Новости истории
Статьи и заметки
- Археология
- Всеобщая история
- Историческая поэзия и проза
- История Пензенского края
- История России
- Полезные и интересные сайты
- Разное
- Тесты по истории
- Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты
Новые статьи:
На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской БулгариейМиф о женщинах-воинах очень древний, но не забытый под спудом веков. Амазонками интересовались не только в античности, но и в Средневековье и в Новое время их образ притягивал к себе умы людей. Поэтому поиск этого народа продолжался очень долго. В результате возник широкий круг литературы по данному вопросу.
Однако нас интересуют самые ранние упоминания об амазонках. Поэтому мы обращаемся к античным авторам, от которых и пошла известность этого мифа. Амазонки в античной традиции – племя женщин-воительниц, дочерей Ареса и наяды Гармонии, которая родила их в долине фригийской Акмонии[1]. Другими божественными матерями этой общности являлись Афродита или Отрета.[2]
Амазонки появились в результате слияния мифических образов с воспоминаниями греков о конкретных исторических общностях. Мифологическая основа, возможно, восходит к общеиндоевропейской мифологеме о «женском царстве».
Кроме этой подоплеки сыграл свою роль в формировании образа амазонок культ Диониса. В работах В.Иванова прослеживается его зарождение в Минойской цивилизации, распространение его на материковую Грецию и оттуда вместе с фрако-фригийскими племенами в Малую Азию. Данные особенности мировоззрения греков удачно нашли отражение в исторических реалиях, которые их окружали.[3]
Внимание к амазонкам обусловлено также патриархальностью строя самих греков. Преобладание положения женщины или хотя бы её равноправие было необычным и противопоставлялось привычному миру эллинов.
В греческой традиции существует условно две общности амазонок. Первые располагались в бассейне реки Галиса (ныне Кызыл-Ирмак) в Малой Азии. Они систематически воевали с ахейскими представителями «героического века» за власть на западе Малой Азии. Вторая размещается в степях Северного Причерноморья и связана с образованием в I тыс. до н.э. скифо-сибирского мира. Из-за отсутствия достоверных фактов греческие авторы смешивали понятия и представления об обеих группах амазонок. Сложившаяся путаница в итоге склонила многих авторов к убеждению, что речь идёт об одной и той же группе, разное географическое положение которой объясняется переселением на другой берег Понта. В данном случае появились расхождения в том, с какого и на какой берег Черного моря переместились амазонки. Так Страбон сообщает, что амазонки появились в долине реки Амазон, названой позднее Танаисом. Оттуда они переселились в Амазонские горы и долину Термодонта в Малой Азии, где разделились на три племени.[4] Вторая версия наоборот говорила, что амазонки бежали в Северное Причерноморье после поражения, нанесенного им Тесеем. Существует еще одна версия: амазонки к позднеантичному времени уже не существовали, уничтоженные частично Гераклом, частично Ахиллом.[5]
Кроме того у греков существовала версия о пребывании амазонок и в Северной Африке. «Эти амазонки самые древние, однако, исчезнувшие за много лет до Троянской войны, причём совершенно исчезла и память о них», - так сообщает Дионисий Скитобрахион, чьи слова дошли до нас в пересказе Диодора Сицилийского.[6]
М.О. Косвен проследил литературную традицию о женщинах-воительницах в своей статье «Амазонки. История легенды». Во всех античных версиях об амазонках он выделил три их разновидности: народ, состоящий исключительно из женщин; народ, в котором женщинам принадлежит государство и военное дело, а мужчины находятся в подчинённом положении; и народ, в котором женщины участвуют в военных действиях наравне с мужчинами (последний вариант связан с этнографическими сведениями о таких обществах).[7]
Все античные авторы отмечают главнейшей чертой в образе жизни амазонок участие в военных действиях[8]. Они были вооружены луком, топором и копьём[9], имели щиты и котурны[10]. Из шкур диких зверей изготавливали себе шлемы, плащи, пояса[11].
Очень интересны и весьма своеобразны отношения античных амазонок с мужчинами. Все авторы, писавшие об амазонках, подчёркивают их свободное, независимое поведение, высокомерное отношение к мужчине.
По одним сведениям, амазонки жили отдельно от мужчин, общаясь с ними раз в год с целью продолжения рода[12]. По сообщениям Диодора Сицилийского, они жили вместе. Но в то время как женщины совершали ратные подвиги, мужчины находились в подчинённом положении, занимаясь домашним хозяйством и воспитанием детей[13]. Если амазонки жили отдельно от мужчин и имели только общих детей, то, как правило, девочек они оставляли у себя, а мальчиков отдавали отцам[14]. Если же они жили вместе, то обычно матери-амазонки калечили своих детей мужского пола[15] или убивали их тотчас по рождении[16], чтобы не допустить посягательств на свою власть в будущем.
Родившимся девочкам выжигали правую грудь, чтобы она не мешала при стрельбе из лука. При этом вся сила и живительные соки переходили в правое плечо, делая руку амазонки сильной, способной наносить сокрушающие удары по противникам[17].
Амазонки "ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях" (Нр., 24). Девочек с рождения "...приучали не к безделью или обработке шерсти, а к оружию, лошадям и охоте..." (Трог, I, 4, 10 - 11). Не обученные женским работам (Геродот. IV, 114), они "...занимаются теми же делами, что и мужчины, не освобождаются от военной службы. Мужчины служат в пехоте и в сражении мечут стрелы, а женщины вступают в конные стычки и сражаются не железным оружием, а накидывают на врагов арканы и умерщвляют их затягиванием" (Помпоний Мела, I, 19, 114). Большую часть года девушки исполняют все работы сами - пашут, сеют, занимаются садоводством, ухаживают за своими стадами, в особенности, за лошадьми. Самые сильные из них, по утверждению Страбона, "занимаются главным образом охотой на лошадях и военными упражнениями".
Все черты быта и образа жизни амазонок, лишь за исключением участия женщин в военных походах, выглядит скорее легендарными и маловероятными. Но всё же эти полулегендарные рассказы носят под собой реальную историко-этнографическую или культовую основу. Так, свобода амазонок в выборе отца для своего будущего ребёнка – это не что иное, как отражение свободных половых отношений на одной из стадий группового брака, когда все женщины одного рода имели право на всех мужчин другого рода и наоборот.
Обычай калечить родившихся мальчиков может быть отражением реально существовавших в рабовладельческом обществе фактов нанесения увечья домашним рабам.
Что касается подчёркиваемого Псевдо-Гиппократом, Страбоном и Диодором Сицилийским обычая лишать девочек-амазонок правой груди и трактовки термина «амазонка» в значении «безгрудая», то, вероятно, это отражение популярного у греков культа одной из древнейших богинь, охотницы Артемиды, которой, по преданию, женщины приносили в дар, как символ плодородия, свои отрезанные груди. Поэтому сама Артемида изображалась как многогрудая богиня, которая вскармливает своим молоком всё живое, охраняя мать во время рождения ребенка, делала роды благополучными.
События, в связи с которыми амазонки упоминаются в источниках, можно разделить на 2 группы: имеющие определённую историческую аналогию и не имеющие оной.
К первой группе относятся помощь амазонок Илиону во время Троянской войны, поход мести на Афины, встреча Александра Великого с амазонской царицей.
Ко второй группе можно отнести подвиг Геракла, женитьба Тесея на Ипполите (или Антиопе), поход ливийских амазонок.
Начнём рассматривать эти события по порядку. Итак, первым в списках стоит у нас участие амазонок в Троянской войне на стороне осаждённых. Это упоминается в «Дневнике Троянской войны» Диктиса Критского:
III, 15. Эта амазонская царица (имеется ввиду Пентесилея) явилась на помощь Приаму, неизвестно, за деньги или по страсти к войне… IV, 2. Между тем в те же дни Пентесилея, о которой мы упомянули выше, пришла с большим отрядом амазонок и остальными соседними народами. Когда она узнала о гибели Гектора, то, поражённая его смертью хотела вернуться домой, но в конце концов подкупленная Александром…, решила ждать на месте. Потом, по прошествии нескольких дней, она построила своё войско для битвы (но вступив в неё, была убита Ахиллом).
В «Филлипиках» Помпея Трога такое упоминание об участии амазонок в Троянской войне: «После Оритии овладела царством Пентесилея, о доблести которой во время Троянской войны среди храбрейших мужей, когда она пришла на помощь против греков, имеются веские свидетельства. После убиения Пентесилеи и истребления её войска немногие оставшиеся на родине, с трудом отбивая нападения соседей, влачили существование…»[18]
Следущее событие, которое может найти свою прямую аналогию – поход амазонок на Афины. В мифологической традиции оно неразрывно связано с походом Геракла и Тесея за поясом Ипполиты. Поэтому следует рассмотреть их вместе. Итак, в источниках упоминания об этом подвиге Геракла есть у Апполодора Афинского[19], в “Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского[20], у Павла Оросия[21], небольшое упоминание в «Схолиях к Эврипиду»[22].
Апполодор сообщает, что Геракл был послан за поясом Ипполиты. Он прибыл в Мисию к Лику, сыну Даскила, и помог ему в войне с бебриками, убив их царя Мигдона. После этого он приплыл в гавань города амазонок Темискиры. Он убил Ипполиту, сразился с остальными амазонками, забрал пояс и отправился в Трою.
Диодор Сицилийский уже более подробно останавливается на схватке Геракла. По его словам, герой сначала просил отдать пояс миром. Но получив отказ, он вступил в схватку со знатнейшими амазонками. Диодор перечисляет противниц Геракла по порядку схватки с ними: Аэлла-Вихрь, быстрая как ветер, Филлипа, Протоя, Эрибея, Келайно, Евритея, Фойбе (последнии три обычно сопровождали Артемиду во время охоты), Деянира, Астерия, Марна, Текмесса и Алкиппа (две последних были захвачены в плен). Остальные амазонки бежали, и Геракл преследовал их, жестоко истребляя. Его свирепость была настолько большой, что его считают одним из виновников полной гибели амазонок. Тот же Диодор сообщает, что Геракл подарил Тесею Антиопу, а предводительницу амазонок Меланнипу (расхождения об имени царицы воительниц весьма обычное явление у разных авторов) отпустил на свободу в обмен на пояс Ареса.
Павел Оросий передаёт такую версию похода сына Алкмены: «Молва о ней (имеется в виду царица Синопа, ближайшая предшественница Ипполиты) взволновала все народы, внушила такое удивление и вселила страх, что даже Геркулес, получив от своего владыки приказ отнять оружие у царицы, как бы обреченный на неминуемую гибель, собрал со всей Греции отборных и знаменитых юношей и заготовил 9 военных кораблей, но тем не менее, не довольствуясь своими силами, предпочёл неожиданно на них напасть и обойти ничего не ожидавших. Во главе царства тогда стояли сёстры, Антиопа и Оритийя. Геркулес приплыл к ним по морю и застал их врасплох безоружными и неподготовленными вследствие царившей в мирное время беззаботности. Среди многих убитых и плененных две сестры Антиопы были удержаны – Меланиппа Геркулесом, Гипполита Тесеем. Тесей вступил в брак с Гипполитой, а Геркулес возвратил Миланнипу сестре и получил оружие царицы в виде выкупа. После Оритийи царством завладела Пентесилея…»
У Плутарха эта история освещена иными деталями. В жизнеописании Тесея он указывает, что «основатель Афин» «отправился в Понт Эвксинский – в поход на амазонок, вместе с Гераклом, и получил в награду за храбрость Антиопу.»[23] Плутарх ссылается на разногласия в источниках и сообщает, что есть сведения о более позднем отправлении Тесея в поход на собственном корабле и взял в плен амазонку: «Бион рассказывает, что он взял её обманом и увёз. Дело в том, что амазонки в действительности любят мужчин и не думали бежать, когда Тесей кинул якорь в виду берега, напротив, прислали ему подарки. Он пригласил принесшую их взойти на корабль и, когда она взошла, снялся с якоря.»[24] Далее Плутарх переходит к тому самому событию, которое могло иметь вполне конкретную историческую аналогию: поход амазонок на Афины. «Похищение амазонок привело к войне с амазонками, войне опасной, хотя и с женщинами: если бы они не завладели страной и не дошли, не встречая нигде сопротивления, до города, они не расположились бы лагерем в самой столице и не дали бы сражения в виду Пникса и холма Мусея. Словам историка Гелланика, что они перешли Босфор Киммерийский по льду, трудно верить; но что они стояли лагерем в самом городе, можно судить по названиям мест и могилам убитых. Обе стороны долго медлили, не решались начинать сражения. Наконец, Тесей, принесши, следуя оракулу, жертву Страху, напал на неприятелей…»[25] Далее Плутарх ссылается на историка Клидема и сообщает, что по другой версии жена Тесея Ипполита помогла заключить мир, но, по словам некоторых, погибла от своих сородичей.
Походу на Афины уделяется значительное место в произведениях античных авторов: Апполодор Афинский[26], Диодор Сицилийский[27], Николай Дамасский[28], Юний Юстин[29], в речах Демосфена[30].
Диодор Сицилийский сообщает, что амазонки, воспользовавшись тем, что Геракл был занят на западе (видимо, спасал дочь царя Лаомедонта)[31], решились отомстить грекам за их дела. Они собрались и отправились в поход. Переправились через Боспор Киммерийский, далее прошли Фракию и «большую часть Европы», прибыли в Аттику.
Демосфен указывает, что амазонки после сражения под Афинами бежали так далеко, что остановились лишь за рекой Фасис (современная Риони в Грузии).
У Юстина есть указание на то, что амазонки не одни явились к стенам Афин. Перед самой битвой из-за какой-то ссоры их покинули вспомогательные войска – скифы. И это отчасти послужило причиной поражения амазонок. Далее они укрылись в лагере своих союзников, откуда смогли вернуться обратно домой.
Ещё одно событие, связанное с амазонками, и которое могло иметь место – это встреча Александра Македонского с амазонской царицей во время похода в Парфию и Бактрию. В «Филлипиках» Помпея Трога указывается, что ослабленные поражением под Троей амазонки просуществовали до походов Александра Македонского. «Царица их Минития или Талестрия, добившись тринадцатидневной связи с Александром для произведения от него потомства и затем возвратившись в своё царство, вскоре после того погибла со всеми амазонками, и самое имя их исчезло.»[32]
Плутарх сообщает, что факт встречи Александра с амазонкой достаточно спорен. Возможно, это была дочь царя скифов, которую отец отдал в жены Александру.[33]
Из всего списка событий осталось упомянуть о походе ливийских амазонок. Информацию об этом даёт нам Диодор Сицилийский. Ливийские амазонки под предводительством Мирины прошли Египет и Аравию, покорили Сирию, прошли Малую Азию, где основали ряд городов и святилищ, назвав их именами: Мирина, Смирна, Мартезия, Отрера и пр. Мирина погибла с большей частью войска во Фракии. Оставшиеся амазонки вернулись в Ливию.[34]
Теперь давайте проведем параллель между этими полулегендарными и известными историческими событиями.
Оставим участие амазонок в Троянской войне. Само название события говорит за себя.
А вот поход амазонок на Афины можно интерпретировать по-разному. Т.А. Скрипник считает, что их неудачная кампания – мифологическое отображение похода Ксеркса 480 г. до н. э. Война с персами была в сознании эллинов войной со всем азиатским миром, который и олицетворяли легендарные воительницы.[35]
В комментариях Т.Б. Гвоздёвой и А.А. Немировского в «Антологии источников» дается иное предположение: обращается внимание на то, что поход в Аттику твердо рисуется традицией как нашествие с севера. Это позволяет считать, что корни похода искать надо не в Малой Азии, а в Северном Причерноморье. То, что авторы упорно связывают его с местью обитательниц долины Термодонта, лишь указывают на контаминацию – смешение понятий в античной традиции. Вряд ли заморский поход в Грецию был осуществим в то время. Комментаторы указывают, что существует предположение Сафронова А. В. о том, что вторжение северных амазонок в Аттику не что иное, как участие ираноязычных племен в нашествии на Элладу в XIII-XII вв. до н. э., которое смело крито-микенскую цивилизацию.[36]
На этом конкретика по событиям, в которых участвовали амазонки, заканчивается. Начинается область предположений и догадок.
Вернемся к ливийским амазонкам Диодора. Есть предположение, что военный марш через большую часть Ближнего Востока, имеет под собой реальную историческую основу. Материалом для рассказа Диодора послужили реальные набеги киммерийцев и скифов на эгейские берега Малой Азии и Сирии в VII в. до н. э. Эти походы засвидетельствованы археологически, более того - о них упоминается в ассирийских источниках.[37]
А вот поход Геракла и Тесея, а также упоминание о войне фригийцев с амазонками[38] есть свидетельство о противоборстве различных политических сил в регионе в период XIII-XII вв. до н. э. Суть этого противоборства будет раскрыта ниже.
Итак, как мы убедились, источники дают нам достаточно разноречивый материал по амазонкам. Это проявляется в именах участвующих лиц и локализации племени амазонок. Причиной этому служит большая древность описываемых античными историками событий. Кроме того существовало очень много материала по данному вопросу, но отсутствовало какое-то определенное авторитетное мнение, на которое опиралось бы большинство авторов. Плутарх указывает большое количество имен и не менее двух точек зрения в местах, где речь идёт об амазонках. Такая наглядная иллюстрация отсутствия единого мнения есть прямое свидетельство о том, что авторы не могли получить каких-либо достоверных сведений по данному вопросу. Отсюда попытка связать ираноязычные племена севера с жителями Малой Азии. Оба компонента такой контаминации несомненно послужили созданию мифа об амазонках. Но их разделяют не только географические, но и хронологические рамки.
[1] Апполодор Родосский. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб. .: Алатейя, 2000. – II, 990-993
[2] Hyg. Fab. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб. .: Алатейя, 2000. – 30
[3]Иванов В. Культ Диониса. Его происхождение и влияние. // Русская виртуальная библиотека: Вяч. Иванов. Прижизненные издания. – С. 191 - 193
[4] Страбон. География / под общ. ред. Утченко. М ,1964 . XII.3.15 .
[5] Serv. Verg. Aen. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб. : Алатейя, 2000. – 1,490
[6] Диодор Сицилийский. Историческая библиотека..//Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – 3. 52-55
[7] Косвен М.О. Амазонки. История легенды.// СЭ.1947.№2,3. – С. 48
[8] Геродот. История. 4. 110-116. Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местности,24. Эфор. Схолии к Апполонию Родосскому. фр.103. Палефат О невероятных рассказах. XXXIII. Страбон. География. XI. 5. 1-4. XII. 3. 21-24. XII. 6-8. Диодор Сицилийский. Библиотека. II. 44-46. III. 52-55. XVII. 77. Плутарх. Жизнь Помпея. XXXV. Флавий Арриан. Анабазис. VII. 4. Псевдо-Калликрат. III.25-28 // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – С.30
[9] Страбон. География. // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5.. Ростов-на-Дону, 1988 – XI. 5. 1-4. XII. 3. 21-24
[10] Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Жизнь Помпея, XXXV. М. :ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. – С. 835
[11] Страбон. География. // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону. 1988 – XI.5.1-4.3. 21-24
[12] Страбон. География. IV. 4. 6. 3. 21-24. Юний Юстин. II. 1. Плутарх. Жизнь Помпея. XXXV // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5,. Ростов-на-Дону, 1988 – С.30
[13] Диодор Сицилийский. Библиотека. // Известия Ростовского областного музея краеведения Вып. 5. Ростов-на-Дону. 1988 – II. 44-46. III. 52-55
[14] Страбон. География. // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – XII. 3. 21-24. XII. 6. 8
[15] Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях. 24. Стефан Византийский. Описание племён. Амазонки. Диодор Сицилийский. Библиотека. II. 44-46// Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – С.31
[16] Юний Юстин. // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5,. Ростов-на-Дону, 1988 – II. 1
[17] Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местностях. 24. Диодор Сицилийский. Библиотека. II. 44-46. III. 52-55. Страбон. География. XI. 5. 1-4. Юний Юстин. II. 1 // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – С.30
[18] Филлипики Помпея Трога в сокращении Юстина // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб. : Алатейя, 2000. – II. 4
[19] Мифологическая библиотека // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб. : Алатейя, 2000. – II. V. 9
[20] Диодор Сицилийский. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб. : Алатейя, 2000. – IV. 16. 1-4
[21] История. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб. : Алатейя, 2000. – I. 15. 7-9
[22] Схолии к Эврипиду // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – 796
[23] Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Жизнь Тесея. XXVI. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999 – С. 23-24
[24] Там же.
[25] Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Жизнь Тесея. XXVII. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999 - С.24-25
[26] Апполодор Афинский. Мифологическая библиотека. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – Эпит. 1.16
[27] Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – IV. 28
[28] Николай Дамасский. Свод странных обычаев. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – 3
[29] Филлипики Помпея Трога в сокращении Юстина. // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – II. 4
[30] Демосфен // Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – LX
[31] Апполодор Афинский. Мифологическая библиотека. //Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – II. V. 9
[32] Филлипики Помпея Трога в сокращении Юстина. //Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. – II. 4
[33] Плутарх Сравнительные жизнеописания. Жизнь Александра. XLVI. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999 – С.930
[34] Диодор Сицилийский Историческая Библиотека. // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – 52-55
[35] Скрипник Т.А. Амазонки в античной традиции // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – С.30
[36] Антология источников по истории, культуре и религии древней Греции / под ред.В. И. Кузищина. СПб.: Алатейя, 2000. –С. 94
[37]Скрипник Т.А. Амазонки в античной традиции // Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 5. Ростов-на-Дону, 1988 – С.30
[38]Гомер. Илиада. М.: Правда, 1985 – III, 184-189
Связанные статьи:
Историческая география античных амазонок