↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

В США не могут решить, что делать с «Титаником»
........................
В Перу нашли гигантское изображение кошки
........................
Канадский подросток нашел останки динозавра возрастом 69 миллионов лет
........................
Древнегреческий храм нашли на острове в Черном море
........................
Климат стал причиной исчезновения древних людей
........................

1 | 2 | 3 | 4

Авторское право и интернет

(Статья)
Раздел: Разное
Автор: Гущин Александр Анатольевич
Частично опубликовано: «XII Лебедевские чтения»., "Гумниц", Пенза, 2011
«XIV Лебедевские чтения»., "Гумниц", Пенза, 2013

 

В последние три десятилетия мир значительно изменился в техническом плане. Появление и массовое распространение компьютеров, сотовых телефонов, а самое главное Интернета привело к тому, что какое - то время внедрение этих новшеств в нашу жизнь было слабо отражено в законодательстве. Ни одно государство в мире не было готово к этим изменениям и не смогло адекватно среагировать. В глобальную сеть Интернет просто были перенесены законы соответствующих стран. 

Подобно законодательным системам других государств, включая США и страны Европейского союза, российское законодательство в области Интернета находится на начальном этапе развития. 1

Авторское право и интернет

Но это совершенно не учитывало специфику самого Интернета. Те немногие законы, в которых делались законодательные попытки регулирования Интернета, так же не учитывали эту специфику. Для многих правовых аспектов было достаточно просто внесения в законы соответствующих терминов. Ситуация же с авторским правом оказалась гораздо сложнее.

В Интернете можно найти немало мнений по данной проблеме: от предложений ввести государственную цензуру до утверждений, что Интернет как ресурс общего пользования не подлежит ограничению национальным законодательством.2

В адрес руководства страны были направлены различные предложения по решению проблем, связанных с авторским правом в интернете, вплоть до легализации уже выложенного контента.3

Из наиболее ярких представителей идеи «свободного Интернета» можно назвать «Пиратскую партию Швеции» и «Пиратский интернационал». Существуют подобные организации и в нашей стране, например общественное движение «Пиратская партия РФ». К сожалению мнения, зачастую, на этих двух позициях ограничиваются. Нужно понимать, что если наша страна в чем — то и отстает от западных стран, то это ещё не говорит, что последние «идут в ногу со временем». Еще одной, не менее значимой проблемой, будет нахождения консенсуса между противниками авторского права и теми, кто пытается его защитить. Эти две точки зрения достаточно утвердились в умах людей, каждая из них имеет право на жизнь, но и каждая из них не стремиться к пониманию противоположной. Чтобы разобраться с данной проблемой, нужно понять как суть авторского права, так и суть Интернета, выявить основные противоречия. Именно взаимодействию Интернета и авторского права и посвящена данная работа.

Современные условия поставили перед обществом и государством очень непростой вопрос: можно ли найти компромисс между интересами в отношении свободы слова и оборота информации (знаний) в глобальном информационном пространстве и монополией в отношении использования литературных, музыкальных, аудиовизуальных и иных произведений.4

Актуальность проблемы состоит в том, что распространение авторского права на Интернет в том виде, в котором оно существует, оказалось малодейственным. В Интернете в свободном доступе или доступное за определенную плату можно найти невероятно большое количество текстов, музыки, фильмов, игр и лишь немногие из них выложены самими авторами или по свободной лицензии. Большинство же этих объектов авторского права, распространяются без согласия автора, в нарушение действующего законодательство. Авторское право хотя и распространяется на Интернет, но практически не действует. А те методы, которыми пытаются решить возникшие проблемы, связанные с нарушением авторского права в Интернете, оказываются либо совершенно бесполезными, либо малоэффективными.

Проблема авторского права в Интернете затрагивает также и интересы государства, поскольку производство результатов интеллектуальной деятельности (например, производство программного обеспечения) - это активно развивающаяся часть экономики. А это означает налоги, развитие тех или иных секторов экономики, влияние на мировое сообщество и др.5

Кроме того, к числу основных объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни относятся объекты интеллектуальной собственности.6

Государственная политика Российской Федерации, вероятнее всего, будет копировать или перенимать отдельные части законодательств стран Западной Европы и США, потому как авторское право в этих странах оформилось давно и достаточно долго эффективно действовало. Но, вероятнее всего, не будет учитываться тот факт, что западные страны так же, как и Российская Федерация не смогли адекватно ответить изменениями в законодательстве на возникшие противоречия авторского права и глобальной сети. 

Объектом нашего исследования выступает действие авторского права в Интернете.

Предметом исследования является противоречия между авторским правом и Интернетом.

Цель работы заключается в определении противоречий между авторским правом и Интернетом, рассмотрение возможных путей их разрешения, выработка концепции изменения законодательства в области авторского права.

Достижению поставленной цели способствует решение ряда задач:

определение особенностей Интернета в контексте его пересечения с авторским правом;

выявление противоречий между глобальной сетью и авторским правом;

рассмотрение законодательства, касающегося данной проблемы и использующихся на данный момент механизмов разрешения противоречий;

выявление оптимального решения имеющихся противоречий между авторским правом и Интернетом 

разработка законодательных изменений в области авторского права, которые бы способствовали эффективному развитию общества, культуры и науки.

Научная новизна работы состоит в попытке разрешить имеющуюся на данный момент проблемную ситуацию с учетом интересов как правообладателей, так и пользователей Интернета, учитывая современные настроения и достижения в области Интернет - технологий. 

 

1. Сущность современной системы авторского права.

Появление и развитие авторского права большинство исследователей связывают с развитием печатной техники. Изобретение печатного станка позволило распространять дешевые копии литературных произведений.7 

Авторское право есть продукт позднейшего времени. Как право страховое или воздухоплавательное, оно не имеет глубоких корней в истории и ведет свое происхождение от новых условий общественной жизни и культуры.8

Лишь в конце XVII в. был принят первый законодательный акт, закрепивший право на воспроизведение и распространение произведений за их создателями. Этим актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий к авторскому праву, явился Статут королевы Анны принятый 10 апреля 1710 г.9

Авторское право достигло признания лишь в течение последних нескольких столетий, благодаря изобретению книгопечатания, которое дало книжной торговле новое направление. До этого изобретения распространение всякого сочинения было чрезвычайно трудоемким, затратным по времени и весьма недешевым процессом, поэтому о контрафакции не могло быть и речи. Со времени изобретения книгопечатания книгопродавец не мог уже по заказу заготовлять книги, а печатал их по приблизительному расчету известное число экземпляров, но чтобы быть огражденным от ошибки, он искал средство против чужого издания той же книги. Эта потребность вызвала запрет перепечатки: одному книгопродавцу давалась привилегия на издание определенной книги – впоследствии этот вопрос был урегулирован законом. 10

В XIX веке стали заключаться первые международные акты, в частности в 1886 г. в Берне принята Конвенция об охране литературных и художественных произведений.11

Новыми с приходом Интернета и цифровых технологий можно считать следующие обстоятельства:

- стремительно уменьшается значение понятий материального экземпляра и копии произведений, на которых единственно строилось авторское право как правовая наука и как отрасль экономики.

- стоимость создания электронных копий «экземпляра» стремится к нулю;

- для регулирования введено понятие «доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению...», причем важным в нем является доступ, который становится, в какой-то степени, более важным понятием, чем копирование; 

- существующее информационное пространство стало еще более высокоинтегрированным и трансграничным с приходом понятия облачных технологий, что в праве на данный момент исследуется в недостаточной степени; 12 

Система авторского права, почти без изменений просуществовавшая почти триста лет, и по сей день определяется способом производства и распространения физических объектов права. Она описывает ровно то, что позволяет индустриальный способ производства и распространения художественных произведений как материальных объектов, вещей, и защищает то, что этот способ производства ограничивает.13

В России после падения Советского Союза началась трансформация отношений правообладателей и пользователей информации. В исследовании Media Piracy in Emerging Economies авторы выделяют три периода развития медиа-рынка, для каждого из которых были характерны разные проблемы взаимоотношений с авторским правом.14

В начале 90-х годов, в эпоху бурного развития рыночных отношений, в России потребность в защите автора возросла как никогда. Теперь любое произведение имеет постоянную финансовую стоимость, которая варьировалась в соответствии с потребностями рынка.15

С начала 2010 года начинается новый этап, когда правообладатели начинают привлекать правоохранительную и судебную системы для защиты своих прав в Интернете против индивидуальных пользователей.16

 

2. Особенности Интернета и его противоречия с авторским правом.

Во — первых необходимо определить что же такое Интернет. Если говорить упрощённо, то это определенное количество компьютеров, объединённых в сеть, которые принимают и передают информацию. В целом же, Интернет представляет собой как бы «пространство», внутри которого осуществляется непрерывная циркуляция данных. В этом смысле его можно сравнить с теле- и радиоэфиром, хотя есть очевидная разница хотя бы в том, что в эфире никакая информация храниться не может, а в Интернете она перемещается между компьютерами, составляющими узлы сети, и какое-то время хранится на их жестких дисках.17

В российском законодательстве и судебной практике четкого легального определения сайта в целом нет. Между тем данное понятие широко используется как в законах и актах органов государственной власти, так и в правоприменительной практике.18

Сайт — это площадка, с которой вещается определённая информация. Эта информация может быть любой — тестовая, аудио или визуальная, это могут быть так же и различные программы. Каждый компьютер в сети обладает определённым адресом, т.е ip. Доменное имя сайта привязывается к этому адресу. Причем привязать домен в зоне .рф или .ru вполне можно и к ip адресам компьютеров, находящихся за пределами России. Многие сайты по своей сути являются сервисами, с помощью которых пользователи сами выкладывают информацию или файлы. Выложить какие — либо файлы пользователь может или с помощью специальных сервисов или на своем собственном сайте. Интернет обладает некоторыми существенными для проблемы авторского права особенностями:

1) передача любой информации на большие расстояния, не ограниченному количеству получателей за очень короткий срок.

2) Масштабность Интернета. При сохранении текущих тенденций в развитии и распространении Интернета в России к концу 2014 года число пользователей вырастет приблизительно на 30 млн человек. При этом к наиболее активной части Интернет-пользователей (суточной аудитории) можно будет отнести больше половины россиянин – 56%, или примерно 63 млн человек. К такому выводу пришли аналитики проекта «Мир Интернета» Фонда Общественное Мнение. 19

3) различные способы передачи этой информации — как распространение в отрытом доступе, так и передача через защищённые каналы. Простота копирования и распространения информации.

4) возможность за очень короткий срок сменить ip адрес, доменное имя.

5) частичная анонимность. Частичная — потому как теоретически ip любого пользователя Интернета можно определить. Но не все владельцы сайтов собирают данную информацию и, кроме того, существует возможность использования динамичных ip адресов через прокси — сервер. Кроме того, законность использования может быть под вопросом. Так,в сентябре 2010 г. постановлением швейцарского суда было запрещено отслеживать частные IP-адреса пользователей файлообменных сайтов, т.к. это личная информация. Это лишило правообладателей возможности сбора доказательств о нарушителях их прав20 

6) интерактивность Интернета. Пользователи сами могут размещать информацию.

7) глобальность Интернета, т. е. Сервера на котором расположен сайт, могут находиться практически в любой части земного шара.

8) трудности с определением авторства того или иного произведения.

9) это то, что в Интернете уже выложено огромное количество объектов авторского права.

Можно выделить ещё не мало особенностей Интернета, но эти, по отношению к тематике работы, по мнению автора, являются наиболее существенными.

Изменились и отношения в области авторского права.

В рамках интернет-пространства протекают активные информационно-коммуникационные процессы между лицами, образующими саморегулируемые интернет-сообщества, существующие без четко определенных национальных границ и позволяющие поддерживать различные отношения по поводу информации, циркулирующей в мировой инфраструктуре.21

Возникают новые особенности, связанные с идентификацией личности, формой сделок, коллективным творчеством, государственным управлением, финансовыми расчетами, и многие другие. Далеко не всем еще можно дать описание и оценку, однако стоит заметить, что они существенны по своей сути и меняют все правовые сферы; если ранее издатель добросовестный при помощи авторского права боролся с издателем недобросовестным, то теперь издатель борется с пользователями; ранее невозможно было проконтролировать то, как используется проданная копия, сколько раз она будет прослушана или прочитана, теперь правообладатель получил техническую возможность это контролировать; возникает новое понятие провайдера как особого субъекта, у которого важная миссия в обеспечении доступа к информации и по поводу ответственности которого идут ожесточенные споры.22

Новые отношения стали противоречить существующему законодательству. Для бесплатного распространения объектов авторских прав, выраженных в цифровой форме, созданы все условия, кроме правовых.23

Основное противоречие заключается в том, что правообладатели стремятся получить ту или иную прибыль со своего произведения, а пользователи Интернета, в большинстве, желают получать информацию, скачивать фильмы, музыку, фильмы, картинки и другие файлы бесплатно. В основе этого конфликта лежит существенное удешевление технологии копирования и распространения информации. Если раньше правообладатели могли получать доходы от создания и продажи материальных носителей, а авторское право было направлено, главным образом, на защиту интересов одного предпринимателя от посягательств другого, то в цифровую эпоху пользователи получили возможность дешево копировать информацию и обмениваться ею друг с другом на больших расстояниях и в больших объемах. Следовательно, возникают новые вызовы авторскому праву, правообладатели ищут способы ограничить пользователей в свободном обмене информацией.24 Такая ситуация сложилась исходя из самих особенностей Интернета, легкости передачи информации на огромные расстояния. Сложность проблемы заключается в том, что огромное количество объектов авторского права уже выложено в Интернет без согласия правообладателей. Конфликт между правообладателями и Интернет-провайдерами возникает вследствие невозможности правообладателей предъявить претензии фактическим нарушителям авторских прав — пользователям, в силу анонимности пользователей и широкого распространения обмена нелегальным контентом на площадках Интернет-провайдеров.25 

Кроме того, развитие Интернет-технологий приводит к трансформации понятий интеллектуального продукта и интеллектуальной собственности. В связи с этим чувствуется недостаточная развитость международного права и российского законодательства, которое оперирует понятиями доцифровой эпохи.26

Для российского общества это не столь новая проблема. Так, Олег Каледин в своей статье сравнивает цифоровые библиотеки с библиотеками обычными, в которых читатели имеют свободный доступ к большому количеству информации27

 

3. Законодательство об Авторском праве.

Не рассматривая все законодательные нормы в отношении авторского права, необходимо остановиться на тех, которые важны для понимания проблем, возникающих в Интернете. Практически все, что можно встретить в Интернете, является объектами авторского права: «1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения. К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. 2. К объектам авторских прав относятся: 1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; 2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.»28. Закон гласит, что :«Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.»29. А следовательно авторские права возникают сразу после создания произведения.

Нормами вступившей в силу с 1 января 2008 года части 4 Гражданского кодекса закреплено, что авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы (ст. 1261 ГК РФ). Соответственно и правовые последствия нарушения прав правообладателей на программное обеспечение сходны с нарушением авторских прав в отношении иных объектов интеллектуальной собственности.30

Вопрос об авторстве в законодательстве решается так: «Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.»31 Вопрос как определить авторство в Интернете не отражен в законодательстве. При размещении материала только в Интернете автором будет считаться так же тот, кто указан в качестве автора на оригинальной странице. Но время размещения произведения в Интернете в большинстве случаев доказать практически невозможно и следовательно какая страница является оригиналом, а какая копией — определить затруднительно.

Автор: Гущин Александр Анатольевич
Дата публикации: 24.05.2013

1 | 2 | 3 | 4



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Посвящается к 255- летию города Кыштым

Все в мире прекрасно и удивительно. Удивительная природа, окружающая нас, удивительны и неповторимы люди в проявлении своих душевных качеств и чувств. Удивителен и красив по своему среди необъятных просторов мой любимый город Кыштым, в котором я родилась..

Читать

Авторское право и интернет

Рассмотрение проблем взаимодействия авторского права и интернета. Почему сложилась такая ситуация? И что можно сделать?.

Читать

Создание тематических студенческих порталов, как средство стимулирования научно-познавательной деятельности.

Развитие современных технологий, а в частности интернета, открывает широкие возможности для развития современной науки. Однако до сих пор интернет пространство практически не используется для стимулирования научно — исследовательской деятельности студентов. Более того, в интернете нередко можно встретить недостоверные сведения, что мешает распространению подлинно научных знаний..

Читать

Мой папа – фермер. Размышления дочери.

Решение продовольственной проблемы всегда была одной из главных для государства и общества. На современном этапе она зазвучала особо. Это связано, на мой взгляд, с ажиотажем вокруг хорошего питания, здоровой пищи в целом..

Читать

Применение компьютера в обучении истории

Курсовая работа о применении компьютера в обучении истории.Данная работа посвящена изучению применения современных технологий в обучении истории - компьютерной техники и компьютерных программ..

Читать

История сознания и осознания истории

Двадцатый век был периодом радикального обновления человечества, периодом массового перехода народов на ступень демократии и свободы. Состоявшиеся перемены требуют теперь своего осмысления. Сова Минервы вылетает в сумерках, после того как всё уже свершилось. Что произошло в минувшем столетии? Почему именно так произошло? Если история человечества – это история его достижений, то каков её главный итог? Чего достиг современный мир? Какой вклад в его развитие внесли отдельные страны и Россия, в частности? Ответ на эти вопросы призвана дать современная теория исторического процесса .

Читать

Оренбург и Казахстан объединил художник

Оренбургско-алматинский художник Сергей Калмыков был современником Шагала и Кандинского, имел свой стиль и свое видение, наследовал миру огромное наследие, которое для историков до сих пор является загадкой. Он является национальным достоянием Казахстана. В нашем городе художник прожил несколько лет.

Читать

Механизмы функционирования рудиментов магии в современном мире

Механизмы функционирования современной магии очень сложны и не так просты в объяснении, как может показаться на первый взгляд. Реальность ХХI в. такова, что практически любой человек в своей повседневной жизни, так или иначе, использует магию и встречается с оккультизмом, совершает обряды и т.д., не совсем отдавая себе отчёт в том, что он делает на самом деле. .

Читать

Как становятся историками: учеба, перспективы, работа

Как становятся историками: учеба, перспективы, работа. Гду обучают историков? чему их учат? Зачем учиться на историческом факультете или чем историки отличаются от остальных . Что ожидает выпускника?.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter