↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Изучение краеведения в школах г. Кузнецка

(Статья)
Раздел: История Пензенского края
Автор: Кочеткова Н.В.
(Науч.рук.: доцент, к.п.н. Персанова Е.М.)

Краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой - либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов, главным образом силами местного населения.

Краеведение - это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования - способствовать духовно - ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации».

Важной задачей исторического краеведения является фиксация и охрана памятников этнографии и искусства, это почти невыполнимо без привлечения широких масс историков - краеведов.

Значение краеведческого материала в преподавании истории в школе трудно переоценить. Он позволяет конкретизировать излагаемый учителем материал. Изучение истории в ее конкретном воплощении в том или ином крае дает более правильное представление и об общих закономерностях развития той или иной исторической эпохи.

Изучение конкретных памятников истории и культуры дает возможность учащимся более наглядно представить закономерности развития и мировой художественной культуры. Историческое краеведение дает возможность приобщить учащихся к добросовестному, общественно полезному труду в форме - экскурсии, походов, экспедиции, подготовка экспонатов для выставок, создание школьного музея. Так на базе школ г. Кузнецка были созданы историко-патриотические организации «Волонтер» в школе №15, научный руководитель которого является учитель истории Алла Геннадьевна Кузьмичева, «Эвольвента» в гимназии №9 руководитель Шашерина Ольга Николаевна , «Крокус» в школе №5 научный руководитель Аникеев Алексей Николаевич, они внесли немалый вклад в изучение истории г. Кузнецка.

Также школа призвана прививать учащимся чувства любви к Родине, коллективизм. Понятия «Родина», «Отчизна» в детском возрасте ассоциируются с тем местом, где находится родной дом, школа, то есть с конкретным городом, поселком. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства школьников.

Конкретные знания о своем крае должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества. Это отвечает требованиям государственного стандарта школьного исторического образования. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России.

При подготовке к краеведческой работе в школе следует иметь в виду, что краеведение не только эффективный способ решения учебно - воспитательных задач, но и возможность каждому учителю приобщиться вместе с учащимися к научно - исследовательской работе. Вряд ли можно найти другую отрасль исторического знания, которая позволяла бы столь быстро включиться студенту и молодому учителю в научную работу. Так в МОУ СОШ №1 г. Кузнецка школьники часто публикуют свои исследования в городской газете «Кузнецкий рабочий», некоторые статьи были включены в сборники по истории Кузнецка издаваемые этой же газетой.

Краеведение, как и другая научная деятельность, требует существенной подготовки и выполнения определенных требований. В некоторых школах г. Кузнецка ограничиваются изучением именно того, что и так хорошо известно из газет, радио и телевидения. Такая работа вряд ли может считаться краеведческо - поисковой или тем более, научной, хотя она, конечно, и самая необременительная.

Первое основное требование к ученическим изысканиям по историческому краеведению - поисковый, научный характер. Надо организовать работу с учащимися так, чтобы они решали не учебную задачу, а настоящую научную проблему. Краеведение предоставляет такие возможности довольно широко.

Следующим требованием является то, что научные изыскания школьников должны основываться на добровольных началах, всякое применение «волевых» приемов может принести лишь вред. Школы должны вести работу по охране и исследованию памятников истории и культуры, не как самоцель, а как средство для воспитания.

Организуя краеведческую работу, учитель должен исходить из специфики города и района. При подготовке к работе по краеведению в школе необходимы и определенные практические навыки. Не каждый учитель истории подготовлен теоретически и практически к организации настоящей поисковой, исследовательской работы, не каждый владеет знаниями по организации музеев. В таком случае стоит ограничиться работой по охране памятников истории и культуры, которые имеются в немалом количестве в Кузнецке. Работы по их выявлению и охране хватит для всех учащихся.

Не следует забывать и о необходимости развития навыков практической работы с ветеранами войны и труда. Сейчас во многих школах создаются музеи или специальные выставки боевой и трудовой славы, большей частью специализированные, посвященные какому - то роду войск или какой - то определенной тематике (в МОУ СОШ №15 в 2011г. была открыта выставка посвященная учащимся школы, которые участвовали в ВОВ и в локальных войнах). При создании таких музеев или выставок учащиеся не должны забывать о конкретных ветеранах войны и труда своего микрорайона, которые нуждаются в помощи.

Важную роль в историко-патриотическом воспитании детей играет история их семьи.

К сожалению, в наши дни молодое поколение не знает не только историю своей семьи, но часто и историю своего родного края. Привить любовь к своей малой Родине можно через осознание собственных корней, историю своего рода. «Родословное древо», составленное школьником с помощью членов своей семьи, красиво оформленное и проиллюстрированное, ставится украшением семейного альбома.

Когда идет речь о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях.

На первом уровне происходит получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.

На втором уровне - это уже самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе исследования делают открытия для себя, то есть фактически «приоткрывают» уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий научно - популярная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы интернета.

Третий уровень - изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых - исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.

Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах 9 - летней школы и в средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем.

К сожалению, в ряде школ учителя ограничиваются лишь первым уровнем краеведческой работы, - в результате складывается своеобразное «словесно - книжное» краеведение. В таких школах сведения по истории края, собранные юными следопытами, найденные ими документы мало или вовсе не используются на уроке в процессе изучения программного материала по истории.

Примечания:

1. Вороненко И. Патриотическое воспитание в процессе составления родословной каждой семьи // Воспитание школьников. - 2008. - №1.

2. Дрейшина Е. И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа. - 2004. - №5.

3. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 9. Кл. – Ку. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003

 


Раздел: История Пензенского края
Дата публикации: 30.03.2012 21:50:01
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Судьба страны на примере истории моей семьи

В моей работе пойдет речь о любимой прабабушке Кий Марии Семеновне – ветеране войны и труда, беззаветно служившей всю свою жизнь на благо родины. Я хочу, чтобы на страницах Спасских летописей было больше материала об этом человеке с уникальной судьбой. Ее рассказы о войне интересны и познавательны, ее отношение к труду вызывает уважении и восхищение. .

Читать

История повседневности эпохи Великой Отечественной войны в исторической памяти народа

История повседневности эпохи Великой Отечественной войны в исторической памяти народа: особенности источниковедческого анализа. На основе записанных на видео воспоминаний Ольховой Марии Ивановны.

Читать

Мозжухин Иван Ильич – Король экрана

Научная работа «И.И. Мозжухин – король экрана» является попыткой систематизации информации о жизни и творчестве величайшего актера. Цель научной работы: привлечение внимания молодежи к личности великого земляка и значению его творчества в истории мирового искусства..

Читать

Советская история 1930–1950–х гг. в отражении исторической памяти народа: проблемы источниковедческого анализа.

Одной из наиболее актуальнейших задач современной исторической науки выступает необходимость аккумуляции информации личного происхождения о событиях российской истории ХХ века..

Читать

Листая прошлого страницы (как отмечались юбилеи М.Ю. Лермонтова до революции в Пензенской губернии)

В 2014 году исполнилось 200 лет со дня рождения русского поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова. Его имя прогремело мощным грохотом «Бородина», его мысли стали воплощением «Пророка», его странствующая душа нашла покой только на родной земле. Для Пензы - это ориентир, яркий символ поэтической культурной жизни всей губернии. Существует большое количество монографий, статей в периодической печати, посвящённых нашему земляку, его творчеству. Однако, на наш взгляд, недостаточно изучена проблема: «Как происходило празднование юбилеев М.Ю. Лермонтова в нашем крае в дореволюционное время?» В этом и состоит актуальность данной работы..

Читать

Участники Великой Отечественной войны – отец и сын Пазаевы

Историческая память о Великой Отечественной войне в сознании россиян живет почти 70 лет. К этой памяти нужно относиться бережно и трепетно, ее необходимо постоянно возобновлять и пополнять. Через судьбу отдельных участников Великой Отечественной я хочу показать «живую» историю. .

Читать

Силен тот род, который своих предков помнит и бережет!

А сегодня мы можем сказать, кем были наши предки? Чем занимались? Сегодня, как ни печально это отметить, многие люди утратили родовые корни и не знают даже имен прабабушек и прадедушек, хотя миллионы из них могли бы гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины..

Читать

Турецкие военнопленные в обороне г. Керенска в 1774 г.

Вопрос об участии турецких военнопленных в обороне г. Керенска Воронежской губернии (ныне с. Вадинск Пензенской обл.) в период Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева 1773–1775 гг., по существу, никогда не привлекал к себе внимания историков, в т.ч. и краеведов..

Читать

Родина

Эссе на тему Родина. .

Читать

Изучение краеведения в школах г. Кузнецка

Важной задачей исторического краеведения является фиксация и охрана памятников этнографии и искусства, это почти невыполнимо без привлечения широких масс историков - краеведов..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter