↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Обнаружен единственный на планете сородич динозавров, доживший до наших времен
........................
Стало известно, из каких плит создан Стоунхендж
........................
Динозавры могли болеть раком
........................
В египетских мумиях не нашли ничего человеческого
........................
Дефицит и очереди: как идеология разрушила экономику СССР
........................

Рабы в Афинах

(Статья)
Раздел: Всеобщая история
Автор: Гущин Александр Анатольевич

   Прежде всего необходимо рассмотреть источники рабства в Афинах. До реформ Солона в Афинах рабами могли стать задолжавшие граждане. Их могли либо оставить на родине, либо же продать на чужбину. Плутарх сообщает нам, что многие продавали даже собственных детей и никакой закон не воспрещал этого. (Плут. Сол. 13) Аристотель, говоря об этом времени, сообщает, что большинство народа было в порабощении у немногих и народ восстал против знатных. (Арист. Аф. Пол. IV,5) Нельзя утверждать, что все они были рабами, но вполне возможно, что многие были уже близки к этому положению. По закону Солона проданные в рабство за долги, должны стать свободными и было запрещено давать деньги в долг «под залог тела». (Плут. Сол. 15) Так же он либо отменил долги совсем, либо снизил проценты. С этого времени в Афинском государстве рабами были только иноземцы.

   Рабами становились военнопленные, захваченные пиратами и естественно воспроизведённые рабы. Дети свободного и рабыни становились рабами. Афиняне позволяли создавать семьи рабам, так как это увеличивало количество их слуг. Количество частновладельческих рабов было велико. Раб являлся неотъемлемой частью хозяйственной деятельности. Возможно, только у самых бедных граждан не было рабов. У богатых же граждан рабов были сотни. Ксенофонт в трактате «о доходах» сообщает, что богатые граждане отдавали в наем рабов для работы в серебряных рудниках и предлагает городу сделать то же. Один из них предоставил 1000 рабов, другой 600. (Ксен. О доходах. IV) Фукидит сообщает нам, что во время Пелопонесской войны более 20 тысяч рабов, в основном ремесленников, бежали на сторону врагов. (Фук. VII,27,5) Такое большое количество рабов, особенно сосредоточенных в одних руках обуславливало жестокое и бесчеловечное обращение. К тому же это говорит о массовом применении труда рабов в ремесле.

Афины

Рабыня представляет младенца своей матери

   Рабы являлись объектом купли-продажи. В серебряных рудниках сдача в наем рабов было явлением массовым и доходным. Так же Ксенофонт сообщает, что среди них было много тех, кто «состарился на работе». Это говорит о том, что эксплуатировали их до тех пор, пока они могли приносить хоть какую-то прибыль. Труд рабов применялся практически везде. Одни из них были домашней прислугой, других использовали в земледелии, скотоводстве, виноделии, на фабриках, в рудниках, мелочной торговлей . Некоторые рабы жили отдельно от своих господ, занимаясь ремёслами и платя господам условленный оброк. Эти рабы обладали некоторой экономической самостоятельность и приносили больший доход. Часто рабы служили во флоте гребцами и матросами, иногда в исключительном случае набирались и на военную службу и за храбрость их могли отпускать на волю, причём их владельцы получали вознаграждение из казны. Так, Павсаний в «Описании Эллады» пишет,что в деме Марафон рядом с могилой эллинов есть и могила рабов, сражавшихся вместе с эллинами против варваров, как он пишет впервые. (Пав. I.32,3)

   Кроме частновладельческих рабов были и государственные. Их количество было во много раз меньше, чем частновладельческих. Государственных рабов могли использовать как городских стражей, писцов или мелких чиновников. Их положение было лучше, чем положение частновладельческих рабов. Они могли иметь своё хозяйство и иногда достигали значительного благосостояния.

   Рабы не могли обладать имуществом. Все их имущество, как и они сами, являлось собственностью господина. Собственного раба господин мог наказывать по своему усмотрению за проступки. Чужого же раба нельзя было даже оскорблять. Но это говорит не о гуманности законодательства, а о развитости имущественного права. Бежавшего раба владелец имел право ловить везде, за исключением священных мест, таких как храм Тесея или святилище Эвменид. И если раб убежал в одно из этих священных мест, то он мог просить продать его другому господину. На суде показания рабов рассматривались после пыток, за исключением дел об убийствах, в которых они могли выступать свидетелями наравне со свободными.

   Освободить раба мог его господин или государство. Когда раб был освобождён государством, его стоимость выплачивалась хозяину из казны. После того как раба отпускали, он должен был исполнять какие-то обязанности в пользу своего господина и если он их не исполнял, то через суд он мог быть возвращён господину в качестве раба. По закону все имущество раба принадлежало господину и даже если он накапливал достаточное количество денег, то выкупиться он мог по сути только с согласия своего господина.

   Аристотель, говоря о современном ему времени, пишет, что гражданскими правами пользовались те, чьи родители являются гражданами. Молодые люди по достижению 18 лет заносятся в списки демотов. Если же демоты решают, что этот человек несвободен по рождению, то после соответствующего решения суда государство продает его в рабство. (Арист. Аф.Пол. 2,42) Это показывает, как государство стремилось не допустить в ряды граждан несвободных людей вообще.

   Во время войн афиняне зачастую продавали побеждённых в рабство. У Фукидита встречаются сообщения, что афиняне перебили всех взрослых мужчин, а женщин и детей продали в рабство. (Фук. V,3,4; V,32,1;V,116,4). Видимо это было делом обычным и само собой разумеющимся.

   Что касается отношения к рабству вообще и рабам в частности в греческом мире, то его наиболее яркое выражение можно увидеть в фразе Аристотеля «У бедняков бык служит вместо раба» (Арист. Пол. 1,6). Эта фраза дает чёткое понимание, что рабов не было только у бедняков и рабов считали лучше быков, только по большей трудоспособности. Причём он пишет, что рабы отличаются от свободных физической организацией.

   В «Афинской политии» Псевдоксенофонта указывается на распущенность рабов и метеков в Афинах, что их нельзя побить (Аф. Пол. 1,11). Автор объясняет это тем, что можно принять гражданина за раба. Но более вероятно то, что их нельзя было бить, потому что они являлись чужой собственностью. Физическое наказание своих рабов было вполне естественным и законным. Раб в Афинах, да и практически во всей Греции не считался человеком, его считали товаром, орудием труда. Это несколько обобщённый взгляд. Нужно понимать, что отношение, например, к рабам, которые работают в рудниках, и рабам, являющимися домашней прислугой, будет совершенно различным.

   Говоря об отношении хозяина к своим рабам нужно учитывать, на мой взгляд, два фактора. Во-первых, это личные контакты, что особенно относится к домашней прислуге. Во вторых это доходность раба. Чем больше дохода приносит раб, тем лучше к нему относится хозяин. На положение рабов безусловно влияла и личность хозяина. Более гуманное воспитание афинян, чем например спартанское, способствовало более гуманному отношению к рабам. Но в противовес этому то, что раб являлся собственностью своего господина, приводило к тому, что раб для хозяина был только вещью. Раб был собственностью своего хозяина и следовательно его берегли, как и любую другую вещь, но и могли делать с ним все что угодно.

   Причиной такой формы рабства в первую очередь является доход, приносимый рабом. Если человек стремился стать значимым, ему нужны были деньги. А для того, чтобы были деньги ему нужны были рабы. Рабов он покупал на рынке, на который они попадали в результате пленения в войне или пиратами.

   То, что рабами становились иностранцы, формировало чувство превосходства греков над другими народами.»Варвар и раб по природе своей понятия ... тождественные» (Арист. Пол. 1,5)

 

Источники

1) Плутарх Сравнительные жизнеописания в двух томах: Наука; Москва; 1994, 704с

2) Практикум по истории Древнего Мира М, «Просвещение», 1972, 278с.

4) Ксенофонт Греческая история, СПб., «Алетейя», 1996 г. 350с.

6) Аристотель. Политика. Афинская полития. Серия: Из классического наследия. М, Мысль, 1997, 464с.

Литература

1) Латышев В.В. Очерк греческих древностей. - СПб.: Алетейя, 1997. - Ч. 1. Государственные и военные древности. - 347 с.


Дата публикации: 18.09.2011
1



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Зеленый мыс месье Д,Альфонса

Аджария. Батуми. Многие исторические лица посещали этот регион. Их воспоминания, путевые заметки, научные изыскания, наблюдения содержат интереснейший информационный материал о г. Батуми и его окрестностях. Он больше напоминает летопись временных лет, нежели просто заметки путешественников и ученых - исследователей..

Читать

Мюнхенский сговор и пакт Молотова-Риббентропа. Был ли шанс предотвратить войну

«Мы просто потеряли дар речи и с трудом пришли в себя. Шахт в возбуждении бегал по своему кабинету, поминутно ударяя себя по голове и восклицая: – Представить себе только, премьер – министр британской мировой империи на всех парах мчится к этому гангстеру!» .

Читать

Русские добровольцы в войне за Чако (1932-1935годы).

В середине двадцатых годов стало очевидно, что политика Боливии ползучей экспансии в Северном Чако рано или поздно выльется в вооружённый конфликт. Парагвай не был готов к войне. До 1924 года вооружённые силы этой страны состояли из 2511 солдат, унтер-офицеров и 85 офицеров. Кроме винтовок, имелись 26 пулемётов и около 40 артиллерийских орудий различных систем и годов выпуска..

Читать

О положении илотов и их взаимоотношениях со спартанцами

В данной статье анализируется положение илотов (Зависимое население Спарты), их взаимоотношения со спартанцами. Положение илотов сравнивается с положением раба в Афинах.

Читать

Пухом и прахом. История Пыльного котла: как природа мстит людям

Статья расскажет о том, как сильно песчаные бури в 20-м веке повлияли на резкое падение курса акций, как это повлияло на создание сухого закона, а также какие последствия были после нанесения ущерба "Пыльного котла". .

Читать

Отношение Демосфена к богатым гражданам (Юридический и политический аспекты)

В последние десятилетия XX в., перенасыщенного научно-техническими открытиями, мир как бы очнулся, стал осознавать, что победы над природой, какие бы блистательные результаты они ни давали, оттеснили на задний план творца всех этих свершений - самого человека. В катаклизме потрясших мир глобальных событий нашего столетия значение отдельной личности оказалось под угрозой превращения в минимальную величину. .

Читать

Амазонки и их место в античной историографии

Экскурс по античным трудам в поисках упоминаний об амазонках.Миф о женщинах-воинах очень древний, но не забытый под спудом веков. Амазонками интересовались не только в античности, но и в Средневековье и в Новое время их образ притягивал к себе умы людей. Поэтому поиск этого народа продолжался очень долго. В результате возник широкий круг литературы по данному вопросу..

Читать

Крестовые походы. Причины, роль церкви в организации первого крестового похода

Реферат. Крестовые походы. Причины, роль церкви в организации первого крестового похода.В самом конце 12 века развернулось движение за освобождение гроба Господня. В последствии это движение было названо Крестовыми походами. Крестовые походы продолжались и в течении 13-14 веков..

Читать

Фортификационные сооружения в средние века: крепости и замки

В средневековье на развалинах западной Римской империи образовалось много независимых государств. Военные историки характеризуют период средних веков упадком военного искусства вообще, наступательным оружием в частности вследствие чего искусство полевых укреплений пришло в упадок. Но в период позднего средневековья под влиянием огнестрельного оружия происходят изменения фортификационных форм..

Читать

Роща царя Аэта. История Батумского ботанического сада

Далеко за пределами Аджарии известен Батумский ботанический сад. Хотя, пожалуй, само слово «далеко» не совсем точно раскрывает географию его известности, о чем свидетельствует переписка, которая сегодня ведется буквально со всеми ботаническими садами и ботаническими учреждениями мира..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter