↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................
Затонувший «Титаник» может исчезнуть к 2050 году
........................

1 | 2 | 3

Глава VI . Исламизация Чечни в XVI-ХVIII вв. как фактор этнической консолидации нахов-чеченцев // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

(Книга)
Раздел: История России
Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Скачать книгу полностью в формате pdf

Оглавление

xxix См.: АВПРИ МИД РФ. Ф.Кабардинские дела, 1720 г. Оп. 115/1, Д. 3, Л. 1; РГВИА. Ф. 482, Д. 192, Л.159 об.; Архив Института рукописей им. К.Кекелидзе Республика Грузия). Ф. Вейденбаум Е.Г. Д. 24. Л. 233; Рук. фонд Института ИАЭ Дагцентра РАН. Ф. 1, Оп. 1, Д. 129, Л. 3 об.; (Фальк). Записки путешествия академика Фалька // "Полное собрание ученых путешествий по России". Т. 6, СПб., 1824, С. 63; Джевдет Паша. Описание событий в Грузии и Черкессии по отношению к Оттоманской империи…// "Русский архив", Т.1, М., 1888, С. 373.

xxx РГАДА. Ф. 23, Д. 13, Ч. 4, Л. 243.

xxxi См.: РГВИА. Ф. 482, Оп. 1, Д. 192, Л. 159 об.; Самойлов К. Заметки о Чечне // "Пантеон" № 10, СПб, 1855. С.33; См., для сравнения известие И.Иванова (Чечня // "Москвитянин", Ч. 1. № 19-20, М., 1851. С.184): "В некоторых больших деревнях было несколько мечетей и несколько мулл; в таком случае один из них обыкновенно выбирался в кадии".

xxxii См.: РГВИА. Ф. 482, Оп. 1, Д. 192, Л. 160; Ахмадов Я.З. К вопросу о социальном строе и общественно-политической обстановке в Чечено-Ингушетии в ХУШ в. // Вопросы истории классообразования и социальных движений в дореволюционной Чечено-Ингушетии (ХУ1 - начало ХХ в.). Сб. статей. Грозный, 1980. С. 57-58.

xxxiii См.: РГВИА. Ф. 482; Оп. 1; Д. 192; Л. 160; АКАК. Т. 4, Тифлис, 1870. С. 891; Сбор этот осуществлялся кадием, который "отделивши часть, следующую бедным, мог все остальное взять себе, не уделяя ничего муллам" (См., И.Иванов. Указ. соч. С. 185-186).

xxxiv См.: РГВИА. Ф. 52. Оп. 2. Д. 32. К. 9. Л. 155 об; там же: Ф. 482, Оп. 1, Д. 192. Л. 160; Иваненков И.С. Горные чеченцы // Терский сборник. В.7, Владикавказ, 1910, С. 88; Ахмадов Я.З. Указ. соч., С. 55.

xxxv См.: РГВИА. Ф. ВУА. Д. 18508, Л. 111; Ф. 482, Оп. 1, Д. 192, Л. 160; Гантемирова Ф.А. Общественно-политический стой и обычное право чеченцев и ингушей (ХУШ в. - первая половина Х1Х в.). Рук. дисс. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 1972, С. 61.

xxxvi АВПИ МИД РФ. Ф. Кабардинские дела, 1755-1757 гг.. Оп. 115/1. Д. 14. Л. 18; 65.

xxxvii См.: РГВИА. Ф. 414. Оп. 1. Д. 300. Л. 64 об.; там же: Ф. 482. Оп. 1. Д. 192. Л. 162; Самойлов К. Указ. соч. С. 32.

xxxviii См.: АВПРИ МИД РФ. Ф. Сношения России с Персией, 1742 г. Д. 5. Ч. 3. Л. 622; там же: Ф. Сношения России с Персией, 1743 г. Оп. 77/1. Д. 3. Л. 8-8 об.; Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. Ч.2. СПб, 1869. С. 220-221; Ахмадов Я.З. Политические взаимоотношения Чечено-Ингушетии с Россией в первой половине ХУШ в. // Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией и народами Кавказа в ХУ1 - начале ХХ в. Сб. статей. Грозный, 1981. С. 64.

xxxix См.: РГВИА. Ф. 482, Оп. 1, Д. 192, Л. 100 об.; АВПРИ МИД РФ. Ф. Кизлярские дела, 1771 г. Кн.2. Л. 148; Вместе с тем, надо учитывать, что Бекей являлся знатным узденем, располагавшим значительным состоянием и большим числом сторонников и родственников.

xl См.: ЦГАРД. Ф. Кизлярский комендант. Д. 2687. Ч. 2. Л. 19; АКАК. Т. 4. С. 839.

xli Юдин П. Лжепророк Ушурма - Ших Мансур. (Из истории религиозных движений на Кавказе). // "Русский архив". Кн. 3. В. 10. М., 1910. С. 218; Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, 1975. С. 96.

xlii См.: АКАК. Т. 1. Тифлис, 1868.С. 716; Иванов И. Указ. соч. С. 184-185; Самойлов К. Указ. соч. С. 32-33.

xliii Ахмадов Ш.Б. К вопросу о социальных отношениях в Чечено-Ингушетии в ХУШ веке // Социальные отношения и классовая борьба в Чечено-Ингушетии в дореволюционный период (Х1 - начало ХХ в.). Сб. статей, Грозный, 1979. С. 58; и др.

xliv См.: Ахмадов Ш.Б. Имам Мансур. Грозный, 1991. С. 62-63; Гапуров Ш.А. Некоторые вопросы историографии движения горцев под предводительством Мансура во второй половине 80-х. гг. ХУШ в. // Вопросы историографии дореволюционной Чечено-Ингушетии. Грозный, 1988. С. 92-93; Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца ХУШ века. М., 2001. С. 394.

xlv Ахмадов Я.З. Указ. соч. С. 395.

xlvi В Нахч-Мохке находилось головное селение общества Элистанджи, выходцы из которого на Чеченской плоскости сохраняли за собой название аула как "родовую" фамилию.

xlvii См.: Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С. 86-87; Беннигсен Александр. Народное движение на Кавказе в ХУШ в. ("Священная война" Шейха Мансура (1785-1791 гг.). Малоизвестный период и соперничество в русско-турецких отношениях). Под ред. В.Г. Гаджиева. Махачкала, 1994. С. 49.

xlviii Гапуров Ш.А., Гадаев В.Ю. Роль имама в освободительном антифеодальном движении горцев под руководством Мансура в конце ХУШ в. // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. Грозный, 1992. С. 31.

xlix См., Джабагиев Вассан-Гирей. Свободный Кавказ. Назрань-Москва. 2007. С. 43.

l См.: Умаров С.Ц., Цицкиева М.О. Ислам на Северном Кавказе в ХVII в. (по сведениям турецкого путешественника Эвлия Челеби) // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. Грозный, 1992. С.24-25; Кидырниязов Д.С., Ш.Ш.Шихалиев. К вопросу о турецком влиянии на распространение мюридизма на Кавказе // Ислам на Юге России: Сборник статей. Астрахань, 2007. С. 24-25.

li См.: Беннигсен Александр. Указ. соч. С. 51; Джабагиев Виссан-Гирей. Указ. соч. С. 49; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С. 256-257.

lii Юдин П. Лжепророк Ушурма - Ших Мансур. (Из истории религиозных движений на Кавказе) // Русский архив. Кн. 3. Вып. 10. М., 1910. С. 218, 223.

liii См.: Из архивных материалов П.Г.Буткова // Россия и Кавказ - сквозь два столетия. Исторические чтения. СПб, 2001. С. 16; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.91-93; Емельянова Н.М. Мусульмане Осетии: на перекрестке цивилизаций. М., 2003. С. 129.

liv См.: Из архивных материалов П.Г.Буткова. С. 18; Беннигсен Александр. Указ. соч. С. 53-55; Джабагиев Васан-Гирей. Указ. соч. С. 44-45.

lv Лаудаев У. Чеченское племя // Чечня и чеченцы в материалах Х1Х в. Элиста, 1991. С. 103.

lvi См.: АКАК. Т. ХП. Тифлис, 1904. С. 1403. Терещенко А. Лжепророк Мансур // Сын Отечества. № 15. СПб., 1856. С. 64; Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб, 1886. Т.2. С. 87; Скитский Б.В. Социальный характер движения имама Мансура // Известия 2-го Северо-Кавказского пединститута. Т. 18, Орджоникидзе. С. 98.

lvii См.: ЦГАРД. Ф.379. Оп.3. Д.13. Т.1. Л.112; РГВИА. Ф. 52. Оп. 1/194. Д. 350. Ч. 5. Л. 8; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.93.

lviii Акиев В.Х., С.А.Хусаинов. Шейх Мансур как религиозный реформатор // Шейх Мансур и освободительная борьба народов Северного Кавказа в последней трети ХУШ века. Тезисы докладов и сообщений международной научной конференции. Грозный, 1992. С. 14.

lix Умаров С.Ц. "Информационная война" царской администрации на Кавказе в связи с восстанием шейха Мансура // Шейх Мансур и освободительная борьба народов Северного Кавказа в последней трети ХУШ века. Тезисы докладов и сообщений международной научной конференции. Грозный, 1992. С. 28-29.

lx См.: РГВИА. Ф. 52. Оп. 1/194. Д. 350.Ч. 7. Л. 17 об. 18, 28, 47; Из архивных материалов П.Г.Буткова. С. 21-23; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С. 114-141, 149-156.

lxi Смирнов Н.А. Восстание шейха Мансура на Северном Кавказе // Вопросы истории, религии и атеизма. Сб. статей. Т. 1, М., 1950. С. 21-22.

lxii Терещенко А. Лжепророк Мансур // Сын Отечества. № 16. 1856. С. 74; Скитский Б.В. Указ. соч. С. 114.

lxiii ЦГАРД. Ф. 379. Д. 2635. Ч. 2. Л. 106; Юдин П. Указ. соч. С. 224-225. Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.197-198.

lxiv Джабагиев Вассан-Гирей. Указ. соч. С. 50; и др.

lxv Беннигсен Александр. Указ. соч. С. 63.

lxvi См.: Сборник Императорского русского исторического общества. (Далее ИРИО). Т. 47. СПб, 1888. С. 179-181; Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в ХУ1-Х1Х вв. М., 1958. С. 146. Беннигсен Александр. Указ. соч. С. 53-54.

lxvii См.: РГВИА. Ф. 52. Оп. 1/194. Д. 416. Ч. 2. Л. 81-81 об; Из архивных материалов П.Г.Буткова. С.28; Джабагиев Васан-Гирей. Указ. соч. С. 18.

lxviii См.: РГВИА. Ф. 52. Оп. 1/194. Д. 567. Л. 11-11 об.; Потто В.А. Два века Терского казачества. Т.2. Владикавказ, 1912. С. 174; Джабагиев Вассан-Гирей. Указ. соч. С. 49.

lxix ЦГАРД. Ф. 379. Д. 2578. Л. 49.

lxx Кавказский сборник. Т. ХХ1. Тифлис, 1900. С. 405.

lxxi См.: Смирнов Н.А. Указ. соч. С. 160; Ахмадов Ш.Б. Указ. соч. С.266-267.

Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Раздел: История России
Дата публикации: 03.01.2014 01:40:16

1 | 2 | 3
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Мои земляки в истории Кубани ( К 75-и летию образования Краснодарского края)

Автором работы проводилось изучение вклада бесскорбненцев в страницы истории Краснодарского края. Наши земляки прославили не только Кубань, но и всю Россию. Для достижения цели работы были собраны биографии знаменитых людях ст. Бесскорбной – И.Д. Фоменко, Г.В. Потоцком, К.И. Деревянко, Д.В. Москалёве,П.Я. Штанько, М.Я. Носулеве, Д.Х. Хотуове, Э.О. Россолове . В ходе исследования были использованы материалы бесскорбненсконо краеведческого музея, интервирование жителей станицы с целью сбора информации, обзор материалов средств массовой информации..

Читать

От училища до гимназии. История одного адреса.

Есть в Нижегородской области небольшой районный город Семёнов. Город немолодой, но и не очень древний. Во многом схожий с десятками и сотнями таких же городков, разбросанных по всей нашей необъятной Родине, но и во многом самобытный, уникальный. Семёнов – родина хохломской росписи – знаменитой на весь мир Золотой Хохломы, – официально признан столицей народных промыслов России. Семёнов – центр старообрядчества на Руси. Знаменитые романы "В лесах" и "На горах" Павла Ивановича Мельникова – это про наш край..

Читать

Доброе имя - лучшее богатство!

Семьдесят лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны. Уходят от нас люди, видевшие страшное лицо войны. А мы можем узнать о тех событиях только из рассказов ветеранов, близких и родных, из книг, художественных фильмов. Мы не должны забыть этот страшный урок истории. .

Читать

Последние залпы войны

Мы как-то привыкли считать днём окончания Большой войны 9 мая. В отношении Великой Отечественной против немецких фашистов – это верно. Однако и после 9 мая Вторая мировая продолжалась. И принимали в ней участие офицеры и солдаты воинских формирований на Дальнем Востоке нашей страны. Бои против японцев были скоротечны, но жестоки. Несмотря на очевидность поражения, Япония не собиралась сдаваться и возвращать захваченные территории. СССР, верный своим обязательствам со странами антигитлеровской коалиции, в августе официально вступил в войну на Дальнем Востоке. .

Читать

Жизнь подарившие детям

С самого раннего детства моя мама мечтала быть учителем. Все, кто её окружал, старались отговорить от этой затеи: учителя в школе, родители и сестра - дома..

Читать

Детство, опаленное войной

В мае 2014 года вся наша огромная страна будет отмечать 69-летие Великой Победы. Известно, что война практически не обошла ни одну семью: уходили на фронт отцы, деды, братья…Оставались работать в тылу матери и сестры… Угоняли в фашистскую неволю молодых девчонок и парней…. Зверствовали немцы в захваченных городах и селах….

Читать

Национальные сокровища с «бохчи»

Впервые эту историю я услышал в нашем школьном этнографическом музее. Она меня очень взволновала. Я рассказал ее дома в своей семье. А от мамы я узнал, что в годы депортации мой народ, крымские татары, потеряли почти всю свою историческое наследие. В мае 1944 года людям, которых под дулом винтовок выводили на железнодорожные станции, позволяли взять с собой только еду и кое-что из вещей. Моя мама мне рассказала, что моя бабушка из всех вещей взяла лишь кусочек хлеба и Коран. В первые годы депортации народ потерял почти половину своего населения. Умирали в первую очередь старики, которые оставались еще носителями культуры..

Читать

История одной награды

Как-то после очередного парада, посвящённого Дню Победы, мы с дедом вернулись домой. Дедушка Абдурешит в своём парадном костюме выглядел молодцом. Ордена и медали говорили сами за себя: в лихие годы войны он с честью выполнил свой долг перед Родиной, внёс свой достойный вклад в дело разгрома фашистской нечисти. .

Читать

Чудо на все времена

Я люблю путешествовать. Несколько раз была в Москве всего на несколько часов. Больше всего запомнилась поездка с тётей. Билеты взяли так, чтобы быть утром в Москве. Рано утром сошли с поезда и сразу в метро до Красной площади. На меня произвело впечатление её величие. Я просто стояла, слушала, как бьют часы, хотелось потрогать кирпич в Кремлёвской стене. Мне кажется, ни в одном городе нет площади такой красоты и строгости..

Читать

Удивительные люди Приморья

Мы с мамой смотрели её фотоальбом, детские и школьные фотографии. Вдруг на пол упала заметка (небольшая вырезка) с районной газеты «Трудовая слава». Фотоэтюд В. Пак, посвящен Международному дню защиты детей, на фотографии с газеты на меня смотрит моя мама. Она еще ребенок, ей не больше 5 лет, сидит на детском аттракционе «Олене» и крепко держит олененка за рога..

Читать



Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter