↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

В Египте обнаружили затопленное кладбище
........................
В Германии осудят 96-летнюю женщину за пособничество нацизму
........................
Под Красноярском нашли метровый бивень мамонта
........................
В Хорватии нашли редкий древнегреческий шлем
........................
Мумия овцы «рассказала» о древнем животноводстве
........................

Вопрос о коллективных представлениях в работе М. Блока «Короли - чудотворцы»

(Статья)
Раздел: Всеобщая история
Автор: Редакция

Марк Блок в своей работе «Короли - чудотворцы» ставит вопрос о «коллективных заблуждениях». Он подчеркивает, что чудесные исцеления королями и другими видными деятелями средневековья — это лишь небольшая часть заблуждений человечества: «Итак, трудно увидеть в вере в королевское чудо что-либо,кроме плода коллективного заблуждения — впрочем, куда более безобидного, чем все другие заблуждения, которыми так богата история человечества».1 Именно поэтому этот вопрос сохраняет актуальность до сих пор.

Marc_Bloch (1)

Марк Блок (1886 — 1944 гг.)

Проследив рождение и «смерть» представлений о чудотворных исцелениях, совершаемых королями, М. Блок поставил вопрос и о том, что коллективные заблуждения, а следовательно и коллективное сознание, являются самостоятельной исторической единицей, живущая собственной жизнью.

Так, он писал: «Разумеется, коллективные верования, лежащие в основе целительных обрядов и объясняющие их успех, были плодом политического и религиозного состояния, общего для всей Западной Европы, и расцвели одновременно и самопроизвольно в Англии и во Франции; однако настал день, когда они приняли по обе стороны Ла-Манша форму конкретного и упорядоченного установления — королевского «возложения рук»; именно в этот момент одна страна могла повлиять на другую».2 Он так же подчеркивает, что религия не была причиной появления таких представлений: «убеждение в священном характере королевской власти жило в умах людей задолго до того, как его признала церковь. Впрочем, и в этой области народное мнение никогда, вероятно, не сковывало себя доктринами столь утонченными».3

Коллективные представления — явление сложное и многомерное. По всей видимости человечеству ещё только предстоит досконально изучить психологическую основу таких представлений, и закономерности, по которым они развиваются. Но можно сказать наверняка, что несмотря на огромный технологический прорыв и повсеместное распространение грамотности человечество до сих пор имеет огромное количество коллективных представлений и заблуждений. М. Блок писал: «Некоторые коллективные представления, затрагивающие всю социальную жизнь в целом, схожи — в самых общих чертах— у большого числа народов; по-видимому, они служатпризнаками определенного этапа развития той или иной цивилизации и меняются вместе с этими цивилизациями».4 Если продолжить эту мысль, то можно прийти к выводу, что с развитием цивилизации коллективные представления не исчезают, а видоизменяются.

Понятие «Коллективные представления» гораздо шире, чем вера во что — либо. Это установки, которые однажды зародившись в сознании какого то социума, передаются из поколения в поколение, изменяясь со временем. Они влияют на мировоззрение и мышление этой общности, в том числе и науки. М. Блок писал: «Чтобы понять как следует даже самых прославленных теоретиков монархии, необходимо знать, каковы были в их время коллективные представления,унаследованные от предшествующих эпох, но с годами не утратившие власти над умами; ибо, если продолжить только что предложенное мною сравнение, теоретики эти, подобно богословам, занимались тем, что придавали ученую форму мощнейшим чувствам, которые испытывали окружавшие их люди и которыми — более или менее бессознательно — были проникнуты и они сами».5

В основе таких заблуждений лежит, вероятно, желание достичь результата при отсутствии возможностей его достижения или четкого понимания способа достижения цели. Россия 1990-х «пережила» Чумака и Кашпировского, которые обещали помочь людям не имевшим реальных возможностей сделать это рациональным способом. Люди, принимающие таблетки не понимая как это работает могут излечиться и принимая не те таблетки. Это подтверждает эффект плацебо. Но коллективные представления выходят далеко за рамки одной медицины — они существуют и в вопросах политики, экономики, культуры и искусства и т.д. Они — неотъемлемая часть нашей жизни. М. Блок писал: «как легко принимается на веру чей-то вымысел, если вырастает из коллективных представлений».Кроме того, эти коллективные «заблуждения» широко используются в полит. технологиях. Поэтому изучение коллективных заблуждений никогда не потеряет актуальности.

Для историков же вопрос о «коллективных представлениях» важен в двух аспектах. Во — первых, изучая общество или отдельных исторических деятелей, всегда необходимо учитывать наличие таких представлений и возможность их влияние на исторические процессы. Во — вторых, исследователи всегда должны подвергать сомнению и проверке свою точку зрения, чтобы убедиться, что их мнения и суждения основаны на фактах и логических рассуждениях, а не на коллективных представлениях.

 

Примечание

 

1. Блок М. Короли-чудотворцы:очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии / Пер. с фр. В. А. Мильчиной. Предисл. Ж. Ле Гоффа. Науч. Ред. И послесл. А. Я. Гуревича. - М., 1998. - С. 578.

2. Там же. С. 159.

3. Там же. С. 328.

4. Там же. С. 124.

5. Там же. С. 476.

6. Там же. С. 494.


Раздел: Всеобщая история
Дата публикации: 04.11.2014 13:51:37
1

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм



Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Революции в Турции и Иране на фоне трёх Великих европейских революций.

Деление на общественно-политические формации используется относительно не всего человечества, а отдельных языково-религиозных групп народов. Подобно трём Великим европейским революциям молодотурецкая революция (1908 г) принесла победу капитализма у тюкско-суннитскую группу народов, а революция в Иране (1978 г) – для иранско-шиитских народов..

Читать

История города Улисс: как город перенесли в другое место

Однако через двадцать лет по определённым причинам Улисс пришёл в упадок, и его население сократилось до 100 человек (по некоторым данным до 40 человек). Главной причиной тому стала засуха.

Читать

Рабочее и социалистическое движение в Англии в начале XX века

Рабочее движение в Англии начала XX века определялось положением, в котором находился рабочий класс страны. В самом начале XX века мировой империализм переживал глубокий экономический кризис. Англия окончательно потеряла свою промышленную монополию..

Читать

Городской строй средневековых шведских городов на примере Биркрэттена

Целью исследования является выявление особенностей городского строя средневековых Шведских городов, на примере первого городского права страны – Биркрэттена. «Право Бирки» является наиболее полным и достоверным источником по городскому праву ранних Шведских городов. .

Читать

Книга «Молот ведьм» : Гендерный аспект.

Толчком к усиленным гонениям на ведьм, начавшимся в 16-17 веках, послужил выход в свет, знаменитый своей антиженской направленностью, труд двух монахов – доминиканцев, Генриха Инститориса и Якова Шпренгера – Молот ведьм.1 Вышедшая в 1487 году, эта книга была просто напичкана всевозможными цитатами античных и средневековых авторов, которые не жаловали женщин. «Обвинительный акт прекрасной половине рода человеческого - вот как можно иначе назвать «Молот ведьм»».2 .

Читать

Героические песни о Хельги: система образов и отражение характера власти в древнескандинавском обществе.

Героические песни о Хельги: система образов и отражение характера власти в древнескандинавском обществе.Исландскую Старшую Эдду можно четко разделить на 2 раздела: мифологический, состоящий из 10 песен и героический, включающий в себя 19 песен. .

Читать

Взаимоотношения Ялмара Шахта и НСДАП

Полагая, что в экономических вопросах в руководстве 3 рейха ему нет равных, он считал, что Гитлер нуждается в нем и не доверит экономику такому профану, как Геринг, который сам признавался, что ничего не смыслит в экономических вопросах. Но Шахт ошибся. И эта ошибка стала роковой для его политического положения и одной из упущенных возможностей остановить грядущие трагические события. .

Читать

Экономическая политика Антониу ди Салазара

Диктатор Антониу ди Оливейра Салазар бессменно находился у власти около 40 лет (с 1928 по 1932 г. как министр финансов с чрезвычайными полномочиями, в 1932-1968 гг. – как премьер – министр). Он управлял страной до тех пор, пока его не сделала недееспособным болезнь в 1968 г..

Читать

Характер Елизаветы Тюдор

Для неё были характерны типичные черты представителей её династии. От Генриха VIII она унаследовала властный характер, любовь к роскоши, музыкальный талант, удивительный подход к людям (это умение выслушать, понять их), а также энергию и ловкость. От матери достались тёмные глаза и темперамент. От своего деда Генриха VII она унаследовала осторожность, расчётливость, целеустремленность, тонкое искусство лицемерия.

Читать

Афинская демократия: по «Афинской политии» Псевдо-Ксенофонта

Незаменимым источником для исследования той или иной эпохи являются свидетельства современников. «Государственное устройство афинян», или короче «Афинская полития» представляет собой сохранившийся в сборнике сочинений Ксенофонта политический трактат об афинской демократии V в. до н.э. анонимного автора, известного в науке под именем Псевдо-Ксенофонта..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter