↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................
Раскрыта жизнь динозавров до падения астероида
........................
Найдено место крупнейшей катастрофы на Земле
........................
В Шотландии нашли клад опального претендента на английский престол
........................
Историки нашли застрявших в древней посуде тысячелетних насекомых с помощью рентгена
........................

1 | 2

О положении илотов и их взаимоотношениях со спартанцами

(Статья)
Раздел: Всеобщая история
Автор: Гущин Александр Анатольевич
Частично опубликовано: «XI Лебедевские чтения»., "Гумниц", Пенза, 2010


    Фукидит описывает историю, что однажды спартанцы отобрали 2000 илотов, считающих себя наиболее способными в военном деле. Им сказали что отпустят на свободу, но вместо этого перебили. (Фук. IV, 80, 3-4)Был ли этот случай на самом деле и если был, то каковы мотивы этой расправы сказать сложно. Если для устрашения илотов, то почему они сделали это не публично, а неизвестно где и неизвестно как? Не зная мотивов нельзя сделать какой либо определённый вывод.
   Спартанцы с детства воспитывались жестокости, бесчувственности, чувству превосходства и безусловно это сказывалось на их отношение к илотам.
   Нужно учитывать, что личные контакты могли быть совершенно различными и зависели от конкретных личностей и ситуаций.
   По словам Ксенофонта отношение всех илотов, неодамодов, гипомейонов и периеков к спартанцам можно выразить фразой :«никто не может скрыть, что он с удовольствием съел бы их живьём» (Ксен. Ист. III,). Присутствие в этом перечислении периеков говорит, что это было вызвано не экономической зависимостью или какими-то репрессиями, а отношением спартанцев к людям занимающимися производительной деятельностью. Такое отношение гипомейонов можно вполне объяснить их желанием вновь обрести гражданские и политические права.
   Необходимо отметить, что и проведение криптий и напаивание илотов вином, чтобы они вели себя непристойно своей целью имеют не издевательство над илотами, а прежде всего воспитание молодых спартанцев. Вероятно, что и остальные жестокие действия по отношению к илотам имели такую же цель.
   Ещё один интересный момент есть у Ксенофонта, когда он цитирует сообщение фиванских послов в Афины. В нем они ставят в упрёк спартанцам, что те «не стесняются назначать гармостами своих илотов» (Ксен. Ист. III). Это говорит о доверии спартанцев по крайней мере к некоторым из илотов.
   Некоторые авторы говорят о страхе спартанцев перед илотами. Так, по словам Крития «Он (спартанец) всегда ходит держа в руках копьё, чтобы оказаться сильнее илота, если тот взбунтуется, будучи вооружён одним лишь щитом. Они изобрели себе также и запоры, с помощью которых они полагают преодолеть козни илотов» (Либаний, Речи, 25, 63). То, что спартанцы постоянно ходят с копьём вполне нормально и это было обусловлено военизированным характером общества, а не страхом перед илотами. Наличие запоров так же не подтверждает страх спартанцев. Ксенофонт говорит, что после набора в войско 6000 илотов, «превратившись в организованное войско, они стали внушать страх самим же спартиатам, будучи слишком многочисленными.». (Ксен. Ист. VI,) Здесь Ксенофонт преувеличивает, потому как эти илоты записались в войско добровольно и за это были освобождены.
    Вероятнее всего спартанцы не боялись илотов, они просто не доверяли большинству из них, что и неудивительно. Они даже не обнесли город стеной (Плут. Др.Об.Спар.). Столь долгое отсутствие оборонительных сооружений вокруг Спарты говорит прежде всего об отсутствии страха спартанцев перед илотами. Илоты не были для них внутренними врагами. Они были составной частью этого общества. Существовал как бы негласный «договор» — илоты дают спартанцам продовольствие, а спартанцы защищают и их и себя. И хотя этот «договор» был заключён без согласия илотов, и был к ним сильно несправедлив, они с ним все же мирились.
    Итак, обобщив все выше сказанное, можно сказать, что илоты - это население Лаконии и Мессении, порабощённое спартанцами. Они были прикреплены к земельным участкам, занимались в основном земледелием и платили определённую дань в пользу спартанцев. Это было практически единственной их обязанностью. Они были собственностью спартанского государства, что ограничивало их эксплуатацию. Они не обладали гражданскими правами, но зато имели некоторые религиозные права и обладали экономической самостоятельностью. Они могли владеть собственностью и в их среде наблюдается экономическое расслоение. Мессенские илоты отличались от лаконских своим происхождением и реже контактировали со спартанцами. Отношение к ним было, видимо, хуже. Илоты не являлись объектом купли-продажи. Так же они могли иметь семью. Освобождать их могло только государство и в основном освобождали тех илотов, которые участвовали в сражениях вместе со спартанцами. Поэтому многие из них стремились попасть в войско. Спартанцы редко вмешивались в их жизнь и хозяйственную деятельность. Жизнь илотов защищалась как религией, так и законом.
    Криптии были основной репрессивной мерой против илотов. Нередки были издевательства со стороны спартанцев по отношению к илотам, живущим поблизости, и тем, кто выполнял функции домашней прислуги. Отношения зависели от обстоятельств, но в общем заметна жестокость и презрение со стороны спартанцев. После восстания или перехода на сторону врага во время войны отношения ухудшались. Если же спартанцы нуждались в пополнении войска отношения наоборот улучшались. В общем же отношения между ними небыли антагонистическими, но периодически возникало напряжение.
    Подводя итог, можно сказать, что илот отличается от раба. Если употреблять по отношению к илотам современные термины, то по своему фактическому положению они ближе всего к данничеству. Причина именно такой формы зависимости в спартанском аскетизме и военизированном характере их общества.

   Ниже, в таблице, приводится сравнение илотов Спарты и раба в Афинах (о положении раба в Афинах).

Сравнительная таблица илотов и рабов в Афинах.

Сравнение илота в Спарте и раба в Афинах

Источники

1) Плутарх Сравнительные жизнеописания в двух томах: Наука; Москва; 1994, 704с

2) Практикум по истории Древнего Мира М, «Просвещение», 1972, 278с.

3) Плутарх. Моралии: Сочинения. – М.: ЭКСМО-Пресс, Харьков: Фолио, 1999.- 1120 с.

4) Ксенофонт Греческая история, СПб., «Алетейя», 1996 г. 350с.

5) Эллинские поэты VIII-III вв. до н. э.: Эпос, элегия, ямбы, мелика / Изд. подгот. М. Л. Гаспаров, О. П. Цыбенко, В. Н. Ярхо - М.: Ладомир, 1999, 515с.

6) Аристотель. Политика. Афинская полития. Серия: Из классического наследия. М, Мысль, 1997, 464с.

7) Павсаний. Описание Эллады В 2 т. / Пер. С.П.Кондратьева. М.: Искусство. 1938—1940. 3000 экз. Т. 1. 1938. 364 стр. Т. 2. 1940. 592с.

8) Геродот .История : ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2004 г. 640c

9) Страбон География в 17 книгах под общей редакцией проф. С.Л.Утченко -Л. Изд-во «Наука» 1964г, 944с.

10) Фукидид. История Пер. и примеч Г. А. Стратановского. М : Ладомир, 1999. 736 с.

11) THE DEIPNOSOPHISTS, OR BANQUET OF THE LEARNED OF ATHENAEUS. 3 VOLUMES. Henry G. Bohn, London, 1854г. Tr. C. D. Yonge 1252с.

Литература

1) Латышев В.В. Очерк греческих древностей. - СПб.: Алетейя, 1997. - Ч. 1. Государственные и военные древности. - 347 с.

2)Л.Г. Печатнова История Спарты (период архаики и классики). Спб.:Гуманитарная Академия, 2001. 510 с..

Автор: Гущин Александр Анатольевич
Дата публикации: 18.09.2011

1 | 2



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Зеленый мыс месье Д,Альфонса

Аджария. Батуми. Многие исторические лица посещали этот регион. Их воспоминания, путевые заметки, научные изыскания, наблюдения содержат интереснейший информационный материал о г. Батуми и его окрестностях. Он больше напоминает летопись временных лет, нежели просто заметки путешественников и ученых - исследователей..

Читать

Русские добровольцы в войне за Чако (1932-1935годы).

В середине двадцатых годов стало очевидно, что политика Боливии ползучей экспансии в Северном Чако рано или поздно выльется в вооружённый конфликт. Парагвай не был готов к войне. До 1924 года вооружённые силы этой страны состояли из 2511 солдат, унтер-офицеров и 85 офицеров. Кроме винтовок, имелись 26 пулемётов и около 40 артиллерийских орудий различных систем и годов выпуска..

Читать

Фортификационные сооружения в средние века: крепости и замки

В средневековье на развалинах западной Римской империи образовалось много независимых государств. Военные историки характеризуют период средних веков упадком военного искусства вообще, наступательным оружием в частности вследствие чего искусство полевых укреплений пришло в упадок. Но в период позднего средневековья под влиянием огнестрельного оружия происходят изменения фортификационных форм..

Читать

Амазонки и их место в античной историографии

Экскурс по античным трудам в поисках упоминаний об амазонках.Миф о женщинах-воинах очень древний, но не забытый под спудом веков. Амазонками интересовались не только в античности, но и в Средневековье и в Новое время их образ притягивал к себе умы людей. Поэтому поиск этого народа продолжался очень долго. В результате возник широкий круг литературы по данному вопросу..

Читать

Ялмар Шахт - один из оправданных на Нюрнбергском процессе

Советские судьи считали, что Шахт заслуживает пожизненного заключения. Член трибунала от СССР И. Т. Никитченко заявил о своем несогласии с оправданием Шахта, аргументировав свое расхождение с другими судьями в Особом мнении, которое было приобщено к приговору.

Читать

Отношение Демосфена к богатым гражданам (Юридический и политический аспекты)

В последние десятилетия XX в., перенасыщенного научно-техническими открытиями, мир как бы очнулся, стал осознавать, что победы над природой, какие бы блистательные результаты они ни давали, оттеснили на задний план творца всех этих свершений - самого человека. В катаклизме потрясших мир глобальных событий нашего столетия значение отдельной личности оказалось под угрозой превращения в минимальную величину. .

Читать

Общественное устройство скифского государства.

Общественное устройство скифского государства.

Читать

Роща царя Аэта. История Батумского ботанического сада

Далеко за пределами Аджарии известен Батумский ботанический сад. Хотя, пожалуй, само слово «далеко» не совсем точно раскрывает географию его известности, о чем свидетельствует переписка, которая сегодня ведется буквально со всеми ботаническими садами и ботаническими учреждениями мира..

Читать

Потоп и Великий Голод 1314-1317 годов в Англии

Дождь шел почти непрерывно все лето и осень 1314 года, а затем большую часть 1315 и 1316 годов. Посевы гнили в земле, а скот тонул или умирал от голода. Запасы продовольствия истощились, цены взлетели. .

Читать

Революции в Турции и Иране на фоне трёх Великих европейских революций.

Деление на общественно-политические формации используется относительно не всего человечества, а отдельных языково-религиозных групп народов. Подобно трём Великим европейским революциям молодотурецкая революция (1908 г) принесла победу капитализма у тюкско-суннитскую группу народов, а революция в Иране (1978 г) – для иранско-шиитских народов..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter