↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

В Аргентине исследовали секретное убежище Гитлера
........................
Российские ученые разбудили спавшие десятки тысячелетий организмы
........................
На рисунках Леонардо да Винчи нашли следы людей
........................
Ученые нашли связь между наскальными рисунками и галлюциногенными веществами
........................
Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 ... >|

Глава IV. Историческая география и политическая карта Чечни // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

(Книга)
Раздел: История России
Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Скачать книгу полностью в формате pdf

Оглавление

Правителем и Макажоя и всего Чебарлоя пытались утвердиться в исследуемое время отдельные аристократические фамилии, к примеру Алдамовичи – воздвигшие мощные замковые укрепления. В середине – начале 2-й половины XVII в. между чеберлоевскими Алдамовичами и боковой ветвью хунзахских (аварских) ханов Турловыми правившими в Гумбете (общество в бассейне Андийского Койсу) было заключено соглашение подразумевавшее взаимное обязательство оказания военной помощи. Причем свидетелями данного договора выступил имам мечети и «главари» селений, т.е. старшины. В 1649 г. русские воеводы получили информацию, что в горах есть «особая земля «Чебурды» в которой 40 поселений, а владельцами «той земли» названы «Алдымовы дети»lviii.

Данное обстоятельство подтверждает, что аулы Чеберлоя относительно рано приняли ислам, скорее всего не позже середины XVII в. Еще один арабоязычный документ из Дагестана датируемый концом XVII в. говорит о соглашении заключенном между кумыкскими князьями и Чеберлоем и на этот раз, стороной договора выступают не аристократы, а «старые и молодые», т.е. равноправные члены обществаlix.

Русский документ 1748 г. указывает, что «чабурлинских деревней 18 усадеб, дворов по 10, по 18, и по 30 и по 40, а всего с 400 или с 500 дворов». Правление здесь было старшинское: «управляют расправу старшины 5 человек…»lx. Но есть данные 1758 г., что якобы у чеберлоевцев «при каждой деревне из Аварского и Чеченского владения имеются чанкиlxi, которой ими каждый при своей деревне и управляется»lxii. Однако данная информация не подтверждается более ни одним сообщением.

По всей видимости, Чеберлой преодолев аристократическое засилье Алдамовичей еще до конца XVII в. предстает в XVIII столетии своеобразной крестьянской республикой жившей по законам адата и шариата. Однако, необходимость налаживания связей с русскими крепостями и городами на Тереке, организации сезонного выпаса скота приводили чеберлоевцев к обращениям к князьям чеченского, кабардинского и аварского происхождения. Центробежные тенденции в Чеберлое не направлены к выселению на равнину, однако их связи с окружающим миром относительно шире нежели чем у других чеченских обществ высокогорной зоны.

Чеберлой относительно рано принимает ислам, не позже первой половины ХУП в., что обеспечило ему равноправные отношения с соседними дагестанскими обществами и владениями, а так же определенную степень влияния на непосредственных соседей в Чечне.

Сандаха. Географически весьма замкнутыми от окружающего мира, нежели даже чем общества верховьев р. Чанты-Аргуна, были районы верховьев р. Шаро-Аргуна, где по обеим берегам реки находился ряд небольших изолированных природой обществ, история которых уходила в древность. В направлении с запада на восток на берегах верховьев Шаро-Аргуна (до его поворота на север) и его притоках располагались селения маленьких обществ Сандаха, Качехой, Кебасой, Кесала и Хуландой.

Небольшое высокогорное общество Сандаха находилось на самых истоках крупной горной реки Чечни – Шаро-Аргуна, под вечными ледниками.

Его границами были почти 4-х км вершины Бокового (Тушетского) хребта на юг и юго-востоке, с севера левобережный (по Шаро-Аргуну) хребет Кобулам (3283 м) отделял Сандухой от Хачароя. Единственно на востоке ущелье Шаро-Аргуна давало сообщение с аулами общества Кесалой (сообщавшегося в свою очередь шедшими на север тропами с Чаьнти). Другое сообщение, в виде узкой тропы, вело на юг к Тушетии, через перевал по склону горы и одноименного ледника Качо (Качу) и было доступно только в летние месяцы.

Этимология топонима Сандуха не ясна (возможно от сана/сона – угол, тупик).

Помимо собственно селения Сандухой в обществе существовало еще одно поселение Пхиеди, и несколько башенных хуторов: Ехаран-бавнаш, Кочи, Цхьогалан -гала, Гезилайн куллаш, Бевнах кортаlxiii.

Кесалой. Небольшое селение–общество располагалось по течению Шаро-Аргуна, на левом берегу реки, между территорией Сандухоя на западе, Щикара на востоке, и Хуланда на югеlxiv. На севере гора Гархынушкорт и перевал Джеинджаре отделяли Кесалой от аулов Чаьнти. Туда вела перевальная дорога доступная и зимой. Другая санно-конная тропа вела вниз по Шаро-Аргуну соединяя Кесалой с целым рядом обществ. Западнее Кеселоя, между ним и Сандухоем, находились аулы Качехой и Кебасой относительно статуса которых нет сведений. Возможно, что в состав Кесалоя входили поселения на речке Данейлам-хи (аул Мозухи), впадавшей слева в Шаро-Аргун напротив Кесалоя.

Некоторые поздние полевые данные позволяют предполагать, что Кесалой и Качехой, и в какой-то мере Сандухой входили в более мощную систему Шаройского объединения – федерации аулов рано принявшей ислам благодаря широким связям с Дагестаном.

Согласно топонимическим данным и памятникам материальной культуры население Кесалоя занималось овцеводством и террасным земледелием.

Хуландой. Поселения общества располагались на правом притоке Шаро-Аргуна – р.Хуландой-ахк спускавшейся двумя руслами с ледников горы Диклосмта (4285 м) Бокового хребта.

На западе и северо-западе оно граничило с территорией Кесалоя, на севере с Щикара, на востоке с Хакмада, на юге перевальный путь через Снеговой хребет вел в андо-цезские общества Дагестана.

Помимо собственно аула Хуландой здесь фиксируются поселения Тепхов, Галандуо и Бургал-галаlxv.

Население маленького общества группировавшееся главным образом в одноименном ауле занималось скотоводством и находилось в сфере влияния Шаройского союза-федерации.

Щикарой. Несколько ниже впадения Хуландой-ахка в Шаро-Аргун (с правой стороны) на левой стороне реки впадает ручей Шаро-ахк на котором располагались каменные аулы Щикароя. На западе общество граничило с Кесалоем, на востоке с Шароем, на севере через перевал Джеинджаре дорога выводила к землям Чаьнта и Дзумсоя, на юге, по руслу Шаро-Аргуна, граничило с Хуландоем.

Центром общества был башенный аул Щикарой, имевший два отселка: Байде и Пхьиди. Кроме того здесь были небольшие поселения и башенные усадьбы, как: Дехачу-агане, Уоратл-дукъа, Икарой, Ами-гала, Пирсунтехе, Гур-тоги, Пха-халхиlxvi.

Согласно топонимическим данным и памятникам материальной культуры, щикароевцы занимались скотоводством и отчасти террасным земледелием. Ислам был принят не позже XVII в. через жителей Шароя и соответственно дагестанских проповедников. Щикарой являлся типичной горской общиной входившей, в свою очередь, в систему общеущельного объединения с центром в Шарое.

Шарой (шуарой). Одно из крупнейших обществ высокогорной Чечни, занимавшее в ее политическом устроении важное ключевое место на южных границах. Его название производно от «шара/шера» - ровное [место] или «шуора» - широкое [место], что в принципе соответствует рельефу горной котловины на левом берегу реки Шаро-Аргун где расположен головной аул. Оно граничило на западе с Щикара, на востоке с Хима, на юге с землями аула Хашелдой и Хакмада, на севере с землями Дзумса, и на северо-востоке с Дай. Санно-вьючные тропы и дороги соединяли Шарой с ближними и дальними чеченскими обществами, Дагестаном и Тушетией (Грузией). Кроме крупного башенного аула Шарой напоминавшего своим типом дагестанские «ступенчатые» селения, здесь находились и другие аулы, отселки и башни-усадьбы (входившие в границы общества): Хиндой, Махдан-аул, Битин-аул, Гедакха, Матаройн-аул, Пъан-корта, Циегухишка, Къуби-аул, Цикха-аул, Дюша-аул, Экхараш-аул, Хьеша-аул, Бов-коьрта, и др.lxvii

Неполный список шаройских фамилий установленных по полевым данным выглядит следующим образом: собственно шарой, жогалдой, сергихой, хашалхой, хиндухой. К общешаройским же относят и фамилии названные по именам своих аулов и обществ – бути, дунархой, икарой, щекарой, качехой, кевасхой, кенхой, кири, мазухой, химой, хуландой, хьакмадой, чайрой и цеси.

Относительно рано начавшееся миграция шароевцев на плоскость привела к появлению их представителей в равнинных аулах Чечни (в ее современных границах) и в Аухе (предгорный участок бассейна рр. Аксай-Акташ), где возник аул Шарой-Мохк.lxviii

Аул Шарой и другие населенные пункты общества имели многочисленные террасы для посевов зерновых и относительно благоприятные условия для скотоводства. Ранние контакты с исламскими центрами позволили им одними из первых в Горной Чечне принять ислам (по крайней мере в начале XVII в.).

Согласно полевым материалам общество Шарой управлялось посредством народных собраний и Совета старейшин. При этом наблюдались элементы градостроительных решений: так, улицы в том же Шарое мостились, родники одевались в камень, строились большие общественные здания – мечети и минареты в виде боевых башен.

Первое упоминание Шароя в документальных источниках относится к XVIII в.

Цеса/Цесой. Небольшое общество распологалось северо-восточнее Шароя и граничило на западе с Чаьнта и Дзумса, на севере с Дай, на востоке (по течению Шаро-Аргуна) с Химоем и Кири. Название общества («красное») скорее всего ведет от речки Цесин-эрк - левого притока Шаро-Аргуна (по другим данным Цай-эхк). Здесь же имеется еще гора Циен-корта.

На территории общества располагались селения Цеси, Курбанан дукъ, Сисилда, Хюйре, Ига-аул, Цацакхи, Хасанан-гала, и др.lxix

Общество поддерживало тесные отношения с Шароем, Дзумсоем и Дай используя для проведения общих собраний вершину Циен-Корта. Цесинцы согласно полевым данным выделялись искусством разведения скота и обработки молочной продукции. Террасных участков было мало.

Хакмадой /Хьакмадой. Общество располагалось на правом берегу Шаро-Аргуна гранича на западе с землями Хуландоя, на северо-западе по течению реки с Шароем, на севере и северо-востоке с Химоем. На юге, Снежный хребет отделял общество от территории Дагестана.

Кроме головного селения Хьакмада здесь имелись башенные поселения Эсилда, Эсира, Хиндуштаро, Бушо, Гоних, Хиндугуча, Гай-аул, Малчу хита, Шоршунон бассо, Гоьрги бассо, Хиндуга, Дука техие, Гулунд бассо, Торхата, Хуйнара, Жаайн ара, и др.lxx. Есть предположение, что аул Хашельдой (на речке Хашельда-ахк, левый приток Шаро-Аргуна) юго-западнее Хакмадоя, входил в состав общества. По течению Хашелдой-ахка вела скотоперегонная и караванноая дорога на Дагестан через перевал Ягодак (2952 м.)

Общество являвшееся типичным горским объединением крестьянских дворов-хуторов и селений обладало террасными полями и условиями для развития скотоводства. Входило в Шаройскую федерацию.

Хима/Химой. Оно находилось так же по правому берегу Шаро-Аргуна, северо-восточнее Хакмадоя, гранича на западе через русло реки с Цеси, на северо-востоке с Чайра и Кири, на юге соответственно с Хакмадоем.

Здесь располагались такие башенные аулы и хутора как: Химой, Басхойн-аул, Зун юххи, Баьан гу, Гурчу ирзо, Хьуна юккъе, Алти-аул, Циелара, Елиза, Сай бийначу кхиере, Албаган-аул, Пъачин-аул, Мишал-гала, Хохадичу, Биегаран дукъа, Шарипан-аул и Кхоранчуlxxi.

Являясь головным селением одноименного общества Химой выполнял роль и ущельного культового центра. Согласно полевым данным здесь, в домусульманский период, были сооружены каменные солнечные часы, представлявшие своеобразную обсерваторию для наблюдения за солнечным круговоротом. Наблюдается и обилие петроглифов на каменных постройках, в в т.ч. и солярного типаlxxii.

Жители общества занимались скотоводством и земледелием для чего здесь, несмотря на короткое лето, были благоприятные условия. Ислам в Химое, как и в Шарое, был принят не позже первой половины XVII в. Внешние связи были направлены в Чечню и на Дагестан.

Кири. Располагалось на правом берегу Шаро-Аргуна; граничило на западе с Химоем, на востоке с Бути, на севере с землями Нохч-Кела, на юге с Кенхи. Этимология Кири связана скорее всего с добычей здесь известки и гипса – «Кира», а также с наличием белых меловых выходов. Есть также гора напротив аула на левом берегу Шаро-Аргуна называемая Кири-лам.

На территории общества известны, кроме Кири, поселения Пхята, Деха-аул и несколько хуторовlxxiii. Жители маленькой общины-общества занимались в основном скотоводством и, согласно полевым данным, выжиганиием извести. Кири входила в Шаройскую федерацию и поддерживала тесные связи с обществом Кенхи контролировавшем дорогу на Дагестан.

Бути. Располагалось на ручье впадающем в речку Кенхи (правый приток Шаро-Аргуна) имея на западе Кири, на востоке вершины Снежного хребта (и Дагестан), на севере хребет Хиндой-лам (и общество Буни), на юге общество Кенхи.

Одноименный аул имел два отселка – Исал-аул, Мунгара аул и несколько хуторовlxxiv. Крошечное общество согласно полевым данным, занималось овцеводством и политически тяготело к группе кенхийских селений.

Чайра. Располагалось на ручье Келакхойн-ин впадающем в правый приток приток р.Кенхи – р.Чадыри. Граничило на западе с землями Хакмада и Хима, на востоке и юге с землями дагестанских обществ, на севере с Кенхи. Этимология названия исходит из «ча» - медведь, и «ара» - поляна. Топонимические материалы указывают на наличие ряда небольших поселений – Шаматура-аул, Кагаттой-аул, Горагорийн-аул, Кордилая-аул, Кхиларо и Чечбетлаlxxv.

Население занималось скотоводством и террасным земледелием. Имелись и небольшие соляные выходы. Политически общество тяготело к союзу с Кенхи.

Кенхи. Общирное чеченское общество имело территорию граничившую на западе и юго-западе с Химоем и Чайра, на востоке и юге с андоцезскими обществами Годобери и Чамалал Дагестана, на севере с Бути и Кири. Кенхийские аулы и хутора спускались от Снегового хребта по многочисленным ручьям сливавшимся в речку Кенхи (правый приток Шаро-Аргуна) с обеих сторон на пути ее течения с востока на северо-запад. Попытка этимологии гидронима Кенхи давшего название обществу была сделана известным российским и европейским исследователем И.А. Гильденштедтом во второй половине XVIII в.: «Каенхи (Белая вода)»lxxvi.

Общество имело относительно удобные пути сообщения с шаро-аргунскими и чанты-аргунскими обществами, с Чеберлоем и Нахч-Мохком, а так же с аулами дагестанского общества Чамалал – своеобразной крестьянской республикой, лежавшей за перевалом Кенхи (2280 м.) открытом для передвижения и зимой.

По утверждению профессора Р.Магомедова Кенхинское общество уже в XVI в. вошло в союз сельских обществ Чамалал. Помимо Кенхи в него входили Годоберинское, Гакваринское, Цумадинское и Гигатлинское обществаlxxvii. В этих аульных союзах жили представители андийской народности принадлежащей к языковой подгруппе андо-цезской группы народов Дагестана.

Известно, что политический строй дагестанских союзов сельских обществ «джамаатов» мало чем отличался от чеченских. Здесь правом голоса на народных собраниях пользовались совершеннолетние (достигшие 15 лет) мужчины, они же избирали в своих «фамилиях» старейшин, которые совместно с кадием или муллой решали текущие вопросы. В случае необходимости собиралось народное ополчение из аульных или «фамильных» (тукхумных) отрядовlxxviii.

Участие чеченского общества Кенхи в дагестанском союзе сельских обществ случай исключительный но в то же время показательный. Высокогорные пограничные общества Чечни могли вовлекаться в той или иной степени в более развитые, экономически и политически, «системы» Дагестана или Грузии.

Известно, что проникновение ислама из Дагестана (по крайней мере с XVI в., когда его приняли андийские народности расположенные по левобережью Андийского Койсу) в Чечню сопровождалась и инфильтрацией дагестанцев в Шаройское ущелье, вовлеченностью многих чеченских аулов в политическую жизнь Дагестана.

В 1789 г. некие посланцы аварского хана (нуцал) докладывали о поисках золотых и серебряных руд в землях Химояlxxix. Такие разведки были бы невозможны без благожелательного отношения местного джамаата.

Возможно, что в одном из русских документов 1748 г. упоминается именно Кенхинское общество с именами «Килехинской деревни» старшин Ахурша, Мамек, Орусхан, Акихан и Алиlxxx.

Таким образом, в рассматриваемое нами время союзы аульных обществ высокогорной зоны Чечни характеризовались, за редким исключением, относительной политической и культурно-хозяйственной самостоятельностью и замкнутостью, некоторой ориентированностью на закавказские и дагестанские регионы, относительно скромным участием в политической жизни Чечни и небольшим вкладом в дело становления чеченского этноса.

Вместе с тем, можно говорить о постепенном повороте в XVI-XVIII вв. вектора развития высокогорных обществ Чечни к ориентации на север, на плоскость, где складывался подлинный экономический и национальный системообразующий центр страны. lxxxi

 

§3. Среднегорная и низкогорная зоны Чечни: от Цечоя до Нижала, от Галашек до Ичкерии

 

Пространство, заключенное между вершинами Скалистого хребта (от 2,5 до 3,0 тыс.м) пунктирно протянувшегося по территории нахов с запада на восток от верховьев Терека до Шаро-Аргуна, от г.Столовой (2993 м) до г.Кири-лам (2803 м) и параллельно вытянутыми южными отрогами Пастбищного хребта (от 1,5 до 2,2 тыс.м) было занято в изучаемое время поселениями и обществами, чье население использовало говоры галанчожского, итумкалинского и отчасти чеберлоевского диалектов чеченского языка.

Среднегорная зона Чечни шириной от 4-5 до 20-30 км и протяженностью до 80 км имела сложное строение. Она пересекалась разветвлением продольных и поперечных хребтов, которые в свою очередь рассекались горными реками, текущими с юга на север и берущими свое начало с Главного Кавказского хребта: Асса (Асс-хи), Чанты-Аргун (Чаьнт-Орга) и Шаро-Аргун (Шар-Орга). С вершин гор Скалистого хребта брали начало другие горные речки Чечни, являвшиеся либо притоками указанных выше рек, либо впадавших в р.Сунжу в нижнем (равнинном) течении. Это были Фортанга (Фарта) - приток Ассы; Мереджа - приток Фортанги, Осухи - притоки Гехи; Роьшни, Мартан (Марта) - притоки Сунжи и ряд других малых речек и ручьев.

На берегах указанных рек и их притоков, от левобережья Ассы до правобережья Шаро-Аргуна на высоте примерно от 1400 до 2000 м над уровнем моряlxxxii в исследуемое время располагались аулы, отселки, хутора и башенные усадьбы следующих аульных обществ, образовавшихся в ходе естественно-исторического объединения задолго до XVI в.: Ц1еча (Цечой), Мержа/Мереджа, Аьккха, Галай, Нашха, Ялхара, Пешха, Варанда, Нихала, Шуота (Шатой), Сана/Сонай, Саьрбала и Нижала.

В XVIII в. переселенцы из Цеча, Мержа, Галая и других обществ среднегорной зоны образуют равнинно-предгорное общество Арштха/Орстха более известное под внешним наименованием Карабулак.

Следует отметить, что общества Цеча, Мержа, Аькка, Галай, Нашха и Ялхара входили в зону распространения галанчожского диалекта чеченского языка; общества Шоатой (Шуота), Варанда, Нихала, Сана и Саьрбала в зону шатоевского говора итумкалинского диалекта, а Нижалой, находившееся на самой восточной окраине среднегорной зоны, относилось к зоне чеберлоевского диалекта.

Ц1еча/Цечой и Мержа/Мереджа. Бывшие еще в XVI в. самостоятельными обществами эти два объединения образуют к началу XVII в. некий союз, известный в документах под общим названием "Мереджинцы" / "Мереджинская земля". Этимология "Ц1еча" довольно прозрачна - "красный", "красная (местность)" - возможно из-за желизистых источников или окрашиваемых утренним солнцем в красный цвет известняковых скал характерных для данной местности. Этимология "Мержа" может проистекать из своеобразия растительного покрова территории - когда пологие склоны гор покрыты островками кустарников и небольшими рощами именуемых - "маьржа / маьрша", или же из гидронима правого притока Фортанги р.Мереджи.lxxxiii

Рассматриваемое общество граничило на западе с нахским обществом Ангушт/Онгушт (образовалось в XVIII в. с выходом горцев из высокогорного общества Галгай на р.Камбилеевку), на северо-западе с Галашами (общество сложилось во второй половине XVIII в.), на юге граница шла по хребту Цорейлам, за которым находилось с обществом Цори, на востоке и юго-востоке с обществами Галай, Ялхара и Аьккха, на севере (по крайней мере с XVIII в.) граница образовалась с новым обществом Арштхой (Карабулак).

В рассматриваемое время союз аульных обществ Цечоя и Мержоя находился в благоприятных климатических условиях, в горных долинах освещаемых солнцем и защищенных горами от ветров. Он включал в себя следующие аулы, отселки, хутора и башни-усадьбы, как: Мержа (состоял из группы поселений Дак-бух, Далг-бух, Чуркх-бух), Муьжган (Мужичи), Цечу-аьхке, Базанти, Биерашка, Цечу Алкун (Верхний и Нижний), Аг1иен-бассе, Верхний Даттых, Издиг, Хьуттунчу, Акоти, Мергйисте, Пхьумата, Самйогача, Гяриета, Джалч, Къулие, Хьевха (Хайхарой?), Гандал-босс, Г1рда-г1ала, Бей-г1ала, Цейште, Цорхие, Щикар-г1ала и другиеlxxxiv.

Аульный состав союзного общества не совпадал с фамильным перечнем, который сводился к следующим именам, образованным от топонимов: собственно цечой, мержой, мужахой, мужганой, белхарой, хьавхарой/хьевхарой. Кроме того, наличествовали патронимические фамилии происходящие от реальных первопредков - Буока-некъе, Булгуча-некъе, Орьга-некъе, Ферг-некъе, Алха-некъе, Кори-некъе и др. Некий "обновленный" список "орстхоевских" (а по существу цечоевских, мержоевских и арштхоевских кланов) дается и в новейшее время: алхой, андалой, белхарой, бокой, булгучхой, велахой, галай, гандалой, мержой, мужахой, мужгахой, оьргхой, фергхой, хьайхарой и цечойlxxxv.

На территории указанных выше селений отмечены масштабные каменные сооружения - склепы, башни (жилые и боевые) языческие храмы, святилища, священные вершины и рощи, как местного, так и регионального масштаба. Проходы с равнины ведущие по ущелью р.Ассы в указанный союз были укреплены в районе Алкуна башенными строениями, а в самом узком месте (на левом берегу Ассы выше с.Верхний Алкун) была воздвигнута заградительная стена высотой до 2,60 м и шириной 0,50-0,60 м.lxxxvi

Хозяйство горцев в аулах Цечоя и Мержоя в эпоху позднего средневековья основывалось на овцеводстве и разведении крупнорогатого скота, для чего здесь были богатые пастбища и иные природные условия. Последние благоприятствовали и развитию горного земледелия. Так, рельеф местности позволял использовать естественные пахотные участки, не прибегая к трудоемкому террасированию. Тем не менее, в тех же селениях "Мереджи и Мереджой-Берем" согласно поздним данным, предпочитали не заниматься "посевом хлебов", а получать в обмен на соль, выпариваемую из принадлежащих аульным обществам соленых колодцев.lxxxvii

Общественно-политический строй данного среднегорного общества имел типичную для Чечни структуру - старшины (старейшины), аульные сходы и региональные народные собрания. При этом большую роль не только для Мержоя, но и для других обществ и народов - мялхинцев, галгаевцев, хевсур и тушинцев, играли собрания на горе Муйты-корт (получившей свое название по имени авторитетного мудреца Муйты)lxxxviii.

В XVI-XVIII вв. из Мержоя-Цечоя идет миграционное движение на север в плодородные районы Сунжи. Ассы, Фортанги и по их притокам. Здесь они сталкиваются с давлением кабардинских князей, чьи аулы располагались на левобережье Сунжи от впадения в нее р.Яндери и выше, а также с соседством восточных чеченцев, требовавших принятия ислама.

В известных на сегодня русских источниках этнотопоним "Мержой" впервые упоминается в 1614 и 1616 гг., когда служилые терские окочане (аккинцы из Ауха) указали в числе своих "служб" поездки "в Мерези" для "государевых дел… для вестей…". В 1619 г. "мерезинские… люди" отмечены в донесении терского воеводы в Москву, в числе горцев готовых выступить "заодин" против враждебных степняков. В числе племен и населенных пунктов Восточного Кавказа упоминает "Мереджи" голландский географ Н.Витсен в 1705 г. "Мереджи" называются и в работе путешественника начала 70-х гг. XVIII в. (в немецкоязычном варианте труда обозначенный как "дистрикт", т.е. район, округ).lxxxix

В первой трети XVIII в. грузинским географом и историком Вахушти Багратиони были описаны районы р.Фортанги (названной "Бальсу") как ущелья "со строениями и селениями", которых он насчитывал до "100 деревень". Известный этнограф Н.Г.Волкова подтверждает наличие многих поселений "по притокам р.Фортанги (Фортан) в местности Ц1ече-ахк, по склонам левобережья Ассы и в местности Ц1еште, в районе Даттыха" и т.д.xc

При определении численности Мержойского союза доступны данные 60-х гг. XVIII в. Так, плоскостные "карабулаки" указывали, что их выселилось из горных обществ до 500 дворов, а в горах осталось столько же семейств.xci

По свидетельству офицера русской службы Штедера от 1781 г. горные, "фамильные" селения карабулаков располагались в верхней части Фортанги в селениях по 40-70 жителей, которые жили в башнях, занимались скотоводством и земледелием, разводя коноплю, кукурузу и табак. В общественном отношении горцы "управлялись" старейшинами.xcii

Попытки установления ислама в верховьях Фортанги и бассейне Ассы предпринимались уже в XVII - начале XVIII в., но встретили сопротивление. Есть дагестанский арабоязычный источник, который упоминает о факте гибели неких "мусульман", пытавшихся в 1709/10 г. распространить единобожие в "Арштах". Более определенны русские официальные документы 1733 г. о скоплении под Чечен-Аулом некоей "горской" партии во главе с религиозным авторитетом "Аджи" для похода на "Балсу" для обращения "неверных".xciii

Видимо успехи в обращении в ислам были скромные и только где-то в последней четверти XVIII в. мы читаем свидетельство горских богословов, что равнинное карабулаки стали подлинно мусульманами. А вот в отношении "горных карабулаков" шейх Мансур еще в 1786 г. прибегал к сбору военных сил для обращения их в "магометанство".xciv

Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Дата публикации: 03.01.2014

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 ... >|



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Исторические и культурные памятники родного города

В мире есть много удивительных и интересных стран. Есть много красивых и современных годов. В небольшой суверенной республике Беларусь есть прекрасный город Могилёв, в котором я живу..

Читать

А.Г. Габричевский: жизнь в полоску.

Наша работа посвящена замечательному человеку, который стал нам, по существу, родным, - Александру Георгиевичу Габричевскому (1891-1968). К сожалению, сейчас, в XXI веке, о нём мало кто знает..

Читать

Наука и техника в допетровской России

Уровень научных знаний в России в XVI–XVII веках в сравнении с Западной Европой отличался определённой отсталостью. В частности, в Европе в это время был произведён ряд фундаментальных открытий в различных областях науки, таких, как астрономия (гелиоцентрическая система Коперника, законы движения планет Кеплера), физика (классическая механика Ньютона, возникновение оптики), математика (дифференциальное и интегральное исчисление), в то время как на Руси никаких подобных открытий не происходило. Причины этого уходят корнями в Средневековье и связаны с культурными и социальными особенностями этих регионов..

Читать

Загадочные черемисы

Наши предки – славяне, забираясь в глухие леса, на берега волжских притоков, волей-неволей были вынуждены соседствовать с теми, кто обосновался здесь до них. Вновь прибывшие всегда ценили опыт предшественников, перенимая от них навыки, обычаи и старательно запоминая странные для русского уха названия. Эти названия и сегодня остаются как памятные знаки о древнейших временах и о людях, живших до нас на этой земле. .

Читать

Удивительные люди Приморья

Мы с мамой смотрели её фотоальбом, детские и школьные фотографии. Вдруг на пол упала заметка (небольшая вырезка) с районной газеты «Трудовая слава». Фотоэтюд В. Пак, посвящен Международному дню защиты детей, на фотографии с газеты на меня смотрит моя мама. Она еще ребенок, ей не больше 5 лет, сидит на детском аттракционе «Олене» и крепко держит олененка за рога..

Читать

Детские начала великих людей.

Изучив биографии известнейших общественных деятелей,навсегда вошедших в историю, я выявил необычную закономерность. Большинство их них в детстве проявляли огромный интере с к учебе, саморазвитию и, что еще более важно, могли избрать для себя определенный круг предметов, наук и т.д., которые они готовы были изучать самостоятельно и с интересом.

Читать

Проблема и борьба с безграмотностью среди студентов АГУИ в 1942г.

Означенная проблема не являлась глобальной для становления и развития АГИИ в общей системе образования Хакасии. Но ее решение являлась достаточно весомым вкладом в формировании кадрового состава республики, ее дальнейшей профессиональной подготовленности и успешности..

Читать

Российская империя в Первой мировой войне

Непосредственным поводом к войне стало убийство 28 июня 1914 года в городе Сараево сербским националистом наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда. Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, заручившись поддержкой Германии. В ответ на не принятие Сербией ультиматума Австро-Венгрия объявила ей войну. Германия тоже объявила войну Сербии вслед своего союзника. Россия не могла оставаться в стороне от произошедшего и под давлением своей общественности объявила войну Германии и Австро-Венгрии. Страны Антанты тоже объявили войну Германии и его союзнику. .

Читать

Жизнь подарившие детям

С самого раннего детства моя мама мечтала быть учителем. Все, кто её окружал, старались отговорить от этой затеи: учителя в школе, родители и сестра - дома..

Читать

Война

Война… Война - это что-то страшное и ужасное. Сколько может быть в людях жестокости, сколько равнодушия! .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter