↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

1 | 2

Воспитание и обучение в Спарте

(Статья)
Раздел: Всеобщая история
Автор: Гущин Александр Анатольевич

С помощью одинакового для всех граждан воспитания и унифицированного образа жизни Спартанское государство стремилось сохранить видимость равенства. Конечно, широко рекламируемое в Спарте равенство всегда оставалось фикцией. Государство не могло надолго сохранить даже иллюзию экономического равенства, но зато оно могло заставить имущую часть своих граждан придерживаться строго очерченных норм поведения. Прокламируемая простота образа жизни распространялась на все сферы быта, уменьшая тем самым социальную зависть и обеспечивая моральное единство общества. Богатые и знатные внешне ничем не отличались от бедняков, их дома были так же просты, а стол - так же скромен, как у менее удачливых сограждан. За этим тщательно следили эфоры, которые даже царей заставляли следовать неписаным законам, направленным против роскоши. Предание говорит об очень настороженном отношении спартанских властей к иностранцам. По свидетельству Плутарха, нежелательные иностранцы изгонялись из государства (Mor. 228 d-e). Источники сохранили названия нескольких профессий, носители которых определённо подвергались ксенеласии (досл. "изгнание чужеземцев"). Это были в основном ремесленники, производившие предметы роскоши: изготовители благовоний, красильщики шерсти, ювелиры (Chrysipp. ap. Athen. XV, 686 f-687 a; Plut. Mor. 228 b). [1]

Образование девочек также было строго регламентировано, и музыка, танцы  и пение отошли в нем отныне на второй план, теснимые гимнастикой и спортом. Архаическое изящество сменяется грубо утилитарными представлениями: спартанская женщина должна быть прежде всего плодовитой матерью здорового потомства. Воспитание подчинено евгеническим целям: её стараются избавить от «всяческой женской слабости и изнеженности», закаляя её тело, приучая выступать обнажённой на празднествах и церемониях.[2] Однако стоит отметить, что  в других греческих государствах, да и вообще в то время, воспитание женщин практически не было распространено и отношение к женщинам, зачастую было как к вещи.


3.Историческое значение спартанского обучения и воспитания.


Спартанская система обучения и воспитания оставила значительный след в истории педагогики.
Главным образом — это система физического воспитания мальчиков и девочек. Но это не единственное, что нам оставила Спарта. При воспитании подрастающего поколения, в Спарте, использовались принцип самостоятельности деятельности, принцип соревновательности. Спартанская система обучения и воспитания была направлена не только на физическое воспитание, обучение военному делу, но так же и на воспитание нравственных качеств подрастающего поколения. В подтверждение выше сказанному, хочется привести одну из спартанских поговорок, дошедших до нас благодаря Плутарху: «Не приложивши рук, богов не призывай». И это при том, что Спарта — одно из наиболее религиозных греческих государств в то время!

Наследие спартанской системы воспитания по разному оценивается исследователями. Зачастую можно найти мнения, которые характеризуют спартанскую систему обучения и воспитания крайне негативно.

Приведём одно из таких мнений: «Многочисленные физические упражнения, коллективные военные игры, состязания, а затем и военные походы, изучение военной тактики и уменье владеть копьем и мечом, все это формировало не только физически крепких, привыкших к лишениям и к железной дисциплине воинов, но и прививало детям рабовладельческую идеологию.

Грабеж, убийство, воровство — все это считалось доблестью и благородством; физическая слабость вызывала презрение и насмешки. С детства спартиаты привыкали смотреть на илотов как на рабочий скот; по отношению к илотам можно было позволить любые способы их унижения. С детства побежденный неприятель рассматривался как объект грабежа и угнетения, а физически более слабый человек как существо неполноценное и заслуживающее презрения.»[4,с 95-96]
Подобные мнения, как и безоговорочное восхваление спартанской системы воспитания и обучения не отражают реальной картины. В приведённом выше мнении ошибочно указывается, что к по отношению к илотам можно было применять любые способы унижения. В Спарте такие вещи были строго регламентированы. Кроме того, говоря о положении илотов, необходимо отметить, что вопрос об их статусе в исторической науке является остро дискуссионным. Кроме того, презрение и насмешки вызывала не физическая, а духовная слабость.

Кроме того, как в данном случае, так и при однозначно положительной оценке, зачастую оценка дается с современных позиций, без учёта объективных условий, повлиявших на формирование спартанской системы обучения и воспитания.


Заключение.
   
Нами была рассмотрена система обучения и воспитания в спартанском государстве.
Формирование данной системы было закономерно обусловлено историей становления и возникновения самого спартанского государства. Необходимость контроля над завоёванным населением, численно превосходящем спартанцев, привело к формированию системы, ориентированной, главным образом, на физическое и военное воспитание.

Воспитание в Спарте, по сути, продолжалось всю жизнь и касалось не только мужского населения, но и женского. Система спартанского воспитания и обучения разделяла всех на возрастные группы, занятия и деятельность которых строго регламентировались.

Система спартанского обучения и воспитания была не лишена так же и духовной стороны, несмотря на очевидную направленность на физического воспитание.

Грамоте спартанцы обучались лишь в той степени, в которой это было им необходимо. Однако имеющиеся источники в распоряжении исследователей не позволяют однозначно ответить на вопрос о том, насколько им это было необходимо и каков был уровень грамотности спартанцев. Об этом мы можем судить лишь по источникам более позднего происхождения. И немалое количество крылатых выражений, сохранившиеся воспоминания о лаконичности спартанцев, может, по видимому, говорить о достаточном уровне интеллектуального развития в Спарте. Особое внимание спартанцы придавали обучению музыке, что тоже свидетельствует о том, что данная система воспитания была направлена в том числе и на духовное развитие.


Литература

1. Печатнова Л.Г. История Спарты  (период архаики и классики). Спб.:Гуманитарная Академия, 2001. 510 с..
2. Марру А.И. История воспитания в античности (Греция)./Пер. с франц. А.И. Любжина – М.: Просвещение, 1998. – 410 с.
3. П. Гиро  «Частная и общественная жизнь греков».,  С-П.,   Издание Л.Ф. Пантелеева.,  1897
4. Колобова К., Глускина Л. «Очерки истории Древней Греции» Спб 1958
5. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. М., 1997.
6. Андреев Ю. В. Греческий полис без бюрократии и литературы (Письменность в жизни спартанского общества) // Hyperboreus. Vol. I. 1994. Fasc. 1
7. Парамонов Б. По поводу Фаулза // Звезда. 1999. № 12.

Автор: Гущин Александр Анатольевич
Раздел: Всеобщая история
Дата публикации: 29.05.2012 22:51:30

1 | 2
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Экономическая политика Антониу ди Салазара

Диктатор Антониу ди Оливейра Салазар бессменно находился у власти около 40 лет (с 1928 по 1932 г. как министр финансов с чрезвычайными полномочиями, в 1932-1968 гг. – как премьер – министр). Он управлял страной до тех пор, пока его не сделала недееспособным болезнь в 1968 г..

Читать

Вопрос о коллективных представлениях в работе М. Блока «Короли - чудотворцы»

Марк Блок в своей работе «Короли - чудотворцы» ставит вопрос о «коллективных заблуждениях». Он подчеркивает, что чудесные исцеления королями и другими видными деятелями средневековья — это лишь небольшая часть заблуждений человечества.

Читать

Гибель “Титаника” 1000 и 1 ложь.

Нет человека, хотя бы понаслышке не знавшего о трагедии самого знаменитого корабля 20-го века, детища компании “White Star Line”, представителя лайнеров Олимпик-класса, по имени Титаник. Отчалив из Саутгемптона 10 апреля 1912 года и уже через 5 дней его обломки вместе с сотнями человеческих тел покоились на дне Атлантического Океана. .

Читать

Политическая история Скифов

Политическая история Скифов.

Читать

Кровавый путь известных женщин

Как часто мы слышим, что мир жесток. Возникают вопросы «что порождает жестокость?», «почему есть люди милосердные и жестокие?». Жестокость является морально-психологической чертой личности, которая проявляется в бесчеловечном, оскорбительном отношении к другим людям, причинении им боли и даже в посягательстве на их жизнь. Крайней мерой жестокости является наказание за самые безобидные проступки. Жестокое отношение к людям – это девиантный инстинкт самосохранения, искаженного стремления к самоутверждению, недостатков воспитания. Жестокость противоположна жалости. .

Читать

История Финикии

История Финикии и финикийского народа полна противоречий и белых пятен, не образовав единого государства, они задавали тон другим странам и народам. В историю финикийцы вошли как народ мореплавателей и торговцев, давший своему времени открытия в самых разных областях..

Читать

Отец истории: Геродот или Фукидид? Первый настоящий историк

Кого же стоит считать отцом истории? Геродота или Фукидида? И что значит отец истории?.

Читать

Институт куртуазной любви в системе средневековых отношений

Явление куртуазности характерно для определенного периода средневекового общества и предполагало определенную модель поведения при дворе, заимствованную из арабских стран вместе с привозом предметов роскоши (предполагавших усвоение подобной модели) в процессе торговли, а также с развитием крестовых походов. .

Читать

Молот Ведьм – история написания, фальсификации, домыслы

Авторами книги являются члены доминиканского ордена, инквизиторы Генрих Инститориса и Яков Шпренгер, а поводом к ее написанию можно считать события, которые произошли с Инститорисом в городе Инсбруке в 1485г. Но еще до этих событий (о которых ниже) Инститорис и Шпренгер проводят совместную инквизиционную деятельность в городах Германии и сталкиваются с препятствиями в лице населения и власти. В связи с трудностями судопроизводства, они посылают свои жалобы Папе Иннокентию 8, который в ответ издает в 1484 г буллу под названием summis desiderantes..

Читать

Афинская демократия: по «Афинской политии» Псевдо-Ксенофонта

Незаменимым источником для исследования той или иной эпохи являются свидетельства современников. «Государственное устройство афинян», или короче «Афинская полития» представляет собой сохранившийся в сборнике сочинений Ксенофонта политический трактат об афинской демократии V в. до н.э. анонимного автора, известного в науке под именем Псевдо-Ксенофонта..

Читать



Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter