деятельностно-ценностная парадигма образования, любому студенту необходимо сформировать представления о том, что же такое деятельностный подход, и каким образом его можно реализовывать в рамках школы? .

Читать

Атаман Кухаренко в истории моего рода

Летом 2012 года я впервые побывал на родине моей мамы в Харьковской области, повидал многочисленных родственников, посмотрел фамильные фотографии… Мама родилась в посёлке Великий Бурлук Харьковской области на берегу речки Бурлук, которая, по преданию, имеет своё название от слова "бурлюк" тюркского происхождения, что означает "грязь". .

Читать

Крестьянское восстание 1921 года на территории Южного Зауралья

В наше время в обществе проявляется интерес к прошлому страны, своего города, семьи. У человека,не интересующегося своей историей,нет будущего.На мой взгляд, человек должен знать историю своего родного края, где он живет, где жили его родные и близкие..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter