↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

В Средиземном море нашли корабль, груженный амфорами с вином
........................
В Мексике решили перезахоронить памятник, найденный в столице древних ацтеков
........................
На Кипре нашли уникальное место для ритуальных пиршеств
........................
В Фанагории нашли клад с монетами VI века
........................
В Египте обнаружили затопленное кладбище
........................

Изучение краеведения в школах г. Кузнецка

(Статья)
Раздел: История Пензенского края
Автор: Кочеткова Н.В.
(Науч.рук.: доцент, к.п.н. Персанова Е.М.)

Краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой - либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов, главным образом силами местного населения.

Краеведение - это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования - способствовать духовно - ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации».

Важной задачей исторического краеведения является фиксация и охрана памятников этнографии и искусства, это почти невыполнимо без привлечения широких масс историков - краеведов.

Значение краеведческого материала в преподавании истории в школе трудно переоценить. Он позволяет конкретизировать излагаемый учителем материал. Изучение истории в ее конкретном воплощении в том или ином крае дает более правильное представление и об общих закономерностях развития той или иной исторической эпохи.

Изучение конкретных памятников истории и культуры дает возможность учащимся более наглядно представить закономерности развития и мировой художественной культуры. Историческое краеведение дает возможность приобщить учащихся к добросовестному, общественно полезному труду в форме - экскурсии, походов, экспедиции, подготовка экспонатов для выставок, создание школьного музея. Так на базе школ г. Кузнецка были созданы историко-патриотические организации «Волонтер» в школе №15, научный руководитель которого является учитель истории Алла Геннадьевна Кузьмичева, «Эвольвента» в гимназии №9 руководитель Шашерина Ольга Николаевна , «Крокус» в школе №5 научный руководитель Аникеев Алексей Николаевич, они внесли немалый вклад в изучение истории г. Кузнецка.

Также школа призвана прививать учащимся чувства любви к Родине, коллективизм. Понятия «Родина», «Отчизна» в детском возрасте ассоциируются с тем местом, где находится родной дом, школа, то есть с конкретным городом, поселком. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства школьников.

Конкретные знания о своем крае должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества. Это отвечает требованиям государственного стандарта школьного исторического образования. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России.

При подготовке к краеведческой работе в школе следует иметь в виду, что краеведение не только эффективный способ решения учебно - воспитательных задач, но и возможность каждому учителю приобщиться вместе с учащимися к научно - исследовательской работе. Вряд ли можно найти другую отрасль исторического знания, которая позволяла бы столь быстро включиться студенту и молодому учителю в научную работу. Так в МОУ СОШ №1 г. Кузнецка школьники часто публикуют свои исследования в городской газете «Кузнецкий рабочий», некоторые статьи были включены в сборники по истории Кузнецка издаваемые этой же газетой.

Краеведение, как и другая научная деятельность, требует существенной подготовки и выполнения определенных требований. В некоторых школах г. Кузнецка ограничиваются изучением именно того, что и так хорошо известно из газет, радио и телевидения. Такая работа вряд ли может считаться краеведческо - поисковой или тем более, научной, хотя она, конечно, и самая необременительная.

Первое основное требование к ученическим изысканиям по историческому краеведению - поисковый, научный характер. Надо организовать работу с учащимися так, чтобы они решали не учебную задачу, а настоящую научную проблему. Краеведение предоставляет такие возможности довольно широко.

Следующим требованием является то, что научные изыскания школьников должны основываться на добровольных началах, всякое применение «волевых» приемов может принести лишь вред. Школы должны вести работу по охране и исследованию памятников истории и культуры, не как самоцель, а как средство для воспитания.

Организуя краеведческую работу, учитель должен исходить из специфики города и района. При подготовке к работе по краеведению в школе необходимы и определенные практические навыки. Не каждый учитель истории подготовлен теоретически и практически к организации настоящей поисковой, исследовательской работы, не каждый владеет знаниями по организации музеев. В таком случае стоит ограничиться работой по охране памятников истории и культуры, которые имеются в немалом количестве в Кузнецке. Работы по их выявлению и охране хватит для всех учащихся.

Не следует забывать и о необходимости развития навыков практической работы с ветеранами войны и труда. Сейчас во многих школах создаются музеи или специальные выставки боевой и трудовой славы, большей частью специализированные, посвященные какому - то роду войск или какой - то определенной тематике (в МОУ СОШ №15 в 2011г. была открыта выставка посвященная учащимся школы, которые участвовали в ВОВ и в локальных войнах). При создании таких музеев или выставок учащиеся не должны забывать о конкретных ветеранах войны и труда своего микрорайона, которые нуждаются в помощи.

Важную роль в историко-патриотическом воспитании детей играет история их семьи.

К сожалению, в наши дни молодое поколение не знает не только историю своей семьи, но часто и историю своего родного края. Привить любовь к своей малой Родине можно через осознание собственных корней, историю своего рода. «Родословное древо», составленное школьником с помощью членов своей семьи, красиво оформленное и проиллюстрированное, ставится украшением семейного альбома.

Когда идет речь о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях.

На первом уровне происходит получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.

На втором уровне - это уже самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе исследования делают открытия для себя, то есть фактически «приоткрывают» уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий научно - популярная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы интернета.

Третий уровень - изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых - исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.

Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах. Для основной школы характерны первый и второй уровни. В старших классах 9 - летней школы и в средней школе (особенно во внеурочное время) возрастает удельный вес краеведческой работы, характерной для третьего уровня. В ней, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем.

К сожалению, в ряде школ учителя ограничиваются лишь первым уровнем краеведческой работы, - в результате складывается своеобразное «словесно - книжное» краеведение. В таких школах сведения по истории края, собранные юными следопытами, найденные ими документы мало или вовсе не используются на уроке в процессе изучения программного материала по истории.

Примечания:

1. Вороненко И. Патриотическое воспитание в процессе составления родословной каждой семьи // Воспитание школьников. - 2008. - №1.

2. Дрейшина Е. И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа. - 2004. - №5.

3. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 9. Кл. – Ку. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003

 


Раздел: История Пензенского края
Дата публикации: 30.03.2012 21:50:01
1

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм



Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

История создания Первомайского района.

Каждый Начало формы Ка человек должен знать историю родного края, где он родился, вырос. Это непреложное утверждение, которое редко кто решиться оспорить. Тем более что давно известна фраза - без истории нет будущего. Необходимо знать как историю всей страны в целом, так и историю своего города, края - малой Родины..

Читать

Село Прянзерки. Жители села в годы Великой Отечественной войны

Мы, современные люди, мало знаем о родном селе, не знакомы с его прошлым, мало интересуемся настоящим. Каждый человек должен знать  историю  своей родины, любить её, ведь родина начинается  с «порога»  отчего дома.  Любить  Родину -  значит жить с ней одной жизнью..

Читать

Силен тот род, который своих предков помнит и бережет!

А сегодня мы можем сказать, кем были наши предки? Чем занимались? Сегодня, как ни печально это отметить, многие люди утратили родовые корни и не знают даже имен прабабушек и прадедушек, хотя миллионы из них могли бы гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины..

Читать

Турецкие военнопленные в обороне г. Керенска в 1774 г.

Вопрос об участии турецких военнопленных в обороне г. Керенска Воронежской губернии (ныне с. Вадинск Пензенской обл.) в период Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева 1773–1775 гг., по существу, никогда не привлекал к себе внимания историков, в т.ч. и краеведов..

Читать

Родина

Эссе на тему Родина. .

Читать

Между прошлым и будущим: из истории семьи Плотниковых

Я родилась и выросла в самой обыкновенной семье. Папа мой – автомеханик, мама – гальваник фотопечати. Очень часто слышала я от них рассказы о далеком прошлом моих близких. Некоторые истории казались настолько интересными, что мне давно хотелось записать их, познакомить с ними друзей. Поэтому возможность провести глубокое исследование, посвященное моей семье, захватило меня целиком. Правда, это оказалось непросто: забыты многие даты, путается хронология событий… Сохранилось главное. Увлеченная сбором фактов, я не сразу это поняла… Дело в том, что меня в семейных преданиях интересовала совсем не точность информации. Слушая повествования о жизни моих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, я словно бы переносилась совсем в другую эпоху, в другой мир, даже в другую страну. Вот этот дух времени я и постаралась передать в своей работе. То, как отразилась жизнь страны в судьбах моих близких. .

Читать

Мозжухин Иван Ильич – Король экрана

Научная работа «И.И. Мозжухин – король экрана» является попыткой систематизации информации о жизни и творчестве величайшего актера. Цель научной работы: привлечение внимания молодежи к личности великого земляка и значению его творчества в истории мирового искусства..

Читать

Советская история 1930–1950–х гг. в отражении исторической памяти народа: проблемы источниковедческого анализа.

Одной из наиболее актуальнейших задач современной исторической науки выступает необходимость аккумуляции информации личного происхождения о событиях российской истории ХХ века..

Читать

Изучение краеведения в школах г. Кузнецка

Важной задачей исторического краеведения является фиксация и охрана памятников этнографии и искусства, это почти невыполнимо без привлечения широких масс историков - краеведов..

Читать

Методы работы Пензенского полицейского сыска (по материалам отдельных дел)

Несколько дел из повседневной практики сыскной полиции/Методы работы Пензенского полицейского сыска (по материалам отдельных дел).

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter