Марк Блок в своей работе «Короли - чудотворцы» ставит вопрос о «коллективных заблуждениях». Он подчеркивает, что чудесные исцеления королями и другими видными деятелями средневековья — это лишь небольшая часть заблуждений человечества: «Итак, трудно увидеть в вере в королевское чудо что-либо,кроме плода коллективного заблуждения — впрочем, куда более безобидного, чем все другие заблуждения, которыми так богата история человечества».1 Именно поэтому этот вопрос сохраняет актуальность до сих пор.
Марк Блок (1886 — 1944 гг.)
Проследив рождение и «смерть» представлений о чудотворных исцелениях, совершаемых королями, М. Блок поставил вопрос и о том, что коллективные заблуждения, а следовательно и коллективное сознание, являются самостоятельной исторической единицей, живущая собственной жизнью.
Так, он писал: «Разумеется, коллективные верования, лежащие в основе целительных обрядов и объясняющие их успех, были плодом политического и религиозного состояния, общего для всей Западной Европы, и расцвели одновременно и самопроизвольно в Англии и во Франции; однако настал день, когда они приняли по обе стороны Ла-Манша форму конкретного и упорядоченного установления — королевского «возложения рук»; именно в этот момент одна страна могла повлиять на другую».2 Он так же подчеркивает, что религия не была причиной появления таких представлений: «убеждение в священном характере королевской власти жило в умах людей задолго до того, как его признала церковь. Впрочем, и в этой области народное мнение никогда, вероятно, не сковывало себя доктринами столь утонченными».3
Коллективные представления — явление сложное и многомерное. По всей видимости человечеству ещё только предстоит досконально изучить психологическую основу таких представлений, и закономерности, по которым они развиваются. Но можно сказать наверняка, что несмотря на огромный технологический прорыв и повсеместное распространение грамотности человечество до сих пор имеет огромное количество коллективных представлений и заблуждений. М. Блок писал: «Некоторые коллективные представления, затрагивающие всю социальную жизнь в целом, схожи — в самых общих чертах— у большого числа народов; по-видимому, они служатпризнаками определенного этапа развития той или иной цивилизации и меняются вместе с этими цивилизациями».4 Если продолжить эту мысль, то можно прийти к выводу, что с развитием цивилизации коллективные представления не исчезают, а видоизменяются.
Понятие «Коллективные представления» гораздо шире, чем вера во что — либо. Это установки, которые однажды зародившись в сознании какого то социума, передаются из поколения в поколение, изменяясь со временем. Они влияют на мировоззрение и мышление этой общности, в том числе и науки. М. Блок писал: «Чтобы понять как следует даже самых прославленных теоретиков монархии, необходимо знать, каковы были в их время коллективные представления,унаследованные от предшествующих эпох, но с годами не утратившие власти над умами; ибо, если продолжить только что предложенное мною сравнение, теоретики эти, подобно богословам, занимались тем, что придавали ученую форму мощнейшим чувствам, которые испытывали окружавшие их люди и которыми — более или менее бессознательно — были проникнуты и они сами».5
В основе таких заблуждений лежит, вероятно, желание достичь результата при отсутствии возможностей его достижения или четкого понимания способа достижения цели. Россия 1990-х «пережила» Чумака и Кашпировского, которые обещали помочь людям не имевшим реальных возможностей сделать это рациональным способом. Люди, принимающие таблетки не понимая как это работает могут излечиться и принимая не те таблетки. Это подтверждает эффект плацебо. Но коллективные представления выходят далеко за рамки одной медицины — они существуют и в вопросах политики, экономики, культуры и искусства и т.д. Они — неотъемлемая часть нашей жизни. М. Блок писал: «как легко принимается на веру чей-то вымысел, если вырастает из коллективных представлений».6 Кроме того, эти коллективные «заблуждения» широко используются в полит. технологиях. Поэтому изучение коллективных заблуждений никогда не потеряет актуальности.
Для историков же вопрос о «коллективных представлениях» важен в двух аспектах. Во — первых, изучая общество или отдельных исторических деятелей, всегда необходимо учитывать наличие таких представлений и возможность их влияние на исторические процессы. Во — вторых, исследователи всегда должны подвергать сомнению и проверке свою точку зрения, чтобы убедиться, что их мнения и суждения основаны на фактах и логических рассуждениях, а не на коллективных представлениях.
Примечание
1. Блок М. Короли-чудотворцы:очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии / Пер. с фр. В. А. Мильчиной. Предисл. Ж. Ле Гоффа. Науч. Ред. И послесл. А. Я. Гуревича. - М., 1998. - С. 578.
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Характер Елизаветы Тюдор
Для неё были характерны типичные черты представителей её династии. От Генриха VIII она унаследовала властный характер, любовь к роскоши, музыкальный талант, удивительный подход к людям (это умение выслушать, понять их), а также энергию и ловкость. От матери достались тёмные глаза и темперамент. От своего деда Генриха VII она унаследовала осторожность, расчётливость, целеустремленность, тонкое искусство лицемерия.
Афинская демократия: по «Афинской политии» Псевдо-Ксенофонта
Незаменимым источником для исследования той или иной эпохи являются свидетельства современников. «Государственное устройство афинян», или короче «Афинская полития» представляет собой сохранившийся в сборнике сочинений Ксенофонта политический трактат об афинской демократии V в. до н.э. анонимного автора, известного в науке под именем Псевдо-Ксенофонта..
Олимпийское движение накануне второй Мировой Войны
Олимпийское движение международное общественное движение за развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, за укрепление международного сотрудничества. Цели олимпийского движения— способствовать развитию физических и моральных качеств, являющихся основой спорта.
Городской строй средневековых шведских городов на примере Биркрэттена
Целью исследования является выявление особенностей городского строя средневековых Шведских городов, на примере первого городского права страны – Биркрэттена. «Право Бирки» является наиболее полным и достоверным источником по городскому праву ранних Шведских городов. .
Среди чиновников и военных Третьего Рейха также было немало недовольных внутренней и внешней политикой Гитлера. Во внешней политике наибольшую озабоченность оппозиции вызывала реальная угроза большой войны с Великобританией, Францией, СССР..
Полагая, что в экономических вопросах в руководстве 3 рейха ему нет равных, он считал, что Гитлер нуждается в нем и не доверит экономику такому профану, как Геринг, который сам признавался, что ничего не смыслит в экономических вопросах. Но Шахт ошибся. И эта ошибка стала роковой для его политического положения и одной из упущенных возможностей остановить грядущие трагические события. .
Мюнхенский сговор и пакт Молотова-Риббентропа. Был ли шанс предотвратить войну
«Мы просто потеряли дар речи и с трудом пришли в себя. Шахт в возбуждении бегал по своему кабинету, поминутно ударяя себя по голове и восклицая: – Представить себе только, премьер – министр британской мировой империи на всех парах мчится к этому гангстеру!» .
Фортификационные сооружения в средние века: крепости и замки
В средневековье на развалинах западной Римской империи образовалось много независимых государств. Военные историки характеризуют период средних веков упадком военного искусства вообще, наступательным оружием в частности вследствие чего искусство полевых укреплений пришло в упадок. Но в период позднего средневековья под влиянием огнестрельного оружия происходят изменения фортификационных форм..