↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

В Аргентине исследовали секретное убежище Гитлера
........................
Российские ученые разбудили спавшие десятки тысячелетий организмы
........................
На рисунках Леонардо да Винчи нашли следы людей
........................
Ученые нашли связь между наскальными рисунками и галлюциногенными веществами
........................
Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................

|< ... 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10

Глава IV. Историческая география и политическая карта Чечни // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

(Книга)
Раздел: История России
Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Скачать книгу полностью в формате pdf

Оглавление

Ауховское (Окоцкое, Аккинское) владение и общество. Самое восточное чеченское общество располагалось в "верхней" части Кумыкской равнины занимая земли от правобережья Аксая до Акташа и гранича - на западе и юго-западе с собственно с аульными объединениями Нахч-Мохка, на востоке с Эдерейским обществом (и в целом с Эндерейским княжеством - начиная со времени его образования во второй половине XVI в.), на севере с владениями аксайских князей (со времени образования Аксайского княжества не ранее последней трети XVII в.); а на юге и частично на юго-востоке граница Ауха проходила в предгорьях и горах (Ауховские горы) с андоцезским обществом Анди и авароязычным обществом Дылым Нагорного Дагестана. Вместе с тем, отдельные небольшие селения, хутора и кутаны тех же чеченцев-окочан и нахчмахкоевских чеченцев, по крайней мере, в XVIII в. были рассыпаны по всему Терско-Сулакскому междуречью на территории кумыкских княжеств.

Образование равнинно-предгорного Ауховского общества относится ко времени ранее XVI в. Согласно преданиям ауховцев они находились здесь еще в период "нашествия Тамерлана Хромого", а то и ранее чем на Кумыкской равнине появилось иное постоянное население. Так, на запад от Сулака на территории Кумыкской плоскости в XVI в. были известны этнотопонимы: эндерейцы, гуэны, тюменцы, салатавцы и ауховцы. Причем кумыки, гуэнцы и салатовцы считали себя родственными в т.ч. с гунойской и вашендароевской фамилиями в Чечне, а ауховцы-аккинцы не только имели свое отдельное общество, но и населяли еще отдельный квартал в крупном тюркоязычном селении-обществе Эндерей.ccxix

Исследователь А.А.Алисултанов определяет границы Ауховско-Аккинского общества на широком пространстве Терско-Сулакского междуречья, включая Качкалыковский хребет, правобережье Терека и далее на восток по Кумыкской равнине по Сулаку и Акташу. К XVI в. считает автор, собственно Аух (Арара Аьккхи), состоял из двух обществ - "Пхьарчошка-Аьккха и Г1ачалкха-Аьккха".ccxx Все это требует своего дальнейшего исследования.

Скорее всего "первобытное" население междуречья Аксая-Акташа в предгорной полосе представляло собой продолжение нахчмахкоевского этномассива; в частности здесь присутствуют фамилии дышни, курчалой, гордалой, гендаргеной, беной, гуной, зандакой, бильтой, эхишбатой и других. Далеко ранее XVI в., на нахчмахкоевское население Ауха наложилась крупная волна переселенцев из Галанчожского ущелья, таких как аьккхий, цечой, мержой - носителей галанчожского диалекта. Помимо галанчожских переселенцев здесь присутствуют фамилии из западнонахского района Ваьппи/Фаьппи (Джейрахское ущелье), а также из высокогорной зоны Чечни из обществ Чебарлой (пхьарчхоевцы), Шарой и Чаьнти.ccxxi Судя по всему, здесь есть еще часть ауховских фамилий-тейпов жевой, барчхой, зогой образовавшихся на месте из старых "гаров" и "некъе" крупных кланов.

Этнограф Н.Г.Волкова отметила, что "восточные равнинные акинцы представляют смешанную в племенном отношении группу образовавшуюся из орстхойцев, горных чеченцев (преимущественно ичкеринцев) и менее акинцев».ccxxii

Этимология "Аух/Авхар/Овхой" скорее всего производна от диалектного "охьа/о1ха" - в значении "вниз к равнине", "равнинные". "Аькхи" - "арара аьккхи" производны от названия галанчожского общества Аькхи. В русских же источниках XVI-XVIII вв. мы находим написание "ококи", "Акоки", "окоцкие люди", "окочане", и т.д.

Как ранние первопоселенцы Кумыкской плоскости ауховцы занимали ее лучшую часть - полосу с богатыми черноземами, лесными участками, обильно орошенную стекающими с гор речками (Аксай, Ямансу, Ярыксу, Акташ). Здесь располагались т.н. "старые Окохи" - аулы Шир-Юрт (Ширч-Овх), Акташ-Аух, Кешен-Аух, Боной-Аул, Г1ачалкъа (Ярыксу-Аух), Бона-Юрт (Меши-Атага) и Минай-Тугай.ccxxiii

В другом списке, датированном 1813 г. в составе общества "Аухи" отмечены следующие селения: "Агташ" (200 дворов), "Юрт" (50 дворов), "Алмак" (80 дворов), "Яруксу или Качилук" (300 дворов), "Кешень" (200 дворов), "Гилен" (100 дворов), "Зандак" (100 дворов), "Чючели" (40 дворов), "Даттах" (30 дворов). Указание на нахчмахкоевские селения Зандак, Гиляны (Гилна) и Даттаха в составе Ауха, показывает, что данное общество являлось привлекательным и для своих соседей. При том известно, что Кешен-Аух имел второе название Цечой-аул, Шир-юрт (Аух) - назывался Юрт-Аух, Акташ-Аух (имел второе название Парчхой-аул). В литературе встречаются также названия и других аулов - Кочкар-юрт, Адзарей-юрт, Алтымирза-юрт и Дзатемир-юрт.ccxxiv

Относительно численности ауховцев в том же XVI в. есть данные 1588 г. о 500 воинах выставляемых правителем владения Ших-мурзой Окоцким.ccxxv В 80-90-х гг. XVI в. "Окоцкий улус", называемый в документах и "юрт Ишеримовых" достигает благодаря энергичной деятельности феодального главы Ших-мурзы Ишеримова значительного положения на политической карте региона. Используя междоусобицу в Кази-Кумухском шамхальстве, развивая дружеские связи с Аварским нуцальством (ханством), с Черным князем (Гумбетовское владение) и кахетинским царем Александром, нахский правитель распространяет свое влияние на засулакскую западную часть Северного Дагестана (где сталкивается с кумыкским князем Салтан-Магмутом) и плоскостные земли Восточной Чечни. Официальное посольство Ших-мурзы в Москву в 1588-1589 гг. и ответная "жалованная грамота царя Федора Иоанновича закрепляют его высокий статус".ccxxvi

Однако, в те же годы один из наследников шамхала Чупана - Салтан-Магмут положил начало новому феодальному владению в Засулакской Кумыкии, претендуя при этом на Аух и "микизские" (в данном случае Нахч-Мохк) земли. В 1595 г. его брат Ахмедхан нанес поражение Ших-мурзе, который был убит, а его владение, в котором теперь правили его непрямые наследники, стало в начале XVII в. вассальным по отношению к Салтан-Магмуту. Примерно к 1595-1596 гг. относится бегство части "ококов" (до 160 человек) в Терскую крепость "на житье" вследствие нежелания находиться под властью новых князей.ccxxvii

"Окоцкие черкасы" Терской крепости создавшие под ее стенами отдельную Окоцкую слободу были переданы царем Михаилом Романовым под полную власть служилого кабардинского князя Сунчалея Янглычева в 1614 г. согласно его прошения. Между тем, часть окочан к тому времени находилась непосредственно на царской службе, а другая "слободская" часть занималась скотоводством, земледелием и торговлей. Терские окочане оказали упорное сопротивление Сунчалею и царь был вынужден ограничить его права на окочан исключительно "ведати службою": т.е. руководством горским ополчением в ходе боевой службы.ccxxviii

При сыновьях Сунчалея - Шолохе и Муцале являвшихся воспитанниками аталыков из окочан, весьма богатых братьев Бикши и Черкеса Алеевых, положение Окоцкой слободы весьма укрепляется. В 1682 г. со смертью бездетного князя Каспулата Муцаловича (ставшего до своей смерти классическим владетельным князем), чьим аталыком был опять-таки окочанин Ибак Эльмурзин, из служилых горцев указом Петра Первого формируется некая иррегулярная воинская команда, которой командовали офицеры из числа других служилых кабардинских князей.ccxxix

К концу XVII - началу XVIII в. пресеклись и "окочанские" аристократические фамилии мурз Кохостровых живших в Окоцкой слободе на положении почетных служилых людей. По крайней мере, со времени основания Кизляра в 1735 г., слобода управляется собственными старостами - "окочинский голова" и старейшинами ("окоченские старики"). В XVI-XVII вв. количество окочан на Тереке не опускалась ниже 200-300 человек мужчин, а к концу XVIII в. численность Окоцкой слободы в Кизляре достигла 1 тыс. человек, но сюда были включены выходцы также из "Мичкиз" и "Шибут".ccxxx

Согласно мнению А.А.Адилсултанова с пресечением линии аккинских феодальных верхов в Ауховском обществе не позже середины XVII в. начинается период "самоуправления". Существуя в соседстве с Аксайским и Эндерейским кумыкскими княжествами и находясь в определенном взаимодействии с владетельными феодалами Дагестана, аккинцы-ауховцы заявляли: "мы не холопы и не уздени андреевских и аксайских владельцев" и пытались всем обществом выстроить некую самостоятельную политику. Данная тенденция привела Аух в конце XVIII - начале XIX в. к выходу из патроната потомков Салтан-Магмута и к политической самостоятельности общества и его составляющих, которое стало "причисляться" к Чечне.ccxxxi Возрастает роль не только местных старшин и народных собраний, но и военных предводителей. Так сохранились имена местных военных предводителей конца XVIII в. Абу-Тагира и Абду-Разака. Вместе с тем некогда однородное "вольное" общество с ростом населения и территории расселения дробится на более мелкие общества - Шарой, Шебарлой и Ч1онтой, Г1очкар и Къоцой, сохранявшие вместе с тем некое региональное единство.

Таким образом, в течение XVI-XVIII вв. район верхнего междуречья Аксая-Акташа на Кумыкской плоскости дал основание двум образованиям - Окоцкой слободе в системе царских городов-крепостей на Тереке и Ауховскому (Аккинскому) вольному обществу, богатому земледельческому району, ставшего и своеобразным мостом между Северным Дагестаном и Чечней, между Кумыкией и Нахч-Мохком.

В целом, именно на плоскостной части Чечни находились наиболее динамично развивающиеся аулы и общества страны. Тот же Аух в XVI-XVIII вв. показал высокую степень развития земледелия, в т.ч. и поливного зерноводства, овощеводства, виноградорства и садоводства. Больших успехов достигло здесь и скотоводство - находясь на равнинно-предгорной полосе между степными пастбищами на севере и горными пастбищами на юге, ауховцы разводили не только овец и коров, но и буйволов, верблюдов и породистых лошадей. Из разных видов ремесел большое развитие в Аухах получило именно оружейное производство, включая изготовление ружей.ccxxxii

В целом и в частности, именно за счет плоскостной зоны Чечни по Сунже и ее притокам, а также на части Кумыкской плоскости произошло изменение природно-географической среды обитания основной части чеченского народа связанном с сплошным и быстрым ее культурно-хозяйственным освоением, в рамках пашенного земледелия.ccxxxiii

Это обусловило и своеобразный демографический "взрыв" и превращение плоскости в ведущую часть страны, как в хозяйственном, так и в политическом отношении. Это обстоятельство стало особенно рельефным с дальнейшим продвижением плоскостных чеченцев к Тереку и попытками отбить левобережье реки у России, построившей здесь новые станицы и укрепления.

Именно равнинная территория Чечни форсирует процесс национального становления, смешивая в своих аулах и обществах представителей разных природных зон, обществ, регионов и диалектных групп страны.

 

§ 5. Надтеречная Чечня и Терско-Гребенское казачье войско

 

Складывание Надтеречной Чечни - "Теркъйист" (Притеречье).

Политическая история региона берет начало с середины XVII в., когда эта благодатная степная территория не только стала напрямую заселяться, в частности брагунским племенем и выходцами из Горной Чечни, но и широко использоваться в хозяйственных целях чеченскими аулами Правобережной Сунжи. Следует также отметить, что в отдельные периоды первой половины XVII в. на восточной оконечности Терского хребта омываемого течением Терека и Сунжи существовали несколько казачьих сторожевых городков, переселившихся затем на левый берег Терека.

Надтеречная Чечня имела довольно четкие географические границы определенные на севере течением Терека в зональном направлении с запада (поворот реки начинается от впадения Курпа) на восток, до слияния Сунжи с Тереком, а на юге собственно Сунженским хребтом (от 0,2 до 0,8 тыс.м над уровнем моря). Неширокая Алханчуртская долина отделяет Сунженский хребет от параллельно тянущегося Терского хребта (0,4-0,6 тыс. м над уровнем моря), который заканчивается на востоке коротким ответвлением - Брагунским хребтом.

Между правым берегом Терека и Терским хребтом также с запада на восток, до Брагунского хребта располагается узкая полоса Надтеречной равнины. Терский и Сунженский хребты, сложенные глинами и песчаником, имеют пологие склоны и плоские вершины, благоприятные для хозяйственной деятельности, хотя и бедны водными источниками. Поэтому и заселение данного региона происходило своеобразно - постоянные поселения появлялись в первую очередь на самой восточной части, где воды Терека и Сунжи сближаются максимально и, в самой западной части региона где густо встречаются родники, ручьи и выпадает значительное число осадков.

Брагуны/Бораган. В исследуемое время первым постоянным поселением в Притеречье, если не считать Терской крепости 1567-1570, 1578 гг. и казачьих городков XVII в.ccxxxiv, явилось селение Брагуны, основанное небольшой тюркоязычной этнической группой неясного этногенеза передвигавшейся своими кочевьями в XV-XVI вв. с запада на восток по Северному Кавказу вместе с кабардинцами. Топонимы "бораган", "боргустан" встречаются на Северо-Западном и Центральном Кавказе, на р. Сунже (в пределах современной Ингушетии), где находится мусульманский мавзолей XV в. "Борга-каш" (могила Боргана), а также в Северном Дагестане.ccxxxv

В конце XVI - начале XVII в. брагунцы находились в Кабарде, откуда их вывел находившийся в родстве с правящей брагунской фамилией служилый кабардинский князь Муцал Черкасский и поселил "вблизи" Терского города. Во время очередной феодальной междоусобицы, брагунцев увел силой горский князь Казаналп Эндерейский, который поселил их в качестве вассалов на Кумыкской плоскости. С помощью русских сил терский князь Муцал «вывел» главу брагунцев Ильдар-мурзу Куденетова с подвластными людьми в конце 40-х гг. XVII в. из под власти Эндерея и поселил "на Сунже реке" в районе слияния ее с Тереком. На тот момент Ильдар с братьями имел подвластных "человек с 400" (мужчин боеспособного возраста). Поселение Брагуны находилось в 2 верстах выше Сунженского острога, а пашни брагунцев тянулись по реке Сунже до 7 верст. Кстати брагунцы помогали русским в строительстве упомянутого острога лесом и транспортом.ccxxxvi

Окончательное закрепление брагунцев на Терской косе состоялось только в 1653-1654 гг. при Куденет-мурзе. Предания брагунцев утверждают, что селение здесь решил основать предводитель племени Борахан, когда при переправе каравана через Сунжу в спицы арбы втиснулся огромный осетр.ccxxxvii

Выбор места поселения оказался удачным, а оседлость брагунцев прочной. Занимаясь полеводством, скотоводством, садоводством и ремеслами, промышляя "торгом леса" (который сплавлялся в русские укрепления по Тереку) и другими товарами, брагунцы к началу XVIII в. заняли прочное положение на стыке Чечни с затеречными степными землями, казачьими станицами на севере и с кумыкскими владениями на западе. С.М.Броневский (1823 г.), пользовавшийся в своей работе данными конца XVIII - начала XIX в. сообщает, что "брагунские жители упражняются в земледелии и скотоводстве, разводят также виноградные сады и хлопчатую бумагу, сеют сорочинское пшено, ячмень, пшеницу и торгуют произведениями с россиянами".ccxxxviii

В черте владений брагунских князей находились и "Петровские теплые целительные воды", обследованные в XVIII в. Г.Шобером и И.А.Гильденштедтом и пользовавшиеся горцами и казаками в целях лечения.ccxxxix

Отдельные специалисты утверждают, что брагунцы, как и жители селения Бамат-юрт (образовавшегося во второй половине XVIII в.), говорят брагунским говором терского диалекта кумыкского языка. Однако, самое серьезное влияние на лексику и особенности строя тюркского языка брагунцев оказал постоянный "подмес" чеченского языка, в т.ч. и за счет раннего (еще в XVII в.) переселения сюда чеченцев-мичкизовцев. Так, в топонимике брагунцев географические названия имеют окончания характерные только для нахских языков.ccxl

Во второй половине XVIII в. Брагунское владение описывается в русских источниках как имеющее "верст двадцать в длину по берегу Терека, начиная от Девлетгиреевой деревни (основана в 1751-1754 гг. - Я.А.) до устья Сунжи". На севере оно граничило по Тереку с Кизлярским уездом (и казачьими землями), к востоку и югу за Сунжей с Качкалыковским обществом и землями Чеченского владения,ccxli которые заходили и на левый берег Сунжи до вершины Терского хребта; на другом склоне хребта по направлению к Тереку находились земли Девлет-Гирей-аула.

В документах и других источниках под разными годами встречаются имена брагунских князей: это "брагунский бей Салтан-бек" (под 1708 г.), Мудар (или Мурат), отмеченный попыткой прорыть канал для мельницы между Тереком и Сунжей (40-е гг. XVIII в.), княжна Кичибике, опиравшаяся в своем правлении на чеченских узденей, из которых один - "мичкизянин Исуп" являлся "ближним" (1757 г.), князь Арслан-бек Мударов имел "эмчеками" (молочными братьями) чеченцев-мичкизян, в 1782 г. князь Куденет Баматов сообщает, что до 100 дворов из Чечен-аула, Алдов и Карабулака просят его покровительства и разрешения переселиться на левый берег Сунжи",ccxlii и т.д.

Нам ничего неизвестно относительно общинного самоуправления в Брагунском владении. Местная княжеская фамилия правила, вполне самовластно, опираясь на влиятельных узденей. Единственно, в 1748 г. упоминаются некие "брагунские старики", которых владелец Мудар направил участвовать в посредническом суде для примирения чеченских князей.

В течение XVII - начале XVIII вв. Брагунское феодальное владение было прочно вписано в политическое и этнохозяйственное поле Чечни, сохраняя вместе с тем курс на мирные, доверительные отношения с российской стороной.

Девлетгиреевское владение (Девлет-Гирей-аул, Дойкар-аул). Оно возникло в 50-х гг. XVIII в. в Надтеречной Чечне усилиями "гребенчуковского владельца", сына генерал-майора русской службы Эльмурзы Бековича-Черкасского (командовал иррегулярным Терским Кизлярским войском). Владение состояло из двух аулов (не считая хуторов) - Девлет-Гирей-аул (Старый Юрт) и Бамат-юрта (Новый Юрт)ccxliii, расположенных у северного подножия Терского хребта (вершина "Араз-гора") в узкой притеречной долине.

На западе границы владения ограничивалась возможностями хозяйственного использования земель, на севере река Терек отделяла владение от станицы Червленной, на востоке находились угодья Брагунского владения, а на юге граница шла по Терскому хребту по линии выходов горячих источников: "нижну сторону Горячего колодца" обращенную к Сунже контролировали чеченские князья, а "верхну сторону колодца" обращенную к Тереку князья Бековичи и девлетгиреевцы.ccxliv

Согласно данным этнографа Н.Г.Волковой в позднее время в Старом Юрте жили представители фамилий аккинцев (ауховцев), зандаковцы, кей (кейцы), чертой, чинхой, энгеной, цонтарой, курчалой, чермой, а в Новом Юрте было смешанное кумыкско-чеченское население (цонтарой, беной, ширдой, дишни, ялхой, кумыки аксайские и собственно брагунские кумыки). Информаторы утверждают, что в Старом Юрте со дня его основания жили своими кварталами горские евреи-ремесленники и "черкзи" (кабардинцы).ccxlv

В 1758 г. селение Девлет-Гирея на Тереке созданное им после ухода из Герменчика (жители которого явились ему "ослушны"), было осмотрено и описано капитаном Головачевым: "Оной владелец построился близ Терка на поляне…, обвалено вокруг всего жилища из валежника засека… (в центре. - Я.А.) двор помянутого князя Девлетгирея…, узденские и холопьи избы, коих по щету явилось 25, а зделаны турлуковые, вымазаны глиной и крыты плетнями и камышем, а сверху землею."ccxlvi

В связи с тем, что поселение Девлет-Гирея фактом своего возникновения нарушило границы Чеченского владения, Брагунского княжества и интересы Червленской станицы, имевшей покосы на правом берегу Терека здесь начались серьезные трения, в которые вмешались и царские власти.ccxlvii

Из сугубо частновладельческого аула, Девлет-Гирей-аул после смерти князя (1769 г., - Я.А.) постепенно превращается в крестьянскую аульную общину, которую возглавляет выходец из кизлярских слободских окочан уздень «Аджи-Элбузди Менкишеев». К 1773 г. относится сообщение, что "вместо его (Девлет-Гирея. - Я.А.) малолетнего сына, управлял деревнею староста или ходжи Элбузди. Она велика, имеет много скота, но земледелием занимаются мало". Через 10 лет, в 1784 г. здесь насчитывают до 400 дворов.ccxlviii

Процесс вытеснения владетельных князей наблюдавшийся в чеченских аулах по Сунже и Аргуну не миновал и первые притеречные селения Чечни. Молодой князь Бамат-Гирей Бекович-Черкасский, где-то в 70-80-х гг. XVIII в. основывает новое частновладельческое село Бамат-юрт (Новый Юрт) вследствии ослабления своих позиций в Старом Юрте. Из сообщений 1800 г. становится известным, что командующий Кавказской линией разрешает "поручику Иналу Бековичу Черкасскому" (из той же фамилии) с подвластными ему людьми "селиться на правой стороне Терека, в урочище Верхне-Кожаке (в Малой Кабарде. - Я.А.).ccxlix Вероятно, что, крестьянское общественное самоуправление сменило княжескую власть и в Новом Юрте.

Заселение Притеречья и Терско-Сунженского хребта. Следует отметить, что собственно на участки по хребту и в Надтеречной равнине претендовали и чеченские селения, располагавшиеся по правому и левому берегу Сунжи. Здесь в 80-х гг. XVIII в. образовались в результате крестьянской и феодальной колонизации такие селения, как Амирханов брод (основали алдинцы), селение гехинского старшины Кайтуки; так же за Сунжей на левом берегу "в урочище Тегенек-Тама" (район современного селения Алхан-Кала) поселился чахкеринский (атагинский) князь Алихан (Алхан) Нурмаматов.ccl

Царское правительство, начиная с основания Моздока в 1762 г., рассчитывало выселить максимально большое количество горцев из горных, "крепких мест" под Моздок и по Тереку, где их можно было легко контролировать с помощью военной силы. Так, в марте 1783 г. генерал Текелли доложил всесильному фавориту императрицы Екатерины Второй князю Г.А.Потемкину, что чеченские владельцы Казбулат Топлинской и Алибек Батырханов просят "с несколькими подвластными…, переселиться… к Тереку, на плоскость…, удаляясь от злодеев". При этом выяснилось, что тот же Казбулат имеет в собственности на Терском хребте нефтяной колодец и получает "со оного доход". Текелли предложил поселить указанных князей по Тереку, ниже Моздока напротив станиц "Моздоцкого казачьего полку".ccli

Процесс переселения чеченских князей на Терек усилился после 1785 г., когда в Чечне развернулось народное движение под руководством имама Мансура, имевшего и социальную направленность. Происходит настоящий исход титулованной знати из-за Сунжи на правый берег Терека.

По данному поводу известный знаток прошлого народов Кавказа П.Г.Бутков писал, опираясь на документальные источники: "Сии владельцы… основали новые селения на плоскости между Сунжи и правого берега Терека в противоположности гребенских и моздоцких казачьих станиц, как-то девлетгиреевцы… имели в 1784 году 400 дворов, Росламбековцы, при Росламбеке Айдемирове выгнанные,… имели в двух селениях 400 дворов, Кайтуковцы, Терловы…, против Наура основали два селения; казбулатовцы… основали селение около Наура близ Терловых".cclii

Официальный документ от 1841 г. подтверждает в основных чертах информацию П.Г.Буткова, что земли по правому берегу Терека "более сорока лет тому назад (т.е. в конце XVIII в. - Я.А.)… были отданы в владение предкам… лиц (Эльдаровы, Алхасовы, Турловы и др. - Я.А.) с условием водворить там аулы…; владельцы привлекали к себе кумык и чеченцев…, и новые поселенцы… производили у владельцев все сельские работы, платили им ясак… [Так] образовались значительные деревни, которые некоторым образом считались уже собственными".ccliii

Выясняется, также, что из-за нехватки чеченских князей привлекались на Терек и близкие чеченцам кумыкские князья. Тот же представитель тарковских князей – Алхасов Али, пригласив чеченцев, основал в 1798 г. напротив станицы Галюгаевской селение Али-юрт. Селения в Надтеречье основывала и нетитулованная чеченская верхушка. В 1797 г. чин прапорщика получил некий "Улумо Мудо-Рук Саидов…, [который] живя с народом около реки Терека принес с ним покорность правительству". В прошении ротмистра У.Лаудаева от 1862 г. говорилось, что "его прадет Ногай-Мирза… переселился (из Нахч-Мохка. - Я.А.) на Терек где [основал] тот аул,… Ногай-Мирза-Юрт."ccliv Это был, пожалуй, самый западный аул в истории расселения чеченцев в XVI-XVIII вв., если не считать Пседаха основанного позже, в первой четверти XIX в.

В 40-х гг. XIX в. в междуречье Терека и Сунжи было, без учета Старого Юрта и Брагунов, не менее 16 селений, в которых считалось до 1900 домов и до 5,5 тыс. жителей (мужчин). Заселены были надтеречные селения, по мнению Н.Г.Волковой главным образом нахчмахкоевскими фамилиями, а также выходцами из приаргунских и галанчожских горных обществ, из сел Кумыкии и даже Нагорного Дагестана.cclv

Система управления в аулах Надтеречной Чечни, за исключением нескольких крестьянских сообществ была "княжеской", с наличием только отдельных институтов горской сельской общины. В таких селениях, говорит документ XVIII в. "поселяются добровольно чеченцы на праве оброка, но не дают помещикам никакой над собой воли.. Они дают (князю. - Я.А.)… за землю некоторое количество в год хлеба, пашут его поле, сеют, жнут, косят траву; он же во все время этих работ сытно их кормит".cclvi

Господствующим диалектом в Надтеречной Чечне стал нахчмахкоевский диалект, на основе которого, как известно сложился плоскостной диалект Чечни.

Таким образом, процесс внутренней колонизации Чечни в конце XVIII в. охватывает и северные районы страны, т.н. Надтеречную Чечню, площадью более 2 тыс. кв. км вводя ее в хозяйственное и этнополити ческое поле всей Чечни. Следует отметить, что как бы не старались "верноподданные" России владельцы терских аулов дистанцироваться от коренной части Чечни им этого не удавалось. "Кровная" связь со "старыми" аулами упрочивалась теперь у течан и на экономическом интересе.

Вместе с тем, необходимо учитывать то обстоятельство, что заселение Надтеречной Чечни совершалось не только с формального соизволения российских властей, но и преодолевая их сопротивление. Так прочное и густое заселение левобережья Терека между Моздоком и Червленской станицей новыми казачьими станицами и укреплениями в 70-80-х гг. XVIII в. сделало неактуальной идею заселения правобережья лояльным горским населением. Тем более, что с заселением чеченцами правобережья Терека усиливалось их стремление к открытию противоположного берега в хозяйственных целях (главным образом зимние пастбища) и для беспрепятственного сообщения с степными народами (ногайцами, калмыками), Большой Кабардой и "старыми" станицами Терско-Гребенского казачьего войска. К началу XIX в. правый берег Терека "на протяжении ста верст" (от Моздока до укрепления Амир-Аджи-юрта. - Я.А.) принадлежал Чечнеcclvii. Теперь чеченские аулы все активнее "заглядывали" на левый берег Терека.

Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Дата публикации: 03.01.2014

5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Глава I. Источники и историография Чечни в исследуемое время // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

В перечне источников истории любого народа главными являются письменные документальные свидетельства. Период XVI – XVIII вв. в истории Чечни имеет документальную базу в различных архивохранилищах России и других стран. .

Читать

Мы помним!

Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых года - девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года..

Читать

Краткий обзор нормативного регулирования оперативно-разыскной деятельности отечественных спецслужб (до советского времени)

Краткий обзор нормативного регулирования оперативно-разыскной деятельности отечественных спецслужб (до советского времени).

Читать

История Великой отечественной войны и моя семья

Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года фашистская Германия и ее союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, свыше 4 тысяч танков, более 45 тысяч орудий и миномётов, около 5 тысяч самолётов, 200 кораблей..

Читать

Великая Отечественная война на примере моей семьи

С каждым годом все дальше и дальше от нас остается та страшная война. Война, о которой написаны тысячи книг, статей, мемуаров, исследований. Мы знаем о полководцах, о фронтах и сражениях. Но как мало знаем мы о простом человеке, который и выиграл войну. Простая женщина- работница тыла. Простой подросток- тот, кто дежурил на ленинградских крышах..

Читать

Введение // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

На современном этапе развития российской исторической науки как никогда высока потребность в обобщающих трудах по актуальным проблемам истории народов входящих в состав Российской Федерации. Это и объяснимо, только всестороннее законченное исследование истории области, республики или региона нашей страны в работе монографического характера, может послужить основой для создания единой истории такого огромного многонационального государства как Россия..

Читать

Они сражались за Родину

Дмитрий Матвеевич родился 2 января 1920 года в многодетной крестьянской семье. Детство совпало с голодными годами. С малых лет Дмитрий Матвеевич любил работать, увлекался спортом. С одиннадцати лет работал в колхозе плугарём, а затем стал трактористом. “Прямо на току, где я работал на тракторе, мне вручили повестку о призыве в ряды Красной Армии, - рассказал ветеран, вспоминая о годах Великой Отечественной войны. - Где бы я ни воевал, я всегда думал о родной стране, о своей деревне, об односельчанах”. Родители не хотели отпускать своего сына на войну, но Дмитрий Матвеевич с гордостью пошёл воевать и защищать родину от захватчиков..

Читать

Усыпальница Голицыных в Донском монастыре

Усыпальница Голицыных – больничная церковь архангела Михаила. Храм трапезного типа. К нему примыкают жилые покои бывшей богадельни. Комплекс вытянут в одну линию с востока на запад и располагается вдоль южного прясла ограды обители..

Читать

Женский подвиг

Биография моих односельчанок, имеющих государственные награды, как многодетные матери.

Читать

Проблема столичного статуса Киева XI-XII веков.

Вопреки широко распространенному представлению о том, что Киев являлся столицей древнерусского государства, имеет место быть утверждение, объясняющее статус Киева как общерусского центра только в качестве митрополии константинопольского патриарха..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter