↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Найдены человеческие следы возрастом 120 тысяч лет
........................
Украденных 40 лет назад индийских идолов вернули на родину
........................
Историки рассказали о злодеяниях степных кочевников
........................
Древние люди использовали горячие источники для готовки
........................
В Крыму нашли изображение мифической птицы Сирин
........................

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

Милый сердцу Нижнеудинск

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Легких Светлана Петровна, Галичина Елена Петровна

Построенный в начале XIX века собор имел объемно-планировочную композицию, свойственную постройкам предыдущего столетия. Продольноосевая симметричная структура с широкой трапезной, вместившей в себя приделы, и храм, завершенный широким восьмериком под лотковым куполом, продолжали традицию барокко. В скромном декоре фасадов и в элементах крыльца ощутимо влияние классицизма. К приходу были приписаны церковь в с.Усть-Рубахино (Казанская) и ч­тыре часовни: в с.Курят (в 3-х верстах от собора), в с.Муксут (в 10 верстах) и каменная часовня на р.Рубахиной, на кладбище (во имя Рождества Иоанна Предтечи, построена и освящена в 1903 на могиле мещан Бызовых). Четвертая часовня была заложена на берегу р. Уды 29 июня 1868 года "в память чудесного спасения императора Александра II от опасности". Построили ее на средства жителей города и округа. Часовню освятили в 1869 во имя св.Иосифа Песнописца. Была она небольшая деревянная, устроена по плану, выданному из Иркутска.
В г. Нижнеудинске на начало XX века действовали 3 большие церкви – собор Воскресения (с 1783 г.), церковь-собор Вознесения, построенный в 1811 г., а с 1908 г. – Свято-Никольская транспортная церковь.
Каменные соборы – Воскресения и Вознесения – были построены из знаменитого лопатинского кирпича. После разрушения этих храмов кирпич использовали на строительство бани, брандмауэрной стены деревянной школы №10 и для печей жителей города.
Оба собора были с красивыми звонницами-колокольнями с главным колоколом и колоколами-подголосками. Их малиновый звон далеко разносился по округе, а вечерний звон после трудового дня любили слушать сидевшие на лавочках жители. Сброшены были колокола и куда-то увезены, о чём ходят разные легенды. И только один маленький колокол с собора Вознесения ещё послужил. Он висел у входа в городскую пожарную часть, дежурный на каланче сообщал им о пожаре. После проведения телефона в ПЧ колокол увезли в музей пожарного дела в г. Иркутск.
Красива и весьма отличается от предыдущих деревянная Свято-Никольская церковь.
Деревянная церковь на станции Нижнеудинск была заложена в 1907 на месте расстрела железнодорожных рабочих в дни октябрьской забастов­ки 1905 года. Возвели храм на пожертвования рабочих при поддержке фонда имени императора Александра III. Строилась она по проекту церк­ви на станции Томск. Освятили церковь 1 февраля 1908 года, а в октябре того же года при ней был открыт самостоятельный приход.


…Ждёт церковка последний солнца луч,
Чтоб златом куполов старинных
Украсить пелену застывших туч.*15

nizhneudinsk103

Церковь закрыли постановлением президиума ВСКИК от 21.04.1936. В ней были и комсомольский клуб, и столовая, и библиотека. В 1947 году храм по просьбе верующих вернули православной общине, и с 13 декабря во вновь освященном храме возобно­вились богослужения. Архитектура церкви характерна для пристанционных культовых пост­роек, возведенных по типовым проектам вдоль Сибирской железной доро­ги. Крупный четверик храма имеет по два ряда окон на каждом фасаде. Пятигранная апсида перекрыта крутой вальмовой кровлей. Над притвором возвышается высокая восьмериковая колокольня.


Из иноверческих церквей сохранилось здание синагоги, оно прочно и оригинально. Средства на неё пожертвовали купцы-евреи, раввином одно время был купец Котков, все служащие в синагоге были евреи, русским разрешалось приходить и смотреть на службу с внутреннего балкона здания, ведя себя достойно.

 

nizhneudinsk104
Синагога (ныне – Госбанк)

 

___________________________________
*15 – Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. / авт.-сост. И.В.Арисова. – Волгоград: Учитель, 2008. – с.86.


О Часовнях

По данным энциклопедии, изданной в 1897 году в Санкт-Петербурге, в г. Нижнеудинске было 7 часовен. Из них две кладбищенские – одна на слободском кладбище в конце улицы Горемыкинской (Краснопартизанской), деревянная с кирпичной основой, вторая кирпичная на городском кладбище. Они служили для отпевания перед погребением.
Другие часовни были посвящены престольным праздникам, в них совершались крестные хода.
Помимо вышеуказанных часовен, приписанных к собору Вознесения, были ещё часовня в р-не деревни Труд (кирпичная), на 7 км. Каксатского тракта была казачья часовня (деревянная).
«Вознесенская часовня была каменной, приблизительно 4х4 м, стояла на краю обрыва горы Вознесенки, посещали её очень часто, не только на Вознесение, но и перед посевом…»* 16

 

 nizhneudinsk105

Вознесенская часовня


Все описанные часовни разрушены.
Единственной уцелевшей часовней является солдатская, находящаяся в лазаретном комплексе военного городка, построенного в 1912 году. В ней проводились службы по праздникам и отпевание умерших в лазарете.

nizhneudinsk106  

Эта каменная часовня приблизительно 4х6, по свидетельству Шахерова В.П. – преподавателя Иркутского университета кафедры истории СССР, лаборатории «История Сибири» является не только единственной в Нижнеудинском районе, но и во всей иркутской области.


*16 – Н.И. Протасова. Очерки о Нижнеудинске. – Иркутск: изд-во «Макаров С.Е.», 2000.

 


Литература:
1. Антоневич Н. Улицы его Величества. // Путь Ильича. – 1979, 23 ноября.
2. Атлас-схема Нижнеудинска. 2007.
3. Беседина О. Историческая застройка Нижнеудинска.
4. Братющенко Ю. К летописи Нижнеудинска. – СПб. – 2007.
5. Герасимова А., Гусак О. Человек и малая родина. Старые постройки города Нижнеудинска. (материалы музея школы №10)
6. Матвиенко В.С. Памятники Нижнеудинска. – Нижнеудинский историко-краеведческий музей. – 1998.
7. Протасова Н.И. Очерки о Нижнеудинске. – Иркутск: Изда-во «Макаров С.Е.», 2000.
8. Работа по краеведению группы 6 Г класса школы №10 на тему «Улицы города. История улицы им. В.И. Ленина».
9. Тарханова Л. Город Нижнеудинск. – 2007. (презентация)

 

Автор: Легких Светлана Петровна, Галичина Елена Петровна
Дата публикации: 07.01.2015

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Патриотическое воспитание студенческой молодежи на примере князя Дмитрия Пожарского

Смутное время в России в начале XVII в. является знаковым явлением в отечественной истории. Его последствия в значительной степени определили характер и динамику последующего развития страны. Смута оставила неизгладимый след в сознании русских людей, стала для них важнейшей вехой исторической памяти..

Читать

Мой прадед – герой.

Я всегда интересовался историей своих предков. И вот, я решил начать со своего прадедушки – Зотова Андрея Сергеевича. .

Читать

Остановись, народ

Украина – красивая, каждую весну утопающая в яблоневом цвете, сколько боли переживает она сейчас.

Читать

Семья императора Николая II

В этом году исполнилось 400 лет дома Романовых и 85 лет со дня кончины царской семьи. Семья это - то, что связывает нас с нашими предками и потомками. Семейные традиции, семейные предания, делают из отдельных людей великий народ. История любого государства складывается из множества семейных историй. На мой взгляд, царственная чета Николая Александровича и Александры Феодоровны Романовых является примером нравственного, благочестивого воспитания детей. А это имеет особую актуальность в настоящее время. .

Читать

Три поколения моей семьи живут в мирное время

Три поколения моей семьи живут в мирное время. Три моих прадеда с первых дней Великой Отечественной войны были на фронте и не только они, но и их отцы. .

Читать

Иерусалим в «Житии и хождении Даниила, Русской земли игумена».

В паломническом движении жителей русских земель в Палестину исследователи выделяют три этапа: 1-й этап — Византийский с X по XVI вв., 2-й — «Московский» с XVI по 50-е гг. XIX в. 3-й этап – «державно-православный» - со второй половины XIX в. по 1914 г. Организация паломничества в Святую Землю стала одной из задач Русской Православной церкви с момента ее образования..

Читать

Учительские школы казанских татар

Казанская татарская учительская школа, открытая в 1876 г. на основании Положения о татарских учительских школах, являлась совершенно новым образовательным учреждением для татар с преподаванием на русском языке, осуществлявшим подготовку учителей для начальных татарских училищ Волжско-Уральского региона. Инициатором открытия этого учебного заведения в Казани был инспектор татарских школ В.В.Радлов, стремившийся сделать школу «главным центром для всех татарских народных школ». .

Читать

Дети тыла

Навеки останется в памяти людей дата 22 июня 1941 года. Война! Гитлеровские полчища ринулись на нашу землю, сея смерть, разрушения, неся угрозу гибели всему, что создано человеческим трудом. 1418 дней и ночей великих испытаний выпали на долю не только взрослых, но и детей. Война поглотила детство у тысячи девчонок и мальчишек. Отучила их плакать. Постоянно не доедая, в холоде, преодолевая суровые условия, дети, как и взрослые, делали все, что было в их силах, чтобы приблизить день победы над захватчиками. Пожалуй, нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война, которая не пережила бы тяжесть военных лет..

Читать

История моей семьи – в истории страны

История страны и история семьи тесно связаны. Ведь большая история складывается из историй и судеб отдельных людей, которые жили, учились, работали, защищали свою землю в определенный период при определенных обстоятельствах. И, наоборот, время, общественный строй диктовали им и стремления, и идеологию, и нравственные устои. Даже то, как одевались, в чем ходили наши прадедушки и прабабушки говорит и об уровне их жизни, и о нормах этики периода истории, в котором они жили..

Читать

Мой прапрадедушка – пропавший без вести солдат

В каждой семье хранятся предания, связанные с войной. Хранителями семейных преданий являются бабушки: старшее поколение семьи. Давно нет в живых моей прабабушки Стародубцевой Елизаветы Степановны (1919-1991), но её воспоминания о военных годах хранит её дочь, моя бабушка Любовь Степановна..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter