↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Найден пролежавший 400 лет на морском дне легендарный корабль
........................
Названа настоящая родина домашних лошадей
........................
Надпись из прошлого предупредила о климатической катастрофе в Египте
........................
Причины гибели «Титаника» нашли в космосе
........................
Лицо древнеегипетского мальчика восстановили по портрету
........................

1 | 2

Загадка старой фотографии

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Веселова Ирина Юрьевна
Руководитель: Веселова Елена Владимировна, учитель истории, обществознания, географии

Этим летом в старом семейном альбоме я увидела фотографию, которая привлекла мое внимание.

Старая, пожелтевшая от времени фотография на паспарту, по виду очень старая. Моя бабушка сказала мне, что на фотографии запечатлен её родной дед Мигунов Михаил Петрович.

Я решила узнать, когда и где сделана эта фотография, выяснить основные факты биографии моего прапрадеда, установить связь между фактами биографии прапрадеда и событиями в истории страны, участником которых он непосредственно являлся.

Я хочу доказать, что история страны отражена в истории каждой отдельной личности, в истории каждого человека, который живет в этой стране, работает, растит детей, являясь непосредственным участником тех событий, из которых и складывается история страны.

Цель работы: дать объективную оценку роли и места обычного человека в формировании истории страны.

Задачи:

  1. Изучить факты биографии моего прапрадеда Мигунова М.П.

  2. Изучить события в истории нашей страны, связанные с фактами биографии моего прапрадеда и, особенно, с периодом появления фотографии, хранившейся в семейном архиве.

  3. Установить связь между фактами биографии Мигунова М.П. и событиями истории нашей страны.

Для достижения своей цели и решения задач, поставленных мной в начале работы над темой, я использовала такие методы:

  1. Изучение и анализ воспоминаний моей бабушки Розановой Н.Н. о судьбе и фактах биографии моего прапрадеда Мигунова М.П.

  2. Изучение фотографии из семейного архива, установление истории её происхождения.

  3. Изучение материалов по истории нашей страны.

Значение моей работы в том, что через историю повседневной жизни человека, через его судьбу можно проследить судьбу всей страны.

 

Служба на императорском флоте.

 

Изучив воспоминания моей бабушки Розановой Нины Николаевны, я установила, что мой прапрадед Мигунов Михаил Петрович родился в 1888 году в починке Панино Кузьминской волости Кологривского уезда Костромской губернии (ныне – это Межевской район Костромской области) в крестьянской семье.

В 1909 году Мигунов М.П. был призван на военную службу и попал служить на флот.

В конце 19 века, с 01 января 1874 года в Российской империи проводилась военная реформа. В рамках этой реформы был принят закон о всеобщей воинской повинности, по которому в русскую армию призывались молодые мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста независимо от сословий. Срок действительной службе в пехоте был установлен в 6 лет и 9 лет пребывания в запасе, на флоте – 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. На протяжении последующих десятилетий в закон вносились изменения, в результате чего в начале двадцатого века срок службы на флоте составлял пять лет, и ещё пять лет демобилизованный моряк находился в запасе.

Соответственно, я установила, что срок срочной службы Мигунова М.П. на флоте – с 1909 по 1914 годы.

На фотографии прапрадед запечатлен в форме матроса российского императорского флота. На бескозырке можно прочитать название корабля – «Бакан» (Приложение 1).

Насколько же удивительной была судьба этого корабля, на котором служил мой прадед!

Проработав ряд материалов по данному вопросу, я выяснила, что судно «Бакан» было построено в 1896 в Санкт-Петербурге, на Галерном острове, по типу минного транспорта "Алеут". Водоизмещение судна - 885,2 тонн, мощность машин - 835 лошадиных сил, скорость - 11,3 узлов, вооружение - четыре орудия, из них два орудия калибра 47-мм, два – калибра 37-мм (Приложение 2).

26 февраля 1898 года «Бакан» отправился в свое первое плавание в Северный Ледовитый океан «на охрану промыслов морского зверя, проведения гидрографических работ и обслуживания маяков».1

С 1909 года «Бакан» - посыльное судно Балтийского флота.

Много славных дел, для нужд российской науки исполненных, на счету этого маленького корабля. Видели его юкагиры у неприветливого Югорского Шара, и ненцы на Новой Земле, и поморы у скалистых берегов Мурмана. Неоднократно «Бакан» принимал участие в экспедициях на о. Шпицберген, а в 1913 году «Бакан» привлекался для поисков сведений об экспедициях Г. Я. Седова и В. А. Русанова.

Но описание далеких берегов и установка на безжизненных, сливающихся с низким небом мысах да островах навигационных знаков была далеко не первая и далеко не самая главная из задач корабля... На «Бакан» была возложена, как на единственное в этих отдаленных водах русское вооруженное судно, задача крейсирования с целью охраны российского рыболовства и зверобойных промыслов. В летнюю пору оно несло охрану рыбных промыслов в Северном Ледовитом океане, от границы с Норвегией до льдов Карского моря, и по всему Белому морю, южнее мысов Святой Нос и Канин Нос, а зимой мирно базировалось на внутреннем рейде Либавы (Приложение 3).

 

Участие в первой мировой войне на русском Севере.

 

Мой прапрадед отслужил срочную службу, но не успел демобилизоваться, поскольку летом 1914 года началась Первая мировая война.

Так случилось, что к началу войны единственным военным кораблем на Кольском Севере был «Бакан». 17(30) июля 1914 года «Бакан» стоял в гавани Александровска (ныне город Полярный Мурманской области), «команда устроила прощальный обед, готовясь отбыть к берегам Новой Земли. Получив сигнал о мобилизации, судно направилось в Архангельск».2 По пути в Архангельск«Бакан»встретил 9 германских торговых пароходов, беспечно следовавших вдоль Мурманского побережья на запад. «Бакан» задержал и конвоировал их, приведя «добычу» в Архангельск.

Архангельский губернатор Бибиков С.Д. созвал совещание, на котором принято решение преградить вход в порт неприятелю. Оборону Архангельска с моря возглавил капитан второго ранга Поливанов С.М., командир «Бакана».

«К концу 1914 г. при подходе к Архангельскому порту были организованы следующие меры защиты: на о. Мудьюг устроен наблюдательный пункт; фарватер перекрывали минные заграждения, у Лапоминки была установлена батарея из снятых с «Бакана» орудий. Все суда, входящие в порт, проходили предварительный досмотр. Для экстренной связи между городом, островом Мудьюг, маяками и несущим дозор судном «Бакан» было устроено телефонное сообщение». 3

«Бакан» нес дозор близ Архангельска до конца навигации 1914 года.

«Уже первый месяц войны показал, что Русский Север оказался единственным открытым для сношения с союзниками районом, поскольку Черное и Балтийское моря оказались закрытыми неприятельским флотом. В ближайшие недели после начала войны приступили к очищению фарватера от затопленных судов и к дноуглубительным работам, чтобы облегчить вход в гавань. На первый план встал вопрос об обороне Архангельского порта и охране морского пути в Англию и Америку».4

К навигации 1915 года на «Бакан» были установлены два дополнительных орудия (Приложение 4).

Появление в 1915 г. в Белом море германских мин, на которых подрывались торговые суда, заставило Морское министерство приступить к организации «Партии траления Белого моря». Помощь со стороны Англии, к которой неоднократно обращалась Россия, была эпизодической и крайне слабой. Было принято решение, что траление, охрану коммуникаций и оборону побережья Северного Ледовитого океана и Белого моря необходимо обеспечивать силами русского флота, не полагаясь на англичан.

Постепенно происходило формирование военно-морских сил русского Севера. Летом 1915 года был создан «Отряд кораблей особого назначения», куда вошло и судно «Бакан». К 1916 году отряд пополнился новыми кораблями и имел в своем составе 9 посыльных судов и 6 транспортов. Третьего июня 1916 года Отряд переформирован во Флотилию Северного Ледовитого океана, которая «осуществляла меры оборонительного характера, главным образом, по защите морских сообщений».5К концу 1917 г. во флотилии СЛО числилось 99 боевых и вспомогательных кораблей, в т.ч. 1 линейный, 2 крейсера, 6 миноносцев, подводная лодка, 17 посыльных судов, 44 тральщика, минный заградитель, 5 сторожевых кораблей, 7 гидрографических судов, 3 транспорта, 10 портовых судов и 2 морских ледокола. 6

Исходя из этих данных, многие авторы книг по истории Кольского Севера, - например, Кузнецов А.А, Дворжицкий Ю.К. и другие - считают, что история Северного флота началась именно с посыльного судна «Бакан», ведь именно «Бакан» был первым кораблем Флотилии Северного Ледовитого океана, из которой потом сформирован Северный флот!

До окончания Первой мировой войны «Бакан» принимал участие в организации обороны северных морских рубежей, в основном в районе близ Архангельска. Собственно, и фотография, которая побудила меня написать эту работу, была сделана в Архангельске. При увеличении в правом нижнем углу на фото виден штамп фотоателье Якова Лейцингера, одного из самых известных в начале XX века фотосалонов Архангельска.

 

После революции 1917 года.

 

Из воспоминаний моей бабушки я узнала, что во время революционных событий 1917 года мой прапрадед был от имени команды «Бакана» командирован в Петроград «… посмотреть своими глазами, что там за революция такая…». Семейная легенда гласит, что ему вместе с приятелем Лёней удалось успешно добраться до Петрограда, они даже побывали в Смольном и видели В.И. Ленина. Сам прапрадед так рассказывал бабушке об этом событии: «Идем мы с Лёней по коридору Смольного, вижу я, что навстречу идет человек невысокого роста, Лёня дергает меня за рукав и шепчет: «Смотри, смотри, Ленин!». А он услышал, что матросы о нем шепчутся, подошел, улыбнулся: «Что, морячки, Ленина охота поглядеть?»

В 1918 году прапрадед Миша демобилизовался, вернулся домой, построил дом, женился. Поскольку в то время ему уже было более тридцати лет, женился Михаил Петрович не на молоденькой девушке, а на вдове, Меньшиковой Дарье Ивановне, моей прапрабабушке. У Дарьи Ивановны было трое детей от первого брака. В браке с прапрадедом Мишей у них родилось двое детей – Алексей и Ольга (моя прабабушка).

В конце 1920-х годов, когда в стране началась коллективизация, прапрадед Миша был одним из тех, кто создавал колхозы на родной Межевской земле. До начала Великой Отечественной войны Мигунов М.П. был председателем колхоза в своем селе. Он попросил освободить его от должности председателя лишь по причине своей тяжелой болезни. Однажды ночью в колхозный амбар залезли воры, сторож – старый дед – прибежал к прапрадедушке Мише за помощью, прапрадед побежал спасать колхозное добро и был тяжело ранен, злоумышленник ударил его топором в живот. Прапрадед после этого долго болел и уже не мог выполнять обязанности председателя колхоза. Тем не менее, до конца жизни он по мере сил продолжал работать, чтобы кормить семью, держал корову, овец, свиней, разводил пчел, выращивал на огороде овощи.

Моя бабушка вспоминает, что прапрадед Миша до конца жизни сохранил военную выправку, несмотря на то, что в старости у него сильно болели ноги, ходил он всегда прямо, гордо держал голову.

Всегда Мигунов Михаил Петрович помнил и о морском братстве, о своих соратниках (Приложение 5). Когда по радио передавали запись песни «Варяг», он вставал по стойке смирно и подпевал голосу из репродуктора, при этом из глаз его текли слезы.

Умер прапрадедушка Миша в 1970 году в возрасте восьмидесяти двух лет. На память о нем осталось несколько фотографий в семейном альбоме и теплые воспоминания его детей, внуков и правнуков (Приложение 6).

 

Заключение.

 

В ходе выполнения работы я подтвердила свою гипотезу о том, что любое историческое событие связано с действиями и поступками непосредственных участников этого события, следовательно, история страны отражена в истории жизни каждого человека.

Факты биографии моего прапрадеда подтверждают, что обычный человек может оставить значительный след в истории страны, ведь он был непосредственным участником событий, которые нашли отражение в истории, и мог оказывать влияние на ход этих событий.

Вместе с другими членами экипажа судна «Бакан» прапрадед Миша принимал участие в исследованиях островов Северного Ледовитого океана, в поиске пропавших полярных экспедиций, в охране морских промыслов на северных рубежах нашей страны.

Мигунов М.П. принимал непосредственное участие в боевых действиях по защите города Архангельска со стороны моря в период первой мировой войны.

Совершенно удивительным показался мне тот факт, что мой прапрадед, родившийся в Костромской губернии, нёс службу на Кольском Севере, там, где сейчас живу я вместе со своей семьей, он видел те же сопки, те же скалы, те же волны Баренцева моря – вот она, связь поколений!

Моя работа может быть интересна моим одноклассникам и всем, кто интересуется историей нашей страны.

Информацию, содержащуюся в моей работе можно использовать на классных часах и других мероприятиях в разделе патриотическое воспитание с целью организации работы по истории Мурманской области и Кольского Севера.

Лично для меня значение моего исследования – в сохранении памяти о моем прапрадеде Мигунове Михаиле Петровиче. Я твёрдо убеждена, что нужно помнить своих родственников, я никогда не буду среди «иванов, не помнящих родства» и передам информацию о своем прапрадеде своим детям, чтобы и они гордились своим предком.

Я планирую продолжить работу над созданием жизнеописания моего прапрадеда Мигунова Михаила Петровича, чтобы сохранить память о нем. Тем более, что не все загадки старой фотографии удалось разгадать – на фотографии прапрадед Миша запечатлен с двумя наградами на форменке, но сведений о них в семейных архивах не сохранилось. Сведения о наградах и более подробную информацию о службе прапрадеда на «Бакане» я планирую отыскать в судовых журналах «Бакана», которые находятся в Российском государственном архиве ВМФ, в фонде 1186.

 

Литература:



  1. Дворжицкий Ю.К. В Архангельске в начале первой мировой войны. Морской сборник. 1943. Вып.1 №1.

  2. Зырянов П.Н. История России. 1861-1917. – М., «Терра», 1998.

  3. Масленников Б. Морская карта рассказывает. – М., 1986.

  4. Корабли и вспомогательные суда советского ВМФ (1917–1927). – М., 1981.

  5. Кузнецов Л. А. Война на Северном морском театре 1914–1918. Сборник. СПб., 2003.

  6. Попов Г. П., Давыдов Р. А. Морское судоходство на Русском Севере в XIX – нач. XX в. Кн. 1. – Екатеринбург; Архангельск, 2002.

  7. Трошина Т.И. Великая война и Северный край. Европейский Север России в годы Первой мировой войны. Архангельск, 2012

 

Приложение 1

 

 

 

Фотография из семейного архива

 

Мигунов Михаил Петрович, 1888-1970 г.г.  Снимок сделан в г. Архангельске, в период первой мировой войны.

 

Мигунов Михаил Петрович, 1888-1970 г.г.

Снимок сделан в г. Архангельске, в период первой мировой войны.

 

 

 

Приложение 2

 

 

Историческая справка о судне «Бакан»

 

Бакан - воен. транспорт (до 1909). Построен в 1896 на Невском заводе (СПб.).

Технические характеристики: водоизмещение – 883 т, дл. – 56,4 м, шир. – 10 м, мощность – 835 л. с., скорость – 11,3 уз., запас хода – 1950 миль, экипаж – 69 чел. Вооружение: 2 – 47-мм, 2 – 37-мм орудия; с 1915 – 2 – 75-мм, 4 – 47-мм, 1 пулемет.

До 5 дек. 1916 – в составе БФ.

С 1898 – использовалось для охраны промыслов от браконьеров в Баренцевом и Белом морях, других операций (гидрографическая съемка, градусное измерение и исследование Шпицбергена в 1899–1900 экспедицией РАН, обслуживание маяков, поиск экспедиций Седова Г. Я. и Русанова В. А. в 1913, и т. п.).

В Первую мировую войну (командир - капитан 2-го ранга Поливанов С. М.) участвовало в организации обороны северных морских рубежей, положив начало созданию Флотилии СЛО;

В 1918–1920 – гидрографическое судно в составе Флотилии СЛО; с 1921 – в Архангельском порту на хранении.

В 1924 – разобран.

Именем «Бакана» названы бухта на Шпицбергене, рейд на Новой Земле и стамик в Онежском заливе Белого моря.

 

Приложение 3

 

 

Документальные свидетельства славной биографии судна «Бакан».



foto2

ТЕЛЕГРАММЫ

АРХАНГЕЛЬСК. Возвратился с крейсерства у западных берегов Новой Земли транспорт «Бакан», достигший на севере Оранских островов, где встретил ледяные поля, и Прокофьева мыса. Найдены свежие следы пребывания норвежских промышленников: дома, промысловая добыча, запасы соли и провизии. Людей не оказалось. Промысловая добыча доставлена в Архангельск.

 

foto3

 

ПЕТЕРБУРГЪ

(По телефону).

Охрана северных промыслов.

Для охраны наших северных промыслов командируется в воды Северного Ледовитого океана военный транспорт «Бакан». Находящийся же во Владивостоке военный транспорт «Колыма» послан для охраны котиков от хищнических набегов американцев и японцев. Район крейсерства этого последнего транспорта: Охотское море, Берингов пролив и Командорские острова.

 

Выписка из приказа по морскому ведомству

192 от 20 ноября 1900 года.

 

«....В мае месяце текущего года на Шпицберген отправились вновь суда экспедиции, и в числе их вторично участвовал транспорт «Бакан».

Несмотря на то что уже в широте Медвежьего острова был встречен довольно густой лёд, суда экспедиции достигли русской зимовки, спустя 60 часов по выходу из Тромзэ.

Надвинувшиеся с северо-востока массы полярных льдов большую часть полярного лета составляли непреодолимую преграду для плавания от Медвежьего острова до Шпицбергена, а также у южной оконечности последнего в Стурфиорде, где предполагалось продолжение работ по градусным измерениям прошлого года.

Только благодаря особой настойчивости и преданности делу русских моряков, членам экспедиции удалось достигнуть целого ряда новых пунктов и произвести на них предположенные работы.

Автор: Веселова Ирина Юрьевна
Дата публикации: 02.05.2015

1 | 2



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

История швейной машины «NAUMANN»

Во многих семьях есть швейные машины, на которых умелые хозяйки занимаются рукоделием. Наша семья не исключение. Шить любит моя бабушка – Петрищева Татьяна Станиславовна, которая живёт в посёлке Нижний Одес. На ней моя мама шила платья для моих кукол. Сейчас эта машина редко используется, потому что нет необходимости. Мне стало интересно узнать, почему бабушка так бережно относится к этой семейной реликвии, как она попала в нашу семью. Оказывается, это очень интересная история. .

Читать

Ветеран живет рядом

Великая Отечественная Война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей. Она коснулась не только взрослых, но и детей. За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети - от малышей до старших школьников - сполна испытали все её тяготы и ужасы..

Читать

Златоустовский (Косотуровский) комбинированный завод Масаловых на Южном Урале в XVIII в.

На Южном Урале во второй половине 18в. бурно развивалась горнозаводская промышленность. Особенностью региона было отсутствие казённого и господство парктикулярного горнозаводского строительства. Крупными горнозаводскими предпринимателями на Южном Урале были тульские купцы Масаловы. Ими было построено 8 горных заводов, в том числе, 2 медеплавильных, 2 доменно-плавильных, 2 молотовых, 1 комбинированный и 1 вспомогательный. Среди заводов наиболее крупным был – Златоустовский. После хозяйственных потрясений и скандального раздела имущества Масаловых Златоустовский завод, находившийся в стадии строительства, достался Максиму Масалову. .

Читать

История и экономическая политика Казахстана в рамках Таможенного Союза.

В начале февраля нынешнего года состоялось расширенное заседание правительства, на котором президент Н. А. Назарбаев, обеспокоенный недостатком внешних инвестиций, пригрозил отправить правительство в отставку, если этот вопрос не будет решен. Президент решил делать ставку на развитие обрабатывающей промышленности, индустриализацию, а также на развитие малого и среднего бизнеса..

Читать

Дефицит и очереди: как идеология разрушила экономику СССР

Плановая экономика сама порождает дефицит товаров. Государственная машина, в силу неповоротливости бюрократического аппарата, медленно реагирует на изменение спроса. Именно поэтому пропадали из продажи то одни, то другие товары. Однако это не имело значительного влияния на жизнь людей, пока не стало массовым и повсеместным..

Читать

К вопросу о нахском этномассиве на Кавказе (I-ХIII ВВ.)

Хронологические рамки настоящей статьи мотивированы тем обстоятельством, что «аланская» эпоха на Северном Кавказе начавшаяся в первые века новой эры и характерная определенной стабилизацией и положительной динамикой этнополитического и хозяйственного развития заканчивается с татаро-монгольским нашествием. В течение ХШ в. происходит коренное изменение этнополитической картины в регионе Кавказа и Восточной Европы вследствие ордынского (монгольского) завоевания. .

Читать

Опорный край державы

2012-й год был годом 200-летия Отечественной войны 1812 года, которая завершилась победой русского народа над французскими завоевателями. Еще в начале учебного года я увидел в школьном музее выставку «Недаром помнит вся Россия…», которая меня очень заинтересовала. Так я впервые узнал о событиях двухсотлетней давности, начал читать книги об Отечественной войне 1812 года и её героях..

Читать

О чём может рассказать пуговица

Большинство из окружающих нас вещей придумано так давно, что теперь уже никто не может сказать точно, когда именно это произошло. Так случилось и с пуговицей, которая сопровождает нас всю жизнь. Обычная пуговица - простая и привычная для нас деталь одежды. Но и эта мелочь, в нашем понимании, способна так или иначе повлиять на мировую историю..

Читать

«Благоверный правитель» (на примере Николая II)

На рубеже XIX-XX веков Российская империя была одной из крупнейших стран мира. Она занимала второе место в мире по размерам территории и третье место – по численности населения. Продолжалась модернизация – процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, который охватывал все сферы жизни общества..

Читать

Морские оформительские таможенные процедуры по Новоторговому уставу 1667 г.

История становления портовых таможен в России представляет значительный интерес с различных позиций, в том числе с позиции изучения истории таможенной службы, так как в то время как большинство таможен было ориентировано на внутреннее обложение, портовые таможни изначально были ориентированы на регулирование внешней торговли. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter