↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

В Аргентине исследовали секретное убежище Гитлера
........................
Российские ученые разбудили спавшие десятки тысячелетий организмы
........................
На рисунках Леонардо да Винчи нашли следы людей
........................
Ученые нашли связь между наскальными рисунками и галлюциногенными веществами
........................
Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................

1 | 2 | 3

Глава VI . Исламизация Чечни в XVI-ХVIII вв. как фактор этнической консолидации нахов-чеченцев // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

(Книга)
Раздел: История России
Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Скачать книгу полностью в формате pdf

Оглавление

Согласно Корану муллы и кадии имели "важное значение в гражданском управлении и в особенности в отношении суда", однако нормы шариата (мусульманского законодательства) не были еще господствующими в чеченском обществе, ряд дел решался по адату (обычному горскому праву). Но последней инстанцией в решении спорных дел являлись муллы, а не знатоки адата. "Споры решают старики, и если их решением недовольны, обращаются к духовным и их приговор исполняют", - говорит документ. Духовенство участвовало даже в делах, традиционно решавшихся согласно обычаю. Так, уличенного в воровстве наказывали "лишением имени и изгнанием его навсегда из селения, причем наблюдался следующий обряд: собравшись все к главной мечети, уговариваются кадии и старики, чтоб каждому обывателю в силу назначенного дня, выйдя из дому своего или взойдя на кровлю оного, выстрелить из ружья на воздух с произношением имени преступника и с словом "наалет", значит проклят".xxxvii

Значительным было участие духовенства и в политической жизни чеченского общества, в частности, во внешнеполитических делах. Хаджи, кадии и муллы являлись не только авторами тех или иных посланий, но и зачастую руководителями переговоров или активными участниками их. В 1742-1743 гг. от имени чеченских князей вел переговоры с иранским шахом Надиром чеченский кадий Казы-хан. При первом приезде к шаху он получил в подарок 50 руб., шесть старшин, его сопровождавшие, по 25 руб. На следующем этапе переговоров Казы-хана сопровождали князь Али-Солтан и три старшины. После скрепления договора кадий Казы-хан получил в подарок 200 руб., Али-Солтан - 150 руб., старшины - по 25 руб.xxxviii

В 70-х гг. ХУШ в. в плоскостной Чечне значительным влиянием пользовался хаджи Бекей, к нему обращал свои просьбы аварский владетель Магомед-Нуцал: "Приношу неисчетной поклон, господину, сердечному брату и старинному приятелю, усердному другу Бек аджию…". И в отношениях с Россией духовенство претендовало на первую роль. "Русские офицеры командированные в Чечню, - говорит документ, - призвав к мечети кадия и стариков (т.е. старшин. - Я.А.), сказывают им причину своего прибытия…".xxxix

Чеченское духовенство разрабатывало и скрепляло внешнеполитические договоры. В обращениях горцев к кизлярскому коменданту можно встретить такие строки: "после оставшихся от прадедов наших по закону присягать будем всеми чеченскими кадыями, аджиями и старшинами…". В начале Х1Х в. важный договор между плоскостными районами Чечни и Кабардой был полностью разработан и скреплен представителями чеченского духовенства, с одной стороны, и кабардинским валием Кучу, с другой стороны.xl

В конце ХУШ в. произошло дальнейшее усиление классовых позиций мусульманского духовенства в Чечне, связанное с возрастанием его роли в общественно-политической жизни Чечни. Это объяснялось и движением имама Мансура в 1785-1791 гг., которое протекало под религиозными лозунгами, так как народные массы свои социально-экономические и политические требования в этот период преломляли через призму религиозных представлений. Значительная часть духовенства Чечни, да и всего Сверного Кавказа, по отношению к Мансуру заняло благожелательную позицию: "дагестанские, чиркеевские, кумыцкие и салатовские кадни (судьи), муллы и "другие ученые" настаивали на безусловном исполнении требований имама". Помимо политических соображений, поддержка Мансура духовенством объяснялась тем, что он боролся за утверждение в общественной жизни горцев норм шариата. "Замена адата шариатом, конечно, влекла за собой усиление роли духовенства и некоторое ослабление адатской верхушки".xli

В Х1Х в. мусульманское духовенство Чечни вступило значительно окрепшим, документы 1800 г. отмечают, что наряду с "лучшими фамилиями" духовенство имеет "перед ними (т.е. чеченцами. - Я.А.) первое уважение…". Вместе с тем надо отметить, что согласно наблюдениям современников середины Х1Х в., народные массы Чечни, даже в период существования теократической монархии Шамиля, неохотно покорялись "владычеству мулл и кадиев". Духовенство здесь пользовалось теми правами, "какие предоставлял ему сам народ". Мулла получал участок земли "наравне с прочими жителями" и сам его обрабатывал; звание кадия не давало определенной власти "над прочими муллами", которые избирались из числа "грамотеев" самим народом. Власть и авторитет кадиев и мулл во многом зависели от их личных качеств.xlii

В целом материалы ХУШ - начала Х1Х в. дают нам немало интересных сведений для характеристики общественного строя Чечни. На основании этих известий можно с уверенностью констатировать, что духовенство в Чечне выделилось в отдельное сословие, а его роль во всех сферах общественно-политической жизни народа была значительной.xliii

 

§ 3. Движение имама Мансура в 1785-1791 гг. как нациообразующее явление

Совпадение трех крупных явлений в истории Чечни в хронологических рамках последней трети ХУШ в. привело к возникновению новых факторов. В указанный период одновременно шел рост национального самосознания чеченского народа, утверждение исламской религиозной идеологии (со складыванием профессионального духовенства) и, происходило системное усиление колониальной политики царизма.

Сложение указанных факторов в едином временном отрезке сдетонировало в Чечне широкое протестное движение, отражавшее общенациональные интересы и облеченное в религиозную форму. Следует также отметить, что в 70-80-х гг. ХУШ в. в самом густонаселенном районе Чечни - в аулах и обществах Чеченской равнины, наметился, в силу ряда причин, социальный кризис, выразившийся в частности в появлении прослойки безземельных, лишенных средств производства людей. "Бездомовная сволочь", как презрительно писали о бедноте царские чиновники, была охотно готова присоединиться к любым акциям, дающим надежду на улучшение их социального и материального положения.xliv

В исторических условиях того времени только общая для всех горцев Северного Кавказа идеология, в данном случае ислам, могла стать силой содействующей объединению разных обществ, народов и народностей, разделенных этническими, политическими, общинными границами и противоречивыми интересами. Имам Мансур оценил политическое значение ислама и повел борьбу за социальное переустройство горского мира и ликвидацию внешней опасности в форме "священной войны" - газавата. Религиозно-реформаторская форма его выступления оказалась весьма важной для чеченского и в целом всего горского общества.xlv

В массе своей, историческая литература начинает отсчет движению Мансура как религиозного подвижника с весны 1785 г., когда в крупном сунженском ауле Алда (Бухан-юрт) местный житель Ушурма из рода элистанжхойxlvi призвал односельчан к "покаянию".

Родился будущий имам приблизительно в 1760 г. в том же селении Алда в небогатой семье крестьянина Шабаза ("Шебессе"). По данным Ш.Б.Ахмадова, молодой чеченец начал свою сугубо религиозную деятельность еще в 1783 г., в следующем 1784 г., он добивается признания себя религиозным авторитетом - "шейхом", а с 1785 г. открыто возвестив свою религиозную и политическую доктрину добивается достоинства имама - религиозного и светского предводителя.xlvii

В связи с этим, необходимо затронуть вопрос и о суфийских корнях духовной деятельности Мансура как шейха - наставника мюридов (послушников), действующего в соответствии с учением и практикой одного из направлений суфизма, а именно накшбакдийского братства. В биографии молодого Мансура есть период пребывания вне родного села, когда он возможно закалял свой дух, уединясь в горах в целях изучения Корана и исламских истин.xlviii

Вассан-Гирей Джабагиев в своем развернутом очерке о Мансуре, написанном на основе турецких источников утверждал, что Мансур учился "сначала в мечетской школе, а затем, будучи молодым человеком, отправился в Дагестан, чтобы закончить там свое духовное образование у самых известных теологов". Потому его уверения, что он "темный (необразованный) человек" относятся скорее к разряду комплиментарных к учености других, действительно глубоких богословов к коим Мансур себя никогда не причислял, и к советам которых постоянно обращался.xlix

Наличие обителей "дервишей ордена Накшбанди" в Северном Дагестане еще в ХVII в. подтверждается свидетельством турецкого путешественника Эвлия Челеби от 1666 г. Авторитетные исламоведы Х1Х в. (М.А.Казембек) полагали, что: "Бухарские шейхи (центром ордена Накшбанди с Х1У в. была Бухара. - Я.А.) неоднократно приезжали в Дагестан через Астрахань и преподавали там правила тариката". Другой путь проникновения суфизма в Дагестан лежал через Ширван и Ирак (Багдад).l

Действительно, в течение нескольких лет Мансур смог распространить свое влияние в Чечне, Дагестане, Северном Азербайджане, в Кабарде, Адыгее, среди ногайцев кочующих за Тереком и Кубанью и, даже за Волгой среди "киргиз-кайсацких" народов, под которыми подразумеваются казахи. Известно, что Мансур предлагал казахам осадить Астрахань - важнейший русский город на Волге и Каспии. Наличие его писем-воззваний написанных на турецком и арабском языках с превосходным знанием ислама и других реалий указывает, по мнению А.Беннигсена "на существование центра объединенных действий, … на солидную организацию".li

Как бы-то ни было, в период деятельности Мансура на Северо-Восточном Кавказе при нем постоянно находились "дагестанские, чиркеевские, кумыцкие и салатовские кадии (судьи) и другие ученые"; он же получил обещание поддержки и от некоего табасаранского религиозного авторитета - "аджи" (Южный Дагестан).lii

Профессора Н.А.Смирнов и Ш.Б.Ахмадов называют имена авторитетных чеченских мулл сподвижников Мансура – это, во-первых самый уважаемый имамом богослов Умар-Хаджи из селения Шали, а так же Нагай-Мирза-хаджи, Бисултан-хаджи, Хамби-хаджи и другие. В 1787 г. Мансур направил того же Умара-Хаджи в Стамбул к султану, как к халифу правоверных. И султан, якобы, дал разрешение Мансуру выступать против России под званием имама (однако П.Г.Бутков утверждает, что из чеченских ученых - "хаджи" Мансур послал одного Бутыка но не в Стамбул, а в Мекку с письмом о своих пророческих сновидениях, откуда весной 1786 г. он также якобы получил признание имамом и предписание горцам повиноваться ему).liii

Первые сведения о Мансуре в документальных источниках (вначале турецких) появились, возможно уже в 1783 г.: когда в одном из писем турецкого офицера из крепости на черноморском берегу Адыгеи были упомянуты посланцы "какого-то имама Мансура". В 1784 г. в Чечню прибыл представитель губернатора турецкой крепости Анапа Кадиоглу Мехмет-ага. Турок весьма беспокоила информация о новоявленном "мусульманском пророке", что угрожало Османской империи серьезными волнениями: "появление действительного пророка могло создать беспорядки во всей Оттоманской империи и иметь гибельные последствия". Но реальность охладила беспокойство турецких начальников, ибо Мансур - открыто и официально заявлял окружавшим его духовым лицам: "Я ни святой, ни пророк, но мне повелено от Бога утверждать народ в законе Его".liv

Однако действия Мансура знаменовали настоящий переворот в общественном сознании чеченцев: "Наложив на страну трехдневный пост (мархо), он (Мансур. - Я.А.) с приближенными своими (муриды), стал навещать аулы, сопровождаемый пением зикра (славославия). Жители выходили к нему, каялись перед ним в грехах, и обращались к таба (покаянию), обязывались не делать дурных поступков, как-то: не красть, не спорить, (не курить табаку, не пить крепких напитков, но усердно молиться Богу, … Народ признал Мансура своим устасом, т.е. ходатаем перед богом: целовали полы его одежды и так увлеклись религиозным настроением, что прощали друг другу долги, прекращали тяжбы и прощали даже самою кровь… Слава о нем распространилась и в других племенах. Язычествующие кабардинцы, галгаи и горные чеченцы принимают ислам и единодушно с чеченцами восстают против русских".lv

В марте 1785 г. на всей территории Северного Кавказа ударили мощные волны землетрясения. Следом в Чечне начинается народное восстание, за короткое время охватившее почти все соседние районы края: Дагестан, Кабарду, Черкесию (Адыгею), и т.д. Во главе движения закономерно двадцатипятилетний Мансур. "Одаренный природой гибким и проницательным умом" и "сильной волей", он являлся прекрасным психологом и умел внушить глубокое доверие окружающим, а так же владел "необыкновенным даром слова".lvi

Царские власти узнали о публичных реформаторских проповедях Мансура, с которыми он выступил в начале 1785 г. у себя в деревне Алды и вначале полагали, что речь идет о религиозном прововеднике. "До объявления шихом (шейхом. - Я.А.), - сообщает документ, - Мансур три ночи в доме молился богу…". Первоначально те же алдинские жители отнеслись к "пророку" с сомнением: "почитают ево за волшебника, только он доводет, чтоб состояли порядочнее - смертоубийцам приказывает примириться, а протчим не воровать. А другие его дела нам не внятны".lvii

Из этих и других свидетельств можно сделать вывод, что Мансур прошел обычный на Востоке путь религиозного проповедника,обличителя в вере. Важно при этом, что выдвигались религиозные лозунги объективно представлявшие общенациональные интересы. Составной частью программы Мансура являлась борьба за утверждение шариата в горской среде, а исходной позицией имама - "бунт против пороков, адатов, в которых шейх видит основу зла и насилия… Призывы к нравственному очищению приводили к единению чеченцев, а борьба против адатов и за утверждение "чистого" ислама, идея отпора внешнему врагу - единению горцев Северного Кавказа… В социальном плане программа Мансура должна была служить средством создания государственности горцев".lviii Для того, чтобы столь откровенно выступить против "пороков" горского общества, против кровной мести и жестоких адатов нужна была огромная смелость. Поэтому для современников Мансур представлялся необыкновенной фигурой, святым и пророком (эвлия).

Царская администрация на Кавказе узнав о намерениях горцев выступить против российских укреплений на Тереке предписала всем пограничным начальникам постоянно находиться в боевой готовности на случай внезапного нападения. Вскоре в районы, наиболее подверженные движению - Чечню и Кумыкию ("деревни Аксаевская и Андреевская"), были разосланы прокламации, в которых царские "начальники" вдруг ставшие глубокими знатоками ислама убеждали горцев не верить имаму и не следовать его призывам.

Следует отметить, что движение имама Мансура изначально содержало элементы глубокой информационной работы по привлечению горских масс на свою сторону через десятки писем, прокламаций и воззваний. В свою очередь и российское правительство развернуло против Мансура и его сторонников невиданную в истории русско-горских отношений информационную войну.lix

Решив подавить движение в самом зародыше, пока оно не приняло еще больших масштабов, царское командование предписало направить из Кизляра "в самое сборище Ушурмы" военные силы под командованием полковника Пиери, поручив ему разгромить лагерь повстанцев в Алдах и захватить новоявленного "лжепророка" в плен.

Царский отряд, насчитывавший более двух тысяч солдат и офицеров, вышел к аулу и, несмотря на мирные предложения Мансура сжег Алды, ограбил все имущество жителей и направился обратно к переправе на Сунже. Во время движения обремененного добычей полка Пиери колонной через лес, горцы окружили его и в жестоком кинжальном бою уничтожили вместе со своим командиром.

Тот факт, что иррегулярные силы горцев разгромили регулярный полк европейской выучки, что было впервые на Кавказе в ХУШ в., сыграл огромную роль в подъеме начавшейся борьбы горцев и поднял авторитет руководителя этой борьбы Мансура на невиданный уровень. К чеченским крестьянам теперь присоединяются горцы Дагестана, кабардинцы и даже дальние черкесы. В основном это были представители горской бедноты. Царские власти отзывались о них как "о черном народе", "оборванцах и холопах" восставших против своих хозяев. "Имам теперь имеет сволочи тысячи до двух и то самых беднейших", доносил один из агентов царским властям.

15 июля 1785 г. состоялся первый поход повстанцев на важнейшую на Северном Кавказе крепость Кизляр. Горцам, насчитывавшим в своих рядах более 5 тысяч человек, так и не удалось овладеть штурмом достаточно сильным укреплением. Зато другое укрепление царских войск - Каргинское, расположенное в пяти верстах от Кизляра, было восставшими захвачено и сожжено.lx

Волнения охватывают все новые районы Северного Кавказа. Поддерживая постоянные сношения с восставшими чеченцами и дагестанцами и получая письма от Мансура, многие кабардинцы и черкесские племена Закубанья продают свой скот и закупают оружие и лошадей, готовятся на соединение с повстанцами имама. Обстановка на протяжении всей кавказской "Линии" складывалась тревожная Восставших поддержали так же отдельные князья Большой и Малой Кабарды, из тагаурских алдар (Осетия) - Ахмет Дударов; к восставшим присоединились сыновья шамхала Тарковского и хана Казикумухского. Некоторые из них, безусловно, учитывали в своих действиях общенациональные интересы, защиту суверенных прав своих народов.lxi

Имам Мансур не оставляет попыток зять Кизляр и вновь - 19-21 августа 1785 г. - предпринимает вторичный поход против Кизляра. Однако и на этот раз он закончился неудачей. Тогда в октябре 1785 г. восставшие численностью около 6 тысяч человек чеченцев и дагестанцев переносят боевые действия на территорию Кабарды, куда вошли было царские войска. 30 октября 1785 г. в ущелье между Григориополисским укреплением и Малой Кабардой произошло новое сражение с царскими войсками, отличавшееся большим ожесточением, и закончившееся без определенных результатов. Приняв отход царских войск за свидетельство их слабости, 2 ноября 1785 г. горцы вторично атаковали царские войска. С другой стороны, сторонник Мансура - князь Дол Мударов напал на русские отряды под Владикавказом, но был также отбит.lxii

С наступлением зимы наступает определенный спад в движении, вызванный помимо военных неудач тем, что муллы обещали горцам несбыточно легкие победы над неприятелем, который однако, нанес горцам если не поражение, то не дал им возможность одержать победу. В 1786 - 1787 гг. Мансур вновь формирует повстанческие отряды и, что весьма важно попытался наладить их комплектование и снабжение: каждая "мечеть" (имеется в иду квартальная мечеть, т.е. каждый квартал) должна была выставить по 10 человек для его войска с полным обеспечением. Для содержания постоянного войска местное население было обложено специальной податью. Организационно повстанческие отряды были разбиты на десятки, во главе каждого из таких соединений должен был стоять командир-тамада. Создавалось и нечто вроде полицейских сил: каждое аульное общество выбирало с "купа" (квартала) по два человека для охранной и караульной службы. Духовенство приняло "установление", чтобы народ "имел повиновение" только Мансуру. Были вновь заключены соглашения с кумыками, кабардинцами и на этот раз с карабулаками и ингушами.lxiii Таким образом речь объективно шла о некоторых государствообразующих решениях.

И все же, несмотря на столь решительные действия Мансура по мобилизации горцев база восстания начинает вскоре сужаться. Феодалы Кабарды и Дагестана стали покидать Мансура. На сторону царских властей перешли даже наиболее близкие сподвижники имама - князь Малой Кабарды Дол Мударов и кумыкские владельцы Али-Солтан Чепалов и Хаджи-Муртазали Чепалов.

Тем не менее, за прошедший период был нанесен сильный удар по позициям царизма на Кавказе. Все форпосты, начиная от Владикавказа до Моздока, были снесены, а гарнизоны выведены на Терек. Русские полки ушли из Грузии и в целом Кавказская линия заняла оборону.lxiv

В июле-ноябре 1787 г. движение горцев идет на спад на территории Чечни, Ингушетии, Кумыкии и Кабарды, но получает расширение и особый накал среди закубанских горцев, формально считавшихся в "подданстве" Османской империи и это обстоятельство во много было связано здесь с ростом религиозности адыгов. "Проповеди шейха Мансура, понятные и простые способствовали превращению их (адыгов - Я.А.) в мусульман, стойко привязанных к религии …".lxv

Вначале движение адыгов вызывало глубокую озабоченность и тревогу в турецких правительственных кругах. Обоснованность опасений турецких властей была подтверждена произошедшим еще 28 ноября 1785 г. восстанием гарнизона турецкой крепости Согуджака с примкнувшими к ним ногайцами и адыгейцами. Восставшие готовились присоединиться к Мансуру.lxvi

После начала русско-турецкой войны 1787-1791 гг. горцы, надеясь, по-видимому, на поддержку османов, несколько усилили выступления против Кавказской линии. Находясь уже за Кубанью, Мансур руководил двумя значительными военными сражениями: 20-22 сентября 1787 г. во главе сильной группы адыгских племен и ногайцев Мансур трижды атаковал позиции царских войск между реками Урупом и Лабой, но был оттеснен. Через месяц, в октябре 1787 г. на рр.Урупе и Кефире Мансур во главе закубанцев дал новое сражение царским войскам, непринесшее однако, перевеса в пользу восставших.lxvii

На последнем этапе народно-освободительного движения в 1788-1791 гг. Мансур, находясь среди турок в Анапе, куда он ушел после летних боев на Кубани, продолжал вести переписку с единомышленниками на Северном Кавказе, стремясь поддержать там накал движения. Его письма и послания были адресованы, главным образом, к соотечественникам - чеченцам, а также в Дагестан и Кабарду. Известно, что в 1788 г. произошел ряд чеченских набегов на Моздокскую линию по Тереку.lxviii

Осенью 1789 г. имам Мансур пытался установить через торговых людей контакты с киргизо-кайсацкими (казахскими) народами, жившими в северо-восточной части Каспийского бассейна, с целью парализовать с помощью казахов Нижнее Поволжье и осадить Астрахань. Интересно отметить, что по требованию властей муфтий Оренбургского духовного управления Мехмет-Джан был вынужден выступить среди волжских и казанских татар с осуждением Мансура как "лжепророка". В конце 1787 г. Мансур направил своих людей с воззваниями и в Крым, где под их влиянием недавно завоеванные крымские татары производят моления в мечетях, объявляют трехдневный пост и совершают обряд жертвоприношения домашних животных. Местные русские власти произвели аресты среди духовенства и искали даже самого Мансура, якобы прибывшего в Крым из-за Кубани.

Вопреки утверждениям некоторых авторов, Мансур не оставался безвыездно среди турок до 1791 г., а ездил в середине 1790 г. в Чечню и сразу же приступил к мобилизации горцев, в частности, чеченцев и дагестанцев, для нападения на Кизляр, но вскоре вернулся в Адыгею.lxix В июле 1790 г. беглый солдат, побывавший в Чечне, показал, что он видел в Алде "Ших-Мансура", который получил письмо от турецкого Батал-паши, в котором он просил приехать имама в Анапу и взять на себя командование "горскими войсками".lxx

После разгрома турецкого войска Батал-паши за Кубанью 30 сентября 1790 г. Мансур снова уходит в Анапу, и обращается с последними воззваниями к горцам Северного Кавказа. В июне 1791 г. царские войска штурмом овладели Анапой.

Взятый в плен Мансур, как "бунтовщик" был отправлен в Петербург, где допрашивался в Тайной экспедиции. После чего он был приговорен к пожизненному заключению в Шлиссельбургской крепости "за возбуждение народов гор против России и причинение большого ущерба империи". Умер Мансур 13 апреля 1794 г.lxxi

Движение шейха и имама Мансура в его национально-освободительном и религиозном формате своеобразно завершает и оформляет развитие чеченского народа в единую нацию и единую страну в своеобразных условиях горского мира того времени.

Данное движение нельзя рассматривать вне связи с социальными, экономическими и политическими процессами, происходившими в недрах чеченского общества мучительно искавшего ответ на вызов великой империи, ставшей своими границами на берегах Терека и Кубани. Ответ был дан в попытке создать чеченское и общегорское государство на идеологической базе единой религии - ислама.

В целом, процесс развития нового религиозного сознания нахов в границах Чечни в ХУ1-ХУШ вв., связанный с принятием ислама и появлением единых целей для всех фамилий, аулов и обществ, приобрел и форму политогенеза - процесса складывания государственных, социальных и общественных форм. Появление новых явлений и форм в организации нахского (чеченского общества) было закономерным результатом не только внутреннего развития общества, но и ответом на внешние вызовы, которые предъявляли в течение трех веков такие великие державы как Россия, Иран и Османская империя.

 

i Шукуров Рустам. Битва и диалог // "Знание - Сила". № 4, апрель. М., 2008. С. 98-100.

ii Распространение монотеистических религий на Северном Кавказе и на территории современной Чечни имело давнюю предысторию. По крайней мере, с IV в н.э. христианство становится государственной религией Картлийского царства (Грузия) в Закавказье тесно связанного с горцами-нахами, а с VII в. город-крепость Дербент на побережье Каспийского моря захваченный первым поколением арабов-мусульман стал центром распространения новой мировой религии на Северо-Восточном Кавказе.

iii См.: Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (УП-ХУ вв.). Махачкала, 1969; Курбанов Руслан. Второй этап распространения ислама в Дагестане. Джамааты и шахары // Интернет. http://www. islam.ru/pressclub/histori… (С. 2 из 8); идр.

Исследователь А.И.Шамилев полагал, что "основательное внедрение" ислама в Чечню относится к ХIV-ХV вв. - См., Пути проникновения ислама к чеченцам и ингушам // Известия ЧИНИИИЯЛ. Т. 3. Вып. 1. Грозный, 1963. С. 104-106.

iv Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003. С. 30-31.

v См.: Гаджиев В.Г. Материалы по истории средневекового Дагестана//Развитие феодальных отношений в Дагестане. Махачкала, 1980. С. 195-206; и др.

vi Русско-чеченские отношения. Вторая половина ХУ1-ХУП в. М., 1997. С. 94-96; Айтберов Т.М., Я.З.Ахмадов. Известия арабоязычных документов ХУ-ХУП вв. об общественных отношениях у вайнахов //Общественные отношения у чеченцев и ингушей в дореволюционном прошлом (ХШ - начало ХХ в.). Грозный, 1982. С. 62.

vii Дагестанские документы ХУ1-ХУП вв.//Письменные памятники Востока. М., 1982. - Цит. по: Интернет: http://www.vosteit.inso/Dokumenty/XV/Dad-dok 1/text 2.

viii Хрисанф. Сведения об Аварском ханстве. 1828 г.//История, география и этнография Дагестана. Архивные материалы. М. 1959. С. 271-272.

ix Агларов М.А., Айтберов Т.М, "Повествование об Али-беке Андийском и его победе над князем Турулавом б.Алиханом Баклулальским" как источник по истории Дагестана ХУП в. // Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в ХУШ - нач. ХХ в. (Сб. научных статей). Махачкала, 1981. С.123-127. Приложения, № 1.

Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Дата публикации: 03.01.2014

1 | 2 | 3



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Надежда Алексеевна Литвиненко

Чем больше я встречаюсь с людьми, тем больше удивляюсь тому, как мало мы знаем о своих земляках, соседях по дому, а иногда и по площадке. Встреча с жительницей Сосногорска Надеждой Алексеевной Литвиненко лишний раз убедила меня в этом. Надежда Алексеевна – замечательный человек, всегда готовый прийти на помощь, с не очерствевшей душой, хотя и пережить ей пришлось немало. Она рассказала мне, что помнит из детства и то, о чём узнала уже повзрослев..

Читать

Будущий прелат. Учёба в Санкт-Петербурге. Часть 3. Учёба в Духовной Академии

Прослеживая судьбу латгальского юноши из крестьянской семьи, статья знакомит с работой католической Духовной Академии в Санкт-Петербурге, с составом воспитанников и преподавателей, акцентируя внимание на выходцах из Латгалии..

Читать

История военных лет в названиях Томских улиц

в статье описаны подвиги сибиряков во время ВОВ, в честь которых названы улицы Томска.

Читать

У России вы стоите на краю!

Каждый раз, выходя на границу, солдаты наблюдали за Бугом необычные картины: двигались танки, орудия, машины, маршировала немецкая пехота. Доносился грохот машин, гул моторов. Потом движение военной техники прекратилось, и по ночам за Бугом царила тревожная тишина..

Читать

Слышали вы в Хатыни траурный перезвон?

Много лет прошло с тех времен, но души людей до сих пор надрываются при мысли о Великой Отечественной Войне. Эту работу я начала писать тогда, когда узнала о начале олимпиады, но не так легко мне это далось. Тяжело была моя тема тем, что я была неравнодушной к тем событиям. .

Читать

Участие партизанских отрядов в народном сопротивлении в Отечественной войне 1812 года

Развязывая войну, Наполеон предполагал, что в России, как и на Западе, ему будет противостоять только регулярная армия. Однако война с самого начала приобрела освободительный характер. Повсюду, где появлялись наполеоновские солдаты, жители городов и сел, уходя в леса, забирали с собой продовольствие, скот, вспыхивало пламя партизанской войны. .

Читать

Личность Михаила Романова в жизнеописаниях историка Н.И. Костомарова

Несколько лет назад массовые представления о российской истории напоминали заколоченный дом со строго дозированным поступлением света и воздуха через открытую форточку. Сегодня мощный сквозняк швырнул нам забытые факты, недоступные в прошлом мемуары и романы, эмоциональные размышления историков. Но вместе с тем пришли откровенная фальшь и случайные ошибки, ложь и неточности в фактах. Это относится и к истории дома Романовых. Были и «минусы»» и «плюсы». История никогда не была и не будет одноцветной, она наполнена гаммой разноцветья..

Читать

Тузов Пётр Никифорович - мой прадед.

Родился в 1921 году. Весной 1941 года, когда ему было 20 лет, его призвали в армию. Сначала он был в учебном корпусе. 21 июня 1941 года они весь день были на учениях: рыли окопы, устанавливали пушки, стреляли из них..

Читать

Наше поколение

Историческое стихотворение "Наше поколение." Автор: Штанько Вера.

Читать

Моя семья

Моя семья состоит из четырёх человек. Это мама, папа, брат и я. Мы живём в селе Любимово Далматовского района Курганской области..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter