↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................
Раскрыта жизнь динозавров до падения астероида
........................
Найдено место крупнейшей катастрофы на Земле
........................
В Шотландии нашли клад опального претендента на английский престол
........................
Историки нашли застрявших в древней посуде тысячелетних насекомых с помощью рентгена
........................

1 | 2 | 3 | 4

Советская история 1930–1950–х гг. в отражении исторической памяти народа: проблемы источниковедческого анализа.

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Гущин Александр Анатольевич
Частично опубликовано: Гущин А. А. Советская история 1930-1950-х гг. в отражении исторической памяти народа: значение источников личного происхождения // Россия Ключевского: Материалы Всероссийского конкурса и конференции учащейся молодежи. - Пенза: ГАОУ ДПО ПИРО, 2012.


   Во время интервью я старался задавать минимальное количество вопросов и позволить поделиться той информацией, которую информантам хотелось рассказать. Первоначальные вопросы касались определённых периодов – рассказать о детстве (периоде до войны), об участии в войне, о послевоенных годах. Далее задавались уточняющие вопросы и вопросы по отдельным аспектам, такие как: «переписывались ли с родственниками, когда были на фронте?», «какой самый счастливый период в жизни?».
Специфика моего исследования, состоит, в том, что интервью записывалось на видеокамеру. Это было сделано как для сохранения информации в формате видео, так и для более детальной и точной записи интервью. Так как одним из информантов была моя бабушка, я смог проанализировать влияние записи видеокамерой на то, каким образом это влияет на рассказ. Хотя, конечно, это влияние индивидуально. Один из самых важных моментов — это волнение в начале интервью, которое привело к менее подробному рассказу, к тому что информанты сбивались с мысли.
Подбор интервьюеров проходил по двум параметрам: во — первых согласие на интервью, во — вторых это те, кого я или мои знакомые знают лично, в – третьих наличие воспоминаний об исследуемом периоде времени. Среди информантов двое непосредственно были на фронте, один занимался разминированием после войны и двое оставались в тылу. Из тех информантов, кто находился в тылу, Мария Ивановна Бунина была уже молодой девушкой, а Раиса Владимировна Ворфоломеева была ещё ребёнком. Кроме того, о жизни в тылу рассказывают и другие информанты так как на фронт их забирали не с самого начала войны. Все информанты родом из Пензенской области. Только один из информантов родился в городе, остальные уроженцы сельской местности. Одна из особенностей записи интервью на видео — это волнение. Среди информантов более всего волновались Мария Ивановна Ольхова и Суслов Иван Андреевич.
Необходимо отметить, что одним из информантов была моя бабушка, Мария Ивановна Ольхова. С одной стороны, это позволило ей чувствовать себя более свободно, говорить более откровенно, даже то, что не рассказывала почти никому. Кроме того, это позволило мне быть уверенным в подлинности большей части полученной информации, а именно той, которая подтверждается рассказами других ныне живущих родственников – информации о тех событиях, в которых принимали участие и другие родственники. Полученная информация не противоречила той, которая была записана Марией Ивановной в её письменных воспоминаниях, которые были написаны примерно 15–20 лет назад. С другой стороны, зная историю её жизни, многие из рассказываемых ею событий, так как не раз слышал эти истории от родственников, я задавал уточняющие вопросы, на которые уже слышал ответы до этого, просил рассказать поподробнее о тех событиях, о которых знал заранее. А это могло повлиять на ход мыслей Марии Ивановны, привести к рассмотрению каких–либо проблем с какой–то одной стороны.
Историческая память народа своеобразна. Люди сохраняют в памяти те аспекты жизни, которые, по их мнению, имеют наибольшее значение, которые больше всего оказали влияние на их жизнь или которые оставили глубокий эмоциональный след.
Для того, чтобы проанализировать историческую память народа, необходимо, прежде всего, выделить те аспекты жизни, которые закрепились у всех или у большей части информантов и те аспекты жизни, на которые все или большинство не обращают внимание. Это позволит исследовать историческую память народа, как отдельный феномен. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, как были рассказаны те или иные события  – рассказал ли информант это в начальном рассказе или рассказал после уточняющих вопросов. 
Для анализа целесообразно составить сравнительную таблицу.

Таблица 1
События советской истории 1930–1950–х гг.
в отражении исторической памяти народа

    События советской истории 1930–1950–х гг. в отражении исторической памяти народа

Данное распределение в таблице нельзя абсолютизировать, так как во – первых данная выборка не позволяет отразить отношение всех групп и слоев населения и, следовательно, обобщение возможно только в общих чертах. Во – вторых отсутствие воспоминаний о некоторых событиях, таких как например раскулачивание, объясняется тем, что данное явление не коснулось жизни некоторых людей.
Причины того, что какие — то моменты жизни не были раскрыты в начальном рассказе могут быть различными — волнение перед камерой; негативное отношение к этим аспектам жизни; рассмотрение этих аспектов информантом как маловажных, не имеющих отношение к теме интервью или как совершенно очевидных. Однако такое разделение при статистическом анализе позволило разделить, аспекты жизни на важные, средней важности и маловажные.
Наиболее важное событие, сохранившееся в памяти информантов – это раскулачивание и голод начала 1930–х годов. Несмотря на то, что среди информантов кулаков небыло, семьи двоих из них были раскулачены. Кроме того, о раскулачивании вспоминают и те, чьи семьи непосредственно не пострадали. Это отражает такое явление нашей истории, как раскулачивание середняков. Важно отметить, что в последствии они были «реабилитированы», но потери им небыли возмещены в полном объёме. Это свидетельствует с одной стороны о «перегибах на местах», с отношением к раскулачиванию беднейших слоёв деревни, а с другой стороны, говорит об определённой политике советского государства, направленную на устранение этих перегибов. Связанный с раскулачиванием голод, безусловно, затронул  все слои населения и занимает в памяти народа особое место. Воспоминания о рационе питания имеют наибольшее количество подробностей в сравнении с другими аспектами жизни. Так информанты с одной стороны вспоминают голодные годы начала 1930–х и конца 1940–х, когда в рационе питания были хлеб с примесями(чаще с травой) и оладьи или другая выпечка из гнилого картофеля или картофельных очисток. С другой же стороны, есть воспоминания и хорошем урожае конца 1930–х. Хотя таких воспоминаний в количественном выражении меньше. Это можно объяснить тем, что для большинства это была норма жизни и следовательно посчитали несущественной деталью рассказа.
Показателен ещё один аспект жизни, который выделяется среди других – это отношение к жилищным условиям. Здесь воспоминания с одной стороны о довоенном времени, когда жилищные условия были зачастую неудовлетворительными, воспоминания о послевоенных годах, когда страна только начинала отстраиваться и жить приходилось в непригодных для жилья условиях. А с другой стороны, воспоминания о получении бесплатного жилья, которые окрашены положительными эмоциями.
Большинство информантов вспоминает об играх, танцах, различных вечерах и посиделках, которые были и до и во время войны. Но они воспринимаются ими не как что – то особенное, а как обязательные атрибуты детства и юности. Те информанты, которые были на фронте или служили в армии во время войны были ещё молодыми, когда началась война. И хотя известие о начале войны их шокировало, большинство из них считало, что им не придётся отправляться на фронт.
Важно отметить, что такие аспекты нашей истории как репрессии, гонения на церковь, цензура, «тоталитарный режим» и другие аспекты, которые считаются важными с точки зрения исторической науки и политики, либо не нашли практически никакого отражения в памяти информантов, либо же и вовсе отрицаются ими. В первом случае это говорит о том, что современные исторические исследования проводятся с современной точки зрения, а не с точки зрения людей, реальности того времени. Во втором же случае, как например вопрос о гонениях на церковь и верующих, то, что информанты сообщают об обратном – это говорит о том, что данные явления оставались на словах и на бумаге и реального воплощения практически не нашли.
Интересно то, что большинство из информантов практически не рассказывают о послевоенной жизни. Подробности их рассказа об этом периоде заканчиваются обычно либо «получением квартиры», либо словами «всё стало налаживаться». Причина такого неподробного рассказа кроется прежде всего в особенностях памяти пожилых людей, так как они лучше помнят детство и юность чем те годы, которые ближе к современности.
Так же нужно отметить, что во время войны были важны письма, взаимоотношения с товарищами. Но воспоминания о них, по – видимому, являются не яркими, поэтому зачастую вспоминалось информантами только после уточняющих вопросов.
Важно отметить чувство коллективизма, присущее всем информантам. Оно проявилось в употреблении местоимения «мы» вместо «я», употреблении глаголов прошедшего времени во множественном числе даже в таких случаях, когда это не необходимо.
Ещё одна интересная особенность исторической памяти – это то, что многие события теряют конкретные территориальные и временные рамки, а некоторые события смещаются во времени.

4. Заключение

Мною были собраны воспоминания Ольховой Марии Ивановны, Марии Ивановны Буниной, Ворфоломеевой Раисы Владимировны, Рыбакова Ивана Евлантьевич, Суслова Ивана Андреевича.
Сохранение семейных архивов, воспоминаний, дневников, различных записей, фотографий важно, прежде всего, для собственных детей, внуков, правнуков. Это поможет им понять, кто они, узнать историю семьи, позволит преломить историю к конкретно взятой личности. Так же это важно и для будущих поколений вообще. Потому как это часть истории, часть того жизненного опыта, который необходимо передать будущим поколениям. Чем будет больше собрано семейных историй, тем лучше будущие поколения смогут изучить свою историю. Для исторической науки сохранение таких источников важно прежде всего потому, что они позволяют рассмотреть историю со сторон, ранее не изученных, проследить преломление исторических событий и государственной политики в жизни конкретных людей, отражении в исторической памяти народа.
Можно отметить, что в связи с изменившимися социально – экономическими условиями, развитием технологии, изменением моды изменился и язык. Мы больше не встретим таких слов, как дранка или полинеливые туфли.
Рассматривая историческую память народа, как отдельный феномен, можно отметить некоторые его особенности. Так наиболее важными составляющими исторической памяти народа являются жилищные условия, рацион питания и эмоциональные переживания событий личной истории. Воспоминания о развлечениях, интересных событиях не сильно окрашенных эмоционально, являются составляющими исторической памяти средней важности. Наименее важными составляющими исторической памяти оказались события повседневности, нормального течения жизни. Важно отметить сильное коллективное начало, чувство общности, проявившееся в употреблении местоимения «мы» и глаголов множественного числа.
Характеризуя особенности восприятия повседневности 1930–х – 1950–х годов, хотелось бы остановиться на некоторых моментах: во–первых, налицо чёткая фиксация и воспроизводство традиционных стратегий выживания в трудных жизненных обстоятельствах (собирание милостыни, житье по родственникам и чужим людям, готовность к постоянной смене места жительства, высокая мобильность, отсутствие привязанности к жилищу и имуществу, высокий уровень взаимопомощи); во–вторых, память наших современников хранит воспоминания о важности и высокой значимости родственных связей и дружеских отношений, о постоянном стремлении к эмоциональному единению и духовной общности родных и близких людей.; в–третьих, события отразившиеся в воспоминании зачастую не совпадают с событиями которые считаются важными в настоящее время(репрессии, гонения и т. п.);

5. Источники и литература.

Источники:
1. Видеозапись воспоминаний М. И. Ольховой от  19 февраля 2011 г.
2. Видеозапись воспоминаний И. А. Суслова от  16 октября 2011 г.
3. Видеозапись воспоминаний И. Е. Рыбакова от  11 сентября 2011г.
4. Видеозапись воспоминаний  Р. В. Ворфоломеевой от  1 августа 2011 г.
5. Видеозапись воспоминаний М. И. Буниной от  2 августа 2011 г.
Литература:
1.    Драбкин А. Несколько слов о предмете «устная история» // http://www.iremember.ru/content/view/750/68/lang,ru/
6. Филюшкин А. И. Методические указания по проведению исследований по устной истории. М., 2005.  http://www.nashpolytech.ru/index.php?id=73

Автор: Гущин Александр Анатольевич
Дата публикации: 16.05.2012

1 | 2 | 3 | 4



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Памяти митрополита Антония посвящается…

Добрую память о себе в народе оставил митрополит Антоний (Александр Васильевич Вадковский), и мне хотелось бы в своей статье затронуть жизненный путь уникального человека, родившегося в нашем уезде в 1846 году. Дело в том, что жизнь этого выдающегося человека не так часто рассматривалась спасскими краеведами. Хочется отметить то, что территория нашего района многократно изменялась в административном отношении, большая часть относилась к Пензенской губернии, другая часть, в т.ч. и город Спасск принадлежал Тамбовской губернии. .

Читать

Тайна царской семьи

Семья Романовых всегда была на виду, ничто не ускользало от зоркого ока многочисленных придворных, всё должно быть пристойно, всё-таки царская семья. Но были в истории Романовых и тайны, которые скрывались, не предавались громкой огласке. Одной из таких страниц была судьба великого князя Николая Константиновича Романова..

Читать

Исторический опыт в становлении высшего образования Южной Сибири (1939-1991гг.)

Развитие высшей ступени образования Южной Сибири -уникальный и кропотливый процесс, ни один момент из сложной действительности XX не прошел мимо системы высшей школы Хакасии , Республики Тыва или республики Алтай , структура образования формировалась благодаря общим образовательным процессам проходящим в СССР..

Читать

Тепловозные таблички Луганского завода

В этой статье предпринята попытка систематизировать самую сложную и запутанную, как показывает опыт, часть табличечно-тепловозной истории - Луганские таблички..

Читать

Неизвестные герои

Каждая годовщины дня победы в Великой Отечественной войне ознаменовывается тем, что мы восхищенно вспоминаем и чествуем героические подвиги солдат, партизан, медицинских сестер и других не менее важных участников войны: Александра Маресина, Зою Космодемьянскую, отряд Панфилова – их имена и отважные поступки не забыты. Однако существуют те, которых не просто забыли, но и никогда не помнили. Почему и отчего так происходит, ведь каждый герой неоценимо повлиял на исход войны? Забывая и просто не помня, мы теряем историю, теряем наше достояние, память о героизме. В подтверждении этого можно привести следующие аргументы обосновывающие это..

Читать

Кем мы гордимся в нашей семье

Никто не забыт и ничто не забыто! Я думаю, что эти слова очень верны, когда речь идёт о войне. В истории Земли было много войн, но для нашей страны самой страшной была и остаётся Великая Отечественная война. В лихие годы все как один – и взрослые, и дети – встали на защиту Родины. Защитником же нашей семьи, вернее нашего рода, был мой прадед – Куклин Филарет Акинфович. Мы все им очень гордимся!.

Читать

Рассказ о прошлом.

У меня есть дед. Его зовут Тарас. Я люблю слушать его рассказы о прошлом. Когда началась война с фашистами, моему деду было всего лишь девять лет..

Читать

Будущий прелат. Часть 5 Политическая деятельность

Молодой католический священник активно включается в политическую деятельность, направленную на повышение авторитета церкви и улучшение жизни латгальских крестьян. Альфонс Пастор становится депутатом 2-го, 3-го и 4-го Сеймов и председателем ЦК латгальской партии христианских крестьян. Его основные по.

Читать

Удивительные люди Приморья

Мы с мамой смотрели её фотоальбом, детские и школьные фотографии. Вдруг на пол упала заметка (небольшая вырезка) с районной газеты «Трудовая слава». Фотоэтюд В. Пак, посвящен Международному дню защиты детей, на фотографии с газеты на меня смотрит моя мама. Она еще ребенок, ей не больше 5 лет, сидит на детском аттракционе «Олене» и крепко держит олененка за рога..

Читать

Память - храним

Вторая Мировая война обрушилась на нашу страну как лавина, как смерч, осенью 1939 года. За шесть лет она сломала миллионы судеб, перемолола в своих жерновах жизни ни в чём не повинных людей…. Семьдесят лет на нашу дальневосточную землю приходит цветущая, соловьиная, мирная весна. И чем дальше уходят от нас грозные военные годы, тем ближе сердцу величие народного подвига, тем более масштабным представляется значение Победы над фашизмом..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter