↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................
Раскрыта жизнь динозавров до падения астероида
........................
Найдено место крупнейшей катастрофы на Земле
........................
В Шотландии нашли клад опального претендента на английский престол
........................
Историки нашли застрявших в древней посуде тысячелетних насекомых с помощью рентгена
........................

Греков Борис Дмитриевич

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Корецкий Артем

В этом 2012 году отмечается 130-летний юбилей рождения знаменитого советского учёного Б.Д. Грекова. Его имя в последние годы стали забывать, что, по-моему, мнению не заслуженно, последний раз крупно историческая наука отметила его юбилей установлением в 1982 году в городе Миргороде ему памятника, с тех пор в 1992, 2002 и 2012 годах эти юбилеи проходят как-то незаметно. А ведь его книгой «Киевская Русь» пользуются студенты уже более 70 лет. О нём уже после его смерти писал академик Д.С. Лихачёв: «Для меня Греков был подлинным главой советской исторической науки, и не только потому, что он занимал в ней высшие административные посты… но и потому, что, благодаря своим научным и моральным качествам, он был в исторической науке самым крупным авторитетом». Он был избран сначала членом-корреспондентом АН СССР в 1934 г., а в следующем году уже стал действительным членом, и оставался им вплоть до самой смерти в 1953 году. По сути дела он возглавлял советскую историческую науку в самоё тяжелое время, когда прошла чистка 1929-30 гг. в отношении старой профессуры и когда только зарождалась новая профессура, которая должна была прийти им на смену. Однако стоит отметить, что он сложился как учёный-историк ещё до 1917 года и тоже принадлежал к старой профессуре. Поэтому стоит осветить именно его становление как учёного до 1917 года.

Родился Борис Дмитриевич 21 апреля 1882 г. в г. Миргороде, в семье мелкого чиновника, служившего по почтовому ведомству — начальником телеграфа (позже он был переведен сначала в г. Холм, а потом в г. Грубешов Люблинской губернии). Он родился в год, когда уже завершились реформы Александра II, и началась полоса реакции в жизни страны. Борис был первым ребенком и единственным сыном у родителей, вслед за ним появились три дочери (Александра, Елена и Полина). Мать, работавшая в библиотеке, умерла в 1894 г., когда будущему историку было около 12 лет. Она осталась в его памяти вечной труженицей, перегруженной обязательствами по отношению к семье и требовательному мужу, что рано подкосило ее силы. Сначала мальчика отдали учиться в прогимназию г. Холма, потом — г. Грубешова.

Первым крупным фактом отразившимся значительно на судьбе будущего историка стала его переписка со студентом-медиком МГУ И.А. Будиловичем, который до этого закончил прогимназию г. Холм. В этой переписке со стороны Будиловича шли вопросы: ««Как жить, как устроиться личностью в обществе?», «Как жить, чтобы совершить благо?», а Греков отвечал на них: «Нельзя, мне кажется, найти более благодарной жизненной задачи, как глаголом жечь сердца людей в том смысле, что подымать силу «высоких чувств, укреплять ум, в познаниях твердый», и объединять такую вообще «приподнятую» жизнь в единстве, сосредоточенности и напряженности деятельности», «бороться с дебрями мракобесия», дорожить «благом народа». Тогда он хотел окончить филологический и медицинский факультеты, чтобы принести пользу социал-демократам в будущем. Этой перепиской заинтересовалась полиция, и он был отчислен из прогимназии города Грубешова на последнем году обучения. Его судьба как учёного находилась под вопросом, так как без окончания прогимназии нельзя было поступить в университет. Поэтому он поехал в город Радом и подал заявление на поступление в последний класс местной прогимназии. Директор готов был его применять только при наличии свидетельства об отличной успеваемости, который был у будущего учёного, и это ему помогло закончить прогимназию.

Далее встал вопрос о университете, для него после конфликта с полицией путь в университеты Москвы и Санкт-Петербурга был закрыт, поэтому он поступил в Варшавский университет. Там он стал учеником известного уже тогда профессора Петрушевского, который оказал большое влияние на будущего учёного. Именно в доме Петрушевского он познакомился с трудами Карла Маркса, а также подружился с другим будущим великим учёным Косминским. По рекомендации Петрушевского Грекова в 1905 году перевели в московский университет, куда Петрушевский и сам перебрался через год. Там его наставником стал Александр Кизеветтер, но всю жизнь Греков переписывался и вспоминал не его, а Петрушевского. Впоследствии, между учителем и учеником шла переписка вплоть до 1940 года с небольшими перерывами. Греков писал Петрушевскому свои впечатления и о сдаче магистерского экзамена по средневековой истории в 1909-1910 гг. и о защите магистерской диссертации в 1914 году.

Вот что он пишет после защиты магистерской диссертации своему учителю: ««Хотел под впечатлением этого письма увидеть Вас, сказать Вам, что если есть в моем труде признаки школы, то этим я обязан исключительно Вам, никому другому. Хотелось побыть с Вами еще несколько часов именно тогда, когда я еще не успел привыкнуть к своему новому званию и когда я еще весь проникнут торжественной обстановкой диспута... Пишу Вам, так как думаю сейчас о Вас, вспоминаю первые встречи, первые работы и пр. и пр.». Впоследствии, до революции он познакомился с будущим цветом советской науки: М.Н. Тихомировым, которому он преподавал историю в старших классах петербургского коммерческого училища, О.А. Добиаш-Рождевственской на защите магистерской диссертации которой он присутствовал.

Во время Первой мировой войны в 1916 году он был командирован в Пермь, где открылось отделение Петербургского университета. После революции он переехал в Таврический университет в Симферополе, где и пробыл до 1921 года. С этим периодом его жизни связано событие, которое ему чуть не стоило впоследствии карьеры. В это время в Крым вступила армия генерала Врангеля и Греков был одним из профессоров, который участвовал в торжественной встрече Врангеля. Впоследствии, в 1930 году ему предъявили обвинение в том, что он служил в 1918-1920 годах в армии Врангеля, но это было неправдой и через 1 месяц и 1 день после ареста, он был выпущен. С 1921 года он работал в Петроградском университете. Его наиболее известными работами являются: «Новгородский дом святой Софии», «Очерки по истории феодализма в России. Система господства и подчинения в феодальной деревне», «Борьба Руси за создание своего государства», «Киевская Русь», «Культура Киевской Руси», «Золотая орда и её падение», «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII века».

Трудно даже представить, как могла бы сложиться жизнь и карьера Грекова, если бы он не переписывался с Будиловичем. Без этой переписки он возможно бы поступил бы не в Варшавский, а в другой университет и не стал бы учеником Петрушевского, и дальше бы его жизнь сложилась бы иначе. В конце жизни академик Греков был депутатом Верховного совета СССР 2 и 3 созыва. Он умер в 1953 году. С его смертью закончилась эпоха в жизни советской науки и одновременно со смертью другого человека закончилась эпоха и в жизни страны. Греков за свою жизнь стал свидетелем 3-х революций, 2-х мировых войн, гражданской войны и других важных событий в истории нашей страны.

 


Дата публикации: 10.11.2012
1



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Причины поражения России в Ливонской войне

На мой взгляд, на поражение России в Ливонской войне повлияло множество факторов. Приводя их, я хотела бы описать альтернативные варианты развития этой войны..

Читать

Образ Б.Н. Ельцина в томских периодических изданиях «эпохи перестройки»

Использование материала местных периодических изданий в научных работах приобретает всё более частый характер, что обусловлено всё более чётким исследовательским поиском, развитием краеведенья как одной из важных составляющих исторической науки, и наконец, методологией: контент и психоанализом. В данной статье автор попробует реконструировать образ первого президента РФ Б.Н. Ельцина на материале томских периодических изданий «эпохи перестройки». .

Читать

Проблема столичного статуса Киева XI-XII веков.

Вопреки широко распространенному представлению о том, что Киев являлся столицей древнерусского государства, имеет место быть утверждение, объясняющее статус Киева как общерусского центра только в качестве митрополии константинопольского патриарха..

Читать

Глава IV. Историческая география и политическая карта Чечни // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

В течение исследуемого времени Северный Кавказ представлял собой весьма сложный, в национальном, политическом и религиозном отношении регион. Многочисленные народы края различались, хотя и не стадиально, в своем социально-экономическом положении и в культурно-общественном развитии..

Читать

Кириллов Василий Васильевич

Воевал с 05.08.1942 по 23.03.1947 года. С августа 1942 года по 9 мая 1945 года прошёл с боями от Ленинграда до Белоруссии и Прибалтики. С августа 1945 по март 1947 года воевал в Японии..

Читать

Моя героиня

4 сентября 1922 года в деревне Русская Луговая Марийской АССР в семье сельских тружеников Стекольщиковых Фёдора Ивановича (1897 г.р.) и Анны Степановны (1896 г.р.) родилась вторая девочка. Дочку назвали Ниной. Родители Нины были колхозниками, трудились не покладая рук, вели домашнее хозяйство, ухаживали за садом-огородом, держали кое-какую живность. Между супругами всегда был лад да согласие, жили они мирно, друг другу были помощниками..

Читать

Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

В данной монографии автор, опираясь на достижения отечественной историографии, выходит на изучение Чечни и ее народа как целостного субъекта истории развивающегося в определенном естественно-географическом пространстве и этническом континууме. .

Читать

План урока по истории - Древняя Русь

План урока по истории - Древняя Русь с презентацией. Автор :Мингалиева Марина Николаевна.

Читать

Оружие Отечественной войны 1812 года

В начале XIX века в Европе, к управлению двумя великими державами пришли Наполеон и Александр I. Один благодаря Великой Французской Революции, другой взошел на престол после убийства Павла I. Несмотря на все желание остаться в стороне от наполеоновских войн, Александр I сделать этого не смог. Поочередное участие в разных коалициях, неудачные военные компании, которые приносили поражение за поражением. И, наконец, Тильзитский мир, за который каждого из императоров нещадно ругали на родине за сдачу интересов своей страны..

Читать

Неизвестный памятник

В сентябре прошлого года, проезжая по ул. Труда, на задворках домов, я увидела какой-то памятник. В интернете, на веб - страничке Миасса, я никакой информации не нашла. Тогда я решила провести исследование, в этом мне помогли мой классный руководитель Сыропятова М.А. и моя семья. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter