↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................
Раскрыта жизнь динозавров до падения астероида
........................
Найдено место крупнейшей катастрофы на Земле
........................
В Шотландии нашли клад опального претендента на английский престол
........................
Историки нашли застрявших в древней посуде тысячелетних насекомых с помощью рентгена
........................

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 ... >|

Глава IV. Историческая география и политическая карта Чечни // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

(Книга)
Раздел: История России
Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Скачать книгу полностью в формате pdf

Оглавление

Вероятно, что майстинцы отмечены в русских документах 1603 г., где речь идет о приезде на Терек по торговым делам «крестьянина» Хармурза Абдалина из селения Того присоединившегося к грузинскому посольству царя Александра в Москву избравшего «аргунский» маршрут вместо «дарьялского». Позже, во второй половине XVIII в. горное «кистинское» общество «Меести» (Майсты) упоминается И. Гильденштедтомxvii.

Относително Майсты сведений о распространении ислама в период ХУ1-ХУШ вв. не имеется.

Кей/Кейн-мохк/Кийста. Высокогорное общество в бассейне левобережного притока Чанты-Аргуна р. Геши-чу (Кейн-эрк). граничило на западе с обществом Малхиста, на северо-западе с Цори, на севере и северо-востоке с землями среднегорных обществ Галая и Аьккхи, на востоке с Терлоем, на юге по руслу Чанты-Аргуна с Майсты.

Этимология топонима неясна возможно от «кей/ков» - «ворота». Как бы-то ни было в ХУ1-ХУШ вв. в грузинской и русской историографии «кистами» и «кистинцами» именовали горцев-нахов верховьев Чанты-Аргуна, верхних притоков Терека – Охкарохи, Армхи и верхней Ассы. Возможно, что этноним «кисты» имеющий грузинское происхождение возник еще в раннем средневековье в результате знакомства с пограничным районом Кей/Кий/Кийста. Но, вместе с тем надо отметить, что в западной части Горной Чечни и горной части Ингушетии встречаются и другие топонимы с частичкой «кей/кий». xviii

Башенные аулы и отдельные хутора-усадьбы Кейн-мохка тянулись по течению Кей-эрка, по обеим берегам начиная с верховьев и до впадения речки в Чанты-Аргун. Здесь имелись такие поселения как Кей-мохк, Авлахчу, Маг1ал-Кей (Верхний Кей) и Игал-Кей (Нижний Кей), Гимрой, Маштерой, Келжи, Боьрти, Меши, Шунды, Беки, Босхой и другие.xix

Главным сборным местом общества являлись два обширных башенных поселка – Верхний и Нижний Кей, расположенных в 2-3 км друг от друга и состоящих из огромных 3-4 этажных жилых башен. В Нижнем Кее стояли и две боевые башни с купольным и пирамидальным покрытием.xx

Ограниченные возможности занимаемого ущельного пространства для террасного земледелия, отчасти компенсировались прекрасными альпийскими пастбищами. Тем не менее наблюдается раннее движение кейцев/кистин в Закавказье в тушинские, хевсурские и пшавские селения Грузии и в Панкисское ущелье. Эти переселения осуществлялись не только из-за демографического давления и нехватки земель, но и вследствии кровной мести. Следует отметить, что переселение на юг, в Грузию, шло и из других нахских обществ высокогорной зоны Чечни. Северный маршрут миграции горцев открывается только с освоением Чеченской равнины в ХУП-ХУШ вв. Например, довольно рано представители фамилий кейцев появились в притеречном селении Девлет-Гирей-юрт основанном в середине ХУШ в.xxi

В религиозном отношении кейцы относились к тому кругу горногрузинских, западнонахских и верхнеаргунских обществ в духовных представлениях которых сочетались элементы языческих верований (Вокха Дела – Верховный бог, Тушоли – богиня земли, плодородия, Сели – бог грома и молнии, Елта – бог охоты, плодородия и урожая) с элементами христианства (с почитанием креста – «ж1ар», развалин древних церквей и соблюдением поста). Следует отметить, что в ХУ1 и в ХУП веках грузинские цари (Леван, Теймураз) предпринимали усилия по утверждению христианства в пограничных «кистинских» обществах в своих политических целях.xxii Знакомство с исламом здесь начинается не раньше конца ХУШ в.

Система управления в Кей-мохке складывалась из института старейшин, аульных сходов, общеаульных народных собраний и регионального Мехк-кхела – совета общества, собиравшегося время от времени. В политическом плане кейцы находились в дружеских отношениях не столько с непосредственными соседями, а сколко с расположенными южнее обществами «бальсунской» конфедерации среднегорной зоны, особенно с Аьккхи и Нашаха с населением которых они считались в родстве.

Хилдехьа/Хилдехьара. Общество располагалось по правому притоку Чанты-Аргуна – Цийлахойн-эрк (Кериго), образуемого слиянием нескольких речек (Хьеран-эрк, Тюалой, Босташ-ин и др.) стекающих с вершинных ледников Бокового хребта.

Оно граничило на западе с Майста (отделяясь от него Тебулосским хребтом), на востоке с обществом Хьачара, на севере по руслу Аргуна с Дишни-мохк и Терлоем, на юге через вершины Бокового хребта с Тушетией.

Этимология названия данного высокогорного района довольно прозрачна: «хилдехьа» - «заречное (место)", «хилдехарой» - «живущие за рекой» (имеется в виду р.Чанты-Аргун ограничивающая северные пределы общества).

В указанном обществе имелись следующие селения и отселки, в т.ч. и башенные: Бовхо, Горст, Гуйвийнача, Дуьрчани, Керисте, Корхой, Кирбасой, Люнки, Мецехчу, Пужах, Пужапхьаро, Саканахо, Тюйли, Хангиха, Чамги и Цийлахо. Фамильный состав общества отчасти совпадал с аульным, здесь жили: користахой, люнгихой, саканхой, цийлахой и хангихойxxiii. Данные «старые» фамилии и образовывали новые селения и хутора в границах общества путем окультуривания новых пастбищ и создания земледельческих террас.

Окруженные с трех сторон мощными снеговыми хребтами, жители общества имели вместе с тем неплохие условия для развития овцеводстваxxiv и, в определенной степени земледелия. Их сообщение с соседними обществами Чечни могло происходить по тропам Аргунского ущелья; с Тушетией и Грузией общество связывала одна тропа через крутой перевал по склону горы Нархех-корт, которой пользовались и западные соседи майстинцыxxv.

Согласно преданиям, Хилдехьа представляло собой общество с демократическим типом управления и не входило в какие-либо крупные объединения или в союз с феодальным владением, существуя замкнуто. Здесь располагались почитаемые культовые святилища и капища, включая священные рощи. По-видимому, в связи с наличием развитого языческого пантеона и уединенным географическим положением общество поздно приняло ислам – не ранее второй половины XVIII в. В силу тех же причин оно не попало и в документальные источники XVIXVIII вв.

Терла/Терлой. На левобережных притоках Чанты-Аргуна – Никархойн-эрк, Бархайн-эрк и Бавлойн-эрк располагались земли большого союза сельских обществ Терла/Терлой. Общество граничило на западе через вершины водораздельного хребта с обществом Кей (Кейн-мохк), на севере через вершины Скалистого хребта с Нашха, на востоке с Дишни-мохк, на юге, по руслу Чанты-Аргуна, с Майста и отчасти Хилдехароем. Этимология названия Терла является производной от «Т1ера» - «верхнее/верхний».

Башенные постройки Терлоя, образующие порой мощные замковые и крепостные комплексы сосредотачивались в аулах Барха (Новый и Старый), Уйта, Ушна (Оьшни), Гуро, Боьшна, Элда-Пхьа, Сени, Моцарой, Никарой, Бавлой, Кхенах и Арстах, не считая многочисленных хуторов и отселков. Есть основания считать, что собственно Терлой складывался из союза 3 отдельных аульных обществ сосредоточенных в ущельях речек Никаройн-эрк, Бархайн-эрк и Бавлойн-эрк. Вместе с тем, до принятия ислама (примерно во второй половине XVIIXVIII вв.) здесь существовали общие для указанных обществ мощные языческие культы с храмами и святилищами, более того наблюдался культ местного верховного бога – Терлой Дели (бог терлоевцев). Здесь же наблюдался и храмовый культ «Меркан Нана» (матери земли, страны)xxvi.

Наличие богатых пастбищ и плодородных террасных участков позволило терлоевцам создать самодостаточную хозяйственную систему. Вместе с тем горцы вели активное каменное строительство: не позже XVIXVII вв. в ущельях Терлоя были воздвигнуты совершенные жилые, боевые башни и замковые комплексы. Своеобразную архитектуру имело селение Никарой, воздвигнутое на скалистом мысе при слиянии двух речек столь тесно, что дворы домов располагались на плоских крышах второго яруса жилищ.xxvii

Фамильный состав Терлоя частично совпадал с аульным: бавлой, бешхой, боьшни, гемерой, гизхой, гилшхой, жерахой, кхенарой, мацархой, никарой, оьшний, санахой, шуьнди, элтпхьархой и др.

Отрывочные фольклорные данные говорят о «демократическом» типе управления внутри общества структурированном в трех-четырех ущельных союзах, но объединяемых общенародными собраниями и культами. Вместе с тем, наблюдались и попытки централизации власти аристократическими элементами. Здесь предания называют имена Бийриг Биччу и Элди Талата, влиятельных владельцев башен вступавших даже во взаимные войны xxviii.

Следует отметить, что терлойцы контролировали важную часть участка дороги ведшей с Терека по ущелью Аргуна в Грузию. «Тарлов кабак (поселение. – Я.А.)» фигурирует уже в русских документах 1601 г.: «в Грузи с Терки (послам. – Я. А.) идти… на Мичкисские кабаки, … а от Мичкисского от Кудашева кабака на Пешинский кабак, а от Пешинского кабака на Тарлав, на Бердеков кабак, а ход со вьюками»xxix.

В целом, общество Терлой входило в систему сообществ чантыаргунских «землиц», в т.ч. согласно преданиям и в единый оборонительный комплекс Горной Чечни от Шатоя до Малхисты.xxx

Дишни. Ниже Терлойского общества по левобережью течения Чанты-Аргуна располагался небольшой аульный союз Дишни («Дишни-мохк» - земля дишнийцев), который граничил на западе с Терлоем, на востоке с Чаьнти, на севере с Чоьхоевским обществом, на юге - по руслу Аргуна - с Хачароем (правобережье).

Полевые материалы говорят, что общество некогда владело землями не только по левому, но и по правому берегу Чанты-Аргуна. Правобережные земли были утрачены в результате выхода из союза родственных по женской линии фамилий. Расположено общество в стратегически важном месте, там, где Аргун текущий из Закавказья с запада на восток делает поворот на север, а рельеф окружающих гор исключает обходные пути. Этимология топонима неясна, возможно исходит из характера местности, или из скотоводческой номенклатурыxxxi. Главным хозяйственным занятием дишнийцев являлось скотоводство.

На территории общества существовали следующие селения, отселки, хутора и жилые башни усадебного типа: Тусхара, Амкхелла, Барснаха, Цацах, Бечига, Юрдахо, Утан-кхелла, Тержил-г1ала, Чоьнк-пхьеда, Авст-кхелла, Кхалтъа, Гучча-кхелла, Курш-пхати и др.xxxii

Дишни-мохк практически не упоминается в документах XVIXVIII вв. и скорее всего потому, что данная территория в источниках покрывается топонимом Чаьнта («Чантинская землица»), что свидетельствует о возможном вхождении данного общества в более крупную политическую и территориальную единицу каковым был Чантинский союз, либо о их постоянном и тесном взаимодействии.

Х1ачарой. Общество располагалось на правом притоке р.Чанты-Аргуна речке Хьачарой-ахк берущей начало с вершин Бокового (Тушетского) хребта. Оно граничило на западе (через хребет Данедук) с Хилдехароем, на севере с Дишни-мохк и на северо-востоке по водораздельному хребту с Чаьнти, на юге мощные горные системы Бокового хребта и хребта Кобулам отделяли ее от Тушетии, куда из Хачароя вела пешеходная тропа по перевалам высотой до 4 тыс.м.

Этимология названия общества прозрачна: «хьач» - алыча (дикая слива), «аре» - поляна, пространство. Отсюда Хьачара – «Алычевая поляна»xxxiii.

По данным топонимии здесь располагались следующие поселения в том числе и башенного типа: Шок-кхелла, Ведача, Сиелита, Мазлатане, Калхьада, Гамха, Пхьалгашка, Вазашка, Хьавхара, Пхьакоча, Аттин-бовта и др. Обилие названий связанных с пашнями, огородами, пастбищами, стоянками скота и водяными мельницами говорит об успешных занятиях местных горцев земледелием и скотоводством. Топонимические данные о специальных местах заседаний старейшин общества – «Исс хийшанча» («Девять собиралось где»), подтверждают фольклорные предания о Совете старейшин Хильдехароя как представительном органе решавшем вопросы войны и мира и общественные проблемыxxxiv.

В пользу экстерриториальности Хачаройского общества говорит ряд свидетельств; связи Хачароя «вовне» могли ориентироваться только в сторону севера и северо-востока Горной Чечни (за отдаленностью общества от границ Грузии). Несомненно, имелся тесный союз с соседним Чантинским обществом.

Наличие системы собственных культовых мест языческого пантеона в Хачарое способствовало духовной автономии общества. Надо полагать, что ислам в Хачарое утвердился не ранее XVIII в.

В известных на сегодня исторических документах XVIXVIII вв. Хачарой не упоминается, что возможно объясняется своеобразной «заслоненностью» более крупной «Чантинской землицей».

Чаьнта/Чаьнтий. Данный крупный союз обществ граничил на западе с Хачароем, на севере с Дишни (по руслу Аргуна), на северо-востоке с Дзумсоем, на юге и юго-востоке (через перевалы ) с Шикароем и Цеси.

Распололагалось вытянуто с юга на северо-запад по речке Доьрахойн-эрк (правый приток Аргуна). Имело множество селений, отселков и хуторов, главными из которых были многобашенный Итон–кхелла, расположенный на берегу Чанты-Аргунаxxxv, Доьра, Бобаш-гута, Хаз-кхелла, Хиерах, Тас-гута, Кхокхада (Верхний и Нижний), Хьелди, Пхьакога, Пхьатта, Дан-кхелла, Ахин-гута, Сиелиета, Кахи-аул, Борзхьалха, Итт-куллиш, Цамада (Цамдой), Гаг-кхелла, Цуника, База-кхелла, Гул-кхелла, Иэт-кхелла, Чагие, Марашка, Загал-аул и др.xxxvi Фамильный состав ограничивался указанием на общую "тайпу" (вид) чаьнти делившуюся в свою очередь на многочисленные гары и некъе. В этом состоит известное своеобразие данного общества.

Общество контролировало дорогу по Чанты-Аргуну с юга на север, из Грузии к Тереку и обратно, и путь из верхних чанты-аргунских и шароаргунских сел на равнины Чечни. Здесь было достаточно террасных и приречных пашенных участков, покосов и пастбищ для ведения относительно полноценного сельского хозяйства. Благоприятный микроклимат позволял разводить сады и зерновые культуры характерные для равнин. Вместе с тем, на территории общества встречалось несколько участков аридного характера. Судя по всему наличие таких мест с скудной растительностью степного типа – «ч1ана» и дало название всему району – «Ч1ана/Чаьнта».

Согласно полевым материалам Чаьнтинский союз сельских обществ имел типичную для Горной Чечни систему общественного управления: здесь были и места для сбора народных собраний – «Оховчу гута» - «холм [где садятся для] собрания» и заседаний Совета мудрецов, разбиравших наиболее запутанные дела; было, к примеру, и особое место совещания старейшин – «Исхой» – буквально «девять где совещаются».xxxvii

Вместе с тем, в союзе Чаьнта основанного на преобладании аульного общества Итон-кхелла, вырастали и новые центры влияния. В частности возвысилась группа селений к юго-востоку от головного аула объединившаяся вокруг аула Доьраxxxviii. Порой и все общество в целом получало доминирование в аргунском регионе, что позволяло причислять к чантинцам и соседних дзумсоевцев, хачароевцев и хилдехароевцев.

Существование Чантинского общества отмечено в русских документах, начиная по крайней мере с 1619 г. в связи с грузинскими и русскими посольствами проходившими по Аргунскому ущелью. Указание, что «горские кистинчата» берут плату за обеспечение безопасности послов и гонцов все чаще встречаются в источниках второй половины XVII в. Так, между Тушетией и «Шибутцкою землею» (Шатой) кортеж грузинского царевича Николая в 1665 г. столкнулся с руководителями («владельцы») «Теремской (скоре всего Терлой. – Я.А.), да Чантинской, да Чинахской» земель потребовавших выкуп. Видимо, в обществе должен был существовать и какой-то механизм распределения полученных средствxxxix.

Название общества в форме «Дганти», «Дшианти» было известно и русским наблюдателям XVIII в. Однако размещали его то «рядом с округом Туши», то почему-то на верхней Сунжеxl.

Принятие ислама согласно полевым данным происходило здесь в течение ХУП-ХУШ вв. Проникновение новой религии, что интересно шло как с равнины и нижележащего Шатоя так и из вышележащих обществ верховьев Шаро-Аргуна прилегавших к исламизированному Дагестану.

Дзумс/Дзумсой. Общество рассматриваемого времени граничило на западе с Чиннаха, на юго-западе с Чаьнти, на востоке с Дай и юго-востоке с Цеси. Многочисленные аулы и жилые башни-хутора общества располагались в среднем и верхнем бассейне речки Дзумсойн-эрк – правого притока Чанты-Аргуна (в нижней части указанного притока располагалось общество Чиннах).

Согласно полевым материалам, жилища Дзумсоя группировались в «старых» аулах Бугурой, Асткой, Каьшт-кхелли, Мужиара, Кхумарт-кхелли, Сан-кхелли, Чита-кхелли, Мехьт-кхелли, Алдам-кхелли, Хулдихи, Чудерхой и др. В свою очередь ведущие фамильные наименования были следующие: каьштой, мехьткхаьллой, энакхаьллой, харкуной, сесаной, чалхой, доркъулхой, гожахьехой, самголой, онгучой, амбасой, селетой, чайнарой, хьаркуной, олгузой, гургой, селгуной, муьжеарой и дрxli.

Этимология происхождения названия общества неясна. Согласно полевым данным в Дзумсое обществееное управление осуществлялось старейшинами, а с середины ХУШ в. и представителями мусульманского духовенства.

Чухой/(Чуо). В хребтовом межпространстве водораздельного Скалистого хребта в бассейне Чанты-Аргуна по его левому притоку, располагалось общество Чухой. На западе оно граничило с обществом Мулкой, на востоке по руслу Аргуна с Чиннах, на юге с Дишни и Чаьнти, на севере с землями Борзойского аульного общества входившего в союз Шатой/Шубут.

В основании этимологии названия общества лежит либо «Чоь» - «внутреннее место», либо «Чаг1о» - «укрепленное место». Но здесь же мы имеем гидроним Чухи-ахк.

Поселения, хутора и башни-усадьбы небольшого общества группировались вокруг Чухой, Гута, Гухой, Чевхьара, Узмат-кхелли, Биссахьа, Гуьркет баса, Яр-кхелли, Герачу, Повшкогу, Тимарш-кхелли, Ч1аюххе, Цанашка, Уакх-кхелли, Касс-кхелли, Бвовхой и др.. Фамильный список жителей состоял из 4-х позиций: чуохой, гухой, узмат-кхаллой, чевхарой. Главенствующим считалось селение Гутаxlii.

Население общества занималось земледелием и скотоводством. В документальных источниках XVIXVIII вв. общество Чухой не отмечено, но оно могло покрываться именем других более крупных известных союзов каковыми в Чантыаргунском ущелье являлись к примеру Шатой и Чаьнти.

Мулкой/Мулкъа. Общество Мулкой располагалось в бассейне левых притоков Чанты-Аргуна Мулкой-Эрк и Гухойн-эрк между горными вершинами Конжухой (2231 м) на юге и хребтом Гумуртаиркорт (2074 м.) на севере.

На западе оно граничило с обществом Пешхой, на востоке и юго-востоке с Чухой, на юге с Терлой и на севере за хребтом Гумуртаиркорт с обществом Харсеной.xliii Этимология названия общества связана скорее всего с гидронимом Мулкой-эрк.

В исследуемое время здесь имелись следующие аулы, отселки и жилые башни-усадьбы: Чезир (Хазар-кхелли), Бассаха (Мулкойн Бассаха), Бова, Меда/Медырхой, Бенгара, Хьюрика, Кейшта, Кота, Ирзехой, Шайне/Джайне, Хьархичу, Хазин-бов, Тевсин-гала, Кхакхадой/Хахадой и другиеxliv.

Население Мулкоя занималось скотоводством и земледелием, в т.ч. и террасного типа. При этом, здесь документально отмечена добыча свинца и серебра. Если в русских документах «мулкинские… земли» впервые названы в 1619 г., то через десять лет, в 1629 г., конный стрелец Терской крепости Девятко Савельев указал, что он «в Колканех (Галгай. – Я.А.) да в Мылкыцех (Мулкой. – Я.А.) свинец покупывал и на Терек приваживал…». В конце XVIII–начале XIX в. здесь добывали помимо свинца, в незначительном количестве и сереброxlv. Мулкойцы, как и их аргунские соседи имевшие богатый языческий пантеон, приняли ислам не позже XVШ в.

Чиннах/Чиннахой. Гучан-кхелли. Общество располагалось в нижней части правого притока Чанты-Аргуна р. Зумсойн-эрк и граничило: на западе по руслу Аргуна с Чуохой, на востоке с Дзумсой, на юге с Чаьнти, на севере с Гучум-кхелли и шатоевскими землями. Согласно преданиям, чинхойцы и соседствующие им ниже по Чанты-Аргуну небольшие общества гучумкаллинцев, башенкаллинцев и нихалойцев являются родственными. Вероятно, что они входили в некий общий союз. Вместе с тем, те же нихалойцы территориально были расположены ближе к Шатоевскому союзу и тяготели к нему.

Согласно предположениям современных этнографов этимология Чиннах исходит из «Чанах» (то же, что чаната, чанти) сухое, малоплодородное местоxlvi. Дело в том, что на протяжении верхней части бассейна Чанты-Аргуна несмотря на общую увлажненность встречаются, как включения, аридные участки свойственные сухой, степной зоне.

В Чиннахе насчитывались такие аулы, отселки и башенные хутора, как: Уьш-кхелли, Бугара/Бухара, Бавгете, Жел-кхелли, Сан-кхелли, Цеда-бов, Хьохьа, Бавхойн-мерка, Басхуо, Дукъарой, Аьста, Совн-кхелли, Зоьрт-кхелли, Оьзна, Хуртан-кхелли, Цорул-кхелли, Хьушха, Инна йисте, Базанти, Дон-кхелли, Пхьоггу, Вотта-кхелли, Бавте, Дан-кхелли, Циехьа, Конжак/Конжухой (на левом берегу Чанты-аргуна), Баьвнан дук, Туьта мерка и др.xlvii

Северо-восточнее Чиннаха на правом берегу Чанты-Аргуна на последнем отроге Скалистого хребта снижающегося в этом месте до высоты 1935 м располагалось небольшое общество входящее по существу в союз Чиннаха – Гучум-кхелли (возможно переводится как «видимое укрепление»). Головными его поселениями являются Гучан/Гучум-кхелли и Башан-кхелли, с несколькими отселками: Гонат-гала, Мюст-кхелли, Саьтти-Тевзина и Бовга-галаxlviii.

Селения обществ Чиннаха и Гучун-кхелли были башенные, с числом дворов от 5 до 26.xlix

Главным занятием жителей являлось скотоводство и отчасти земледелие при явно ограниченных земельных площадях. Поэтому чинхойцы рано начали выселение на равнину с одновременным принятием ислама (не позже XVII в.).

В документальных источниках топоним встречается в 1665г. в челобитной грузинского царевича Николая Давыдовича в Москву, где он жалуется, что «тех земель владельцы – Теремской, да Чантинской, да Чинахской» не пропускали его кортеж «через владенья свои»l.

Еще одно упоминание встречается в 1781 г., когда некий Рамазан Алиев приехавший в Кизляр «для обучения татарской грамоте и… прокормения… работою» показал, что он «родиною горской тавлинской деревни Чинах» откуда его родители переселились в Гехи, а затем в «Девлетгиреевскую»li.

Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Дата публикации: 03.01.2014

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 ... >|



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Она прошла сквозь огонь и воду

Война – это страшное испытание, в котором проверяется на прочность любовь к Родине. Люди встают на защиту Отечества, отдавая за него и за будущее своих детей жизни. Двадцать второе июня тысяча девятьсот сорок первого года. Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. .

Читать

Глава III. Хозяйственные занятия чеченцев в XVI-XVIII вв. Образование единого хозяйственного пространства // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

Чечня, как и весь Кавказ, принадлежит к древнейшей земледельческой зоне обитаемого мира, где исторически была развита т.н. "аграрная цивилизация" основанная на выработанной, на протяжении веков и тысячелетий технологии сберегающего земледелия. В Чечне исследуемого времени наблюдалось идеальное сочетание видов и сортов злаков, типов орудий труда, приемов обработки почвы с неукоснительным следованием природно-климатическим циклам..

Читать

К вопросу о нахском этномассиве на Кавказе (I-ХIII ВВ.)

Хронологические рамки настоящей статьи мотивированы тем обстоятельством, что «аланская» эпоха на Северном Кавказе начавшаяся в первые века новой эры и характерная определенной стабилизацией и положительной динамикой этнополитического и хозяйственного развития заканчивается с татаро-монгольским нашествием. В течение ХШ в. происходит коренное изменение этнополитической картины в регионе Кавказа и Восточной Европы вследствие ордынского (монгольского) завоевания. .

Читать

Сын великого Онара

Есть в глубинке необъятной России неприметная на первый взгляд деревушка с истинным марийским названием Олыкъял. Дословный перевод на русский – Луговая деревня (олык – луг, ял - деревня). Она расположена в Волжском районе, на стыке двух республик: Марий Эл и Татарстан. Деревня известна тем, что здесь родились и выросли два Героя: Герой Советского Союза Зинон Филиппович Прохоров и Герой России Валерий Вячеславович Иванов..

Читать

Проблема и борьба с безграмотностью среди студентов АГУИ в 1942г.

Означенная проблема не являлась глобальной для становления и развития АГИИ в общей системе образования Хакасии. Но ее решение являлась достаточно весомым вкладом в формировании кадрового состава республики, ее дальнейшей профессиональной подготовленности и успешности..

Читать

Муса Джалиль: приговорён и оправдан по делу.

За что Муса Джалиль был признан опасным преступником и почему это решение оказалось ошибочным.

Читать

Повседневная жизнь Казани на рубеже 19-20 вв.

Российские города в конце ХIX начале ХX столетия становились социокультурным центром, ярко проявлявшим традиции и одновременно открытым к освоению и интерпретации новаций, что в значительно изменило жизнь провинции. В городской повседневности нашли отражение особенности проводимых в государстве реформ. Рассмотрение общероссийских процессов сквозь призму повседневной жизни конкретного региона позволяет показать разнообразие общеисторического процесса, обогатить историческую науку новыми конкретными фактами и событиями. .

Читать

Фронтовые письма как отражение эпохи (по материалам школьного музея «Прикосновение к судьбе»)

Анализ фронтовых писем солдат Великой Отечественной войны является составной частью изучения истории войны. Выбор темы исследования обусловлен необходимостью изучения обширного и малоизученного комплекса неопубликованных эпистолярных источников — фронтовых писем, хранящихся в школьном музее гимназии №139 “Прикосновение к судьбе”. Это позволит существенно расширить источниковое поле исследований истории Великой Отечественной войны, детализировать целостную картину войны конкретно-историческим материалом. Этим обуславливается актуальность данной работы..

Читать

Моя семья в Великой Отечественной войне

Навеки останутся в памяти людей даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. 1418 дней и ночей шла война. Гитлеровские полчища ринулись на нашу землю, сея смерть и разрушение. Немецко-фашистские захватчики несли угрозу гибели всему, что завоевано, создано творческим трудом народов Союза Советских Социалистических Республик. Страна перестроилась для отпора врагу. Для Родины наступили дни великого испытания..

Читать

Об этом нельзя забывать

Мой прадедушка по линии отца Исмагил Загитович Юлаев- участник Великой Отечественной войны, ветеран войны и труда. Когда началась война, ему было 22 года. Юноша в числе первых ушел на фронт защищать Родину, воевал в 112-ой кавалерийской дивизии. В 1943 году был тяжело ранен под Сталинградом и попал в госпиталь. Контузия не позволила ему вновь встать в строй. Исмагил-олатай был комиссован и вернулся в родную деревню Таймас Куюргазинского района. Вел активный образ жизни, работал, ковал победу в тылу. Встретил красивую скромную девушку Гафифу и сделал ей предложение. Вместе они окончили в Стерлитамаке учительские курсы и стали работать в школе..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter