↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Живопись Феофана Грека

(Сочинение)
Раздел: История России
Автор: Скрипниченко Радомир Викторович
Автор: Скрипниченко Радомир Викторович учащийся 8 «А» класса МБОУ СОШ № 8 ст. Новорождественской, Руководитель: Коваль Т.Э., учитель музыки

Феофан иконник Грегин философ.

Умом дальняя и разумная обгадываше.

Епифаний Премудрый.



Я хочу рассказать вам историю, которую слышал от одного знакомого художника. Она передавалась из века в век, из уст в уста. Эта история о великом иконописце, философе и творце Феофане Греке.

Давным-давно, в одна тысяча четыреста пятом году, когда часть России была под властью монголов, но народ начал воздвигать свое будущее, шел молодой художник по Москве. Он искал Благовещенский собор, потому что слышал, что там работает великий Феофан Грек. После долгих поисков, парень нашел собор и увидел, как на его ступенях сидит седой старик с красивым греческим профилем. Он смело подошел к старику и спросил: «Скажи, добрый человек, где мне найти Феофана Грека? Хочу проситься к нему в ученики». «А что ты умеешь?»- последовал вопрос. Парень вытащил из холщевой торбы несколько набросков. Старик долго и внимательно рассматривал работы юного творца. Особый стиль, умение выражать свои мысли и чувства в картинах - все это напомнило ему себя в молодости. « Хорошо, я возьму тебя в ученики. Но это будет долгий и нелегкий путь»,- изрек он. И тут молодой художник понял, что перед ним сам Феофан Грек. « А каков был твой путь, мастер?»- спросил он. И Феофан рассказал ему историю свой жизни.

« Родился я в одна тысяча триста сороковом году в Византии. За это меня на Руси и прозвали Греком. Около сорока лет я странствовал по разным городам. За это время успел расписать много церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате, и в Кафе. Но монахи не признавали моего искусства. Они считали, что творчество должно быть безличным. В нем не должно быть ничего человеческого и земного. Мои творения трактовались, как « беспорядочное движение образами святых». Поэтому я без сожаления покинул те края и в тысяча триста семидесятом году приплыл с торговым судном на Русь, и поселился в Новгороде. Я увидел народ, который возрождал свою культуру. Я увидел город, украшенный храмами, сияющими белизной своих стен и золотом куполов. Вдохновился обновленным движением в православии, где господствовали покой, безмолвие, отрешенность и начал работать. По заказу боярина Василия Даниловича и горожан я расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Во снах и вовремя медитации мне открывался Божественный свет. Проявление этого света, как особой благодати, вкладывал в разные эмоциональные состояния образов святых. « Царство Божие внутрь человека есть», - эту идею я воплотил в работе. В алтарном куполе я написал Христа Вседержителя в окружении четырех серафимов. Фигуре Спасителя я придал внушительные размеры, чтобы каждого вошедшего в церковь он подавлял своей мощью. В простенках- праотцы Авель, Адам, Ной, Сих, Енох; пророки Илия и Иоанн Предтеча. В камере - богословы и столпники. На алтарном столбе я написал фигуру Богородицы. А на сводах и станах изобразил « Крещение», « Рождество Христово», « Проповедь Христа апостолам», « Сошествие в ад». В своих работах я хотел создать мир, полный драматизма: святые суровы и замкнуты, они сосредоточены на молитве. Обилием ярких и сочных красок я подчеркнул их огромную силу и энергию. А белила, нанесенные мазками вокруг глаз, придают им особую выразительность. Это была кропотливая, но очень интересная работа, которая длилась в течение всего лета.

Следующая моя работа была в Переславле - Зелесском, где московские князья восстановили собор Спаса Преображенского. Они попросили написать для него икону. Я посвятил ее празднику « Преображения Господня». В эту работу я постарался вложить особый смысл. Человек должен стремиться к пониманию божественных откровений, и знать, что воскресение существует. На иконе я изобразил Христа в сияющем небесном свете в окружении апостолов. Илий и Моисей явились на место события, где происходит восхождение на Фаворскую гору и схождение с нее Иисуса с учениками. А в нижней части иконы написал упавших ниц Петра, Иоанна и Иакова. Их образам я придал различное эмоциональное состояние. Петр открыто смотрит на чудо, с восхищением. Иоанн открыл лицо, но еще не решается смотреть на Учителя. А вот Иаков в страхе закрыл лицо руками. Дух его слаб, и он еще не готов к прозрению.

Затем для Успенского собора в Коломне, построенного накануне знаменитой Куликовской битвы русским князем Дмитрием Иоанновичем в тысяча триста восьмидесятом году, я написал двустороннюю икону. На одной стороне образ Богоматери с младенцем. На другой - икона « Успение». На ней запечатлена траурная обстановка: прощание с усопшей. Небесные силы исполнены в приглушенных теплых, темных тонах. В центре иконы я написал чудесно явившегося Христа в золотых одеждах и огненно - крылом серафимом над головой. Его величественная фигура превышает всех своими размерами. Этим я хотел показать, что он не принадлежит миру земному. А свеча, стоящая перед одром Богоматери, указывает путь к Светочу мира.

Вот так, постепенно, к тысяча триста девяностому году я переехал в Москву по приглашению князя Дмитрия Донского. И живу здесь уже около десяти лет. У меня появилась собственная мастерская, а вместе с ней единомышленники и ученики. В одна тысяча триста девяносто пятом году вместе с Семеном Черным и учениками мы расписали церковь Рождества Богородицы. Через четыре года – московский Архангельский собор. Выполняли и некоторые светские заказы: фрески для терема князя Василия Дмитриевича, а на каменной стене дворца Владимира Храброго ( двоюродного брата Дмитрия Донского) Москву написал. Здесь же, в Москве, я познакомился очень умным и талантливым человеком – Епифанием, инком Троице - Сергиева монастыря. Часто вели с ним приятные беседы о живописи и философии. И вот уже почти год я руковожу росписями Благовещенского собора. Мой ученик, Андрей Рублев, работает над иконами, изображающие праздники. А я пишу иконы другого ряда: « Спас», « Богоматерь», « Иоанн Предтеча», « Архангел Гавриил», « Апостол Павел», « Иоанн Златоуст», «Василий Великий». Весь иконостас имеет общий замысел и строгую гармонию. В центре я написал грозного судия – Спаса, восседающего на троне. С обеих сторон к нему подходят святые , которые молят Христа за грешное человечество. Все изображенные святые – могучи и индивидуальны в своем облике. В каждом выражен свой характер: В образе Богоматери- больше тепла, В Архангеле Гаврииле – мягкости, в мудром апостоле Павле – спокойствия. Все фигуры я написал в своей живописной манере и выделил их на сияющем золотом фоне четким силуэтом. Для придачи особой торжественности мной были использованы более яркие тона декоративных красок: белоснежный хитон Христа, бархатисто – синий мафорий Богоматери, зеленые одежды Иоанна. Эта работа – итог всей моей жизни. Годы берут свое. Но есть люди, которые продолжат мое дело – это мои ученики. Я много с ними работал, охотно передавал свой опыт. Возможно, и вы, мой друг, станете одним их них».

Я так и не узнал, стал ли этот молодой художник одним из знаменитых учеников Феофана, история об этом умалчивает. И как сложилась в дальнейшем судьба самого Феофана Грека, какими последними были его работы и где провел мастер последние годы своей жизни – неизвестно. Единственный документ, дошедший до наших дней, письмо Епифания своему другу преподобному Кириллу Белозерскому. Оно датировано около одна тысяча четыреста тринадцатого года и заключает в себе драгоценные данные о жизни великого иконописца.

К сожалению, у меня нет возможности посмотреть на работы Феофана Грека наяву. Но то, что я увидел в книгах и интернете меня поразило. Когда смотришь на иконы и фрески великого мастера, то погружаешься в то духовный мир, который создал художник. Они заставляют задуматься над главными вопросами: кто мы есть такие и в чем смысл нашей жизни? Они указывают путь, к которому должен стремиться человек. А еще эти работы наделены высшей и чудесной силой. Царь Иван Четвертый высоко чтил икону « Богоматерь Донская». Он молился перед ней, заручаясь поддержкой с выше. И брал ее с собой, когда отправлялся в поход.

Русские люди вообще любили Феофана Грека. Их поражали его ум и образованность, снискавшие ему славу мудреца и философа. Поражало и то, что работая, он никогда не сверялся с образцами. Творил непринужденно, свободно, не заглядывая на подлинники. Писал Феофан не в уединении, а на публике, как блестящий артист – импровизатор. Он собирал вокруг себя толпы поклонников, с восхищением взиравших на его скоропись, одновременно занимая зрителей затейливыми рассказами о чудесах Константинополя.

Немногие работы Феофана Грека сохранились. Фрески в церкви С паса Преображения в Новгороде были открыты только в тысяча девятьсот двенадцатом году. Они – единственные дошедшие до наших времен работы, имеющие документальное подтверждение. Но многие « открыватели» фресок были безграмотны в этом отношении. Они сбивали штукатурку в церкви и погубили безвозвратно часть фресок. К раскрытию работ приступили опытные мастера реставрационной мастерской. Первоначальная кремлевская церковь Рождества Богородицы не сохранилась. Феофановские фрески были сбиты до камня и вновь перештукатурены в первой половине девятнадцатого века. Первоначальный Архангельский собор и роспись Благовещенского собора до нас также не дошли. Но искусство великого Феофана Грека и память о нем всегда будет жить в сердцах русских людей. « Преславный мудрец, философ зело хитрый …… и среди живописцев – первый живописец»,- так назвал Феофана Епифаний Премудрый.    


Раздел: История России
Дата публикации: 19.11.2013 00:46:32
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Крестьянское восстание 1921 года на территории Южного Зауралья

В наше время в обществе проявляется интерес к прошлому страны, своего города, семьи. У человека,не интересующегося своей историей,нет будущего.На мой взгляд, человек должен знать историю своего родного края, где он живет, где жили его родные и близкие..

Читать

«Краткое пособие по русской истории» В.О. Ключевского для изучения концепции исторического развития в школьных курсах.

В последние годы в историко-образовательной среде отмечается повышенный интерес к историографическому наследию выдающегося русского историка Василия Осиповича Ключевского. Но пока нет специальных работ, посвященных его школьно.

Читать

Заключение // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

Подводя итоги данного исследования, следует отметить, что исторический путь чеченского народа на протяжении трех веков (XVI XVIII вв.) был отмечен, прежде всего, расширением географической среды его обитания и завершением культурно хозяйственного освоения ареала заключенного между вершинами Кавказского хребта на юге и равнинным течением Терека на севере, бассейном Ассы верхнего течения Терека на западе и бассейном рр.Аксай Акташ на востоке..

Читать

История двух фотографий

В детстве я любила рассматривать старые фотографии, которые хранились в нашей семье. Моё внимание особенно привлекали два изображения, о них я хочу рассказать в своём сочинении. На первой фотографии изображена семейная пара – это Анна и Михаил Петровы, мои родственники (Приложение 1). Они проживали в городе Санкт-Петербурге и занимались прибыльным бизнесом – торговали Кузнецовским фарфором. Завод товарищества Кузнецова был основан в 1832 году Т. Я. Кузнецовым в пустоши Дулево. Кузнецовский фарфор отличался высоким качеством и красивым декором, изделия из него были очень популярны и имелись почти в каждой русской семье .

Читать

А.Г. Габричевский: жизнь в полоску.

Наша работа посвящена замечательному человеку, который стал нам, по существу, родным, - Александру Георгиевичу Габричевскому (1891-1968). К сожалению, сейчас, в XXI веке, о нём мало кто знает..

Читать

Исторические и культурные памятники родного города

В мире есть много удивительных и интересных стран. Есть много красивых и современных годов. В небольшой суверенной республике Беларусь есть прекрасный город Могилёв, в котором я живу..

Читать

Загадочные черемисы

Наши предки – славяне, забираясь в глухие леса, на берега волжских притоков, волей-неволей были вынуждены соседствовать с теми, кто обосновался здесь до них. Вновь прибывшие всегда ценили опыт предшественников, перенимая от них навыки, обычаи и старательно запоминая странные для русского уха названия. Эти названия и сегодня остаются как памятные знаки о древнейших временах и о людях, живших до нас на этой земле. .

Читать

Дети-герои в Великой Отечественной войне

Но 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война и на хрупкие детские плечи легла тяжесть невзгод и бедствий военных лет. В суровые годы войны, дети не оставались в стороне, а принимали активное участие в достижении победы. И вклад детей в победу был очень весом. .

Читать

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) - святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 году (по другим - в 1319 году.) Все даты и основные события жизни преподобного Сергия Радонежского можно назвать «плавающими», т.е. одни и те же события имеют разные даты ( 2-3 года), поскольку в то время не велись записи жизни, а в последствии восстанавливались на основании сведений очевидцев..

Читать

Военное меню

Через 26 дней после начала великой отечественной войны страна перешла от свободной продажи хлеба и продуктов  к карточной системе. Вопрос о хлебе стоял остро везде, в том числе и на Урале.  Все понимали, что в хлебе нуждался протянувшийся на тысячи километров фронт, его ждали в городах и посёлках..

Читать



Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter