↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

«Одиночество» тираннозавров поставили под сомнение: оказывается, они охотились стаей
........................
В Китае нашли след динозавра размером с кошку
........................
Привычка медведей испражняться в пещерах помогла ученым
........................
Стартовал прием заявок на участие в шествии «Бессмертный полк»
........................
В Британии увидели намерения русских клонировать древних воинов
........................

Рабы в Афинах

(Статья)
Раздел: Всеобщая история
Автор: Гущин Александр Анатольевич

Прежде всего, необходимо рассмотреть источники рабства в Афинах. До реформ Солона в Афинах рабами могли стать задолжавшие граждане. Их могли либо оставить на родине, либо же продать на чужбину. Плутарх сообщает нам, что многие продавали даже собственных детей и никакой закон не воспрещал этого. (Плут. Сол. 13) Аристотель, говоря об этом времени, сообщает, что большинство народа было в порабощении у немногих и народ восстал против знатных. (Арист. Аф. Пол. IV,5) Нельзя утверждать, что все они были рабами, но, вполне возможно, что многие были уже близки к этому положению. По закону Солона проданные в рабство за долги, должны стать свободными и было запрещено давать деньги в долг «под залог тела». (Плут. Сол. 15) Так же он либо отменил долги совсем, либо снизил проценты. С этого времени в Афинском государстве рабами были только иноземцы.

Рабами становились военнопленные, захваченные пиратами и естественно воспроизведённые рабы. Дети свободного и рабыни становились рабами. Афиняне позволяли создавать семьи рабам, так как это увеличивало количество их слуг. Количество частновладельческих рабов было велико. Раб являлся неотъемлемой частью хозяйственной деятельности. Возможно, только у самых бедных граждан не было рабов. У богатых же граждан рабов были сотни. Ксенофонт в трактате «о доходах» сообщает, что богатые граждане отдавали в наем рабов для работы в серебряных рудниках и предлагает городу сделать то же. Один из них предоставил 1000 рабов, другой 600. (Ксен. О доходах. IV) Фукидит сообщает нам, что во время Пелопонесской войны более 20 тысяч рабов, в основном ремесленников, бежали на сторону врагов. (Фук. VII,27,5) Такое большое количество рабов, особенно сосредоточенных в одних руках обуславливало жестокое и бесчеловечное обращение. К тому же это говорит о массовом применении труда рабов в ремесле.

Афины

Рабыня представляет младенца своей матери

Рабы являлись объектом купли-продажи. В серебряных рудниках сдача в наем рабов было явлением массовым и доходным. Так же Ксенофонт сообщает, что среди них было много тех, кто «состарился на работе». Это говорит о том, что эксплуатировали их до тех пор, пока они могли приносить хоть какую-то прибыль. Труд рабов применялся практически везде. Одни из них были домашней прислугой, других использовали в земледелии, скотоводстве, виноделии, на фабриках, в рудниках, мелочной торговлей . Некоторые рабы жили отдельно от своих господ, занимаясь ремёслами и платя господам условленный оброк. Эти рабы обладали некоторой экономической самостоятельность и приносили больший доход. Часто рабы служили во флоте гребцами и матросами, иногда в исключительном случае набирались и на военную службу и за храбрость их могли отпускать на волю, причём их владельцы получали вознаграждение из казны. Так, Павсаний в «Описании Эллады» пишет,что в деме Марафон рядом с могилой эллинов есть и могила рабов, сражавшихся вместе с эллинами против варваров, как он пишет впервые. (Пав. I.32,3)

Кроме частновладельческих рабов были и государственные. Их количество было во много раз меньше, чем частновладельческих. Государственных рабов могли использовать как городских стражей, писцов или мелких чиновников. Их положение было лучше, чем положение частновладельческих рабов. Они могли иметь своё хозяйство и иногда достигали значительного благосостояния.

Рабы не могли обладать имуществом. Все их имущество, как и они сами, являлось собственностью господина. Собственного раба господин мог наказывать по своему усмотрению за проступки. Чужого же раба нельзя было даже оскорблять. Но это говорит не о гуманности законодательства, а о развитости имущественного права. Бежавшего раба владелец имел право ловить везде, за исключением священных мест, таких как храм Тесея или святилище Эвменид. И если раб убежал в одно из этих священных мест, то он мог просить продать его другому господину. На суде показания рабов рассматривались после пыток, за исключением дел об убийствах, в которых они могли выступать свидетелями наравне со свободными.

Освободить раба мог его господин или государство. Когда раб был освобождён государством, его стоимость выплачивалась хозяину из казны. После того как раба отпускали, он должен был исполнять какие-то обязанности в пользу своего господина и если он их не исполнял, то через суд он мог быть возвращён господину в качестве раба. По закону все имущество раба принадлежало господину и даже если он накапливал достаточное количество денег, то выкупиться он мог по сути только с согласия своего господина.

Аристотель, говоря о современном ему времени, пишет, что гражданскими правами пользовались те, чьи родители являются гражданами. Молодые люди по достижению 18 лет заносятся в списки демотов. Если же демоты решают, что этот человек несвободен по рождению, то после соответствующего решения суда государство продает его в рабство. (Арист. Аф.Пол. 2,42) Это показывает, как государство стремилось не допустить в ряды граждан несвободных людей вообще.

Во время войн афиняне зачастую продавали побеждённых в рабство. У Фукидита встречаются сообщения, что афиняне перебили всех взрослых мужчин, а женщин и детей продали в рабство. (Фук. V,3,4; V,32,1;V,116,4). Видимо это было делом обычным и само собой разумеющимся.

Что касается отношения к рабству вообще и рабам в частности в греческом мире, то его наиболее яркое выражение можно увидеть в фразе Аристотеля «У бедняков бык служит вместо раба» (Арист. Пол. 1,6). Эта фраза дает чёткое понимание, что рабов не было только у бедняков и рабов считали лучше быков, только по большей трудоспособности. Причём он пишет, что рабы отличаются от свободных физической организацией.

В «Афинской политии» Псевдоксенофонта указывается на распущенность рабов и метеков в Афинах, что их нельзя побить (Аф. Пол. 1,11). Автор объясняет это тем, что можно принять гражданина за раба. Но более вероятно то, что их нельзя было бить, потому что они являлись чужой собственностью. Физическое наказание своих рабов было вполне естественным и законным. Раб в Афинах, да и практически во всей Греции не считался человеком, его считали товаром, орудием труда. Это несколько обобщённый взгляд. Нужно понимать, что отношение, например, к рабам, которые работают в рудниках, и рабам, являющимися домашней прислугой, будет совершенно различным.

Говоря об отношении хозяина к своим рабам нужно учитывать, на мой взгляд, два фактора. Во-первых, это личные контакты, что особенно относится к домашней прислуге. Во вторых это доходность раба. Чем больше дохода приносит раб, тем лучше к нему относится хозяин. На положение рабов безусловно влияла и личность хозяина. Более гуманное воспитание афинян, чем например спартанское, способствовало более гуманному отношению к рабам. Но в противовес этому то, что раб являлся собственностью своего господина, приводило к тому, что раб для хозяина был только вещью. Раб был собственностью своего хозяина и следовательно его берегли, как и любую другую вещь, но и могли делать с ним все что угодно.

Причиной такой формы рабства в первую очередь является доход, приносимый рабом. Если человек стремился стать значимым, ему нужны были деньги. А для того, чтобы были деньги ему нужны были рабы. Рабов он покупал на рынке, на который они попадали в результате пленения в войне или пиратами.

То, что рабами становились иностранцы, формировало чувство превосходства греков над другими народами.»Варвар и раб по природе своей понятия ... тождественные» (Арист. Пол. 1,5)

 

Источники

1) Плутарх Сравнительные жизнеописания в двух томах: Наука; Москва; 1994, 704с

2) Практикум по истории Древнего Мира М, «Просвещение», 1972, 278с.

4) Ксенофонт Греческая история, СПб., «Алетейя», 1996 г. 350с.

6) Аристотель. Политика. Афинская полития. Серия: Из классического наследия. М, Мысль, 1997, 464с.

Литература

1) Латышев В.В. Очерк греческих древностей. - СПб.: Алетейя, 1997. - Ч. 1. Государственные и военные древности. - 347 с.

 


Раздел: Всеобщая история
Дата публикации: 18.09.2011 18:56:24
1

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм

Получать новости истории и археологии по электронной почте
Введите свой email:




Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Олимпийское движение накануне второй Мировой Войны

Олимпийское движение международное общественное движение за развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, за укрепление международного сотрудничества. Цели олимпийского движения— способствовать развитию физических и моральных качеств, являющихся основой спорта.

Читать

Экономическое развитие Веймарской республики

Веймарская республика явилась детищем Первой Мировой войны и версальского мира. Тот факт, что она просуществовала чуть более десятилетия, говорит о том, что Веймарская республика явилась образованием не только искусственным, но и нежизнеспособным в исторической перспективе..

Читать

Битва за Англию: Применение радиолокации в ходе англо-германских воздушных сражений над Британскими островами

В ходе Битвы за Англию постепенно раскрывалось значение радиолокационных станций в воздушных боях. Во время битвы за Англию были широко использованы радиолокационные станции. С их появлением отпала необходимость в непрерывном патрулировании истребителей в воздухе, что позволило сосредотачивать эскадрильи на ключевых участках воздушного боя.

Читать

Рабы в Афинах

В данной статье анализируется положение рабов в Афинах, их взаимоотношения с хозяевами (анализ источников). Положение афинских рабов было чрезвычайно тяжёлым. Но у всех ли из них?.

Читать

Городской строй средневековых шведских городов на примере Биркрэттена

Целью исследования является выявление особенностей городского строя средневековых Шведских городов, на примере первого городского права страны – Биркрэттена. «Право Бирки» является наиболее полным и достоверным источником по городскому праву ранних Шведских городов. .

Читать

Мир после Второй мировой войны

Человечество за время своего существования прошло огромнейший путь от первобытной общины до существующего ныне постиндустриального общества. Идя по пути развития, человек оставлял за собой длинный кровавый след, порождаемый бесчисленными войнами. Падение Великой Римской империи, Крестовые походы, религиозные войны и походы Наполеона Бонапарта – страшно представить, сколько судеб оборвали эти события, сколько горя и разрушений они за собой повлекли..

Читать

Экономическая политика Антониу ди Салазара

Диктатор Антониу ди Оливейра Салазар бессменно находился у власти около 40 лет (с 1928 по 1932 г. как министр финансов с чрезвычайными полномочиями, в 1932-1968 гг. – как премьер – министр). Он управлял страной до тех пор, пока его не сделала недееспособным болезнь в 1968 г..

Читать

Возникновение письменности

В современной жизни мы пользуемся многими вещами, без которых не обойтись. Это и телефон, и компьютер, и телевизор и многое другое. Но мы не задумываемся над тем, кто изобрёл эти вещи. Известно и то, что жизнь человека нельзя представить без чтения и письма. С детства мы тянемся к книгам, стараемся быстрее научиться читать и писать. Помню, как я ждала, когда мама и бабушка расскажут сказки о маленьких зверях, о великих богатырях, о победе добра. Мне так хотелось самой научиться читать быстрее, научиться писать. С большой надеждой и пошла я в школу. Началась для меня интересная жизнь. С удовольствием я писала первые буквы, научилась читать по слогам. В мои руки попала первая учебная книга – «Азбука». Для меня эти минуты, когда я познавала радость письма и чтения, стали очень важными... .

Читать

Потоп и Великий Голод 1314-1317 годов в Англии

Дождь шел почти непрерывно все лето и осень 1314 года, а затем большую часть 1315 и 1316 годов. Посевы гнили в земле, а скот тонул или умирал от голода. Запасы продовольствия истощились, цены взлетели. .

Читать

Футбол в Древнем мире

Статья на тему Футбол в Древнем мире. Футбол — самая популярная командная игра в мире, где за малое количество очков нужно бороться. Многие до сих пор считают родиной футбола Англию, но это не совсем верно. История ножного мяча насчитывает немало столетий. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter