На рубеже XIX-XX веков Российская империя была одной из крупнейших стран мира. Она занимала второе место в мире по размерам территории и третье место – по численности населения. Продолжалась модернизация – процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, который охватывал все сферы жизни общества. Именно в это время на престол вступил Николай II – сын царя-миротворца Александра III; 14 император Всероссийский. Многие не верили в то, что он будет достойным правителем. Да и сам Никки (как его звали в семье) боялся управлять Россией. В день смерти Александра III он сказал великому князя Алексею Михайловичу: « Что теперь будет с Россией? Я ещё не подготовлен быть царем. Я не могу управлять империей. Я даже не знаю, как разговаривать с министрами!». Уже первое торжественное событие, произошедшее в период правления Николая II, ознаменовалось трагедией. В мае 1896 года на праздничном гулянье в честь коронации нового императора произошла давка, в которой пострадали более трех тысяч человек. Представитель Серебряного века, поэт-символист Константин Бальмонт писал о данном инциденте: «Кто начал царствовать — Ходынкой, Тот кончит — встав на эшафот». Сам царь считал Ходынскую давку подтверждением своей неудачливости, ведь он родился 6 мая, в день святого Иова Многострадального, и потому был уверен в том, что обречен на страдания и мучения. Но народ не потерял веру в царя после Ходынской трагедии. Для русских людей Николай II оставался помазанником Божьим. Николай был истинно русским правителем, как и его отец Александр III. Он любил одеваться на русский манер, почти всегда говорил по-русски, хоть свободно владел несколькими свободными языками. Из русских писателей царь больше всего любил Николая Васильевича Гоголя, но также часто цитировал Александра Сергеевича Пушкина.
Из представителей династии Романовых император выделял Алексея Михайловича, что неудивительно: Николаю II нравилось, что тишайший царь проводил последовательные реформы и не хотел превратить Россию во вторую Европу, признавал, что она развивается по своему самобытному пути. Между Николаем и Алексеем можно выделить сходство: они оба желали блага для своей страны, однако на их время пришло много народных восстаний. В период правления Николая II произошли первая русская революция, Декабрьское вооруженное восстание, Всероссийская октябрьская стачка… На время царствования императора приходятся и русско-японская и Первая мировая войны. Но нам следует задать себе вопрос: виноват ли Николай II в том, что эти события случились? Или же, просто пришло время перемен, и не только в России, но и во всем мире? На мой взгляд, император не был виновен в тех событиях, которые выпали на его царствование, и его прозвище – Николай Кровавый – является неоправданным. Да, революция произошла из-за тяжелых условии труда и жизни населения, из-за конфликта между властью и обществом. Но разве Николай II не пытался решить этот вопрос? Во время революции ему предлагали несколько путей выхода из кризиса. Первый заключался в подавлении революции жестокими методами, в установлении диктатуры для стабилизации экономики. Второй способ предполагал проведение демократических реформ. Император выбрал второй путь. В итоге были отменены выкупные платежи. В России был создан представительный орган власти, имевший законодательные полномочия, орган власти, который хотел создать еще М.М. Сперанский в 1810 году – Государственная дума. Подданным были дарованы некоторые демократические права: свобода совести, слова, собрании и союзов, неприкосновенность личности. Николай II хотел лучшего для своей страны и для своего народа, поэтому избрал путь спасительных реформ, а не диктатуру. Да, во время царствования Николая произошли две войны, в которых Россия потеряла множество своих сынов. Но император не желал своему народу гибели, нет! Русско-японская война преследовала цель усиления господства России в Восточной Азии. В Первую мировую войну Россия вступила, так как у нее были обязательства перед Сербией. В Манифесте о вступлении России в Первую мировую войну было написано, что «…не ради воинственных замыслов или суетной мирской славы подняли Мы оружие, но, ограждая достоинство и безопасность Богом хранимой Нашей Империи, боремся за правое дело». Таким образом, Николай II не преследовал корыстных целей, когда принимал решение о вступлении России в русско-японскую войну, в Первую мировую войну. Он думал лишь о благе Отечества. Император даже отрекся от престола, потому что не видел другого выхода. Это решение далось ему нелегко, но после получения телеграммы от главнокомандующих фронтами и флотилиями. Они писали, что «обстановка не допускает иного решения». И второго марта 1917 года Николай II, 14 всероссийский император передал престол брату Михаилу. Он сделал это, так как пытался уберечь Россию и русский народ от новой смуты. Правление Николая II историки оценивают по-разному. Некоторые считают, что он был «слишком обыкновенным» для императора (Олег Арин, Д.Гренвил). Другие уверены, что он был исключительной личностью (Петр Мультатули, Сергей Ольденбург). На мой взгляд, Николай II был справедливым и мудрым правителем. В его правление Россия активно развивалась: экономика страны процветала, осуществлялась политика привлечения иностранного капитала. 1913 год был признан «золотым годом» России. Император пытался облегчить жизнь подданных, выбрал демократический способ выхода из кризиса. Таким образом, Николая II можно назвать благоверным правителем, который на протяжении своего правления заботился о своей стране и о своем народе, то есть выполнял главную задачу правителя – помазанника Божьего.
Раздел: История России Дата публикации: 10.02.2015 09:30:13
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Повседневная жизнь Казани на рубеже 19-20 вв.
Российские города в конце ХIX начале ХX столетия становились социокультурным центром, ярко проявлявшим традиции и одновременно открытым к освоению и интерпретации новаций, что в значительно изменило жизнь провинции. В городской повседневности нашли отражение особенности проводимых в государстве реформ. Рассмотрение общероссийских процессов сквозь призму повседневной жизни конкретного региона позволяет показать разнообразие общеисторического процесса, обогатить историческую науку новыми конкретными фактами и событиями. .
Глава VI . Исламизация Чечни в XVI-ХVIII вв. как фактор этнической консолидации нахов-чеченцев // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
До наступления ХУ1 столетия практически все нахское население Северо-Восточного Кавказа от р. Терека на западе до бассейна рр. Аксай-Акташ на востоке, в этнографическом плане являвшееся единообразным, разделяло древние языческие культы, связанные с обожествлением сил природы и поклонением "потусторонним" силам. В общественном сознании горцев господствовала мифологическая картина мироздания..
Мой прадед Моисеенко Григорий Яковлевич − Герой Советского Союза
Война! Я, к счастью, не знаю, что это такое. Но даже при мысли о ней становится жутко, к горлу подкатывает ком. Война – страшное событие для каждого человека, особенно для того, кто пережил это время. Конечно же, это наши прадедушки и прабабушки. Но мы, молодое поколение, порой не знаем, что наши самые близкие люди участвовали в этой ужасной войне. Такие исторические факты мы должны не только знать, но и передавать как самое святое из поколения в поколение..
Как-то несколько лет назад к нам приезжали гости из Джанкоя. Как выяснилось, они были земляками нашей семьи ещё по Крыму, а в годы депортации все вместе жили в городе Джума..
Глава II. Географическое и демографическое положение Чечни в XXI-XXIII веках // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
Складывание Чечни (Нохчичоь, ДегIаста, Даймохк)i как страны, а также формирование собственно чеченского народа на базе единого нахского этномассива носило длительный многовековой характер и закончилось в основных чертах в течение XVI-XVIII вв. .
Культурная революция в СССР как попытка создания новой идентичности
Культурная революция в СССР 1920-х - 1930-х годов стала одним из приоритетных направлений деятельности нового правительства. Необходимо было не просто создать новую идею, а сформировать новое мировоззрение, систему взглядов, которую разделяло бы большинство населения. .
Глава V. Система управления в Чечне в ХVI-XVIII вв. Династия Турловых. // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
В ХVI-XVIII вв. на территории Чечни протекали процессы усложнения общественно-политической жизни как в традиционных «старых» горных аулах и обществах, так и в «новых», равнинных обществах (возникших главным образом в XVII-XVIII вв.). Если в горной части края к началу исследуемого периода мы имеем примерно 35 союзов аульных обществ, называемых в источниках и литературе «землицы», «вольные общества», а то и «республики» и «конфедерации», то в равнинной части края насчитывают по крайней мере до 9-10 крупных союзов обществ, часть из которых успели пройти стадию феодальных владений - княжеств..
Вот уже 70 лет прошло с тех пор, как ты не вернулся с фронта. В мае 1943 в нашу семью пришла похоронка со словами: «Пропал без вести» И осталась, дедушка, твоя молодая жена (ей было всего 21 год) с маленьким сыном. Ты из её писем знал, что назвали его Колей, но так и не увидел своего сыночка..