В этом 2012 году отмечается 130-летний юбилей рождения знаменитого советского учёного Б.Д. Грекова. Его имя в последние годы стали забывать, что, по-моему, мнению не заслуженно, последний раз крупно историческая наука отметила его юбилей установлением в 1982 году в городе Миргороде ему памятника, с тех пор в 1992, 2002 и 2012 годах эти юбилеи проходят как-то незаметно. А ведь его книгой «Киевская Русь» пользуются студенты уже более 70 лет. О нём уже после его смерти писал академик Д.С. Лихачёв: «Для меня Греков был подлинным главой советской исторической науки, и не только потому, что он занимал в ней высшие административные посты… но и потому, что, благодаря своим научным и моральным качествам, он был в исторической науке самым крупным авторитетом». Он был избран сначала членом-корреспондентом АН СССР в 1934 г., а в следующем году уже стал действительным членом, и оставался им вплоть до самой смерти в 1953 году. По сути дела он возглавлял советскую историческую науку в самоё тяжелое время, когда прошла чистка 1929-30 гг. в отношении старой профессуры и когда только зарождалась новая профессура, которая должна была прийти им на смену. Однако стоит отметить, что он сложился как учёный-историк ещё до 1917 года и тоже принадлежал к старой профессуре. Поэтому стоит осветить именно его становление как учёного до 1917 года.
Родился Борис Дмитриевич 21 апреля 1882 г. в г. Миргороде, в семье мелкого чиновника, служившего по почтовому ведомству — начальником телеграфа (позже он был переведен сначала в г. Холм, а потом в г. Грубешов Люблинской губернии). Он родился в год, когда уже завершились реформы Александра II, и началась полоса реакции в жизни страны. Борис был первым ребенком и единственным сыном у родителей, вслед за ним появились три дочери (Александра, Елена и Полина). Мать, работавшая в библиотеке, умерла в 1894 г., когда будущему историку было около 12 лет. Она осталась в его памяти вечной труженицей, перегруженной обязательствами по отношению к семье и требовательному мужу, что рано подкосило ее силы. Сначала мальчика отдали учиться в прогимназию г. Холма, потом — г. Грубешова.
Первым крупным фактом отразившимся значительно на судьбе будущего историка стала его переписка со студентом-медиком МГУ И.А. Будиловичем, который до этого закончил прогимназию г. Холм. В этой переписке со стороны Будиловича шли вопросы: ««Как жить, как устроиться личностью в обществе?», «Как жить, чтобы совершить благо?», а Греков отвечал на них: «Нельзя, мне кажется, найти более благодарной жизненной задачи, как глаголом жечь сердца людей в том смысле, что подымать силу «высоких чувств, укреплять ум, в познаниях твердый», и объединять такую вообще «приподнятую» жизнь в единстве, сосредоточенности и напряженности деятельности», «бороться с дебрями мракобесия», дорожить «благом народа». Тогда он хотел окончить филологический и медицинский факультеты, чтобы принести пользу социал-демократам в будущем. Этой перепиской заинтересовалась полиция, и он был отчислен из прогимназии города Грубешова на последнем году обучения. Его судьба как учёного находилась под вопросом, так как без окончания прогимназии нельзя было поступить в университет. Поэтому он поехал в город Радом и подал заявление на поступление в последний класс местной прогимназии. Директор готов был его применять только при наличии свидетельства об отличной успеваемости, который был у будущего учёного, и это ему помогло закончить прогимназию.
Далее встал вопрос о университете, для него после конфликта с полицией путь в университеты Москвы и Санкт-Петербурга был закрыт, поэтому он поступил в Варшавский университет. Там он стал учеником известного уже тогда профессора Петрушевского, который оказал большое влияние на будущего учёного. Именно в доме Петрушевского он познакомился с трудами Карла Маркса, а также подружился с другим будущим великим учёным Косминским. По рекомендации Петрушевского Грекова в 1905 году перевели в московский университет, куда Петрушевский и сам перебрался через год. Там его наставником стал Александр Кизеветтер, но всю жизнь Греков переписывался и вспоминал не его, а Петрушевского. Впоследствии, между учителем и учеником шла переписка вплоть до 1940 года с небольшими перерывами. Греков писал Петрушевскому свои впечатления и о сдаче магистерского экзамена по средневековой истории в 1909-1910 гг. и о защите магистерской диссертации в 1914 году.
Вот что он пишет после защиты магистерской диссертации своему учителю: ««Хотел под впечатлением этого письма увидеть Вас, сказать Вам, что если есть в моем труде признаки школы, то этим я обязан исключительно Вам, никому другому. Хотелось побыть с Вами еще несколько часов именно тогда, когда я еще не успел привыкнуть к своему новому званию и когда я еще весь проникнут торжественной обстановкой диспута... Пишу Вам, так как думаю сейчас о Вас, вспоминаю первые встречи, первые работы и пр. и пр.». Впоследствии, до революции он познакомился с будущим цветом советской науки: М.Н. Тихомировым, которому он преподавал историю в старших классах петербургского коммерческого училища, О.А. Добиаш-Рождевственской на защите магистерской диссертации которой он присутствовал.
Во время Первой мировой войны в 1916 году он был командирован в Пермь, где открылось отделение Петербургского университета. После революции он переехал в Таврический университет в Симферополе, где и пробыл до 1921 года. С этим периодом его жизни связано событие, которое ему чуть не стоило впоследствии карьеры. В это время в Крым вступила армия генерала Врангеля и Греков был одним из профессоров, который участвовал в торжественной встрече Врангеля. Впоследствии, в 1930 году ему предъявили обвинение в том, что он служил в 1918-1920 годах в армии Врангеля, но это было неправдой и через 1 месяц и 1 день после ареста, он был выпущен. С 1921 года он работал в Петроградском университете. Его наиболее известными работами являются: «Новгородский дом святой Софии», «Очерки по истории феодализма в России. Система господства и подчинения в феодальной деревне», «Борьба Руси за создание своего государства», «Киевская Русь», «Культура Киевской Руси», «Золотая орда и её падение», «Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII века».
Трудно даже представить, как могла бы сложиться жизнь и карьера Грекова, если бы он не переписывался с Будиловичем. Без этой переписки он возможно бы поступил бы не в Варшавский, а в другой университет и не стал бы учеником Петрушевского, и дальше бы его жизнь сложилась бы иначе. В конце жизни академик Греков был депутатом Верховного совета СССР 2 и 3 созыва. Он умер в 1953 году. С его смертью закончилась эпоха в жизни советской науки и одновременно со смертью другого человека закончилась эпоха и в жизни страны. Греков за свою жизнь стал свидетелем 3-х революций, 2-х мировых войн, гражданской войны и других важных событий в истории нашей страны.
Раздел: История России Дата публикации: 10.11.2012 21:21:32
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Российская империя в Первой мировой войне
Непосредственным поводом к войне стало убийство 28 июня 1914 года в городе Сараево сербским националистом наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда. Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, заручившись поддержкой Германии. В ответ на не принятие Сербией ультиматума Австро-Венгрия объявила ей войну. Германия тоже объявила войну Сербии вслед своего союзника. Россия не могла оставаться в стороне от произошедшего и под давлением своей общественности объявила войну Германии и Австро-Венгрии. Страны Антанты тоже объявили войну Германии и его союзнику. .
Становление и развитие православной школы России до духовно-учебной реформы 1808 года.
С 60-х годов XVIII в. утилитарный взгляд на образование стал постепенно сглаживаться, школы стали понемногу получать общецерковный и общегосударственный характер, не переставая, как и прежде, оставаться школами архиерейскими и специально-сословными, постепенно включаясь в общегосударственную образовательную систему..
Во многом трагична судьба населения нашей страны начала первой половины XX в. Первая мировая война, революции, Гражданская война, коллективизация, репрессии, Великая Отечественная война. Одной из драматичных страниц истории нашего государства являются репрессии 1930-х гг. Жертвами репрессий стали миллионы советских людей, а в подсознании миллионов зародился страх перед режимом. Тоталитарный режим, установленный в советском обществе, полностью устанавливал контроль над людьми..
Рота особого назначения Балтийского флота и ее роль во Второй мировой войне
В летопись истории частей специального назначения нашей страны разведка ВМФ вписала не одну достойную страницу. Нам много, что известно о великих битвах Великой Отечественной войны. Но мы мало, что знаем о подвигах и героических поступках людей, чья деятельность многие годы находилась под грифом секретности. Только спустя десятилетия мы узнаем их имена. .
Глава VII. Борьба трех империй за Кавказ. Политическое положение Чечни в ХVI-ХVII веках // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
В конце XV - начале XVI в. на Северный Кавказ выходят фланги нескольких восточных держав того времени: с запада османы и крымцы, с севера Большая Орда (наследница Золотой Орды) и Астраханское ханство, с юга Сефевидский Иран и грузинские царства (вассалы Турции и Ирана)..
Грузовая работа Амурской железной дороги в военные годы
Преобладающее значение в грузовой деятельности дороги имел транзитный поток грузов, который до ВОВ имел ярко выраженное направление с запада на восток. С начала войны направление транзитного потока резко изменилось, особенно с 1942 года, под влиянием усилившегося импорта грузов из – за границы через Владивосток и резкого сокращения завоза грузов с дороги запада.
Во всем мире усиливается интерес к национальной истории. И в нашей стране, а особенно в последнее время, растет интерес к изучению истории, культуре и традициям. .
Моя семья очень бережно относится ко всему, что касается сохранения памяти наших родных, ушедших из жизни. Все годы мои родители воспитывались в традициях уважения к фотографиям и предметам, несущим семейную историческую ценность. Такие предметы стали нашими семейными реликвиями. .
Через 26 дней после начала великой отечественной войны страна перешла от свободной продажи хлеба и продуктов к карточной системе. Вопрос о хлебе стоял остро везде, в том числе и на Урале. Все понимали, что в хлебе нуждался протянувшийся на тысячи километров фронт, его ждали в городах и посёлках..