↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Найдены человеческие следы возрастом 120 тысяч лет
........................
Украденных 40 лет назад индийских идолов вернули на родину
........................
Историки рассказали о злодеяниях степных кочевников
........................
Древние люди использовали горячие источники для готовки
........................
В Крыму нашли изображение мифической птицы Сирин
........................

1 | 2 | 3

Глава V. Система управления в Чечне в ХVI-XVIII вв. Династия Турловых. // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

(Книга)
Раздел: История России
Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Скачать книгу полностью в формате pdf

Оглавление

Известия ряда русских документов XVII в. «позволяют определить трех братьев-челобитчиков как аварских мурз Турловых и сообщают о «Чеченевской деревне», находившейся во второй половине XVII в севернее Шибутской земли, т.е. об ауле Чечен на левом берегу р. Аргун в нижнем ее течении».xxxv
Согласно семейному преданию Турловых, сообщенному в 1756 г., честь «открытия» поляны «Чачан-тала» (по существу центр Чеченской равнины) и первоначального ее освоения принадлежала среднему брату Алибеку: «И тогда упомянутый Алибек с подвластными ему людьми прибыл на поляну Чачан-тала и тут обосновался, сделав ее местом жительства».xxxvi
Фольклорная же традиция называет основателем селения Чечен и Чеченского владения исключительно Алихана Турлова («Турло Алха»).xxxvii Возможно, это объясняется ранней смертью Алибека, последовавшей до сентября 1665 г., когда в очередном официальном документе он перестает упоминаться, а называются только Загаштока «с братьями своими, с Алханом да с Уцмием и с Магоматом». Последние - Уцмий и Магомет (а также Айдемир и Шавкал) являлись на деле сыновьями Алибека, а не братьями Загаштоки и Алихана.xxxviii

Грузинский царевич Николай Давыдович (Ираклий) определил в 1665 г. владение Турловых на Аргуне, как «Уварское владение», подразумевая аварское происхождение Турловых, являвшихся родственниками аварского хана в Хунзахе. Грузинский епископ Епифаний, в том же 1665 г., проследовавший было по Аргуну, писал, что «блиско де того города (городище Чечен. - Я.А.) ныне поселился деревнею кумыцкой мурза Алкан, а на Тереке у него дан во аманаты племянник ево». Тем самым роль младшего из Турловых - Алихана, судя по сообщению Епифания, была не меньшей, чем Загаштуки.xxxix


К 1675 г. Алихан (судя по всему, последний из трех братьев оставшийся в живых) старший и единовластный владелец. Он пишется в документах уже как «чеченский Алхан мурза». Где-то во второй половине XVII в. один из его сыновей - Турлов («Турулав б.Али-хан»), был приглашен на правление в свое родовое дагестанское общество Гумбет (Баклулал) - «прибыл в край баклулальцев, по их просьбе, быть для них султаном». Вскоре, однако, он был убит в войне с соседями андийским правителем Али-бегом.xl

В 1707/8 г. мы находим правителем «в Чеченцах» бея Амирамзу. Этот титул, который привел один из башкирских султанов (Мурат Кучюков) попавший в Чечню свидетельствует, на наш взгляд, о главенствующем положении Амирамзы. Судя по количеству чеченского ополчения, указанного под 1708 г. - около 700 чел.xli по крайней мере в аулах Амирамзы насчитывалось не менее 700 дворов, ибо, как правило, в подобных военных сборах выставлялся один воин от двора.
Именно к 1707-1708 гг. относится первое известие о широком народном движении на Северном Кавказе, центром которого стал Чечен-аул и соответственно Чеченское владение. Чеченцы, признав духовным «владыкою» чингизида, башкирского хана Мурата Кучюкова появившегося на Тереке в ходе своего возвращения из посольства в Стамбул, организуют совместно с ногайцами и кумыками поход за Терек на враждебных калмыков,xlii а затем в феврале 1708 г. штурмом берут Терскую крепость.

В конечном счете горцы потерпели поражение под крепостью, а Петр Первый обязал калмыцкого хана Аюку совершить поход «к Тереку на чеченцев и на Терских ногайцев… и велел их разорить».xliii
К 1720 г. следует новое известие о «чеченцах»: оказалось, что они имеют «семь местечков и другие села и деревни, а владеет ими князь именуемой Тирлагов сын, который живет и княжует в местечке называемом Буюк Кент, …»xliv. Буюк-Кент или Бухан-юрт, более известный как аул Алда, назван таким образом резиденцией правящего князя, чье имя скрыто под родовой фамилией «Тирлагов (Турлов. - Я.А.) сын».

Позже, И.Гербер, русский автор XVIII в., обрисовав в своей работе о западном побережье Каспия некий «Чеченский уезд», главным князем назвал правителя «именем Казбулат». Данные И.Гербера относятся к 1728 г. Через 4-5 лет, в 1732 г., русский офицер Д.Ф.Еропкин центром Чеченского владения назвал, как-то было и в XVII в., «деревню» Чечен: «Деревня Чечен, а в ней владельцы: 1. Камбулат. 2. Амир-Гарзе. 3. Айдемир, да их владения деревни: 1. Хажиали-аул. 2. Астанкул. 3. Жатага. 4. Шихкирей. 5. Сурь. 6. Хамбат-аул. 7. Башен-баха-аул. 8. Алда».xlv
Со смертью старшего князя Казблата в 1732 г., убитого, по словам И.А.Гильденштедта, восставшими подвластными: «Хасбулат убит самими чеченцами»,xlvi старшинство перешло к князю Айдемиру Бардыханову. Другие обстоятельства связанные с феодальной фамилией, также характеризуют рост национального единства чеченского народа и требуют своего дальнейшего изучения. Так, из русских документов 1732 г. становится известным, что в июне-июле указанного года «под Чечен-аулом» произошло скопление от 8 до 14 тыс. горцев, в котором помимо плоскостных чеченцев, были «тавлинцы» (жители горных районов Чечни и Дагестана), ауховцы и кумыки. При этом, в роли руководителя выступал некий религозный авторитет «Аджи (хаджи. - Я.А.)» призывавший к походу на «неверных» горцев, с цеью утверждения ислама. Старшим князем в Чечен-ауле являлся тогда Казбулат (Хасбулат) полагавший, что данное «собрание» не имеет антироссийской направленности. Однако царские генералы направляют в Чечню воинский отряд, который Казбулат сопровождал и при его разгроме под Чечен-аулом был убит.xlvii

Следует отметить, что следующий старший чеченский князь Айдемир в 1733 г. собрал значительное горское ополчение в помощь 25 тыс. армии крымского царевича Фети-Гирея, двигавшейся в Иран через Северный Кавказ и Прикаспий. На переправах на р. Белой (Гумс), он разгромил с крымцами войска генерала Гессен-Гомбурского. Но в то же время два взрослых сына - Казбулата - Алибек и Алисултан, были в русском лагере.xlviii

В 1735 г. тот же Айдемир собирает силы уже против крымского хана Каплан-Гирея двигавшегося тем же маршрутом в Иран и имевшим неосторожность потребовать от Чечни не союза, а подданичества и «позорной дани» людьми. Предание утверждает, что на битву с ханом «Всех чеченцев, сколько было, / В Хан-Калу тогда собрали». Скорее всего, руководил сражением Айдемир, который перед этим постоянно нападал на хана отбивая лошадей и беря пленных. Благодарные власти впоследствии назначат ему и его узденям 300 рублей жалованья в год.xlix

В первой половине ХVIII в. в Чеченском владении, которое можно определить и как княжество-государство, сложились три феодальные фамилии - Турловы,Казбулатовы и Айдемировы. О том как делилось между ними управление княжеством владением ответ дают документы середины ХУШ в. Так, приехавший в Кизляр в 1746 г. чеченский владелец Чопан Турлов объявил о смерти старшего князя Айдемира Бардыханова и рассказал положении дел следующее: «после ево в Чеченском нашем владении наследниками остались мы, а именно: первое сродство я, Чопан Турлов, второе Албек и Алисултан Казбулатовы, третие после умершего владельца Айдемира осталось три сына (Арсламбек, Расламбек, Бардыхан. - Я.А.)… И у нас у трех фамилий владение Чеченское разделено на трое, а именно: Чеченскою деревнею (в данном случае имеется в виду "владение". - Я.А.) по обеим сторонам р. Сунжи владел бывший владелец Айдемир с племянниками Албеком и Алисултаном Казбулатовыми, а у меня имеется особливая удельная деревня, называемая Алда, в которой имеется 500 дворов. У нас же у трех фамилий имеетца под владением тавлинские деревни Гумпети (в Дагестане. - Я.А.), в которых с 1030 дворов…».l
Данные от ноября 1747 г., говорят, что владение было поделено окончательно на три части, за счет разделения Казбулатовых и Айдемировых: «оное Чеченское владение разделяется на три равные части… одною частию владеет Турлов, второю владеет Албек и брат ево родной Али Султан Хаспулатовы, а третю частию владеет Арасламбек, Айдемиров сын, з братьями. У них же имеется в горах одна тавлинская деревня Гунпети с протчими к ней принадлежащими малыми деревнями». Старшим владельцем был избран Алибек Казбулатов.li

Несколько загадочно, на наш взгляд, выглядит положение алдинского Турлова. Он, согласно документам, имел третью часть в «Чечнях и Гунпете», однако проживал «не в Чечнях, [а] особливым домом поблизости Чечня в называемой собственной ево деревне Алде». Здесь находилось целое семейство Турловых - некий Ахловов, его сын или брат Чопан и некий «Танчик Актолин», единственный раз упомянутый в 1759 г. Сын одного из Турловых по свидетельству 1753 г. имел под управлением аулы «Кулай» и «Шахгирей». Под 1775 г. упоминается и некий Магомет Турлов, родственник Чопана.lii

Своеобразие положения Турловых заключалось и в их особых отношениях с фамилией Казбулатовых: "Алдинской народ напред сего (т.е. ранее 1737 г. коим датируется документ. - Я.А.) состоял подвластной предписанных владельцов Али Солтана и Алибека у отца их Казбулата, а по смерти его по старшинству достались того владельца Казбулата племяннику, а оных владельцев двоюродному брату Турлову, а после оно уже досталось владельца Албек и Али Султану". Однако алдинцы попросили Казбулатовых не объединять их под общим управлением наравне с чечен-аульцами «ибо де у нас брата вашего Турлова сын живет Чопан, который де ваш родственник, а по нем и мы де ваши и потому желаем быть с вами в покойстве». Вероятно поэтому в 1762 г. Алисултан Казбулатов заявлял кизлярскому коменданту, что «всеи Чеченское владение две части принадлежат мне и алдинцы, послушны для того, что владелец их мне родственник… чеченских народов половинное число принадлежат [мне]»liii.

Однако соперничество Казбулатовых с фамилией Айдемировых за преобладание в Чеченском княжестве, остро протекавшее в 40-50-х гг. ХУШ в., закончилось не в пользу Казбулатовых. В 1757 г. Казбулатовы информировали об этом русские власти в Кизляре: «хотя мы все чеченцами счисляемся токмо между нами есть разность, а древней у нас порядок в том состоит, ежели когда соединимся и от которого владельца аманат содержатся будет тому все чеченцы послушны бывают и как владелец Росланбек Айдемиров аманат от себя отдал то и мы перешли на новое жилище на реку Сунжу» к Росланбеку. Таким образом, Расланбек Айдемиров стал старшим князем Чеченского владения и в этой роли просуществовал до самой смерти (1784 г.). В 1782 г. пограничные царские власти в лице генерала П.С.Потемкина последний раз подкрепили главенство Расланбека, определив его как владельца «над Чеченцами».liv

Следует отметить, что в принципе, во владениях Турловых существовала «удельно-лестничная система» наследования верховной власти, когда правителю наследует не сын, а брат правителя или племянник (старший по возрасту из фамилии).lv В Чеченском владении, начиная с Расланбека правил тот князь, который выдавал аманата русским властям и отвечал по обязательствам всего княжества.

В результате неясных для нас событий Казбулатовы потеряли не только главенство, но и какую-то часть владений: «оная наша старая земля (может быть имеется доля непосредственно в Чечен-ауле или в другой части владений? - Я.А.) досталась по жеребью владельцу Расланбеку», писали они в 1758 г. К тому времени численность чеченского народного ополчения к середине ХУШ в. достигала до 2000 человекlvi.

Таким образом количество дворов в аулах Чеченского владения было по всей видимости не менее двух тысяч. Но благодаря росту этнополитической солидарности основной части населения края в нужных случаях к Чечен-аулу стекались отряды из Герменчика, Шали, Гехи, Нахч-Мохка, Качкалыка, Чеберлоя, Шатоя и Ауха. Кроме того, могли быть призваны на помощь воины из Дагестана: андийцы, кумыки (из Аксая и Эндерея), гунбетцы, эрпелинцы, андалалцы и другие, составлявшие внешний круг ближайших союзников.lvii
Ставка Казбулатовых была в начале в селении «Яртюп», затем в мае 1758 г. они перешли в «Таплы». Алисултан скорее всего остался здесь, а Алибек Казбулатов «с домом своим и фамилиею перешел, по просьбе алдинцев, которые под власть ево Албека в верность пришли, в деревню Алду…»lviii, где как говорилось выше, сидели его родственники Турловы.
К концу 60-х гг. ХУШ в. взаимоотношения чеченских князей несколько обострились. Клан Казбулатовых, состоявший к тому времени из Алисултана, его сыновей и племянников (детей покойного Алибека), которым подчинялось до пяти чеченских селений, вступил в соперничество с Айдемировыми. Спор шел из-за царского жалованья (Алисултан требовал себе такой же суммы, что выплачивалась старшему князю Расланбеку Айдемирову) и дележа подвластных земель. Только к 1770 г. споры, наконец были урегулированы.lix

Документальные данные о взаимоотношениях сочленов фамилии Турловых во второй половине ХУШ в. отрывочны. Тем не менее, мы можем предположить дальнейшее дробление Чеченского владения и усиление усобиц. Приведем два-три документа 80-х гг. ХVIII в.: так, в своем письме от марта 1782 г. к российским властям, чеченский старший владелец Расланбек Айдемиров напоминал, что в бытность на Тереке генерала де Медема (70-е гг. ХУШ в.) он поделил земли на Сунже между ним и детьми Алибека (Казбулат и Алихан) и Алисултана (Татархан, Алакуат и Шашака) следующим образом - «первое мне - от Трех бугровlx до моей деревни (скорее всего аул Новый Чечен на Сунже. - Я.А.), а Казбулату и Татархану от нашей деревни до займищи Чиртины…». Однако далее начались княжеские ссоры: «И по сие времени Татархан с Казбулатом пребывали в согласиях, а как Татархан умре, то Алакуата и Шашакана упоминаемой Казбулат из деревни выгоняет...».lxi

Где-то в 1782 г., Алихан Алибеков, владея совместно с братом Казбулатом аулом Топли, пытался распространить свою власть над новым аулом Амирханов Брод на Сунже, утверждая: «тут де есть мое место»; однако жители аула приглашали на княжение то сына Расланбека - Мусу Расланбекова, то братьев Аллакуата и Шашакана. Племянник Расланбека Айдемирова - Алибек Батырханов, оказался в то же время владельцем другого нового аула - «Сунженской деревни».lxii

Интересно отметить, что Алибек Батырханов и «Казбулат Топлинской» в 1783 г. просили царские власти разрешения переселиться с Сунжи непосредственно на правый берег Терека, под защиту царских укреплений, где они намеревались основать новые селения. Того же добивался и чахкеринский владелец Алихан Нурмаматов, состоящиий в родстве с чеченскими владельцами Али Солтаном и Расланбеком Айдемировым, и управлявший селением до 200 дворов. Алихан имел сына «Аллакувата Алханова».lxiii

Стремление чеченских князей удалиться с Чеченской плоскости к русской пограничной линии объяснялось во многом активным накалом антифеодальной борьбы. Турловы стремительно теряли свое влияние, так к концу ХУШ в. царские власти на Северном Кавказе даже перестали брать из их семей аманатов. Заложники «прибирались» из чеченской аульной знати. Они то и обеспечивали «спокойствие» крупнейших чеченских селений во взаимоотношениях с Россией. Быстро возрастающее население Чеченской плоскости, к концу ХУШ в. насчитывало не менее 6-8 тыс. дворов.lxiv

Социальный и политический кризис в Чечне конца ХУШ в. вылился в мощное народно-освободительное движение под руководство имама Мансура. Это движение протекало в 1785-1791 гг. и по существу заслонило в глазах русских военных властей на Кавказе судьбу чеченской титулованной аристократии. Она практически исчезает из поля зрения. Один из самых влиятельных чеченских князей последнего времени - Расланбек Айдемиров, который пользовался влиянием в Чечен-ауле, в Больших Атагах, Сунженской деревне, Амирханов Брод умер не позже 7 июня 1784 г.lxv

Из поля зрения совершенно исчезают многочисленные потомки Алисултана и Алибека Казбулатовых; «чеченский князь Муса Расланбеков» последний раз встречается на переправе через Терек в январе 1790 г., когда он с одним узденем направлялся в Кизляр. Единственно только одна ветвь гумбетовских выходцев, живших во второй половине ХУШ в. на положении бедных родственников в селении Алда - Турловы, сохранили фамилию, переселившись на Терек: «в 1800 г. было сих владельцев Магамет и Муса и двоюродный брат их Алибек». Они основали новые селения на праве личной собственности, превратившись из скромных "владельцев" в довольно состоятельных землевладельцев.lxvi

Небезынтересно отметить, что члены династии Турловых в период ХVI-ХVIII вв. именовались в арабоязычных документах Дагестана титулами «эмир» и «султан», в документах написанных на тюркском языке титулом «бек» и «бей/бий» (весьма редко и «Туръхан»), на аварском языке все члены ханского дома именовались «нуцалчи», а в чеченском языке существовал древний социальный термин - «эла» (князь, правитель).lxvii В русских документах члены фамилии Турловых называются «владельцы» и «князья», но обращение к ним от комендантов Кизляра было либо безличным, либо достаточно скромным - «Ваше почтенство».

На этом по существу и прекращается история Чеченского феодального владения и чеченской правящей фамилии. Однако не в малой степени благодаря этой фамилии в период второй половины ХVII-ХVIII вв. на протяжении всей Чеченской плоскости сложилось сильное национальное ядро: «пространство… обитаемое одним племенем … не имеющим никакого между собой политического разделения… везде то же самое равенство и безначалие, совершенно одни нравы, обычаи и наклонности…».lxviii

 

Список старших князей-правителей Гумбета и Чеченского княжества-государства на сегодня выглядит следующим образом:lxix

ist-geo1

i Криштопа А.Е. Горный Дагестан накануне присоединения к России: социоестественная характеристика //Северный Кавказ в составе Российской империи. М., 2007. С. 344.

ii Далгат Б.К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892-1894 гг. М., 2008. С.201-202.

iii Иванов В.И. Верховья р.Гехи // Записки КОРГО. Т.15. Тифлис, 1902. С. 294-295.

iv Дмитриев В.А. Концептуальное пространство традиционной культуры и пространственное поведение народов Северного Кавказа // Интернет С. 4 (из 37).

v Карпов Ю.Ю. Взгляд на горцев. Взгляд с гор. СПб., 2007. С. 80.

vi Броневский С.М. Новейшие Известия о Кавказе собранныя и дополненныя Семеном Броневским: в 2-х томах. Подг. Н.К.Павлова. СПб., 2004. С. 179.

vii См., Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII - начале XIX в. М., 1988.

viii В частной собственности находились окультуренные участки покосов (за пределами общинных покосов), искусственно созданные террасные участки и "ирзу" – площади освобожденные от леса.

ix Этнография и история Кавказа. М., 1961. С. 23.

x См.: АВПРИ МИД РФ. Ф. Кизлярские и Моздокские дела, 1784-1785 гг. Оп. 118. Д. 1. Л. 3 об. - 4 об. ; Там же: Ф. Кизлярские дела, 1771 г. Кн. 2. Л. 146-147 об.; ЦГАРД. Ф. 379. Оп. 1. Д. 1171. Л. 43-43 об.

xi См., Далгат Б.К. Указ соч. С. 128, 141, 152.

xii См.: Тотоев Ф.В. Общественно-экономический строй Чечни (т. пол. XV111-40-е гг. Х1Х в.) Рук. дисс. канд. ист. наук. М., 1966. С. 255; Ахмадов Я.З. Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией в XV111 веке. Грозный, 1991. С. 27-28.

xiii См.: Гантемирова Ф.А. Общественно-политический строй и обычное право чеченцев и ингушей (XV111 в. - первая пол. Х1Х в.). Рук. дисс. канд юрид. наук. М. 1972. С. 59; Северный Кавказ в составе Российской империи. Под ред. Р.Ю.Абдулатипова. М., 2007. С. 67-68.

xiv Бутков П.Г. Из "Известия о бывшем в Кавказских горах лжепророке Мансуре"//Россия и Кавказ - сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб., 2001.С. 12-13.

xv Аталиков В.Т. Вайнахи по известиям европейских авторов//История, этнография и культура народов Северного Кавказа//Орджоникидзе, 1981. С. 123; Ахмадов Я.З. Указ. соч. С. 28; и др.

xvi Айтберов Т.М. Аваро-чеченские правители из династии Турловых и их правовые памятники XVII в. (гумбетовцы в средневековой и новой истории Северо-Восточного Кавказа). Махачкала, 2006. С. 69-70. (Здесь названы имена Алдамовичей: "Казы", "Ума", "Белибек", "Казаны").

xvii Умаров С.Ц. О позиции старшин в антиколониальной борьбе Чечни первой трети XIX века//Вопросы истории Чечено-Ингушетии. Т. Х. Грозный. 1976. С. 300.

xviii Умаров С.Ц. Новые археологические памятники эпохи позднего средневековья горной Чечено-Ингушетии //АЭС. Т. II. Грозный, 1968. С. 231-232; Его же: О поселениях и некоторых особенностях социально-экономического развития горной Чечено-Ингушетии эпохи среднего средневековья. АЭС. Т. III. Грозный. 1969. С. 161-162.

xix Интернет: http://www.esharsh. com/sorum (свидетельства потомков Меда).

xxИнтернет: http. vainah. ond/sorum/arcluve/index. php/t-330. html; Тамже: vainah. org/sonum/printt-hread…

xxi Иванов М.А. Указ. соч. С. 290-292.

xxii Хуан Ван-Гален. Два года в России//Кавказская война: истоки и начало. 1770-1820 годы. СПб., 2007. С.354.

xxiii См.: ЦГАРД. Ф. 379. Оп. 1. Д. 524. Л. 138 об.; Русско-чеченские отношения. Вторая половина XVI-XVII вв. Сб. док. Сост. Е.Н.Кушева. (Далее: Русско-чеченские отношения…). М., 1997. С. 112-113, 184; Кушева Е.Н., Усманов М.А. К вопросу о общественном строе вайнаков (Письмо 1657 г. из Шибутского джамаата царю Алексею Михайловичу) // Советская этнография". № 6. М., 1978. С. 108; Ахмадов Я.З. Указ. соч. С.27.

xxiv См.: Русско-чеченские отношения… С. 96-108, 139-143, 150-163 и др.; Магомадова Т.С. Окоцкие мурзы Кохостровы в Терском городе //Вестник Академии наук Чеченской Республики. Грозный, 2008. С.122-130.

Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Дата публикации: 03.01.2014

1 | 2 | 3



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Преподобный Иосиф Волоцкий

Человек – странное существо. Торопится жить, не ценит каждый миг своей жизни. Радуется мелочам, теряя большее. Кого-то помнит долго, а кого-то забывает на следующую минуту после встречи. Почему так происходит?.

Читать

Сохранение культурного наследия нашего края

Память о прошлом, о славных предках, о великих культурных традициях родной земли – одно из действенных средств воспитания будущего гражданина..

Читать

«Мой город сегодня и вчера»

Мы с родителями часто гуляем в центре нашего города. Больше всего мне нравится бывать в районе Детского парка, летом очень красиво на улице Ленина. Я люблю пройтись по подвесному мосту через Орлик, поглядеть на уток, теснящихся здесь в огромном количестве чтобы полакомиться кусочками хлеба, которые бросают с моста прохожие. Люблю остановиться у места, где Орлик впадает в Оку, известного всем орловчанам как Стрелка, полюбоваться видами города. Ведь именно на этом месте еще в 1566 году по приказу царя Ивана Грозного начали строить деревянную крепость, которая должна была помешать непрошеным гостям из южных степей нападать на Московское государство. И хотя поселения существовали здесь и раньше, именно со дня основания крепости начинается история города на реке Орел (старое название Орлика)..

Читать

Жандарм – герой войны 1812 года

В отечественной истории, существует множество малоизвестных страниц, одна из них связана с именем И.М. Огарева. Кто он такой? На сей вопрос попытался ответить автор статьи, использовавший при ее написании, не опубликованные ранее материалы Тобольского государственного архива, тем самым попытался разрушить в массовом сознании, и в литературе существующее стереотипное отношение к жандармам. Долгое время их служба освещалась весьма односторонне, обросла массой легенд и нелепостей..

Читать

Страницы истории моего родного города – Апшеронска

Я родилась и живу в самом красивом крае России, Краснодарском! В маленьком городе Апшеронске. Являюсь студенткой ГБОУ СПО «Апшеронский лесхоз – техникум». Моя будущая профессия –техник по воспроизводству лесов Увлекаюсь историей своей страны и непосредственно историей своего родного города. Мой город является районным центром с численностью населения около 40 тысяч человек. Апшеронск расположен в южной части Краснодарского края на северо-восточных склонах отрогов Большого Кавказа. Нынешний Апшеронск это один из самых впечатляющих и живописных уголков Краснодарского края. Он считается перспективным центром для развития оздоровительных центров и туризма. .

Читать

Причины поражения России в Ливонской войне

На мой взгляд, на поражение России в Ливонской войне повлияло множество факторов. Приводя их, я хотела бы описать альтернативные варианты развития этой войны..

Читать

История Республики Саха(Якутия)

В своей работе я рассматриваю положение Якутии и народов, ее населявших, во все времена. Эта тема является недостаточно изученной, поэтому можно встретить различные мнения по поводу происхождения первых поселенцев Якутии и причин, по которым было выбрано это место. Работа является своеобразным обоснованием всех фактов, известных на сегодняшний момент о Якутии и народах саха. Безусловно, она важна как для научного сообщества, так и для заинтересованных людей, может быть развита дальше и использоваться в качестве первого шага для дальнейшего изучения. .

Читать

Гастрономические бренды советской эпохи

Гастрономические бренды советской эпохи.

Читать

Местничество и система кормлений как явления коррупционной направленности в России: историко-правовой аспект

В настоящее время коррупция является одной из самых приоритетных и наиболее трудноразрешимых проблем, которая приобрела глобальный характер. Несомненно, данное явление негативно влияет на внутреннюю структуру государства. Истоки появления коррупции в обществе связаны с языческими подношениями пантеону богов, олицетворяющих силы природы..

Читать

ЖИВЫЕ ПОМНЯТ

Сочинение моей ученицы Авериной В.о своем прадеде,его боевом пути, о памяти о нём..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter