↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

1 | 2

Глава V. Система управления в Чечне в ХVI-XVIII вв. Династия Турловых. // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

(Книга)
Раздел: История России
Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Скачать книгу полностью в формате pdf

Оглавление

Ахмадов Явус Зайндиевич, д.и.н., профессор

§ 1. Управление в аульных общинах и "вольных” обществах

В ХVI-XVIII вв. на территории Чечни протекали процессы усложнения общественно-политической жизни как в традиционных «старых» горных аулах и обществах, так и в «новых», равнинных обществах (возникших главным образом в XVII-XVIII вв.). Если в горной части края к началу исследуемого периода мы имеем примерно 35 союзов аульных обществ, называемых в источниках и литературе «землицы», «вольные общества», а то и «республики» и «конфедерации», то в равнинной части края насчитывают по крайней мере до 9-10 крупных союзов обществ, часть из которых успели пройти стадию феодальных владений - княжеств.
Классических горских княжеств в стране сложилось четыре - Окоцкое, Чеченское, Брагунское и Герменчиковское (Девлетгиреевское). Однако, такие общества как Нижний Карабулак, Гехи и Качкалык будучи «крестьянскими республиками» применяли в отдельные периоды своего существования призвание князей инонационального происхождения. Кроме того, на рубеже XVIII-XIX вв. по Тереку возникают т.н. "частновладельческие аулы" основанные представителями горской титулованной и нетитулованной знати.
Собственно же Окоцкое владение (Аух) проделало в течение трех веков путь от типичного феодального "Юрта", до вольного общества под феодальным протекторатом эндерейских князей, а затем и самостоятельного образования в форме союза вольных обществ.
Система управления в союзах сельских обществ на территории Чечни, при некоторой региональной специфике и субъектных особенностях, носила некие универсальные черты и зиждилась на таких институтах, как: старшины (старейшины), жрецы, муллы и кадии, аульные сходы (позже называемые джамааты), советы старейшин и народные собрания союза обществ, региональные и общенациональные собрания называемые порой Мехк-Кхелл и просто «кхеташо».
Следует отметить, что важнейшим признаком суверенности того или иного общества являлось наличие четких границ. Складывание границ между отдельными сельскими общинами и союзами обществ, происходило в соответствии с географическими факторами, в ходе длительного освоения определенного территориально-хозяйственного пространства. Так, в горах: «Ядром такого объединения чаще всего, но не всегда, становится котловина или долина с примыкающими ущельями, водоразделами и плато, образующими самодостаточную экологическую нишу с четкими границами в виде водоразделов, русел крупных рек и т.п.» отмечает видный дагестанский историк А.Е.Криштопа.i
Согласно этнографическим наблюдениям в Ингушетии известного ученого этнографа Б.Далгата границы земель между отдельными селениями и целыми обществами утверждались порой путем принятия клятв и исполнения определенных обрядов сакрального характера. На расстоянии 0,5-1 версты на линии межевания ставились камни «ардырж» принесенные из святилищ; а где невозможно было мерить из-за рельефа "там мерят на глазомер, - отмечал Б.Далгат, - поэтому одному доставалось мало, другому много; потому-то кидали жребий …".ii
Свои наблюдения на эту тему приводит и другой автор начала ХХ в. - М.И.Иванов, путешествовавший по делам службы в горах Чечни. Он указывает, что общества (именуемые им «старшинства») Ялхарой, Акки, Галай и Нашах (Хайбах) «имеют в своем пользовании земли, расположенные в очерченных…границах, котловины, и кроме того значительную площадь нагорья,…с раскинувшимися на этом пространстве лугами, вплоть до границы вертикального распространения лесной растительности по северным свесам хребтов Болой-лам и Нашхой-лам…».iii
«Ущелье (ч1ож)», «гора (лам)», «плоскогорье, склон (шу, йист)», «территория, земля (мохк, латт)», включающие все топографические условия характерные для местопребывания больших и малых обществ Горной Чечни являлись пространственной формой их существования как человеческих сообществ. В структуру обжитой территории (чаще всего ущелья) «входили село, пашенные сенокосные угодья и леса, а так же вспомогательные жилищные комплексы при местах для осенне-весеннего и летнего выпаса скота».iv
Собственно расположение сел или более мелких поселений входивших в систему общества определялось несколькими факторами: так горцы стремились размещать селения на наиболее освещаемом и прогреваемом склоне горы, ущелья. Другими факторами были близость реки, родника и естественные оборонительные возможности рельефа.v Как правило, горные аулы Чечни не носили скученного характера, а представляли собой небольшие группы башен-усадеб с хозяйственными постройками.
Одно из таких селений где зачастую находилось и какое-либо святилище признавалось главным. «В Кистинских землях - писал С.М.Броневский … каждое колено разделяется на малые общества или союзы, заключающие в себе несколько деревень, из коих одна признается главою союза или сборным местом, и обыкновенно все общество называется по имени главной деревни».vi
Необходимо отметить, что в последние годы в кавказоведении сформировались некоторые общие представления о собственно горских союзах обществ как самоуправляемой гражданской общины, состоящей из вольных граждан объединенных в свои аульные джамааты и напоминающей демократические греческие полисы древности.vii
Джамаат состоял из узденей родственных линий («г1ар», «некъе») совместно владевших пастбищами, покосами,viii лесами и осуществлявших консолидированный суверенитет на определенной, исторически сложившейся территории. Джамааты в пределах данного горского общества функционировали на основе неписанного свода юридических правил - адата, а с укреплением ислама и норм шариата - мусульманского законодательства.
В отношении указанных выше «родственных линий» начиная с XV111 вв. в научной литературе используется термин «фамилия». Он употреблялся для обозначения иногда более "широкой группы родственников, иногда сравнительно ограниченной группы родственников, иногда для обозначения семейной общины".ix
Обычно главой таких фамилий в обществах Чечни являлись старшие по возрасту, либо наиболее влиятельные и опытные. Однако, реальная их власть дальше собственной семьи не распространялась; остальные «фактически ему послушны, хотя могут и не слушаться». И это проистекало во многом из-за раздельности имущества, наличия частной собственности отдельных семей на землю, скот и орудия производства.
В XV111 вв. роль старшин особенно рельефной и заметной выглядят в равнинной части Чечни. «Посоветовавшись с народом» чеченские старшины решали и сложные внешнеполитические вопросы и внутренние проблемы. К концу указанного века царские власти на Тереке предпочитают брать заложников - аманатов в залог «спокойствия» не от князей, а именно от старшин. В документах встречаются имена таких влиятельных лиц, как «первого старшины Аджи Бекея», «дер. Гребенчуковской Джавбатыр Зоришева», «дер. Атагинской Лечи Бертсланов», «дер. Карабулакской Цырка Дастков», «Амырханова броду от старшины Зорокая Бисолтанова» и т.д.x
В больших селениях, где жило по несколько фамилий, каждая выдвигала своего «старика» - медиатора, разбиравших спорные дела не только в кругу своих родственных линий, но и между фамилиями. Но исполнение их "приговоров" зависело от доброй воли соперников.
Конечно, существовал и фамильный эгоизм, преобладание «сильных» фамилий доминировавших в «демократических» собраниях, но в целом частные интересы сталкиваясь с общенародными интересами, уступали последним.xi
Важнейшим институтом общественной системы Чечни являлись народные сходы, на котором присутствовали все главы семейств («отцы»). Решения, принятые как в масштабе аула, так и в масштабе союза обществ признавались обязательными. Естественно, что на подобных собраниях первенствовали духовенство, старейшины, избираемые зачастую не из самых старших годами, а "из богатейших", влиятельный голос имели также "значительные" молодые людиxii.
В целом, институты т.н. «родовых» старейшин и народные собрания оставаясь первым органами «правительственной и судебной власти» Чечни имели потенциал превращения «в органы складывающейся государственности». Сход и советы «старейших» во всех горских обществах Кавказа совмещали функции правительства и суда. Система сходов и собраний была многоуровневой – от «совещания» фамилии до схода аула, от схода аула до собрания всего общества, региона и до народного собрания в масштабах всей страны. Различался только круг рассматриваемых и решаемых проблем.xiii
В качестве примера типичного народного собрания большого союза обществ можно привести описание конца XV111 в. данное П.Г.Бутковым по отношению к западнонахскому обществу «Ингуши». В собрание по призыву «бегола» (председательствующего) «является обыкновенно один человек из семейства, старик или молодой, кто случится дома…. Впереди садятся на запад, поджав ноги старики одной деревни… к ним таким же образом примыкают старики других деревень - и составляется круг; и позади стариков сидят молодые же…Такие собрания делают по общенародным делам или в случае военной тревоги, либо для деления земли под хлебопашенство и сенокосы», либо в частных громких случаях - воровство, убийство, примирения враждующих или определения размеров сборов и штрафов, отмечал П.Г.Бутков.xiv
Вместе с тем, в процессе развития общественных структур в Чечне проявлялись попытки укрепления патрицианских и аристократических начал, когда более сильные, состоятельные фамилии ставили в неравноправное, покровительствующее положение менее многочисленные фамилии. Подобные фамилии стремились и зачастую добивались, чтобы общественные должности переходили наследственно в пределах одной «фамилии».xv
Ярким примером аристократического начала служит в той же Чечне фамилия Алдамовичей в Чеберлое. В течение второй половины XV11 в. она практически господствует в Чеберлое. сооружает цитадели и замки, вступает в равноправные договорные отношения с соседними титулованными князьями Дагестана (в частности Турловыми).xvi Однако в результате неясных причин Алдамовичи полностью исчезают с политической арены до конца XVII в. Как бы то ни было, старшинская верхушка заняла в стране в XVIII в. «высшую ступеньку социальной лестницы».xvii
Следует отметить, что на территории Чечни рано стало выделяться и прослойка военных предводителей. В той же Горной Чечне именно в эпоху позднего средневековья складываются комплексы боевых и жилых башен характеризуемых как замки, цитадели и укрепленные поселки со всеми боевыми приспособлениями к осаде и обороне от нападения внешних врагов. Боевые башни снабжаются глухими подвалами с массивными железными цепями и ошейниками, в которые заковывали пленников.xviii
В различных регионах Горной Чечни сложился в XVI-XVII вв. цикл преданий о военных вожаках. Так, благодаря военному предводителю Меда из Кейн-Мохка, жившему не позже XVI в., игравшему видную роль как в Кее, так и во всем Галанчожском ущелье, произошло возвышение Кея и окружающих его обществ Горной Чечни.xix Не ранее XVII вв. и не позже XVIII в., в горах Галанчожа возвысились авторитетные вожди - тхьмада, которые возглавляли отряды делавшие набеги на кумыкских, кабардинских князей и на тогдашних союзников последних - западнонахские (ингушские) общества.
Предания сохранили имена вождей-тхьамад аккинцев Вокхала, Сьюйре и Лорса, кейца Солса, мержоевца Цицаха и орстхоевцев Макхала, Бюьрга и Ч1ожа. Особой известностью пользовался тот же предводитель отряда акинцев Лорс, совершавший набеги на Кабарду через земли Галгая. Видимо поэтому имя Лорса звучит и в галгайских преданиях, что еще раз говорит об исторической достоверности данного героя. Позже галгайцы и джераховцы стали поддерживать галанчожцев в борьбе с кабардинскими феодалами.xx
В тех же галанчожских обществах позднего средневековья происходила внутренняя борьба за лидерство патрицианских фамилий. Так, представители местных знатных родов из с.Энселишка добивались подчинения потомков знаменитого Меда, живших в «крепких башнях Зингилоя». Последний представитель данного рода Сулда-Вениг бежал от соперников в Кабарду, где при содействии кунаков своего отца подобрал надежный отряд, пробрался с ним в горы и перебил своих врагов.xxi

На последних этапах развития традиционного общественного уклада чеченцев (до образования государства - имамата Шамиля) выборы военных вождей приобретают на той же Чеченской равнине институциональные формы: "в обычных условиях старейшины, то есть те, кому перевалило за шестьдесят, решают на своих собраниях вопросы управления, судят тяжбы; при первом же сигнале к войне они на своем собрании выбирают молодого воина, который, благодаря доблести и хитрости, более всего достоин встать во главе воинственных соплеменников и тот, …получает из рук трех самых старейших членов собрания кольчугу и знаки обретенного сана".xxii

Высокой была роль местных старейшин (старшин) и в такой крупной конфедерации горных обществ как Шуьйта (Шатой/Шубут), где документы называют под 1628 г. такие имена как «Арасланко и Декитко», под 1642 г. «Дикеев сын Алха», в 1647 г. «Алги, Анак, да Ильдей с товарищи…». В 1658 г. в Москве при дворе царя Алексея Михайловича побывала шатоевская делегация в составе: «Алихан, Сусла, Алгян…». В отношении глав шатоевских поселений русские источники использовали различные социальные термины, как-то: «начальные люди», «выборные лучшие люди» (таковыми например, названы и представители «Мичкизской земли»), в 1762 г. в документах назван и «шубанский владелец Казий и сын его Маджи…».xxiii

Отдельно стоят в чеченской историографии имена представителей социально-общественной верхушки Ауха (Окоцкой земли) XVI-XVII вв. принадлежавших к титулованной горской знати. Если Ших-мурза Ишеримов и Батай Шихмурзин были владетельными князьями, то представители ауховской феодальной фамилии «Кохостровых /Костровых», имевших небольшое количество узденей (дворян) и подвластных крестьян относились к феодалам среднего ранга. Большая их часть в течение XVII в. «выезжала» на службу в Терский город, некоторые оставались жить в «старых Окохах», на положении первостепенных вассалов эндерейских князей.xxiv Естественно они имели свое место в системе управления аулами и общества в целом.

Как отмечает С.Ц.Умаров в известных источниках XVI-XVII вв. упоминается около 10 «окоцких» мурз, и один мурза из "мичкизян" - Сакуликов. Некоторые нахские уздени-аталыки владетельных служилых князей Сунчалеевичей в Терском городе (тот на Бикша Алев), сами имели узденские дворы.xxv

Следует указать, что в XVIII в. новым явлением для системы управления на территории Чечни стало усиление значимости и роли мусульманского духовенства.


Если в отдельных «деревнях» с одной мечетью были муллы, то в крупных аулах, где мечетей было «сколько обитает в оном фамилий» (живших в отдельных кварталах), один из мулл избирался в кадии (судья): «причем, не уверяются той ли он фамилии или другой, лишь бы был природный чеченец». Во главе духовенства больших обществ находился так называемый «духовный начальник» (муфтий - ?), скорее всего один из мусульманских богословов-алимов. Так, в 1783 г. таким "начальником" в Чеченском обществе был «аджи (хаджи-Я.А.) Нугай Мурза»xxvi.

Согласно данным конца XVIII - начала XIX в. «селения чеченцев управляются с согласия кадия старейшими по летам в каждом колене. В деле общем для всех племен чеченских соглашаются предварительно о месте, где быть совету. Больше собираются в селении Герменчик, а потому каждое селение посылают туда своего кадия и всякое колено своих стариков. Определению сего сейма все беспрекословно повинуются».xxvii
Таким образом, в течение трех столетий система общественного управления в Чечне проделывает путь от простых институтов народоправства языческого времени в горных обществах, до сложной иерархии фамилий, фамильных старшин, народных собраний, авторитетного исламского духовенства (внедрявшего шариат) и феодальной верхушки в форме титулованной аристократии в огромных обществах и владениях плоскостной зоны.

§ 2. Династия Турловых и феодальное устроение Чеченского княжества - государства

Подобно как образование норманских княжеств на славяно-финских землях Волхова и Ладоги на рубеже IX-X вв. привело к образованию государства Киевской Руси и способствовало складыванию русского народа, так и появление в середине XVII в. на левобережье р. Аргун (Северо-Восточный Кавказ) Чеченского княжества послужило укреплению единства нахов и сложению чеченского этнополитического ядра.

В этом плане уже русские авторы XIX в. опиравшиеся в основном на местные предания, писали что: «соединившись под властью князей (Турловых. - Я.А.) разноплеменное население Чечни составило довольно сильное общество, могущее, в случае нужды, противопоставить хорошее сопротивление враждебным соседям…

Выгодным переворотом в своей судьбе Чечня, несомненно и единственно, была обязана соединению своему под властию князей Турловых; и пока Чечня не стала сильна и могущественна, пока она нуждалась еще в одной сильной руке, … до тех пор власть князей уважалась».xxviii

Один из современных исследователей - дагестанский лингвист и историк Т.М.Айтберов впервые введший в научный оборот местные арабоязычные документы XVII-XVIII вв. о Турловых - пришел к выводу, что Турловы боковая ветвь аварских ханов-нуцалов, которая к концу XVI - нач. XVII в. утвердилась в качестве самостоятельных правителей округа Гумбет (включая Аргвани - некогда независимое владение) в северной части Нагорного Дагестана, а позднее к 40-м гг. XVII в. и в средней и нижней части течения Аргуна в Чечне. Тем самым образовалась некая аваро-чеченская феодальная федерация, которую Т.М.Айтберов определяет как "княжество-государство".xxix

Действительно, Чеченское феодальное владение, возникшее на Аргуне в середине XVII в. и просуществовавшее до конца XVIII в. сыграло значительную роль в истории народов Чечни и в их взаимоотношениях с Россией. Основателями княжества были выходцы из Аварии - князья Турловы, положившие начало ряду чеченских феодальных фамилий, что отмечено в историографии.xxx

К концу XVI в. правящий в Аварии нуцальский род разделился на три ветви: одна из них - потомство Каракиши - имела в своем уделе Гумбет (Баклулал) в Нагорном Дагестане. Отсюда представители правящей фамилии стали переселяться на территорию современной Чечни и к 40-м гг. XVII в. наследники Каракиши - Турловы появились на р. Аргун (правом притоке р.Сунжи), то ли по приглашению местного населения, как говорит о том фольклорная традиция, то ли по праву первой заимки.xxxi Здесь был основан аул Чечен («Чачан»), ставший центром Чеченского феодального владения. Приведем несколько извлечений из архивных документов XVII столетия: «И в прошлом же во 1651-м году генваря в 25 день по государеву указу про реку Сунжу на Москве допрашиван окольничей князь Венедикт Ондреевич Оболенский, а в допросе сказал: как де он князь Венедикт был на государеве службе на Терке (приблизительно между 1645-1649 гг. - Я.А.)xxxii и при нем де поселились было на Сунше реке уварские люди дале того места где поселились барагунские мурзы и он де князь Венедикт по челобитью терских и гребенских атаманов и казаков для утеснения, велел тех уварских людей городки разорить и их сбить и сена пожечь. И посли де того уварские люди на те места для селитьбы не бывали. А где де поселились барагунцы и то де место х казацким городкам ближе прежние уварских людей селитьбы».xxxiii

Следовательно, первоначально «уварские люди» поселились было в нижнем междуречье Терека и Сунжи (на левом берегу Сунжи), выше того места где закрепились брагунцы, но были изгнаны царскими властями по причине их столкновений с казаками. Тогда, по-видимому, Турловы и побосновались в низовьях правобережного притока Сунжи - р. Аргуна, откуда в 1658 г. направили в Москву устную челобитную через грузинского царя Теймураза: «Бил челом великому государю поданной его царского величества грузинской царь Теймураз Давидович: из горские де земли били челом великому государю на ево государево имя три брата - Загастунка да Алибечко да Алиханко, да племянник их Кучбарка, аманаты де их взяты на Терек, а ныне де они живут великого государя на земле Чачане. И о той земли били челом они великому государю, чтоб тое землю ево государевы люди у них не отъимали и не обижали и рыбу б им всякую ловить. И как и иные черкасы и казаки великому государю служат, так бы им государеву службу служить». В ответ на это обращение «великий государь пожаловал, велел им дать свою государеву грамоту, чтоб их никто не изобижал и рыбу им ловить».xxxiv

Известия ряда русских документов XVII в. «позволяют определить трех братьев-челобитчиков как аварских мурз Турловых и сообщают о «Чеченевской деревне», находившейся во второй половине XVII в севернее Шибутской земли, т.е. об ауле Чечен на левом берегу р. Аргун в нижнем ее течении».xxxv
Согласно семейному преданию Турловых, сообщенному в 1756 г., честь «открытия» поляны «Чачан-тала» (по существу центр Чеченской равнины) и первоначального ее освоения принадлежала среднему брату Алибеку: «И тогда упомянутый Алибек с подвластными ему людьми прибыл на поляну Чачан-тала и тут обосновался, сделав ее местом жительства».xxxvi
Фольклорная же традиция называет основателем селения Чечен и Чеченского владения исключительно Алихана Турлова («Турло Алха»).xxxvii Возможно, это объясняется ранней смертью Алибека, последовавшей до сентября 1665 г., когда в очередном официальном документе он перестает упоминаться, а называются только Загаштока «с братьями своими, с Алханом да с Уцмием и с Магоматом». Последние - Уцмий и Магомет (а также Айдемир и Шавкал) являлись на деле сыновьями Алибека, а не братьями Загаштоки и Алихана.xxxviii

Грузинский царевич Николай Давыдович (Ираклий) определил в 1665 г. владение Турловых на Аргуне, как «Уварское владение», подразумевая аварское происхождение Турловых, являвшихся родственниками аварского хана в Хунзахе. Грузинский епископ Епифаний, в том же 1665 г., проследовавший было по Аргуну, писал, что «блиско де того города (городище Чечен. - Я.А.) ныне поселился деревнею кумыцкой мурза Алкан, а на Тереке у него дан во аманаты племянник ево». Тем самым роль младшего из Турловых - Алихана, судя по сообщению Епифания, была не меньшей, чем Загаштуки.xxxix


К 1675 г. Алихан (судя по всему, последний из трех братьев оставшийся в живых) старший и единовластный владелец. Он пишется в документах уже как «чеченский Алхан мурза». Где-то во второй половине XVII в. один из его сыновей - Турлов («Турулав б.Али-хан»), был приглашен на правление в свое родовое дагестанское общество Гумбет (Баклулал) - «прибыл в край баклулальцев, по их просьбе, быть для них султаном». Вскоре, однако, он был убит в войне с соседями андийским правителем Али-бегом.xl

В 1707/8 г. мы находим правителем «в Чеченцах» бея Амирамзу. Этот титул, который привел один из башкирских султанов (Мурат Кучюков) попавший в Чечню свидетельствует, на наш взгляд, о главенствующем положении Амирамзы. Судя по количеству чеченского ополчения, указанного под 1708 г. - около 700 чел.xli по крайней мере в аулах Амирамзы насчитывалось не менее 700 дворов, ибо, как правило, в подобных военных сборах выставлялся один воин от двора.
Именно к 1707-1708 гг. относится первое известие о широком народном движении на Северном Кавказе, центром которого стал Чечен-аул и соответственно Чеченское владение. Чеченцы, признав духовным «владыкою» чингизида, башкирского хана Мурата Кучюкова появившегося на Тереке в ходе своего возвращения из посольства в Стамбул, организуют совместно с ногайцами и кумыками поход за Терек на враждебных калмыков,xlii а затем в феврале 1708 г. штурмом берут Терскую крепость.

В конечном счете горцы потерпели поражение под крепостью, а Петр Первый обязал калмыцкого хана Аюку совершить поход «к Тереку на чеченцев и на Терских ногайцев… и велел их разорить».xliii
К 1720 г. следует новое известие о «чеченцах»: оказалось, что они имеют «семь местечков и другие села и деревни, а владеет ими князь именуемой Тирлагов сын, который живет и княжует в местечке называемом Буюк Кент, …»xliv. Буюк-Кент или Бухан-юрт, более известный как аул Алда, назван таким образом резиденцией правящего князя, чье имя скрыто под родовой фамилией «Тирлагов (Турлов. - Я.А.) сын».

Позже, И.Гербер, русский автор XVIII в., обрисовав в своей работе о западном побережье Каспия некий «Чеченский уезд», главным князем назвал правителя «именем Казбулат». Данные И.Гербера относятся к 1728 г. Через 4-5 лет, в 1732 г., русский офицер Д.Ф.Еропкин центром Чеченского владения назвал, как-то было и в XVII в., «деревню» Чечен: «Деревня Чечен, а в ней владельцы: 1. Камбулат. 2. Амир-Гарзе. 3. Айдемир, да их владения деревни: 1. Хажиали-аул. 2. Астанкул. 3. Жатага. 4. Шихкирей. 5. Сурь. 6. Хамбат-аул. 7. Башен-баха-аул. 8. Алда».xlv
Со смертью старшего князя Казблата в 1732 г., убитого, по словам И.А.Гильденштедта, восставшими подвластными: «Хасбулат убит самими чеченцами»,xlvi старшинство перешло к князю Айдемиру Бардыханову. Другие обстоятельства связанные с феодальной фамилией, также характеризуют рост национального единства чеченского народа и требуют своего дальнейшего изучения. Так, из русских документов 1732 г. становится известным, что в июне-июле указанного года «под Чечен-аулом» произошло скопление от 8 до 14 тыс. горцев, в котором помимо плоскостных чеченцев, были «тавлинцы» (жители горных районов Чечни и Дагестана), ауховцы и кумыки. При этом, в роли руководителя выступал некий религозный авторитет «Аджи (хаджи. - Я.А.)» призывавший к походу на «неверных» горцев, с цеью утверждения ислама. Старшим князем в Чечен-ауле являлся тогда Казбулат (Хасбулат) полагавший, что данное «собрание» не имеет антироссийской направленности. Однако царские генералы направляют в Чечню воинский отряд, который Казбулат сопровождал и при его разгроме под Чечен-аулом был убит.xlvii

Следует отметить, что следующий старший чеченский князь Айдемир в 1733 г. собрал значительное горское ополчение в помощь 25 тыс. армии крымского царевича Фети-Гирея, двигавшейся в Иран через Северный Кавказ и Прикаспий. На переправах на р. Белой (Гумс), он разгромил с крымцами войска генерала Гессен-Гомбурского. Но в то же время два взрослых сына - Казбулата - Алибек и Алисултан, были в русском лагере.xlviii

В 1735 г. тот же Айдемир собирает силы уже против крымского хана Каплан-Гирея двигавшегося тем же маршрутом в Иран и имевшим неосторожность потребовать от Чечни не союза, а подданичества и «позорной дани» людьми. Предание утверждает, что на битву с ханом «Всех чеченцев, сколько было, / В Хан-Калу тогда собрали». Скорее всего, руководил сражением Айдемир, который перед этим постоянно нападал на хана отбивая лошадей и беря пленных. Благодарные власти впоследствии назначат ему и его узденям 300 рублей жалованья в год.xlix

В первой половине ХVIII в. в Чеченском владении, которое можно определить и как княжество-государство, сложились три феодальные фамилии - Турловы,Казбулатовы и Айдемировы. О том как делилось между ними управление княжеством владением ответ дают документы середины ХУШ в. Так, приехавший в Кизляр в 1746 г. чеченский владелец Чопан Турлов объявил о смерти старшего князя Айдемира Бардыханова и рассказал положении дел следующее: «после ево в Чеченском нашем владении наследниками остались мы, а именно: первое сродство я, Чопан Турлов, второе Албек и Алисултан Казбулатовы, третие после умершего владельца Айдемира осталось три сына (Арсламбек, Расламбек, Бардыхан. - Я.А.)… И у нас у трех фамилий владение Чеченское разделено на трое, а именно: Чеченскою деревнею (в данном случае имеется в виду "владение". - Я.А.) по обеим сторонам р. Сунжи владел бывший владелец Айдемир с племянниками Албеком и Алисултаном Казбулатовыми, а у меня имеется особливая удельная деревня, называемая Алда, в которой имеется 500 дворов. У нас же у трех фамилий имеетца под владением тавлинские деревни Гумпети (в Дагестане. - Я.А.), в которых с 1030 дворов…».l
Данные от ноября 1747 г., говорят, что владение было поделено окончательно на три части, за счет разделения Казбулатовых и Айдемировых: «оное Чеченское владение разделяется на три равные части… одною частию владеет Турлов, второю владеет Албек и брат ево родной Али Султан Хаспулатовы, а третю частию владеет Арасламбек, Айдемиров сын, з братьями. У них же имеется в горах одна тавлинская деревня Гунпети с протчими к ней принадлежащими малыми деревнями». Старшим владельцем был избран Алибек Казбулатов.li


Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Раздел: История России
Дата публикации: 03.01.2014 00:53:28

1 | 2
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Семья императора Николая II

В этом году исполнилось 400 лет дома Романовых и 85 лет со дня кончины царской семьи. Семья это - то, что связывает нас с нашими предками и потомками. Семейные традиции, семейные предания, делают из отдельных людей великий народ. История любого государства складывается из множества семейных историй. На мой взгляд, царственная чета Николая Александровича и Александры Феодоровны Романовых является примером нравственного, благочестивого воспитания детей. А это имеет особую актуальность в настоящее время. .

Читать

Древо родовой памяти.

Не раз у меня возникал вопрос: «А кто были мои предки?». Актуальность вопроса определяется тем, что история жизни семьи – это, как учебник жизни с семейными ценностями, традициями, увлечениями. Я собрал всю имеющуюся информацию от родителей и бабушки, которая на данный момент оказалась единственной связующей нитью. Но этого оказалось мало. Мне пришлось покопаться в районном архиве г. Воткинска, чтобы узнать подробности из жизни моих предков..

Читать

Никто не забыт – ничто не забыто

История семьи, Фадеенко Ангелина.

Читать

Моя семья в Великой Отечественной войне.

Сочинение моей ученицы Одинцовой А..о своей бабушке, о прадеде,его боевом пути..

Читать

Репрессии 1930-х годов среди населения Забайкалья

Во многом трагична судьба населения нашей страны начала первой половины XX в. Первая мировая война, революции, Гражданская война, коллективизация, репрессии, Великая Отечественная война. Одной из драматичных страниц истории нашего государства являются репрессии 1930-х гг. Жертвами репрессий стали миллионы советских людей, а в подсознании миллионов зародился страх перед режимом. Тоталитарный режим, установленный в советском обществе, полностью устанавливал контроль над людьми..

Читать

История создания и деятельность МБОУ «ВСОШ № 1» в 1950-1960-е годы

Я учусь в Вечерней общеобразовательная школе № 1 г. Кумертау. Немногие жители нашего города знают о ее существовании, а тем более знают ее историю. Хотя очень многие жители Кумертау и его окрестностей или их родственники прошли через ее стены. Поэтому, актуальность моей работы высока – знание родной истории является необходимым условием сознательного гражданина. .

Читать

«Мне есть, чем гордиться, с кого брать пример….»

Великая Отечественная война в душе нашего народа осталась «неугасаемой болью»: ни одну семью события той страшной войны не обошли стороной. Перелистывая «страницы» памяти, пытаешься проникнуть в самые «потаённые уголки». Очевидцев событий остаётся всё меньше и меньше, а истинные герои не любят рассказывать о своих подвигах, искалеченной нелёгкой судьбе..

Читать

Мой прадедушка - защитник Сталинграда.

У папы на полке лежат старые боевые награды. Я знаю, что они принадлежали папиному дедушке – моему прадедушке, он воевал во время Великой Отечественной войны, но как и за что он был ими награжден, не знал. Расспросив папу, я узнал интересные истории из жизни нашей семьи..

Читать

Учительские школы казанских татар

Казанская татарская учительская школа, открытая в 1876 г. на основании Положения о татарских учительских школах, являлась совершенно новым образовательным учреждением для татар с преподаванием на русском языке, осуществлявшим подготовку учителей для начальных татарских училищ Волжско-Уральского региона. Инициатором открытия этого учебного заведения в Казани был инспектор татарских школ В.В.Радлов, стремившийся сделать школу «главным центром для всех татарских народных школ». .

Читать

Он служил Родине с детства: юнга Северного флота Леонид Васильевич Корякин - Черняк

В апреле 2013 года наш школьный музей Лицея № 369 Красносельского района «Юнги Северного флота» вновь открыл двери после долгой реконструкции. Посетив его, я увидела, сколько труда было вложено основателем музея в создание серии экспозиций и огромного числа экспонатов, часть из которых работает до сих пор; я почувствовала трепетность и любовное отношение к делу, которому капитан 1 ранга Корякин – Черняк посвятил 10 последних лет жизни. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter