Вряд ли аудиенция была длительной. И не потому, что ″латышский″ епископ не говорил по-латышски; Альфонс хорошо говорил по-польски. Дело было совсем в другом. Это были последние дни пребывания Эдуарда О′Рурка в должности епископа Рижского диоцеза. Ещё 4 октября 1919 г. каноник Иосиф Ранцан прибыл в Римскую курию как специальный посланник Временного правительства. Он должен был способствовать признанию Ватиканом молодой Латвийской Республики, т.к. фактически она существовала, но юридически никем ещё не была признана. Но главной его задачей было убедить Э. О′Рурка отказаться от руководства Рижским диоцезом. И канонику удалось это сделать, можно сказать, дважды: первый раз устно в присутствии папы, второй раз письменно 4 декабря в день отъезда графа. Правда, в письменном отказе Э. О′Рурк выговорил себе отсрочку на 20 дней (т.е. до Рождества). Можно не сомневаться, что первый епископ Рижского диоцеза неохотно расставался со своей должностью. Но, видимо, он понимал, что другого выхода не было. Исследователи приводят много причин, по которым Эдуарду О′Рурку пришлось покинуть этот пост. Здесь и то, что он был поставлен ″при немцах″; и не мог наладить дисциплину в диоцезе, провалившемся в хаос анархии; и не знал латышского языка; не ориентировался в особенностях местных условий… Может быть, всё это и оказало своё влияние. Однако ″при немцах″ активизировались и первые государственные руководители Латвии, и нет смысла вменять им это в вину. Второму Рижскому епископу (А. Спринговичу) также далеко не сразу удалось восстановить дисциплину среди священников, а Э. О′Рурк руководил епархией, всего один год и то – формально, а по существу, ещё меньше (29 сентября 1918 г. он стал епископом, а в декабре того же года вся Латгалия была занята Красной Армией). Незнание латышского языка не могло создать помех в руководстве латышскими ксендзами, т.к. практически все они хорошо говорили по-польски (и, кстати, письма-отчёты в Могилёвскую архиепархию, в Петрогрд они также писали на польском языке). Настоящая причина была одна – Эдуард О′Рурк не был латгальским священником, а ведь именно этого добивались ″латышские схизматики″. 20-е годы XX века были временем всеобщего национального подъёма и самоопределения (и в России, и в отколовшихся окраинах). Активисты национальной латышской католической церкви пока не достигли своей цели: ведь они просили именно латышского епископа и даже назвали три кандидатуры. Более того, их поддерживало Временное Латвийское правительство. Поэтому у графа Эдуарда О′Рурка изначально не было шансов, как не было бы их у любого другого претендента, не являющегося латышским (латгальским) ксендзом. Несомненно, Э. О′Рурк это понимал. Именно поэтому, как писал Язеп Ранцан Антонию Спринговичу, епископ О′Рурк проявил ″к латышам странную благосклонность, и … вел себя как человек чести и порядочный священник″.
Хотя уходящему с поста епископу вряд ли были интересны текущие дела покидаемой им епархии, но Альфонса он принял и дал ему назначение, но не викарным в Варкову, а настоятелем в Ликсну (с 10 января 1920 г.). Однако, по словам Альфонса, здесь он пробыл всего несколько дней (может быть потому, что там уже служил Станислав Шикур-Кальвани) и был направлен настоятелем в Галяны. По некоторым данным в том же году он успел послужить и в Вицмуйже. В середине ноября 1920 г. Альфонс был переведён настоятелем в Извалту. В этом же году (скорее всего, еще, будучи в Галянах) Альфонс начал принимать участие в политической деятельности: во время выборной кампании в Конституционное (Учредительное) Собрание он выступал перед крестьянами католиками и агитировал их за кандидатов, выдвинутых Латгальским христианским крестьянским союзом. Я могу только предполагать, что политическую активность Альфонс начал проявлять под влиянием Антония Спринговича, с которым (по его же словам) особенно сблизился в 1920 г.
Автор: Пастор Владимир Евгеньевич Раздел: История России Дата публикации: 02.05.2015 14:57:14
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Доблестные ветераны Великой Отечественной войны
Мы живем в стране, где история любой семьи тесно переплетена с историей Великой Отечественной войны. На протяжении многих веков тянущихся к нашему времени из глубин времён, память донесла до нас имена тех, кто своим бесстрашием, мужеством и беспредельной любовью к своей Отчизне доказал не словом, а делом свою любовь и верность Родине и её народу. Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. .
Глава II. Географическое и демографическое положение Чечни в XXI-XXIII веках // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
Складывание Чечни (Нохчичоь, ДегIаста, Даймохк)i как страны, а также формирование собственно чеченского народа на базе единого нахского этномассива носило длительный многовековой характер и закончилось в основных чертах в течение XVI-XVIII вв. .
После Великой Отечественной войны жилищный вопрос в нашей стране сильно обострился. Еще при И.В. Сталине начали разрабатываться проекты решения жилищного вопроса с помощью строительства многоэтажных домов..
Есть в Нижегородской области небольшой районный город Семёнов. Город немолодой, но и не очень древний. Во многом схожий с десятками и сотнями таких же городков, разбросанных по всей нашей необъятной Родине, но и во многом самобытный, уникальный. Семёнов – родина хохломской росписи – знаменитой на весь мир Золотой Хохломы, – официально признан столицей народных промыслов России. Семёнов – центр старообрядчества на Руси. Знаменитые романы "В лесах" и "На горах" Павла Ивановича Мельникова – это про наш край..
Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года фашистская Германия и ее союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, свыше 4 тысяч танков, более 45 тысяч орудий и миномётов, около 5 тысяч самолётов, 200 кораблей..
Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны
Призвали его в декабре 1941 года, когда для советского народа наступили трудные времена. Местом мобилизации стал Ижемский районный военный комиссариат..
Едва успокоилось Чёрное море, как «заштормило» в редакциях английских газет и журналов… И было отчего! Комендант Балаклавского порта Л. Г. Хите сообщил адмиралу Э. Лайонсу о гибели только ОДНОГО судна - «Принца»! Почему? Падкие до сенсаций газетчики тут же нашли ответ: стихия поглотила денежное довольствие всего экспедиционного корпуса! Сумма, покоящихся на дне сокровищ, возрастала из года в год и от издания к изданию..
Да, они солдаты Великой Отечественной войны, люди бессмертного подвига, кто не щадил себя во имя общего дела достойны повседневного и чуткого внимания. 1418 дней сражались они, не жалея ни сил, ни крови, ни самой жизни чтобы одержать выдающуюся победу над фашизмом, спасти свою страну и мир от гитлеровского порабощения. И они одержали её. Этот подвиг советских солдат, подвиг, не имеющий себе равного во всей истории человечества, высечен нестирающимися знаками в сердцах всех живущих на земле, всех, кому дороги свобода и мир. Чистое голубое небо и счастливая детская улыбка. .