↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

В Аргентине исследовали секретное убежище Гитлера
........................
Российские ученые разбудили спавшие десятки тысячелетий организмы
........................
На рисунках Леонардо да Винчи нашли следы людей
........................
Ученые нашли связь между наскальными рисунками и галлюциногенными веществами
........................
Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................

... 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 ... >|

Глава IV. Историческая география и политическая карта Чечни // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

(Книга)
Раздел: История России
Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Скачать книгу полностью в формате pdf

Оглавление

В целом Мержойский союз играл значительную роль в истории не только среднегорной, но и всей западной части Горной Чечни, а в последующем, с образованием родственных предгорно-плоскостных обществ Арштхой и Галашки получил вес в политической жизни не только равнинной Чечни, но и Ингушетии.

Аьккха/Акка. Древнее нахское (чеченское общество, которое в рассматриваемое время граничило на западе с Мержоем, на севере с Ялхароем, на востоке с Галай и на юге с Кей-Мохк. Не позднее XVI в. часть аккинцев переселилась далеко на восток, где на границе Дагестана и Чечни основало еще одно общество-владение "Арара Аьккхи" - Равнинная Акка, где господствовал т.н. "аккинский (ауховский) диалект",xcv представляющий собой говор галанчожского диалекта чеченского языка. Отсюда сложились два этнотопонима - "лам аьккхий" (горные аккинцы) и "арара аьккхий" (равнинные аккинцы).

Этимология Аьккха/Акка на сегодня неясна. Возможно, что в основу названия лег гидроним - по территории данного общества протекает небольшая речка Ак-хи, являющаяся одним из притоков р.Гехи (наряду с другими речками Осу-хи и Хилахой-ахк протекающей в северо-восточном конце котловины Аьккхи).

Населенные пункты общества были расположены главным образом на притоках верховьев Гехи (Осу-хи и Ак-хи): это собственно Аьккха (Воуга) - центр общества, Хьакилга, Кеж вийнача, Кей-махка, Зингала, Бици (Бойци), Тишли, Итыр-кхелла, Дийхьа-юрт, Хягие, Орзуме-кхелла, Кереты, Музур-кхелла, Велах, Гозанна, Йордечу (Ердечи) и т.д.xcvi

Из собственно аккинских фамилий с той или иной долей условности можно назвать: бецахой, ч1ож-некъе, хьажи-некъе, б1оби-некъе, итар-кхелой, дуьрди-некъе и другие. О численности аккинцев можно говорить только в сравнительном плане по данным 1851 г. - 10 аулов и 270 дворов.xcvii

Основными хозяйственными занятиями горных аккинцев являлись скотоводство и земледелие. Их каменные жилые и боевые башни, склепы и святилища отличались массивностью и прочностью. Здесь к XVI в. в строительстве использовался связующий раствор, а не только сухая кладка.

Еще Умалат Лаудаев отмечал, что равнинные чеченцы в XIX в. называли горных аккинцев "керестан аккий" (аккинцы-христиане, язычники) в отличие от равнинных аккинцев-ауховцев. Это говорит о длительном - не позднее XVIII - начала XIX в., сохранении языческих верований в обществе. Главным религиозным центром аккинцев, как и всех жителей Галанчожского района было святилище Мизр, близ так же священного озера Галай-ам, построенное в незапамятные времена якобы пришлыми христианами-европейцами ("фиренги")xcviii.

Управление аккинцев сосредотачивалось в руках старших представителей основных фамилий, а также военных предводителей. Таковыми средневековые предания называют вожаков Вокхал, Сюьйре, Лорса, которые предводительствовали отрядами не только из Акки, но и соседних обществ в походах на кабардинских феодалов и их союзников. В документах 1762 г. называются и инициаторы движения горцев галанчожских обществ к поселению на плоскости старшины "Аокаевой фамилии" Казбулат и Зургох. При этом в полной мере сохранялся авторитет народных собраний. Местом общенародного сбора служил, судя по всему один из склонов горы Муйты-корт.xcix

Галай. Общество граничило на западе с Аьккхи и Ялхароем, на севере и северо-востоке с Нашха, на юге с высокогорными обществами Кей-Мохк (Кей) и Терлой. Аулы Галая располагались вокруг озера Галай-ам по притокам рр.Гехи и Осу-хи и находились в тесной связи с остальными обществами Галанчожского региона.

Основным обществообразующим и духовным центром Галайского союза являлось селение Ак-бас, составленное башенными комплексами и отселками Устархан-г1ала, Гонин-г1ала и др. В союз входили так же селения Эйсалашка (Эселат), Кхоьрга, Кербита, Кербича, Амие, Мочча, Очакх (Ачахки) Ч1уши и Бурги-г1аланаш. Почти все указанные селения омывались р.Осу-хи (приток Геки). Указанные селения и окрестности озера Галай-ам (диаметром до 400 м) были насыщены языческими памятниками.c

Население Галая занималось традиционно скотоводством и земледелием. В число построек входило немалое число зданий хозяйственного назначения.

Тесно взаимодействуя с соседними обществами среднегорной зоны Галай, вместе с тем, по непонятным сегодня причинам не был вовлечен в процесс формирования Арштхойского союза. Галайцы избирают свое собственное направление освоения предгорий и плоскости на северо-запад, через земли Мержоя и Цечоя, по левому берегу Ассы. Они фиксируются здесь в 1768 г., а в 1771 г. кизлярский офицер Батыров указал в своем "доезде", что "галашевцев с 13 деревень живут около сих же мест (западнее карабулаков. - Я.А.) по реке (Асса. - Я.А.) сие в горах и всего дворов считается с 200…" Таким образом, здесь складывается новое Галашевское общество значительно возросшее в численности к началу XIX в.ci

Горный Галай в конце XVIII - начале XIX в. по существу сливается с Аккинским обществом. Поэтому в более поздних сообщениях оно практически не обозначается отдельно. Система управления в Галае была "патриархально-демократической", при известном значении не только старшинской, но и жреческой верхушки.

Ялхара/Ялхарой. Общество локализовывалось в среднегорной зоне Чечни на площади ограниченной соседством с запада Мержойского союза, с севера вершинами водораздельного Пастбищного хребта, с востока землями общества Нашаха, на юге и юго-западе горным Галаем и Аьккхи.

Топоним "Ялхара/Ялахара/Алара" имеет близость с распространенным в Чечне лексическим определением открытого солнцу в зимнее время склона пастбищной горы или просто зимовья для скота - "1айла", "алара", "алахара/ялахара" и т.д.cii

Селения ялхаройцев располагались в бассейне маленькой речки Осу-хи (притока р.Гехи) и на других притоках Гехи в верхней части течения. Это были Басарчча-Ялхара, Хьевхарача-Ялхараciii, Игара-юрт, Терхе, Амке, Жаьнче, Ламие, Гурче, Боьнча, Белахой, Кэгана-юх, Йокха Аьрбала, Жома Аьрбала, Гиелечу, Талы и др.civ

В главном селении общества Басарача-Ялхарой (Ялхара) жили представители двух групп - тугаз-некъе и ялхарой-цечой, при этом первые считались выходцами из Аьккхи, а вторые из Цечоя.cv Представители других населенных пунктов рекомендовали себя фамилиями относящимися более к топонимическим названиям, нежели к реальным фамильно-родовым подразделениям.

В 70-х гг. XVIII в. общество Ялхарой указывается в труде И.А.Гильденштедта в форме "Иалхар/Иалхгор".cvi При этом необходимо отметить, что если в XVII в. русские источники покрывают всю территорию Галанчожа этнотопонимом "Мержой/Мереджинцы", то в последней трети XVIII в. начитает господствовать термин "горные карабулаки". Так, в 1762 г. в числе старшин "карабулатцев" названы "Элхургарлиевой (Ялхароевой. - Я.А.) фамилии - Белекай, Тунжахан…".cvii

В рассматриваемое время жители Ялхароя занимавшие весьма удобные пологие склоны среднегорья успешно занимались разведением крупнорогатого скота и отчасти земледелием и овцеводством. Более поздние данные говорят о "богатых травянистых горах" Ялхароя и наличии соленого озера близ головного селенияcviii, что имело немаловажное значение в скотоводческом хозяйстве.

Общественный строй Ялхароя не отличался от своих соседей, а религиозные верования в XVI-XVIII вв. представляли из себя развитый языческий пантеон.

Нашха/Нашаха. Одно из самых известных исторических обществ Горной Чечни граничило на западе с Ялхароем, на юго-западе с Галаем, на севере граница шла по последним отрогам Пастбищного хребта, на востоке с Пешхоем и на юге с Терлой.

Вытянутые с юга (от склонов Скалистого хребта) на север Нашхоевское общество занимало плоскогорное пространство между верхним правобережьем р.Гехи и левобережными притоками р.Мартана (Хийлахой-ахк и Хайбахой-ахк). По данным А.Сулейманова общество делилось условно на две части: "Сехьа Нашха" ("по эту сторону Нашха") и "Техьа Нашха" (за Нашхой") этимология названия неясна.

Здесь располагались следующие аулы и хутора: Моцарха, Чармаха (Чермхой), Т1иста, Тестерхой, Хийла, Хьижакха (Ц1ой), Хьайбах, и хутора: Мушечу, Могасте, Къайчаюххе, Саканжеле, Хотташкоча, Хылахой, Зерха, Сиха-Могусти, Мушечи, Гелахбаса, Ажгечу и т.д. Следует отметить, что большая часть хуторов и селений названных здесь складывались из множества башенных усадеб. Все они омывались речкой Гехинкой, которая брала начало из родника южнее хутора Хылахой.cix

Густонаселенная и весьма благоприятная в природно-климатическом отношении земля Нашахи возможно играла в далеком прошлом роль этнокультурного центра не только западной части Горной Чечни, но всей страны. Большая часть населения Горной Чечни и практически всей Восточной Чечни называет в своих этногенетических преданиях прародиной именно Нашаху. Причем предания, записанные главным образом во второй половине XIX-XX вв., относят исход из Нашахи примерно к XV-XVII вв. ("400-500 лет назад")cx. Документальный и археологический материал не подтверждает указанных преданий, за исключением двух моментов:

1.  Задолго до XVI в. далеко на восток, в район Кумыкской плоскости, переселились выходцы из верховий Ассы, Фортанги, Гехи и Мартана, взявшие самоназвание "арара аьккхий" (равнинные аккинцы) и ауховцы.

2.  На стыке плоскости и гор у современных селений Бамут, Закан-Юрт и Шаами-Юрт отмечены средневековые погребальные комплексы аналогичные погребениям аулов Галанчожского ущелья XV-XVII вв., что говорит о ранних попытках выселения на плоскость.cxi

В традиционном общественном сознании долго держались представления о Нашахе как о единой прародительнице адатных норм классической "горской демократии". Возможно, что здесь собирались народные собрания (Мехк-кхелл) всей Горной Чечни. По одним данным духовным центром Нашахи считался аул Моцарха, где якобы хранился и огромный медный котел с выбитыми на металле именами коренных чеченских тайпов. В самом Моцархе как на священное место указывали местечко Пхьерате ("место мастеров").cxiiВсе это являлось, конечно, свидетельством формирования в XVI-XVIII вв. и позже общенационального самосознания на основе мифов и преданий о расселении нахских обществ от бассейна Аксая до бассейна Ассы из единого центра.

Принятие ислама в Нашахе произошло не позже XVIII в. благодаря ко всему и тесным хозяйственным связям с равниной, где уже в XVII в. на берегах рр.Гехи и Мартан появилось равнинное исламизированное население. В том же XVIII в. "дистрикт (общество)… Нашах" упоминается в записях И.Г.Гильденштедта, собиравшего сведения о Горной Чечне. В конце XVIII - начале XIX в. население Нашахи сокращается в результате миграции на плоскость и к 30-м гг. XIX в. здесь считалось 200 дворов в селениях по 13-15 семей и до 1 тыс.жителей.cxiii

Пешха/Пешхой. В горной котловине, расположенной в самой верхней части бассейна р.Мартан, между вершинами Скалистого и Пастбищного хребтов сблизившихся в этом районе до 10-12 км друг от друга, располагался аул Пешхой и земли одноименного общества с хуторами Саканжели, Хоч-Ког, Кейгучи, Килобасе, Катме-юрт и др. На западе общество граничило с Нашаха, на севере земли общества переваливали через водораздельный Пастбищный хребет, на востоке с Мулкоем, на юге с Терлоем.cxiv

Этимология названия общества неясна; возможно имеет отношение к древнему пласту хозяйственной или географической терминологии чеченцев, т.к. топоним "Пешха" встречается и в других районах Чечни. Единственное на сегодня упоминание общества в русских источниках XVI-XVIII вв. относится к 1601 г., когда "Пешинский кабак" был рекомендован в качестве одного из ориентиров маршрута русских послов на Грузию.cxv

Аул Пешха/Пешхой состоял главным образом из массивных жилых башен-усадеб (г1ала). Жители его обладали не только стадами, но и пашнями, покосами и водяными горскими мельницами, обеспечивавшими ведение безбедного хозяйства в замкнутом ареале. Здесь же отмечены культовые места языческого времени с элементами христианской атрибутики (кресты).cxvi

Судя по отрывочным данным, ислам в Пешхой проник не позже XVIII в. в связи с ранним установлением связей с плоскостью, с гехинскими селениями (исламизированными еще в XVII в.).

Пешхой был самой восточной точкой распространения галанчожского диалекта, хотя практически и не взаимодействовал с обществами древнего "балойского союза" - Мержой, Цечой, Галай, Аьккхи, Ялхарой, не считая Нашхоя. В поздних источниках аул Пешхой указывается в составе общества Нашхой (представители указанных обществ выступали порой в XVIII в. под общим именем "балсурцы/бальсунцы" как осваивающие низовья Ассы и Фортанги).cxvii

Миграция пешхойцев на плоскость, на север, шла в отличие от "балсурцев" не по Ассе и Фортанге, а по течению рр.Гехи и Мартан, в известном отрыве от западных и восточных соседей. Поэтому Пешхой оказался связанным в хозяйственном и политическом отношении с плоскостным Гехинским обществом.cxviii

Шатой/Шуьйта/Шубут. Одно из крупнейших обществ Горной Чечни занимало на карте страны ключевое место между берегами рек Чанты-Аргун и Шаро-Аргун в среднегорной и частично низкогорной зоне.

На западе Шатойский союз граничил с землями Пешха, на севере шатойское влияние сказывалось вплоть до линии Черных гор, на востоке река Шаро-Аргун отделяла Шатой от обществ Саьрбалой и Нижалой, на юго-востоке граница шла с небольшим обществом Санной/Соной, на юге с Дзумсой, Гучум-кхелл, Чиннаха, Нихалаcxix и Мулкой.

Горы Шатоя составляли своеобразно "гнездовое" разветвление (с высотами от 1,1 до 1,8 тыс.м) Пастбищного хребта со своим микроклиматом. с наличием плоскогорных участков - "шу" по Чанты-Аргуну и впадающим в него крупным притокам (имеющим довольно обширный бассейн) - это рр.Верд-эрк, Сюжи, Сунхой-ахк, Варанды, Вашендара и др. Этимология топонима "Шуйта / Шуота" и происходит от "шу" - ровное возвышение, плоскогорье.

Географические границы Шатоя являлись и границами шатоевского говора итумкалинского диалекта чеченского языка, трактуемого отдельными специалистами как самостоятельный диалект. Интересно отметить, что один из наблюдателей середины XVIII в. писал: "живущие в той деревне (Шатой. - Я.А.) люди говорят таким же языком, как гребенчиковцы (Герменчик, плоскостное общество. - Я.А.) и чеченцы (в данном случае жители плоскостного Чеченского владения по Аргуну. - Я.А.)."cxx

Согласно данным этнографа А.Сулейманова Шатойский союз объединял такие малые обществ и аулы, как: Хьаккой, Г1атти, Вашандорой, Пхьамтой, Маьршлой, Саттой, Тумсой, Борзхой, Келой, Варандой и Саной.cxxi Некоторые данные говорят о близости к союзу Нихалоя и Саьрбала (находившегося) на правом берегу Шаро-Аргуна.

В указанных объединениях по неполным данным имелись следующие селения: на левом берегу Чанты-Аргуна - Большие Варанды, Суьжа, Суората, Горгачи, Рядухой, Вашандарой, Чаймохк, Борзой, Тумсой; на правом берегу Чанты-Аргуна (главным образом по притоку Верди-эрк и в его бассейне) и левом берегу Шаро-Аргуна - Цогунойcxxii, Ваьрди, Г1ушт-корт, Гаттин-кхалл, Саьтта, Ург-юххе, Пхамтой, Нихалой, Бекум-кхелл, Мусс(Мусин)-кхелл, Беной, Мусолт(Мусул)-аул, Ватан-корт, Дехесте, Мужачу, Маршин-кхелл, Санной и др.cxxiii

Фамильно-клановый состав Шатоевского союза был значительно уже аульного списка, вследствие того, что некоторые кланы расселяясь из старых "гнезд" создавая по несколько новых сел не считая множества хуторов. Как правило названия "фамилий" производны от древнейших топонимов и гидронимов: варандой, вашендарой, г1аттой, горгачхой, дехестой, келой, нихалой, мускулхой, маьршлой, пхьамтой, рядухой, саной, саттой, тумсой, хьаккой, хьалкелой (келой)cxxiv и некоторые другие.

Шатоевская аульная федерация занимавшая стратегически важное место на путях связывающих большую часть горных нахских обществ с равниной, а также во взаимосвязях высокогорной зоны с среднегорной как в меридиональном, так и в зональном направлении, рано попала в поле внимания наблюдателей XVI-XVIII вв. Здесь надо учесть и то обстоятельство, что через шатоевские земли лежали пути сообщения с Терека на Грузию и обратно. Поэтому первые упоминания "Шибуты" мы встречаем в статейном списке 1587 г. русских послов в Кахетию (Грузию).cxxv

В русском документе за 1647 г. упоминаются селения "Баранцовым, …Тумцоювым, …Шандоровым, да с Уйшевым." В 1657 г. из "Шибутского джамаата" следует обращение к русскому царю Алексею Михайловичу с просьбой о подданстве от селений "Варанты, Чечани (Чечати), Тонса"."cxxvi

Есть в документах и данные о численности Шотойского района. Так, в 1657 г. грузинские посланцы в Москве показали, что "живут де блиско их земли Шибутская земля, а ратных людей с 1000 человек". Документ 1747 г. сообщает, что собственно в "деревне Шуты… находится 500 дворов".cxxvii

Несмотря на относительно раннее принятие ислама в Шатое. здесь еще к середине XVII в. наличествовал религиозный политеизм. В то время как "иные де шибутцы живут и по бусурмански", а представители "Шибута" приносят клятву "на Куране", здесь живут и т.н. "христиане" (по существу язычники), употреблявшие свинину. К середине XVIII в. "чабутлинцы" исламизированы поголовно, а "суд и расправу чинят чрез своего кадия."cxxviii

Система управления в "Шибутской земле" зиждилась на высоком авторитете выборных старшин и духовенства. В документах упоминаются такие старшины, как "Арасланко и Декитко…" (1628 г.), "Алги, да Анак, да Ильдей с товарыщи…" (1647 г.), "Алихан, Сусла, Алгян…" (1657 г.), "шубанский владелец Казий и сын ево Маджи…" (1762 г.). Вместе с тем, сохранялся и высокий авторитет народных собраний. Так региональный Мехк-кхел собирался в центре общества на поляне Трех груш.cxxix

Высок был авторитет общества в жизни населения всей Горной Чечни в силу того, что "будучи как повелители ущелья Аргунского.. от устья коего они первыя,…".cxxx

Уровень развития традиционных отраслей хозяйства в Шатойском союзе был высок, но перенаселение сводило на нет усилия по увеличению пахотных земель за счет террасирования и росту поголовья скота за счет отгона в менее населенные районы горного края. Поэтому предания говорят о ранней миграции тех же саттоевцев и келоевцев на правобережье Шаро-Аргуна, вашендароевцев в район Улус-Керта и Дачу-Борзоя (по линии Черных гор), тех же саттоевцев, варандинцев, келоевцев и пхьаметоевцев на север, по Аргуну на границу гор и плоскости и далее на равнину.

Уже в 1628 г. казачьи городки в междуречье Терека и Сунжи испытывают нападения "шибутцких людей", которые казаков "побивают" и "всякую животину" отгоняют. В 1647 г. "учинилось, что блиско Терских гребеней сидят кабаками… шибуцкие люди" и казакам "чинят тесноту".cxxxi Данные документов подтверждают и предания - в середине XVII в. предводитель (Тхьамда)Бахмад-Али выйдя с родственниками из шатойских селений Саттой и Урд-юххой основал на Аргуне у выхода из гор селение Атаги (Чахкар-Атаги).cxxxii Позже, вниз по течению Аргуна возникли Большие Атаги, Малые Атаги и Чечен-Аул.

Таким образом, шатоевские выходцы отдельными отрядами и большими родственными группами приняли активное участие в процессе возвращения горцев на плоскость в XVII-XVIII вв. и ее освоении вплоть до Сунжи и Терека.

Саьрбала (так же Лаьшкарой) - небольшое общество на правом берегу Шаро-Аргуна, тяготевшее к Шатойскому союзу. Оно заселялось, как в рассматриваемое время, так и позже, переселенцами из кланов келой, саттой и пхьамтой, чей язык относился к шатоевскому говору итумкалинского диалекта. Общество граничило на западе (по руслу Шаро-Аргуна) с Хьал-Кела, на востоке - за горой Леникорт (2010 м), с Чеберлоем, на юге с Нохч-Кела, на севере с Нижалоем.

Мнению о позднем складывании данного общества (едва ли не в середине XIX в.) противоречит наличие здесь средневековых башенных поселений. В связи с переходом роли головного аула от Саьрбала к Лаьшкара менялось и название этого общества. Этимология и первого и второго этнотопонима проистекает из военных терминов, что говорит о первоначально военном характере поселения. Здесь были как незащищенные горные поселения: Саьрбала, Лаьшкара, Нуй (Нуйхой), Буккузе, так и укрепленные поселения: Арсан-кхелла, Омечу и Мирза-г1ала. Число дворов-усадеб в селах колебалось от 9 до 15.cxxxiii

Для успешного занятия скотоводством здесь имелись покосы и пастбищные горы - Нуйхой-лам и Пешхой-лам, а также пахотные участки.

Нижала/Нижалой. Общество располагалось в бассейне правого притока Шаро-Аргуна речки Нижалой-ахк и граничило на западе (по руслу Шаро-Аргуна) с Даем, и юго-востоке с Чебарлоем, на юге Нохч-Кела, на севере с Саьрбала и на северо-востоке с обществами большого Нахч-Махкоевского союза (в XVI-XVIII вв. известного в русских документах как Мичкизская земля и Ичкерия).

По данным А.Сулейманова в данном обществе под одним и тем же названием "Нижала" было известно 3 аула: первый на восток от Оскар-аула (Аскарой), второй также на восток от Гази-аула, а третий между Жубиган-аулом и Гази-аулом. Этимология Нижала неясна. Кроме перечисленных аулов мы имеем здесь еще поселения Гонта (Гойты-Дул), Дургойн-аул, Гадана, Цинтиг-аул, Патан-аул и Богучарой.cxxxiv Возможно, что "тайповый" состав общества заключался всего в двух основных фамилиях: нижалой, богучарой и в их ответвлениях.

Население общества Нижала говорило на нижнечеберлоевском говоре чеберлоевского диалекта чеченского языка. Поэтому зачастую Нижалой объединяют с Чеберлоем, хотя более явственны были его связи с Шатоем и Нахч-Мохком. Ислам здесь был принят согласно полевым данным не позже второй половины XVII в. Жители общества управлялись "собственными старшинами" и народными собраниями.

Следует отметить, что среднегорная зона Чечни занимала не просто географически промежуточное положение между высокогорной и низкогорной зонами страны. Её настущее население испытывая в XVI-XVIII вв. (несмотря на относительно благоприятные условия для традиционных хозяйственных занятий) серьезные трудности в сбыте своей обильной скотоводческой продукции и в приобретении тканей, металлов и соли, стремилось к непосредственному выходу на плоскость ранее считавшейся не более чем зоной хозяйственного пользования.

При этом, многочисленные башенные поселения среднегорной зоны от Ассы до Шаро-Аргуна, от Цечоя до Нижала, от практически одноаульного общества Пешхой до огромного союза-федерации многих обществ - Шатой/Шуьйта, находились примерно на одной стадии общественно-экономического развития характерной чертами средневекового традиционного общества, и обладали чертами суверенности.

Комплекс экономических, социально-общественных и климатических причин (XVII век в истории Европы и Кавказа это период серьезного падения среднегодовых температур в пользу холодных, а следовательно неурожайных лет), наряду с демографическим перенаселением, толкает горцев к движению на плоскость, к физическому заселению её.

Основным направлением движения избыточного населения среднегорной зоны на север стали бассейн среднего и нижнего течения Ассы и Фортанги на западе края и нижний бассейн Аргуна в центральной части страны. В масштабах Чечни это переселение представляло собой эпохальное явление.

Северную (переднюю) полосу Горной Чечни образуют складчатые горы т.н. Лесного хребта (Черные горы), которые тянутся с запада (от междуречья Сунжи и Ассы) в зональном направлении на восток до междуречья Аксай-Ярык-су в верхнем течении. При этом Лесной хребет значительно расширяется за Шаро-Аргуном на множество складок образуя между высокогорным Андийским хребтом на востоке и Снеговым хребтом на юге целую страну - Нахч-Мохк (Ичкерия), с средней высотой лесистых пологих гор от 0,6 до 1,1 тыс.м.

Все реки и речки текущие из высокогорья и среднегорья Чечни, а также берущие начало с снежных вершин Андийского и Снегового хребтов, пересекают Лесные горы в строго меридиональном направлении с юга на север и впадают соответственно в Сунжу и Терек. Обильные дожди и снежные осадки, значительное число горных ключей порождают многочисленные мелкие притоки к основным руслам рек увеличивая их водный сток.

В границах низкогорья в XVI-XVIII вв. в направлении с запада на восток можно назвать следующие общества - Галаш (Галашки), Арштхой (Карабулак), Мичиг (Мичиговское общество), Нахч-Мохк (Ичкерия).

Галаш/Галашки. Общество сложилось по берегам Ассы в части среднего и отчасти нижнего течения, не позже 60-х гг. XVIII в. за счет переселенцев из преимущественно горного Галая, а также Мержоя, Цечоя и Ялхароя.

На западе граница Галашек условно шла по водораздельному хребту между течением Ассы и Сунжи, на севере по речке Яндери доходила до северной линии Лесных гор, на востоке галаевцы вышли в соседство с близкородственным Арштхойским (Карабулакским) обществом (по правобережью Ассы). На юге, новое общество вытянутое по Ассе граничило с землями селения Мужичи входившем в Мержойский союз.

Образование нового Галаевского общества в низкогорье по Ассе было связано не только с целенаправленной миграцией избыточного горского населения на более удобные и еще незаселенные земли, но и, в целом, с изменением политической ситуации на плоскости. Здесь селения и владения нахов всё усиливаются, а кабардинские князья державшиеся еще за земли по Сунже слабеют.

Согласно данным Н.Г.Волковой окончательный уход кабардинцев с Сунжи, чьи селения были в районе впадения в неё рр.Назрань и Яндери (Эндерипс), имел место в 40-70-х гг. XVIII в. На карте второй половины XVIII в. отмечает Н.Г.Волкова от правого берега Сунжи на юг к горам наличие "Галачи деревни" (галашевцы?). Восточнее р.Эндерсу… указаны карабулакские селения." По сообщению И.А.Гильденштедта (не позже 1771 г.) "округ Галашки", находится по Ассе ниже "округа Мереджи".cxxxv

Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Дата публикации: 03.01.2014

2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 ... >|



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

История и экономическая политика Казахстана в рамках Таможенного Союза.

В начале февраля нынешнего года состоялось расширенное заседание правительства, на котором президент Н. А. Назарбаев, обеспокоенный недостатком внешних инвестиций, пригрозил отправить правительство в отставку, если этот вопрос не будет решен. Президент решил делать ставку на развитие обрабатывающей промышленности, индустриализацию, а также на развитие малого и среднего бизнеса..

Читать

Зоя Космодемьянская - подвиг, шагнувшая в вечность.

29 ноября 1941 года затерялось среди многих и многих дат боев, побед и поражений. Современная молодежь вряд ли помнит имя той, чьим подвигом озарен этот день. Да и не каждый взрослый сможет сегодня рассказать о трагедии, подарившей страшную известность..

Читать

История Республики Саха(Якутия)

В своей работе я рассматриваю положение Якутии и народов, ее населявших, во все времена. Эта тема является недостаточно изученной, поэтому можно встретить различные мнения по поводу происхождения первых поселенцев Якутии и причин, по которым было выбрано это место. Работа является своеобразным обоснованием всех фактов, известных на сегодняшний момент о Якутии и народах саха. Безусловно, она важна как для научного сообщества, так и для заинтересованных людей, может быть развита дальше и использоваться в качестве первого шага для дальнейшего изучения. .

Читать

Неизвестные герои

Каждая годовщины дня победы в Великой Отечественной войне ознаменовывается тем, что мы восхищенно вспоминаем и чествуем героические подвиги солдат, партизан, медицинских сестер и других не менее важных участников войны: Александра Маресина, Зою Космодемьянскую, отряд Панфилова – их имена и отважные поступки не забыты. Однако существуют те, которых не просто забыли, но и никогда не помнили. Почему и отчего так происходит, ведь каждый герой неоценимо повлиял на исход войны? Забывая и просто не помня, мы теряем историю, теряем наше достояние, память о героизме. В подтверждении этого можно привести следующие аргументы обосновывающие это..

Читать

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой.

Мой прадед со стороны мамы, Лисьих Василий Яковлевич, родился 3 марта 1919 года. В 1941 году был мобилизован на войну, затем попал в плен, в дальнейшем был освобождён. Родной порог переступил в ноябре 1945 года. Знаю, что у дедушки Васи есть награды..

Читать

Самозванцы

Рассмотрена история смены правящих династий в России и престолонаследия со времени Ивана IV до 1917 года: от Рюриковичей к Годуновым, от Годуновых к Романовым и Голштейн-Готторпам. Обсуждена законность появления Романовых на русском престоле. .

Читать

История одной награды

Как-то после очередного парада, посвящённого Дню Победы, мы с дедом вернулись домой. Дедушка Абдурешит в своём парадном костюме выглядел молодцом. Ордена и медали говорили сами за себя: в лихие годы войны он с честью выполнил свой долг перед Родиной, внёс свой достойный вклад в дело разгрома фашистской нечисти. .

Читать

Семья императора Николая II

В этом году исполнилось 400 лет дома Романовых и 85 лет со дня кончины царской семьи. Семья это - то, что связывает нас с нашими предками и потомками. Семейные традиции, семейные предания, делают из отдельных людей великий народ. История любого государства складывается из множества семейных историй. На мой взгляд, царственная чета Николая Александровича и Александры Феодоровны Романовых является примером нравственного, благочестивого воспитания детей. А это имеет особую актуальность в настоящее время. .

Читать

История появления кукол на кубанской земле

Знаете ли Вы хотя бы одного ребенка, который не играл бы в детстве в куклы? Наверное, нет! Ведь кукла во все времена была самой желанной игрушкой любой девочки. У меня за семнадцать лет собралась большая коллекция кукол, со многими из них связаны особые воспоминания, яркие события моей жизни..

Читать

«Краткое пособие по русской истории» В.О. Ключевского для изучения концепции исторического развития в школьных курсах.

В последние годы в историко-образовательной среде отмечается повышенный интерес к историографическому наследию выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского. Но пока нет специальных работ, посвященных его школьно.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter