↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте

Поделиться

Новые статьи:

Причинами развитого мозга у людей оказались провалы на охоте
........................
Неандертальцы оказались способными слушать и говорить
........................
В разрушенных Помпеях нашли хорошо сохранившуюся свадебную колесницу
........................
Энтузиасты докажут планы фашистов уморить голодом жителей СССР
........................
Найдена самая древняя собака в Америке
........................

Благотворительность. Братья М. В. и В. Т. Ассевы. Благотворительность и милосердие в г. Тамбове.

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Гришина Юлия Михайловна

Раньше, когда не было ни радио, не телевидения, были люди, о которых другие были наслышаны. Они не афишировали открыто свою деятельность, но сделали многое для родного края и были известны своими благими делами. Лично их знал определённый круг людей. Другие же, видеть их не видели, но слышали и знали о их существовании и деятельности. Эти имена были на слуху, так как они прославились своей деятельностью на благо общества. Такими людьми были Аносов В. М., Асеев М. В., Шоршоров А. М. и другие. Для них характерен ряд черт, таких как, инициативность, предприимчивость, практический и цепкий ум, знание экономических условий, способность к самоограничениям [1, 67] и ряд других не менее значимых личностных качеств. Все они являются почётными гражданами г. Тамбова и носили это звание до 1917 года, после чего эта традиция была предана забвению [3, 3], и многие из этих имён, были очернены и забыты.

«Забытый класс» - так позже стали называть этих людей [1, 67]. Они пережили краткий период расцвета и ушли в небытие в результате Октябрьской революции 1917 [1, 67]. Раньше ввиду новой общественной морали, каждый помещик выглядел «злым и чудовищным, порождением старого капиталистического класса». Никто не разбирался и не смотрел, кто он и что он сделал на благо селения, города, страны. Однако, нам есть чему поучиться у них…
Рассмотрим эту проблему на примере жизни и благотворительной деятельности Михаила Васильевича Асеева и его двоюродного брата, Василия Тихоновича, оставивших заметный след в истории Тамбова [4]. Личность М. В. несёт на себе печать противоречий и загадок [1,79]. Он соединял в себя ряд колоритных черт, таких как, истинно русский купец-предприниматель с интересом к своему делу, и настойчивое стремление к европейской культуре и образованности [1, 79].

Следует особо отметить, что род Асеевых был купеческой династией, вышедшей из крестьян. Обратим внимание на такой аспект, как существование легенд о их роде. Вот одна из них. Она говорит о том, что Асеевы, нашли клад разбойника Кудеяра, и, таким образом разбогатели. Первая версия рассматривается в художественном произведении нашего земляка Евгения Анатольевича Яковлева (1938 – 2008), автора многотомного романа «Ярмарка», посвящённом фабрикантам Асеевым [6]. Первая книга вышла в 1990 году, за ней последовали ещё пять. Роман был с интересом воспринят читателями, хотя со стороны критики оценка произведения была неоднозначной. Мы не берёмся критиковать это произведение, а напротив подчеркнём, что оно имеет большое значение. Роман наполнен духом патриотизма, любви к родному краю и его истории, а также пронизан интересом к человеческой личности, трудившийся на благо родного края.

Мы не будем говорить о легендарных аспектах жизни рода Асеевых и не будем останавливаться на них подробно, отметим, что род начинал с мелкого торга и участвовали в торговых речных караванах [1, 67]. Отметим, их развитие и становление, как династии.

В семидесятых годах прошлого столетия родители М. В. Асеева сумели приобрести небольшую суконную фабрику в Арженке. Приобретенная собственность и оплаченное гильдийское свидетельство позволили Асеевым право именоваться купцами второй, а позже и первой гильдии. Но в течение целого десятилетия имена этих купцов были мало известны в нашем крае. Известность создавалась временем и тяжелейшей работой [6] …

Наибольшую известность род Асеевых получил благодаря личности Михаила Васильевича Асеева. Он родился 1 ноября 1858 года и активно занимался благотворительной деятельностью.

В наследство он вместе со своим двоюродным братом Василий Тихонович Асеев(1868) получили Арженскую суконную фабрику и постоянно занимался усовершенствованием и расширением её производственных мощностей, и стали одними из крупнейших поставщиков сукна для российской армии. "Торговый дом братьев Асеевых" завоевал известность, как и на российском, так и на мировых рынках. Возросшие финансовые возможности позволили М.В.Асееву открыть при Арженской фабрике больницу для рабочих, народный дом, приют для детей, родители которых получили увечье на фабрике, а также выплачивалось пособие детям сиротам [3].

Асеевы также имели самое непосредственное отношение к реставрации некоторых памятников городской истории. Начало этой деятельности было положено в 1890 году, когда правление Тамбовской духовной семинарии предложило В.Т. Асееву занять должность старосты семинарской церкви во имя Кирилла и Мефодия. Через четыре года ректор семинарии обратился к Тамбовскому епископу Александру с представлением В. Т. Асеева к награде золотой медалью, так как Асеев содействовал благолепию семинарского храма "вещами и деньгами всего около 2 000 рублей". 
В январе 1895 года тамбовскому купцу первой гильдии В. Т. Асееву была вручена медаль на Станиславной ленте, а он внес за нее в местное казначейство семь рублей пятьдесят копеек. 
В 1896 году В. Т. Асеев заново отделал семинарский храм,, употребив на это более 2 000 рублей, и снова был представлен к награде орденом Св. Анны третьей степени. 
Его младший брат, Михаил Васильевич, с февраля 1892 года был избран почетным блюстителем семинарии по хозяйственной части. За четыре года на нужды семинарии он пожертвовал более 2500 рублей. Тамбовский епископ Александр сообщал губернатору, что намерен представить почетного блюстителя по хозяйственной части Духовной семинарии титулярного советника М. В. Асеева, жительствующего в селе Рассказове, к награждению орденом Св. Станислава третьей степени. На средства Асеева был перестроен семинарский храм: устроены кафельные пени, стены отделаны под мрамор, позолочен иконостас и подновлен купол. Алтарь и престол были отделаны тонким арженским красным сукном, а пол в 'церкви застелен плотным серым. За эти работы Асееву и был пожалован 6 декабря 1897 года орден Св. Станислава 3-й степени на Станиславной ленте для ношения "а шее. Эта награда была очень важным этапом в жизни Асеева, так как она давала представителям российского купечества право на личное дворянство. 
Получение чина титулярного советника и сотрудничество в Попечительстве Детских Приютов дали М. В. Асееву право на звание потомственного дворянина [6].
Вместе с этим, следуя традициям российского купечества, М.В.Асеев немалые средства жертвовал храмам. Он был старостой Варваринской церкви в Тамбове и почётным членом "Варваринского братства", имевшего целью оказание помощи бедным прихожанам, Асеев выделял деньги на содержание храма, дарил книги для церковной библиотеки, содержал церковно-приходскую школу.

Весьма многочисленными были также общественные обязанности Михаила Васильевича: он был почётным попечителем Тамбовской мужской гимназии, попечителем Тамбовского Дома трудолюбия, где обучались сироты, старостой Александро-Невской церкви при мужской гимназии, почётным смотрителем Толмачёвского училища, членом правления Купеческого клуба в Тамбове, членом дирекции Тамбовского отделения Русского музыкального общества. Набережную реки Цны доныне украшает великолепный дом-дворец, построенный М.В.Асеевым в 1905 году (ныне там располагается кардиологический санаторий), окружённый парком. Прилегающая городская территория была благоустроена за его счёт: замощены улицы Набережная, Варваринская (Первомайская), Солдатская (Тельмана), 1-я Комендантская (Гоголя). На территории своей усадьбы Михаил Васильевич выстроил дом для талантливого художника, портретиста Н.М.Шевченко (дом не сохранился). Немало сделал М.В.Асеев для города, будучи избранным гласным Тамбовской городской Думы, возглавляя финансовую, водопроводную комиссии, занимаясь проблемой замощения улиц. В годы первой мировой войны Михаил Васильевич предоставил свой доходный дом в Тамбове под инфекционный лазарет для солдат [3, 17-18].
Как мы видим, из вышеизложенного, деятельность Асеевых была широка и многообразна. Она была высоко оценена, так М. В.был награждён орденами св. Анны III степени, имел чин действительного статского советника, в 1915 г. за заслуги перед Отечеством ему было пожаловано дворянское звание. Тамбовская городская Дума избрала Михаила Васильевича Почётным гражданином города Тамбова. В период событий, связанных с революцией, семья Асеевых вынуждена была эмигрировать за границу и постепенно их имена стали забываться и предаваться новой окраске…
В настоящее время мы видим возрождение их имён и возрождение традиций благотворительности и меценатства: Артёмов Н. С. (1931 г.), Я. И. Фарбер (1929 г.) – главный врач 2 – й Тамбовской областной больницы и другие не менее значимые известные люди.

Благотворительность является делом, направленным на благо и процветание народа и общества и является делом, направленным на прогресс народа и улучшение жизненных условий. С них надо брать пример и помогать людям и обществу, в котором мы живём.
В заключение целесообразно хочется привести высказывание Луцея Аннея Сенеки, не утратившее своего значения до сих пор: «Общество это свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого». Это действительно так, и люди должны помогать друг другу, кто, чем может. Это и моральная и материальная поддержка, тем более мы с Вами живём в очеь сложном обществе, в мире информации и должны уметь отделять зёрна от плевел и знать имена своих великих земляков и тех людей, ктотворил на благо родного города.

 

 

Примечания:

1. Есиков С. А., Фомина Л. Б. Тамбовские меценаты и благотворители. С. 67 – 84 // Очерки истории культуры тамбовского края, Тамбов: МИНЦ, 1993 – 160 с.

2. Кученкова В. Асеевы. – Тамбов, 2001, - 84 с.

3.Почётные граждане города Тамбова – Тамбов, 1997 – 36 с.

4. Яковлев Е. Ярмарка: Исторический роман в 6-ти книгах. – Тамбов, 1990 – 1998.

5. http://odb.tamboff.ru/index.php?id=546&place=content

6.http://www.rasskazovo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=20&Itemid=5

 

 


Дата публикации: 19.10.2012 21:05:28
1

Читайте нас в социальных сетях:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен


Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Коллективизация нашего села

Я живу в селе Кайбицы Буинского муниципального района Республики Татарстан. И очень интересуюсь историей своего села. А вам я расскажу о колективизации в нашем селе. И о тех людях, которые принимали активное участие..

Читать

Владимир Иванович Шимановский – имя на карте нашей страны.

В каждом городе, посёлке есть люди, о которых хочется рассказать всем. Я хочу поведать о нашем земляке Владимире Ивановиче Шимановском, чтобы его имя не исчезло бесследно, чтобы память о нём осталась в наших сердцах. .

Читать

Жизнь в ссылке: Н.Я. Наталевич в Пензе

Никифор Яковлевич Наталевич (04.05.1900–28.03.1964) – видный государственный и партийный деятель Белорусской ССР. 17 марта 1948 г. Никифор Яковлевич был снят с должности председателя президиума Верховного совета Белорусской ССР и отправлен на работу в Пензенскую область. Причиной отстранения от должности стало то, что в 1947 г. в домашней архиерейской церкви в Минске крестились две его дочери .

Читать

История русского православного монашества XIX-XX веков в свете истории Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря

На протяжении всей истории страны в русских монастырях собиралось все самое лучшее: люди - прославившиеся на весь православный мир; бесценные сокровища русской культуры - храмы, книги, настенные живописи, иконы, церковная утварь; благочестивые обычаи и правила, безвозмездная помощь нуждающимся. Монашеские обители были важным элементом жизни русского общества. .

Читать

Глава IV. Историческая география и политическая карта Чечни // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

В течение исследуемого времени Северный Кавказ представлял собой весьма сложный, в национальном, политическом и религиозном отношении регион. Многочисленные народы края различались, хотя и не стадиально, в своем социально-экономическом положении и в культурно-общественном развитии..

Читать

Революция 1917 г. и национальный вопрос

Рассматривается национальный вопрос и национальная политика в контексте революционных событий 1917 г. В начале XX века национальный вопрос являлся острой проблемой Российской империи. Революционные события 1917 г. способствовали усилению национальных движений и появлению надежды на скорое разрешение национального вопроса. Однако нерешительная политика временного правительства не смогла успокоить национальные движения. При этом тактика большевиков оказалась более успешной..

Читать

Мой папа – фермер. Размышления дочери.

Решение продовольственной проблемы всегда была одной из главных для государства и общества. На современном этапе она зазвучала особо. Это связано, на мой взгляд, с ажиотажем вокруг хорошего питания, здоровой пищи в целом..

Читать

Ты служил Отчизне без остатка

Смолянин летчик-испытатель Иван Григорьевич Воробьев - Герой Советского Союза. В городе Луховицы И.Г. Воробьеву открыт обелиск в парке имени И.Г. Воробьева. Его именем в городе названа улица. Заводские спортсмены филиала ОАО «РСК «МиГ» уже много лет подряд проводят лыжные соревнования на приз летчи.

Читать

Российская империя на Дальнем Востоке в конце XIX века

Рассмотрение ситуации на Дальнем Востоке перед началом русско-японской войны 1904-1905гг..

Читать

Брачные обычаи в Российской Империи. Возможен ли был развод?

В романе "Анна Каренина" Толстой пишет о том, как тяжело княгине Щербацкой было понять, как же правильно сватать молодых людей. Французская традиция, когда родители выбирали жен своим сыновьям, осуждалась, а английская, когда молодые люди сами выбирали себе пару, считалась слишком дикой и невозможной. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter