↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Обнаружен единственный на планете сородич динозавров, доживший до наших времен
........................
Стало известно, из каких плит создан Стоунхендж
........................
Динозавры могли болеть раком
........................
В египетских мумиях не нашли ничего человеческого
........................
Дефицит и очереди: как идеология разрушила экономику СССР
........................

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 ... >|

Глава III. Хозяйственные занятия чеченцев в XVI-XVIII вв. Образование единого хозяйственного пространства // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

(Книга)
Раздел: История России
Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Скачать книгу полностью в формате pdf

Оглавление

Ахмадов Явус Зайндиевич, д.и.н., профессор

§ 1. Земледелие. Равнинная Чечня как новый зерновой центр Северного Кавказа

 

Чечня, как и весь Кавказ, принадлежит к древнейшей земледельческой зоне обитаемого мира, где исторически была развита т.н. "аграрная цивилизация" основанная на выработанной, на протяжении веков и тысячелетий технологии сберегающего земледелия. В Чечне исследуемого времени наблюдалось идеальное сочетание видов и сортов злаков, типов орудий труда, приемов обработки почвы с неукоснительным следованием природно-климатическим циклам.

Ввиду того, что предки чеченцев практически с эпохи ранней бронзы не знали массовых переселений и тысячелетиями развивались в ареале заключенном в одних и тех же географических границах, они нашли и закрепили в своей агрокультуре типы хозяйствования, районированные в ландшафтах "равнина", "предгорья", "горы". Более того, особенности земледелия проецировались на конкретные почвенные данные той или иной "горы", ущелья, равнины, земель того или иного аула, и т.д.

В связи с этим следует остановиться на особенностях развития земледелия Чечни в XVI – первой половины XVII вв. прежде всего в горной зоне. Конкретные документальные и иные данные здесь весьма скупы вследствие того, что в этот период русские и европейские наблюдатели редко и на короткий срок проникали в горы Чечни. Однако система земледелия (равно как и характер землепользования в горной части Чечни) была настолько устойчива и консервативна, что практически без каких-либо изменений дошла до начала ХХ в., благодаря чему и была легко реконструирована в трудах этнографов. Комплекс орудий труда связанного с земледельческим циклом – пахотой, уходом за растениями и уборкой урожая, включая его последующую обработку, выявляется как в полевых материалах этнографов, так и в изысканиях археологов.i

Согласно данным этнографа начала ХХ в. Н.С.Иваненкова, обстоятельно рассмотренных в наше время профессором Ш.Б.Ахмадовым, в Горной Чечне все земли традиционно делились на общественные и частные. К общественным относили: 1) горные пастбища; 2) аульные выгоны; 3) сенокосы; 4) пашни (под которыми подразумевались крайне незначительные по площади распашки для общественных нужд).ii

Горные пастбища, расположенные от 1500 м. над уровнем моря и выше, могли принадлежать целому обществу, нескольким обществам или считаться общенародным достоянием; аульные выгоны обслуживали надомный скот отдельных селений, непосредственно примыкая к ним. Сенокосы на горных склонах близ аулов по традиции делились по жребию на "купы" (кварталы), жители которых, в свою очередь, делили паи между собой.

Вследствие особых условий в горах, особенно в высокогорной части Чечни, практически все пахотные участки существовали в форме естественных и искусственных террас – созданных на склонах гор искусственных площадок с нанесенной землей и навозом. Естественно террасы находились исключительно в частной собственности отдельных семей, реже в собственности "фамилий" (группы кровнородственных семей).

В «низкогорных» районах пологих гор (Восточная Чечня) и в ущельях передовых к равнине лесных гор, кроме сугубо частной ("долах мохк") существовала еще и т.н. занятая земля ("далаьцна мохк"), которая представляла собой расчищенные от леса участки земли, или облагороженные поляны в пределах земельных границ аула со статусом временного пользования. Со временем, освященные традицией, они могли превратиться в "долах мохк", которые можно было продать, купить, подарить, но по общему правилу только внутри общества. В этой части Чечни существовала также пока неясная для нас система пользования землей через закладывание садов – "беш" и определения границ пользования медоносными участками лесов.

Исторически сложившаяся частная собственность на пахотные земли в горной зоне Чечни в условиях относительного, а где и абсолютного земельного голода, приводила к невиданной в той же России и Европе интенсификации земледелия и агротехнического искусства полеводства.iii Средствами народной агротехники в горной зоне были: искусственное террасирование, интенсивное удобрение, искусственное орошение и севооборот. Из пахотных орудий труда использовались, главным образом, легкий горный плуг ("нох"), несколько типов заступов из дерева ("бел"), специальный кол ("хьокха") для посадки, разные типы мотыгообразного орудия для прополки ("метиг", "гама", "цяьл") и железный серп для жатвы ("марс"). Для обработки пашни применялись бороны двух типов – волокуша на полозной станине и "комсар–мекха" – рамная деревянная борона с железными зубьями.iv

Большинство террас находившихся в окружении горных аулов являлись искусственными и назывались просто пашни - "оахам", "терхе" (букв., полка), "шу/шунаш" (букв., на склоне), и т.д.v Они создавались на склонах гор путем укрепления насаждением у края деревьев или кустарников, укреплением подпорной стенкой из камней и дерна, выдалбливанием скальной основы с последующим нанесением в "корыто" искусственной почвы. Землю приходилось брать из глубоких долин и ущелий и поднимать во вьюках по тропинкам (и так порой каждый год).

Пределом землепашества в Чечне является высота 2000-2100 м над уровнем моря. В XVI-XVII вв. этот уровень был скорее ниже в связи с эпохальным похолоданием XV-XVII вв. на Кавказе и в Европе. Согласно ряду данных в высокогорных обществах с экстремальными условиями земледелия практиковались смешанные посевы ячменя и овса, ржи и яровой пшеницы, яровой пшеницы и горного гороха и т.д.vi Именно ячмень и горные сорта пшеницы, в т.ч. местные, являлись для населения Горной Чечни основными хлебными злаками.

Урожайность зерновых на террасных полях зависела от ряда факторов – удачен ли был год дождями, не было ли града, заморозков или урагана. Немалое значение имели высотность участка и его местонахождение – на южной или северной стороне. Порой, вследствие короткого лета или ранних заморозков урожай мог и не успеть вызреть.

Единственные на сегодня данные об урожайности горных террас мы имеем от уроженца высокогорного осетинского аула великого поэта Коста Хетагурова. Удачный урожай свидетельствует он "редко превышает сам – четыре" (т.е. вчетверо больше объема семян потраченных на сев.).vii

Необходимо отметить, что в некоторых участках горных ущелий Чечни аридного типа (например, в Чанты-Аргунском и Шаро-Аргунском бассейне) применялось искусственное орошение террас через сложную систему ирригационных канав, так и составных желобов ("апари") из стволов деревьев или коры липы длиной порой до нескольких верст с преодолением впадин и оврагов с помощью примитивных деревянных и каменных акведуков.viii

Полеводство, безусловн, играло в хозяйстве нахов-чеченцев важную роль, но могло обеспечить потребности в хлебе средней семьи в горах не более чем на 3-4 месяца. Поэтому горные районы Чечни заключенные между верхними бассейнами рек Ассы на западе и Шаро-Аргуна на востоке, а это в первую очередь общества Шарой, Хуландой, Хилдехарой, Кей, Нашаха, Галанчож, Акки, Мержой, Майста, Малхиста, и т.д., остро нуждались в товарообмене с равнинным хозяйственным ареалом. Вместе с тем, и в указанном регионе встречались небольшие горные котловины с более или менее пологими горными склонами и естественными речными террасами (Шатой, Ялхарой, Цечой, Пешхой, Чебарлой), удовлетворявшими порой за счет интенсивного полеводства годовую потребность в хлебе своих обитателей.ix

Несколько по иному характеризовалось традиционное полеводство в восточной части Горной Чечни между бассейном Шаро-Аргуна на западе и бассейном рек Аксай-Ярыксу – на востоке, имевшей пологие горы, покрытые густыми лесами (общество Нахч-Мохк). Здесь господствовала система подсечного земледелия – "ирзу", хорошо изученная этнографами ХХ в. С.-М.А.Хасиевым и Б.А.Калоевым.

В указанной зоне земледелие играло более значительную роль, нежели в высокогорной полосе чеченских гор. Согласно традиции селения в Восточной Чечне (называвшейся в XVI-XVII вв. соседями Мичкизской землей, а в XVIII в. Ичкерией) имели такую планировку, когда при каждом доме наличествовал дворовый участок, отведенный под сад и огород. Пашенные участки каждая семья, а также группа кровнородственных семей осваивала в окружающих лесах в форме "ирзу". Такие участки земли со временем переходили в потомственное владение, и их размер ограничивался трудовыми возможностями крестьянских семей.

Согласно традиционной технологии закладки "ирзу" происходила в холодные дни зимы, когда на намеченном участке вырубались самые большие деревья, или же подрубали кору вокруг ствола. Сваленный лес либо сжигался на месте, либо вывозился на топливо. Согласно другой методике лес валили на участке ранней весной, затем подсушивали и сжигали, получая, таким образом, обильно удобренный золой участок. Единственное исключение в ходе сплошной вырубки делалось для лесных плодовых деревьев, на их вырубку накладывался запрет. Подготовка подобного участка в лесу была трудоемким процессом: на подготовку одной десятины затрачивалось до 50-70 трудодней.x

Согласно этнографическим данным в первый год расчищенный и удобренный золой участок засевался с помощью деревянного кола под фасоль, тыкву, огурцы. Осенью поднявшийся подлесок подрубался и сжигался. Далее несколько лет участок продолжали очищать от корней и в зависимости от размера обрабатывали либо заступами, либо горским легким плугом засевая зерном вразброс. В зоне Нахч-мохка высевали ячмень, пшеницу (включая озимые виды) и более теплолюбивое просо.xi Позже, со второй половины XVII в. распространение получает более урожайная кукуруза.

В целом, в отличие от высокогорной зоны, здесь могли забрасывать использованный в течение ряда лет участок и осваивать новый. Но, в целом, для основной части Горной Чечни было характерно непрерывное использование пашни. Недостаток земли не позволял использовать известную в Европе систему переложно-залежного трехполья. Чеченцы использовали обильное удобрение пашен навозом и золой, и плодосменную систему (когда чередовались зерновые злаки с фасолью и горохом), особые сберегающие приемы обработки пашенной земли, изредка пользовали пар и т.д.xii Следует быть отмеченным то обстоятельство, что исторически присущие Горной Чечне виды злаковых – ячмень ("мукх"), овес ("кена"), пшеница ("къа"), включая ее древнюю разновидность - полбу ("божа"), рожь ("сула"), просо ("борц") являлись если и не эндемичными сортами, то исключительно приспособленными к условиям горного полеводства видами злаков.xiii

Из других огородно-посевных культур в Чечне того времени были известны фасоль, тыква, арбуз, дыня, огурцы, лук, чеснок, а на рубеже XVII-XVIII вв. кукуруза и табак.

Несколько особое место в описании земледельческого хозяйства чеченцев в XVI-XVШ вв. занимает исторический район Аух известный в тот период в русских документах под именем "Окохи" и "Окоцкая земля". Кроме того, сюда примыкает и нахская колония в низовьях Терека – Окоцкая слобода, (под Терской крепостью) активно и масштабно занимавшаяся пашенным земледелием.

Окоцкая земля – Аух, располагавшаяся в предгорно-плоскостной полосе Кумыкской равнины, обильно орошенная реками Аксай, Ярыксу и Акташ, к 80-м годам XVI в. имела, по крайней мере 500 крестьянских хозяйств. После строительства русской крепости на северной протоке Терека (в 30 верстах от впадения в Каспий) в 1588-1589 гг. сюда в результате распрей феодалов Северного Дагестана бегут семьями и поодиночке десятки и сотни окочан. К ним позже присоединяются выходцы из "Шибутской" и "Мичкизской землиц" Горной Чечни. К 1614 г. здесь насчитывается выходцев из "Акоз и Мичкиз" 160 "человек" (имеются в виду взрослые мужчины). К 1636 г. численность горцев-окочан (включая черкесов и татар), под Терской крепостью достигла 1 тыс. человек мужского пола.xiv

Окочане жившие непосредственно в крепости и находившиеся в слободе в "ведомстве" служилых горских князей (Сунчалей, Шолох, Муцал и Каспулат Черкасские) и окочане - жители Ауха, все без исключения занимались земледелием и, судя по всему, в значительных масштабах. Так, тот же правитель Окоха Ших-мурза Ишеримов возил своим союзникам русским воеводам в 1588 г. не только мед, овец и кур, но и ячмень. Документы говорят, что после бегства Батая Шихмурзина из Терков воеводы поделили между "служивыми" оставшиеся запасы "проса", "животины" и "рухлядь". В 1614 г. служилые окочане утверждали, что основной источник их существования – пашенное земледелие.xv

Документ лета 1640 г. – роспись населению терских слобод показывает, что практически все служилые и слободские окочане (главы семейств) находились в момент проведения опроса "на пашне". В то время как те же служилые татары находились либо "на рыбной ловле", либо " "в атарех" (на отаре).xvi

На территории собственно Ауха, богатом водными ресурсами, и в Окоцкой слободе на Тереке, было развито поливное земледелие. Так, были прорыты крупные отводы от р.Аксай и Акташ. Около селений Ширча-Юрт, Мажгар и Кешен создавались также запасы воды на летний период в виде небольших искусственных озер.xvii

В первой четверти XVII в. в Окоцкой слободе в условиях продолжавшейся ряд лет засухи и нашествий саранчи были неурожаи: " судом Божьим река засохла (имеется в виду протока Терека из которой орошались пашни. – Я.А.) и воды нет…, а у которого … пшеница или проса на собанех и взойдет от дозжей и тот, государь, хлеб поедает саранча 8-й год. И мы … стали безхлебны … помираем з женишка и з детишка голодное смертью"xviii.

К концу XVII-началу XVIII в. чеченцы-аккинцы как и все население Кумыкской плоскости Северного Дагестана, увеличивают выход товарного хлеба, который поступает в горы в обмен на продукцию животноводства, лес и металлические изделия. В целом, аккинское население Ауха и нахское население Окоцкой слободы в Терках выходит на тот уровень земледелия, на который в той же равнинной части Чечни и в других районах Центрального и Северо-Западного Кавказа выходят только во второй половине ХVIII- начале XIX в.

Конец XVIII в. в истории земледелия как в "Ококах", так и в Чечне отмечен победным шествием кукурузы. Новая зерновая культура требовала иной технологии полеводства, больших затрат труда, но превышала урожайность лучших сортов пшеницы в несколько раз.

Земледелие собственно ауховских чеченцев и многочисленных переселенцев из Чечни в кумыкских аулах, развивалось в русле развития земледельческого хозяйства равнинного смешанного кумыкско-чеченского населения выведших Северный Дагестан в житницу горной части страны.

Население Кумыкской плоскости делило обрабатываемую землю на три части: две подвергались обработке, третья оставалась под паром. Через год паровой участок засевался осенью озимой пшеницей или ячменем. Обработка земли производилась плугами, тягловой силой служили волы. После ручного посева "вразброс" поле бороновали и производили первый полив с целью сохранения семян от грызунов. В засушливой части Кумыкии широко использовались ирригационные системы позволявшие забирать воду в "нагорных" речках и сооружением плотин разводить ее канавами –"татаулами" по многочисленным полям получая жарким летом особенно высокие урожаи. Сеяли более всего пшеницу, ячмень, овес, а к началу XVIII в. также хлопчатник и рис. Последние культуры высевались исключительно на обильно орошаемых участках.

Уборка производилась серпами, реже косой; хлеб молотили молотильными тяжелыми досками, а мололи зерно на водяных мельницах, которых было множество. Хлеб из кумыкских и чеченских аулов Северного Дагестана продавался в русских крепостях и станицах, на хлебных рынках Тарков и Эндерея.xix

Окружающая среда оставалась в доиндустриальной стадии развития человечества наиболее важным фактором, определяющим жизнь, тем более в горах. Так, уровень земледелия и его продуктивность на Северо-Восточном Кавказе определялась ярко выраженной зональностью: плоскость и невысокие лесные хребты передовой части горной системы Чечни относились к плодородным черноземным землям, выше чернозем исчезал, уступая место менее плодородным почвам горно-лесного типа, а еще выше бедным подзолистым, а то и наносному грунту.xx

Чрезвычайная интенсификация земледельческого хозяйства в горах Чечни объяснялась крайним недостатком земли и ее малой плодородностью, а не решающей ролью земледелия в укладе местных горских обществ. Здесь главная жизневоспроизводящая роль оставалась за скотоводством. Иное дело на равнинах Чечни, где наличие свободных земель привело к относительно опережающему развитию земледелия как хозяйственного уклада. Речь идет о ситуации на Чеченской и Кумыкской равнинах в XVIXVIII вв., а позже и в притеречных районах.

Так, Чеченская равнина заключалась между передовой цепью Черных гор (Лесной хребет) на юге до Сунженского хребта на севере, вдоль подошвы которого шло течение р.Сунжи впадающей в Терек ниже Брагунского хребта. Равнина была вытянута с запада на восток до 70–80 км и с юга на север до 25-30 км.

Западная часть Кумыкской плоскости, называемой еще Качкалыковской, заключалась в границах образованных с запада течением Сунжи, с севера руслом Терека, с юга Качкалыковским хребтом и с востока левым берегом Аксая.

Таким образом, западная часть собственно Кумыкской плоскости до р. Аксая и, верхняя часть бассейна Аксай-Акташ, были заселены чеченцами, а восточная часть равнины вплоть до Каспийского моря (между протоками Терека и Сулаком и горами Дагестана) была населена в тот период кумыками и ногайцами.xxi

Площадь равнинных земель, занимаемаых а концу XVIII- начале XIX в. чеченцами (главным образом "сунженскими") и "качкалыками" исчислялась русскими наблюдателями "около 3000 квадратных верст".xxii

Самая северная заселенная часть равнинной Чечни – Надтеречная равнина, тянулась между правым берегом Терека и левым склоном Терского хребта узкой полосой с запада на восток от урочища Галюгай до Брагунского владения на востоке (при впадении Сунжи в Терек) примерно на 80-100 км.

В целом, на Тереке и прилегающих равнинах горцы и терско-гребенские казаки культивировали самые разнообразные злаковые, огородные и садовые культуры.

В частности путешествовавший в 1770-1773 гг. по различным районам Кавказа академик И.Гильденштедт оставил развернутые описания огородных растений на Тереке к каковым он отнес дыни, арбузы, разнообразные сорта тыквы, огурцы, морковь, красная свекла, черная редька, капуста, лук, бобы, горох, земляная груша, а также хрен, кориандр, мята, укроп, мак, петрушка и василек. Из возделываемых полевых культур Гильдентшедт назвал также маис (кукуруза), сарачинское пшено (рис), хлопок и коноплю.

Из важнейших садовых плодов академик наблюдал на Тереке айву, различные сорта груш и яблок, сливы, абрикосы, персики, миндаль, каштаны, гранаты, мушмула, грецкие орехи, фиги (инжир), белая и черная шелковица (тутовник) и, конечно, различные сорта винограда: винные и кишмиш (ягоды без косточек).xxiii

За исключением гранат и инжира, вызревавших только в Южном Дагестане практически все остальные виды садовых и огородных культур были представлены в Чечне, причем в отдельных районах (Восточная Чечня) садоводство было процветающим и доходным, за счет вывоза фруктов в свежем и сушеном виде в Кизляр. Отсюда горские фрукты вывозились в свою очередь в Астрахань, из которой попадали волжским путем в Центральную Россию.

Отмечено культивирование в Чечне в XVIII в. и табака, который шел и на продажу. Он отличался высоким качеством и потому табак "чеченский" стоил в том же Кизляре дороже, чем другие сорта.xxiv

Побывавший на Тереке, несколько позже И.Гильденштедта, академик Фальк отмечал, что чеченцы сеют много чечевицы, кроме того "горские татары" (скорее всего кумыки) и чеченцы "заводят рисовые поля", выращивают на продажу просо и хлопчатник. В тех же Брагунах он наблюдал "хорошие" сады, богатые огороды и виноградники.xxv

В ходе возвращения чеченцев на плоскость и массового заселения ими равнин здесь по большей части вступали в действие те же традиционные системы землепользования, что и в горах. Во-первых, действовала система "первой заимки" – когда более сильные семьи создавали большие хуторские хозяйства, а подселившихся позднее обязывали за право использования пахотных участков и пастбищ к услугам в свою пользу.xxvi

Есть также данные, что на плоскости господствовала, как и в горах, частная собственность на все пахотные земли, сенокосы, часть пастбищ и даже лесов. Общими и "запасными" считались аульные пастбища, неудобья, леса и прочие неиспользуемые обществом земли.

Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Дата публикации: 03.01.2014

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Глава II. Географическое и демографическое положение Чечни в XXI-XXIII веках // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

Складывание Чечни (Нохчичоь, ДегIаста, Даймохк)i как страны, а также формирование собственно чеченского народа на базе единого нахского этномассива носило длительный многовековой характер и закончилось в основных чертах в течение XVI-XVIII вв. .

Читать

У России вы стоите на краю!

Каждый раз, выходя на границу, солдаты наблюдали за Бугом необычные картины: двигались танки, орудия, машины, маршировала немецкая пехота. Доносился грохот машин, гул моторов. Потом движение военной техники прекратилось, и по ночам за Бугом царила тревожная тишина..

Читать

Силен тот род, который своих предков помнит и бережет!

А сегодня мы можем сказать, кем были наши предки? Чем занимались? Сегодня, как ни печально это отметить, многие люди утратили родовые корни и не знают даже имен прабабушек и прадедушек, хотя миллионы из них могли бы гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины..

Читать

Мой Герой

Старые дома, улицы, фотографии, письма хранят память. Память о тех, кого уже давно нет с нами. Чьи голоса уже забылись, а образы стёрлись. И никогда нам уже не увидеть их. Может быть, прошло уже немало лет, но ведь человек жив, пока жива память о нём, пока в наших сердцах не угасла любовь, пока мы не забыли его. Я часто беру в руки семейный альбом. .

Читать

Последние залпы войны

Мы как-то привыкли считать днём окончания Большой войны 9 мая. В отношении Великой Отечественной против немецких фашистов – это верно. Однако и после 9 мая Вторая мировая продолжалась. И принимали в ней участие офицеры и солдаты воинских формирований на Дальнем Востоке нашей страны. Бои против японцев были скоротечны, но жестоки. Несмотря на очевидность поражения, Япония не собиралась сдаваться и возвращать захваченные территории. СССР, верный своим обязательствам со странами антигитлеровской коалиции, в августе официально вступил в войну на Дальнем Востоке. .

Читать

Проблемы идеологии в современной России

На современной России всё более часто сказывается отсутствие какой-либо чётко выработанной идеологии и инструментария, о чём свидетельствуют попытки властей эту идеологию и инструментарий найти. Яркий тому пример составление единого учебника по истории России, который бы формировал единую гражданскую идентичность в стране, а также переход школ на стандарты второго поколения (ФГОС-II), в которых главным результатом образования является сформированная личность, патриот и гражданин, способный к самоидентификации..

Читать

Герой великой войны

  Из года в год, изучая историю периода Великой Отечественной Войны, мы знакомимся с новыми и новыми её героями: партизанка Зоя Космодемьянская, летчик-истребитель Александр Покрышкин, стрелок – автоматчик Александр Матросов. Они совершили подвиг во имя светлого будущего. Их знают все, их помнят, их именами называют улицы, им возводят памятники. А если подумать, о скольких героях нам не суждено узнать? Кто он – герой Великой Отечественной Войны?.

Читать

Три поколения моей семьи живут в мирное время

Три поколения моей семьи живут в мирное время. Три моих прадеда с первых дней Великой Отечественной войны были на фронте и не только они, но и их отцы. .

Читать

История Конституции РФ

История Конституции-основа демократии РФ.

Читать

Источники устного происхождения в ракурсе истории повседневности

История повседневности – одно из современных направлений развития исторической науки. Интерес к повседневным социальным практикам сформировался во второй половине XX века в процессе становления так называемой «новой истории»..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter