↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

В Средиземном море нашли корабль, груженный амфорами с вином
........................
В Мексике решили перезахоронить памятник, найденный в столице древних ацтеков
........................
На Кипре нашли уникальное место для ритуальных пиршеств
........................
В Фанагории нашли клад с монетами VI века
........................
В Египте обнаружили затопленное кладбище
........................

1 | 2

Иерусалим в «Житии и хождении Даниила, Русской земли игумена».

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Агамалиев Руслан

В паломническом движении жителей русских земель в Палестину исследователи выделяют три этапа: 1-й этап — Византийский с X по XVI вв., 2-й — «Московский» с XVI по 50-е гг. XIX в. 3-й этап – «державно-православный» - со второй половины XIX в. по 1914 г. Организация паломничества в Святую Землю стала одной из задач Русской Православной церкви с момента ее образования.

Во второй или «византийский» этап оформляется постепенное паломничества. После завоевания Иерусалима крестоносцами в 1099г. и образование Иерусалимского королевства начинаются поездки жителей древнерусских земель в Палестину. На Руси богомольцы - калики перехожие собирались вблизи монастырей для дальнейшего путешествия. Паломническая поездка 1106-1108гг. игумена Даниила была не только ознакомительной, но и дипломатической - король крестоносцев Болдуэн I принимал паломника как посланца славянских князей.1 «Я, недостойный игумен Даниил, худший из всех монахов, смиренный, одержимый многими грехами, недоволен во всяком деле добром, понужден был своими помыслами и нетерпением, захотел видеть святой град Иерусалим и землю обетованную. И с Божией помощью посетил Иерусалим и видел Святые места …». 2 Находясь в Палестине в течение почти 2 лет (16 месяцев) паломник подробно описал свое путешествие в литературном произведении - «Житии и хождении Даниила Русской земли игумена».

В начале своего труда игумен объяснял причину поездки: «Побоялся я уподобиться рабу ленивому, скрывшему полученные от Бога деньги (талант) и не приобретшего к ним прикупа, и написал о путешествии ради верных людей. Да кто услышит (или прочтет) о местах святых, устремился бы душою и воображением к этим святым местам и Богом будет приравнен к тем, кто совершил путешествие в эти места». Далее игумен писал, что не все могли совершить такое длительно и тяжелое путешествие, а прибывшим из-за недостатка времени «не видели и не чувствовали Иерусалима, … нельзя быстро совершить путешествие и осмотреть все святые достопримечательности и в самом городе и за его пределами». Сам игумен находился в Палестине 16 месяцев и жил в Иерусалиме в монастыре Святого Саввы « …и все это время его сопровождал мужа святого, старого годами и весьма книжного, образованного. Этот святой человек полюбил меня, грешного, и показал добре все достопримечательности Иерусалима, поводил меня по всей земле, до Тивериадского озера, Фавора, Назира, Эль-Халиля, Иордана, и любовно потрудился со мною. И я много святых мест увидел, о чем и последует рассказ». Одним из успехов путешествия было хорошее отношение к проводникам и католикам, поэтому сам игумен заслужил поддержку короля Болдуэн I. Конечной целью путешествия игумена был Иерусалим, город-легенда, город-сказка, город-встреча, который привлекал и привлекает представителей всех народов на протяжении всей мировой истории.

Цель нашего исследования – выделить особенности описания Иерусалима в «Хождении» Даниила.

Объект исследования – путевые записки «Житие и хождение Даниила, игумена русской земли»

Предмет исследования - составить облик города Иерусалим в начале XIIв. 3

Иерусалим – один из самых известных библейских городов мира. Он расположен в южной части Палестины между Иорданом и Средиземным морем, на четырех холмах: Cионе - на юге, Акре - на западе, Mopиa - на востоке и Везефе - на севере, и разделяющийся долиною Тиропеон на две части: верхний город на Сионе и нижний на Акре. На протяжении истории этот город менял названия, но все же вернулись к первому - ИЕРУСАЛИМ.

 

Таблица №1.Толкование слова Иерусалим в разных источниках.

 

название

значение слова

язык

источник

Jerušalajim, ЙЕРУШАЛА́ИМ

основание, жилище мира

древнееврейский язык

Словарь изобразительного искусства, 2004-2009 // slovari.yandex.ru 13/11/2012

 

ИЕРУСАЛИМ

радостью всей земли, центр мира

древнееврейский язык

Словарь изобразительного искусства, 2004-2009 // slovari.yandex.ru 13/11/2012

 

ИЕРУСАЛИМ

основание мира или безопасное жилище

древнееврейский язык

Вихлянцев В. Библейский словарь. М., 1994. М.//iterhretive.ru/dictionary/ierusalim

Рушалимум, Урушалим,

Урсалимму

город бога Шалима

египетские источники

Географические названия мира: Топонимический словарь. М., 2001.

 

Иеросолим, (Солим)

город на Солимском хребте

Иосиф Флавий

Флавий Иосиф. Иудейская война. М. Иерусалим, 2006.

 

Практически во всех справочниках слово Иерусалим или его варианты имели толкование – жилище мира, безопасное жилище. Смена имени была связана с появлением «новых пришельцев». Город возник на пересечении караванных путей из Месопотамии в Египет и из Финикии к Красному морю, поэтому на Древнем Востоке его считали центром мира. Основатели города иевуссеи дали название по имени своего родоначальника - Иевус.

Первое близкое название к Иерусалиму название Rušalimum встречается в египетских заклинаниях в период XII династии. Аккадское название Urusalimа город упоминается в Тель-Амарнских табличках XIVв. д. н. э. было связано с именем западно-семитского божества, первого покровителя города Шалима/Шулима. Позже ханаане называли город Шалем, что в переводе с иврита означает мир.4

В Iв. д. н.э. часть Иерусалима называлась по названию горы - Сион. После завоевания крепости царем Давидом крепость получила название город Давида. В римский период у города появилось название Элия- Капитолина в честь императоров Элия Адриана и Юпитера Капитолийского. После начала арабских нашествий (638-1099гг.) город получил новое имя Аль-Кудс или Бэт-aль-Макадис. Нов в ранних арабских источниках параллельно с новыми арабскими названиями употреблялось Аеliа в форме Илия. Конец этому процессу положили крестоносцы в 1099г. город вернул свое библейское имя - Иерусалим. Какое бы название не носил город, но особый дух и Святость в наименовании присутствовал всегда. По преданиям иудеев считается, что из десяти мер красоты, которыми Бог наделил землю - девять взял Иерусалим, а одна мера досталась остальному миру.

В качестве дополнения к описанию Даниила мы использовали «Путешествие Зевульфа в Святую Землю 1102-1103гг.» и «Сказание вкратце о городах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о Святых местах Палестины» Иоанна Фока (1185г.)5

Таблица №2 Паломничество в Святую Землю (1106-1185гг.)

 

Даниил Странник

Зевульф

Иоанн Фока

социальный статус

игумен Черниговского монастыря

англосакс, купец или морской пират-торговец, впоследствии монах в Мальмесбюри

с острова Крит, сын монаха и сам священник

время пребывания в

1106-1108гг. (от 1104 до 1108гг.)

1102-1103гг.

1185г. (исследователи называют – 1180г.)

письменный труд

«Житие и Хождение Даниила русской земли игумена»

«Путешествие в Святую Землю 1102-1103гг.»

«Сказание вкратце о городах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о Святых местах Палестины».

источник

собственные впечатления, рассказы жителей Палестины, паломников, библейские тексты

собственные впечатления, библейские тексты

собственные впечатления, работы Иосифа Флавия и Ахилла Татия, библейские тексты

цель путешествия

паломничество с целью знакомства со Святыми местами; возможно дипломатическая миссия

паломничество с целью покаяния в Святой Земле

паломничество с целью знакомства со Святыми местами; возможно сбор сведений о крестоносцах для византийского императора

 

Игумен Даниил оставил довольно подробное описание Иерусалима сделанное с разных позиций:

Игумен несколько раз покидал Иерусалим, что позволяет, собрав все детали, составить общую панораму города. Он хорошо ориентировался среди географических объектов вблизи города: Елеонская гора, городок Вифания, село Гефсимания и ров, куда брошен был пророк Иеремия.

Иерусалим, по описанию Даниила, представляет собой больший город с высокими крепкими стенами, построенный в виде равностороннего четырехугольника больше напоминающего крест. В нескольких местах найдем указание границ: дебри, каменные холмы, крутые глубокие овраги, ущелья. Это место безводное: ни реки, ни колодца, ни источника, а только один водоем - Силоамская купель. Фока, описывая свое приближение к Святому городу, отмечал, что «Иерусалим был тогда под давлением продолжительной засухи; воздух все более и более сгущался и своей сухостью разгонял облака, служащие зиме своими дождями; жители Иерусалима нуждались во втором Илии для освобождения их от надлежащей напасти».При приближении к Иерусалиму все паломники видели высокие строения – столп Давидов, Елеонская гора, церковь Святая Святых и церковь Воскресения. Соответственно панорама города для жителей равнинных среднерусских территорий необычная и могло произвести сильное впечатление на жителей Древней Руси.

Одной из первых достопримечательностей на пути является столп Давида. Зевульф несколькими годами раньше побывавший в Иерусалим, описал эту башню. Но Даниила сделал описание более подробное с географическими и архитектурными подробностями.Столп или башня больше напоминал высокую крепость, построенную из больших песчаных камней. Все четыре стороны строения были представлены прочными зданиями, в центре находился источник с водой и небольшой сад. Даниил указывает, что внутри сооружения находиться 5 больших железных дверей, 200 ступеней вверх, большое количество складских помещений с запасами продовольствия. Это здание больше подходило для обороны. При необходимости здесь можно выдержать долгую осаду, так как устроен пруд, хозяйственные постройки, склады для запасов.6 Это здание тщательно охранялось, а внутрь запрещалось входить.7

В конце XIIв. византийский паломник Иоанн Фока приближался к Иерусалиму со стороны Самарии – «подход был каменистый, земля суха с неровностями,… Святой город лежал среди оврагов и холмов». Фока обращал внимание на дом Иоанна Богослова вблизи Красных ворот, так как башня Давида располагалась с другой стороны. Впоследствии Фока выразил сомнение в принадлежности башни – Давиду, так как по Иосифу Флавию - Давидова башня была из белого тесаного камня. А башня XIIв. была построена из обыкновенного камня.

Далее внимание Даниила привлекает необычный по сравнению с русскими княжескими дворищами - дом Соломона. Это огромное, прочное и очень красивое здание. Полы внутренних помещений выложены мраморными плитами, своды поддерживались колонами из чистого мрамора. Стены украшены разноцветной мозаикой, своды на столпах «устроены замысловато», указывает путешественник. При этом ворота дома укреплены и украшены чеканкой по олову, окованы позолоченной медью. Далее Даниил из современности обращается к библейскому сюжету – у этих Красных ворот - апостолы Петр и Иоанн исцелили хромца. По рассказу проводника, строителем этих ворот также был Давид. Затем Даниил возвращается к описанию дома Соломона, где есть еще пять ворот, из которых последние именовались апостольскими. Они сохранились от древних построек, как и столп Давида.

В целом, Даниил упоминал множество разных строений, которые упоминаются в Библии или в рассказах проводника: дом святых Иоакима и Анны, дом Урия, дом Давида (вероятно башня Давида), двор Иудин (предателя Христа), дом и двор Павла (когда он еще не был христианином), ворота Вениаминовы, древние ворота (через которые Христос вошел в Иерусалим), темница Христа. Большинство этих строение игумен Даниил не мог видеть, он пытался определить их местоположение.8

Большое место в «Хождении» занимают упоминания греческих и римских храмов и монастырей, некоторые Даниил только перечисляет: церковь Святая Святых, церковь Воскресения или Храм Гроба Господня, церковь Стефана Первомученика, церковь во имя Богородицы со стрельчатым верхом, новое подворье монастыря Саввы.

Все паломники в Иерусалим стремились попасть в общехристианский храм церковь Воскресения или Храм Гроба Господня. Это большая круглая по форме церковь. Внутри вдоль фасада находилось 12 круглых колонн и еще 6 - в задней части. Пол выложен мрамором в виде мозаичного рисунка. На хорах устроены еще 16 круглых столпов, а внизу под ними размещались мозаичные изображения апостолов. На самом верху располагалось мозаичное изображение Вознесения Христово, на двух колоннах размещены сюжеты из Благовещения. Церковный купол был скреплен деревом и ничем больше не покрыт. Во время службы, писал Даниил, «набежала тучка, пошел дождь и смочил слегка людей, стоявших в церкви». Под этим непокрытым верхом находился гроб Господен в кувуклии.Практически такое же описание находим у Зельвульфа: «Посреди же этой церкви находится Гробница Господня, окруженная очень крепкой стеной и покрытая сверху, для того, чтобы дождь не мог падать на св. Гробницу, так как церковь не покрыта крышей» Далее по Даниилу дается описание кувуклии или капеллы Гроба Господня, которая была украшен красным мрамором и окружена 12 красивыми мраморными колонами. Вверху над капеллой был сооружен «теремец» на красивых столбах с круглым верхом, покрытым серебряными с позолотой чешуями. Еще выше разместилась скульптура Христа в два человеческих роста, сделанная из серебра.

Недалеко от входа в Иерусалим, вблизи столпа Давида находилось новое подворье монастыря Саввы. Именно на этом месте по преданию императрица Елена нашла крест честный. Раньше здесь был построен большой храм, но при Данииле стояла небольшая церковь. По преданью одна из дверей церкви выходила в пустыню Иорданскую.9

На расстоянии двух полетов стрелы от церкви Воскресения стояла церкви Святая Святых. Она круглая, внутренние помещения украшены мозаикой, многие стены облицованы мрамором разного цвета, пол выложен красным мрамором. Даниил подчеркивает, что она украшена «хитро и дивно», т.е. необычно для русского паломника.10 Здесь же размещалась пещера, где погиб пророк Захария. Далее игумен приводит один из библейских сюжетов: «За приделами этой пещеры, под тем же верхом, был камень, где Иаков сон видел, здесь же лестница была до неба и ангелы сходили и поднимались по ней. Тут встретился с ангелом Иаков и, встав от сна, сказал: «Се место - дом Божий и се врата небесные суть». На этом же камне пророк Давид видел стоящего с обнаженным оружием ангела и секущего людей Израиля. Тогда влез он в эту пещеру и плакал, моляся Богу: «Господи, не люди согрешили, но я согрешил». Так, практически каждое описываемое место Даниила связывал с Библией, чтобы жители русских земель могли представить его.

Даниил прибыл в Палестину, которая находилась под управлением крестоносцев в статусе Иерусалимского королевства. По решению короля арабам, восточным христианам и евреям запрещалось жить в большинстве городов, в том числе Иерусалиме. Поэтому Даниил видел их в пригородах и сельской местности. Он корректно говорит о том, что православной общине не нашлось места в самом городе и она разместилась в пустынной горной местности. При этом большинство населения занималось традиционно сельским хозяйством, ремеслом и многочисленными промыслами. Как правило, вблизи Иерусалима собирали хорошие урожаи, по словам Даниила, одну кадь 11 сеяли, а собирали 90-100 кадей от посеянной. Вокруг Иерусалима Даниил, Иоанн Фока видели множество виноградников, фруктовых садов и оливковых рощ. Местные народы поставляли продовольствие королю и армии, но сам служить в ней запрещалось. Поэтому немногочисленное войско короля состояло из франков.

К востоку от Иерусалима напротив Елеонской горы находился небольшой городок – Вифании, который связан с воскрешением Лазаря. Поселение размещалось на ровном месте с небольшими домами местных жителей. В городке находилась: пещера, где стоял гроб святого Лазаря, за городом - столб, где встретила Марфа, сестра Лазаря - Христа, и где Христос сел на осла после воскрешения Лазаря. Снова тот же прием путешественник параллельно дает сюжеты из библейской истории и современности.

Хотя описания Даниила мы расположили в разные группы, но практически все они связаны с событиями в Библии, истории появления христианства на Святой Земле. При этом отделить реальность и библейское описание довольно сложно. Так, в описании упоминались:

Описание библейских мест Даниил дает с дополнениями из Библии и других христианских источников, но с указанием расстояния, количества дверей, окон и т.д. Так, лобное место - это распятия Господа и камень, окруженные стеной в Храме Гроба Господня. Сопоставляя картину из Библии и реальный объект, игумен часто употребляет слова «дивно», «хитростно», «твердо», «прочно», что необычно для жителя равнинных русских земель. Далее идет хозяйственное перечисление: 2 дверей, между дверьми 7 ступенек и далее - 7 ступенек. Для украшения постройки и прочности использовался мрамор. Ниже была сооружена небольшая церковь, при украшении которой использовалась техника мозаики и мрамор разных цветов.

Жертвенник Авраама, где вместо сына Исаака был принесен в жертву ягненок – стал отправной точной отсчета для паломника: в 10 саженях12 находилась темница, где сидел Христос; в 25саженей от нее византийская императрица Елена нашла «честный крест, гвозди, венец (терновый), копье, губку и трость» и т.д. Так, Даниил соединял увиденное с библейскими сюжетами: «Есть место на взгорье, где Богородица пыталась идти вслед за Христом и говорила с болью в сердце и слезами: «Куда идешь, Чадо мое, чего ради течение скорое творишь? Разве на другой брак в Кану Галилейскую, туда стремишься, Сын и Бог мой? Не молча уходи от меня, родившей Тебя, дай мне слово, рабе Твоей…». Это место находится от распятия Христа примерно на 150 сажен к западу и называется Спудий, что в переводе «Тщание Богородично». Даниил обнаружил на этом месте монастырь и церковь во имя Богородицы со стрельчатым сводом.

Порой сложно определить видел ли описанные места Даниил или он пытался привязать библейский сюжет к конкретному месту, указанному проводником: «Двор Иудин, предателя Христа - это проклятое место и никто не селиться до сих пор здесь», к востоку Христос исцелил кровоточивую, недалеко - ров, куда был брошен пророк Иеремия, далее дом Павла, когда он еще не был в христианстве, а к востоку чуть в сторону - дом святых Иоакима и Анны и т.д.. Снова современность переплетается с библейскими сюжетами, важными событиями в христианской истории.

Тот же прием использовался при описании Елеонской горы – географические и ландшафтные детали соединены с библейским сюжетом: «Вознесение Христа произошло наверху Елеонской горы, прямо к востоку небольшая горка, и на ней круглый камень выше колена. С этого камня и вознесся Христос на небо. На месте этом устроены своды, и около, и вверху, на сводах этих создана круглая площадка, подобно двору, вымощенная мраморными плитами. Посредине этого двора создана беседка, подобна теремцу, круглая, без верха. В этом теремце, под самым тем непокрытым верхом, лежит тот камень, на котором стояли ноги Христа».

Так, Даниил подробно в своем «Хождении» описал:

Таким образом, в небольшом по объему сочинении автор попытался изложить как можно больше новых сведений о Святой Земле. Это могло быть интересным для будущих паломников и обычных прихожан. В описание Иерусалима у русского игумена содержится много ценных сведений по истории палестинской земли. Израильский археолог Рина Авнер, проводившая раскопки в одном из монастырей по дороге в Вифлеем, подтвердила точность сведений игумена – о месте сидения Божьей Матери. На этом месте в давние времена находился восьмиугольный Храм, Даниил обнаружил только его руины, но точно указал Святое место. Знание библейской истории помогало Даниилу ориентироваться в Палестине, указывая на географические объекты. Не случайно академик А.Н.Сахаров назвал Нестора - основателем русского летописания, а Даниила – создателем «Паломников» и «Хождений».

Паломничество стало важным элементом распространения православия в русских землях, большую роль стали играть калики-перехожие - выступающие связующим звеном между Русью и Святой Землей. Их устные рассказы об иерусалимских святынях создавали для слушателей непосредственный эффект присутствия в Палестине. Конечно, главной причиной паломничества была Святая земля, но постоянное упоминание русских князей и доброжелательное отношение иерусалимского короля говорят о дипломатических мотивах путешествия Даниила.

Выводы:


Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter