↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Обнаружен единственный на планете сородич динозавров, доживший до наших времен
........................
Стало известно, из каких плит создан Стоунхендж
........................
Динозавры могли болеть раком
........................
В египетских мумиях не нашли ничего человеческого
........................
Дефицит и очереди: как идеология разрушила экономику СССР
........................

Благотворительность. Братья М. В. и В. Т. Ассевы. Благотворительность и милосердие в г. Тамбове.

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Гришина Юлия Михайловна

Раньше, когда не было ни радио, не телевидения, были люди, о которых другие были наслышаны. Они не афишировали открыто свою деятельность, но сделали многое для родного края и были известны своими благими делами. Лично их знал определённый круг людей. Другие же, видеть их не видели, но слышали и знали о их существовании и деятельности. Эти имена были на слуху, так как они прославились своей деятельностью на благо общества. Такими людьми были Аносов В. М., Асеев М. В., Шоршоров А. М. и другие. Для них характерен ряд черт, таких как, инициативность, предприимчивость, практический и цепкий ум, знание экономических условий, способность к самоограничениям [1, 67] и ряд других не менее значимых личностных качеств. Все они являются почётными гражданами г. Тамбова и носили это звание до 1917 года, после чего эта традиция была предана забвению [3, 3], и многие из этих имён, были очернены и забыты.

«Забытый класс» - так позже стали называть этих людей [1, 67]. Они пережили краткий период расцвета и ушли в небытие в результате Октябрьской революции 1917 [1, 67]. Раньше ввиду новой общественной морали, каждый помещик выглядел «злым и чудовищным, порождением старого капиталистического класса». Никто не разбирался и не смотрел, кто он и что он сделал на благо селения, города, страны. Однако, нам есть чему поучиться у них…
Рассмотрим эту проблему на примере жизни и благотворительной деятельности Михаила Васильевича Асеева и его двоюродного брата, Василия Тихоновича, оставивших заметный след в истории Тамбова [4]. Личность М. В. несёт на себе печать противоречий и загадок [1,79]. Он соединял в себя ряд колоритных черт, таких как, истинно русский купец-предприниматель с интересом к своему делу, и настойчивое стремление к европейской культуре и образованности [1, 79].

Следует особо отметить, что род Асеевых был купеческой династией, вышедшей из крестьян. Обратим внимание на такой аспект, как существование легенд о их роде. Вот одна из них. Она говорит о том, что Асеевы, нашли клад разбойника Кудеяра, и, таким образом разбогатели. Первая версия рассматривается в художественном произведении нашего земляка Евгения Анатольевича Яковлева (1938 – 2008), автора многотомного романа «Ярмарка», посвящённом фабрикантам Асеевым [6]. Первая книга вышла в 1990 году, за ней последовали ещё пять. Роман был с интересом воспринят читателями, хотя со стороны критики оценка произведения была неоднозначной. Мы не берёмся критиковать это произведение, а напротив подчеркнём, что оно имеет большое значение. Роман наполнен духом патриотизма, любви к родному краю и его истории, а также пронизан интересом к человеческой личности, трудившийся на благо родного края.

Мы не будем говорить о легендарных аспектах жизни рода Асеевых и не будем останавливаться на них подробно, отметим, что род начинал с мелкого торга и участвовали в торговых речных караванах [1, 67]. Отметим, их развитие и становление, как династии.

В семидесятых годах прошлого столетия родители М. В. Асеева сумели приобрести небольшую суконную фабрику в Арженке. Приобретенная собственность и оплаченное гильдийское свидетельство позволили Асеевым право именоваться купцами второй, а позже и первой гильдии. Но в течение целого десятилетия имена этих купцов были мало известны в нашем крае. Известность создавалась временем и тяжелейшей работой [6] …

Наибольшую известность род Асеевых получил благодаря личности Михаила Васильевича Асеева. Он родился 1 ноября 1858 года и активно занимался благотворительной деятельностью.

В наследство он вместе со своим двоюродным братом Василий Тихонович Асеев(1868) получили Арженскую суконную фабрику и постоянно занимался усовершенствованием и расширением её производственных мощностей, и стали одними из крупнейших поставщиков сукна для российской армии. "Торговый дом братьев Асеевых" завоевал известность, как и на российском, так и на мировых рынках. Возросшие финансовые возможности позволили М.В.Асееву открыть при Арженской фабрике больницу для рабочих, народный дом, приют для детей, родители которых получили увечье на фабрике, а также выплачивалось пособие детям сиротам [3].

Асеевы также имели самое непосредственное отношение к реставрации некоторых памятников городской истории. Начало этой деятельности было положено в 1890 году, когда правление Тамбовской духовной семинарии предложило В.Т. Асееву занять должность старосты семинарской церкви во имя Кирилла и Мефодия. Через четыре года ректор семинарии обратился к Тамбовскому епископу Александру с представлением В. Т. Асеева к награде золотой медалью, так как Асеев содействовал благолепию семинарского храма "вещами и деньгами всего около 2 000 рублей". 
В январе 1895 года тамбовскому купцу первой гильдии В. Т. Асееву была вручена медаль на Станиславной ленте, а он внес за нее в местное казначейство семь рублей пятьдесят копеек. 
В 1896 году В. Т. Асеев заново отделал семинарский храм,, употребив на это более 2 000 рублей, и снова был представлен к награде орденом Св. Анны третьей степени. 
Его младший брат, Михаил Васильевич, с февраля 1892 года был избран почетным блюстителем семинарии по хозяйственной части. За четыре года на нужды семинарии он пожертвовал более 2500 рублей. Тамбовский епископ Александр сообщал губернатору, что намерен представить почетного блюстителя по хозяйственной части Духовной семинарии титулярного советника М. В. Асеева, жительствующего в селе Рассказове, к награждению орденом Св. Станислава третьей степени. На средства Асеева был перестроен семинарский храм: устроены кафельные пени, стены отделаны под мрамор, позолочен иконостас и подновлен купол. Алтарь и престол были отделаны тонким арженским красным сукном, а пол в 'церкви застелен плотным серым. За эти работы Асееву и был пожалован 6 декабря 1897 года орден Св. Станислава 3-й степени на Станиславной ленте для ношения "а шее. Эта награда была очень важным этапом в жизни Асеева, так как она давала представителям российского купечества право на личное дворянство. 
Получение чина титулярного советника и сотрудничество в Попечительстве Детских Приютов дали М. В. Асееву право на звание потомственного дворянина [6].
Вместе с этим, следуя традициям российского купечества, М.В.Асеев немалые средства жертвовал храмам. Он был старостой Варваринской церкви в Тамбове и почётным членом "Варваринского братства", имевшего целью оказание помощи бедным прихожанам, Асеев выделял деньги на содержание храма, дарил книги для церковной библиотеки, содержал церковно-приходскую школу.

Весьма многочисленными были также общественные обязанности Михаила Васильевича: он был почётным попечителем Тамбовской мужской гимназии, попечителем Тамбовского Дома трудолюбия, где обучались сироты, старостой Александро-Невской церкви при мужской гимназии, почётным смотрителем Толмачёвского училища, членом правления Купеческого клуба в Тамбове, членом дирекции Тамбовского отделения Русского музыкального общества. Набережную реки Цны доныне украшает великолепный дом-дворец, построенный М.В.Асеевым в 1905 году (ныне там располагается кардиологический санаторий), окружённый парком. Прилегающая городская территория была благоустроена за его счёт: замощены улицы Набережная, Варваринская (Первомайская), Солдатская (Тельмана), 1-я Комендантская (Гоголя). На территории своей усадьбы Михаил Васильевич выстроил дом для талантливого художника, портретиста Н.М.Шевченко (дом не сохранился). Немало сделал М.В.Асеев для города, будучи избранным гласным Тамбовской городской Думы, возглавляя финансовую, водопроводную комиссии, занимаясь проблемой замощения улиц. В годы первой мировой войны Михаил Васильевич предоставил свой доходный дом в Тамбове под инфекционный лазарет для солдат [3, 17-18].
Как мы видим, из вышеизложенного, деятельность Асеевых была широка и многообразна. Она была высоко оценена, так М. В.был награждён орденами св. Анны III степени, имел чин действительного статского советника, в 1915 г. за заслуги перед Отечеством ему было пожаловано дворянское звание. Тамбовская городская Дума избрала Михаила Васильевича Почётным гражданином города Тамбова. В период событий, связанных с революцией, семья Асеевых вынуждена была эмигрировать за границу и постепенно их имена стали забываться и предаваться новой окраске…
В настоящее время мы видим возрождение их имён и возрождение традиций благотворительности и меценатства: Артёмов Н. С. (1931 г.), Я. И. Фарбер (1929 г.) – главный врач 2 – й Тамбовской областной больницы и другие не менее значимые известные люди.

Благотворительность является делом, направленным на благо и процветание народа и общества и является делом, направленным на прогресс народа и улучшение жизненных условий. С них надо брать пример и помогать людям и обществу, в котором мы живём.
В заключение целесообразно хочется привести высказывание Луцея Аннея Сенеки, не утратившее своего значения до сих пор: «Общество это свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого». Это действительно так, и люди должны помогать друг другу, кто, чем может. Это и моральная и материальная поддержка, тем более мы с Вами живём в очеь сложном обществе, в мире информации и должны уметь отделять зёрна от плевел и знать имена своих великих земляков и тех людей, ктотворил на благо родного города.

 

 

Примечания:

1. Есиков С. А., Фомина Л. Б. Тамбовские меценаты и благотворители. С. 67 – 84 // Очерки истории культуры тамбовского края, Тамбов: МИНЦ, 1993 – 160 с.

2. Кученкова В. Асеевы. – Тамбов, 2001, - 84 с.

3.Почётные граждане города Тамбова – Тамбов, 1997 – 36 с.

4. Яковлев Е. Ярмарка: Исторический роман в 6-ти книгах. – Тамбов, 1990 – 1998.

5. http://odb.tamboff.ru/index.php?id=546&place=content

6.http://www.rasskazovo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=20&Itemid=5

 

 


Дата публикации: 19.10.2012
1



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Мы помним!

Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых года - девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года..

Читать

Участие партизанских отрядов в народном сопротивлении в Отечественной войне 1812 года

Развязывая войну, Наполеон предполагал, что в России, как и на Западе, ему будет противостоять только регулярная армия. Однако война с самого начала приобрела освободительный характер. Повсюду, где появлялись наполеоновские солдаты, жители городов и сел, уходя в леса, забирали с собой продовольствие, скот, вспыхивало пламя партизанской войны. .

Читать

Советская армия накануне войны.

Анализ состояния советской армии накануне войны на основе статистических данных по развитию военно-промышленного комплекса и комплектованию армии.

Читать

Праздники в церковных школах в дореволюционной России

Частью воспитательного процесса в церковных школах в дореволюционной России являлись праздники. Ежегодными во многих начальных обазовательных учреждениях духовного ведомства были праздники Рождества и 11 мая - в честь первых славянских учителей Св. Кирилла и Мефодия. В честь первого устраивались елки..

Читать

Воспоминания ветерана войны

Великая Отечественная Война. Значение этих слов я начал понимать, когда мне было 5 лет, я впервые прочитал надпись «К 55 - летию Победы!». Написанную золотистыми буквами на сахарнице из чайного сервиза. От родителей я узнал, что речь идет о победе в Великой Отечественной войне. С тех пор, я начал обращать внимание на фильмы, литературные произведения, посвященные войне; они были пронизаны ужасом, кровью, слезами, но они вселяли в душу не только страх, но и гордость за Родину. .

Читать

Заброшенные усадьбы Петербурга и Ленинградской области

Я родилась в Петербурге в 1993 году, однако выросла в Сибири. Так вышло, что годы своего студенчества я решила провести в Петербурге. Едва ли кто-то поспорит, что это величественный и прекрасный город, многие даже расскажут о его истории и главных достопримечательностях. Однако нетолько изящные центральные улицы и идеально отреставрированные исторические памятники наполнены духом Петербурга. Всю истинную историю и сокровенные тайны этого города хранят как раз ногочисленные устаревшие усадьбы. Эти бывшие когда-то так величественными здания нашли укромное уединение в тени лесов. Они забыты нашим поколением и их не встретишь в экскурсионных брошюрах. Однако эти памятники прошлого живут своей собственной, невероятно загадочной жизнью. Именно поэтому свою статью я посвящаю им..

Читать

Иерусалим в «Житии и хождении Даниила, Русской земли игумена».

В паломническом движении жителей русских земель в Палестину исследователи выделяют три этапа: 1-й этап — Византийский с X по XVI вв., 2-й — «Московский» с XVI по 50-е гг. XIX в. 3-й этап – «державно-православный» - со второй половины XIX в. по 1914 г. Организация паломничества в Святую Землю стала одной из задач Русской Православной церкви с момента ее образования..

Читать

Маршал Жуков: полководец XX века

Полководческое искусство Г.К. Жукова.

Читать

Проблема столичного статуса Киева XI-XII веков.

Вопреки широко распространенному представлению о том, что Киев являлся столицей древнерусского государства, имеет место быть утверждение, объясняющее статус Киева как общерусского центра только в качестве митрополии константинопольского патриарха..

Читать

Глава II. Географическое и демографическое положение Чечни в XXI-XXIII веках // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

Складывание Чечни (Нохчичоь, ДегIаста, Даймохк)i как страны, а также формирование собственно чеченского народа на базе единого нахского этномассива носило длительный многовековой характер и закончилось в основных чертах в течение XVI-XVIII вв. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter