↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

В Крыму нашли сбитый 80 лет назад штурмовик «Ил-2»
........................
Большие потери во время Первой мировой войны объяснили аномальной погодой
........................
Люди использовали освежитель воздуха еще в XIII веке
........................
На месте разрушенной церкви нашли сохранившуюся мозаику
........................
Найден пролежавший 400 лет на морском дне легендарный корабль
........................

Заключение // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

(Книга)
Раздел: История России
Автор: Ахмадов Явус Зайндиевич
Скачать книгу полностью в формате pdf

Оглавление

Ахмадов Явус Зайндиевич, д.и.н., профессор

Подводя итоги данного исследования, следует отметить, что исторический путь чеченского народа на протяжении трех веков (XVI XVIII вв.) был отмечен, прежде всего, расширением географической среды его обитания и завершением культурно хозяйственного освоения ареала заключенного между вершинами Кавказского хребта на юге и равнинным течением Терека на севере, бассейном Ассы верхнего течения Терека на западе и бассейном рр.Аксай Акташ на востоке.

Одновременно шло взаимодействие нахов, по периметру складывания большого чеченского этноса, со всеми окружающими народами и политическими образованиями аварцами, андоцезами, горными грузинами, кабардинцами, кумыками, ногайцами, осетинами и конечно русскими. Возникновение во второй половине XVII XVIII вв. нового системообразующего земледельческого и ремесленного района в плоскостной части Чечни, расположенной на пересечении транспортных маршрутов, и образование здесь чеченского княжества государства (в самой ранней его форме) сыграло большую позитивную роль в развитии не только собственно Чечни, но и всего Северо Восточного Кавказа.

Политогенез чеченского народа протекал в соответствии с географией тех или иных объединений обществ и с учетом их культурного взаимодействия с соседними землями и народами. При этом необходимо учитывать и неравномерность в развитии исторически сложившихся зон Чечни: высокогорная, среднегорная, низкогорная, плоскостная и притеречная.

В целом процессы, связанные с возвращением освоением нахским этносом определенного географического ареала, со складыванием преобладающего демографического и хозяйственного ядра на центральной части плоскостной Чечни, вели не только к складыванию некоего единого хозяйственного пространства, но и к поиску нового «идеологического» обеспечения сплочения местного горского социума. Это было связано также и со своеобразным запуском механизмов этнической консолидации, вызванным внешними вызовами.

Наряду с экономическими, политическими и идеологическими факторами указанного процесса надо учитывать и фактор воспроизводства культурно единого населения через брачные связи. Во всех нахских (чеченских и ингушских) обществах господствовала экзогамия запрет на браки среди широкого родственного круга, что понуждало к бракам между представителями разных обществ и регионов, порой отдаленных. В немалой степени по этой причине, нахские диалекты и говоры были весьма близки, а культурные признаки идентичны на всем протяжении ареала расселения носителей нахского языка, за исключением может быть нахов тушинцев входивших в грузиноязычный район Тушетии.

Однако масса людей проживающая на единой географической территории и говорящая на одном языке не обязательно может составить «нацию» — народ с национальным самосознанием и определенной степенью организованного управления. Нацию создают века общей истории, общая религия, идеология, наличие государства и собственно «общество». В этом смысле общество и есть народ, нация. Именно в обществе вырабатывается понимание народного единства и солидарность в общенациональных делах.

Усиление в Чечне факторов цементирующих народное единство, к примеру, через господствующую религию (в данном случае ислам) совпало с вызовом внешней опасности со стороны восточных государств и Российской империи. Это привело в XVIII в. к складыванию «раннедемократической» по своему типу общественно политической организации в Чечне. Данное обстоятельство позволило в дальнейшем (уже в начале XIX в.) вступить стране в открытую схватку с Российской империей за гегемонию на Северо Восточном и Центральном Кавказе.

Распространение и утверждение ислама в Чечне в XVI XVIII вв. как основной формы общественного сознания служило не только интересам растущего молодого этнополитического социума. Вся страна как этнический субъект включается в некую новую для себя систему миропорядка. Согласно базисным ценностям данного исламского миропорядка вся земля и власть на земле принадлежала Аллаху и любое мусульманское сообщество не могло подчиняться власти или идеологии вне ислама.

Вместе с исламом в Чечне распространялись и социально правовые нормы и основы мусульманской культуры присущие для более развитых стран восточного мира. Характерно, что такая молодая мусульманская страна как Чечня, выступила в конце XVIII в. застрельщиком мощного религиозного и антиимперского движения на Северном Кавказе.

Таким образом, XVI XVIII вв. в истории Чечни и в складывании ее исторической географии, предстают этапными. В начале исследуемого периода мы имеем несколько десятков горных обществ с естественными границами, проходившими по водораздельным хребтам, горным вершинам и глубоким ущельям, с ограниченной урожайностью крошечных террас и низкими пределами демографического воспроизводства.

Незначительным, эпизодическим являлось и участие горцев края в жизни соседних народов и государств. С середины XVII в. ситуация меняется на противоположную, а уже к концу XVIII в. Чечня самая крупная по численности населения страна Северо Восточного Кавказа, одна из самых развитых в экономическом отношении, обладающая сплоченностью и сильным политическим организмом “реагирующим на все явления, затрагивающие его части”.1

 

Автор охотно сознает, что в данном исследовании скорее поставлено больше вопросов, нежели дано ответов. Однако без обозначения и решения проблем, которые здесь затрагивались, невозможным представляется переход к изучению истории Чечни и ее народа на уровне современных требований дня. Этот уровень предполагает не просто написание истории как некоей цепи событий, происходивших во времени и пространстве, а прежде всего осмысление истории. Нашим современникам предстоит осмыслить историю нахских обществ тысячелетиями существовавших на границе человеческих и природных возможностей под вечными ледниками высоких вершин Кавказа. Маленькие человеческие коллективы создали в границах своих горных миров космогонию, календарь, мифологию, право, поэзию, фольклор, медицину, архитектуру, совершенную систему природосберегающего, экологически совершенного хозяйствования, и т.д. Постичь всю сложность и многообразие развития человеческого духа на примере данного района Земли известном под названиями Даймохк, Дег1аста, Нахчичоь, Чечня, Чеченская Республика, исследовать историю народа, который как сказочный исполин пробивал горы, воздвигал каменные башни и замки, распахивал целину равнин, перешагивал реки, строил аулы, валил лес, сражался сталью и порохом, молился Богу и искал дружбы, задача неимоверно трудная, но благодарная.

 

1 Далгат Б.К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892 1894 гг. м., 2008. С.140.

Список сокращений

 

АВПРИ МИД РФ - Архив внешней политики Российской империи Министерства иностранных дел Российской Федерации

АКАК - Акты Кавказской археографической комиссии

АЭС - Археолого-этнографический сборник

Вып. – выпуск

ГААО - Государственный архив Астраханской области

г. - год

ЗТОЛКС - Записки Терского общества любителей казачьей старины

Изд. - издание

КБГУ - Кабардино-Балкарский государственный университет

КОИРГО - Кавказское отделение Имперского российского

географического общества

М., - Москва

СПб., - Санкт-Петербург

НИИ - научно-исследовательский институт

Рук. дисс. канд. ист. наук - Рукопись диссертации кандидата

исторических наук

Рук. - рукопись

РАН - Российская Академия наук

Ред. - редактор

РГАДА - Российский государственный архив древних актов

РГВИА - Российский государственный военно-исторический архив

СКНЦВШ - Северо-Кавказский научный центр высшей школы

Сб. - сборник

См. - смотрите

СОНИИ - Северо-Осетинский научно-исследовательский институт

СБ. ИРИО - сборник Императорского русского исторического общества

Стб. - столбец

С. - страница

Тыс. - тысяча

ЦГАРД - Центральный государственный архив Республики Дагестан

Ф., ф. - фонд

ЧИАССР - Чечено-Ингушская АССР

ЧИНИИИЯЛ - Чечено-Ингушский научно-исследовательский институт истории, языка и литературы


Дата публикации: 03.01.2014
1



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Репрессии 1930-х годов среди населения Забайкалья

Во многом трагична судьба населения нашей страны начала первой половины XX в. Первая мировая война, революции, Гражданская война, коллективизация, репрессии, Великая Отечественная война. Одной из драматичных страниц истории нашего государства являются репрессии 1930-х гг. Жертвами репрессий стали миллионы советских людей, а в подсознании миллионов зародился страх перед режимом. Тоталитарный режим, установленный в советском обществе, полностью устанавливал контроль над людьми..

Читать

Он служил Родине с детства: юнга Северного флота Леонид Васильевич Корякин - Черняк

В апреле 2013 года наш школьный музей Лицея № 369 Красносельского района «Юнги Северного флота» вновь открыл двери после долгой реконструкции. Посетив его, я увидела, сколько труда было вложено основателем музея в создание серии экспозиций и огромного числа экспонатов, часть из которых работает до сих пор; я почувствовала трепетность и любовное отношение к делу, которому капитан 1 ранга Корякин – Черняк посвятил 10 последних лет жизни. .

Читать

«Сергий»

Жизненный путь преподобного Сергия описан в Житие, которое составил его ученик Епифаний Премудрый. Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь..

Читать

Альфонс Пастор – прелат Апостольского престола. Часть 1

После вхождения Латвии в состав Советского Союза начались репрессии против многих категорий латышей, в частности, против католических священников. Советские власти использовали репрессии для оказания давления на митрополита А. Спринговича, подвергая аресту его ближайших помощников. Первый арест прел.

Читать

История и экономическая политика Казахстана в рамках Таможенного Союза.

В начале февраля нынешнего года состоялось расширенное заседание правительства, на котором президент Н. А. Назарбаев, обеспокоенный недостатком внешних инвестиций, пригрозил отправить правительство в отставку, если этот вопрос не будет решен. Президент решил делать ставку на развитие обрабатывающей промышленности, индустриализацию, а также на развитие малого и среднего бизнеса..

Читать

Глава III. Хозяйственные занятия чеченцев в XVI-XVIII вв. Образование единого хозяйственного пространства // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

Чечня, как и весь Кавказ, принадлежит к древнейшей земледельческой зоне обитаемого мира, где исторически была развита т.н. "аграрная цивилизация" основанная на выработанной, на протяжении веков и тысячелетий технологии сберегающего земледелия. В Чечне исследуемого времени наблюдалось идеальное сочетание видов и сортов злаков, типов орудий труда, приемов обработки почвы с неукоснительным следованием природно-климатическим циклам..

Читать

Икона «Утоли моя печали» в жизни кубанских казаков

В жизни православного человека во все времена огромное значение имело почитание икон или образов святых. Икона не только освящала помещение церкви, собора, монастыря, но и играла значительную роль в общественной и культурной жизни православного населения Кубани. Она оберегала жилища, семьи, станицы и города. .

Читать

Евпатий Коловрат

Нет на Земле народа, который не помнил бы своих героев, не гордился бы славным прошлым своим. Эта память связывает нас с нашими предками, нашей историей. Если эта нить порвется, если мы забудем героев прошлого, свою историю, своих предков, то мы не узнаем и самих себя. Тогда мы ничего не сможем передать и потомкам. А это значит, что мы исчезнем из памяти людей, как будто нас и не было..

Читать

Был ли шанс у Николая II предотвратить революцию?

Николай II - император, самодержец, последний русский абсолютный властитель. Но кем же он был на самом деле? Можно ли было предотвратить падение самодержавия, действительно ли так сильны были крестьянские и солдатские силы?.

Читать

Легенды моего села

Ге – ра –си – мов – ка… Что - то знакомое слышится, когда произносится это слово вслух. И трель невидимого жаворонка в летний полдень над душистым луговым морем. И призывные звуки небольшого церковного колокола, разносившегося далеко ветром, напоминая нам, потомкам о богатой истории нашей земли. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter