↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

В США не могут решить, что делать с «Титаником»
........................
В Перу нашли гигантское изображение кошки
........................
Канадский подросток нашел останки динозавра возрастом 69 миллионов лет
........................
Древнегреческий храм нашли на острове в Черном море
........................
Климат стал причиной исчезновения древних людей
........................

1 | 2

Амазонки и их место в античной историографии

(Статья)
Раздел: Всеобщая история
Автор: Понаморёв Владислав
(научный руководитель - Паршина Вера Николаевна)

Раненая Амазонка (Капитолийский музей

Раненая Амазонка (Капитолийский музей)

§1 Амазонки: определение и характеристика

   Миф о женщинах-воинах очень древний, но не забытый под спудом веков. Амазонками интересовались не только в античности, но и в Средневековье и в Новое время их образ притягивал к себе умы людей. Поэтому поиск этого народа продолжался очень долго. В результате возник широкий круг литературы по данному вопросу.

   Однако нас интересуют самые ранние упоминания об амазонках. Поэтому мы обращаемся к античным авторам, от которых и пошла известность этого мифа. Амазонки в античной традиции – племя женщин-воительниц, дочерей Ареса и наяды Гармонии, которая родила их в долине фригийской Акмонии[1]. Другими божественными матерями этой общности являлись Афродита или Отрета.[2]

   Амазонки появились в результате слияния мифических образов с воспоминаниями греков о конкретных исторических общностях. Мифологическая основа, возможно, восходит к общеиндоевропейской мифологеме о «женском царстве».

   Кроме этой подоплеки сыграл свою роль в формировании образа амазонок культ Диониса. В работах В.Иванова прослеживается его зарождение в Минойской цивилизации, распространение его на материковую Грецию и оттуда вместе с фрако-фригийскими племенами в Малую Азию. Данные особенности мировоззрения греков удачно нашли отражение в исторических реалиях, которые их окружали.[3]

   Внимание к амазонкам обусловлено также патриархальностью строя самих греков. Преобладание положения женщины или хотя бы её равноправие было необычным и противопоставлялось привычному миру эллинов.

   В греческой традиции существует условно две общности амазонок. Первые располагались в бассейне реки Галиса (ныне Кызыл-Ирмак) в Малой Азии. Они систематически воевали с ахейскими представителями «героического века» за власть на западе Малой Азии. Вторая размещается в степях Северного Причерноморья и связана с образованием в I тыс. до н.э. скифо-сибирского мира. Из-за отсутствия достоверных фактов греческие авторы смешивали понятия и представления об обеих группах амазонок. Сложившаяся путаница в итоге склонила многих авторов к убеждению, что речь идёт об одной и той же группе, разное географическое положение которой объясняется переселением на другой берег Понта. В данном случае появились расхождения в том, с какого и на какой берег Черного моря переместились амазонки. Так Страбон сообщает, что амазонки появились в долине реки Амазон, названой позднее Танаисом. Оттуда они переселились в Амазонские горы и долину Термодонта в Малой Азии, где разделились на три племени.[4] Вторая версия наоборот говорила, что амазонки бежали в Северное Причерноморье после поражения, нанесенного им Тесеем. Существует еще одна версия: амазонки к позднеантичному времени уже не существовали, уничтоженные частично Гераклом, частично Ахиллом.[5]

   Кроме того у греков существовала версия о пребывании амазонок и в Северной Африке. «Эти амазонки самые древние, однако, исчезнувшие за много лет до Троянской войны, причём совершенно исчезла и память о них», - так сообщает Дионисий Скитобрахион, чьи слова дошли до нас в пересказе Диодора Сицилийского.[6]

   М.О. Косвен проследил литературную традицию о женщинах-воительницах в своей статье «Амазонки. История легенды». Во всех античных версиях об амазонках он выделил три их разновидности: народ, состоящий исключительно из женщин; народ, в котором женщинам принадлежит государство и военное дело, а мужчины находятся в подчинённом положении; и народ, в котором женщины участвуют в военных действиях наравне с мужчинами (последний вариант связан с этнографическими сведениями о таких обществах).[7]

   Все античные авторы отмечают главнейшей чертой в образе жизни амазонок участие в военных действиях[8]. Они были вооружены луком, топором и копьём[9], имели щиты и котурны[10]. Из шкур диких зверей изготавливали себе шлемы, плащи, пояса[11].

   Очень интересны и весьма своеобразны отношения античных амазонок с мужчинами. Все авторы, писавшие об амазонках, подчёркивают их свободное, независимое поведение, высокомерное отношение к мужчине.

   По одним сведениям, амазонки жили отдельно от мужчин, общаясь с ними раз в год с целью продолжения рода[12]. По сообщениям Диодора Сицилийского, они жили вместе. Но в то время как женщины совершали ратные подвиги, мужчины находились в подчинённом положении, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием детей[13]. Если амазонки жили отдельно от мужчин и имели только общих детей, то, как правило, девочек они оставляли у себя, а мальчиков отдавали отцам[14]. Если же они жили вместе, то обычно матери-амазонки калечили своих детей мужского пола[15] или убивали их тотчас по рождении[16], чтобы не допустить посягательств на свою власть в будущем.

   Родившимся девочкам выжигали правую грудь, чтобы она не мешала при стрельбе из лука. При этом вся сила и живительные соки переходили в правое плечо, делая руку амазонки сильной, способной наносить сокрушающие удары по противникам[17].

   Амазонки "ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях" (Нр., 24). Девочек с рождения "...приучали не к безделью или обработке шерсти, а к оружию, лошадям и охоте..." (Трог, I, 4, 10 - 11). Не обученные женским работам (Геродот. IV, 114), они "...занимаются теми же делами, что и мужчины, не освобождаются от военной службы. Мужчины служат в пехоте и в сражении мечут стрелы, а женщины вступают в конные стычки и сражаются не железным оружием, а накидывают на врагов арканы и умерщвляют их затягиванием" (Помпоний Мела, I, 19, 114). Большую часть года девушки исполняют все работы сами - пашут, сеют, занимаются садоводством, ухаживают за своими стадами, в особенности, за лошадьми. Самые сильные из них, по утверждению Страбона, "занимаются главным образом охотой на лошадях и военными упражнениями".

   Все черты быта и образа жизни амазонок, лишь за исключением участия женщин в военных походах, выглядит скорее легендарными и маловероятными. Но всё же эти полулегендарные рассказы носят под собой реальную историко-этнографическую или культовую основу. Так, свобода амазонок в выборе отца для своего будущего ребёнка – это не что иное, как отражение свободных половых отношений на одной из стадий группового брака, когда все женщины одного рода имели право на всех мужчин другого рода и наоборот.

   Обычай  калечить родившихся мальчиков может быть отражением реально существовавших в рабовладельческом обществе фактов нанесения увечья домашним рабам.

   Что касается подчёркиваемого Псевдо-Гиппократом, Страбоном и Диодором Сицилийским обычая лишать девочек-амазонок правой груди и трактовки термина «амазонка» в значении «безгрудая», то, вероятно, это отражение популярного у греков культа одной из древнейших богинь, охотницы Артемиды, которой, по преданию, женщины приносили в дар, как символ плодородия, свои отрезанные груди. Поэтому сама Артемида изображалась как многогрудая богиня, которая вскармливает своим молоком всё живое, охраняя мать во время рождения ребенка, делала роды благополучными.

§2. Упоминания об амазонках

   События, в связи с которыми амазонки упоминаются в источниках, можно разделить на 2 группы: имеющие определённую историческую аналогию и не имеющие оной.

   К первой группе относятся помощь амазонок Илиону во время Троянской войны, поход мести на Афины, встреча Александра Великого с амазонской царицей.

   Ко второй группе можно отнести подвиг Геракла, женитьба Тесея на Ипполите (или Антиопе), поход ливийских амазонок.

   Начнём рассматривать эти события по порядку. Итак, первым в списках стоит у нас участие амазонок в Троянской войне на стороне осаждённых. Это упоминается в «Дневнике Троянской войны» Диктиса Критского:

III, 15. Эта амазонская царица (имеется ввиду Пентесилея) явилась на помощь Приаму, неизвестно, за деньги или по страсти к войне…  IV, 2. Между тем в те же дни Пентесилея, о которой мы упомянули выше, пришла с большим отрядом амазонок и остальными соседними народами. Когда она узнала о гибели Гектора, то, поражённая его смертью хотела вернуться домой, но в конце концов подкупленная Александром…, решила ждать на месте. Потом, по прошествии нескольких дней, она построила своё войско для битвы (но вступив в неё, была убита Ахиллом).

   В «Филлипиках» Помпея Трога такое упоминание об участии амазонок в Троянской войне: «После Оритии овладела царством Пентесилея, о доблести которой во время Троянской войны среди храбрейших мужей, когда она пришла на помощь против греков, имеются веские свидетельства. После убиения Пентесилеи и истребления её войска немногие оставшиеся на родине, с трудом отбивая нападения соседей, влачили существование…»[18]

   Следущее событие, которое может найти свою прямую аналогию – поход амазонок на Афины. В мифологической традиции оно неразрывно связано с походом Геракла и Тесея за поясом Ипполиты. Поэтому следует рассмотреть их вместе. Итак, в источниках упоминания об этом подвиге Геракла есть у Апполодора Афинского[19], в “Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского[20], у Павла Оросия[21], небольшое упоминание в «Схолиях к Эврипиду»[22].

   Апполодор сообщает, что Геракл был послан за поясом Ипполиты. Он прибыл в Мисию к Лику, сыну Даскила, и помог ему в войне с бебриками, убив их царя Мигдона. После этого он приплыл в гавань города амазонок Темискиры. Он убил Ипполиту, сразился с остальными амазонками, забрал пояс и отправился в Трою.

Диодор Сицилийский уже более подробно останавливается на схватке Геракла. По его словам, герой сначала просил отдать пояс миром. Но получив отказ, он вступил в схватку со знатнейшими амазонками. Диодор перечисляет противниц Геракла по порядку схватки с ними: Аэлла-Вихрь, быстрая как ветер, Филлипа, Протоя, Эрибея, Келайно, Евритея, Фойбе (последнии три обычно сопровождали Артемиду во время охоты), Деянира, Астерия, Марна, Текмесса и Алкиппа (две последних были захвачены в плен). Остальные амазонки бежали, и Геракл преследовал их, жестоко истребляя. Его свирепость была настолько большой, что его считают одним из виновников полной гибели амазонок. Тот же Диодор сообщает, что Геракл подарил Тесею Антиопу, а предводительницу амазонок Меланнипу (расхождения об имени царицы воительниц весьма обычное явление у разных авторов) отпустил на свободу в обмен на пояс Ареса.

   Павел Оросий передаёт такую версию похода сына Алкмены: «Молва о ней (имеется в виду царица Синопа, ближайшая предшественница Ипполиты) взволновала все народы, внушила такое удивление и вселила страх, что даже Геркулес, получив от своего владыки приказ отнять оружие у царицы, как бы обреченный на неминуемую гибель, собрал со всей Греции отборных и знаменитых юношей и заготовил 9 военных кораблей, но тем не менее, не довольствуясь своими силами, предпочёл неожиданно на них напасть и обойти ничего не ожидавших. Во главе царства тогда стояли сёстры, Антиопа и Оритийя. Геркулес приплыл к ним по морю и застал их врасплох безоружными и неподготовленными вследствие царившей в мирное время беззаботности. Среди многих убитых и плененных две сестры Антиопы были удержаны – Меланиппа Геркулесом, Гипполита Тесеем. Тесей вступил в брак с Гипполитой, а Геркулес возвратил Миланнипу сестре и получил оружие царицы в виде выкупа. После Оритийи царством завладела Пентесилея…»

   У Плутарха эта история освещена иными деталями. В жизнеописании Тесея он указывает, что «основатель Афин» «отправился в Понт Эвксинский – в поход на амазонок, вместе с Гераклом, и получил в награду за храбрость Антиопу.»[23] Плутарх ссылается на разногласия в источниках и сообщает, что есть сведения о более позднем отправлении Тесея в поход на собственном корабле и взял в плен амазонку: «Бион рассказывает, что он взял её обманом и увёз. Дело в том, что амазонки в действительности любят мужчин и не думали бежать, когда Тесей кинул якорь в виду берега, напротив, прислали ему подарки. Он пригласил принесшую их взойти на корабль и, когда она взошла, снялся с якоря.»[24] Далее Плутарх переходит к тому самому событию, которое могло иметь вполне конкретную историческую аналогию: поход амазонок на Афины. «Похищение амазонок привело к войне с амазонками, войне опасной, хотя и с женщинами: если бы они не завладели страной и не дошли, не встречая нигде сопротивления, до города, они не расположились бы лагерем в самой столице и не дали бы сражения в виду Пникса и холма Мусея. Словам историка Гелланика, что они перешли Босфор Киммерийский по льду, трудно верить; но что они стояли лагерем в самом городе, можно судить по названиям мест и могилам убитых. Обе стороны долго медлили, не решались начинать сражения. Наконец, Тесей, принесши, следуя оракулу, жертву Страху, напал на неприятелей…»[25] Далее Плутарх ссылается на историка Клидема и сообщает, что по другой версии жена Тесея Ипполита помогла заключить мир, но, по словам некоторых, погибла от своих сородичей.

   Походу на Афины уделяется значительное место в произведениях античных авторов: Апполодор Афинский[26], Диодор Сицилийский[27], Николай Дамасский[28], Юний Юстин[29], в речах Демосфена[30].

   Диодор Сицилийский сообщает, что амазонки, воспользовавшись тем, что Геракл был занят на западе (видимо, спасал дочь царя Лаомедонта)[31], решились отомстить грекам за их дела. Они собрались и отправились в поход. Переправились через Боспор Киммерийский, далее прошли Фракию и «большую часть Европы», прибыли в Аттику.

   Демосфен указывает, что амазонки после сражения под Афинами бежали так далеко, что остановились лишь за рекой Фасис (современная Риони в Грузии).

   У Юстина есть указание на то, что амазонки не одни явились к стенам Афин. Перед самой битвой из-за какой-то ссоры их покинули вспомогательные войска – скифы. И это отчасти послужило причиной поражения амазонок. Далее они укрылись в лагере своих союзников, откуда смогли вернуться обратно домой.

   Ещё одно событие, связанное с амазонками, и которое могло иметь место – это встреча Александра Македонского с амазонской царицей во время похода в Парфию и Бактрию. В «Филлипиках» Помпея Трога указывается, что ослабленные поражением под Троей амазонки просуществовали до походов Александра Македонского. «Царица их Минития или Талестрия, добившись тринадцатидневной связи с Александром для произведения от него потомства и затем возвратившись в своё царство, вскоре после того погибла со всеми амазонками, и самое имя их исчезло.»[32]

   Плутарх сообщает, что факт встречи Александра с амазонкой достаточно спорен. Возможно, это была дочь царя скифов, которую отец отдал в жены Александру.[33]

   Из всего списка событий осталось упомянуть о походе ливийских амазонок. Информацию об этом даёт нам Диодор Сицилийский. Ливийские амазонки под предводительством Мирины прошли Египет и Аравию, покорили Сирию, прошли Малую Азию, где основали ряд городов и святилищ, назвав их именами: Мирина, Смирна, Мартезия, Отрера и пр. Мирина погибла с большей частью войска во Фракии. Оставшиеся амазонки вернулись в Ливию.[34]

   Теперь давайте проведем параллель между этими полулегендарными и известными историческими событиями.

   Оставим участие амазонок в Троянской войне. Само название события говорит за себя.

   А вот поход амазонок на Афины можно интерпретировать по-разному. Т.А. Скрипник считает, что их неудачная кампания – мифологическое отображение похода Ксеркса 480 г. до н. э. Война с персами была в сознании эллинов войной со всем азиатским миром, который и олицетворяли легендарные воительницы.[35]

   В комментариях Т.Б. Гвоздёвой и А.А. Немировского в «Антологии источников» дается иное предположение: обращается внимание на то, что поход в Аттику твердо рисуется традицией как нашествие с севера. Это позволяет считать, что корни похода искать надо не в Малой Азии, а в Северном Причерноморье. То, что авторы упорно связывают его с местью обитательниц долины Термодонта, лишь указывают на контаминацию – смешение понятий в античной традиции. Вряд ли заморский поход в Грецию был осуществим в то время. Комментаторы указывают, что существует предположение Сафронова А. В. о том, что вторжение северных амазонок в Аттику не что иное, как участие ираноязычных племен в нашествии на Элладу в XIII-XII вв. до н. э., которое смело крито-микенскую цивилизацию.[36]

   На этом конкретика по событиям, в которых участвовали амазонки, заканчивается. Начинается область предположений и догадок.

   Вернемся к ливийским амазонкам Диодора. Есть предположение, что военный марш через большую часть Ближнего Востока, имеет под собой реальную историческую основу. Материалом для рассказа Диодора послужили реальные набеги киммерийцев и скифов на эгейские берега Малой Азии и Сирии в VII в. до н. э. Эти походы засвидетельствованы археологически, более того - о них упоминается в ассирийских источниках.[37]

   А вот поход Геракла и Тесея, а также упоминание о войне фригийцев с амазонками[38] есть свидетельство о противоборстве различных политических сил в регионе в период XIII-XII вв. до н. э. Суть этого противоборства будет раскрыта ниже.

   Итак, как мы убедились, источники дают нам достаточно разноречивый материал по амазонкам. Это проявляется в именах участвующих лиц и локализации племени амазонок. Причиной этому служит большая древность описываемых античными историками событий. Кроме того существовало очень много материала по данному вопросу, но отсутствовало какое-то определенное авторитетное мнение, на которое опиралось бы большинство авторов. Плутарх указывает большое количество имен и не менее двух точек зрения в местах, где речь идёт об амазонках. Такая наглядная иллюстрация отсутствия единого мнения есть прямое свидетельство о том, что авторы не могли получить каких-либо достоверных сведений по данному вопросу. Отсюда попытка связать ираноязычные племена севера с жителями Малой Азии. Оба компонента такой контаминации несомненно послужили созданию мифа об амазонках. Но их разделяют не только географические, но и хронологические рамки.

 


[1] Апполодор Родосский.  // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб. .: Алатейя, 2000. – II, 990-993

[2] Hyg. Fab. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб. .: Алатейя, 2000. – 30

[3]Иванов В. Культ Диониса. Его происхождение и влияние. //  Русская виртуальная библиотека: Вяч. Иванов. Прижизненные издания. – С. 191 - 193

 

[4] Страбон. География / под общ. ред. Утченко. М ,1964 .  XII.3.15 .

[5] Serv. Verg.  Aen. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб. : Алатейя, 2000. – 1,490

[6] Диодор Сицилийский. Историческая библиотека..//Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – 3. 52-55

[7] Косвен М.О. Амазонки. История легенды.// СЭ.1947.№2,3. – С. 48

[8] Геродот. История. 4. 110-116. Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местности,24. Эфор. Схолии к Апполонию Родосскому. фр.103. Палефат О невероятных рассказах. XXXIII. Страбон. География. XI. 5. 1-4. XII. 3. 21-24. XII. 6-8. Диодор Сицилийский. Библиотека. II. 44-46. III. 52-55. XVII. 77. Плутарх. Жизнь Помпея. XXXV. Флавий Арриан. Анабазис. VII. 4. Псевдо-Калликрат. III.25-28 // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – С.30

[9] Страбон. География. // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5.. Ростов-на-Дону, 1988 – XI. 5. 1-4. XII. 3. 21-24

[10] Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Жизнь Помпея, XXXV.  М. :ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. – С. 835

[11] Страбон. География. //  Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону. 1988  – XI.5.1-4.3. 21-24

[12] Страбон. География. IV. 4. 6. 3. 21-24. Юний Юстин. II. 1. Плутарх. Жизнь Помпея. XXXV // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5,. Ростов-на-Дону, 1988 – С.30

[13] Диодор Сицилийский. Библиотека. //  Известия Ростовского областного музея краеведения Вып. 5. Ростов-на-Дону. 1988  – II. 44-46. III. 52-55

[14] Страбон. География. // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988  – XII. 3. 21-24. XII. 6. 8

[15] Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях. 24. Стефан Византийский. Описание племён. Амазонки. Диодор Сицилийский. Библиотека. II. 44-46// Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988  – С.31

[16] Юний Юстин. // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5,. Ростов-на-Дону, 1988  – II. 1

[17] Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях. 24. Диодор Сицилийский. Библиотека. II. 44-46. III. 52-55. Страбон. География. XI. 5. 1-4. Юний Юстин. II. 1 // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – С.30

[18] Филлипики Помпея Трога в сокращении Юстина // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб. : Алатейя, 2000. – II. 4

[19] Мифологическая библиотека // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб. : Алатейя, 2000. – II. V. 9

[20] Диодор Сицилийский. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб. : Алатейя, 2000. – IV. 16. 1-4

[21] История. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб. : Алатейя, 2000. – I. 15. 7-9

[22] Схолии к Эврипиду // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – 796

[23] Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Жизнь Тесея. XXVI. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999 – С. 23-24

[24] Там же.

[25] Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Жизнь Тесея. XXVII. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999 - С.24-25

[26] Апполодор Афинский. Мифологическая библиотека. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – Эпит. 1.16

Автор: Понаморёв Владислав
Дата публикации: 08.10.2011

1 | 2



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ БОСПОРСКОГО ЦАРСТВА

Боспорское царство располагалось в Восточном Крыму на территории Керченского полуострова, и на Таманском полуострове, будучи разделённым на две части Керченским проливом – который в древности назывался Боспором Киммерийским (в честь него так в древности называлась и вся страна). Часть страны на территории Керченского полуострова называлась древними Европейским Боспором, а на территории Таманского полуострова – Азиатским Боспором, поскольку в античные географы считали, что за рекой Танаисом (Доном) уже начинается Азия. .

Читать

Амазонки и их место в античной историографии

Экскурс по античным трудам в поисках упоминаний об амазонках.Миф о женщинах-воинах очень древний, но не забытый под спудом веков. Амазонками интересовались не только в античности, но и в Средневековье и в Новое время их образ притягивал к себе умы людей. Поэтому поиск этого народа продолжался очень долго. В результате возник широкий круг литературы по данному вопросу..

Читать

Бой у мыса Сарыч

В начале Первой мировой войны Оттоманская империя придерживалась нейтралитета. 2 августа 1914 года между Турцией и Германией была заключена тайная конвенция, согласно которой Османская империя присоединялась к противникам Антанты..

Читать

О положении илотов и их взаимоотношениях со спартанцами

В данной статье анализируется положение илотов (Зависимое население Спарты), их взаимоотношения со спартанцами. Положение илотов сравнивается с положением раба в Афинах.

Читать

Олимпийское движение накануне второй Мировой Войны

Олимпийское движение международное общественное движение за развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, за укрепление международного сотрудничества. Цели олимпийского движения— способствовать развитию физических и моральных качеств, являющихся основой спорта.

Читать

Роль Английской, Французской и Российской революций в истории Европы и мира

В статье предложен новый взгляд на марксистскую теорию об общественно-политических формациях в истории человечества. Разделение на формации применяется не к человечеству не вообще, а в отдельных языково-религиозных группах народов. Феодализм, капитализм - это лишь определенные этапы развития в отдельных народов и групп народов. Автор доказывает, что с началом Английской революции (1640 г.) капитализм победил в германо-протестантском мире, с началом Французской революции (1789 г.) - в романо-католической, а Русская революция (1917 г.) принесла победу капитализма в Славяно-православную языковую группу..

Читать

Роль личности в истории

В данной статье автор пытается раскрыть сущность влияния человека на общество и историю. Автор считает, что каждый человек влияет на исторический процесс, не отменяя при этом закономерностей развития..

Читать

Битва за Англию: Применение радиолокации в ходе англо-германских воздушных сражений над Британскими островами

В ходе Битвы за Англию постепенно раскрывалось значение радиолокационных станций в воздушных боях. Во время битвы за Англию были широко использованы радиолокационные станции. С их появлением отпала необходимость в непрерывном патрулировании истребителей в воздухе, что позволило сосредотачивать эскадрильи на ключевых участках воздушного боя.

Читать

Исторические киммерийцы

Кто такие исторические киммерийцы.

Читать

Потоп и Великий Голод 1314-1317 годов в Англии

Дождь шел почти непрерывно все лето и осень 1314 года, а затем большую часть 1315 и 1316 годов. Посевы гнили в земле, а скот тонул или умирал от голода. Запасы продовольствия истощились, цены взлетели. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter