↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Найдено самое древнее наскальное изображение
........................
Раскрыта дата становления Пекина столицей Китая
........................
Российская национальная библиотека Санкт-Петербурга оцифрует тысячи старых газет
........................
Ученые объяснили наличие зубов животных в карельских могильниках
........................
Танку Т-34 нашли новое применение во Вьетнаме
........................

|< ... 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 ... >|

Глава IV. Историческая география и политическая карта Чечни // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

(Книга)
Раздел: История России
Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Скачать книгу полностью в формате pdf

Оглавление

Об общественном управлении галашевцов данных мало, документы сообщают, что живущие по Ассе галашевцы равны между собой "хотя и имеют старших" обладающих собственностью на землю.cxxxvii

Мало, что известно и об исламизации последних в XVIII в. Более того в районе селения Галашки вплоть до 30-х гг. XIX в. отмечался врытый в землю большой каменный крест византийского типа - с широким основанием и расширяющимися концами. Они были исламизированы в начале XIX в., хотя еще в 20-х гг. указанного века галашевские селения не имели мечетей и постоянных мулл (их брали у карабулаков).cxxxviii

Верхние Карабулаки: Арштхой/Орстхой. По своему географическому положению общество Верхние Карабулаки находилось между средним течением Ассы на западе и бассейном р.Фортанги и Шалажинки на востоке, на северных и южных склонах Амитинского хребта (0,69-0,89 тыс.м над уровнем моря) соединявшего берега указанных рек.

Верхнему обществу Арштхой было положено начало по крайней мере с первого десятилетия XVIII в. В течение века в процессе реконкисты карабулаки закрепляются и в плоскостных районах на пространстве примерно от района впадения р.Яндери в Сунжу на западе и до владения р.Шалажи в устье Фортанги на востоке, образуя аульное многофамильное общество, которое нами определяется как Нижние Карабулаки. Вместе с тем с 80-90-х гг. XVIII в. можно говорить и о едином предгорно-плоскостном Карабулакском обществе.

Первоначально селения верхнего общества складываются вдоль указанного хребта на речке Футом, текущей в зональном направлении между Ассой и Фортангой и впадающей в последнюю и, на речке Аршты (Арашан - вкусная, чистая вода с древнеиранского), которая вместе с 6 меньшими притоками имела и второе тюркское название Бальсу (медовая вода). Цвет речек, ключей и прочих источников широко орошенного района дал ему так же название Карабулак (черная вода, черный родник). Отсюда, поселившихся здесь горцев называли равномерно и арштойцами, и бальсунцами, и карабулаками.cxxxix

Основание обществу положили выходцы из объединений некогда входивших в древний Балойский союз (г.Балой-лам - прародина галанчожских фамилий) - Цечой, Мержой, Галай, Аьккха, Нашаха и Ялхарой. Тот же Ахмад Сулейманов включает в состав карабулаков-орстхоевцев следующие фамилии: "Ц1ечой, Мержой, Хьавхарой, Ферг-некъе, Велха-некъе, Гандалой, Мужганой, Галай".cxl Позднейший список называет "фамилии" аршхойцев-карабулаков (горных и равнинных) в следующем составе: 1алхой, 1андалой, белхарой, бокой, булгучхой, виелхой, г1арчой, галай, г1андалой, мержой, мужахой, мужгахой, оргхой, фергхой, хьевхарой, цечой и другие.cxli

Основу хозяйства арштхойцев-карабулаков в XVIII в. составляло земледелие и скотоводство. Они "изобиловали" продовольствием часть которого "в довольном количестве" продавали. Обильным было пчеловодство и производство воска. Важной статьей хозяйства являлась соледобыча близ карабулакского с.Даттых: ее покупали чеченцы, ингуши и горные нахи-"кисты".cxlii

Численность Верхних Карабулаков в документе 1762 г. указана до 500 дворов, хотя и вряд ли это является преувеличением, учитывая, что в их число могли включаться и некоторые среднегорные аулы. Из того же документа становится ясным, что власть в Нижних и Верхних Карабулаках принадлежала старшинам фамилий, совместно выступавших в отношениях с соседями и русскими властями.cxliii

Интересен вопрос о религиозной ситуации в Арштхое. В 1709/10 г. сюда был совершен "исламский набег" как против неверных, а в 1732 г. под Чечен-Аулом собирается огромное ополчение из Дагестана и Чечни во главе с неким "Аджи", который собирался в поход против "бальсунцев" и в Малую Кабарду. Наконец в 1762 г. равнинные карабулаки приняли решение принять ислам, а верхние их соплеменники разорили неведомо кем построенную "на р.Бальсу" христианскую церковь и подворье. Тем не менее, еще в 70-х гг. XVIII в. "группа (тайфат) их [карабулаков] "оставалась "без амана", т.е. без пощады от мусульман. Видимо речь шла о "верхних" карабулаках. И только к началу XIX в. все карабулаки "без изъятия исповедовали магометанскую веру".cxliv

Таким образом, самое позднее в первой половине XVIII в. складывается Арштхойское (орстхойское) или карабулакское общество в низкогорной зоне тесно связанное с родственными поселениями среднегорной зоны, с Галашами, с предгорно-плоскостными нижнекарабулакскими аулами и с чеченскими, ингушскими, кумыкскими, кабардинскими поселениями и владениями.

Начиная, по крайней мере с 80-х гг. XVIII в. Карабулаки (Верхние и Нижние) позиционируют себя как единое общество, осваивая обширную территорию на правом и левом берегу Сунжи (примерно от современного села Плиева до Серноводска и Ассиновской).cxlv

Нахч-Мохк (Мичкизская земля, Ичкерия. По свидетельству автора второй половины XIX в. И.М.Попова (написавшего историко-топографический очерк "Ичкерия") площадь региона составляла до 1 тыс.кв.верст.cxlvi Географические границы заключались: на западе водораздельный хребет отделял Нахч-Мохк от бассейна Шаро-Аргуна и таких обществ как Саьрбалой и Нижалой, на севере от Чеченской плоскости и от таких обществ (возникших в XVIII в. ти на рубеже XIX в.) как Шали, Герменчик, Гелдаген, Майртуп, Бачи-Юрт отделялся передовой цепью Лесных гор. На северо-востоке границей служила р.Мичиг и Качкалыковский хребет (где в начале XVIII в. образовались Качкалыковское общества, а в конце XVIII в. соответственно и Мичиговское),cxlvii на востоке р.Аксай (берущая начало с северных склонов Андийского хребта) в нижнем своем течении служила границей между Нахч-Мохком, кумыкскими владениями и нахским обществом Аух.

Южную и частично юго-восточную границу Нахч-Мохка формировал Андийский хребет (от 2,0 до 2,7 тыс.м над уровнем моря), который также отделял регион от андоцезских обществ Дагестана и высокогорного нахского общества Чеберлой.

В другой интерпретации Нахч-Мохк к XVIII в. делился на горную часть – собственно Нахч-Мохк (Ичкерия), "Мичик" - земли по р. Мичиг (некогда пограничной реке) и Качкалык (Качкалыковский хребет), стоящий несколько особняком и заселенный в первой трети XVIII в.cxlviii Однако, и Мичиг, и Качкалык в плане географического рельефа относятся скорее к равнине нежели к низкогорной зоне. Следует отметить, что тот же А.-К.Бакиханов автор XIX в. хорошо знакомый с местной исторической традицией Северо-Восточного Кавказа, утверждал, что "Мичикич" (Восточная Чечня) разделяется на три части: "Тау-Мичик-Ичь" (горную), "Агач-Мичик-Ичь" (лесную) и "Тюз-Мичик-Ичь" (ровную).cxlix

Нахч-Мохк, чье название переводится как "земля нахчойцев (чеченцев)", именуется в народе еще и Чоьхар-Мохк (Внутренняя земля). "Мичикич" как и тюркское "Ичкерия" (Внутренняя земля) относятся к внешним этнотопонимам сложившимся в соседней Кумыкии по крайней мере не позже XVII в.

В XVII-XVIII вв. Нахч-Мохк представлял собой самую густонаселенную часть Чечни и самую крупную политическую единицу - своеобразную крестьянскую республику-федерацию. Население региона говорило на едином нахчмахкоевском диалекте, который собственно и лег в основу плоскостного диалекта и литературного языка чеченцев.

Край был покрыт пологими горами (от 0,7 до 1,1 тыс. м над уровнем моря) сложенными из сыпучего сланца, песчаника и глины, покрытыми густыми смешанными лесами. С юга на север Нахч-Мохк пересекали такие реки и речки (с мнгочисленными притоками) как: Басс (в нижнем течении Джалка), Хулхилау, Хумык, Гумс, Мичиг и Гансол (приток Мичига). Все указанные реки сливались на плоскости в два русла - Джалка и Белка (Гумс), впадавшие в Сунжу. В восточной части края, в северо-восточном направлении, текли на Кумыкскую плоскость такие речки как Аксай, Бено Ясси (на плоскости Ямансу) и Ярыксу с многочисленными притоками. Все они, проделав путь далеко на северо-восток впадали в Терек. Это были неглубокие и неширокие горные речки, испытывавшие сезонные колебания водостока.

В исследуемое время в Нахч-Мохке насчитывались следующие административно-политические автономные единицы: Элистанжи, Чермой, Харачой, Дишни-Ведана, Гуьна, Эрсана, Эгдашбета, Белгата, Кургала, Цонтара, Гоьрдала, Ширди-Мохк, Айт-Кхаьлла, Шоьна/Шуона, Эникхаьлла, Ялхой-мохк, 1алларой, Энгена, Даттах, Мескета, Сесана, Симсир, Бена, Гендаргана, Билта, Гилна/Гиляны, Зандак, Кешен-Аул, Ишхой, Харача, Галайта и др.cl

В свою очередь список "фамилий" (большей частью совпадавший с топонимическим списком селений) Нахч-Мохка состоял из: 1аларой, айткхаллой, белгатой, беной, билтой, гордалой, гендаргеной, гуной, даттыхой, дишний, зандакой, ихархой, ишхой, курчалой, сесанхой, сингалхой, харачой, цонтарой, чартой, чермой, ширди, энакхаллой, энгеной, эрсаной, ялахой/ялхойcli и др.

Указанные "фамилии" не являлись "родоплеменными объединениями", а складывались из множества объединенных территорий проживания реальных родственных групп (считавшихся, как правило до 7 колена), которые назывались "некъе" (колено) и "гары" (ветви). Так, к примеру, клан беной состоял из 9  гаров: Жоби-некъе, Уонжби-некъе, Асти-некъе, Ати-некъе, Чупал-некъе, Гурж-Махкахой, расселенных в 3 аулах - Беной, Кюйр-Беной и Бена-Ведено.

В русских документах "Минкизы" упоминаются, по крайней мере, с 1587 г. В числе "новоприбылых земель" они назывались Москвой в 1594, 1614 и в других годах. Собственно "мичкизы" рано появляются и в числе жителей Терского города, по крайней мере, с 1614-1615 гг. В 1647 г. русские и горские служилые люди были в "Мичкизах" и привезли следующие данные: "А начальных де у них людей над ними в Мичкизской земле нет, владеет всяк сам с собою и всего их владенья тридцать шесть кабаков и из тех кабаков сядет их на конь три тысячи человек боевых людей…, мичкизские люди прислали в Терской город людей своих выборных лутчих… Муралея с товарищи четырех человек".clii

Весьма ранними представляются данные арабоязычных документов Дагестана приведенные А.-К.А.Бакихановым. Здесь упоминаются "Мичикич" как подконтрольный шамхалу Дагестана и селение "Баян (Беной - Я.А.), где находится нефтяной колодец,…"cliii.

Если в 1647 г. мы имеем в Нахч-Мохке 36 селений с 3000 дворов (исходя из расчета, что 1 воин выставлялся от 1 двора), то автор 1804 г. говорит, что здесь "малых деревень до 50", а "число вооруженных простирается до 2000 человек". И это уменьшение объяснимо, ибо по меткому замечанию автора первой трети XIX в. Р.Ф.Розена "ичкеринцы дали начало всем чеченцам, поселенным по Сунже и другим рекам на равнинах". Так, начиная по крайней мере с середины XVII в. ичкеринцы-мичкизовцы служат основной силой заселявшей Сунжу и низовье Аргуна, берега Аксая, Ямансу и Ярыксу (сел. Ишхой-Юрт, Заман-Юрт, Тухчар и др.), а в XVIII в. Притеречье, нижнюю часть р.Мичига, Качкалыковский хребет и западную часть Кумыкской плоскости.cliv Потому-то этноним "нахчой/нохчи" стал нарицательным, обозначая и все нахское население плоскости.

Обильно орошаемая горными речками и родниками, имевшая высокую цифру осадков и благоприятный для земледелия и садоводства почвенный состав, Ичкерия отличалась от остальной части Горной Чечни несколько большим удельным весом земледелия и садоводства в традиционном хозяйстве, так и широким использованием системы "ирзу" - расчисткой участков в лесу для использования под злаковые и огородные культуры.clv

Другой особенностью Нахч-Мохка и Восточной Чечни в целом в отличие от западной части Горной Чечни надо полагать отсутствие здесь, за малым исключением, каменных жилых строений и фортификационных сооружений. Вместе с тем, отдельные топонимические данные говорят о наличии здесь в прошлом сторожевых и оборонительных башен - г1ала.clvi

Рано познакомившаяся с феодальным укладом через своих дагестанских соседей Нахч-Мохк - Страна чеченцев, сохраняла, тем не менее, в исследуемое время патриархально-крестьянский общественный уклад, управляясь "сами собой" через старшин и народные собрания. Нахч-Мохк составлял своеобразную федерацию "вольных обществ", имена которых были названы выше. Скрепляющим единство края факторами было наличие единого адата-свода неписанных законов и авторитетного регионального органа - Мехк-кхелл (Совет, Суд страны) периодически собиравшегося на горе Кхеташ-корт (Гора собрания) у сел.Цонтарой.clvii

Ряд ссылок в литературе на легендарные предания о якобы подданической зависимости "Мичкизской земли" от тарковского шамхала, либо от аварского хана или кумыкских князей не находит ни документального, ни косвенного подтверждения. Единственно имеют место быть факты военного участия местного ополчения на союзнической основе в военных мероприятиях горских князей Салтан-Магмута Эндерейского и гумбетовского Турлова-князя в первой четверти XVII в.clviii

Важной вехой в истории национальной консолидации всей Чечни, начало которому, безусловно, было положено и в Нахч-Мохке можно считать раннее принятие ислама. Так, в непосредственном соседстве с Нахч-Мохком в предгорно-плоскостном Аухе, в с. Гачалк обнаружены мусульманские захоронения, датируемые XVI в. В первой четверти XVII в. "мичкизы" участвуют в военных мероприятиях мусульманских горских князей, а в 1648 г. готовы принести терским воеводам "шерть" (клятву) на Коране.clix

Народная традиция возводит утверждение ислама в Восточной Чечне к деятельности шейха Берсана из общества Курчалой. При этом есть неясность в том, связана ли была его деятельность с собственно принятием ислама, или же с его утверждением в Нахч-Мохке в суфийской трактовке. По данным И.М.Попова, Берсан получил право благодати шейха из рук убитого им аварского шейха Гада, который "именем Аллаха завещал ему силу… [своего] слова…"clx.

Шейх Берсан реальное историческое лицо, его могила пользуется почитанием и находится в Верхнем Курчалое. Арабоязычная надпись на камне относится по своему стилю к XVII в. и гласит: "Здесь [покоится] Берсан".clxi

Таким образом, Нахч-Мохк (Ичкерия, Мичкизская земля) пожалуй самая крупная самоуправляющаяся "землица" Чечни в течение XVI-XVII вв. наращивает свой политический и хозяйственный потенциал на Северо-Восточном Кавказе, а затем, в течение второй половины XVII-XVIII вв. "растрачивает" демографические силы в процессе реконкисты на плоскость в западном, северном и северо-восточном направлениях, заложив по существу основу нового облика страны и его этнического лица.

§ 4. Плоскостная Чечня: от Курпа до Ярыксу, от Карабулака до Ауха. Феодальные владения

 

Основной составляющей линией истории Чечни и ее народа в XVI-XVIII вв. являлась реконкиста (отвоевание) и освоение плоскостных районов края от передовой линии гор на юге до берегов Терека на севере. Второй важной линией исторического процесса здесь была исламизация рослужившая духовно-идеологической основой становления нации. Эти два процесса проходили в Чечне в один хронологический период.

В плане отвоевания и освоения плоскости большое значение имеет вопрос складывания западных и северных равнинных границ Чечни в связи с формированием и развитием плоскостных обществ и владений: Нижний Карабулак (Арштхой), Гехи, Чеченское владение, Алды, Атаги, Герменчиковское владение, Шали, Мичиговское общество, Брагуны, Качкалык, Ауховское владение и общество (Окоцкая земля, Окохи), а также обществ и владений Надтеречной зоны.

Следует отметить, что территория нахской реконкисты выходила за пределы современных границ Чечни. Так, выход переселенцев из западных высокогорных и среднегорных обществ Галгай, Чулха, Цори, Джейрах, Мецхал в верхнее низкогорье (1,3 - 0,7 тыс. м) по Камбилеевке и ее притокам, состоялся, по крайней мере, в первой половине XVIII в.clxii Во второй половине XVIII в. селения западных нахов приближаются к границе гор и плоскости по линии современных поселений Сунжа - Владикавказ. Складывается крупное низкогорное общество Онгушт/Ангушт ("Онгушлерцы", "Ингуши", "Ангуштинцы") имевшее выход на плоскость по Камбилеевке.

Становление западных границ Чечни. Проблема складывания западных границ края в предгорно-равнинных районах в XVI-XVIII вв. самым тесным образом связана с экспансией феодальной Кабарды на восток в XVI-XVII вв. и ее отступлением на запад в XVIII - начале XIX в.

Именно в XVI-XVII вв., на большом пространстве от Осетинской равнины на западе и Кумыкской плоскости на востоке, на путях сообщения между Дербентом и Азовом, между Дагестаном и Черкессией проходивших и в междуречье Терека и Сунжи, через стратегически важные переправы в районе впадения Сунжи в Терек, разворачивается борьба между двумя крупными феодальными блоками северокавказских феодалов, условно разбитых на "кабардинскую" и "дагестанскую" партии (к которой, кстати, принадлежали и "демократические" общества восточной части Чечни). В этом стратегически важном районе позволявшем контролировать все пути-сообщения между Каспием и Причерноморьем пыталась утвердиться и Московская Русь, учреждая здесь крепости, остроги и казачьи городки на Терском хребте, по Сунже и Тереку.

Географические особенности равнинно-предгорной части Северо-Восточного Кавказа заключались в том, что в связи с заболоченностью Терско-Сулакского междуречья и его сложной гидрографией (огромное количество протоков и болот) все пути-дороги, ведущие из Приморского Дагестана в Терки, Астрахань и в Кабарду неизбежно сходились как в бутылочное горлышко к району слияния Сунжи с Тереком. Аналогично пути из Кабарды и Северо-Западного Кавказа в Дагестан и Прикаспий как проходящие по междуречью Терека и Сунжи, так и идущие степью по левому берегу Терека должны были сойтись в указанном районе. Поэтому за район слияния Сунжи с Тереком и готовы были вести войны не только Кабарда, Дагестан, Москва, но и Турция и Иран.clxiii

В 1567 г. на Терской косе в районе впадения Сунжи строится первая русская крепость на Кавказе, а вокруг нее возникает система сторожевых казачьих городков. Именно с этого времени в борьбу за влияние в данном районе и на северо-западных границах Чечни вступает феодальная фамилия мурз Ишеримовых, сумевшая заполучить влияние даже в Дарьяльском ущелье под боком у сильнейших кабардинских князей.

В XVII в. географическая и политическая традиция того времени относит междуречье Терека и Сунжи (в границах современной Чечни) к т.н. "Малой Кабарде". Однако, никаких кабардинских поселений здесь никогда не было и единственная попытка служилого терского князя Муцала Сунчалеевича утвердиться селениями в районе слияния двух рек под защитой Сунженского острога в середине XVII в. вызвала феодальную войну, закончившуюся победой дагестанской феодальной партии при поддержке Ирана.clxiv

Вместе с тем, следует учитывать, что временные поселения кабардинцев, в силу полукочевого типа скотоводческого хозяйства могли распространяться далеко и от собственно Кабарды. Широко были разбросаны курганные могильники кабардинской знати (XV-XVI вв.), на территории современной Чечни и Ингушетии они встречаются у селений Кескем, Кантышево, Назрань, Плиево, Карабулак, Бамут, Ачхой-Мартан и Нестеровская.clxv

Малокабардинские аулы расселяются в районе "щелей" Дарьяльского ущелья, по направлению от Дарьяла к урочищу Мэздаку (Моздок) на Тереке, по р. Курп (впадающей в Терек выше Моздока) и у подножия Малгобекского хребта, орошаемого речкой Пседах (до 30-х гг. XVIII в.). В пределах собственно Малой Кабарды в 1744 г. насчитывалось 48 княжеских селений, из которых 12 располагались по "верхней" Сунже и в районе её правобережных притоков Назрани и Эндерипсу (Яндери). Задолго до 1781 г., когда здесь побывал путешественник Штедер от селений кабардинцев оставались только развалины, а стоянки князей находились намного западнее Яндери и Назрани по рр. Камбилеевка и Пседах. На картах второй половины XVIII в. в предгорной части течения Камбилеевки значатся ингуши, а южнее Сунжи карабулаки и галашевцы.clxvi

Следует вместе с тем отметить, что теряя прямое господство над землями по Сунже и Терскому хребту кабардинские князья вступали с новыми предгорными и плоскостными селениями нахов в политические отношения, воспринимаемые первыми как "данничество", а собственно горскими аулами как взаимное соглашение по которому княжеские дружины выполняли роль "охраны", а князья брали на себя управленческие функции и представительствовали во взаимоотношениях с соседями. В случае "неудовольствия», нахские общества меняли князей и отдавали предпочтение другим горским князьям. Так, в XVIII в. подобные представительские функции в Карабулаке выполнял эндерейский князь «Аджи Муртазали".

Документ 1757 г. подтверждает прохождение границы между Чечней и Малой Кабардой по правобережью 20-ти верстного притока Терека речки Курпа: так чеченский князь Расланбек Айдемиров был намерен встретить в Кабарде торговый караван из Крыма и "препроводить…, чрез гребню урочища Кулауса в Чечни. Оное же урочище Кулаус состоит на чеченской стороне расстоянием от р. Курпа вниз (к востоку - Я.А.) по примеру верстах 10 …clxvii

Указанный князь не только провожал караваны, но и брал пошлины с торговых людей двигавшихся между Кабардой и Дагестаном и именно по дороге начинающейся "от реки Курпа". Другой документ от 1764 г. утверждает, что при речке Курп "кабардинские жилища и им принадлежавшие земли оканчиваются,…"clxviii.

В XVIII в. происходит своеобразный качественный поворот в отношениях Чечни и Кабарды, нашедший своеобразное отражение и в кабардинском песенном фольклоре: "Из Чечни приходят / И страну грабят. / Чечня издавна - / Страна враждебная…"clxix. О результатах подобной перемены написал и С.М.Броневский: "Усилившиеся набеги чеченцев с границы Малой Кабарды принудили их оставить им (присунженские и притеречные. - Я.А.) земли…"clxx.

Большие (Нижние) Карабулаки. Обществу Арштхой низкогорной зоны было положено начало не позже первого десятилетия XVIII в. Возможно, что карабулаки (под именем бальсунцев) находились на границе плоскости и гор и в 1732 г., когда их атаковали "исламские" отряды с целью утверждения ислама.clxxi В процессе реконкисты арштхойцы-карабулаки к середине XVIII в. спускаются на плоскость и в течение нескольких десятилетий осваивают территорию примерно от современного селения Плиево (в Ингушетии) до Серноводска (в Чечне). В документе 1762 г. было отмечено, что землями "от речки Галаша (Шалажинка. - Я.А.)… до вершин Сунжи и Ахкиюрта места… владеют… карабулатцы."clxxii

Возникновение нового карабулакского общества на плоскости, которое мы условно назвали Большими или Нижними Карабулаками (в отличие от Верхних Карабулаков), было обязано выходцам из тех же кланов среднегорной зоны Чечни как: цечой, галай, мержой, нашхой, аьккхой и ялхарой.

Так, в 1762 г. в переговорах с российскими властями, из выселившихся на плоскость арштхойцев участвовали представители фамилий: "Мережиевой…, Татыховой (Даттых. - Я.А.)…, Чечугаевой…, Мацкутаевой…, Элхургалиевой (Ялхарой. - Я.А.)…, Аокаевой (Аьккхи. - Я.А.)…, Канбуковой". Старшины указанных "фамилий" заявили, что согласных к переселению под патронажем русских властей и кумыкского князя Муртазали-Аджи (представителя карабулаков на переговорах с царскими властями) считается 500 дворов, но есть еще 500 дворов живущие в горах и "не согласных" к переселению на "чистые" места.clxxiii

В других источниках численность равнинных карабулаков определяется в 200-300 дворов, а "знатнейшим" старшинским родом считается "Боко". Главным селением их называют то Боко с 40 дворами, то Фортан-аул с 80 дворов. В документах говорится также о "деревнях" Гандалоевых, Фиразовых, Бузартыевых, Кориговых и Булгучевых на рр. Ашт-Мартан, Яндери и т.д. Есть цифра и в "100 деревень"clxxiv под которыми возможно подразумевались хутора и усадьбы.

Границы нового равнинного общества были названы в том же 1762 г. и записаны со слов их соседей гехинцов: "от Галаша (р.Шалажи - правый приток Фортанги. - Я.А.) до вершин Сунжи и до Ахкиюрта места, тако же до Малой Кабарды, под владением андреевского владельца Аджи Муртузалия состоят, которыми де владеют подвластные ево карабулатцы".clxxv

Следует отметить, что и И.А.Гильденштедт (не позже 1771 г.) отмечает, что притоки Сунжи "Ашган, Валарек и Галаш" на плоскости относятся к "округу карабулаков", где они имеют "выгоны для скота", но никак не жилища. При этом надо учесть, что согласно преданиям на эту часть плоскости, в бассейне Шалажинки претендовало и среднегорное общество Ялхарой.clxxvi

Западная граница карабулаков по течению Сунжи ограничивалась малокабардинскими владениями, находившимися в 60-70-х гг. XVIII в. выше по левобережью Сунжи до впадения рр. Яндери и Назрани. Северная граница шла вначале по правому (южному) берегу Сунжи, а где-то в начале XIX в. карабулаки заселяют и левый берег Сунжи. Южная граница общества проходила по подошве гор, но носила весьма условный характер, так как связь с Верхними Карабулаками была тесной.

В 1771 г. русские документы со слов очевидцев указывают, что "деревня… Большие Карабулаки" находится "на ровном месте возле гор, и в ней считаются з 200 дворов". Это селение было расположено в урочище "Карасу-Яндырь" при впадении Ассы в Сунжу полагают современные исследователи.clxxvii

Система управления в обществе зиждилась на власти старшин: "У них нет князей, только старшины. Они говорят на киштинском [языке] в [его] чеченском или мицшегском диалекте" утверждал И.А.Гильденштедт. Вместе с тем, документы утверждают о известной роли того же князя Муртузалия-Аджи во внешних связях карабулаков; претендовали на власть в "Карабулаках" и кабардинские князья, и некие "чеченские" (из Чеченского владения) влиятельные фамилии.clxxviii

Видимо претензии феодальных соседей были вызваны и неопределенностью религиозного выбора карабулаков. Где-то в 70-х гг. XVIII в. один из религиозных авторитетов Северного Дагестана требовал от горских князей не нападать более на плоскостных карабулаков, так как они "стали настоящими мусульманами". Тем не менее, только к началу XIX в. карабулаки (и верхние и нижние) "все без изъятия исповедовали магометанскую веру, имели мечети и муллов".clxxix Это обстоятельство окончательно втягивает Карабулак в этнополитическую систему Чечни.

Согласно данным собранным исследователем Г.А.Гантемировой традиционные отрасли хозяйства карабулаков второй половины XVIII в. находилось в самом цветущем состоянии. Хлебопашество и скотоводство, дополняло развитое пчеловодство.clxxx

Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Дата публикации: 03.01.2014 00:43:24

3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 ... >|



Поделиться





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Детские начала великих людей.

Изучив биографии известнейших общественных деятелей,навсегда вошедших в историю, я выявил необычную закономерность. Большинство их них в детстве проявляли огромный интере с к учебе, саморазвитию и, что еще более важно, могли избрать для себя определенный круг предметов, наук и т.д., которые они готовы были изучать самостоятельно и с интересом.

Читать

Неизвестные места вашего региона, имеющие историко-культурную значимость

Кострома сыграла видную роль в истории российской государственности. История Костромы не может не рассматриваться в контексте экономических, социальных, политических и культурных процессов в древнерусский и русский периоды. Вопросы исторического развития Костромы непосредственно связаны с общеисторическими процессами, проходившими в рамках Северо-Восточной Руси и Московского государства..

Читать

Защитники войны

Война... Сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! Я думаю, война – ровесница человечеству и во все времена и эпохи люди чувствовали холодное дыхание войны у себя за спиной..

Читать

Моя семья – прошлое и настоящее.

Я живу в селе Старый Курлак. Это очень красивое место. Речка, лес, луга – раздолье. Всё вокруг знакомое и привычное. И, кажется, что ничего особенного здесь нет..

Читать

ЖИВЫЕ ПОМНЯТ

Сочинение моей ученицы Авериной В.о своем прадеде,его боевом пути, о памяти о нём..

Читать

Патриотическое воспитание студенческой молодежи на примере князя Дмитрия Пожарского

Смутное время в России в начале XVII в. является знаковым явлением в отечественной истории. Его последствия в значительной степени определили характер и динамику последующего развития страны. Смута оставила неизгладимый след в сознании русских людей, стала для них важнейшей вехой исторической памяти..

Читать

Спасо-Бородинский женский монастырь - первый памятник героям Бородинской битвы

Сражение закончилось, а на поле остались тысячи закоченевших трупов русских и французских солдат, лошадей. На поле работали крестьяне, которые собирали тела павших, сносили в огромные кучи и сжигали. Среди едкого дыма бродила женщина в сопровождении монаха. Она не боялась и лично осматривала каждый труп..

Читать

Родом из Карелии

У каждого народа есть выдающиеся люди, которые прославили своей работой, талантом, изобретениями свою страну, край или целую эпоху. Для меня такой человек – Марк Пименович Пименов, мой земляк, который, как и я, родился в вепсском селе Шокша. .

Читать

Доблестные ветераны Великой Отечественной войны

Мы живем в стране, где история любой семьи тесно переплетена с историей Великой Отечественной войны. На протяжении многих веков тянущихся к нашему времени из глубин времён, память донесла до нас имена тех, кто своим бесстрашием, мужеством и беспредельной любовью к своей Отчизне доказал не словом, а делом свою любовь и верность Родине и её народу. Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. .

Читать

Взаимоотношения советской власти и церкви в сельской местности в конце 1920-х – начале 1930-х гг. (на материалах Пензенского округа Средне-Волжской области)

Взаимоотношения представителей советской власти на местах и церкви в сельской местности в указанный период могли варьироваться от конфронтации до взаимовыгодного сотрудничества. Основными факторами, влиявшими на результаты проводимой политики, являлись: религиозность населения, личностные качества и мировоззрение представителей советской власти и церковных организаций..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter