↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

Названо самое провальное оружие Второй мировой войны
........................
Ученые подтвердили гибель динозавров от астероида
........................
В Пскове под кинотеатром нашли древнюю церковь
........................
Красная Армия помешала Японии применить биологическое оружие
........................
В Китае нашли следы пива возрастом 9000 лет
........................

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

Глава III. Хозяйственные занятия чеченцев в XVI-XVIII вв. Образование единого хозяйственного пространства // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

(Книга)
Раздел: История России
Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Скачать книгу полностью в формате pdf

Оглавление

Несмотря на заставы и форпосты, горцы и казаки продолжали беспошлинную торговлю. Так, в 1760г. гребенской атаман И. Иванов жаловался начальству, что некий поручик «Новоглатковского форпоста» разрешает казакам и торгующим «из азиатского народа» свободный обмен лошадей, скота и прочего за взятки. Нужда гребенских казаков в торговле с чеченцами была большой, так в документах 70-х гг. XVIII в. отмечено: "с татарами торг имеют не на деньги но меною, берут у них кафтаны, шапки, колеса…".clvi.

Терско-гребенские казаки добивались устранения запретов и пошлин на их торговлю с горцами и официальным путем: в 1771 г. казачье войско подало прошение Российскому Сенату о снятии пошлин на аробные колеса ввозимые из Чечни. Ходатайство было Сенатом отклонено, чтобы не «подавать способ к уменьшению пошлинного сбора»clvii.

Следует отметить, что торговые пошлины взимали и горские князья: как за провоз товаров через их владения, так и за сопровождение купеческих караванов и конских табунов к торговым центрам. Традиционная пошлина в ХУШ в. составляла (на примере доходов шамхала) по 2 руб. 50 коп. русской монетой с каждой повозки нагруженной товарами, а с пеших и конных коробейников по 1 руб. Плата шла с каждой головы лошади, определенного количества голов скота или штук вяленной рыбы. В документах XVIII в. есть свидетельства выполнения охранных функций на торговых путях чеченскими и брагунскими князьямиclviii.

Системный анализ материалов XVIXVIII вв. о торговле в Чечне, да и на всем Северном Кавказе, показывает, что основными «стратегическими» видами товаров, входящим перечень «жизненных», для горцев являлись: хлеб, соль, ткани, металлы, оружие, порох, лошади, домашний скот, маренаclix, рыба (вяленая), рабы. Но работорговля была неким экзотическим видом торговли в горской среде, наиболее привлекающей внимание наблюдателей, но менее всего значащей. Так, достаточно развернутые документы XVIII в. по Чечне дают буквально несколько десятков данных о фактах работорговли, причем часть ее относится к промежуточной – провоз рабов или перепродажа их в Чечне. Даже похищения людей с целью перепродажи, случавшиеся в горских районах с княжеским правлением, относились, как правило, к семьям крепостных и тех же рабов.

Вопреки общераспространенному мнению, одним из главных рынков сбыта рабов (большей частью выходцы из Грузии, Ирана, Средней Азии и, в меньшей части из горской среды), в XVII-ХУШ вв. являлась Россия. В конце XVII в. царское правительство стало запрещать терским воеводам покупку «ясырей», а также посылку гонцов за Терек и к ногайцам для покупки пленных. Видимо, это явление приобрело вызывающий характер. Как бы то ни было, в XVIII в. вновь широко практикуется работорговля в русских крепостях и городах. Так, знаменитый эндереевский «Ясыр-базар» (Северный Дагестан) по большей части сбывал рабов покупателям из русского города Кизляра, где их труд использовался на виноградных плантациях. Как отмечал в своей записке бывший комендант Кизлярской крепости А.И.Ахвердов, андреевцы «продают (рабов. – Я.А.) в Кизляр с хорошими выгодами для употребления в садах виноградных». Только часть пленных «самых лучших обоего пола» продавалась приезжим «туркам и жидам». Но «настоящая же прибыль» тех же андреевцев состояла не в работорговле, а в «хлебопашестве, скотоводстве и в воске, на продажу в Кизляр дров, кольев для садов виноградных, строевого лесу»clx. Кстати, тот же лес доставлялся в Эндерей главным образом из ближайших чеченских районов богатых лесом.

Весьма важно отметить распространение в Чечне начиная с XVI в. товаров так называемого престижного потребления: это златотканые шубы и шапки из ценных мехов, золотые и серебряные кубки, дорогие ткани и красители, предметы обихода (зеркала, ларцы), высококачественные кожи и т.д. В XVIII в. возрастают объемы потребления бумаги в связи с развитием грамотности.

Как заметил С.М. Броневский, горские народы «имеют также свою роскошь и свои прихоти. Не только разборчивы в доброте оружия, но и в щегольстве онаго; для одежды жен своих покупают европейское сукно, шелковые и бумажныя материи, сафьян, сученое серебро и золото»clxi.

Другим важным явлением развития торговли в Чечне являлось складывание торгового сословия купцов – «совдегар», существовавшего за счет доходов от разнообразной торговли – как сырьем, так и готовой продукцией.

Появление в Чечне своего рода «промышленников», живших «торговыми оборотами» приводило и к выработке определенных соглашений с соседями: так, в конце XVIII в. между кизлярским комендантом и чеченцами «для производства их купечеством торга зделаны были… условия»clxii.

Политическим следствием развития внутренней и внешней торговли в Чечне (ориентированной с ХУШ в. главным образом на Россию где начиная с Петра Первого развивалась фабрично-заводская промышленность) являлось несомненное развитие внутреннего хозяйственного пространства и складывание пророссийской внешнеполитической ориентации.

Другим следствием развития торговли на территории Чечни с учетом наличия зернового хозяйства и ремесел (некоторые виды которых приобретали товарные черты) следует считать то обстоятельство, что наш край, в той или иной форме, выступал притягательным хозяйственным рынком для своих непосредственных соседей. "Выгоды торговли" связывают в XVIII в. с Чечней Нагорный Дагестан, Кумыкию, Кабарду, Терско-Гребенское казачье войско и ногайцев. Это обстоятельство еще раз служило диверсификационным фактором развития единого хозяйственного пространства в географических пределах предгорно-плоскостной Чечни выступавшей в качестве своеобразного системообразующего центра на Северо-Восточном Кавказе, где с той или иной силой действовали так же "силы притяжения" российского торгового "центра" на Тереке, кумыкского центра (в целом северодагестанского), Дербентского ханства, Большой Кабарды, турецких городов в Причерноморье и на Тамани, и т.д.

 

i См.:Иваненков Н.С. Горные чеченцы // Терский сборник. Вып.7. Владикавказ, 1910; Умаров С.Ц. Средневековая материальная культура горной Чечни. ХIIIXVIII вв. Рук.дисс.канд.ист.наук. М.,1970; Саидов И.М. Землевладение и землепользование у чеченцев и ингушей в XVIIIXIX веках // Известия ЧИНИИИЯЛ. Т.IV. Вып.1. Грозный, 1964; Хасиев С.А. Земледелие чеченцев и ингушей в XIX – нач.ХХ вв. Рук.дисс.канд. ист.наук. М., 1973; Его же: Орудия труда в полеводстве войнахов (XIX - начало XX в.) // Традиционная материальная культура Чечено-Ингушетии. Грозный, 1989;см., обстоятельную монографию Калоева Б.А. Земледелие народов Северного Кавказа. М., 1981.

ii См.:Иваненков Н.С. Указ.соч. С57-61; Ахмадов Ш.Б. Чечня и Ингушетия в ХVIII – начале ХХ века. Грозный, 2002. С.83-84; и др.

iii Следует оговорить, что указанная интенсификация была вызвана не товарным характером земледелия, а скудостью природных ресурсов.

iv См.: Адилсултанов А.А. Акки и акинцы в XVI-XVIII веках. Грозный, 1992. С.21-22; Ахмадов Ш.Б. Указ соч. С.65-67; Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века. М., 2001. С 250-252; Хасиев С.А. Культура полеводства чеченцев и ингушей в XIX – начала XX в. Ч.1. Нальчик, 2004. С.52-53, 58-59, 67-68; и др.

v Кантария М.В. Агрикультурные способы полеводства в Чечено-Ингушетии // Кавказский этнографический сборник. Вып. VI. Тбилиси, 1986. С.47.

vi См.: Иваненков Н.С. Указ. соч. С.26; Хасиев С.-М.А. Указ. соч. С.18-21.

vii Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX в. Владикавказ, 2000. С.127.

viii См.: Саидов И.М. Указ.соч. С.165; Хасиев С.-М.А. Указ.соч. С.30-33.

ix См.,Хасиев С.А. Указ.соч. С.40-41;

x См.:Хасиев С.А. Указ.соч. С.24-25; Кантария М.В. Указ. соч. С.49.

xi Хасиев С.А. Указ. соч. С.25-26.

xii Там же. С.27-28, 35-37.

xiii Хасиев С.А. Указ.соч. С.38-39, 41-46; См., также сводную работу: Берг В.Р. Полеводство и посевные культуры Горной Чечни // Посевные культуры северных склонов Кавказа. Ч.2. Ростов-на-Дону, 1930.

xiv См.:Русско-чеченские отношения. Вторая половина XVI-XVII в. Сб. док. Сост. Е.Н.Кушева. М., 1997. С.54, 110, 121.

xv Русско-чеченские отношения... ,С.18, 55-56, 65;

xvi Там же, С. 130-135.

xvii Адилсултанов А.А. Указ.соч. С.23-24.

xviii Русско-чеченские отношения... С. 97.

xix См.: Акбиев Арсен. Кумыки. Вторая половина XVII - первая половина XVIII в. Махачкала, 1998. Раздел "Земледелие и животноводство" // Интернет: www.kuimikia.ru/books.

xx Гутнов Ф.Х. Факторы социальной эволюции средневековых обществ Северного Кавказа// Статья размещена в Интернете. С.13-15; Блиев М.М. Горцы Большого Кавказа. М., 2003. С.45-46.

xxi См.: Ахмадов Я.З. Вайнахи в кумыкских княжествах Северного Дагестана // Известия Чечено-Ингушского респ. краев. музея. Вып. Х1. Грозный, 1972. С. 59, 64 ; и др.

xxii Сахно-Устимович П.М. Описание чеченского похода 1826 г. // Звезда, № 10. 2006. С.147.

xxiii Гильденштедт И.А.Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. СПб, 2003. С.60-63.

xxiv См.:История Чечни с древнейших времен до конца XIX века. Грозный, 2006. С.195.196; Адилсултанов А.А. Указ. соч. С.28-29.

xxv [Фальк]. Записки путешествия академика Фалька // Полное собрание ученых путешествий по России. Т.VI. СПб., 1824. С.63, 70.

xxvi Тотоев Ф.В. Общественно-экономический строй Чечни (вторая половина XVIII 40-е гг. XIX в. Рук. дисс.канд.истор.наук. М., 1966. С.233, 276.

xxvii См.: Максимов Евг. Чеченцы. // Терский сборник. Вып.3. Владикавказ, 1893; Исаев С.А. Аграрная политика царизма в плоскостной Чечне в 50-60-е гг. XIX в. // Известия ЧИНИИИЯЛ. Т.IX. Ч.3. Грозный, 1974; и др.

xxviii См., Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып.1. б/м и г/и. С.56-57; Вып.2. Одесса, 1883. С.79-80.

xxix См.: РГВИА. Ф.482. Оп.1. Д.192. Л.159-160; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.84-89.

xxx Лаудаев У. Чеченское племя // Чечня и чеченцы в материалах XIX в. Элиста, 1990. С.84-85.

xxxi См.: ЦГАРД. Ф.Кизлярский комендант. Д.2901. Ч.1. Л.46 об.; там же: Д.2992. Ч.1. Л.1об; Д.2701.Ч.1. Л.16; Лаудаев У. Указ. соч. С.84; Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 гг. Ч.1 СПб., 1869. С.261; Буцковский А.М. Выдержки из описания Кавказской губернии и соседних горских областей. 1812. // История, география и этнография Дагестана. Архивные материалы . М., 1958. М.239, 243; Волкова Н.Г. Указ. соч. С.179-180, 183-184; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.203-204.

xxxii Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века. М. 2001. С. 265-268.

xxxiii Ахмадов Я.З. Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией. Грозный, 1991. С.23; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.196, 199-201; и др.

xxxiv См.: ЦГАРД. Ф.Кизлярский комендант. Д.2687. Ч.2. Л.68 об.; Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. Т.2. М., 1957. С. 239-240;

xxxv35. См.: Записки путешествия академика Фалька С.70; Волкова Н.Г. Указ. соч. С.164;

xxxvi См.: Лаудаев У. Указ. соч. С 83,98; Волкова Н.Г. Указ.соч. С.164; Хасиев С.А. Указ.соч. С.48.

xxxvii Ахмадов Ш.Б. Указ. соч.С.65.

xxxviii Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.69; Хасиев С.А. Указ.соч. С.58-67; Кантария М.В. Указ.соч. С.63-65; и др.

xxxix О прорытии татаула (канала) из р.Сунжи к Тереку // Ставропольские губернские ведомости. № 43, Ставрополь, 1857.

xl Бларамберг Иоганн. Кавказская рукопись // Ингушетия и ингуши. Т.I. Назрань-Москва. 1999. С.124.

xli См.:Адилсултанов А.А. Указ.соч. С.23-24; Хасиев С.А. Указ.соч. С.29-34.

xlii Броневский С.М. Указ. соч.184.

xliii Ахвердов А.И. Описание Дагестана. 1804. // История, география и этнография Дагестана. Архивные материалы. М., 1958. С.227.

xliv См.: Материальная культура аварцев. Махачкала, 1967.С.22; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.64-65.

xlv История Чечни с древнейших времен до наших дней. Грозный, 2006. С.186.

xlvi Покровский Михаил. Завоевание Кавказа // Россия и Кавказ. СПб. 1995. С. 19-20.

xlvii Багаев М.Х. Население плоскостной Чечено-Ингушетии накануне окончательного переселения войнахов с гор на плоскость (XIII-XVI вв.) // Археолого-этнографический сборник. Т.2. Грозный, 1968. С.55, 70-71.

xlviii См.: Калоев Б.А. Развитие скотоводства на Северном Кавказе. М., 1983; Мадаева З.А. Обычаи и обряды вайнахов, связанные с животноводческим бытом (XIX - начало XX в.) // Археология и вопросы социальной истории Северного Кавказа. Сб.научн.трудов. Грозный, 1984.

xlix См.: Белокуров С.А. Отношения России с Кавказом. 1578-1613 гг. М., 1889. С.526; Русско-чеченские отношения. Вторая половина XVI-XVII в. Сост.Е.Н.Кушева. М., 1997.С. 65.

l Белокуров С.А. Указ. соч. С.560; Русско-чеченские отношения… С.75.

li Русско-чеченские отношения… С.61-62, 118, 151, 154.

lii Там же. С.55-56, 118.

liii См.: Арсаханов А.Б. Аккинский диалект в системе чеченского языка. Грозный, 1958. С.6. Адилсултанов А.А. Акки и акинцы в XVI-XVIII веках. Грозный, 1992. С.24-26; Акбиев А.Кумыки. Вторая половина XVII – первая половина XVIII в. Махачкала, 1998. Раздел «Земледелие и животноводство» // Интернет: www.kumikia.ru/books.

liv Адилсултанов А.А. Указ. соч. С.26.

lv См.: ЦГАРД. Ф.379. Оп. 1. Д. 113. Л. 41-42 об. Розен Ф.В. Описание Чечни и Дагестана. 1830 г. // История, география и этнография Дагестана. М., 1958. С.289.

Исследователь Акбиев А. отмечает, что "наличие большого количества пастбищ позволяло кумыкским владельцами отдавать их в аренду горцам". См., Акбиев А. Кумыки. Вторая половина XVII- первая половина XVIII века. Махачкала, 1998 //Интернет. Глава I.

lvi Русско-чеченские отношения…, С.202.

lvii Бутков П.Г. Из «Известия о бывшем в Кавказских горах лжепророке Мансуре» // Россия и Кавказ: сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб., 2001. С.10.

lviii Русско-чеченские отношения… С.203.

lix Великая Н.Н., Виноградов В.Б., Хасбулатова З.И., Чахкиев Д.Ю. Очерки этнографии чеченцев и ингушей (дореволюционный период). Грозный, 1990. С.24-25.

lx В связи с этим важно наблюдение дагестанских этнографов, что на некоторой части вершин пастбищных гор Нагорного Дагестана открытых солнцу трава держалась и в зимнее время. Выпас животных на "зимних пригревах" в летнее время настрого запрещался. Их использование сельские общины разрешали только со второй половины зимы. См., Бобровников, Рощин М. Адатное землепользование в Нагорном Дагестане // Отечественные записки. № 2 (17) 2004 //Размещено в Интернете.

lxi Гамрекелидзе Б.В. Из истории скотоводства в горной Ингушетии // Кавказский этнографический сборник. Вып.2. Тбилиси, 1968. С.244-246.

lxii Саидов И.М. Землевладение и землепользование у чеченцев и ингушей в XVIII-XIX вв. // Известия Чечено-Ингушского НИИЯЛ. Т.4. Вып.1. Грозный, 1964. С 164; Ахмадов Ш.Б. Чечня и Ингушетия в XVIII – начале XX века. Грозный, 2002. С.77.

lxiii См.: Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа вы XVIII - начале ХХ века. М., 1974. С.166; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.100.

lxiv Еще в 20-х гг. XIX в. костековские (кумыкские) князья, жившие за Сулаком получали большие выгоды "излишнее количество земли своей, отдавая на пастьбу скота чеченцам". – См., Гордин Я. Ермолов // Россия в Кавказской войне. Исторические чтения. (Вып.3.). СПб., 2000. С.87.

lxv Ахмадов Я.З. Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией в XVIII веке. Грозный, 1991. С.18.

lxvi Ахмадов Ш.Б. Указ.соч. С.97.

lxvii См.: Великая Н.Н. и др. Указ. соч. С.25-26; Русин В.Ф. моя жизнь с чеченцами и ингушами. Изд. 2-е. Нальчик, 2008. С.144; и др.

lxviii См.: Тотоев Ф.В. Общественно-экономический строй Чечни (вторая половина XVIII – 40-е гг. XIX в.). Рук. дисс. канд. истор. наук. М., 1966. С.133-134; Ахмадов Я.З. Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией в XVIII веке. Грозный, 1991. С.18.

lxix РГВИА. Ф.482. Оп.1. Д.1. Л.220; там же. Ф.ВУА. Д.18507. Л.24; Д. 18508. Л.111.

lxx Записи адатов сделанные в Чечне в 40-х гг. XIX в. показывают, что традиции возмещения того или иного ущерба определенным количеством овец, коров и быков или их денежного эквивалента сохранялась и далее XVIII в. – См., Адаты чеченцев // Адаты кавказских горцев. Вып.2. Одесса. 1883. С.78-147.

lxxi См.: Великая Н.Н. и др. Указ. соч. С.25; Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века. М., 2001. С.252-253.

lxxii Будаев Н. Коневодство на Северном Кавказе: о происхождении горных пород лошадей. Нальчик, 2006. С.1-6.// Интернет.

lxxiii ЦГАРД. Ф.Кизлярский комендант. Оп.1. Д.3303. Ч.2.Л.121.

lxxiv Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.103.

lxxv См.: Даутова Р.А. Изготовление деревянной посуды вайнахами в эпоху позднего средневековья (по материалам Малхисты и Майсты) // Хозяйство и хозяйственный быт народов Чечено-Ингушетии. Грозный, 1983; Чахкиев Д.Ю. Огнестрельное оружие позднесредневековых вайнахов // Традиционная материальная культура Чечено-Ингушетии. Грозный, 1989; и др.

lxxvi Казиев Ш.М., Карлеев И.В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа XIX века. М., 2003. Гл. XVII. Ремесла //Интернет.

lxxvii Сахно-Устимович П.М. Описание чеченского похода 1826 г. // "Звезда" № 10, 2006. С.149.В примечании автор добавляет, что чеченцы "прежде" готовили к продаже в Кизляр дубовую клепку для бочек.

lxxviii Казиев Ш.М., Карлеев И.В. Указ.соч. Гл.XVII. Ремесла // Интернет.

lxxix Хасиев С.-М.А. Из истории развития кустарных промыслов у чеченцев и ингушей в дореволюционном прошлом (обработка металла и камня) // Хозяйство и хозяйственный быт народов Чечено-Ингушетии. Грозный, 1983. С.17.

lxxx Великая Н.Н., В.Б. Виноградов, З.И. Хасбулатова, Д.Ю. Чахкиев. Очерки этнографии чеченцев и ингушей (дореволюционный период). Грозный,1990. С.31.

lxxxi Таковы например мечети в с.Эйткале (Аргунское ущелье) и в с.Шарой в высокогорной Чечне.

lxxxii См.: Калдани А.М. К вопросу о классификации башенной культуры Чечни // Кавказский этнографический сборник. Вып.VI. Тбилиси, 1986; Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века. М., 2001. С.274; Великая Н.Н. и др. Указ. соч. С.32; Ахмадов Ш.Б. Чечня и Ингушетия в ХУШ-начале Х1Х века. Грозный, 2002. С.413.

lxxxiii См.: Марковин И.И. Памятники зодчества в горной Чечне (по материалам исследований 1957-1965 гг.) // Северный Кавказ в древности и средние века. М., 1980; Ахмадов Я.З. Указ соч. С.274-275; Великая Н.Н. и др. С.30; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.414.

lxxxiv Ахмадов Я.З. Указ соч. С.275.

lxxxv Великая Н.Н. и др. Указ. соч. С.33.

lxxxvi Великая Н.Н. и др. Указ. соч. С.32-33.

lxxxvii См.: Розен Ф.В. Описание Чечни и Дагестана. 1830 г. // История и этнография Дагестана. Архивные материалы. М., 1958. С.282; Ахмадов Я.З. Указ. соч. С.276; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.419.

lxxxviii См.: Марковин В.И. Каменная летопись страны вайнахов. М., 1994. С.140; Ильясов Л.Тени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции. М., 2004. С.63; и др.

lxxxix См.: Прозрителев Г.Н. Кавказское оружие (Оружие кавказских горцев) // Сабли рая. Горское оружие в Кавказской войне. Грозный, 1992. С.3-4; Чахкиев Ю.Д. Оружие вайнахов. // Там же. С.15-22.

xc Луки использовались в Чечне вплоть до конца XVIII в.

xci Великая Н.Н. и др. С.29.

xcii См.: Народы Кавказа. Т.1. М., 1960. С.352; Асхабов И.А.-Р. Искусство оружейных мастеров // Культура Чечни. История и современные проблемы. Изд. 2-е. М., 2006. С.127-139.

xciii "Весьма хорошие делают ружья" в Аухе отмечает в 1812 г. А.М.Буцковский (Выдержки из описания Кавказской губернии и соседних горских народов //История, география и этнография Дагестана. Архивные материалы. М.,1958. С.243; Ибрагимова З.Х. Чеченские кустарные промыслы // Чеченская республика и чеченцы: история и современность. М., 2006. С.238.

xciv Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.135-136.

xcv ЦГАРД. Ф.Кизлярский комендант. Д.2635. Ч.2. Л.52-52 об.

xcvi См.: Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. Т.1. М., 1957, С.120; Бутков П.Г. Из "Известия о бывшем в Кавказских горах лжепророке Мансуре" // Россия и Кавказ – сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб., 2001. С.10; Великая Н.Н. и др. Указ. соч. С.27-28; Чахкиев Ю.Д. О производстве пороха горцами Чечни и Ингушетии в позднем средневековье //Краткое содержание докладов Лавровских (Среднеазиатско-Кавказских) чтений, 1993. СПб., 1994. С.30-31;

xcvii См.: Гриценко Н.П. Социально-экономическое развитие притеречных районов в XVIII – первой половине XIX в. Грозный, 1961. С.61-62; Ахмадов Я.З. Указ. соч. С.19; Великая и др. Указ. соч. С.29.

xcviii См.: Великая Н.Н. и др. Указ. соч. С.28; Хасбулатова З.Народные промыслы чеченцев в XIX – начале ХХ века // "Вестник Лам". № 3. 2002. С.36; Ибрагимова З.Х. Указ. соч. С.240; и др.

xcix АВПРИ МИД РФ. Ф. Кизлярские и Моздокские дела. 1762-1772 гг. Оп.118. Д.1. Л.521.

c Хасбулатова З. Указ. соч. С.38.

ci Хасбулатова З. Указ. соч. С.36; Ибрагимова З.Х. Указ. соч. С.241.

ciiСм.: Народы Кавказа. Т.1. М., 1960. С.352; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.136-137; Ахмадов Я.З. Указ. соч. С.19; Великая Н.Н. и др. Указ. соч. С.29-30;

ciii См.: Великая Н.Н. и др. Указ. соч. С.33; Ибрагимова З.Х Указ. соч. С.240.

civ Их описание приводится Н.Ф.Грабовским по материалам Ингушетии: "Эти своеобразные арбы состоят из трехугольного плоского плетешка прикрепленного к оси, на которой вертятся два колеса, имеющие не более полуаршинна в диаметре и вырубленные просто из доски." См., Грабовский Н.Ф. Экономический и домашний быт жителей Горского участка Ингушевского округа // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.1. Отд.III. Тифлис, 1870. С.12-13.

cv См.: Саламов А.А. Из истории взаимоотношений чеченцев и ингушей с Россией и великим русским народом // Известия Чечено-Ингушского НИИИЯЛЭ. Т.3. Вып.1. Грозный, 1963. С.27; Ахмадов Я.З. Указ. соч. С.20; Великая Н.Н. и др. Указ. соч. С.33; Ибрагимова З.Х. Указ. соч. С.241.

Первой четвертью XIX в. фиксируется вывоз из Чечни в Кизляр и курительных трубок из твердого дерева отделанных серебром "причем в значительном количестве". – См.,Сахно-Устимович П.М. Указ. соч. С.149.

cvi Бутков П.Г. Из "Известия о бывшем в Кавказских горах лжепророке Мансуре". С.10.

cvii Вывоз горских бурок и сукна в значительных количествах чеченцами-окочанами в Астрахань зафиксирован в первой четверти XVIII в. – ГААО. Ф. 681. Оп. Д.26. Л. 14, 18. Документы выявлены Ш.Б. Ахмадовым.

Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Раздел: История России
Дата публикации: 03.01.2014 00:24:14

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм



Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Древо родовой памяти.

Не раз у меня возникал вопрос: «А кто были мои предки?». Актуальность вопроса определяется тем, что история жизни семьи – это, как учебник жизни с семейными ценностями, традициями, увлечениями. Я собрал всю имеющуюся информацию от родителей и бабушки, которая на данный момент оказалась единственной связующей нитью. Но этого оказалось мало. Мне пришлось покопаться в районном архиве г. Воткинска, чтобы узнать подробности из жизни моих предков..

Читать

Казачье ополчение в Отечественной войне 1812 года

В 2012 году мы отмечали 200-летие Отечественной войны 1812 года. За это время человечество не раз потрясали войны. Но героический подвиг народа, защитившего Россию от иноземных захватчиков и разгромившего наполеоновскую армию, до сих пор вызывает у нас чувство гордости. .

Читать

Человек Сталинграда или невымышленная жизнь незабытых людей

Наименее освещенной в свете современной исторической науки является проблема воспроизводства и сохранения региональной истории и культуры, которая весьма значительно влияет на современные региональные национально-этнические, социальные, экономические и политические процессы. Государственническая школа исторических исследований повсеместно искоренила понятие личности и ее значимости в недавней ретроспективе. .

Читать

Письмо прадеду

Вот уже 70 лет прошло с тех пор, как ты не вернулся с фронта. В мае 1943 в нашу семью пришла похоронка со словами: «Пропал без вести» И осталась, дедушка, твоя молодая жена (ей было всего 21 год) с маленьким сыном. Ты из её писем знал, что назвали его Колей, но так и не увидел своего сыночка..

Читать

От медных бунтов к рыжику

Когда-то в России надежного человека называли «кредитным». Этим же словом удостаивали и всю империю, вызывавшую у соседей уважение за толковую финансовую, банковскую и дисконтную политику..

Читать

История моей семьи

Почти 70 лет тому назад закончилась Великая Отечественная война. Для истории это, может быть краткий миг, а для людей – целая жизнь. Время летит, как ветер. Но, как утёсы, стоят герои. Бессмертен их подвиг, потому что залогом их бессмертия стала наша Память. Ложь и беспамятство рождают людей без роду и племени, без памяти и родства..

Читать

История белорусских поселений Шегарского района Томской области

Еще в 90-е годы обозначился интерес к изучению этнодисперсных групп на территории Сибири. Одной из наименее изученных диаспор Томской области являются белорусская..

Читать

Бой у мыса Сарыч

В начале Первой мировой войны Оттоманская империя придерживалась нейтралитета. 2 августа 1914 года между Турцией и Германией была заключена тайная конвенция, согласно которой Османская империя присоединялась к противникам Антанты..

Читать

Товарный дефицит в СССР: обострение проблемы в 1960-х — начале 1980-х гг. в ракурсе истории повседневности

В данной статье рассматривается отражение проблемы товарного дефицита в СССР в обращениях и жалобах граждан, направленных в правительство страны. Особое внимание обращается на отношение населения к причинам товарного дефицита, ухудшению экономической ситуации, несоответствие официальной пропаганды и реальной действительности..

Читать

«Сергий»

Жизненный путь преподобного Сергия описан в Житие, которое составил его ученик Епифаний Премудрый. Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter