Как-то несколько лет назад к нам приезжали гости из Джанкоя. Как выяснилось, они были земляками нашей семьи ещё по Крыму, а в годы депортации все вместе жили в городе Джума. После обычных расспросов типа: как вы? где вы? как обустроились? Уже было выпито традиционное кофе, на столе стоял свежезаваренный чайник чая с конфетами и печеньем. Женская часть гостей пошла на кухню посудачить о своём о женском, а заодно приготовить обед, в комнате остались дед Абдурешит, гость, которого дед называл просто по имени Нури и я. Я устроился рядом с дедом, готовый выполнить любую его просьбу. И тут началось самое интересное – начались воспоминания. Старики стали вспоминать о своей юности, о жизни в довоенном Акманае, и, конечно же о тех днях, когда они переехали, а вернее вернулись в Крым. Тут гость спросил дедушку Абдурешита:
А ты помнишь, Абдурешит, как мы возвращались в Крым? Ты помнишь те самые первые мгновения, когда ты вступил на крымскую землю.
Дедушка Абдурешит прищурился, улыбаясь чему-то и не торопливо начал свой рассказ. Было видно, что эти воспоминания доставляют ему истинное удовольствие.
В конце 80-ых, - начал дед, - когда полным ходом шла перестройка, крымские татары начали массово возвращаться на свою историческую Родину.
- Дедушка, а, что такое перестройка? – удивлённо спросил я дедушку
- Не перебивай! – сердито сказал он, - и никогда не встревай в разговор взрослых. О перестройке вам расскажут в школе, - назидательно добавил он. Ему не хотелось перебивать свой рассказ, объясняя мне, что такое «перестройка». Затем, собравшись с мыслями, дед продолжил свой рассказ.
- Тогда, если ты помнишь, все разговоры были только о Крыме. Мы, мечтавшие вернуться на Родину, согласны были жить в любой части Крыма: в хуторе, деревне, районом центре, в городе, лишь бы только всё это находилось в Крыму. Как мы завидовали тем своим соотечественникам из числа наших близких, родственников, знакомых, друзей, соседей, которые уже сумели перебраться на Родину. Но мы с женой по известным причинам оставались в Узбекистане – не продавался наш дом.
- А какой у вас в Узбекистане был дом? – опять не удержался я.
- О-о-о! – сказал дедушка, посмотрев на меня, - дом у нас был одним из лучших в Джуме: большой, на две семьи, газифицированный, с ухоженным садом, с высокими виноградниками. Но с отъездом многих крымскотатарских семей, цены на дома упали, за наш дом не давали и полцены его стоимости. Местные знали, что мы всё равно уедем, и они хотели купить его за бесценок. Зная, что в Крыму цены на дома космические, мы ждали более или менее настоящего покупателя. Все наши дети находились уже в Крыму и по телефону торопили, просили быстрей заканчивать дела и ехать в Крым.
- Абдурешит, - перебил деда гость, - а долго вам пришлось ждать? Нашёлся покупатель? Я представляю, что вы тогда переживали…
- Да, Нури, долго. Вы уехали, как мне помниться в 1989 году. Мы устали ждать, и, в конце концов, продали свой дом покупателю, который дал чуть больше, чем предлагали остальные. Я не жалею об этом. За пятьдесят лет, которые мы прожили в Узбекистане, мы многого добились. Наш народ на чужбине сумел выжить, построить дома, родить и поднять на ноги своих детей, дав им образование, сохранить свой язык и культуру. Пятьдесят лет мы прожили в Узбекистане и всё это время мы знали, что живём в гостях, что рано или поздно справедливость восторжествует, и мы вернёмся на землю своих отцов и прадедов…
… И вот наступил тот долгожданный, счастливый день, когда мы сидели в мягких креслах воздушного лайнера «Ту-154» и летели, наконец-то, в Крым. Сколько бессонных ночей, сколько раздумий, сколько переживаний предшествовало этому дню. Да, я знал, что в Крыму меня уже ждут мои дети, что они всё сделают, чтобы мы чувствовали себя там комфортно. Но и, тем не менее, встреча с Родиной через полвека - это не шутка! Я оглядывал пассажиров самолёта, и сердце наполнялось радостью, потому что их большую часть составляли крымские татары. Это было видно по разговорам, звучавшим в салоне на крымскотатарском языке, на головах стариков, как и на мне, были чёрные, серые колпаки (национальные крымскотатарские шапки), на их лицах можно было прочитать, некоторое волнение вперемешку с радостью – ведь они тоже ехали домой! Я сидел и молча, молился, просил Всевышнего о том, чтобы в полёте ничего не случилось. Чтобы мы увиделись со своими детьми, близкими, чтобы Аллах предоставил мне возможность увидеть свою родную деревню Акманай. Аллах услышал мои молитвы. После промежуточной посадки в Минеральных водах, наш самолёт благополучно мягко приземлился в аэропорту города Симферополя.
И вот мы делаем первые шаги по родной земле. Это не забываемые ощущения. Взяв свой багаж, мы вышли из здания аэровокзала, и стали искать глазами сына Абкерима, который должен был нас встретить. Вдруг мы услышали родную крымскотатарскую мелодию песни «Гузель Кърым» (Прекрасный Крым), модную в конце 80-ых, какие-то музыканты исполняли вживую. Особенно выделялась труба. Это было до такой степени неожиданно и приятно, что мы, а вместе с нами и другие крымские татары, только что прилетевшие в Крым, в недоумении, но с улыбками на лицах смотрели в ту сторону, откуда лилась эта мелодия. Все пассажиры, в том числе и мы, подумали, что встречают с музыкой кого-то из крымскотатарских знаменитостей. И каково было моё удивление, когда я увидел, как рассекая идущих навстречу пассажиров, прямо к нам идёт мой сын Абкерим, а рядом с ним идут музыканты, которые уже перешли на крымскотатарский марш. И тут только до меня дошло, что это нас с женой так торжественно встречают. Сердце переполнялось гордостью за своих детей, за себя…Радость встречи описать невозможно, мы еле сдерживали эмоции. Мы, конечно же, обнимались, целовались, нашей радости не было предела! Задавали друг другу дежурные вопросы о самочувствии, о здоровье, хотя всё это было сейчас лишним - радостные лица говорили сами за себя…
Сын тут же познакомил нас со своими друзьями. Встречающие и прилетевшие нашим рейсом пассажиры, останавливались рядом с нами и с улыбкой долго смотрели на нас, потом продолжали свой путь. Затем нас пригласили в микроавтобус, и мы поехали в п.г.т. Сеитлер. Всю дорогу я смотрел в окна и не мог налюбоваться пейзажами Крыма. За окнами стояла глубокая осень. Деревья, которые росли вдоль трассы, полным ходом сбрасывали последние пожелтевшие листья. Вспаханные поля сменялись сёлами, и всё это было до такой степени родным и близким, что хотелось плакать от счастья - это были картины моего родного Крыма. Когда проезжали Карасубазар (ныне Белогорск), я попросил сына остановиться. С этим городом меня ничего не связывало, но я столько слышал об этом древнем городе, что захотелось хотя бы минуту постоять на этой легендарной земле и подышать его воздухом.
И вот наконец-то, мы подъехали к Сейтлеру. Это посёлок городского типа, в котором смогли обосноваться мои дети. Посёлок мне сразу понравился, понравились широкие, озелененные, благоустроенные улицы, аккуратные дома. Со слов сына я знал, что это районный центр, что здесь есть три школы, работает консервный завод, знаменитый на весь Союз, мелькомбинат и другие предприятия. Кроме этого, что не мало важно, есть автовокзал, а рядом находиться железнодорожная станция «Нижнегорский». Машина, в которой мы ехали, сбавила скорость, и медленно свернув к обочине, остановилась на улице Крымской у дома №69. Наш водитель хотел просигналить, чтобы известить ждавших нас домочадцев о нашём приезде, но в эту минуту открылась калитка и к машине бежали мои дети и внуки. Эта встреча прошла гораздо эмоциональнее, чем встреча в аэропорту. Было много слёз радостей. Мы обнимались, целовались, смотрели друг другу в глаза как – будто бы хотели ещё и ещё раз убедиться в том, что мы все вместе и, что мы уже в Крыму!!! Из близлежащих домов, выглядывали соседи, которые улыбаясь, смотрели на нас и радовались вместе с нами, а некоторые из них подошли, поздоровались, и поздравили с благополучным приездом.
Дедушка Абдурешит посмотрел на своего гостя и добавил:
- Знаешь, Нури, из всех дорог самая лучшая дорога, - это дорога домой! Ты согласен со мной?
Раздел: История России Дата публикации: 14.12.2014 10:21:56
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Мой Герой
Старые дома, улицы, фотографии, письма хранят память. Память о тех, кого уже давно нет с нами. Чьи голоса уже забылись, а образы стёрлись. И никогда нам уже не увидеть их. Может быть, прошло уже немало лет, но ведь человек жив, пока жива память о нём, пока в наших сердцах не угасла любовь, пока мы не забыли его. Я часто беру в руки семейный альбом. .
Жемчужина Белозерья (Золотое сечение в памятниках архитектуры г. Белозерска)
Данную работу можно рекомендовать для интеллектуального и художественного развития учащихся как дополнительный материал, который дает возможность увидеть использование «золотого сечения» в практических целях на краеведческом материале..
Во многом трагична судьба населения нашей страны начала первой половины XX в. Первая мировая война, революции, Гражданская война, коллективизация, репрессии, Великая Отечественная война. Одной из драматичных страниц истории нашего государства являются репрессии 1930-х гг. Жертвами репрессий стали миллионы советских людей, а в подсознании миллионов зародился страх перед режимом. Тоталитарный режим, установленный в советском обществе, полностью устанавливал контроль над людьми..
Демянск не забыт: экспедиция поискового отряда «Память»
В августе 2009 г. отряд «Память» Сузановской средней школы Новосергиевского района Оренбургской области принял участие в поисковой экспедиции на территории Новгородской области.
Наша Свердловская область образована в 1934 году, однако более 60 лет никаких символов у нее не было. Первый герб 1997 года на Геральдическом совете при Президенте РФ зарегистрирован не был. Причин основных было несколько: дубовые ветви с лентой, название области на девизной ленте, недопустимые внешние украшения (корона наподобие княжеской)… Всё это не соответствовало канонам геральдики. И только в 2005 году после устранения замечаний герб области, наконец, был утвержден..
Деятельность Нижегородского отделения Татьянинского комитета в годы Первой мировой войны
Как известно, Первая мировая война принесла немало бедствий, как военному, так и мирному населению, экономике России. Все эти проблемы еще больше усугублялись массовым притоком беженцев из западных районов, затронутых военными действиями или мест, соседних с границей военных действий, которые двигались дальше на восток..
Впервые эту историю я услышал в нашем школьном этнографическом музее. Она меня очень взволновала. Я рассказал ее дома в своей семье. А от мамы я узнал, что в годы депортации мой народ, крымские татары, потеряли почти всю свою историческое наследие. В мае 1944 года людям, которых под дулом винтовок выводили на железнодорожные станции, позволяли взять с собой только еду и кое-что из вещей. Моя мама мне рассказала, что моя бабушка из всех вещей взяла лишь кусочек хлеба и Коран. В первые годы депортации народ потерял почти половину своего населения. Умирали в первую очередь старики, которые оставались еще носителями культуры..
Отечественной войны 1812 года в творчестве И.А.Крылова
Кому из нас не знакомы басни дедушки Крылова? Ещё до школы мы слушали поучительные истории о лентяйке Стрекозе и Муравье, о Слоне и Моське, о Мартышке и очках, о Коте и Поваре, о Лебеде, Щуке и Раке. Слушали и учились жить. Однако, повзрослев и познакомившись более подробно с творчеством И.А.Крылова, я открыл в нём - историка. Да, именно, историка, потому что в произведениях великого баснописца нашли своё отражение события Отечественной войны 1812 года, двухсотлетие которой мы отмечаем в этом году..