Амурская железная дорога проходит от станции Ксеньевская, расположенной 54˚ 00 северной широты и 123˚00 восточной долготы, до станции Архара, находящейся на 49˚26ʼ северной широты и 130˚05ʼ восточной долготы.
По административному делению дорога находится на территории Р.Ф. и проходит частью по Забайкальскому краю от станции Ксеньевская до станции Борячка и от станции Борячка до станции Архара – по Амурской области, входящей в состав Хабаровского края. Пролегая параллельно реке Амур, вдоль границы с северной Маньчжурией, Амурская железная дорога вместе с Дальневосточной и Приморской железными дорогами в годы Великой Отечественной войны (ВОВ) имели весьма важное значение в системе обороны Советского Дальнего Востока.
Преобладающее значение в грузовой деятельности дороги имел транзитный поток грузов, который до ВОВ имел ярко выраженное направление с запада на восток. С начала войны направление транзитного потока резко изменилось, особенно с 1942 года, под влиянием усилившегося импорта грузов из – за границы через Владивосток и резкого сокращения завоза грузов с дороги запада (См. Приложение 1).
«В годы Великой Отечественной войны грузооборот резко сократился за счет вывоза и ввоза грузов в пределы дороги, удельный вес которого упал с 19, 7 до 6 %».1
Крупную грузовую работу на дороге выполняли станции Райчиха, Холодный Ключ, Кивда, расположенные на Райчихинской ветви, примыкающей к Буриинскому узлу. Эти станции грузили около 2 – х миллионов тонн в год, 50% которого в основном оседали в Амурской железной дороге и 50% вывозились на Дальневосточную железную дорогу.
По своей сути, Амурская железная дорога в основном была транзитной дорогой, грузовая работа ее была незначительна, «примерно погрузка в среднем в сутки составляла 530-540 вагонов, выгрузка 440-450 вагонов»2. В составе погрузки важнейшими грузами являлись: уголь, лес, строительные материалы, хлеб, зерно.
По данным, приведенных в таблице (См. Приложение 2), можно сделать вывод, что в структуре погрузки дороги за 1940 год, увеличился удельный вес угля на 6, 3% по сравнению с 1939 годом. Однако общий размер погрузки в абсолютных размерах сократился на 8,8% по всем грузам и главным образом, за счет минеральных стройматериалов и леса.
Выгрузка в основном состояла из местных грузов своей погрузки и незначительного прибытия с других дорог: угля, хлеба, дров и прочих грузов.
«Решающими отделениями на дороге являлось Куйбышевское отделение, имевшего погрузку 399 вагонов в среднем в сутки и выгрузку – 275 вагонов. Второе место занимало 5- Шимановское отделение с погрузкой 90 вагонов и выгрузкой – 59 вагонов в среднем в сутки. На остальных 4 отделениях грузовая работа была незначительной»3.
Как уже говорилось, крупнейших погрузо – выгрузочных станций на дороге было 6: Райчиха, Холодный Ключ, Кивда, Благовещенск, Куйбышевка и Чесноковская. Работа их за 1944 г. в общей погрузке составляла 57% и по выгрузке-23%.
По характеру грузовой работы станции Райчиха, Холодный Ключ при расположении на копях Треста «Райчихуголь» и Кивда – Кивдинского Рудоуправления, являлись типичными углепогрузочными станциями.
По станции Райчиха путевое развитие состояло из 3-х приемо-отправочных путей, 4 сортировочных и одной вытяжки.
К станции примыкали подъездные пути треста «Райчихуголь» с трех карьерных направлений, через выставочные пути шахт: Моховая, Духовская и, расположенного непосредственно при станции, Сорочинского угольного карьера.
Общая длина подъездных путей составляли 33 км. Техническое состояние путей было удовлетворительное.
«За 1944 год погрузка на подъездных путях треста составляла 170 вагонов в среднем в сутки и выгрузке – 5 вагонов в среднем в сутки»4.
Непосредственно при станции Райчиха находились вагонные весы и дозировочная площадка треста «Райчихуголь». Они не обеспечивали нормальной работы по перевозке и отрицательно влияли на оборот вагонов, так как при отсутствии вагонных весов на выставочных путях, при одновременном выходе на станцию груженных вагонов со всех направлений, вызывались затруднения с обработкой вагонов на станции, в виду недостаточного ее путевого развития. Эти затруднения могли быть изжиты при постройке вагонных весов трестом у выставочных путей каждого рудника.
Таким образом, преобладающее значение в грузовой деятельности дороги в предвоенные и военные годы имел транзитный поток грузов с запада на восток; крупную грузовую работу на дороге выполняли станции Райчиха, Холодный Ключ, Кивда, расположенные на Райчихинской ветви, примыкающей к Буриинскому узлу; главную роль в экономике района дороги имели – угольная, лесная и лесоперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство с производством зерновых культур. Однако следует помнить, что Амурская железная дорога в основном была транзитной дорогой, грузовая работа ее была незначительна.
Библиографический список:
1. Гос. Архив ОАО «РЖД». Паспорт Амурской железной дороги Ф.1., О. 22 Т, Д. 39., Л. 247
2. Гос. Архив ОАО «РЖД». Работа Амурской дороги в период ВОВ 1941-1945. Военно – мобилизационный отдел. Ф. 1., О. 22 Т., Д. 34. Л. 84
3. Гос. Архив ОАО «РЖД». Работа Амурской дороги в период ВОВ 1941-1945. Экономика и мощность дороги. Ф. 1., О. 22 Т., Д. 37. Л. 65
Приложение 1
Грузовая деятельность Амурской железной дороги5
1940
1941
1942
1943
1944
1945
Прием с Забайкальской
993
842
292
204
203
519
Сдача на Забайкальскую
197
343
260
464
436
377
Прием с
Дальневосточной
318
415
288
475
473
410
Сдача на
Дальневосточную
1054
943
427
346
342
640
Приложение 2
Погрузка Амурской железной дороги6
Грузы
1938 погружено
1939 погружено
1940 погружено
% к 1939 г.
В тыс. тонн
% к общей погр.
В тыс. тонн
% к общей погр.
В тыс. тонн
% к общей погр.
Каменный уголь
1425
25,6
2414
36,3
2565
42, 3
106,3
Лесные материалы
946
17
1044
15,7
870
14,4
83,3
Дрова
485
8,7
559
8,4
534
8,8
95,5
Хлебные грузы
439
7,9
490
7,4
488
8,1
99,6
Стройматериалы
1578
28,.3
1496
22, 5
1016
16,8
68,5
Черные металлы
56, 0
1
61
0,9
41
0,7
67,2
Прочие
643
11,5
588
8,8
542
8,9
92,2
Всего:
5572
100
6652
100
6052
100
91,2
Примечание
1 Ф. 1. О. 22 Т, Д.37. Л. 13
2 Ф. 1., О. 22 Т., Д. 34. Л. 38
3 Там же, Л. 43
4 Ф. 1. О. 22 Т, Д.37. Л. 26
5 Ф. 1. О. 22 Т, Д.37. Л. 12
6 Ф. 1. О. 22 Т, Д.37. Л. 15
Раздел: История России Дата публикации: 10.12.2013 21:41:24
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Южное Зауралье в годы Первой мировой войны
Начало августа 1914 года стало трагическим моментом для миллионов людей земного шара, в том числе и для России. Германия объявила войну России. 2 августа германские войска оккупировали Люксембург. Началась война с Францией. Отстаивая свои интересы, объявили войну Германии Англия, Канада, Новая Зеландия и другие страны. Так началась кровавая Первая мировая война. Свою работу хочу приурочить к 100-летию со дня начала Первой мировой войны..
Декабристы С. П. Трубецкой и С. Г. Волконский: жизнь и судьба
14 декабря 2015 года исполнится 190 лет со дня событий, произошедших на Сенатской площади в г. Санкт-Петербурге – восстания декабристов. Почти два столетия назад представители самых известных и знатных дворянских фамилий выступили за реализацию принципов гражданского общества – свободы слова, печати, собраний, передвижений, социальную справедливость, верховенство закона во всех сферах жизни, устранение сословных ограничений. .
Просматривая материалы видеохроники 1945 года, невозможно оставаться равнодушным! Они запечатлели радость победы всего человечества над фашизмом, ликование народа, мчащиеся поезда с солдатами освободителями. Вместе с фронтовиками спешили домой и те, кто был угнан фашистами на принудительные работы в Германию..
Вклад моей семьи в Победу в Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная война – самая тяжёлая и жестокая из всех войн, когда- либо пережитых нашей Родиной. Чем дальше она уходит в историю, тем меньше становится очевидцев страшных событий, тем полнее мы хотим осознать историческое значение свое семьи, как защитников Отечества. .
Дефицит и очереди: как идеология разрушила экономику СССР
Плановая экономика сама порождает дефицит товаров. Государственная машина, в силу неповоротливости бюрократического аппарата, медленно реагирует на изменение спроса. Именно поэтому пропадали из продажи то одни, то другие товары. Однако это не имело значительного влияния на жизнь людей, пока не стало массовым и повсеместным..
В каждой семье есть интересные семейные истории, которые передаются из поколения в поколение. Такие истории существуют и в моей семье. Я хочу рассказать наиболее интересную, на мой взгляд, историю, связанную с жизнью моих предков, которая произошла в прошлом веке. Эту историю мне рассказала моя бабушка Геранина Ольга Ивановна. .
Образ князя Дмитрия Пожарского в патриотическом воспитании студенческой молодежи
В русском национальном самосознании понятие патриотизма связывается с традициями православной культуры и заключается в готовности отказаться от личных благ, пожертвовать всем ради своего Отечества. Так, Патриарх Московский и всея Руси Алексей II отмечал, что патриотизм созвучен православию. .
Вот уже 70 лет прошло с тех пор, как ты не вернулся с фронта. В мае 1943 в нашу семью пришла похоронка со словами: «Пропал без вести» И осталась, дедушка, твоя молодая жена (ей было всего 21 год) с маленьким сыном. Ты из её писем знал, что назвали его Колей, но так и не увидел своего сыночка..