↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Грузовая работа Амурской железной дороги в военные годы

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Кальдина А.С.

Амурская железная дорога проходит от станции Ксеньевская, расположенной 54˚ 00 северной широты и 123˚00 восточной долготы, до станции Архара, находящейся на 49˚26ʼ северной широты и 130˚05ʼ восточной долготы.

По административному делению дорога находится на территории Р.Ф. и проходит частью по Забайкальскому краю от станции Ксеньевская до станции Борячка и от станции Борячка до станции Архара – по Амурской области, входящей в состав Хабаровского края. Пролегая параллельно реке Амур, вдоль границы с северной Маньчжурией, Амурская железная дорога вместе с Дальневосточной и Приморской железными дорогами в годы Великой Отечественной войны (ВОВ) имели весьма важное значение в системе обороны Советского Дальнего Востока.

Преобладающее значение в грузовой деятельности дороги имел транзитный поток грузов, который до ВОВ имел ярко выраженное направление с запада на восток. С начала войны направление транзитного потока резко изменилось, особенно с 1942 года, под влиянием усилившегося импорта грузов из – за границы через Владивосток и резкого сокращения завоза грузов с дороги запада (См. Приложение 1).

«В годы Великой Отечественной войны грузооборот резко сократился за счет вывоза и ввоза грузов в пределы дороги, удельный вес которого упал с 19, 7 до 6 %».1

Крупную грузовую работу на дороге выполняли станции Райчиха, Холодный Ключ, Кивда, расположенные на Райчихинской ветви, примыкающей к Буриинскому узлу. Эти станции грузили около 2 – х миллионов тонн в год, 50% которого в основном оседали в Амурской железной дороге и 50% вывозились на Дальневосточную железную дорогу.

По своей сути, Амурская железная дорога в основном была транзитной дорогой, грузовая работа ее была незначительна, «примерно погрузка в среднем в сутки составляла 530-540 вагонов, выгрузка 440-450 вагонов»2. В составе погрузки важнейшими грузами являлись: уголь, лес, строительные материалы, хлеб, зерно.

По данным, приведенных в таблице (См. Приложение 2), можно сделать вывод, что в структуре погрузки дороги за 1940 год, увеличился удельный вес угля на 6, 3% по сравнению с 1939 годом. Однако общий размер погрузки в абсолютных размерах сократился на 8,8% по всем грузам и главным образом, за счет минеральных стройматериалов и леса.

Выгрузка в основном состояла из местных грузов своей погрузки и незначительного прибытия с других дорог: угля, хлеба, дров и прочих грузов.

«Решающими отделениями на дороге являлось Куйбышевское отделение, имевшего погрузку 399 вагонов в среднем в сутки и выгрузку – 275 вагонов. Второе место занимало 5- Шимановское отделение с погрузкой 90 вагонов и выгрузкой – 59 вагонов в среднем в сутки. На остальных 4 отделениях грузовая работа была незначительной»3.

Как уже говорилось, крупнейших погрузо – выгрузочных станций на дороге было 6: Райчиха, Холодный Ключ, Кивда, Благовещенск, Куйбышевка и Чесноковская. Работа их за 1944 г. в общей погрузке составляла 57% и по выгрузке-23%.

По характеру грузовой работы станции Райчиха, Холодный Ключ при расположении на копях Треста «Райчихуголь» и Кивда – Кивдинского Рудоуправления, являлись типичными углепогрузочными станциями.

По станции Райчиха путевое развитие состояло из 3-х приемо-отправочных путей, 4 сортировочных и одной вытяжки.

К станции примыкали подъездные пути треста «Райчихуголь» с трех карьерных направлений, через выставочные пути шахт: Моховая, Духовская и, расположенного непосредственно при станции, Сорочинского угольного карьера.

Общая длина подъездных путей составляли 33 км. Техническое состояние путей было удовлетворительное.

«За 1944 год погрузка на подъездных путях треста составляла 170 вагонов в среднем в сутки и выгрузке – 5 вагонов в среднем в сутки»4.

Непосредственно при станции Райчиха находились вагонные весы и дозировочная площадка треста «Райчихуголь». Они не обеспечивали нормальной работы по перевозке и отрицательно влияли на оборот вагонов, так как при отсутствии вагонных весов на выставочных путях, при одновременном выходе на станцию груженных вагонов со всех направлений, вызывались затруднения с обработкой вагонов на станции, в виду недостаточного ее путевого развития. Эти затруднения могли быть изжиты при постройке вагонных весов трестом у выставочных путей каждого рудника.

Таким образом, преобладающее значение в грузовой деятельности дороги в предвоенные и военные годы имел транзитный поток грузов с запада на восток; крупную грузовую работу на дороге выполняли станции Райчиха, Холодный Ключ, Кивда, расположенные на Райчихинской ветви, примыкающей к Буриинскому узлу; главную роль в экономике района дороги имели – угольная, лесная и лесоперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство с производством зерновых культур. Однако следует помнить, что Амурская железная дорога в основном была транзитной дорогой, грузовая работа ее была незначительна.

 

Библиографический список:

1. Гос. Архив ОАО «РЖД». Паспорт Амурской железной дороги Ф.1., О. 22 Т, Д. 39., Л. 247

2. Гос. Архив ОАО «РЖД». Работа Амурской дороги в период ВОВ 1941-1945. Военно – мобилизационный отдел. Ф. 1., О. 22 Т., Д. 34. Л. 84

3. Гос. Архив ОАО «РЖД». Работа Амурской дороги в период ВОВ 1941-1945. Экономика и мощность дороги. Ф. 1., О. 22 Т., Д. 37. Л. 65

 

Приложение 1

Грузовая деятельность Амурской железной дороги5

 

1940

1941

1942

1943

1944

1945

Прием с Забайкальской

993

842

292

204

203

519

Сдача на Забайкальскую

197

343

260

464

436

377

Прием с

Дальневосточной

318

415

288

475

473

410

Сдача на

Дальневосточную

1054

943

427

346

342

640

 

 

Приложение 2

Погрузка Амурской железной дороги6

 

 

 

Грузы

1938 погружено

1939 погружено

1940 погружено

% к 1939 г.

В тыс. тонн

% к общей погр.

В тыс. тонн

% к общей погр.

В тыс. тонн

% к общей погр.

 

Каменный уголь

1425

25,6

2414

36,3

2565

42, 3

106,3

Лесные материалы

946

17

1044

15,7

870

14,4

83,3

Дрова

485

8,7

559

8,4

534

8,8

95,5

Хлебные грузы

439

7,9

490

7,4

488

8,1

99,6

Стройматериалы

1578

28,.3

1496

22, 5

1016

16,8

68,5

Черные металлы

56, 0

1

61

0,9

41

0,7

67,2

Прочие

643

11,5

588

8,8

542

8,9

92,2

Всего:

5572

100

6652

100

6052

100

91,2

 Примечание

1 Ф. 1. О. 22 Т, Д.37. Л. 13

2 Ф. 1., О. 22 Т., Д. 34. Л. 38

3 Там же, Л. 43

4 Ф. 1. О. 22 Т, Д.37. Л. 26

5 Ф. 1. О. 22 Т, Д.37. Л. 12

6 Ф. 1. О. 22 Т, Д.37. Л. 15


Раздел: История России
Дата публикации: 10.12.2013 21:41:24
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Памятник «Красным мадьярам» на Березовом острове озера Сугомак

Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Из многочисленных кинофильмов перед нами проплывают конармейцы в буденовках, тачанки с пулеметами, юные «неуловимые мстители» и их старшие наставники в кожанках. Героизм, стойкость, подвиги..

Читать

Повседневная жизнь Казани на рубеже 19-20 вв.

Российские города в конце ХIX начале ХX столетия становились социокультурным центром, ярко проявлявшим традиции и одновременно открытым к освоению и интерпретации новаций, что в значительно изменило жизнь провинции. В городской повседневности нашли отражение особенности проводимых в государстве реформ. Рассмотрение общероссийских процессов сквозь призму повседневной жизни конкретного региона позволяет показать разнообразие общеисторического процесса, обогатить историческую науку новыми конкретными фактами и событиями. .

Читать

Социальная однородность советского общества как проблема государственного управления

Вопрос о трансформации социальной структуры общества играл важную роль в коммунистической идеологии. Построение бесклассового общества, в котором отсутствовали бы антагонистические классы, провозглашалось важнейшей целью общества. В. Ленин считал, что главным условием создания бесклассового общества является диктатура пролетариата .

Читать

Мой Танаис

Добрый день! Мой читатель, сегодня я хочу рассказать о земле, воздух которой несет с собой запах свободы, поверь здесь этот запах можно уловить в дуновении ветра, запаха разнотравья, степи, или даже увидеть в раскинутом море травы-ковыля, или в свободном парении орла. И вместе с ним мы подымаемся в высь и видим перед собой холмистую степь разрезанную шрамами оврагов, и склонов, серебристыми ручьями, и реками которые несут свои прозрачные воды в одну великую реку, которая называлась в разное время по разному Гиргис, Танаис, Тан, и наконец Дон, Тихий Дон, эта восхваляемая река от древних греков до викингов несет и поныне свои воды в Азовское море. И сверху она нам кажется украшением этой великой степи, как ожерелье на шеи красивой женщины. .

Читать

Златоустовский (Косотуровский) комбинированный завод Масаловых на Южном Урале в XVIII в.

На Южном Урале во второй половине 18в. бурно развивалась горнозаводская промышленность. Особенностью региона было отсутствие казённого и господство парктикулярного горнозаводского строительства. Крупными горнозаводскими предпринимателями на Южном Урале были тульские купцы Масаловы. Ими было построено 8 горных заводов, в том числе, 2 медеплавильных, 2 доменно-плавильных, 2 молотовых, 1 комбинированный и 1 вспомогательный. Среди заводов наиболее крупным был – Златоустовский. После хозяйственных потрясений и скандального раздела имущества Масаловых Златоустовский завод, находившийся в стадии строительства, достался Максиму Масалову. .

Читать

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) - святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 году (по другим - в 1319 году.) Все даты и основные события жизни преподобного Сергия Радонежского можно назвать «плавающими», т.е. одни и те же события имеют разные даты ( 2-3 года), поскольку в то время не велись записи жизни, а в последствии восстанавливались на основании сведений очевидцев..

Читать

Родом из Карелии

У каждого народа есть выдающиеся люди, которые прославили своей работой, талантом, изобретениями свою страну, край или целую эпоху. Для меня такой человек – Марк Пименович Пименов, мой земляк, который, как и я, родился в вепсском селе Шокша. .

Читать

Будущий прелат. Учёба в Санкт-Петербурге. Часть 3. Учёба в Духовной Академии

Прослеживая судьбу латгальского юноши из крестьянской семьи, статья знакомит с работой католической Духовной Академии в Санкт-Петербурге, с составом воспитанников и преподавателей, акцентируя внимание на выходцах из Латгалии..

Читать

Роль Святого равноапостольного князя Владимира в крещении Руси

При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие христианства. Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в обращении к христианству. .

Читать

Глава VI . Исламизация Чечни в XVI-ХVIII вв. как фактор этнической консолидации нахов-чеченцев // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

До наступления ХУ1 столетия практически все нахское население Северо-Восточного Кавказа от р. Терека на западе до бассейна рр. Аксай-Акташ на востоке, в этнографическом плане являвшееся единообразным, разделяло древние языческие культы, связанные с обожествлением сил природы и поклонением "потусторонним" силам. В общественном сознании горцев господствовала мифологическая картина мироздания..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter