↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

В Иерусалиме нашли лампу в виде человеческой головы
........................
В Африке нашли самое древнее захоронение Homo Sapiens
........................
В мексиканской пещере нашли десятки отпечатков детских ладоней
........................
Поисковики нашли почти 400 красноармейцев подо Ржевом
........................
Открылась выставка в честь перешедших на сторону Красной армии офицеров
........................

|< ... 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 ...

Глава IV. Историческая география и политическая карта Чечни // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

(Книга)
Раздел: История России
Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Скачать книгу полностью в формате pdf

Оглавление

Весьма ранними представляются данные арабоязычных документов Дагестана приведенные А.-К.А.Бакихановым. Здесь упоминаются "Мичикич" как подконтрольный шамхалу Дагестана и селение "Баян (Беной - Я.А.), где находится нефтяной колодец,…"cliii.

Если в 1647 г. мы имеем в Нахч-Мохке 36 селений с 3000 дворов (исходя из расчета, что 1 воин выставлялся от 1 двора), то автор 1804 г. говорит, что здесь "малых деревень до 50", а "число вооруженных простирается до 2000 человек". И это уменьшение объяснимо, ибо по меткому замечанию автора первой трети XIX в. Р.Ф.Розена "ичкеринцы дали начало всем чеченцам, поселенным по Сунже и другим рекам на равнинах". Так, начиная по крайней мере с середины XVII в. ичкеринцы-мичкизовцы служат основной силой заселявшей Сунжу и низовье Аргуна, берега Аксая, Ямансу и Ярыксу (сел. Ишхой-Юрт, Заман-Юрт, Тухчар и др.), а в XVIII в. Притеречье, нижнюю часть р.Мичига, Качкалыковский хребет и западную часть Кумыкской плоскости.cliv Потому-то этноним "нахчой/нохчи" стал нарицательным, обозначая и все нахское население плоскости.

Обильно орошаемая горными речками и родниками, имевшая высокую цифру осадков и благоприятный для земледелия и садоводства почвенный состав, Ичкерия отличалась от остальной части Горной Чечни несколько большим удельным весом земледелия и садоводства в традиционном хозяйстве, так и широким использованием системы "ирзу" - расчисткой участков в лесу для использования под злаковые и огородные культуры.clv

Другой особенностью Нахч-Мохка и Восточной Чечни в целом в отличие от западной части Горной Чечни надо полагать отсутствие здесь, за малым исключением, каменных жилых строений и фортификационных сооружений. Вместе с тем, отдельные топонимические данные говорят о наличии здесь в прошлом сторожевых и оборонительных башен - г1ала.clvi

Рано познакомившаяся с феодальным укладом через своих дагестанских соседей Нахч-Мохк - Страна чеченцев, сохраняла, тем не менее, в исследуемое время патриархально-крестьянский общественный уклад, управляясь "сами собой" через старшин и народные собрания. Нахч-Мохк составлял своеобразную федерацию "вольных обществ", имена которых были названы выше. Скрепляющим единство края факторами было наличие единого адата-свода неписанных законов и авторитетного регионального органа - Мехк-кхелл (Совет, Суд страны) периодически собиравшегося на горе Кхеташ-корт (Гора собрания) у сел.Цонтарой.clvii

Ряд ссылок в литературе на легендарные предания о якобы подданической зависимости "Мичкизской земли" от тарковского шамхала, либо от аварского хана или кумыкских князей не находит ни документального, ни косвенного подтверждения. Единственно имеют место быть факты военного участия местного ополчения на союзнической основе в военных мероприятиях горских князей Салтан-Магмута Эндерейского и гумбетовского Турлова-князя в первой четверти XVII в.clviii

Важной вехой в истории национальной консолидации всей Чечни, начало которому, безусловно, было положено и в Нахч-Мохке можно считать раннее принятие ислама. Так, в непосредственном соседстве с Нахч-Мохком в предгорно-плоскостном Аухе, в с. Гачалк обнаружены мусульманские захоронения, датируемые XVI в. В первой четверти XVII в. "мичкизы" участвуют в военных мероприятиях мусульманских горских князей, а в 1648 г. готовы принести терским воеводам "шерть" (клятву) на Коране.clix

Народная традиция возводит утверждение ислама в Восточной Чечне к деятельности шейха Берсана из общества Курчалой. При этом есть неясность в том, связана ли была его деятельность с собственно принятием ислама, или же с его утверждением в Нахч-Мохке в суфийской трактовке. По данным И.М.Попова, Берсан получил право благодати шейха из рук убитого им аварского шейха Гада, который "именем Аллаха завещал ему силу… [своего] слова…"clx.

Шейх Берсан реальное историческое лицо, его могила пользуется почитанием и находится в Верхнем Курчалое. Арабоязычная надпись на камне относится по своему стилю к XVII в. и гласит: "Здесь [покоится] Берсан".clxi

Таким образом, Нахч-Мохк (Ичкерия, Мичкизская земля) пожалуй самая крупная самоуправляющаяся "землица" Чечни в течение XVI-XVII вв. наращивает свой политический и хозяйственный потенциал на Северо-Восточном Кавказе, а затем, в течение второй половины XVII-XVIII вв. "растрачивает" демографические силы в процессе реконкисты на плоскость в западном, северном и северо-восточном направлениях, заложив по существу основу нового облика страны и его этнического лица.

§ 4. Плоскостная Чечня: от Курпа до Ярыксу, от Карабулака до Ауха. Феодальные владения

 

Основной составляющей линией истории Чечни и ее народа в XVI-XVIII вв. являлась реконкиста (отвоевание) и освоение плоскостных районов края от передовой линии гор на юге до берегов Терека на севере. Второй важной линией исторического процесса здесь была исламизация рослужившая духовно-идеологической основой становления нации. Эти два процесса проходили в Чечне в один хронологический период.

В плане отвоевания и освоения плоскости большое значение имеет вопрос складывания западных и северных равнинных границ Чечни в связи с формированием и развитием плоскостных обществ и владений: Нижний Карабулак (Арштхой), Гехи, Чеченское владение, Алды, Атаги, Герменчиковское владение, Шали, Мичиговское общество, Брагуны, Качкалык, Ауховское владение и общество (Окоцкая земля, Окохи), а также обществ и владений Надтеречной зоны.

Следует отметить, что территория нахской реконкисты выходила за пределы современных границ Чечни. Так, выход переселенцев из западных высокогорных и среднегорных обществ Галгай, Чулха, Цори, Джейрах, Мецхал в верхнее низкогорье (1,3 - 0,7 тыс. м) по Камбилеевке и ее притокам, состоялся, по крайней мере, в первой половине XVIII в.clxii Во второй половине XVIII в. селения западных нахов приближаются к границе гор и плоскости по линии современных поселений Сунжа - Владикавказ. Складывается крупное низкогорное общество Онгушт/Ангушт ("Онгушлерцы", "Ингуши", "Ангуштинцы") имевшее выход на плоскость по Камбилеевке.

Становление западных границ Чечни. Проблема складывания западных границ края в предгорно-равнинных районах в XVI-XVIII вв. самым тесным образом связана с экспансией феодальной Кабарды на восток в XVI-XVII вв. и ее отступлением на запад в XVIII - начале XIX в.

Именно в XVI-XVII вв., на большом пространстве от Осетинской равнины на западе и Кумыкской плоскости на востоке, на путях сообщения между Дербентом и Азовом, между Дагестаном и Черкессией проходивших и в междуречье Терека и Сунжи, через стратегически важные переправы в районе впадения Сунжи в Терек, разворачивается борьба между двумя крупными феодальными блоками северокавказских феодалов, условно разбитых на "кабардинскую" и "дагестанскую" партии (к которой, кстати, принадлежали и "демократические" общества восточной части Чечни). В этом стратегически важном районе позволявшем контролировать все пути-сообщения между Каспием и Причерноморьем пыталась утвердиться и Московская Русь, учреждая здесь крепости, остроги и казачьи городки на Терском хребте, по Сунже и Тереку.

Географические особенности равнинно-предгорной части Северо-Восточного Кавказа заключались в том, что в связи с заболоченностью Терско-Сулакского междуречья и его сложной гидрографией (огромное количество протоков и болот) все пути-дороги, ведущие из Приморского Дагестана в Терки, Астрахань и в Кабарду неизбежно сходились как в бутылочное горлышко к району слияния Сунжи с Тереком. Аналогично пути из Кабарды и Северо-Западного Кавказа в Дагестан и Прикаспий как проходящие по междуречью Терека и Сунжи, так и идущие степью по левому берегу Терека должны были сойтись в указанном районе. Поэтому за район слияния Сунжи с Тереком и готовы были вести войны не только Кабарда, Дагестан, Москва, но и Турция и Иран.clxiii

В 1567 г. на Терской косе в районе впадения Сунжи строится первая русская крепость на Кавказе, а вокруг нее возникает система сторожевых казачьих городков. Именно с этого времени в борьбу за влияние в данном районе и на северо-западных границах Чечни вступает феодальная фамилия мурз Ишеримовых, сумевшая заполучить влияние даже в Дарьяльском ущелье под боком у сильнейших кабардинских князей.

В XVII в. географическая и политическая традиция того времени относит междуречье Терека и Сунжи (в границах современной Чечни) к т.н. "Малой Кабарде". Однако, никаких кабардинских поселений здесь никогда не было и единственная попытка служилого терского князя Муцала Сунчалеевича утвердиться селениями в районе слияния двух рек под защитой Сунженского острога в середине XVII в. вызвала феодальную войну, закончившуюся победой дагестанской феодальной партии при поддержке Ирана.clxiv

Вместе с тем, следует учитывать, что временные поселения кабардинцев, в силу полукочевого типа скотоводческого хозяйства могли распространяться далеко и от собственно Кабарды. Широко были разбросаны курганные могильники кабардинской знати (XV-XVI вв.), на территории современной Чечни и Ингушетии они встречаются у селений Кескем, Кантышево, Назрань, Плиево, Карабулак, Бамут, Ачхой-Мартан и Нестеровская.clxv

Малокабардинские аулы расселяются в районе "щелей" Дарьяльского ущелья, по направлению от Дарьяла к урочищу Мэздаку (Моздок) на Тереке, по р. Курп (впадающей в Терек выше Моздока) и у подножия Малгобекского хребта, орошаемого речкой Пседах (до 30-х гг. XVIII в.). В пределах собственно Малой Кабарды в 1744 г. насчитывалось 48 княжеских селений, из которых 12 располагались по "верхней" Сунже и в районе её правобережных притоков Назрани и Эндерипсу (Яндери). Задолго до 1781 г., когда здесь побывал путешественник Штедер от селений кабардинцев оставались только развалины, а стоянки князей находились намного западнее Яндери и Назрани по рр. Камбилеевка и Пседах. На картах второй половины XVIII в. в предгорной части течения Камбилеевки значатся ингуши, а южнее Сунжи карабулаки и галашевцы.clxvi

Следует вместе с тем отметить, что теряя прямое господство над землями по Сунже и Терскому хребту кабардинские князья вступали с новыми предгорными и плоскостными селениями нахов в политические отношения, воспринимаемые первыми как "данничество", а собственно горскими аулами как взаимное соглашение по которому княжеские дружины выполняли роль "охраны", а князья брали на себя управленческие функции и представительствовали во взаимоотношениях с соседями. В случае "неудовольствия», нахские общества меняли князей и отдавали предпочтение другим горским князьям. Так, в XVIII в. подобные представительские функции в Карабулаке выполнял эндерейский князь «Аджи Муртазали".

Документ 1757 г. подтверждает прохождение границы между Чечней и Малой Кабардой по правобережью 20-ти верстного притока Терека речки Курпа: так чеченский князь Расланбек Айдемиров был намерен встретить в Кабарде торговый караван из Крыма и "препроводить…, чрез гребню урочища Кулауса в Чечни. Оное же урочище Кулаус состоит на чеченской стороне расстоянием от р. Курпа вниз (к востоку - Я.А.) по примеру верстах 10 …clxvii

Указанный князь не только провожал караваны, но и брал пошлины с торговых людей двигавшихся между Кабардой и Дагестаном и именно по дороге начинающейся "от реки Курпа". Другой документ от 1764 г. утверждает, что при речке Курп "кабардинские жилища и им принадлежавшие земли оканчиваются,…"clxviii.

В XVIII в. происходит своеобразный качественный поворот в отношениях Чечни и Кабарды, нашедший своеобразное отражение и в кабардинском песенном фольклоре: "Из Чечни приходят / И страну грабят. / Чечня издавна - / Страна враждебная…"clxix. О результатах подобной перемены написал и С.М.Броневский: "Усилившиеся набеги чеченцев с границы Малой Кабарды принудили их оставить им (присунженские и притеречные. - Я.А.) земли…"clxx.

Большие (Нижние) Карабулаки. Обществу Арштхой низкогорной зоны было положено начало не позже первого десятилетия XVIII в. Возможно, что карабулаки (под именем бальсунцев) находились на границе плоскости и гор и в 1732 г., когда их атаковали "исламские" отряды с целью утверждения ислама.clxxi В процессе реконкисты арштхойцы-карабулаки к середине XVIII в. спускаются на плоскость и в течение нескольких десятилетий осваивают территорию примерно от современного селения Плиево (в Ингушетии) до Серноводска (в Чечне). В документе 1762 г. было отмечено, что землями "от речки Галаша (Шалажинка. - Я.А.)… до вершин Сунжи и Ахкиюрта места… владеют… карабулатцы."clxxii

Возникновение нового карабулакского общества на плоскости, которое мы условно назвали Большими или Нижними Карабулаками (в отличие от Верхних Карабулаков), было обязано выходцам из тех же кланов среднегорной зоны Чечни как: цечой, галай, мержой, нашхой, аьккхой и ялхарой.

Так, в 1762 г. в переговорах с российскими властями, из выселившихся на плоскость арштхойцев участвовали представители фамилий: "Мережиевой…, Татыховой (Даттых. - Я.А.)…, Чечугаевой…, Мацкутаевой…, Элхургалиевой (Ялхарой. - Я.А.)…, Аокаевой (Аьккхи. - Я.А.)…, Канбуковой". Старшины указанных "фамилий" заявили, что согласных к переселению под патронажем русских властей и кумыкского князя Муртазали-Аджи (представителя карабулаков на переговорах с царскими властями) считается 500 дворов, но есть еще 500 дворов живущие в горах и "не согласных" к переселению на "чистые" места.clxxiii

В других источниках численность равнинных карабулаков определяется в 200-300 дворов, а "знатнейшим" старшинским родом считается "Боко". Главным селением их называют то Боко с 40 дворами, то Фортан-аул с 80 дворов. В документах говорится также о "деревнях" Гандалоевых, Фиразовых, Бузартыевых, Кориговых и Булгучевых на рр. Ашт-Мартан, Яндери и т.д. Есть цифра и в "100 деревень"clxxiv под которыми возможно подразумевались хутора и усадьбы.

Границы нового равнинного общества были названы в том же 1762 г. и записаны со слов их соседей гехинцов: "от Галаша (р.Шалажи - правый приток Фортанги. - Я.А.) до вершин Сунжи и до Ахкиюрта места, тако же до Малой Кабарды, под владением андреевского владельца Аджи Муртузалия состоят, которыми де владеют подвластные ево карабулатцы".clxxv

Следует отметить, что и И.А.Гильденштедт (не позже 1771 г.) отмечает, что притоки Сунжи "Ашган, Валарек и Галаш" на плоскости относятся к "округу карабулаков", где они имеют "выгоны для скота", но никак не жилища. При этом надо учесть, что согласно преданиям на эту часть плоскости, в бассейне Шалажинки претендовало и среднегорное общество Ялхарой.clxxvi

Западная граница карабулаков по течению Сунжи ограничивалась малокабардинскими владениями, находившимися в 60-70-х гг. XVIII в. выше по левобережью Сунжи до впадения рр. Яндери и Назрани. Северная граница шла вначале по правому (южному) берегу Сунжи, а где-то в начале XIX в. карабулаки заселяют и левый берег Сунжи. Южная граница общества проходила по подошве гор, но носила весьма условный характер, так как связь с Верхними Карабулаками была тесной.

В 1771 г. русские документы со слов очевидцев указывают, что "деревня… Большие Карабулаки" находится "на ровном месте возле гор, и в ней считаются з 200 дворов". Это селение было расположено в урочище "Карасу-Яндырь" при впадении Ассы в Сунжу полагают современные исследователи.clxxvii

Система управления в обществе зиждилась на власти старшин: "У них нет князей, только старшины. Они говорят на киштинском [языке] в [его] чеченском или мицшегском диалекте" утверждал И.А.Гильденштедт. Вместе с тем, документы утверждают о известной роли того же князя Муртузалия-Аджи во внешних связях карабулаков; претендовали на власть в "Карабулаках" и кабардинские князья, и некие "чеченские" (из Чеченского владения) влиятельные фамилии.clxxviii

Видимо претензии феодальных соседей были вызваны и неопределенностью религиозного выбора карабулаков. Где-то в 70-х гг. XVIII в. один из религиозных авторитетов Северного Дагестана требовал от горских князей не нападать более на плоскостных карабулаков, так как они "стали настоящими мусульманами". Тем не менее, только к началу XIX в. карабулаки (и верхние и нижние) "все без изъятия исповедовали магометанскую веру, имели мечети и муллов".clxxix Это обстоятельство окончательно втягивает Карабулак в этнополитическую систему Чечни.

Согласно данным собранным исследователем Г.А.Гантемировой традиционные отрасли хозяйства карабулаков второй половины XVIII в. находилось в самом цветущем состоянии. Хлебопашество и скотоводство, дополняло развитое пчеловодство.clxxx

Таким образом, на западной оконечности равниной Чечни сложилось динамично развивающее объединение, поддерживающее самые тесные связи со своей горной отчизной и устанавливающее дружеские связи с равнинными соседскими общинами, исповедывающими ислам.

Нельзя не указать на то обстоятельство, что с выходом карабулаков на плоскость и с изобилием продуктов (связанным с усиленным занятием хозяйством), здесь происходит своеобразный демографический взрыв. К первой четверти XIX в. в "6 немирных и 19 покорных" селений чеченцев-карабулаков русские наблюдатели насчитывают 868 дворов, 8600 душнаселения, 2000 пеших и 1200 конных ополченцев.clxxxi

Гехи/Гихта. Одно из крупнейших и значительных обществ Чечни основанное, согласно преданиям, на плоскости во второй половине XVII в. выходцами из Аргунского и Галанчожского ущелий. Этимология названия головного аула прозрачна: "Гихта/Гехит1а - "на Гехи", селение на речке Гехи.

Границы общества заключались в следующем пространстве: на западе - между бассейном рр. Шалажи и Фортанги, на севере - граница шла по течению Сунжи, на востоке - в междуречье рр.Мартан, Гойта (Г1ой), на юге - по линии передовых Лесных гор.

К XVIII в. кроме Карабулака на западе, Гехи граничили с Чеченским владением и Алдинским обществом на востоке, с среднегорными чеченскими обществами в верховьях Гехи и Мартана на юге, а на севере гехинцы пытались осваивать междуречье Сунжи и Терека в секторе от впадения Ассы в Сунжу до впадения Гехинки в ту жеСунжу и до урочища Наур на Тереке.

Кроме головного аула Гехи на указанной территории находились и другие небольшие селения и хутора: Мозархойн-юрт, Хадизан-юрт, Альтмиран-аул, Довта-юрт, Гехичу, Чармахой-къотар, и другие.clxxxii

Если в 1762 г. число дворов в "деревни Кыхы" определялось чеченским князем Расланбеком Айдемировым "сот с восимь", то в сообщении от 1771 г. говорится о 200 дворах, а на карте Чечни конца XVIII - начала XIX в. относительно Гехов приводится цифра 300 дворов.clxxxiii По всей видимости, Расланбек вел речь о населении всего Гехинского общества.

Фамильный состав Гехинского общества складывался из галанчожских кланов (к примеру в документе 1783 г. названа "Нашахлыева фамилия") и нахчмахкоевских (в том же 1783 г. упоминается фамилия "Харачукова" (Харачой)clxxxiv, которые рано освоили нижнее течение Аргуна и продвигались на запад, на свободные земли.

Управление в Гехинском обществе осуществлялось "тамошними старшинами и народом" (т.е. народными собраниями), которые считали себя "на самовольном положении, никакой державе и ни владению независимыми". Однако во взаимоотношениях с внешним миром, включая российские власти на Тереке, гехинцы прибегали к помощи инонациональных князей: чаще всего к аксайским (кумыкским) и кабардинским, а порой и к тем и другим.clxxxv Так, когда в 1782 г. более сотни гехинских семей во главе с старшинами "Казия, Канбулата, Нулука, Буртакая, Козламата и Пуча" переселялись на левый берег Сунжи "против станицы Наурской", то аманатов (заложников) в знак соблюдения "верности к России" было решено отдать "в руки кабардинского владельца Девлет-Гирея Касаева" подданного России, а для "наблюдения порядка" в новом поселении вызывался быть представитель другого князя - "владельца Навруза сына Дохшуки".clxxxvi

Чеченская народная историческая традиция говорит о трех первых чеченских селах на Чеченской равнине, возникших в XVII в. - это Чечен-Аул, Атаги и Гехи. На момент их основания все жители были мусульманами. Поэтому и общество Гехи в ХУП-XVIII вв. было населено исключительно чеченцами-мусульманами, имевшими мечети и мулл.

Гехинцы традиционно занимались земледелием и скотоводством, имея для этого весьма благоприятные условия. Однако миграция горского населения и собственный демографический рост приводил к определенному земельному стеснению. В последней четверти XVIII в. выходцы из Гехов во главе с старшиной Кайтукой закладывают новый аул "Кулары" (Г1улар) при впадении Гехинки в Сунжу. С участием западных соседей - карабулакских "фамилий", закладываются и другие гехинские колонии выше по Сунже отмеченные путешественником Клапротом в 1807 г. "Самашки, Каку-Юрт,… и Заки-Юрт".clxxxvii

В первой трети XIX в. складывается понятие "Гиххой-Мохк" (Страна гехинцев), которая охватывала пространство между рр. Мартаном и Фортангой и играла важную роль в политической жизни всей Чечни, став системообразующим ядром еще более крупной области - Малой Чечни (от междуречья Аргуна-Гойты, до бассейна Сунжи -Ассы в верхнем течении).

Чеченское феодальное владение (общество Чечен-Мохк). Чеченское феодальное владение и собственно Чеченское общество образовались в середине XVII в. в центре Чеченской равнины на р. Аргун. На западе оно соседствовало с Гехинским обществом (предположительно по р.Г1ой (Гойты), на севере безлюдное пространство Терско-Сунженского междуречья считалось подконтрольным чеченским князьям, на северо-западе на левом берегу р.Сунжа к XVIII в. располагались земли Алдинского общества. На востоке граница шла в основном по руслу Аргуна вплоть до ее впадения в Сунжу, на северо-востоке за Сунжей находилось Брагунское владение. По правобережью Аргуна, чеченские земли граничили с Герменчиковским обществом, а на юге (где располагались в пойме Аргуна т.н. Большие и Малые Атаги, в т.ч. и Чахкар-Атаги, до определенного времени входившие в состав Чеченского владения) граница шла по подошве Лесных (Черных) гор.

Указанное владение и общество, давшее по существу название целому народу и стране ("Чечня", "чеченцы"), занимало не только плодородный участок Чеченской равнины, но и стратегический важный район: к северу от Чечен-аула находится Ханкальское ущелье между двумя горами Суьйр-Корт, единственный удобный путь с Терека ведущий во внутреннюю часть Чеченской плоскости, с юга чеченские владения закрывали выход из огромного Аргунского ущелья дотянувшегося одной "веткой" до Грузии, а другой "веткой" до Дагестана.

Существует несколько концепций возникновения собственно Чечен-аула и владения: от легенды о "первой заимке" земель на Аргуне князьями Турловыми (из владения Гумбет в Дагестане), до рассказа о передаче им чеченских земель эндерейскими князьями в уплату "за кровь" (т.е. убийство одного из Турловых), от предания о некоей Чече заложившей с сыновьями Чечен-аул или о приглашении Турловых на "княжение" селением Чечен-аул, до концепции о "разрастании" единого аваро-чеченского княжества-государства от Гумбета до низовий Аргуна.clxxxviii

Собственно Чечен-аре (Чеченская плоскость, равнина) скорее всего стало производным для названия челения Чечен-аула. В свою очередь происхождение указанного топонима можно свести к заболоченным участкам, поросшим камышом в окрестностях аула. Камыш - по чеченски (как и в тюркском языках) "шач/чач". Этим камышом издревле покрывали в ауле крыши.clxxxix

Этнографические данные показывают, что первопоселенцами Чечен-аула выступили представители таких обществ как: гуной, цонтарой, эхишбатой, ялхой (бийтарой), макажой, к которым затем присоединились - харачой, зандакой, аларой, гордалой, айткхаллой, чермой, аьккхой и шоной. Фамильный состав собственно владения и общества был значительно шире чеченаульского списка. Так в южной части, в селениях предгорья превалировали шатоевские кланы - саттой, келой, варандой, пхьамтой и другие. В северной части были представлены, кроме вышеназванных нахчмахкоевских выходцев, еще беной, гендергеной, бильтой, ширдой и др.cxc

Первые документальные известия о появлении аварских князей Турловых из Гумбета (Северный Дагестан), имевших давние союзнические связи с "мичкизами", "окочанами" и "шибутами", на сунженских землях Чечни относятся к 1648 г. Именно тогда, часть гребенских казаков живших в городках на Терском хребте, потребовала от терских воевод сноса поселения "уварских мурз" поселившихся не в дальнем расстоянии от впадения Сунжи в Терек. В ответ воевода В.Оболенский "велел тех уварских людей городки разорить…", после чего и совершилось переселение Турловых на правый берег Сунжи, на р. Аргун на "поляну Чечен-Тала". Этот событие состоялось до 1658 г., когда здесь уже "сидели" такие владельцы как "Загастунка (Загаштук. - Я.А.), да Алибечко (Алибек. - Я.А.), да Алиханко (Алихан. - Я.А.), да племянник их Кучбарка (Хучбар. - Я.А.).cxci

Вследствие родства братьев Турловых с аварским ханом, грузинский царевич Николай, следовавший из Закавказья на Терек аргунским маршрутом, назвал поселения последних на Аргуне "Уварское меньшое владение", но грузинский епископ Епифаний определил того же Алихана как "Кумыцкого мурзу". Наконец, по крайней мере, с 1675 г. этническое лицо Турловых определяется в документации как "чеченские мурзы".cxcii

К 1720 г. в "Чеченцах" было "семь местечков и другие села и деревни", а головным селением считался аул "Буюк-Кент" (Бух1ан-юрт) более известный как Алда (позднее выделившееся в отдельное владение и общество). В 1726 г. численность "подданных" чеченских князей скорее всего мужчин исчислялась в 5 тыс. человек. В 1732 г. русский офицер Д.Ф.Еропкин центром Чеченского владения называет "деревню" Чечен и того же владения поселения: "1. Хажи Али-аул, 2. Астанкул, 3. Жатага, 4. Шихкирей, 5. Сурь, 6. Хамбат-аул, 7. Башен-баха-аул, 8. Алда".cxciii В 1770 г. И.Гильденштедт установил на р. Аргун наличие больших сел "Чечен и Хаджи-аул", а также "Сире" (Суйр-Корт), "Янгегерт" (Янги-юрт), "Шахгери" (Чахгирей), "Шареин" (Шавдон. -?), "Тага" (Атага), "Докон Атага" (Йокха Атаг1а - Большая Атага). По крайней мере, три из них: Чечен-аул, Алда и Хаджи-аул имели по 500 дворов, а Чахгирей - 200. Встречаются в документах конца XVIII в. и куда большие цифры: "Четчен" - 1200 дворов, "Большая и Малая Атагга" - 1100 дворов, "Топли" - 200 дворов, "Шахкеринская" - 300 дворов. Это было скорее всего население соответствующеих сельскоих округов. Населенность всей Чеченской плоскости на рубеже XVIII-XIX в. заключалась примерно в 8 тыс. дворов.cxciv

Жители Чеченского владения-общества, занимая центральную часть Чеченской равнины и оказавшись в соседстве с развитыми российскими, кумыкскими и кабардинскими районами говоря словами первого чеченского этнографа Умалата Лаудаева "сообразуясь с условиями своей земли, … обзавелись лучшим хозяйством, развели рогатый скот, лошадей, овец и пчел и устроили прекрасные сады. Они сеяли преимущественно пшеницу, просо и ячмень". Сам Чечен-аул "преимущественно перед прочими, был обширен, лучше обустроен, имел лавки (тукен), на порогах которых виднелись армяне, евреи и кумыки". Экономическое развитие района привело к хозяйственной экспансии плоскостных чеченцев за Сунжу к Тереку, где они вступили в борьбу за пастбища и покосы с гребенскими казаками и жителями Девлет-Гирей-аула (основанного в 50-х гг. XVIII в.)cxcv

В целом, в XVIII в. именно в Чеченском обществе и на всей Чеченской равнине, был достигнут тот хозяйственный переворот, приведший к появлению в стране товарного хлеба и зернового рынка. В свою очередь это обстоятельство придало такую динамику развитию края, что его воздействие распространилось и за пределы Чечни.

Соответственно росту населения и числа аулов Чеченского владения и дроблению местных княжеских фамилий здесь наблюдаются центростремительные процессы. Уже в 1746 г. Чеченское владение было разделено "на трое", хотя и в рамках одного общества. С образованием новых, сугубо "княжеских" частновладельческих аулов на плоскости было произведено территориальное размежевание: "Росланбеку Айдемирову с подвластными по Сунже реке от урочища Айдемирова броду до Мырханова (Амирханова. - Я.А.) броду, а от Айдемирова-броду по Сунже реке до Топленского броду Алисултанова земля, а от Мырхан-кечу до Кихие (Гехи. - Я.А.) топлинского народа земля".cxcvi

Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Раздел: История России
Дата публикации: 03.01.2014 00:43:24

3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 ...

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм



Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Культурная революция в СССР как попытка создания новой идентичности

Культурная революция в СССР 1920-х - 1930-х годов стала одним из приоритетных направлений деятельности нового правительства. Необходимо было не просто создать новую идею, а сформировать новое мировоззрение, систему взглядов, которую разделяло бы большинство населения. .

Читать

Российская империя в Первой мировой войне

Непосредственным поводом к войне стало убийство 28 июня 1914 года в городе Сараево сербским националистом наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда. Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, заручившись поддержкой Германии. В ответ на не принятие Сербией ультиматума Австро-Венгрия объявила ей войну. Германия тоже объявила войну Сербии вслед своего союзника. Россия не могла оставаться в стороне от произошедшего и под давлением своей общественности объявила войну Германии и Австро-Венгрии. Страны Антанты тоже объявили войну Германии и его союзнику. .

Читать

Детство, опаленное войной

В мае 2014 года вся наша огромная страна будет отмечать 69-летие Великой Победы. Известно, что война практически не обошла ни одну семью: уходили на фронт отцы, деды, братья…Оставались работать в тылу матери и сестры… Угоняли в фашистскую неволю молодых девчонок и парней…. Зверствовали немцы в захваченных городах и селах….

Читать

История развития российской денежной системы с древнейших времен до 1917 года

С древних времен для покупки и продажи товаров использовались различные предметы. Одной из наиболее распространенных форм денег в Древней Руси являлись раковины каури, кожаные деньги и пушнина. Изучение отечественной денежной системы дает возможность раскрыть многие пробелы в истории, определить хронологию событий, восстановить данные политики, экономики, культуры..

Читать

История военных лет в названиях Томских улиц

в статье описаны подвиги сибиряков во время ВОВ, в честь которых названы улицы Томска.

Читать

Периодическая печать как зеркало эпохи (На примере реконструкции образа Б.Н. Ельцина в центральных газетных периодических изданиях)

Кон. 80-х и все 90-е гг. становятся всё более актуальными темами для исследования, поскольку появляющаяся все новая противоречивая информация вносит такую путаницу в исследовательские поиски, что эти годы, несмотря на их близость к нынешним так и остаются «тёмным пятном» в истории России. Мы до сих пор мало знаем о реформах власти того времени, о мотивациях «делателей» перестройки, о самой её структуре, элите, людях которые в неё входили и задавали политический и социально-экономический вектор развития, который много даёт знать о себе и сейчас..

Читать

Моя семья в годы войны

В предверии праздника Великой Победы в нашей семье будут вспоминать тех, кому мы обязаны нашей жизнью: ветеранов Великой отечественной войны. Были такие люди и в нашей семье – это мои бабушка и дедушка (по маминой линии). .

Читать

Живопись Феофана Грека

Я хочу рассказать вам историю, которую слышал от одного знакомого художника. Она передавалась из века в век, из уст в уста. Эта история о великом иконописце, философе и творце Феофане Греке..

Читать

Защитники войны

Война... Сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! Я думаю, война – ровесница человечеству и во все времена и эпохи люди чувствовали холодное дыхание войны у себя за спиной..

Читать

Учительские школы казанских татар

Казанская татарская учительская школа, открытая в 1876 г. на основании Положения о татарских учительских школах, являлась совершенно новым образовательным учреждением для татар с преподаванием на русском языке, осуществлявшим подготовку учителей для начальных татарских училищ Волжско-Уральского региона. Инициатором открытия этого учебного заведения в Казани был инспектор татарских школ В.В.Радлов, стремившийся сделать школу «главным центром для всех татарских народных школ». .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter