↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Найдено самое древнее наскальное изображение
........................
Раскрыта дата становления Пекина столицей Китая
........................
Российская национальная библиотека Санкт-Петербурга оцифрует тысячи старых газет
........................
Ученые объяснили наличие зубов животных в карельских могильниках
........................
Танку Т-34 нашли новое применение во Вьетнаме
........................

1 | 2 | 3

Авторское право и интернет

(Статья)
Раздел: Разное
Автор: Гущин Александр Анатольевич
Частично опубликовано: «XII Лебедевские чтения»., "Гумниц", Пенза, 2011
«XIV Лебедевские чтения»., "Гумниц", Пенза, 2013

 

В последние три десятилетия мир значительно изменился в техническом плане. Появление и массовое распространение компьютеров, сотовых телефонов, а самое главное Интернета привело к тому, что какое - то время внедрение этих новшеств в нашу жизнь было слабо отражено в законодательстве. Ни одно государство в мире не было готово к этим изменениям и не смогло адекватно среагировать. В глобальную сеть Интернет просто были перенесены законы соответствующих стран. 

Подобно законодательным системам других государств, включая США и страны Европейского союза, российское законодательство в области Интернета находится на начальном этапе развития. 1

Авторское право и интернет

Но это совершенно не учитывало специфику самого Интернета. Те немногие законы, в которых делались законодательные попытки регулирования Интернета, так же не учитывали эту специфику. Для многих правовых аспектов было достаточно просто внесения в законы соответствующих терминов. Ситуация же с авторским правом оказалась гораздо сложнее.

В Интернете можно найти немало мнений по данной проблеме: от предложений ввести государственную цензуру до утверждений, что Интернет как ресурс общего пользования не подлежит ограничению национальным законодательством.2

В адрес руководства страны были направлены различные предложения по решению проблем, связанных с авторским правом в интернете, вплоть до легализации уже выложенного контента.3

Из наиболее ярких представителей идеи «свободного Интернета» можно назвать «Пиратскую партию Швеции» и «Пиратский интернационал». Существуют подобные организации и в нашей стране, например общественное движение «Пиратская партия РФ». К сожалению мнения, зачастую, на этих двух позициях ограничиваются. Нужно понимать, что если наша страна в чем — то и отстает от западных стран, то это ещё не говорит, что последние «идут в ногу со временем». Еще одной, не менее значимой проблемой, будет нахождения консенсуса между противниками авторского права и теми, кто пытается его защитить. Эти две точки зрения достаточно утвердились в умах людей, каждая из них имеет право на жизнь, но и каждая из них не стремиться к пониманию противоположной. Чтобы разобраться с данной проблемой, нужно понять как суть авторского права, так и суть Интернета, выявить основные противоречия. Именно взаимодействию Интернета и авторского права и посвящена данная работа.

Современные условия поставили перед обществом и государством очень непростой вопрос: можно ли найти компромисс между интересами в отношении свободы слова и оборота информации (знаний) в глобальном информационном пространстве и монополией в отношении использования литературных, музыкальных, аудиовизуальных и иных произведений.4

Актуальность проблемы состоит в том, что распространение авторского права на Интернет в том виде, в котором оно существует, оказалось малодейственным. В Интернете в свободном доступе или доступное за определенную плату можно найти невероятно большое количество текстов, музыки, фильмов, игр и лишь немногие из них выложены самими авторами или по свободной лицензии. Большинство же этих объектов авторского права, распространяются без согласия автора, в нарушение действующего законодательство. Авторское право хотя и распространяется на Интернет, но практически не действует. А те методы, которыми пытаются решить возникшие проблемы, связанные с нарушением авторского права в Интернете, оказываются либо совершенно бесполезными, либо малоэффективными.

Проблема авторского права в Интернете затрагивает также и интересы государства, поскольку производство результатов интеллектуальной деятельности (например, производство программного обеспечения) - это активно развивающаяся часть экономики. А это означает налоги, развитие тех или иных секторов экономики, влияние на мировое сообщество и др.5

Кроме того, к числу основных объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни относятся объекты интеллектуальной собственности.6

Государственная политика Российской Федерации, вероятнее всего, будет копировать или перенимать отдельные части законодательств стран Западной Европы и США, потому как авторское право в этих странах оформилось давно и достаточно долго эффективно действовало. Но, вероятнее всего, не будет учитываться тот факт, что западные страны так же, как и Российская Федерация не смогли адекватно ответить изменениями в законодательстве на возникшие противоречия авторского права и глобальной сети. 

Объектом нашего исследования выступает действие авторского права в Интернете.

Предметом исследования является противоречия между авторским правом и Интернетом.

Цель работы заключается в определении противоречий между авторским правом и Интернетом, рассмотрение возможных путей их разрешения, выработка концепции изменения законодательства в области авторского права.

Достижению поставленной цели способствует решение ряда задач:

определение особенностей Интернета в контексте его пересечения с авторским правом;

выявление противоречий между глобальной сетью и авторским правом;

рассмотрение законодательства, касающегося данной проблемы и использующихся на данный момент механизмов разрешения противоречий;

выявление оптимального решения имеющихся противоречий между авторским правом и Интернетом 

разработка законодательных изменений в области авторского права, которые бы способствовали эффективному развитию общества, культуры и науки.

Научная новизна работы состоит в попытке разрешить имеющуюся на данный момент проблемную ситуацию с учетом интересов как правообладателей, так и пользователей Интернета, учитывая современные настроения и достижения в области Интернет - технологий. 

 

1. Сущность современной системы авторского права.

Появление и развитие авторского права большинство исследователей связывают с развитием печатной техники. Изобретение печатного станка позволило распространять дешевые копии литературных произведений.7 

Авторское право есть продукт позднейшего времени. Как право страховое или воздухоплавательное, оно не имеет глубоких корней в истории и ведет свое происхождение от новых условий общественной жизни и культуры.8

Лишь в конце XVII в. был принят первый законодательный акт, закрепивший право на воспроизведение и распространение произведений за их создателями. Этим актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий к авторскому праву, явился Статут королевы Анны принятый 10 апреля 1710 г.9

Авторское право достигло признания лишь в течение последних нескольких столетий, благодаря изобретению книгопечатания, которое дало книжной торговле новое направление. До этого изобретения распространение всякого сочинения было чрезвычайно трудоемким, затратным по времени и весьма недешевым процессом, поэтому о контрафакции не могло быть и речи. Со времени изобретения книгопечатания книгопродавец не мог уже по заказу заготовлять книги, а печатал их по приблизительному расчету известное число экземпляров, но чтобы быть огражденным от ошибки, он искал средство против чужого издания той же книги. Эта потребность вызвала запрет перепечатки: одному книгопродавцу давалась привилегия на издание определенной книги – впоследствии этот вопрос был урегулирован законом. 10

В XIX веке стали заключаться первые международные акты, в частности в 1886 г. в Берне принята Конвенция об охране литературных и художественных произведений.11

Новыми с приходом Интернета и цифровых технологий можно считать следующие обстоятельства:

- стремительно уменьшается значение понятий материального экземпляра и копии произведений, на которых единственно строилось авторское право как правовая наука и как отрасль экономики.

- стоимость создания электронных копий «экземпляра» стремится к нулю;

- для регулирования введено понятие «доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению...», причем важным в нем является доступ, который становится, в какой-то степени, более важным понятием, чем копирование; 

- существующее информационное пространство стало еще более высокоинтегрированным и трансграничным с приходом понятия облачных технологий, что в праве на данный момент исследуется в недостаточной степени; 12 

Система авторского права, почти без изменений просуществовавшая почти триста лет, и по сей день определяется способом производства и распространения физических объектов права. Она описывает ровно то, что позволяет индустриальный способ производства и распространения художественных произведений как материальных объектов, вещей, и защищает то, что этот способ производства ограничивает.13

В России после падения Советского Союза началась трансформация отношений правообладателей и пользователей информации. В исследовании Media Piracy in Emerging Economies авторы выделяют три периода развития медиа-рынка, для каждого из которых были характерны разные проблемы взаимоотношений с авторским правом.14

В начале 90-х годов, в эпоху бурного развития рыночных отношений, в России потребность в защите автора возросла как никогда. Теперь любое произведение имеет постоянную финансовую стоимость, которая варьировалась в соответствии с потребностями рынка.15

С начала 2010 года начинается новый этап, когда правообладатели начинают привлекать правоохранительную и судебную системы для защиты своих прав в Интернете против индивидуальных пользователей.16

 

2. Особенности Интернета и его противоречия с авторским правом.

Во — первых необходимо определить что же такое Интернет. Если говорить упрощённо, то это определенное количество компьютеров, объединённых в сеть, которые принимают и передают информацию. В целом же, Интернет представляет собой как бы «пространство», внутри которого осуществляется непрерывная циркуляция данных. В этом смысле его можно сравнить с теле- и радиоэфиром, хотя есть очевидная разница хотя бы в том, что в эфире никакая информация храниться не может, а в Интернете она перемещается между компьютерами, составляющими узлы сети, и какое-то время хранится на их жестких дисках.17

В российском законодательстве и судебной практике четкого легального определения сайта в целом нет. Между тем данное понятие широко используется как в законах и актах органов государственной власти, так и в правоприменительной практике.18

Сайт — это площадка, с которой вещается определённая информация. Эта информация может быть любой — тестовая, аудио или визуальная, это могут быть так же и различные программы. Каждый компьютер в сети обладает определённым адресом, т.е ip. Доменное имя сайта привязывается к этому адресу. Причем привязать домен в зоне .рф или .ru вполне можно и к ip адресам компьютеров, находящихся за пределами России. Многие сайты по своей сути являются сервисами, с помощью которых пользователи сами выкладывают информацию или файлы. Выложить какие — либо файлы пользователь может или с помощью специальных сервисов или на своем собственном сайте. Интернет обладает некоторыми существенными для проблемы авторского права особенностями:

1) передача любой информации на большие расстояния, не ограниченному количеству получателей за очень короткий срок.

2) Масштабность Интернета. При сохранении текущих тенденций в развитии и распространении Интернета в России к концу 2014 года число пользователей вырастет приблизительно на 30 млн человек. При этом к наиболее активной части Интернет-пользователей (суточной аудитории) можно будет отнести больше половины россиянин – 56%, или примерно 63 млн человек. К такому выводу пришли аналитики проекта «Мир Интернета» Фонда Общественное Мнение. 19

3) различные способы передачи этой информации — как распространение в отрытом доступе, так и передача через защищённые каналы. Простота копирования и распространения информации.

4) возможность за очень короткий срок сменить ip адрес, доменное имя.

5) частичная анонимность. Частичная — потому как теоретически ip любого пользователя Интернета можно определить. Но не все владельцы сайтов собирают данную информацию и, кроме того, существует возможность использования динамичных ip адресов через прокси — сервер. Кроме того, законность использования может быть под вопросом. Так,в сентябре 2010 г. постановлением швейцарского суда было запрещено отслеживать частные IP-адреса пользователей файлообменных сайтов, т.к. это личная информация. Это лишило правообладателей возможности сбора доказательств о нарушителях их прав20 

6) интерактивность Интернета. Пользователи сами могут размещать информацию.

7) глобальность Интернета, т. е. Сервера на котором расположен сайт, могут находиться практически в любой части земного шара.

8) трудности с определением авторства того или иного произведения.

9) это то, что в Интернете уже выложено огромное количество объектов авторского права.

Можно выделить ещё не мало особенностей Интернета, но эти, по отношению к тематике работы, по мнению автора, являются наиболее существенными.

Изменились и отношения в области авторского права.

В рамках интернет-пространства протекают активные информационно-коммуникационные процессы между лицами, образующими саморегулируемые интернет-сообщества, существующие без четко определенных национальных границ и позволяющие поддерживать различные отношения по поводу информации, циркулирующей в мировой инфраструктуре.21

Возникают новые особенности, связанные с идентификацией личности, формой сделок, коллективным творчеством, государственным управлением, финансовыми расчетами, и многие другие. Далеко не всем еще можно дать описание и оценку, однако стоит заметить, что они существенны по своей сути и меняют все правовые сферы; если ранее издатель добросовестный при помощи авторского права боролся с издателем недобросовестным, то теперь издатель борется с пользователями; ранее невозможно было проконтролировать то, как используется проданная копия, сколько раз она будет прослушана или прочитана, теперь правообладатель получил техническую возможность это контролировать; возникает новое понятие провайдера как особого субъекта, у которого важная миссия в обеспечении доступа к информации и по поводу ответственности которого идут ожесточенные споры.22

Новые отношения стали противоречить существующему законодательству. Для бесплатного распространения объектов авторских прав, выраженных в цифровой форме, созданы все условия, кроме правовых.23

Основное противоречие заключается в том, что правообладатели стремятся получить ту или иную прибыль со своего произведения, а пользователи Интернета, в большинстве, желают получать информацию, скачивать фильмы, музыку, фильмы, картинки и другие файлы бесплатно. В основе этого конфликта лежит существенное удешевление технологии копирования и распространения информации. Если раньше правообладатели могли получать доходы от создания и продажи материальных носителей, а авторское право было направлено, главным образом, на защиту интересов одного предпринимателя от посягательств другого, то в цифровую эпоху пользователи получили возможность дешево копировать информацию и обмениваться ею друг с другом на больших расстояниях и в больших объемах. Следовательно, возникают новые вызовы авторскому праву, правообладатели ищут способы ограничить пользователей в свободном обмене информацией.24 Такая ситуация сложилась исходя из самих особенностей Интернета, легкости передачи информации на огромные расстояния. Сложность проблемы заключается в том, что огромное количество объектов авторского права уже выложено в Интернет без согласия правообладателей. Конфликт между правообладателями и Интернет-провайдерами возникает вследствие невозможности правообладателей предъявить претензии фактическим нарушителям авторских прав — пользователям, в силу анонимности пользователей и широкого распространения обмена нелегальным контентом на площадках Интернет-провайдеров.25 

Кроме того, развитие Интернет-технологий приводит к трансформации понятий интеллектуального продукта и интеллектуальной собственности. В связи с этим чувствуется недостаточная развитость международного права и российского законодательства, которое оперирует понятиями доцифровой эпохи.26

Для российского общества это не столь новая проблема. Так, Олег Каледин в своей статье сравнивает цифоровые библиотеки с библиотеками обычными, в которых читатели имеют свободный доступ к большому количеству информации27

 

3. Законодательство об Авторском праве.

Не рассматривая все законодательные нормы в отношении авторского права, необходимо остановиться на тех, которые важны для понимания проблем, возникающих в Интернете. Практически все, что можно встретить в Интернете, является объектами авторского права: «1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения. К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. 2. К объектам авторских прав относятся: 1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; 2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.»28. Закон гласит, что :«Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.»29. А следовательно авторские права возникают сразу после создания произведения.

Нормами вступившей в силу с 1 января 2008 года части 4 Гражданского кодекса закреплено, что авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы (ст. 1261 ГК РФ). Соответственно и правовые последствия нарушения прав правообладателей на программное обеспечение сходны с нарушением авторских прав в отношении иных объектов интеллектуальной собственности.30

Вопрос об авторстве в законодательстве решается так: «Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.»31 Вопрос как определить авторство в Интернете не отражен в законодательстве. При размещении материала только в Интернете автором будет считаться так же тот, кто указан в качестве автора на оригинальной странице. Но время размещения произведения в Интернете в большинстве случаев доказать практически невозможно и следовательно какая страница является оригиналом, а какая копией — определить затруднительно.

Автору произведения принадлежит исключительное право на это произведение: «1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение. »32. Законодательство РФ, предусматривает только один способ разрешения споров об интеллектуальной собственности — через суд: «Споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом (пункт 1 статьи 11).»33 Если были нарушены исключительные права на произведения, автор вправе обратиться в суд и потребовать возмещения убытков « в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда; в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.»34

Необходимо отметить, что законодательство не позволяет определить того, кто же является нарушителем авторского права — тот, кто его разместил, тот, кто предоставил место для размещения или тот, на чье имя зарегистрирован домен. Этот вопрос является одним из самых сложных в правоприменительной практике по вопросам о нарушении авторских прав.

 

4. Механизмы доказательств авторства в Интернете.

В современное время нередки случаи, когда люди публикуют свои произведения только в Интернете. У кого - то нет возможности опубликовать собственное произведение иначе, кто - то не против того, чтобы те кому это произведение понравилось — копировали, распространялись, обсуждались, а кто то хочет заработать на своих работах в Интернете. Наиболее ярким примером являются социальные сети. В них пользователи Интернета публикуют огромное количество своих заметок, стихотворений, видео, аудио файлов. Но что делать, если кто — то поставил свое имя вместо имени реального автора под произведением, да ещё и пытается заработать на этом — ответить трудно. Ответ на этот вопрос пытаются дать некоторые авторы: Например Ольга Копцева в книге «Где @ порылась?! Защита прав в Интернете»35 . Тот ответ который она пытается дать сводиться в основном к тому, чтобы заблаговременно собрать доказательства своего авторства вне Интернета. Хотя Ольга Копцева предлагает и один вариант сделать это через Интернет. Но, к сожалению, это безусловно не решит эту проблему. Человек, разместивший одну — две заметки или стихотворения не захочет подвергать себя таким «мучениям» заблаговременно собирая доказательство своего авторства, хотя бы потому, что считает, что его произведение не особо кому — то и надо. А злоумышленник может собрать целую коллекцию таких произведений и незаконно присвоить авторство. Хотя такие случаи и не являются повсеместными и это не самое распространенное нарушение авторских прав в Интернете, тем не менее эта проблема значительна. Хотя бы потому, что со временем она может стать не менее распространённой. К этому может привести то, что идей, концепций для новых сайтов не слишком много, а следовательно и способов заработать. Это и может в дальнейшем привести к распространению данной проблемы. Для решения данной проблемы безусловно необходимы как изменения в законодательстве, так и изменения самого подхода к проблеме авторства.

Это проблема усугубилась за счёт массовости и интерактивности Интернета. Фактически многомиллиардная аудитория Интернета стала авторами. Каждый, кто активно пользовался сетью, часто, сам того не подозревая, создавал охраняемые произведения. Это привело к тому, что, с одной стороны, объёмы появляющейся информации стали непомерно огромны — за одни сутки создаётся больше охраноспособных произведений, чем за весь XIX век.36

 

5. Причины незаконного использования объектов авторских прав.

Теперь необходимо рассмотреть наиболее распространенное нарушение авторского права в Интернете — а именно незаконного использования объектов авторского права в Интернете. Примеры можно приводить бесконечно — это на виду у каждого пользователя. Гигабайты фильмов, музыки, различных текстовых документов выложены незаконно в сети. Условно их можно подразделить на две группы. Первая — это произведения выложенные в свободный доступ не для коммерческих целей. Вторая — это произведения выложенные в Интернете с целью получения прибыли.

Автор: Гущин Александр Анатольевич
Дата публикации: 24.05.2013 18:29:34

1 | 2 | 3



Поделиться





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Проблематика рационализация власти в концепциях М.Вебера и М.М.Сперанского

Одними из основных задач исторической и социологической науки, является изучение исторически важных аспектов истории, а так же возможное прогнозирование, чтобы избежать ошибок прошлого. Поэтому я рассматриваю в своей статье не только исторические, но и многие социологические моменты, которые нельзя не учитывать. Вопросы бюрократии привлекают к себе внимание многих ученных, совершенно разных идейных и политических ориентаций..

Читать

Что мы можем назвать памятью?

Что такое память и история? В нашем понимании эти понятия считаются почти одним и тем же. Историю изучают в школе, в вузах, да и просто любой уважающий себя человек, который уважает наследие прошлого, несомненно, должен заняться изучением истории. .

Читать

Тенденции развития современного общества и методология его изучения

В данной статье автор пытается раскрыть тенденции развития общества, выделить особенности социально-экономической и политической систем. Автор считает наиболее целесообразным использование марксистской методологии с внесением в неё определённых изменений для исследование общества..

Читать

Как становятся историками: учеба, перспективы, работа

Как становятся историками: учеба, перспективы, работа. Гду обучают историков? чему их учат? Зачем учиться на историческом факультете или чем историки отличаются от остальных . Что ожидает выпускника?.

Читать

Авторское право и интернет

Рассмотрение проблем взаимодействия авторского права и интернета. Почему сложилась такая ситуация? И что можно сделать?.

Читать

Применение компьютера в обучении истории

Курсовая работа о применении компьютера в обучении истории.Данная работа посвящена изучению применения современных технологий в обучении истории - компьютерной техники и компьютерных программ..

Читать

История сознания и осознания истории

Двадцатый век был периодом радикального обновления человечества, периодом массового перехода народов на ступень демократии и свободы. Состоявшиеся перемены требуют теперь своего осмысления. Сова Минервы вылетает в сумерках, после того как всё уже свершилось. Что произошло в минувшем столетии? Почему именно так произошло? Если история человечества – это история его достижений, то каков её главный итог? Чего достиг современный мир? Какой вклад в его развитие внесли отдельные страны и Россия, в частности? Ответ на эти вопросы призвана дать современная теория исторического процесса .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter