↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

В Мексике решили перезахоронить памятник, найденный в столице древних ацтеков
........................
На Кипре нашли уникальное место для ритуальных пиршеств
........................
В Фанагории нашли клад с монетами VI века
........................
В Египте обнаружили затопленное кладбище
........................
В Германии осудят 96-летнюю женщину за пособничество нацизму
........................

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

Глава III. Хозяйственные занятия чеченцев в XVI-XVIII вв. Образование единого хозяйственного пространства // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

(Книга)
Раздел: История России
Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Скачать книгу полностью в формате pdf

Оглавление

Жилая башня «г1ала» характеризовалась двух-трехэтажной однокамерной постройкой имеющий в основание прямоугольник от 6х7 до 8х12 м, а то и квадрат. Такие сооружения были представлены практически во всех горных аулах Чечни западнее Шаро-Аргуна. Восточнее указанной реки боевые и жилые башни представлены главным образом в аулах общества Чеберлой. За строительство жилой башни мастер со своей бригадой получал от 10 до 25 коров, но могли расплатиться землей, оружием, рабами.lxxxii

Боевые пирамидальные башни Чечни представляли собой узковытянутое вверх каменное прямоугольное сооружение (в основании от 4х4 до 7х7 метров) высотой от 15 до 25 метров с углом сужения стен 4-10 градусов. Число этажей достигало пяти, а вход-лаз располагался на высоте 3-4 метров. Поздние типы боевых башен имели со всех сторон бойницы, а в верхней части башни снабжались машикулями. Подобное сложное сооружение обходилось владельцу (и только в качестве платы строителю) в 50-80 коров (соответственно 800 овец или иной эквивалент стоимости).lxxxiii

Прекрасными образцами народного зодчества являются поздние боевые башни в селениях Чаьнти, Шатоя, Хайбаха, Майста, Малхиста, Мержоя, Терлоя, и т.д. К основным районам каменного строительства в Чечне относились окрестности озера Кезеной-Ам, ущелья Шаро-Аргуна и Чанты-Аргуна, верховья Гехи, Фортанги и т.д.lxxxiv

Как правило, секреты строительного мастерства передавались из поколения в поколение, поэтому строительные приемы и навыки являлись делом семейным. Обычно работал, глава семьи и один из его сыновей, но иногда ремеслом занималась вся семья, а то и фамилия. При этом строители никогда не вели сбор и ломку камня, этим занимались люди со стороны – наемные рабочие. Отдельной специализацией являлась добыча, и обжиг весьма ценимой извести использовавшейся в строительстве как основа скрепляющего раствора. Согласно фольклорным данным постройка должна была выдержать без трещин не менее семи лет, в противном случае мастер нес полную ответственность.lxxxv

Добыча и обработка камня получила в XVII-XVIII вв. развитие и на плоскости, где камень шел главным образом на строительство мечетей, фундаментов домов и для сооружения погребальных памятников. Каменные выходы поделочного камня-песчаника известные во всей Чечне находились в районе сел. Чурт-Тог1и (Чертугай), Исти-Су, Акташ-Аух, и в других местах по Терско-Сунженскому хребту. Согласно сообщениям этнографов карьеры принадлежали, как правило местным сельским общинам, которые заключали соглашение с камнерезами об объемах добычи камня и платы за него. Здесь так же существовала определенная специализация – одни ломали камень, другие на месте изготавливали строительные блоки, третьи увозили материал в свои надомные мастерские, где изготавливали декоративно украшенные надмогильные памятники – "чурты".lxxxvi

К XVIII в. основным типом жилища населения Горной Чечни являлись открытые со стороны фасада, дома из дикого камня (связанные известью или глиной) с плоской земляной (или из сланцевого шифера) крышей – "ц1ено", известное в литературе как "горская сакля". Жилища жителей равнин представляли собой турлучные (плетенные из веток стены с глиняной обмазкой) или из сырого кирпича дома, вытянутые в длину в несколько комнат (крыша была плоской земляной, либо камышовой). Из того же материала или дерева строились также хозяйственные постройки и отдельные кунацкие – гостевые "дома".lxxxvii

Подобные сооружения уже не требовали особого мастерства и выполнялись отдельными семьями с помощью односельчан. Тем не менее, мы можем говорить о наличии в Чечне в XVI-XVIII вв. категории профессиональных ремесленников-строителей отделенных от сельскохозяйственного производства. Чеченские каменщики имели известность и за пределами страны, так майстинские мастера приглашались для строительства оборонительных башен в Хевсуретию и Тушетию (Грузия). Большую известность в стране имели и строители из Терлоя.lxxxviii

Относительно высокоразвитым и специализированным являлось в Чечне оружейное ремесленное производство. Основные виды защитного и боевого наступательного оружия производились во многих горных и равнинных районах Чечни. Здесь наличествовали как сугубо специфические приемы обработки металлов и "марки" оружия, так и образцы характерные для всего Северного Кавказа.

Из защитного оружия в Чечне с древности были известны кольчуги, шлемы, налокотники, кольчужные рукавицы, щиты и кожаные нижние одежды специальной выделки, защищавшие от пуль и стрел. Наступательный арсенал чеченцев насчитывал кинжалы, шашки, копья, боевые топоры, чеканы, булавы, луки и стрелы, ружья и пистолеты.lxxxix

Вследствие военизированного быта горцев все элементы данного вооружения или часть их наличествовала в каждой семье. Каждый взрослый мужчина в Чечне являлся воином и должен был по первому призыву вступить в ряды ополчения. Поэтому объем производства горского оружия возрастал по мере роста коренного населения Чечни, а также и численности терско-гребенского казачества вооружавшегося по кавказскому образцу и, главным образом, чеченским оружием.

Как правило, профессиональные оружейники работали на заказ. В производстве сложносоставных луков и стрелxc отличались мастера из горных обществ Чечни: Майсты, Нашаха, Никарой, Хой и Ялхорой. Имелось также небольшое селение, специализировавшееся на изготовлении стрел – "пхьа". Оно так и называлось Пхьарчхой. Не только в Чечне, но и в пограничных районах Грузии славились т.н. "кистинские" кольчуги,xci сделанные по восточным образцам и стальные наголовники с кольчужной сеткой – "мисюрки". Весьма дорогими и редкими были образцы чеченских шашек выделывавшихся по особой технологии – "волчок", "гурда", "калдым" и др. Центрами производства качественного холодного и огнестрельного оружия являлись в XVIII-XIX вв. такие чеченские села как Старые Атаги, Аух, Белгатой, Дарго, Дойкар-Аул, Джугурта и др.xcii

Необходимо отметить, что проникновение огнестрельного оружия в Чечню произошло не позже XVI в. Знакомство с "огненным боем" происходило благодаря турецким, крымским, иранским и русским образцам фитильных, а затем и замковых кремневых ружей. По крайней мере мере с XVIII в. завоевывает все большую популярность собственно чеченское ружье – "нохчи топ". Оно рано получило нарезы и являлось по существу винтовкой дульного заряжания. Ружья производились в целом ряде равнинных и горных селений, где выделялись своим искусством отдельные мастера и фамилии, как например, в том же Аухе.xciii

Холодное оружие, ружья и пистолеты, украшались богатой серебряной и золотой насечкой по металлу, покрывалось серебряными листами накладок с чернью. Так, в документе 1751 г. упоминается, что в багаже чеченского князя было ружье в серебряной оправе, сабли и пояса также в серебряной оправе.xciv

В середине XVIII в. в Чечню переходит некий черкесский аул, который, находясь под покровительством чеченского князя Расланбека Айдамирова и имея "кузнечного мастерства служители" занимался производством на продажу топоров, кос, сабель и ружей.xcv Возможно, здесь имел случай аульной ремесленной специализации приведшей не только к разрыву с традиционным земледелием и скотоводством, но своеобразной "откочевкой" горского ремесленного "цеха" в более привлекательные районы, в данном случае из северо-западной части Кавказа в Чечню.

Распространение огнестрельного оружия привело к зарождению производства местного пороха и увеличению добычи свинца. Черный порох изготовлялся из селитры, древесного угля и серы и его качество зависело от чистоты ингредиентов. Так, натуральная селитра (в виде натека на скалах) и природная сера добывались близ сел. Бавлой, Шатой, Шарой и Мартан-Чу. Кроме того, селитру повсеместно получали выщелачиванием подстилки в загонах для скота, обработкой высушенной крапивы и конопли. Серу извлекали и из природных минеральных источников в частности "около Брагунских теплых вод".

Свинец добывался в Мулкое, Майсте, Шарое, Кей и Хакмадое. Документ 1629 г. сообщает о поездке русских стрельцов с Терека в нахские горные общества "Мылкынец" (Мулкой) и "Колканех" (Галгай) для покупки именно свинца.xcvi

С оружейным производством тесно было связано собственно кузнечное ремесло. Чеченские кузнецы ("эчиг-пхьар") производили металлические элементы пахотных орудий, косы, подковы, топоры, простые, т.н. "черные" (рабочие) кинжалы, ножи, серпы, гвозди и цепи. В частности орудия труда на продажу, изготовляли в Брагунах, Девлет-Гирей-юрте и Дарго.xcvii

Традиционно кузнецы в чеченских аулах находились на особом положении, заключавшемся в почитании огня, металла и магии мастерства. Отдельные из них работали на заказ, как правило в крупных селениях, а большая часть нанималась той или иной общиной на определенное время для обслуживания нужд всех общинников. Кузнец не только занимался ремонтом, но и изготовлением сельскохозяйственного инвентаря, подковывал лошадей, делал простейшие кинжалы и ножи. Он же владел нехитрым слесарным мастерством.

Согласно этнографическим данным кузница в равнинной Чечне представляла собой четырехугольное или овальной формы строение с турлучными стенами и земляной крышей. По наблюдениям этнографов общинные кузнецы получали участок земли, который обрабатывался для него коллективно, им предоставлялось право неограниченного выпаса скота, а также выплачивали с каждой семьи условленную меру зерна и других продуктов.xcviii

Горские кузнецы пользовались популярностью и в казачьих гребенских станицах. Как сообщает документ: "татара к ним приходя, исправляют кузнечную работу…, делают к ружьям замки и ложи, а стволы покупают в Москве".xcix

Отдельной специализацией в хозяйстве Чечни являлось производство медно-бронзовых изделий. Мастера этого промысла назывались "цест-пхьар" (медных дел мастер) и они ориентировались на выпуске тазов, котлов, совков для муки, мерных кружек, кумганов ("г1умаг1") и больших высокогорлых кувшинов для воды с большой ручкой – "къудал". Вся посуда подобного рода украшалась пунсонным и иным сложным орнаментом, зачастую лудилась оловом или серебрилась и пользовалась большим спросом, как в Чечне, так и за ее пределами.c

Гончарное дело в Чечне, как уже указывалось выше, являлось уделом женского труда. Гончарный круг был известен в Чечне с древних времен, запасы гончарной глины и лес для обжига имелись повсеместно. Из сохранившихся артефактов известно, что в Чечне изготавливали разнообразные виды глиняной посуды, удовлетворявшие все бытовые и хозяйственные нужды – от больших сосудов вместимостью 100-200 литров для хранения зерна ("гиба", «хумс"), до столовых кувшинов с ручками, чашек, тарелок и кружек. В рассматриваемое время обжиг отличался темно-коричневым и красным цветом, использовалась повсеместно "поливная" техника, сосуды украшались лепным узором и орнаментом из природных красок. По более поздним данным известно, что в среднем семья гончара, работающего профессионально, могла изготовить до 2-2,5 тыс. изделий в год.ci

Образцы ювелирных изделий в Чечне XVI-XVII вв. представлены в виде разнообразных археологических артефактов найденных в результате раскопок и обследования склепов и могильников в горной зоне: в Шарое, Никарое, Ялхарое, Цече-Ахк и в других. Мастера использовали для изготовления украшений такие металлы как золото, серебро, бронзу, медь, железо, полудрагоценные камни и цветное стекло, специальную пасту для чернения и т.д.

В число ювелирных украшений входят разнотипные подвески, кольца и браслеты, перстни и брошки, газыри и застежки, и т.д. Мастера ювелиры, называемые в Чечне "дашо-пхьар" (золотых дел мастер), а также "серебряки", украшали и конскую сбрую, мужские и женские пояса, клинковое и огнестрельное оружие. В работе горских мастеров использовались раздельно и в сочетании такие приемы обработки металлов как ковка, литье, выбивание по матрице, чернение, золочение, зернь и т.д.cii

В позднем средневековье на территории Чечни получает распространение деревообделочное ремесло и расширяется ассортимент изделий из дерева. Данное обстоятельства было связано с появлением такого мощного для своего времени производственного механизма как токарный станок – "чарх". Мастера производили работу либо ножной тягой, либо с использованием водяного колеса. На токарном станке изготовляли миски, чашки, бокалы, кружки, трости и т.д. Ковши, половники, ложки и ряд других предметов изготовляли вручную. Местные изделия из дерева украшались, как правило, геометрическим или растительным орнаментом. При этом для различных изделий использовали специальные типы древесины – бук, ясень, липа и т.д.ciii

В Горной Чечне с незапамятных времен для перевозки тяжелых грузов употребляли деревянные сани, запрягаемые быками. Они делались из толстых дубовых брусьев выдерживавших самые сложные усыпанные камнями тропы. Другой вид транспорта – горные арбы имели свою специфику – колеса делались маленькими и широкими (порой сплошными без спиц), узкая платформа соответственно оказывалась низкой, благодаря чему арба не переворачивалась на крутых склонах.civ

С выходом чеченцев на равнину получило дополнительный импульс изготовление ароб и сложных аробных высоких колес со спицами. В XVIII в. чеченские мастера не только закрывали внутренние потребности страны, но и вывозили те же колеса за Терек, к терско-гребенским казакам. В 1771 г. казаки просили Сенат Российской империи освободить ввоз аробных и тележных колес из Чечни от таможенных пошлин. В данном столетии отмечен также широкий вывоз в Кизляр и в казачьи станицы строительного леса, таркалов для виноградников и бочарных досок.cv

Немаловажной отраслью в традиционном хозяйстве Чечни являлась обработка шерсти. Из нее изготовляли на простейшем деревянном станке, т.н. "чеченское" сукно, которое шло на черкески, накидки, мешки и паласы. Традиционной отраслью чеченцев было и производство бурок, войлоков, ковров, хурджинов и различных вязанных изделий. Об этом пишет в своих записках, служивший в 1791-1803 гг. на Кавказе П.Г.Бутков: "Из рукоделий главное у них (чеченцев. - Я.А.) ткание сукон и валение войлоков на домашнее употребления".cvi

Работа с шерстью являлась прерогативой женщин. Следует отметить, что шерстяное производство было довольно затратным и трудоемким процессом: очистка шерсти, мытье, сушка, разрыхление, теребение, расчесывание, прядение требовали зачастую коллективных усилий. Так женщина могла промыть в день 2 пуда шерсти, расчесать до 2 кг, на изготовление пастушьей бурки ей требовалось 8-10 дней, а на изготовление белой т.н. "княжеской" бурки, до 30 дней. Уже в XVIII в. бурки, войлоки и сукна из Чечни распространялись не только у горских соседей но и в казачьих станицах и в Грузииcvii. Весьма облегчало обработку шерсти в аулах плоскостной Чечни наличие здесь горячих и сернощелочных источниковcviii, а также высокое качество шерсти, которую иностранные наблюдатели (Готлиб Шобер, 1718 г.) сравнивали с лучшими сортами испанской шерсти.

Соответственно с наличием собственной сырьевой базы развивались в Чечне и иные промыслы. Так, весьма качественной считалась на Тереке обработка кож и шкур в Чечне, повсеместно было развито портняжное и скорняжное дело, по крайней мере с начала XVIII в. распространяется шелкопроизводство. Следует отметить, что в XVI-XVIII вв. в женской и мужской одежде чеченцев произошли известные изменения, приведшие к усложнению элементов одежды, покроя, использованию разнообразных типов тканей, что было связано как с модой, так и распространением ислама и социализации общества. В целом самые характерные традиционные народные производства чеченцев благополучно перешли во вторую половину XIX в.cix

Вместе с тем, необходимо отметить, что итогом развития ремесел и кустарных промыслов Чечни в исследуемый период так и не стало зарождение промышленного производства, которое в той же Европе началось в позднем средневековье с разделения труда и создания мануфактур. И в целом, и в частности, производящее хозяйство Чечни обслуживало потребности местных обществ и аульных общин с определенным выходом излишков на внешние рынки, иногда и вследствие вынужденного обмена (из-за отсутствия звонкой монеты) своих изделий на металл, соль, фабричные и заводские изделия, пряности и краски.

Весьма примитивными способами и средствами осуществлялась в Чечне и разработка полезных ископаемых. Здесь была известна, например, добыча соли через выпаривание воды из соленых источников близ селения Датых и озера Турали в шамхальстве Тарковском. Использовались естественные выходы селитры и природной серы на всей территории страны и естественные выходы нефти, как в Беное (Восточная Чечня), так и на Терско-Сунженском хребте. Есть некоторые полевые этнографические данные и археологические подтверждения о производстве железа из т.н. "болотной" руды. Имеются документальные и полевые материалы о выплавке в чеченских аулах в небольших количествах меди, свинца и серебра, о добыче пескового золота в некоторых горных речках, например, в верховьях Чанты-Аргуна у сел. Кирд-Баьвниш. Сохранился также краткий отчет от 1789 г. неких горских рудознателей аварскому хану о поисках, правда безуспешных, золотых и серебряных руд в землях общества Химой (верховья Шаро-Аргуна).

Известно, что чеченский князь Казбулат имел доход от нефтяных колодцев продавая сырую нефть в бочках на русской казачьей линии за Тереком. Более поздние данные говорят, что жители нескольких горных мержойских селений (71 двор), покупали хлеб "посредством распродажи соли" выпариваемой из соленых колодцев в горах.

Согласно данным авторов XVIII в. собранных профессором Ш.Б.Ахмадовым природная нефть давно использовалась горцами и казаками в хозяйственных целях – смазка, освещение, лечение, в т.ч. и скота. Свидетельства также говорят об использовании теплых минеральных источников равнинной Чечни в лечебных целях, в т.ч. и русским населением Терека. Царская администрация вела разведки рудных богатств Чечни, предполагая их эксплуатацию в интересах "доходов государственных".cx

В целом, кустарные промыслы и ремесла в Чечне соответствовали уровню своего времени и обеспечивали основные потребности населения. Недостающее, а это были главным образом фабрично-заводские изделия, хлопчатобумажные и шелковые ткани, предметы роскоши, зеркала, проволока, красители, бумага, стекло и металлы, через покупку или обмен приобретали у торгующих купцов и на близлежащих русских и горских посреднических рынках.

К крестьянским промыслам относят "добычу" дикорастущей марены, охоту, рыболовство и пчеловодство (бортничество) в основе которых лежит использование природных даров. Указанные направления имели для своего развития в Чечне благоприятные условия: густые леса и разнотравье, богатые зверем, плодами и ягодами; равнинные реки были богаты красной "царской" рыбой и удобны для организации промысловой ловли сетями и бреднями и т.д.

Согласно данным путешественника 70-х гг. XVIII в. Иоганна Гильденштедта на р. Терек встречались практически все виды каспийских рыб: белуга, осетр, севрюга, стерлядь, лосось, кизлярская сельдь и т.д. Кроме того, здесь и на ее притоках, водились пресноводные виды рыб – щука, сом, усач, окунь, чебак и лещ. Добыча рыбы составляла важную статью в хозяйстве и питании горцев. Добытая рыба распластывалась во всю длину, солилась и высушивалась на воздухе. "В устье Сунжи – отмечает С.М.Броневский – ловят тамошние жители несколько рыбы для собственного своего продовольствия". Есть так же данные XVIII в. о претензиях червленских казаков на "рыбные ловли" на правом берегу Терека и на Сунже где они сталкивались с чеченцами и брагунцами. Немалый интерес представляют также известия о рыболовном промысле чеченцев (включая – ауховцев) в районе острова Чечень на Каспии.cxi

Известным промыслом в Чечне XVI-XVIII вв. являлась и охота. Здесь добывался благородный кавказский олень, горный тур и горные козы, медведи, кабаны, лисицы, зайцы и куницы. Возможно, что еще в XVII в. в затеречных степях водились дикие крупнорогатые животные. Из птиц добывались фазаны, куропатки, перепелки, утки, гуси и т.д. Есть данные о наличии в водах Терека выдр, а в р. Сунже бобров и выдр. В том же XVIII в. часть добытых шкур и пушнина диких животных вывозились в Кизляр и казачьи станицыcxii.

В числе немаловажных промыслов Чечни XVI-XVIII вв. можно указать на бортничество и пчеловодство. Есть немало документальных, нарративных и этнографических данных начиная с XVI в., которые говорят о повсеместном распространении в стране "медвяного промысла" ввиду обилия лугов, лесов, садов с одной стороны и наличии заинтересованного населения с другой стороны. Мед и воск добывались настолько в большом количестве, что шли на русские рынки по Тереку. Домашние пчелы чеченцев содержались в специальных плетенных ульях "на подставках", которые по мере смены сезона трав и цветов перевозились с места на место. Менее значительную роль играло бортничество – охота за медом и воском диких пчел откладываемых в дупла лесных деревьев. Следует отметить, что адаты горцев весьма строго преследовали кражу и разорение ульев.cxiii

Немалая заслуга в распространении в Чечне, начиная с XVI в. маренного промысла сыграли чеченцы-окочане жившие в Терском городе и рано познакомившиеся благодаря русским и персидским купцам с ценностью этого дикорастущего корня.cxiv Данное многолетнее дикорастущее растение давало природный краситель всех видов и оттенков для тканей и ковровой пряжи, не выцветавший ни при каких условиях. Как популярный краситель марена использовалась по всей Азии и Европе. Маренным промыслом в осеннее время занимались жители всех притеречных чеченских и кумыкских селений. Следует отметить, что марена в основном шла на продажу. Ее скупкой занимались на местах и в Кизляре горские, русские, армянские, персидские и индийские купцы.

Уже в 1757 г. московские купцы строят первый в России завод по переработке корней терской марены. Ее стоимость возросла настолько, что марену стали выращивать на Тереке и Сулаке на искусственных грядках, добиваясь высоких урожаев.cxv

Таким образом, следует считать установленным, что в указанный период в Чечне существовали многие промыслы и ремесла необходимые для удовлетворения личных и хозяйственных потребностей горцев. Вместе с тем, все они носят вспомогательный характер, за некоторым исключением - такие отрасли как оружейное, суконно-войлочное, деревообделочное, ювелирное приобретали определенные товарные черты. Это обстоятельство играло весьма важную роль не только в хозяйственном, но и в социально-экономическом и политическом развитии края. Складывается социальная категория ремесленников нуждавшихся в рынках сбыта своей продукции и за пределами края, а также в приобретении качественных железных и стальных "полос", заводских ружейных стволов, драгоценных металлов, некоторых химических соединений и т.д.

Широкое развитие того же оружейного дела в Чечне повышало потенциал местных воинов и качество вооружения народного ополчения в целом. Страна не испытывала недостатка в холодном, огнестрельном оружии и защитных доспехах, благодаря в т.ч. и ремесленным центрам Дагестана.

Поэтому периодически объявляемый запрет на русской границе по Тереку на вывоз металлов, не говоря уже об оружии, не сказывался на оружейном рынке Чечни. Ружье, кинжал и шашка становятся в ХУШ в. достоянием практически каждого горского мужчины, из которых богатые приобретали ещё кольчуги, шлемы и налокотники.

 

§ 4. Торговые центры и пути сообщения. Внутренняя и внешняя торговля

 

Характер развития торговли в чеченском обществе XVI-XVIII вв. определялся, прежде всего уровнем развития производительных сил, наличием хозяйственной специализации тех или иных районов края (обусловленной естественно-природными факторами), наличием путей сообщения, близостью к значительным торговым путям, торгово-ремесленным центрам и городам регионального и общекавказского значения. Следует также учитывать характер и степень вовлеченности Чечни в ту или иную крупную региональную или международную экономическую систему того времени.

В рассматриваемый период для Чечни была характерна определенная, но не определяющая, вовлеченность в региональную экономическую систему Дагестана (главным образом через Кумыкию и Андию), в иранскую (узко - азербайджанскую) субконтинентальную систему (через многочисленных иранских, азербайджанских и армянских торговцев на Северном Кавказе), в османскую континентальную экономическую сферу влияния через торговые пути ведущие от Каспия и Дагестана через Чечню к Черному, Азовскому морям и Крымскому полуострову. Весьма активно наш край в XVI-XVIII вв. втягивался в торгово-экономическую систему и русского государства (через русскую пограничную линию на Тереке) представлявшего собой региональную восточноевропейскую державу, а начиная с Петра Первого континентальную Российскую империю ставшую на путь «догоняющей» промышленной модернизации.

Впоследствии распада в XV в. некогда единой Грузии на отдельные царства и княжества и раздела ее территории на сферы влияния между шахским Ираном и султанской Грузией традиционные торговые связи обществ Горной Чечни с грузинскими землями сократились. Они сохранялись на уровне контактов пограничных обществ и селений расположенных по обе стороны Кавказского хребта.

Основные меры веса, объема, длины используемые в Чечне в торговле, а также названия денежных единиц и монет были либо местными, либо заимствованы чеченцами из русских, иранских, турецких и грузинских систем, что говорит о их влиянии на более молодые горские образования выходившиена рынки с сырьевым товаром и ремесленными изделиями штучного производства.

В XVIII в. и сама Чечня в свою очередь становится притягательной экономической зоной для Нагорного Дагестана, Кумыкии, Кабарды, Терско-Гребенского казачьего войска и терских нагайцев.

Типологически Чечня относилась к локальной цивилизации традиционного вида – так называемая «горская цивилизация». Она характеризовалась преобладанием в хозяйстве аграрного начала и крестьянского парцеллярного хозяйства, в котором органично сочеталось земледелие и скотоводство.

Необходимо при всем этом учитывать, что уже в конце XV - начале XVI в. западноевропейская цивилизация вступила на путь торгово-промышленной модернизации связанной с переходом к буржуазному обществу. Российская «цивилизация» византийско-восточноевропейского типа начала свою «догоняющую» модернизацию в начале XVIII в. В то время как Иран и Турция, две великие страны, относящиеся к «восточной цивилизации», при всех своих спорадических хозяйственных достижениях (основанных на использовании внеэкономического принуждения), так и не встали на путь перехода от традиционного общества к буржуазному.

Территорию Чечни в исследуемое время пронизывали десятки дорог и сотни горных троп связывавших все ее ущелья, равнины, горы, речные долины, населенные пункты: от мержойцев, галашевцев и арштхойцев на западе (расселенных в бассейне рек Ассы, Сунжи и Фортанги) до Чеберлоя и ауховцев–окочан на востоке (бассейн рек Аксай - Акташ), от снеговых вершин Главного Кавказского хребта на юге и до берегов Терека на севере. Вместе с тем, часть дорог и перевалов страны, главным образом высокогорной зоны, являлись сезонными – доступными только в летнее время.

В то же время исключительно малая часть дорог горной зоны страны являлись аробными и санными. Это были конные, вьючные, а то и пешеходные тропы над крутыми склонами и пропастями. На равнине ситуация была другой: большеколесные арбы, запряженные упряжкой быков, легко преодолевали здесь подъемы, ухабы и речные броды.

Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Раздел: История России
Дата публикации: 03.01.2014 00:24:14

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм



Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

История Республики Саха(Якутия)

В своей работе я рассматриваю положение Якутии и народов, ее населявших, во все времена. Эта тема является недостаточно изученной, поэтому можно встретить различные мнения по поводу происхождения первых поселенцев Якутии и причин, по которым было выбрано это место. Работа является своеобразным обоснованием всех фактов, известных на сегодняшний момент о Якутии и народах саха. Безусловно, она важна как для научного сообщества, так и для заинтересованных людей, может быть развита дальше и использоваться в качестве первого шага для дальнейшего изучения. .

Читать

Становление Русского государства по археологическим данным

Возникновение государства — это закономерный процесс. Для того, чтобы возникло государство, нужна не чья — то воля, а нужно чтобы сложились определённые условия. Поэтому возникновения государства на Руси, норманскую теорию необходимо рассматривать именно с этой стороны..

Читать

Будущий прелат. Учёба в Санкт-Петербурге. Часть 3. Учёба в Духовной Академии

Прослеживая судьбу латгальского юноши из крестьянской семьи, статья знакомит с работой католической Духовной Академии в Санкт-Петербурге, с составом воспитанников и преподавателей, акцентируя внимание на выходцах из Латгалии..

Читать

Национальные сокровища с «бохчи»

Впервые эту историю я услышал в нашем школьном этнографическом музее. Она меня очень взволновала. Я рассказал ее дома в своей семье. А от мамы я узнал, что в годы депортации мой народ, крымские татары, потеряли почти всю свою историческое наследие. В мае 1944 года людям, которых под дулом винтовок выводили на железнодорожные станции, позволяли взять с собой только еду и кое-что из вещей. Моя мама мне рассказала, что моя бабушка из всех вещей взяла лишь кусочек хлеба и Коран. В первые годы депортации народ потерял почти половину своего населения. Умирали в первую очередь старики, которые оставались еще носителями культуры..

Читать

Альфонс Пастор – прелат Апостольского престола. Часть 1

После вхождения Латвии в состав Советского Союза начались репрессии против многих категорий латышей, в частности, против католических священников. Советские власти использовали репрессии для оказания давления на митрополита А. Спринговича, подвергая аресту его ближайших помощников. Первый арест прел.

Читать

Деятельность Нижегородского отделения Татьянинского комитета в годы Первой мировой войны

Как известно, Первая мировая война принесла немало бедствий, как военному, так и мирному населению, экономике России. Все эти проблемы еще больше усугублялись массовым притоком беженцев из западных районов, затронутых военными действиями или мест, соседних с границей военных действий, которые двигались дальше на восток..

Читать

Демянск не забыт: экспедиция поискового отряда «Память»

В августе 2009 г. отряд «Память» Сузановской средней школы Новосергиевского района Оренбургской области принял участие в поисковой экспедиции на территории Новгородской области.

Читать

Глава V. Система управления в Чечне в ХVI-XVIII вв. Династия Турловых. // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

В ХVI-XVIII вв. на территории Чечни протекали процессы усложнения общественно-политической жизни как в традиционных «старых» горных аулах и обществах, так и в «новых», равнинных обществах (возникших главным образом в XVII-XVIII вв.). Если в горной части края к началу исследуемого периода мы имеем примерно 35 союзов аульных обществ, называемых в источниках и литературе «землицы», «вольные общества», а то и «республики» и «конфедерации», то в равнинной части края насчитывают по крайней мере до 9-10 крупных союзов обществ, часть из которых успели пройти стадию феодальных владений - княжеств..

Читать

Неизвестные места вашего региона, имеющие историко-культурную значимость

Кострома сыграла видную роль в истории российской государственности. История Костромы не может не рассматриваться в контексте экономических, социальных, политических и культурных процессов в древнерусский и русский периоды. Вопросы исторического развития Костромы непосредственно связаны с общеисторическими процессами, проходившими в рамках Северо-Восточной Руси и Московского государства..

Читать

Становление и развитие православной школы России до духовно-учебной реформы 1808 года.

С 60-х годов XVIII в. утилитарный взгляд на образование стал постепенно сглаживаться, школы стали понемногу получать общецерковный и общегосударственный характер, не переставая, как и прежде, оставаться школами архиерейскими и специально-сословными, постепенно включаясь в общегосударственную образовательную систему..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter