Для дворянской культуры понятие чести - куда более глубокое и важное, чем для представителей других сословий. Честь - это не просто репутация, это самоощущение человека, взаимодействие его с обществом, доброе имя и достоинство. Бесчестный человек - изгой общества, опозоренный, пристыженный и лишенный морального права на многие вещи. Тонкости светского этикета, сложность взаимоотношения между полами и обязанность следовать обязательствам до самого конца часто могли стать причиной того, что одного человека обвиняли в бесчестье, что было сродни смертельному оскорблению или приговору.
Для решения вопросов чести дворянство могло прибегнуть либо к дуэли, либо к суду. К последнему институту прибегать считалось позорным, так как многие дела, связанные с вопросами чести, могли скомпрометировать третьих лиц. Кроме того, русский обычай, уходящий корнями в средние века, считал поединок одним из достоверных способов отстоять свое право. "Правда" Ярослава Мудрого и "Судебник" Ивана Грозного указывают судебный поединок, как способ выяснения правды. В основе судебного поединка лежала искренняя вера в то, что Бог не допустит поражения правого.
Правила российской дуэли Ещё со времен Петра I дуэли находились под строжайшим запретом. Тот, кто нарушал его, согласно Воинскому артикулу, подлежал повешению. Запрет был связан в первую очередь с тем, что участниками дуэли почти всегда были офицеры дворянского происхождения, убивая друг друга они не только вредили своим семьям, но и государству. Из-за запрета государства на дуэли, правила их проведения сильно разнились.
Согласно сложившемуся обычаю, оружие почти всегда было огнестрельным, а дистанция не превышала десяти шагов, что не позволяло промахнуться. В отличие от европейской дуэли, где расстояние было не меньше тридцати шагов, а солдаты старой закалки могли использовать холодное оружие, исход русской дуэли был виден уже на этапе жеребьевки, кто первый стреляет, тот и прав. Подобная позиция как раз исходила из убеждения, что удача и Бог всегда на стороне правого. Европейцы называли дуэли в Российской империи «узаконенным убийством».
Организацией дуэлей занимались секунданты, дуэлянтам нельзя было общаться и взаимодействовать друг с другом, так как это могло повлиять на ход сражения. Дуэлянты должны были хранить случившее в тайне, а также ответственно подойти к делу. Уклонение от дуэли означало бесчестье, ровно, как и опоздание больше чем на 15 минут.
В отличие от европейских дуэлей, где секундант мог вмешаться в дуэль и нанести удар или сделать выстрел, в России секунданты выполняли роль независимых судей и наблюдателей, они почти никогда не вступали в бой. Единые правила проведения дуэлей появились только в XIX веке, когда стало очевидно, что запреты на дуэли не действуют, а молодые офицеры чаще всего гибнут вместе, один от руки победившего, другой от собственной руки или от ответной пули. Были созданы дуэльные клубы, которые тщательно следили за соблюдением правил поединка, были созданы дуэльные кодексы.
Концепция дуэли Многие писатели и философы негативно отзывались о дуэлях, как о бессмысленном кровопролитии, однако в то же время, многие из них поражались и даже восхищались смелостью дуэлянтов. Причина такого противоречия заключалась в самой идеи дуэли - проявляя храбрость, дуэлянт сталкивался лицом к лицу с опасностью, возможностью умереть, что в глазах окружающих очищало его. Подобное понятие очищение через храбрость пришла с полей сражений, где храбрость - это проявление чести, а трусость - бесчестья.
Стоит заметить, что дуэли были не единственным способом показать честь через храбрость, знаменитая русская рулетка, возникшая в среде офицеров, также призвана продемонстрировать достоинства человека, не боящегося заглянуть в глаза смерти.
Раздел: История России Дата публикации: 25.07.2020 20:51:16
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Тайна царской семьи
Семья Романовых всегда была на виду, ничто не ускользало от зоркого ока многочисленных придворных, всё должно быть пристойно, всё-таки царская семья. Но были в истории Романовых и тайны, которые скрывались, не предавались громкой огласке. Одной из таких страниц была судьба великого князя Николая Константиновича Романова..
Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) - святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 году (по другим - в 1319 году.) Все даты и основные события жизни преподобного Сергия Радонежского можно назвать «плавающими», т.е. одни и те же события имеют разные даты ( 2-3 года), поскольку в то время не велись записи жизни, а в последствии восстанавливались на основании сведений очевидцев..
С самого раннего детства моя мама мечтала быть учителем. Все, кто её окружал, старались отговорить от этой затеи: учителя в школе, родители и сестра - дома..
Во многом трагична судьба населения нашей страны начала первой половины XX в. Первая мировая война, революции, Гражданская война, коллективизация, репрессии, Великая Отечественная война. Одной из драматичных страниц истории нашего государства являются репрессии 1930-х гг. Жертвами репрессий стали миллионы советских людей, а в подсознании миллионов зародился страх перед режимом. Тоталитарный режим, установленный в советском обществе, полностью устанавливал контроль над людьми..
Едва успокоилось Чёрное море, как «заштормило» в редакциях английских газет и журналов… И было отчего! Комендант Балаклавского порта Л. Г. Хите сообщил адмиралу Э. Лайонсу о гибели только ОДНОГО судна - «Принца»! Почему? Падкие до сенсаций газетчики тут же нашли ответ: стихия поглотила денежное довольствие всего экспедиционного корпуса! Сумма, покоящихся на дне сокровищ, возрастала из года в год и от издания к изданию..
Деятельность Нижегородского отделения Татьянинского комитета в годы Первой мировой войны
Как известно, Первая мировая война принесла немало бедствий, как военному, так и мирному населению, экономике России. Все эти проблемы еще больше усугублялись массовым притоком беженцев из западных районов, затронутых военными действиями или мест, соседних с границей военных действий, которые двигались дальше на восток..
Человек Сталинграда или невымышленная жизнь незабытых людей
Наименее освещенной в свете современной исторической науки является проблема воспроизводства и сохранения региональной истории и культуры, которая весьма значительно влияет на современные региональные национально-этнические, социальные, экономические и политические процессы. Государственническая школа исторических исследований повсеместно искоренила понятие личности и ее значимости в недавней ретроспективе. .
Прожив около полутора месяцев в деревне Пасторы, Альфонс поехал не в Режицу, куда командировал его митрополит Эдуард Ропп, а в Ликсну. И обратился там к Антонию Спринговичу, исполнявшему в это время обязанности Генерального викарного по Латвии Каноник А. Спрингович дал указание Альфонсу выехать в Варково и временно служить викарным в местной церкви. Настоятелем её числился Иоанн Казенас, но в то время он на месте отсутствовал. .