↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................
Раскрыта жизнь динозавров до падения астероида
........................
Найдено место крупнейшей катастрофы на Земле
........................
В Шотландии нашли клад опального претендента на английский престол
........................
Историки нашли застрявших в древней посуде тысячелетних насекомых с помощью рентгена
........................

1 | 2 | 3

Глава VI . Исламизация Чечни в XVI-ХVIII вв. как фактор этнической консолидации нахов-чеченцев // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

(Книга)
Раздел: История России
Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Скачать книгу полностью в формате pdf

Оглавление

После начала русско-турецкой войны 1787-1791 гг. горцы, надеясь, по-видимому, на поддержку османов, несколько усилили выступления против Кавказской линии. Находясь уже за Кубанью, Мансур руководил двумя значительными военными сражениями: 20-22 сентября 1787 г. во главе сильной группы адыгских племен и ногайцев Мансур трижды атаковал позиции царских войск между реками Урупом и Лабой, но был оттеснен. Через месяц, в октябре 1787 г. на рр.Урупе и Кефире Мансур во главе закубанцев дал новое сражение царским войскам, непринесшее однако, перевеса в пользу восставших.lxvii

На последнем этапе народно-освободительного движения в 1788-1791 гг. Мансур, находясь среди турок в Анапе, куда он ушел после летних боев на Кубани, продолжал вести переписку с единомышленниками на Северном Кавказе, стремясь поддержать там накал движения. Его письма и послания были адресованы, главным образом, к соотечественникам - чеченцам, а также в Дагестан и Кабарду. Известно, что в 1788 г. произошел ряд чеченских набегов на Моздокскую линию по Тереку.lxviii

Осенью 1789 г. имам Мансур пытался установить через торговых людей контакты с киргизо-кайсацкими (казахскими) народами, жившими в северо-восточной части Каспийского бассейна, с целью парализовать с помощью казахов Нижнее Поволжье и осадить Астрахань. Интересно отметить, что по требованию властей муфтий Оренбургского духовного управления Мехмет-Джан был вынужден выступить среди волжских и казанских татар с осуждением Мансура как "лжепророка". В конце 1787 г. Мансур направил своих людей с воззваниями и в Крым, где под их влиянием недавно завоеванные крымские татары производят моления в мечетях, объявляют трехдневный пост и совершают обряд жертвоприношения домашних животных. Местные русские власти произвели аресты среди духовенства и искали даже самого Мансура, якобы прибывшего в Крым из-за Кубани.

Вопреки утверждениям некоторых авторов, Мансур не оставался безвыездно среди турок до 1791 г., а ездил в середине 1790 г. в Чечню и сразу же приступил к мобилизации горцев, в частности, чеченцев и дагестанцев, для нападения на Кизляр, но вскоре вернулся в Адыгею.lxix В июле 1790 г. беглый солдат, побывавший в Чечне, показал, что он видел в Алде "Ших-Мансура", который получил письмо от турецкого Батал-паши, в котором он просил приехать имама в Анапу и взять на себя командование "горскими войсками".lxx

После разгрома турецкого войска Батал-паши за Кубанью 30 сентября 1790 г. Мансур снова уходит в Анапу, и обращается с последними воззваниями к горцам Северного Кавказа. В июне 1791 г. царские войска штурмом овладели Анапой.

Взятый в плен Мансур, как "бунтовщик" был отправлен в Петербург, где допрашивался в Тайной экспедиции. После чего он был приговорен к пожизненному заключению в Шлиссельбургской крепости "за возбуждение народов гор против России и причинение большого ущерба империи". Умер Мансур 13 апреля 1794 г.lxxi

Движение шейха и имама Мансура в его национально-освободительном и религиозном формате своеобразно завершает и оформляет развитие чеченского народа в единую нацию и единую страну в своеобразных условиях горского мира того времени.

Данное движение нельзя рассматривать вне связи с социальными, экономическими и политическими процессами, происходившими в недрах чеченского общества мучительно искавшего ответ на вызов великой империи, ставшей своими границами на берегах Терека и Кубани. Ответ был дан в попытке создать чеченское и общегорское государство на идеологической базе единой религии - ислама.

В целом, процесс развития нового религиозного сознания нахов в границах Чечни в ХУ1-ХУШ вв., связанный с принятием ислама и появлением единых целей для всех фамилий, аулов и обществ, приобрел и форму политогенеза - процесса складывания государственных, социальных и общественных форм. Появление новых явлений и форм в организации нахского (чеченского общества) было закономерным результатом не только внутреннего развития общества, но и ответом на внешние вызовы, которые предъявляли в течение трех веков такие великие державы как Россия, Иран и Османская империя.

 

i Шукуров Рустам. Битва и диалог // "Знание - Сила". № 4, апрель. М., 2008. С. 98-100.

ii Распространение монотеистических религий на Северном Кавказе и на территории современной Чечни имело давнюю предысторию. По крайней мере, с IV в н.э. христианство становится государственной религией Картлийского царства (Грузия) в Закавказье тесно связанного с горцами-нахами, а с VII в. город-крепость Дербент на побережье Каспийского моря захваченный первым поколением арабов-мусульман стал центром распространения новой мировой религии на Северо-Восточном Кавказе.

iii См.: Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (УП-ХУ вв.). Махачкала, 1969; Курбанов Руслан. Второй этап распространения ислама в Дагестане. Джамааты и шахары // Интернет. http://www. islam.ru/pressclub/histori… (С. 2 из 8); идр.

Исследователь А.И.Шамилев полагал, что "основательное внедрение" ислама в Чечню относится к ХIV-ХV вв. - См., Пути проникновения ислама к чеченцам и ингушам // Известия ЧИНИИИЯЛ. Т. 3. Вып. 1. Грозный, 1963. С. 104-106.

iv Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003. С. 30-31.

v См.: Гаджиев В.Г. Материалы по истории средневекового Дагестана//Развитие феодальных отношений в Дагестане. Махачкала, 1980. С. 195-206; и др.

vi Русско-чеченские отношения. Вторая половина ХУ1-ХУП в. М., 1997. С. 94-96; Айтберов Т.М., Я.З.Ахмадов. Известия арабоязычных документов ХУ-ХУП вв. об общественных отношениях у вайнахов //Общественные отношения у чеченцев и ингушей в дореволюционном прошлом (ХШ - начало ХХ в.). Грозный, 1982. С. 62.

vii Дагестанские документы ХУ1-ХУП вв.//Письменные памятники Востока. М., 1982. - Цит. по: Интернет: http://www.vosteit.inso/Dokumenty/XV/Dad-dok 1/text 2.

viii Хрисанф. Сведения об Аварском ханстве. 1828 г.//История, география и этнография Дагестана. Архивные материалы. М. 1959. С. 271-272.

ix Агларов М.А., Айтберов Т.М, "Повествование об Али-беке Андийском и его победе над князем Турулавом б.Алиханом Баклулальским" как источник по истории Дагестана ХУП в. // Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в ХУШ - нач. ХХ в. (Сб. научных статей). Махачкала, 1981. С.123-127. Приложения, № 1.

x См.: Айтберов Т.М. Аваро-чеченские правители из династии Турловых и их правовые памятники ХУП в. (гумбетовцы в средневековой и новой истории Северо-Восточного Кавказа). Махачкала, 2006. С.69-71; Айтберов Т.М., Ахмадов Я.З.Указ. соч. С. 66-67.

xi См.: АВПРИ МИД РФ. Кабардинские дела, 1755-1757 гг. Оп. 115/1. Д. 14. Л. 65; ЦГАРД. Ф. 379. Оп. 1. Д.524. Л. 138 об; Русско-чеченские отношения. Вторая половина ХVIVII в. Сост. Е.Н.Кушева. М., 1997. С. 112; Кушева Е.Н., Усманов М.А. К вопросу об общественном строе вайнахов (Письмо 1657 г. из Шибутского джамаата царю Алексею Михайловичу // «Советская этнография». № 6. М., 1976. С.100-103; Магомадова Т.С. О времени исламизации населения Аргунского ущелья //Археология и вопросы атеизма. Сб. научн. трудов. Грозный, 1977. С. 82-83.

xii См.: Бакиханов А.-К. Гюлистан - Ирам. Баку, 1926. С. 80; Агларов М.А., Айтберов Т.М. Указ. соч. С.123.

xiii Русско-дагестанские отношения в ХУП - первой четверти ХУШ в. Махачкала, 1958. С. 53-54; Русско-чеченские отношения… С. 70, 165.

xiv См.: Попов И.М. Ичкерия (историко-топографический очерк)//ССКГ. Вып. 4. Тифлис, 1870. С.13-15; Лаудаев У. Чеченское племя//Чечня и чеченцы в материалах Х1Х в. Элиста, 1990. С.100-101;Ахмадов Ш.Б., Ахмадов Х.С. Основные этапы распространения и утверждения ислама в Чечне//Ислам в Чечне: история и современность. Грозный, 2008. С. 10-11; и др.

xv См.: Русско-чеченские отношения… С. 14; Мужухоев М.Б. Проникновение ислама к чеченцам и ингушам//Археологические памятники Чечено-Ингушетии. Грозный, 1979. С. 127-128, 140-141.

xvi См.: Бакиханов А.-К. Указ. соч. С. 90; Тотоев Ф.В. Общественно-экономический строй Чечни (вторая половина ХУШ - 40-е гг. Х1Х века). Рук. дисс. канд. ист. наук. М., 1966. С. 300.

xvii ЦГАРД. Ф. 379. Оп. 1. Д. 855. Л. 49-49 об.

xviii См.: Далгат Б.К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892-1894 гг. М., 2008. С. 64; Интернет: http.vainah/ ond/forum/arhive/index; vainah. ord./forum/printtliread…

xix См.: РГВИА. Ф. ВУА. Д.18508. Л.10 (Копия); РГАДА. Ф. 7. Оп. 2. Д. 2777. Л. 13. Документ выявлен Ш.Б.Ахмадовым (Опубликован: Ахмадов Ш.Б. Шейх Мансур. Грозный, 1991. С. 219-220); Мусаев А. Шейх Мансур. М., 2007. С. 274; Скитский В.Б. К вопросу о феодальных отношениях в истории ингушского народа //Известия ЧИНИИИЯЛ. Т. 1. Вып. 1. Грозный, 1959. С. 190; Henderson. Biblical researches and travels in Russia; and the passage as tlie Caucasus. London, Hisbet. 1826. С. 484.

xx См.: ЦГАРД. Ф. Кизлярский комендант". Д. 3318. Ч. 2. Л. 38 об.; РГВИА. Ф. ВУА. Д. 18508. Л.5 (копия). Айтберов Т.М., Ахмадов Я.З. Указ. соч. С. 47, 50-51; и др.

xxi Ахмадов Я.З. Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией в ХУШ веке. Грозный, 1991. С. 66-67.

xxii См.: РГВИА. Ф. ВУА. Д. 18508. Л. 10 (копия); Аталиков В.Г. Вайнахи по известиям европейских авторов//История, этнография и культура народов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1981. С.123-124.

xxiii РГВИА. Ф. 482. Оп. 1. Д. 192. Л. 159 об. - 160.

xxiv См.: АВПРИ МИД РФ. Ф. Кизлярские дела, 1771. Кн. 2. Л. 59-59 об; АКАК. Т. 1Х. Тифлис, 1884. С. 949.

xxv Емельянова Н.Е. Мусульмане Кабарды. М., 1999. Цитирую по тексту в Интернете: http://xit. Lib. ru. (С. 17 из 65).

xxvi Мужухоев М.Б. Средневековые культовые памятники Центрального Кавказа. (К истории религиозных верований в Х - Х1Х веках). Грозный, 1989. С. 165-169.

В отдельных высокогорных районах Чечни (верховья Чанты-Аргуна, Ассы, Фортанги и Гехи) еще в документах первой четверти Х1Х в. отмечается, что население большей частью мусульмане, но есть "идолопоклонники" и "христиане". - РГВИА. Ф. ВУА. Д. 18508. Л.10 (копия).

xxvii Ахмадов Ш.Б. Имам Мансур. Грозный, 1991. С. 89-100; Его же: К вопросу о времени окончательного утверждения ислама в Чечне и Ингушетии//Вестник АН Чеченской Республики. № 2. 1999. С. 121-137; и др.

xxviii Шамилев А.И. Пути проникновения ислама к чеченцам и ингушам. // Известия ЧИНИИЯЛ. Т.3. Вып.1, Грозный, 1963; Его же: Религиозные культы чеченцев и ингушей и пути их преодоления. Грозный, 1963; Марковин В.И. В стране вайнахов. М., 1969; Виноградов В.Б. Так это было. Грозный, 1971; Мужухоев М.Б. Исследование средневековых погребальных и культовых памятников Чечено-Ингушетии//Археологические открытия, 1973. М., 1974; Его же: Антропоморфные надгробные стелы с мусульманских кладбищ Чечено-Ингушетии // "Советская археология", 1977, № 4; Магомадова Т.С. О времени исламизации населения Аргунского ущелья // Археология и вопросы атеизма. Сб. научных трудов. Грозный, 1977; Айтберов Т.М., Ахмадов Я.З. Из истории классовых отношений и антифеодальной борьбы карабулаков вХУШ в. // Вопросы истории классообразования и социальных движений в дореволюционной Чечено-Ингушетии (ХУ1 - нач. ХХ в.). Грозный. 1980; и др.

xxix См.: АВПРИ МИД РФ. Ф.Кабардинские дела, 1720 г. Оп. 115/1, Д. 3, Л. 1; РГВИА. Ф. 482, Д. 192, Л.159 об.; Архив Института рукописей им. К.Кекелидзе Республика Грузия). Ф. Вейденбаум Е.Г. Д. 24. Л. 233; Рук. фонд Института ИАЭ Дагцентра РАН. Ф. 1, Оп. 1, Д. 129, Л. 3 об.; (Фальк). Записки путешествия академика Фалька // "Полное собрание ученых путешествий по России". Т. 6, СПб., 1824, С. 63; Джевдет Паша. Описание событий в Грузии и Черкессии по отношению к Оттоманской империи…// "Русский архив", Т.1, М., 1888, С. 373.

xxx РГАДА. Ф. 23, Д. 13, Ч. 4, Л. 243.

xxxi См.: РГВИА. Ф. 482, Оп. 1, Д. 192, Л. 159 об.; Самойлов К. Заметки о Чечне // "Пантеон" № 10, СПб, 1855. С.33; См., для сравнения известие И.Иванова (Чечня // "Москвитянин", Ч. 1. № 19-20, М., 1851. С.184): "В некоторых больших деревнях было несколько мечетей и несколько мулл; в таком случае один из них обыкновенно выбирался в кадии".

xxxii См.: РГВИА. Ф. 482, Оп. 1, Д. 192, Л. 160; Ахмадов Я.З. К вопросу о социальном строе и общественно-политической обстановке в Чечено-Ингушетии в ХУШ в. // Вопросы истории классообразования и социальных движений в дореволюционной Чечено-Ингушетии (ХУ1 - начало ХХ в.). Сб. статей. Грозный, 1980. С. 57-58.

xxxiii См.: РГВИА. Ф. 482; Оп. 1; Д. 192; Л. 160; АКАК. Т. 4, Тифлис, 1870. С. 891; Сбор этот осуществлялся кадием, который "отделивши часть, следующую бедным, мог все остальное взять себе, не уделяя ничего муллам" (См., И.Иванов. Указ. соч. С. 185-186).

xxxiv См.: РГВИА. Ф. 52. Оп. 2. Д. 32. К. 9. Л. 155 об; там же: Ф. 482, Оп. 1, Д. 192. Л. 160; Иваненков И.С. Горные чеченцы // Терский сборник. В.7, Владикавказ, 1910, С. 88; Ахмадов Я.З. Указ. соч., С. 55.

xxxv См.: РГВИА. Ф. ВУА. Д. 18508, Л. 111; Ф. 482, Оп. 1, Д. 192, Л. 160; Гантемирова Ф.А. Общественно-политический стой и обычное право чеченцев и ингушей (ХУШ в. - первая половина Х1Х в.). Рук. дисс. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 1972, С. 61.

xxxvi АВПИ МИД РФ. Ф. Кабардинские дела, 1755-1757 гг.. Оп. 115/1. Д. 14. Л. 18; 65.

xxxvii См.: РГВИА. Ф. 414. Оп. 1. Д. 300. Л. 64 об.; там же: Ф. 482. Оп. 1. Д. 192. Л. 162; Самойлов К. Указ. соч. С. 32.

xxxviii См.: АВПРИ МИД РФ. Ф. Сношения России с Персией, 1742 г. Д. 5. Ч. 3. Л. 622; там же: Ф. Сношения России с Персией, 1743 г. Оп. 77/1. Д. 3. Л. 8-8 об.; Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. Ч.2. СПб, 1869. С. 220-221; Ахмадов Я.З. Политические взаимоотношения Чечено-Ингушетии с Россией в первой половине ХУШ в. // Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией и народами Кавказа в ХУ1 - начале ХХ в. Сб. статей. Грозный, 1981. С. 64.

xxxix См.: РГВИА. Ф. 482, Оп. 1, Д. 192, Л. 100 об.; АВПРИ МИД РФ. Ф. Кизлярские дела, 1771 г. Кн.2. Л. 148; Вместе с тем, надо учитывать, что Бекей являлся знатным узденем, располагавшим значительным состоянием и большим числом сторонников и родственников.

xl См.: ЦГАРД. Ф. Кизлярский комендант. Д. 2687. Ч. 2. Л. 19; АКАК. Т. 4. С. 839.

xli Юдин П. Лжепророк Ушурма - Ших Мансур. (Из истории религиозных движений на Кавказе). // "Русский архив". Кн. 3. В. 10. М., 1910. С. 218; Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, 1975. С. 96.

xlii См.: АКАК. Т. 1. Тифлис, 1868.С. 716; Иванов И. Указ. соч. С. 184-185; Самойлов К. Указ. соч. С. 32-33.

xliii Ахмадов Ш.Б. К вопросу о социальных отношениях в Чечено-Ингушетии в ХУШ веке // Социальные отношения и классовая борьба в Чечено-Ингушетии в дореволюционный период (Х1 - начало ХХ в.). Сб. статей, Грозный, 1979. С. 58; и др.

xliv См.: Ахмадов Ш.Б. Имам Мансур. Грозный, 1991. С. 62-63; Гапуров Ш.А. Некоторые вопросы историографии движения горцев под предводительством Мансура во второй половине 80-х. гг. ХУШ в. // Вопросы историографии дореволюционной Чечено-Ингушетии. Грозный, 1988. С. 92-93; Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца ХУШ века. М., 2001. С. 394.

xlv Ахмадов Я.З. Указ. соч. С. 395.

xlvi В Нахч-Мохке находилось головное селение общества Элистанджи, выходцы из которого на Чеченской плоскости сохраняли за собой название аула как "родовую" фамилию.

xlvii См.: Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С. 86-87; Беннигсен Александр. Народное движение на Кавказе в ХУШ в. ("Священная война" Шейха Мансура (1785-1791 гг.). Малоизвестный период и соперничество в русско-турецких отношениях). Под ред. В.Г. Гаджиева. Махачкала, 1994. С. 49.

xlviii Гапуров Ш.А., Гадаев В.Ю. Роль имама в освободительном антифеодальном движении горцев под руководством Мансура в конце ХУШ в. // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. Грозный, 1992. С. 31.

xlix См., Джабагиев Вассан-Гирей. Свободный Кавказ. Назрань-Москва. 2007. С. 43.

l См.: Умаров С.Ц., Цицкиева М.О. Ислам на Северном Кавказе в ХVII в. (по сведениям турецкого путешественника Эвлия Челеби) // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. Грозный, 1992. С.24-25; Кидырниязов Д.С., Ш.Ш.Шихалиев. К вопросу о турецком влиянии на распространение мюридизма на Кавказе // Ислам на Юге России: Сборник статей. Астрахань, 2007. С. 24-25.

li См.: Беннигсен Александр. Указ. соч. С. 51; Джабагиев Виссан-Гирей. Указ. соч. С. 49; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С. 256-257.

lii Юдин П. Лжепророк Ушурма - Ших Мансур. (Из истории религиозных движений на Кавказе) // Русский архив. Кн. 3. Вып. 10. М., 1910. С. 218, 223.

liii См.: Из архивных материалов П.Г.Буткова // Россия и Кавказ - сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб, 2001. С. 16; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.91-93; Емельянова Н.М. Мусульмане Осетии: на перекрестке цивилизаций. М., 2003. С. 129.

liv См.: Из архивных материалов П.Г.Буткова. С. 18; Беннигсен Александр. Указ. соч. С. 53-55; Джабагиев Васан-Гирей. Указ. соч. С. 44-45.

lv Лаудаев У. Чеченское племя // Чечня и чеченцы в материалах Х1Х в. Элиста, 1991. С. 103.

lvi См.: АКАК. Т. ХП. Тифлис, 1904. С. 1403. Терещенко А. Лжепророк Мансур // Сын Отечества. № 15. СПб., 1856. С. 64; Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб, 1886. Т.2. С. 87; Скитский Б.В. Социальный характер движения имама Мансура // Известия 2-го Северо-Кавказского пединститута. Т. 18, Орджоникидзе. С. 98.

lvii См.: ЦГАРД. Ф.379. Оп.3. Д.13. Т.1. Л.112; РГВИА. Ф. 52. Оп. 1/194. Д. 350. Ч. 5. Л. 8; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.93.

lviii Акиев В.Х., С.А.Хусаинов. Шейх Мансур как религиозный реформатор // Шейх Мансур и освободительная борьба народов Северного Кавказа в последней трети ХУШ века. Тезисы докладов и сообщений международной научной конференции. Грозный, 1992. С. 14.

lix Умаров С.Ц. "Информационная война" царской администрации на Кавказе в связи с восстанием шейха Мансура // Шейх Мансур и освободительная борьба народов Северного Кавказа в последней трети ХУШ века. Тезисы докладов и сообщений международной научной конференции. Грозный, 1992. С. 28-29.

lx См.: РГВИА. Ф. 52. Оп. 1/194. Д. 350.Ч. 7. Л. 17 об. 18, 28, 47; Из архивных материалов П.Г.Буткова. С. 21-23; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С. 114-141, 149-156.

lxi Смирнов Н.А. Восстание шейха Мансура на Северном Кавказе // Вопросы истории, религии и атеизма. Сб. статей. Т. 1, М., 1950. С. 21-22.

lxii Терещенко А. Лжепророк Мансур // Сын Отечества. № 16. 1856. С. 74; Скитский Б.В. Указ. соч. С. 114.

lxiii ЦГАРД. Ф. 379. Д. 2635. Ч. 2. Л. 106; Юдин П. Указ. соч. С. 224-225. Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.197-198.

lxiv Джабагиев Вассан-Гирей. Указ. соч. С. 50; и др.

lxv Беннигсен Александр. Указ. соч. С. 63.

lxvi См.: Сборник Императорского русского исторического общества. (Далее ИРИО). Т. 47. СПб, 1888. С. 179-181; Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в ХУ1-Х1Х вв. М., 1958. С. 146. Беннигсен Александр. Указ. соч. С. 53-54.

lxvii См.: РГВИА. Ф. 52. Оп. 1/194. Д. 416. Ч. 2. Л. 81-81 об; Из архивных материалов П.Г.Буткова. С.28; Джабагиев Васан-Гирей. Указ. соч. С. 18.

lxviii См.: РГВИА. Ф. 52. Оп. 1/194. Д. 567. Л. 11-11 об.; Потто В.А. Два века Терского казачества. Т.2. Владикавказ, 1912. С. 174; Джабагиев Вассан-Гирей. Указ. соч. С. 49.

lxix ЦГАРД. Ф. 379. Д. 2578. Л. 49.

lxx Кавказский сборник. Т. ХХ1. Тифлис, 1900. С. 405.

lxxi См.: Смирнов Н.А. Указ. соч. С. 160; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.266-267.

Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Дата публикации: 03.01.2014

1 | 2 | 3



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Благотворительность. Братья М. В. и В. Т. Ассевы. Благотворительность и милосердие в г. Тамбове.

Раньше, когда не было ни радио, не телевидения, были люди, о которых другие были наслышаны. Они не афишировали открыто свою деятельность, но сделали многое для родного края и были известны своими благими делами. Лично их знал определённый круг людей. Другие же, видеть их не видели, но слышали и знали о их существовании и деятельности. Эти имена были на слуху, так как они прославились своей деятельностью на благо общества. .

Читать

Атаман Кухаренко в истории моего рода

Летом 2012 года я впервые побывал на родине моей мамы в Харьковской области, повидал многочисленных родственников, посмотрел фамильные фотографии… Мама родилась в посёлке Великий Бурлук Харьковской области на берегу речки Бурлук, которая, по преданию, имеет своё название от слова "бурлюк" тюркского происхождения, что означает "грязь". .

Читать

П.А. Столыпин

Два года назад в нашей стране состоялся телепроект «Имя России». Перед гражданами был поставлен вопрос о том, кто является лучшим деятелем России за всю её историю..

Читать

Зверства фашистов во время оккупации г.Ставрополя

Впервые слово «холокост» я услышал в этом году на уроке истории от учителя. Меня поразила даже та немногая информация, которую мы успели узнать за время урока. Поэтому когда я узнал о возможности подробнее изучить холокост, я решил заняться этой темой..

Читать

Алексеев Леонид Николаевич

Родился 13 декабря 1902 года в городе Луга, ныне Ленинградская область. Умер в Москве 25 декабря 1988 года (86 лет). .

Читать

«Мой город сегодня и вчера»

Мы с родителями часто гуляем в центре нашего города. Больше всего мне нравится бывать в районе Детского парка, летом очень красиво на улице Ленина. Я люблю пройтись по подвесному мосту через Орлик, поглядеть на уток, теснящихся здесь в огромном количестве чтобы полакомиться кусочками хлеба, которые бросают с моста прохожие. Люблю остановиться у места, где Орлик впадает в Оку, известного всем орловчанам как Стрелка, полюбоваться видами города. Ведь именно на этом месте еще в 1566 году по приказу царя Ивана Грозного начали строить деревянную крепость, которая должна была помешать непрошеным гостям из южных степей нападать на Московское государство. И хотя поселения существовали здесь и раньше, именно со дня основания крепости начинается история города на реке Орел (старое название Орлика)..

Читать

Сын великого Онара

Есть в глубинке необъятной России неприметная на первый взгляд деревушка с истинным марийским названием Олыкъял. Дословный перевод на русский – Луговая деревня (олык – луг, ял - деревня). Она расположена в Волжском районе, на стыке двух республик: Марий Эл и Татарстан. Деревня известна тем, что здесь родились и выросли два Героя: Герой Советского Союза Зинон Филиппович Прохоров и Герой России Валерий Вячеславович Иванов..

Читать

Александр Невский: мифы и реальность

Александр Невский – достаточно неоднозначная фигура в истории Руси. Одни считают его героем, другие – предателем. О человеке судят по его делам, так давайте подробнее рассмотрим биографию князя..

Читать

Жандарм – герой войны 1812 года

В отечественной истории, существует множество малоизвестных страниц, одна из них связана с именем И.М. Огарева. Кто он такой? На сей вопрос попытался ответить автор статьи, использовавший при ее написании, не опубликованные ранее материалы Тобольского государственного архива, тем самым попытался разрушить в массовом сознании, и в литературе существующее стереотипное отношение к жандармам. Долгое время их служба освещалась весьма односторонне, обросла массой легенд и нелепостей..

Читать

Альфонс Пастор – прелат Апостольского престола. Часть 1

После вхождения Латвии в состав Советского Союза начались репрессии против многих категорий латышей, в частности, против католических священников. Советские власти использовали репрессии для оказания давления на митрополита А. Спринговича, подвергая аресту его ближайших помощников. Первый арест прел.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter