↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 ... >|

Глава IV. Историческая география и политическая карта Чечни // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

(Книга)
Раздел: История России
Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Скачать книгу полностью в формате pdf

Оглавление

Согласно преданиям, Хилдехьа представляло собой общество с демократическим типом управления и не входило в какие-либо крупные объединения или в союз с феодальным владением, существуя замкнуто. Здесь располагались почитаемые культовые святилища и капища, включая священные рощи. По-видимому, в связи с наличием развитого языческого пантеона и уединенным географическим положением общество поздно приняло ислам – не ранее второй половины XVIII в. В силу тех же причин оно не попало и в документальные источники XVIXVIII вв.

Терла/Терлой. На левобережных притоках Чанты-Аргуна – Никархойн-эрк, Бархайн-эрк и Бавлойн-эрк располагались земли большого союза сельских обществ Терла/Терлой. Общество граничило на западе через вершины водораздельного хребта с обществом Кей (Кейн-мохк), на севере через вершины Скалистого хребта с Нашха, на востоке с Дишни-мохк, на юге, по руслу Чанты-Аргуна, с Майста и отчасти Хилдехароем. Этимология названия Терла является производной от «Т1ера» - «верхнее/верхний».

Башенные постройки Терлоя, образующие порой мощные замковые и крепостные комплексы сосредотачивались в аулах Барха (Новый и Старый), Уйта, Ушна (Оьшни), Гуро, Боьшна, Элда-Пхьа, Сени, Моцарой, Никарой, Бавлой, Кхенах и Арстах, не считая многочисленных хуторов и отселков. Есть основания считать, что собственно Терлой складывался из союза 3 отдельных аульных обществ сосредоточенных в ущельях речек Никаройн-эрк, Бархайн-эрк и Бавлойн-эрк. Вместе с тем, до принятия ислама (примерно во второй половине XVIIXVIII вв.) здесь существовали общие для указанных обществ мощные языческие культы с храмами и святилищами, более того наблюдался культ местного верховного бога – Терлой Дели (бог терлоевцев). Здесь же наблюдался и храмовый культ «Меркан Нана» (матери земли, страны)xxvi.

Наличие богатых пастбищ и плодородных террасных участков позволило терлоевцам создать самодостаточную хозяйственную систему. Вместе с тем горцы вели активное каменное строительство: не позже XVIXVII вв. в ущельях Терлоя были воздвигнуты совершенные жилые, боевые башни и замковые комплексы. Своеобразную архитектуру имело селение Никарой, воздвигнутое на скалистом мысе при слиянии двух речек столь тесно, что дворы домов располагались на плоских крышах второго яруса жилищ.xxvii

Фамильный состав Терлоя частично совпадал с аульным: бавлой, бешхой, боьшни, гемерой, гизхой, гилшхой, жерахой, кхенарой, мацархой, никарой, оьшний, санахой, шуьнди, элтпхьархой и др.

Отрывочные фольклорные данные говорят о «демократическом» типе управления внутри общества структурированном в трех-четырех ущельных союзах, но объединяемых общенародными собраниями и культами. Вместе с тем, наблюдались и попытки централизации власти аристократическими элементами. Здесь предания называют имена Бийриг Биччу и Элди Талата, влиятельных владельцев башен вступавших даже во взаимные войны xxviii.

Следует отметить, что терлойцы контролировали важную часть участка дороги ведшей с Терека по ущелью Аргуна в Грузию. «Тарлов кабак (поселение. – Я.А.)» фигурирует уже в русских документах 1601 г.: «в Грузи с Терки (послам. – Я. А.) идти… на Мичкисские кабаки, … а от Мичкисского от Кудашева кабака на Пешинский кабак, а от Пешинского кабака на Тарлав, на Бердеков кабак, а ход со вьюками»xxix.

В целом, общество Терлой входило в систему сообществ чантыаргунских «землиц», в т.ч. согласно преданиям и в единый оборонительный комплекс Горной Чечни от Шатоя до Малхисты.xxx

Дишни. Ниже Терлойского общества по левобережью течения Чанты-Аргуна располагался небольшой аульный союз Дишни («Дишни-мохк» - земля дишнийцев), который граничил на западе с Терлоем, на востоке с Чаьнти, на севере с Чоьхоевским обществом, на юге - по руслу Аргуна - с Хачароем (правобережье).

Полевые материалы говорят, что общество некогда владело землями не только по левому, но и по правому берегу Чанты-Аргуна. Правобережные земли были утрачены в результате выхода из союза родственных по женской линии фамилий. Расположено общество в стратегически важном месте, там, где Аргун текущий из Закавказья с запада на восток делает поворот на север, а рельеф окружающих гор исключает обходные пути. Этимология топонима неясна, возможно исходит из характера местности, или из скотоводческой номенклатурыxxxi. Главным хозяйственным занятием дишнийцев являлось скотоводство.

На территории общества существовали следующие селения, отселки, хутора и жилые башни усадебного типа: Тусхара, Амкхелла, Барснаха, Цацах, Бечига, Юрдахо, Утан-кхелла, Тержил-г1ала, Чоьнк-пхьеда, Авст-кхелла, Кхалтъа, Гучча-кхелла, Курш-пхати и др.xxxii

Дишни-мохк практически не упоминается в документах XVIXVIII вв. и скорее всего потому, что данная территория в источниках покрывается топонимом Чаьнта («Чантинская землица»), что свидетельствует о возможном вхождении данного общества в более крупную политическую и территориальную единицу каковым был Чантинский союз, либо о их постоянном и тесном взаимодействии.

Х1ачарой. Общество располагалось на правом притоке р.Чанты-Аргуна речке Хьачарой-ахк берущей начало с вершин Бокового (Тушетского) хребта. Оно граничило на западе (через хребет Данедук) с Хилдехароем, на севере с Дишни-мохк и на северо-востоке по водораздельному хребту с Чаьнти, на юге мощные горные системы Бокового хребта и хребта Кобулам отделяли ее от Тушетии, куда из Хачароя вела пешеходная тропа по перевалам высотой до 4 тыс.м.

Этимология названия общества прозрачна: «хьач» - алыча (дикая слива), «аре» - поляна, пространство. Отсюда Хьачара – «Алычевая поляна»xxxiii.

По данным топонимии здесь располагались следующие поселения в том числе и башенного типа: Шок-кхелла, Ведача, Сиелита, Мазлатане, Калхьада, Гамха, Пхьалгашка, Вазашка, Хьавхара, Пхьакоча, Аттин-бовта и др. Обилие названий связанных с пашнями, огородами, пастбищами, стоянками скота и водяными мельницами говорит об успешных занятиях местных горцев земледелием и скотоводством. Топонимические данные о специальных местах заседаний старейшин общества – «Исс хийшанча» («Девять собиралось где»), подтверждают фольклорные предания о Совете старейшин Хильдехароя как представительном органе решавшем вопросы войны и мира и общественные проблемыxxxiv.

В пользу экстерриториальности Хачаройского общества говорит ряд свидетельств; связи Хачароя «вовне» могли ориентироваться только в сторону севера и северо-востока Горной Чечни (за отдаленностью общества от границ Грузии). Несомненно, имелся тесный союз с соседним Чантинским обществом.

Наличие системы собственных культовых мест языческого пантеона в Хачарое способствовало духовной автономии общества. Надо полагать, что ислам в Хачарое утвердился не ранее XVIII в.

В известных на сегодня исторических документах XVIXVIII вв. Хачарой не упоминается, что возможно объясняется своеобразной «заслоненностью» более крупной «Чантинской землицей».

Чаьнта/Чаьнтий. Данный крупный союз обществ граничил на западе с Хачароем, на севере с Дишни (по руслу Аргуна), на северо-востоке с Дзумсоем, на юге и юго-востоке (через перевалы ) с Шикароем и Цеси.

Распололагалось вытянуто с юга на северо-запад по речке Доьрахойн-эрк (правый приток Аргуна). Имело множество селений, отселков и хуторов, главными из которых были многобашенный Итон–кхелла, расположенный на берегу Чанты-Аргунаxxxv, Доьра, Бобаш-гута, Хаз-кхелла, Хиерах, Тас-гута, Кхокхада (Верхний и Нижний), Хьелди, Пхьакога, Пхьатта, Дан-кхелла, Ахин-гута, Сиелиета, Кахи-аул, Борзхьалха, Итт-куллиш, Цамада (Цамдой), Гаг-кхелла, Цуника, База-кхелла, Гул-кхелла, Иэт-кхелла, Чагие, Марашка, Загал-аул и др.xxxvi Фамильный состав ограничивался указанием на общую "тайпу" (вид) чаьнти делившуюся в свою очередь на многочисленные гары и некъе. В этом состоит известное своеобразие данного общества.

Общество контролировало дорогу по Чанты-Аргуну с юга на север, из Грузии к Тереку и обратно, и путь из верхних чанты-аргунских и шароаргунских сел на равнины Чечни. Здесь было достаточно террасных и приречных пашенных участков, покосов и пастбищ для ведения относительно полноценного сельского хозяйства. Благоприятный микроклимат позволял разводить сады и зерновые культуры характерные для равнин. Вместе с тем, на территории общества встречалось несколько участков аридного характера. Судя по всему наличие таких мест с скудной растительностью степного типа – «ч1ана» и дало название всему району – «Ч1ана/Чаьнта».

Согласно полевым материалам Чаьнтинский союз сельских обществ имел типичную для Горной Чечни систему общественного управления: здесь были и места для сбора народных собраний – «Оховчу гута» - «холм [где садятся для] собрания» и заседаний Совета мудрецов, разбиравших наиболее запутанные дела; было, к примеру, и особое место совещания старейшин – «Исхой» – буквально «девять где совещаются».xxxvii

Вместе с тем, в союзе Чаьнта основанного на преобладании аульного общества Итон-кхелла, вырастали и новые центры влияния. В частности возвысилась группа селений к юго-востоку от головного аула объединившаяся вокруг аула Доьраxxxviii. Порой и все общество в целом получало доминирование в аргунском регионе, что позволяло причислять к чантинцам и соседних дзумсоевцев, хачароевцев и хилдехароевцев.

Существование Чантинского общества отмечено в русских документах, начиная по крайней мере с 1619 г. в связи с грузинскими и русскими посольствами проходившими по Аргунскому ущелью. Указание, что «горские кистинчата» берут плату за обеспечение безопасности послов и гонцов все чаще встречаются в источниках второй половины XVII в. Так, между Тушетией и «Шибутцкою землею» (Шатой) кортеж грузинского царевича Николая в 1665 г. столкнулся с руководителями («владельцы») «Теремской (скоре всего Терлой. – Я.А.), да Чантинской, да Чинахской» земель потребовавших выкуп. Видимо, в обществе должен был существовать и какой-то механизм распределения полученных средствxxxix.

Название общества в форме «Дганти», «Дшианти» было известно и русским наблюдателям XVIII в. Однако размещали его то «рядом с округом Туши», то почему-то на верхней Сунжеxl.

Принятие ислама согласно полевым данным происходило здесь в течение ХУП-ХУШ вв. Проникновение новой религии, что интересно шло как с равнины и нижележащего Шатоя так и из вышележащих обществ верховьев Шаро-Аргуна прилегавших к исламизированному Дагестану.

Дзумс/Дзумсой. Общество рассматриваемого времени граничило на западе с Чиннаха, на юго-западе с Чаьнти, на востоке с Дай и юго-востоке с Цеси. Многочисленные аулы и жилые башни-хутора общества располагались в среднем и верхнем бассейне речки Дзумсойн-эрк – правого притока Чанты-Аргуна (в нижней части указанного притока располагалось общество Чиннах).

Согласно полевым материалам, жилища Дзумсоя группировались в «старых» аулах Бугурой, Асткой, Каьшт-кхелли, Мужиара, Кхумарт-кхелли, Сан-кхелли, Чита-кхелли, Мехьт-кхелли, Алдам-кхелли, Хулдихи, Чудерхой и др. В свою очередь ведущие фамильные наименования были следующие: каьштой, мехьткхаьллой, энакхаьллой, харкуной, сесаной, чалхой, доркъулхой, гожахьехой, самголой, онгучой, амбасой, селетой, чайнарой, хьаркуной, олгузой, гургой, селгуной, муьжеарой и дрxli.

Этимология происхождения названия общества неясна. Согласно полевым данным в Дзумсое обществееное управление осуществлялось старейшинами, а с середины ХУШ в. и представителями мусульманского духовенства.

Чухой/(Чуо). В хребтовом межпространстве водораздельного Скалистого хребта в бассейне Чанты-Аргуна по его левому притоку, располагалось общество Чухой. На западе оно граничило с обществом Мулкой, на востоке по руслу Аргуна с Чиннах, на юге с Дишни и Чаьнти, на севере с землями Борзойского аульного общества входившего в союз Шатой/Шубут.

В основании этимологии названия общества лежит либо «Чоь» - «внутреннее место», либо «Чаг1о» - «укрепленное место». Но здесь же мы имеем гидроним Чухи-ахк.

Поселения, хутора и башни-усадьбы небольшого общества группировались вокруг Чухой, Гута, Гухой, Чевхьара, Узмат-кхелли, Биссахьа, Гуьркет баса, Яр-кхелли, Герачу, Повшкогу, Тимарш-кхелли, Ч1аюххе, Цанашка, Уакх-кхелли, Касс-кхелли, Бвовхой и др.. Фамильный список жителей состоял из 4-х позиций: чуохой, гухой, узмат-кхаллой, чевхарой. Главенствующим считалось селение Гутаxlii.

Население общества занималось земледелием и скотоводством. В документальных источниках XVIXVIII вв. общество Чухой не отмечено, но оно могло покрываться именем других более крупных известных союзов каковыми в Чантыаргунском ущелье являлись к примеру Шатой и Чаьнти.

Мулкой/Мулкъа. Общество Мулкой располагалось в бассейне левых притоков Чанты-Аргуна Мулкой-Эрк и Гухойн-эрк между горными вершинами Конжухой (2231 м) на юге и хребтом Гумуртаиркорт (2074 м.) на севере.

На западе оно граничило с обществом Пешхой, на востоке и юго-востоке с Чухой, на юге с Терлой и на севере за хребтом Гумуртаиркорт с обществом Харсеной.xliii Этимология названия общества связана скорее всего с гидронимом Мулкой-эрк.

В исследуемое время здесь имелись следующие аулы, отселки и жилые башни-усадьбы: Чезир (Хазар-кхелли), Бассаха (Мулкойн Бассаха), Бова, Меда/Медырхой, Бенгара, Хьюрика, Кейшта, Кота, Ирзехой, Шайне/Джайне, Хьархичу, Хазин-бов, Тевсин-гала, Кхакхадой/Хахадой и другиеxliv.

Население Мулкоя занималось скотоводством и земледелием, в т.ч. и террасного типа. При этом, здесь документально отмечена добыча свинца и серебра. Если в русских документах «мулкинские… земли» впервые названы в 1619 г., то через десять лет, в 1629 г., конный стрелец Терской крепости Девятко Савельев указал, что он «в Колканех (Галгай. – Я.А.) да в Мылкыцех (Мулкой. – Я.А.) свинец покупывал и на Терек приваживал…». В конце XVIII–начале XIX в. здесь добывали помимо свинца, в незначительном количестве и сереброxlv. Мулкойцы, как и их аргунские соседи имевшие богатый языческий пантеон, приняли ислам не позже XVШ в.

Чиннах/Чиннахой. Гучан-кхелли. Общество располагалось в нижней части правого притока Чанты-Аргуна р. Зумсойн-эрк и граничило: на западе по руслу Аргуна с Чуохой, на востоке с Дзумсой, на юге с Чаьнти, на севере с Гучум-кхелли и шатоевскими землями. Согласно преданиям, чинхойцы и соседствующие им ниже по Чанты-Аргуну небольшие общества гучумкаллинцев, башенкаллинцев и нихалойцев являются родственными. Вероятно, что они входили в некий общий союз. Вместе с тем, те же нихалойцы территориально были расположены ближе к Шатоевскому союзу и тяготели к нему.

Согласно предположениям современных этнографов этимология Чиннах исходит из «Чанах» (то же, что чаната, чанти) сухое, малоплодородное местоxlvi. Дело в том, что на протяжении верхней части бассейна Чанты-Аргуна несмотря на общую увлажненность встречаются, как включения, аридные участки свойственные сухой, степной зоне.

В Чиннахе насчитывались такие аулы, отселки и башенные хутора, как: Уьш-кхелли, Бугара/Бухара, Бавгете, Жел-кхелли, Сан-кхелли, Цеда-бов, Хьохьа, Бавхойн-мерка, Басхуо, Дукъарой, Аьста, Совн-кхелли, Зоьрт-кхелли, Оьзна, Хуртан-кхелли, Цорул-кхелли, Хьушха, Инна йисте, Базанти, Дон-кхелли, Пхьоггу, Вотта-кхелли, Бавте, Дан-кхелли, Циехьа, Конжак/Конжухой (на левом берегу Чанты-аргуна), Баьвнан дук, Туьта мерка и др.xlvii

Северо-восточнее Чиннаха на правом берегу Чанты-Аргуна на последнем отроге Скалистого хребта снижающегося в этом месте до высоты 1935 м располагалось небольшое общество входящее по существу в союз Чиннаха – Гучум-кхелли (возможно переводится как «видимое укрепление»). Головными его поселениями являются Гучан/Гучум-кхелли и Башан-кхелли, с несколькими отселками: Гонат-гала, Мюст-кхелли, Саьтти-Тевзина и Бовга-галаxlviii.

Селения обществ Чиннаха и Гучун-кхелли были башенные, с числом дворов от 5 до 26.xlix

Главным занятием жителей являлось скотоводство и отчасти земледелие при явно ограниченных земельных площадях. Поэтому чинхойцы рано начали выселение на равнину с одновременным принятием ислама (не позже XVII в.).

В документальных источниках топоним встречается в 1665г. в челобитной грузинского царевича Николая Давыдовича в Москву, где он жалуется, что «тех земель владельцы – Теремской, да Чантинской, да Чинахской» не пропускали его кортеж «через владенья свои»l.

Еще одно упоминание встречается в 1781 г., когда некий Рамазан Алиев приехавший в Кизляр «для обучения татарской грамоте и… прокормения… работою» показал, что он «родиною горской тавлинской деревни Чинах» откуда его родители переселились в Гехи, а затем в «Девлетгиреевскую»li.

Общественное устройство Чиннаха было сходныо со всеми горными обществами Чечни исследуемого времени: народные сходы аульных общин и «общенародные» собрания союза обществ, советы старейшин и советы «мудрецов», священные места и языческие празднества (сменившиеся затем мечетями и исламскими обрядами).

Дай/Д1ай. Общество располагалось на левом берегу Шаро-Аргуна, где на северо-западе граничило с землями общества Соной/Саной (Шатойский союз), а с севера (по руслу Шаро-Аргуна) с землями Нижалоя, с востока с обществом Нохч-Кела, с юга и юго-запада с обществом Цеси.

Возможно, что название общества связано с гидронимом Дай-ахк (левый приток Шаро-Аргуна). Есть так же горная вершина Дай-лам. Вместе с тем по показаниям информаторов - выходцев из Дая, его основателем являлся переселенец из Нашахи по имени Дай, с момента поселения которого на Шаро-Аргуне сменилось 17-18 поколений.lii

В состав небольшого общества входили следующие аулы и хутора: Дай, Бесты-ирзо, Урзунак техьа, Буоси, Бултазане, Босо-къотар, Да-кхелле и Чишон-къотар. Предполагается, что селение Шаро-Аргун расположенное северо-западнее Дая на правом берегу р.Шаро-Аргуна было основано выходцами из Дая. Некоторые данные говорят о переселении сюда и ряда фамилий из верхних аулов Шаройского общества и основании аула не ранее Х1Х в.liii

Некоторые исследователи полагают, что язык на котором говорят в Дае относится к чеберлоевскому диалекту, представляя т.н. «дайский» говор.

По своему географическому положению Дай как бы соединял аулы крупного общества Шарой с северными «нижними» аулами Шатоевского общества и соседствовал с восточными аулами Нижалойского и Нохчкалоевского обществ. Население занималось скотоводством и земледелием, имея относительно удобные пахотные участки. Местоположение Дая позволяло играть и определенную роль в торгово-посреднических операциях населения горных районов.

Исламизацию Дая можно отнести к ХУП в.

Нохч-Кела. Общество располагалось на правом берегу Шаро-Аргуна в бассейне притока Келой-ахк берущего начало с хребта Хиндойлам (2471 м.). Оно граничило на западе с обществом Дай (по руслу Шаро-Аргуна), на востоке с Чебарлоем, на юге с Кири, на севере с Саьрбала и Нижала. Этимология неясна – на карте Горной Чечни мы имеем еще несколько сел с приставкой Кела: Юкъар (Среднее) – Кела и Х1ал (Переднее) – Кела.

Кроме головного селения Нохч–Кела здесь имелись населенные пункты Инкота, Битара-аул, Хьала-аул, Хинз-аул, Итон-аул, Сарукха, Чубахкинача, Дургхи, Циндой, Гарода, Монахой и отселки в черте старых селений: Циндотехаройн-аул, Зархачейн-аул, Чарадойн-аул, Кейкосройн-аул, Элайн-аул и Гунойн-аул.

Общество располагало относительно благоприятными для Горной Чечни условиями не только для скотоводства, но и для земледелия, что подтверждается большим числом водяных мельниц на мелких притоках.liv

Чеберлой/Чебарла, Чарбила. В исследуемое время это было одним из самых крупных обществ высокогорной части Чечни самодостаточное в хозяйственном, культурном и политическом отношениях. В XVIXVIII вв. оно равномерно взаимодействовавало как с остальной территорией Чечни, так и с западной частью Нагорного Дагестана.

Чеберлой граничил на западе с Нохч-Кела, на северо-западе с Нижала, на востоке и юго-востоке с андоцезскими народами Дагестана (общества Чамалал, Годобери, Ботлих), на севере с чеченскими обществами Нахч-Мохка, на юге граница шла через водораздельный хребет Хиндой-лам с обществами Кири и Кенхи.

По мнению А.Сулейманова этимология названия общества связана с понятием «ч1аба/ч1еба» - «плоскогорье».

В состав Чебарлоя включались следующие селения региона – Макажа, Алдам-Гези-ков (укрепление), Тунжанн-аул, Садой, Ховрин-аул, Лакха Орсой и Лаха Орсой, Гонат-аул, Ихарой, Пхакоче, Исуган-аул, Тундакхой, Арие-аул, Махкаче, Герги-аул, Хьаркаро, Цекара, Пхьа-дук, Бассахо, Буни, Бунахо, Пхьен даккашка, Хой, Хинда, Къоьзуной, Рига/Ригахой, Пхьати, Ананчи, Кхийкхан-аул, и др.lv Возможно, что в течении XVIXVIII вв. территория Чебарлоя могла увеличиваться или сужаться. Так согласно полевой информации в состав Чеберлоя в разное время входили тот же Нижалой, Дай, Нохч-Кела, и другие. Случалось, что из состава Чеберлоя выходили в ходе тех или иных социальных и общественных конфликтов союзы Садой, Макажой и другие.

Судя по полевым материалам, в т.ч. и данным А.Сулейманова, Чебарлой представлял собой федерацию более мелких групп аулов, отселков и хуторов группировавшихся вокруг головных селений – Буни, Макажа, Садой, Орсой, Хьаркаро, Хиндой, Хой и Ригахой. Указанные головные селения имели мощные оборонительные системы состоящие из каменных боевых и жилых башен, замков и крепостей.

Следует отметить, что географически общество было расположено на плоскогорье образованном юго-восточными отрогами Андийского хребта, где сток воды обращался в реку Ансалта (которая собирает притоки практически со всего Чеберлоя) текущей на юго-восток по протяженному ущелью. В свою очередь Ансалта, в качестве левобережного притока, впадала в Андийское Койсу. Единственно, только стоки с северного склона хребта Хиндой-лам на земле Чеберлоя давали начало р. Келой-ахк текущей на северо-запад с впадением в Шаро-Аргун.

На территории Чебарлоевского общества на высоте 1869 м располагалось и самое крупное горное озеро Северного Кавказа – Кезеной-Ам.

В основе политического строя данного союза аулов лежал демократический принцип правления (народные собрания и советы старейшин). Но при этом необходимо отметить, что в разное время здесь шла борьба за политическое, а следовательно и за хозяйственное лидерство между Садой и Макажоемlvi, впоследствии между Буни и Макажоем. Так, предметом спора между последними аулами было право на проведение регулярных базаров на своей территории.lvii

Правителем и Макажоя и всего Чебарлоя пытались утвердиться в исследуемое время отдельные аристократические фамилии, к примеру Алдамовичи – воздвигшие мощные замковые укрепления. В середине – начале 2-й половины XVII в. между чеберлоевскими Алдамовичами и боковой ветвью хунзахских (аварских) ханов Турловыми правившими в Гумбете (общество в бассейне Андийского Койсу) было заключено соглашение подразумевавшее взаимное обязательство оказания военной помощи. Причем свидетелями данного договора выступил имам мечети и «главари» селений, т.е. старшины. В 1649 г. русские воеводы получили информацию, что в горах есть «особая земля «Чебурды» в которой 40 поселений, а владельцами «той земли» названы «Алдымовы дети»lviii.

Данное обстоятельство подтверждает, что аулы Чеберлоя относительно рано приняли ислам, скорее всего не позже середины XVII в. Еще один арабоязычный документ из Дагестана датируемый концом XVII в. говорит о соглашении заключенном между кумыкскими князьями и Чеберлоем и на этот раз, стороной договора выступают не аристократы, а «старые и молодые», т.е. равноправные члены обществаlix.

Русский документ 1748 г. указывает, что «чабурлинских деревней 18 усадеб, дворов по 10, по 18, и по 30 и по 40, а всего с 400 или с 500 дворов». Правление здесь было старшинское: «управляют расправу старшины 5 человек…»lx. Но есть данные 1758 г., что якобы у чеберлоевцев «при каждой деревне из Аварского и Чеченского владения имеются чанкиlxi, которой ими каждый при своей деревне и управляется»lxii. Однако данная информация не подтверждается более ни одним сообщением.

По всей видимости, Чеберлой преодолев аристократическое засилье Алдамовичей еще до конца XVII в. предстает в XVIII столетии своеобразной крестьянской республикой жившей по законам адата и шариата. Однако, необходимость налаживания связей с русскими крепостями и городами на Тереке, организации сезонного выпаса скота приводили чеберлоевцев к обращениям к князьям чеченского, кабардинского и аварского происхождения. Центробежные тенденции в Чеберлое не направлены к выселению на равнину, однако их связи с окружающим миром относительно шире нежели чем у других чеченских обществ высокогорной зоны.

Чеберлой относительно рано принимает ислам, не позже первой половины ХУП в., что обеспечило ему равноправные отношения с соседними дагестанскими обществами и владениями, а так же определенную степень влияния на непосредственных соседей в Чечне.

Сандаха. Географически весьма замкнутыми от окружающего мира, нежели даже чем общества верховьев р. Чанты-Аргуна, были районы верховьев р. Шаро-Аргуна, где по обеим берегам реки находился ряд небольших изолированных природой обществ, история которых уходила в древность. В направлении с запада на восток на берегах верховьев Шаро-Аргуна (до его поворота на север) и его притоках располагались селения маленьких обществ Сандаха, Качехой, Кебасой, Кесала и Хуландой.

Небольшое высокогорное общество Сандаха находилось на самых истоках крупной горной реки Чечни – Шаро-Аргуна, под вечными ледниками.

Его границами были почти 4-х км вершины Бокового (Тушетского) хребта на юг и юго-востоке, с севера левобережный (по Шаро-Аргуну) хребет Кобулам (3283 м) отделял Сандухой от Хачароя. Единственно на востоке ущелье Шаро-Аргуна давало сообщение с аулами общества Кесалой (сообщавшегося в свою очередь шедшими на север тропами с Чаьнти). Другое сообщение, в виде узкой тропы, вело на юг к Тушетии, через перевал по склону горы и одноименного ледника Качо (Качу) и было доступно только в летние месяцы.

Этимология топонима Сандуха не ясна (возможно от сана/сона – угол, тупик).

Помимо собственно селения Сандухой в обществе существовало еще одно поселение Пхиеди, и несколько башенных хуторов: Ехаран-бавнаш, Кочи, Цхьогалан -гала, Гезилайн куллаш, Бевнах кортаlxiii.

Кесалой. Небольшое селение–общество располагалось по течению Шаро-Аргуна, на левом берегу реки, между территорией Сандухоя на западе, Щикара на востоке, и Хуланда на югеlxiv. На севере гора Гархынушкорт и перевал Джеинджаре отделяли Кесалой от аулов Чаьнти. Туда вела перевальная дорога доступная и зимой. Другая санно-конная тропа вела вниз по Шаро-Аргуну соединяя Кесалой с целым рядом обществ. Западнее Кеселоя, между ним и Сандухоем, находились аулы Качехой и Кебасой относительно статуса которых нет сведений. Возможно, что в состав Кесалоя входили поселения на речке Данейлам-хи (аул Мозухи), впадавшей слева в Шаро-Аргун напротив Кесалоя.

Некоторые поздние полевые данные позволяют предполагать, что Кесалой и Качехой, и в какой-то мере Сандухой входили в более мощную систему Шаройского объединения – федерации аулов рано принявшей ислам благодаря широким связям с Дагестаном.

Согласно топонимическим данным и памятникам материальной культуры население Кесалоя занималось овцеводством и террасным земледелием.

Хуландой. Поселения общества располагались на правом притоке Шаро-Аргуна – р.Хуландой-ахк спускавшейся двумя руслами с ледников горы Диклосмта (4285 м) Бокового хребта.

На западе и северо-западе оно граничило с территорией Кесалоя, на севере с Щикара, на востоке с Хакмада, на юге перевальный путь через Снеговой хребет вел в андо-цезские общества Дагестана.

Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Раздел: История России
Дата публикации: 03.01.2014 00:43:24

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 ... >|
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Глава VI . Исламизация Чечни в XVI-ХVIII вв. как фактор этнической консолидации нахов-чеченцев // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

До наступления ХУ1 столетия практически все нахское население Северо-Восточного Кавказа от р. Терека на западе до бассейна рр. Аксай-Акташ на востоке, в этнографическом плане являвшееся единообразным, разделяло древние языческие культы, связанные с обожествлением сил природы и поклонением "потусторонним" силам. В общественном сознании горцев господствовала мифологическая картина мироздания..

Читать

История военных лет в названиях Томских улиц

в статье описаны подвиги сибиряков во время ВОВ, в честь которых названы улицы Томска.

Читать

Мой прадед – герой.

Я всегда интересовался историей своих предков. И вот, я решил начать со своего прадедушки – Зотова Андрея Сергеевича. .

Читать

Роль Святого равноапостольного князя Владимира в крещении Руси

При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие христианства. Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в обращении к христианству. .

Читать

Кем мы гордимся в нашей семье

Никто не забыт и ничто не забыто! Я думаю, что эти слова очень верны, когда речь идёт о войне. В истории Земли было много войн, но для нашей страны самой страшной была и остаётся Великая Отечественная война. В лихие годы все как один – и взрослые, и дети – встали на защиту Родины. Защитником же нашей семьи, вернее нашего рода, был мой прадед – Куклин Филарет Акинфович. Мы все им очень гордимся!.

Читать

История моего хутора

История земли кубанской подобна полноводной реке Кубани, что вобрала в себя воды ручейков и маленьких речушек Она складывается из воспоминаний старожилов, рассказов бабушек, легенд, рожденных народным творчеством, впитавшим в себя мудрость, думы, мечты и поверья народа, а также и с исторических фактов. .

Читать

Глава V. Система управления в Чечне в ХVI-XVIII вв. Династия Турловых. // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

В ХVI-XVIII вв. на территории Чечни протекали процессы усложнения общественно-политической жизни как в традиционных «старых» горных аулах и обществах, так и в «новых», равнинных обществах (возникших главным образом в XVII-XVIII вв.). Если в горной части края к началу исследуемого периода мы имеем примерно 35 союзов аульных обществ, называемых в источниках и литературе «землицы», «вольные общества», а то и «республики» и «конфедерации», то в равнинной части края насчитывают по крайней мере до 9-10 крупных союзов обществ, часть из которых успели пройти стадию феодальных владений - княжеств..

Читать

Методология анализа периодических изданий на примере реконструкции образа Б.Н. Ельцина

По мере того как значение периодической печати в современном мире падает благодаря «всемирной паутине», блогам и страницам соц. сетей, всё большее применение печать находит у историков, как весьма важный и объёмный источник по любой сфере жизни общества. Хотя работы последних лет и стремятся отобрать у газетной и журнальной периодики статус источника, дробя её структуру на отдельные виды материала, будь то статья, новостная лента, корреспонденции или же интервью[1], представления о периодической печати, как об отдельном источнике, плотно закрепились и складывались долгое время. .

Читать

Советская армия накануне войны.

Анализ состояния советской армии накануне войны на основе статистических данных по развитию военно-промышленного комплекса и комплектованию армии.

Читать

Иерусалим в «Житии и хождении Даниила, Русской земли игумена».

В паломническом движении жителей русских земель в Палестину исследователи выделяют три этапа: 1-й этап — Византийский с X по XVI вв., 2-й — «Московский» с XVI по 50-е гг. XIX в. 3-й этап – «державно-православный» - со второй половины XIX в. по 1914 г. Организация паломничества в Святую Землю стала одной из задач Русской Православной церкви с момента ее образования..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter