Раздел: История России Автор: Носенко Анастасия Автор: Носенко Анастасия, МБОУ СОШ № 73 г. Краснодара, Руководитель – Королева Евгения Игоревна
С фигурой Ивана Грозного связанно много противоречий. В то время как одни, преклоняясь пред его величием, старались оправдать Иоанна в тех поступках, которые назывались и должны называться своими очень нелестными именами, другие хотели отнять у него всякое участие в событиях, которые дают его царствованию беспрекословно важное значение.[1]
О временах правления Ивана Грозного осталось всего 7 документов, не вызывающих сомнений в подлинности – это письма к правителям, другие же содержат множество поправок или существуют уже в редакции 17-18 веков. Среди подлинных документов нет не указа об опричниках, ни завещания, и интереснее всего то, что завещания других московских правителей сохранились. Многие историки считают, что большинство сведений об Иване Грозном - миф, вымысел его врагов, которые клеветали на него. Основные сведения, на которые опираются историки, принадлежат Н.М.Карамзину, который буквально описал царя как кровавое чудовище, опять же основываясь на лживых историях недоброжелателей. И именно версия Карамзина стала настоящим свидетельством истории, не смотря на возражение, что написанное можно считать лишь за литературу, а не достоверную историю. Среди неприятелей царя были некоторые западные европейцы и князь Курбский, на сочинениях которых и основана большая часть ранних свидетельств о жестокости царя, многие из которых употреблял Карамзин.
Иван IV рос в атмосфере дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мнительности и расчетливости.
16 января 1547 в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.
Иван Грозный пытался создать новый тип государственности, для этого ему пришлось пойти на беспрецедентные меры, одна из которых была опричнина.Об опричнине много спорили историки разных поколений. Так как подлинных документов об опричнине не сохранилось, историки могут только предполагать. Главенствует мнение, что опричнина вовсе не была проявлением жестокости царя, а теория борьбы государственного и родового начал. Грозный, которого некоторые историки считают воплощением абсолютизма, на самом деле, несмотря на все свои жестокости, был одним из русских государей, наиболее чутким к народной воле. Желая оградить народ от хищений бояр, царь учредил систему областного самоуправления.[2] По мнению С.М.Соловьева: «Опричнина была учреждена, потому что царь заподозрил вельмож в неприязни к себе и хотел иметь при себе людей преданных ему. Напуганный отъездом Курбского и протестом, который тот подал от имени всех своих собратий, Иоанн заподозрил всех бояр своих и схватился за средство, которое освобождало от необходимости постоянного ежедневного общения с ними». Считают, что царь на все поступки опричников смотрел сквозь пальцы, не уделяя им должного внимания, из-за этого вскоре все вышло из-под контроля. Опричники стали отходить от обязанностей и делать ужасные вещи. Царю не удалось вовремя остановить их, и последствия стати не обратимые. Казнить людей стали сотнями, тысячами и царь мало ведал их делами. Хотя, возможно, что не было столь огромного количества казненных людей, а это всего лишь очередная ложь. Так или иначе, опричнина все же существовала, было ли это организацией жестокой или же они просто выполняли, то для чего были созданы - неизвестно. И вряд ли когда-нибудь будет, так что это нельзя считать за подтверждение его кровожадности и бесчеловечности.
Убийство Иваном Грозным своего сына было принято считать бесспорным фактом, хотя нет ни одного документа подтверждающего эту версию. Есть мнение, что его оклеветал иезуит Антонио Поссевино (1534-1611) – папский представитель, который прибыл в Москву в 1582 году для переговоров. Одной из задач было – добиться уступок от Ивана Грозного, подчинить Русскую Церковь Папе Римскому. Но надежды папы и старания Поссевино не увенчались успехом. Иван Грозный отклонил споры о вере и соединении Церквей, не позволил строить на Руси латинские церкви. Миссия провалилась, взбешенный Поссевино по злобе своей сочинил миф о «грозном» православном царе - сыноубийце. Так же то, что Иван не убивал своего родного сына и наследника доказывает исследование останков царевича. Так же считается что данный факт, просто был умышленно придуман Карамзиным в угоду оправдания правления Романовых, незаконно сваливших с царского трона чету Рюриковых. Поэт и фантазер Карамзин, элегантно сочинил сказку о злодейском поведении Ивана Грозного (после 240 лет прошедшего события). Ну как же, после такой кровавой басни, да ещё потом обрисованной в жесточайшей картине Репина — не возненавидеть Род Рюриковых. Получается, что правильно их заменили Романовы. Это же — грех великий ДетоУбийство. Таким не место на троне Властителя над русскими!
Иван Васильевич стал, пожалуй, самой спорной и противоречивой личностью в истории. Мнения разделяются на два фронта, одни считают, что он был жестоким, бессердечным тираном убивал людей без причины и то, что его правление стало самым кровавым временем в истории Руси. Другие верят в то, что Иван IV был самым обычным правителем, без необъяснимой жестокости, и все что о нем говорят как о человеке беспощадном ложь, выдумки недругов. Скорее всего, это навсегда останется загадкой, которая со временем обрастет все новыми и новыми легендам.
Список использованной литературы
1. Соловьев С. М. История России с древнейших времен, т. 7 // http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/soloviev/solv07p1.htm
2. Воейков Н. Н. Церковь, Русь и Рим // http://www.dorogadomoj.com/dr89voe/dr89voe00.html
3. Карамзин Н. М. История государства Российского, том 8, глава 1 // http://www.bibliotekar.ru/karamzin/63.htm
4. Иван IV (Грозный)-первый российский царь. Историография проблемы. // http://his95.narod.ru/lec7_1.htm
Раздел: История России Дата публикации: 14.12.2013 23:13:56
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Товарный дефицит в СССР: обострение проблемы в 1960-х — начале 1980-х гг. в ракурсе истории повседневности
В данной статье рассматривается отражение проблемы товарного дефицита в СССР в обращениях и жалобах граждан, направленных в правительство страны. Особое внимание обращается на отношение населения к причинам товарного дефицита, ухудшению экономической ситуации, несоответствие официальной пропаганды и реальной действительности..
Знаете ли Вы хотя бы одного ребенка, который не играл бы в детстве в куклы? Наверное, нет! Ведь кукла во все времена была самой желанной игрушкой любой девочки. У меня за семнадцать лет собралась большая коллекция кукол, со многими из них связаны особые воспоминания, яркие события моей жизни..
Праздники в церковных школах в дореволюционной России
Частью воспитательного процесса в церковных школах в дореволюционной России являлись праздники. Ежегодными во многих начальных обазовательных учреждениях духовного ведомства были праздники Рождества и 11 мая - в честь первых славянских учителей Св. Кирилла и Мефодия. В честь первого устраивались елки..
Семья Романовых всегда была на виду, ничто не ускользало от зоркого ока многочисленных придворных, всё должно быть пристойно, всё-таки царская семья. Но были в истории Романовых и тайны, которые скрывались, не предавались громкой огласке. Одной из таких страниц была судьба великого князя Николая Константиновича Романова..
Образ князя Дмитрия Пожарского в патриотическом воспитании студенческой молодежи
В русском национальном самосознании понятие патриотизма связывается с традициями православной культуры и заключается в готовности отказаться от личных благ, пожертвовать всем ради своего Отечества. Так, Патриарх Московский и всея Руси Алексей II отмечал, что патриотизм созвучен православию. .
Моя семья очень бережно относится ко всему, что касается сохранения памяти наших родных, ушедших из жизни. Все годы мои родители воспитывались в традициях уважения к фотографиям и предметам, несущим семейную историческую ценность. Такие предметы стали нашими семейными реликвиями. .
Жемчужина Белозерья (Золотое сечение в памятниках архитектуры г. Белозерска)
Данную работу можно рекомендовать для интеллектуального и художественного развития учащихся как дополнительный материал, который дает возможность увидеть использование «золотого сечения» в практических целях на краеведческом материале..
Наши предки – славяне, забираясь в глухие леса, на берега волжских притоков, волей-неволей были вынуждены соседствовать с теми, кто обосновался здесь до них. Вновь прибывшие всегда ценили опыт предшественников, перенимая от них навыки, обычаи и старательно запоминая странные для русского уха названия. Эти названия и сегодня остаются как памятные знаки о древнейших временах и о людях, живших до нас на этой земле. .
Глава VI . Исламизация Чечни в XVI-ХVIII вв. как фактор этнической консолидации нахов-чеченцев // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках
До наступления ХУ1 столетия практически все нахское население Северо-Восточного Кавказа от р. Терека на западе до бассейна рр. Аксай-Акташ на востоке, в этнографическом плане являвшееся единообразным, разделяло древние языческие культы, связанные с обожествлением сил природы и поклонением "потусторонним" силам. В общественном сознании горцев господствовала мифологическая картина мироздания..
Война – это страшное испытание, в котором проверяется на прочность любовь к Родине. Люди встают на защиту Отечества, отдавая за него и за будущее своих детей жизни. Двадцать второе июня тысяча девятьсот сорок первого года. Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. .