↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................
Раскрыта жизнь динозавров до падения астероида
........................
Найдено место крупнейшей катастрофы на Земле
........................
В Шотландии нашли клад опального претендента на английский престол
........................
Историки нашли застрявших в древней посуде тысячелетних насекомых с помощью рентгена
........................

|< ... 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11

Глава IV. Историческая география и политическая карта Чечни // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

(Книга)
Раздел: История России
Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Скачать книгу полностью в формате pdf

Оглавление

Вместе с тем, необходимо учитывать то обстоятельство, что заселение Надтеречной Чечни совершалось не только с формального соизволения российских властей, но и преодолевая их сопротивление. Так прочное и густое заселение левобережья Терека между Моздоком и Червленской станицей новыми казачьими станицами и укреплениями в 70-80-х гг. XVIII в. сделало неактуальной идею заселения правобережья лояльным горским населением. Тем более, что с заселением чеченцами правобережья Терека усиливалось их стремление к открытию противоположного берега в хозяйственных целях (главным образом зимние пастбища) и для беспрепятственного сообщения с степными народами (ногайцами, калмыками), Большой Кабардой и "старыми" станицами Терско-Гребенского казачьего войска. К началу XIX в. правый берег Терека "на протяжении ста верст" (от Моздока до укрепления Амир-Аджи-юрта. - Я.А.) принадлежал Чечнеcclvii. Теперь чеченские аулы все активнее "заглядывали" на левый берег Терека.

Казачья линия по Тереку. Появление первых русских поселений в пределах современных границ Чечни относится к 1567 г., когда при впадении Сунжи в Терек была сооружена первая русская крепость на Кавказе. В 1571 г., после сожжения Москвы крымским ханом Девлет-Гиреем, по требованию Стамбула Терская крепость была снесена, а гарнизон выведен к Астрахани.cclviii

В 1578 г. русская крепость в виде Сунженского острога возобновляется на Терской косе, на Сунже, однако из-за угрозы крымско-турецкой стороны вновь сносится в 1579 г., а стрельцы выводятся на Волгу. Однако казаки на этот раз продолжают нести свои службы в стратегически важном районе бродов и переправ, где скрещивались военно-торговые пути. Это были т.н. "вольные" казаки, представлявшие собою вооруженные отряды во главе с выборными атаманами, служившими за "повременную плату".cclix "Вольными" они назывались в отличие от "служилых" и "городовых" казаков имевших постоянное жалованье и назначенных "голов" в качестве командиров. Представляли собой казаки род легкой иррегулярной кавалерии выполнявшей охранную, разведывательную и походную службы в мирное и военное время.

Начиная с 1578 г. и вплоть до строительства большой крепости в низовьях Терека в 1588-1589 гг., терские "вольные" казаки, числом до 500 человек находились в ведомстве чеченского (ауховского) владельца Ших-мурзы Ишеримова. Князь заявлял, что он находится в союзе с русскими людьми начиная с основания первой русской крепости и при жизни своего отца Ушармы (Ишарим): "а мы тогда с твоими государевыми с терскими атаманы и казаки тебе, государю служили…". В челобитной терских казаков от 1588 г. указывалось, что они "промышляли всяким государевым делом заодин с Ших мирзою с Окуцким…".cclx

В этот период, когда Ших-мурза был "в головах" прорусской партии на Северо-Восточном Кавказе, казаки находились во временном лагере где-то в лесных чащах в районе терско-сунженских переправ. Это обстоятельство подтверждает великий турецкий полководец Осман-паша, который в 1583 г. возвращаясь из иранского похода, на пути в Азов подвергся на Сунже нападению "казаков", отбил их и в ходе преследования, обнаружив в лесах казачий "табор", сравнял его с землей.cclxi

Таким образом, указанный казачий табор - легкозащищенный временный лагерь - первое свидетельство о пребывании русских казаков на территории нашей страны.

К 1586 г. относится известие, что группа казаков расположилась у "Горячего Колодца" (район современной станицы Горячеисточненской) на Терском хребте, а на левом берегу Терека находятся две их станицы: Нижняя и Верхняя.cclxii

В 1588-1589 гг. в нижнем течении Терека, на самой северной протоке в 20 верстах от впадения Терека в Каспий сооружается крупная русская крепость с артиллерией и сильным гарнизоном из стрельцов и городовых казаков. Терские же "вольные" казаки, служащие "за жалованье" - от случая к случаю, устраиваются в районе сосредоточения терско-сунженских переправ, где на Терской косе, на месте "Сунщина городища" был поставлен теперь небольшой острог. Все это входило в систему своеобразного "предполья" Терской крепости. Так, в 1589 г. терский воевода сообщал, что "вемли все перевозы занятии и укрепити,… а по перевозам послали терских вольных же казаков сто человек".cclxiii

Казаки селились маленькими отрядами по 20-30 человек в "городках" - небольших укреплениях огороженных рвом и валами с деревянным тыном. Причем казаки селившиеся на Терском хребте (гребне) назывались гребенскими, а располагавшиеся по берегу Терека - терскими. В конце XVI - первой половине XVII в. казачьи городки встречались и в нижнем течении Терека по северным протокам: "на Кизляре" и "на Быстрой"; а так же и выше - между урочищем Моздок и Цареву Броду (до впадения Сунжи). По левому берегу Терека наблюдались отряды атаманов Досая, Парамонова, Оскина, Щевеля и других. Известны по документам Уразов городок, Верхний и Нижний Черленой, Ищерский и Наурский. На правом, южном берегу Терека на Терском хребте и у его подножия возникали и исчезали такие городки как: Леонтьев, Кошлаковский, Щадрин, Сарафанников и Медвежий. На левом берегу собственно нижнего течения Сунжи напротив впадения р. Белой (Гумс), Черной (Джалка), Быстрой (Аргун) и Гремячей также возможно находились временные казачьи городки.cclxiv

Согласно данным целого ряда авторов основная часть правобережных казачьих городков вплоть до середины XVII в. гнездилась на Терском хребте и его восточной оконечности Брагунском хребте, где находились и все упоминаемые в источниках «казачьи» топонимы: Павлова щель и Павлов колок, Голый гребень, урочище Голый камень, Пименов дуб, Белые реки и т.д. Привлекательность верхней части Терского хребта объяснялась тем, что отсюда обозревались оба берега Терека и "вся степь… на три стороны от Пятигорской Кумы до моря".cclxv

В виду того, что основным средством существования вольных терско-гребенских казаков в XVI-XVII вв. были набеги и грабежи, охота и рыболовство, они "кочюют…" не задерживаясь надолго на одном месте. Колебалась и их численность - от 300 до 500 человек-мужчин. В 1628 г. "многие терские казаки… збежали на Дон", в отписке 1631 г. сообщается, что терско-гребенские казаки "на государеву службу идти не хотят, а бредут розно…". Но и в местные казачьи городки и станицы бежали из Руси участники народных восстаний, беглые пленные из горских аулов и сами горцы. На судьбы казаков влияли и политические события, так в 1653 г. после нападения горского войска совместно с иранскими силами на Сунженский острог до 10 казачьих городков прекратили свое существование.cclxvi

К середине XVII в. по крайней мере, часть терско-гребенских казаков предстают оседлыми и, что еще важнее, семейными. Более того, складывается единое казачье сообщество - "войско". Здесь известны такие институты, как: казачий войсковой круг (собрание казаков-воинов "всей реки"), станичный атаман - глава "станицы" - казачьего отряда и поселения, войсковой атаман - глава всего войска (таким избирался один из станичных атаманов). Первым войсковым атаманом в 30-х гг. XVII в. стал Федор Шевель. В период военных действий избирался и походный атаман (нередко тот же войсковой атаман).cclxvii

Со второй половины XVII в. усиливаются попытки центральных и местных, терских властей обязать вольных казаков к обязательной постоянной службе через регулярное снабжение припасами (мука, порох, свинец, оружие) и выплатой денежного жалованья. Эволюция вольного казачества в служилое завершилась в правление Петра Первого, когда во- первых мелкие городки в 1711-1712 гг. были сведены в 5 станиц на левом берегу Терека (Червленная, Щадринская, Новогладовская, Старогладовская и Курдюковская), а во-вторых, когда в 1721 г. гребенцы были подчинены ведению Военной коллегии. В дальнейшем гребенских казаков частями переводили то на Сулак (1723-1725 гг.), то под Кизляр (1735 г.), то увеличивали поредевшие станицы за счет донских и волжских казаков. В 1735 г. было учреждено из остатков переселенных на Кавказ донцов еще и Терское Семейное казачье войско в трех станицах - Каргалинская, Дубовская и Бороздиновская.cclxviii

Начиная с 1770 г. в пространстве между Моздоком и Червленской станицей по Тереку царские власти поселяют 850 семей донских и волжских казаков (Моздокский Казачий полк) в станицах Галюгаевская, Ищерская, Наурская, Мекенская и Калиновская. Выше Моздока, напротив Кабарды стали укрепленные станицы Екатериноградская, Павловская, Марьинская, Георгиевская, Александровская и несколько одноименных крепостей. Общее число казаков, расселенных по Тереку напротив кабардинских, чеченских и кумыкских земель, составило к 1792 г. 11241 чел. мужского пола.cclxix

Следует отметить, что в 1770-1774 гг. объединенными усилиями чеченских и кабардинских сил станицы Галюгаевская, Ищерская и Мекенская были сожжены, а многие казаки "убиты и увлечены в плен". С отнятием левого берега Терека от Червленной до Кабарды, и степных пространств на всем протяжении Кавказской военной Линии горцы не только "лишились изобилия и богатств", но и получили резкое усиление грабежей их аулов и табунов русскими силами.cclxx

Следует отметить, что вследствие культурно-хозяйственной диффузии, межэтнических контактов, в т.ч. и взаимных браков, бегства горских и тюркских представителей в казачью среду здесь рано сложилась гребенская субэтническая группа русского народа.cclxxi

В 1771 г. путешественник И.А.Гюльденштедт так описывал гребенских казаков и их хозяйство: "казаки со Старогладкой и выше до Червленной называются гребенские. Сначала они жили на и у горного хребта (гребня) предгорий, [а потом] были переселены, причем сохранили свое название… Когда они еще жили в горах, то по большей части состояли из беглых людей, которые потом похищали себе жен у горных народов, что и сейчас видно по чертам лица у многих [из них]… Летом они переселяются чаще всего в маленькие черкесские жилища…

Они занимаются только скотоводством… и живут за счет казенного провианта. Но так как последнего не хватает для жен и детей, то они, как татары, возделывают немного пшеницы…, рожь…, ячмень…, просо…, коноплю. В их садах имеются арбузы, многочисленные дыни, тыквы, огурцы, репа, редька, хрен, капуста, лук, бутылочная тыква и во многих также виноград. Многие казачки занимаются шелководством, но почти только для домашнего пользования".cclxxii

Таким образом, казачья Линия по Тереку соседствующая с Чечней была вовлечена, в определенной степени, в этническое и хозяйственное поле страны, являясь своеобразным компонентом и участником исторического процесса в крае, наряду с ногайцами, армянами и грузинами также активно расселявшимися по Тереку, под Кизляром и в Бурунной степи и связанных с Чечней в XVI-XVIII вв. торговыми, хозяйственными, культурными и родственными связями.

В 1785 г. Екатерина Вторая учредила Кавказское наместничество включив в него Астраханскую и Кавказскую области. В 1786 г. были определены границы Кавказской губернии, ее округов и уездов. В частности по Тереку пролегли границы следующих уездов: "1.й Кизлярский уезд по Каспицкому по морю до устья Терека, и пооному вверх до самых границ где кончается дача Гребенского войска, от оной прямо к норду, до реки Кумы, вправо сей линии земля Кизлярской округи, влево Моздоцкой округи. 2.й Моздоцкая округа начинается от помянутых дач Гребенского войска, вверх по Тереку, до урочища Ерашты, от оной прямою линиею к норду".cclxxiii

Следует в заключение настоящей главы отметить, что в XVI-XVIII вв. благодаря во многом бурному освоению плоскости политическое устройство Чечни на первый взгляд парадоксально, развивалось от феодального, аристократического типа к "народоправству". Очаги княжеского правления в Чечен-ауле, Атагах, Герменчике, в пограничных аулах западной и восточной частей Чечни утрачивают "княжеско-узденскую надстройку". В какой-то мере "частнособственнические" аулы, возникают в Надтеречной Чечне, но в целом политическую карту плоскостной Чечни определяются системы, которые С.М.Броневский назвал "крестьянскими республиками".

Второе частное замечание касается Терско-Гребенского казачьего войска, которое пусть и в другой системе координат складывалось по типу горского "вольного" общества. По крайней мере, в ХУ1-ХУШ вв. отношения чеченцев с гребенскими казаками выстраивались на той же основе, что и с другими горскими соседями. С ними могли враждовать, но никогда не стремились их уничтожить как, например, станицы Моздоцкого казачьего полка. Гребенские казаки воспринимались в Чечне как своеобразная часть горского мира.

В-третьих, необходимо учитывать, что заселение Надтеречной равнины и, в целом междуречья Терека и Сунжи от Брагунов на востоке до Кабарды на западе, подчинялось известной закономерности в общем процессе реконкисты и миграции чеченцев на север от гор. Данное освоение левобережья Терека не было частным явлением, обязанным стремлению горских князей создать анклав феодального уклада. Как правильно заметил один из современных историков-этнографов (Ю.Ю.Карпов) со ссылкой на У.Лаудаева и других, что чеченцы освоили вначале долину Сунжи (Чеченская равнина) и "прошли далее к Тереку" (здесь: "Старейшины чеченского народа обсуждали… вопрос о том, чтобы перекинуться на левый берег Терека и хозяйственно овладеть левобережными бурунами…"),… и вероятно распространились бы далее за оною, если бы не встретили к тому препятствия "в виде колонизации края русским населением".cclxxiv На деле же чеченцы столкнулись за Тереком с крепостями и с укрепленными вплоть до артиллерии станицами Моздоцкого казачьего полка, а не с русской крестьянской колонизацией.

В качестве общего вывода к данной статье можно также заметить, что несмотря на видимую раздробленность политической карты Чечни, здесь четко проявлялось действие центробежных сил, что видно на примере регионального типа больших образований как Чебарлой, Шарой, Шатой, Карабулак, Чеченское владение, Нахч-Мохк (Ичкерия) составленных из множества вольных обществ. Весьма важным фактором обуславливавшим единство, кроме наличия общих политических интересов всех чеченских обществ и складывания единого хозяйственного поля, было наличие единого нахского языка и победа ислама как монотеистической религии в большей части обществ Чечни до конца XVIII в.

Чеченцы, раздробленные на множество фамилий, аулов, обществ и региональных зон, ущелий и ассоциаций смогли в течение своей истории выработать общие адаты, научились политической и общественной дисциплине, солидарности в общенародных делах.

Политическое устройство Чечни в XVI-XVIII вв. показывает вместе с тем и тяготение, в отдельные периоды отдельных нахских обществ по периметру страны на Кумыкию, Нагорный Дагестан, Грузию и Кабарду, не говоря конечно общей ориентации чеченцев на Россию в XVIII в.

В целом, генезис чеченских обществ в своих естественно-исторических округах и регионального типа ассоциациях (своеобразных протогосударств) в течение XVI-XVIII вв. привел к появлению и соответствующих общенациональных установок, целей и задач в плане освоения плоскости в западном, северном и восточном направлениях.

 

i См., Сотавов Н.А. Северный Кавказ на рубеже XVII-XVIIвв.//Интернет:http:kumukia.ru/modules. C.1.

ii См.: Волкова Н.Г. Динамика численности вайнахских народов до XX века // Археолого-этнографический сборник. Т.2. Грозный, 1968. С. 116-117, 123 и др.; Ахмадов Я.З. взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией в XVIII веке. Грозный, 1991. С. 17; Ахмадов Ш.Б. Чечня и Ингушетия в ХУШ-начале Х1Х века. Грозный, 2002. С.45-47; Емельянова Н.М. Мусульмане Осетии: на перекрестке цивилизаций. М.,2003, С.61;

iii Сотавов Н.А. Указ.соч. С. 3.

iv Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века. С. 348-355; 368-370; Козлов Сергей. Кавказ в судьбах казачества (XVIXVIII). СПб., 2002. С. 20-27.

v С конца XVIIIXIX в. на основе галгайского диалекта сформировался плоскостной диалект ингушского языка, который еще позже стал основой литературного ингушского языка.

vi О нахских языках и диалектах существует обширная литература: Мальсагов Д.Д. Чечено-ингушская диалектология и пути развития чечено-ингушского литературного (письменного) языка. Грозный, 1941; Арсаханов И.А. Аккинский диалект в системе чечено-ингушского языка. Грозный, 1959; Дешериев Ю.Д. Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов. Грозный, 1963; Мациев А.Г. Чеберлоевский диалект чеченского языка//Известия ЧИНИИИЯЛ. Грозный, 1964; Алироев И.Ю. Библиография по нахскому языкознанию. Грозный, 1968; Вагапов А.Д. Происхождение чеченцев с точки зрения языкознания//Нохчийн филологин проблемаш. Вып.1. Грозный. 1999; и др.

vii Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. Чеченский язык. Тифлис, 1888. С.47.

viii См., Дешериев Ю.Д. Бацбийский язык. М., 1953.

ix См.: Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. 1578 – 1613 гг. М., 1888. С. 16 – 17, 34; Русско-чеченские отношения в. Вторая половина ХУ1-ХУП в. М., 1997. Сб. док. Сост. Е.Н.Кушева. М., 1997. С. 30-31; Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 гг. Грозный, 1963. С.24.

x См.: Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII – начале XX века. М., 1974. С. 190; Сулейманов Ахмед. Топонимия Чечни. Грозный, 2006. С. 90-98; Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. Т. V. М., 2005. С. 467-468.

xi См.: Архив Института рукописей им. К.Кекелидзе (Республика Грузия, г.Тбилиси). Ф.ROS. Д.174. Л.1-2; Сигаури И.М. Указ.соч. С. 468.

xii Сигаури И.М. Указ.соч. С. 476.

xiii См.: Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. Вып.1. 1578-1613.М., 1888. С.128; История Чечни с древнейших времен до наших дней: в 2 т. Т. 1. Грозный, 2006. С. 385-386.

xiv Сулейманов Ахмад. Указ.соч. С.141.

xv К 1830 г. здесь было только 72 обитаемых дворов и не более 200 человек жителей (скорее всего мужчин). – Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа… С. 189-191; Источник начала Х1Х в. насчитывает в «с. Майсты» 33 двора и населением в 142 человека. См., Архив Института рукописей им. К.Кекелидзе (Республика Грузия, г. Тбилиси). Ф.РОS. Д.174. Л.2;

xvi См.: Сулейманов Ахмад. Указ.соч. С.141-142; Ильясов Леча. Тени вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции. М., 2004 С. 302-306.

xvii См.: Волкова Н.Г. Указ. соч. С.190-191; Она же: Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973. С. 141,150; Гильденштедт И.А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. Перевод Т.К. Шафрановской. Ред. Ю.Ю. Карпов. СПб., 2002. С. 243.

xviii См.: Сулейманов Ахмад. Указ. соч. С.98; Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973, С. 140-143; и др.

xix См.: Иванов М.А. В горах между рр. Фортангою и Аргуном //Записки КОИРГ. Т.17. №1-4. Тифлис, 1904. С.51-52; Сулейманов Ахмад. Указ. соч. С. 98-103; Схематическая карта горной территории Чечено-Ингушской АССР (западная часть). – См., Русин В.А. Моя жизнь с чеченцами и ингушами. Изд.2-е. Нальчик, 2008. Фронтиспис.

xx Виноградов В.Б., Марковин В.И. Археологические памятники Чечен-Ингушской АССР. Грозный, 1963. С.87, 231.

xxi См.: Шавхелашвили. А.И. Из истории взаимоотношений между грузинским и чечено-ингушским народами. Грозный, 1963. С.40; Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в ХУШ- начале ХХ века. М., 1973. С.172-178,183; Маргошвили Л.Ю. Культурно-этнические взаимоотношения между Грузией и Чечено-Ингушетией в Х1Х и начале ХХ в. Тбилиси, 1990. С.13-14, и др.

xxii См.: Материалы по истории грузино-русских взаимоотношений. 1615-1640. / Сост. М. Полиевктов. Тбилиси, 1937. С.118; Маргошвили Л.Ю Указ. соч. С.223-229; Далгат Б.К. Первобытная религия чеченцев и ингушей. М., 2004. С.38-47.

xxiii Сулейманов Ахмад. Указ.соч. С. 148-149; Данные от 1883 г. дают следующий перечень населенных мест Хилдехароя: «Перой, Чамгой, Цажеперой, Цийлой, Люншхой (Люнке), Тиолой, Хангихой, Парзатхой, Пажехой, Сакенхой», с числом дворов от 3 до 22. – См., Список населенных мест Терской области по сведениям к 1-му января 1883 года. Владикавказ, 1885. Раздел VIII.//Интернет.

xxiv Судя по отрывочным данным здесь была выведена местная порода овец – курдючная, с черной и темно-серой шерстью. – См.: Сулейманов Ахмад. Указ.соч. С. 149 // Интернет. http://zhurnal.lib/ru/u/ustwolxskaja nm/pochod39.shtml.

xxv Сулейманов Ахмад Указ.соч. С.150.

xxvi См.: Сулейманов Ахмад. Указ.соч. С. 103-120; Ильясов Леча. Указ.соч. С. 332-333.

xxvii Иванов М.А. Указ. соч. С.54-55.

На территории Терлоя было сооружено много сложных каменных строений -башни, замки и т.н. «полубоевые» жилые башни (гала) в 5 этажей. Первая каменная мечеть была построена в XVIII в. – Данные А.Мусаева и М. Гешаева.

xxviii Сулейманов Ахмад. Указ.соч. с. 104-105.

xxix Возможно, что «под именем горных кистинчит» терлоевцы проходят и позже. См.: Русско-чеченские отношения. Вторая половина XVIXVII вв. Сб. док. Сост. Е.Н. Кушева. М., 1997. С. 42; В XVIII в. упоминание общества в форме «Терли» встречается у И.А. Гильденштедта. Указ.соч. С. 242.

xxx В 60-х гг. Х1Х в. Терлой поредело в связи с выселение горцев на плоскость, но продолжало насчитывать 21 населенный пункт с 163 дворами. Самыми крупными являлись аулы Никарой (25 дворов) и Баулой (23 двора). - См., Волкова Н.Г. Указ. соч. С.192.

xxxi Отметим, что на востоке Чечни в Нахч-Моххе также имеется общество Дишни никак не связанное с вернеаргунским обществом.

xxxii Сулейманов Ахмед. Указ.соч. С. 120-127.

xxxiii Там же. С. 159.

xxxiv Там же. С. 159-166; В списке населенных мест Терской области от 1883 г. имеется перечень хачаройских селений: «Видучи, Гамгой, Пелашхой, Аттенбау, Калхадои, Шокале, Ауди, Матпарой, Селеты, Менды, Каик» с числом дворов от 11 до 148.

xxxv Согласно данным собранным в начале XX в. в Итум-кхаьлли до середины XIX в. стояло свыше 12 боевых башен. За ветхостью они были проданы на постройку расположенного за рекой царского укрепления Евдокимовское. - См., Иваненков С. Горные чеченцы // Терский сборник. Вып.7. Владикавказ, 1910. С. 38.

xxxvi Сулейманов Ахмад. Указ.соч. С. 166-169; По данным 1883 г. в обществе насчитывалось 29 населенных пунктов с числом дворов от 2 до 68.

xxxvii Наличие цифры 9 старейшин было характерно для целого ряда обществ – видимо эта цифра была сакральной.

xxxviii Сулейманов Ахмед. Указ.соч. С. 169.

xxxix См.: Русско-чеченские отношения. Вторая половина ХУ1-ХУП в. Сб. док. Сост. Е.Н.Кушева. С. 205-207; Анчабадзе Ю.Г., Волкова Н.Г.Указ.соч. С.76-77.

Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Дата публикации: 03.01.2014

6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Дневник майора Наякшина

Этот дневник я обнаружила среди рукописей моего прадеда профессора К.Я. Наякшина. Небольшая затертая тетрадь была исписана каранлашом мелким почти нечитаемым почерком. В расшифровке текста мне помогли родители, самарские историки Андрей и Ирина Демидовы, а также знаток военной истории Станислав Владимирович Шанько..

Читать

Остановись, народ

Украина – красивая, каждую весну утопающая в яблоневом цвете, сколько боли переживает она сейчас.

Читать

От древней Руси к единой России.

Во всем мире усиливается интерес к национальной истории. И в нашей стране, а особенно в последнее время, растет интерес к изучению истории, культуре и традициям. .

Читать

Старший краснофлотец Саша Фадеева

Когда в июне 1941 года началась Великая Отечественная война, жители нашего города встали на защиту своей Родины. Старооскольцы служили в разных частях, принимали участие в разных сражениях. Были они и в морском флоте. .

Читать

Патриотическое воспитание студенческой молодежи на примере князя Дмитрия Пожарского

Смутное время в России в начале XVII в. является знаковым явлением в отечественной истории. Его последствия в значительной степени определили характер и динамику последующего развития страны. Смута оставила неизгладимый след в сознании русских людей, стала для них важнейшей вехой исторической памяти..

Читать

Предания моей семьи

В каждой семье есть интересные семейные истории, которые передаются из поколения в поколение. Такие истории существуют и в моей семье. Я хочу рассказать наиболее интересную, на мой взгляд, историю, связанную с жизнью моих предков, которая произошла в прошлом веке. Эту историю мне рассказала моя бабушка Геранина Ольга Ивановна. .

Читать

Был ли шанс у Николая II предотвратить революцию?

Николай II - император, самодержец, последний русский абсолютный властитель. Но кем же он был на самом деле? Можно ли было предотвратить падение самодержавия, действительно ли так сильны были крестьянские и солдатские силы?.

Читать

Его имя помнит народ

Б. Мишин собирался стать химиком, поэтому после окончания школы он сразу поступил в Чебоксарский химико - механический техникум. Учился старательно, к будущей профессии готовился основательно. Семь благодарностей было объявлено ему за годы учебы в техникуме, вручен знак ЦК ВЛКСМ « Золотые руки»..

Читать

Российская империя в Первой мировой войне

Непосредственным поводом к войне стало убийство 28 июня 1914 года в городе Сараево сербским националистом наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда. Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, заручившись поддержкой Германии. В ответ на не принятие Сербией ультиматума Австро-Венгрия объявила ей войну. Германия тоже объявила войну Сербии вслед своего союзника. Россия не могла оставаться в стороне от произошедшего и под давлением своей общественности объявила войну Германии и Австро-Венгрии. Страны Антанты тоже объявили войну Германии и его союзнику. .

Читать

Учительские школы казанских татар

Казанская татарская учительская школа, открытая в 1876 г. на основании Положения о татарских учительских школах, являлась совершенно новым образовательным учреждением для татар с преподаванием на русском языке, осуществлявшим подготовку учителей для начальных татарских училищ Волжско-Уральского региона. Инициатором открытия этого учебного заведения в Казани был инспектор татарских школ В.В.Радлов, стремившийся сделать школу «главным центром для всех татарских народных школ». .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter