↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Найдены человеческие следы возрастом 120 тысяч лет
........................
Украденных 40 лет назад индийских идолов вернули на родину
........................
Историки рассказали о злодеяниях степных кочевников
........................
Древние люди использовали горячие источники для готовки
........................
В Крыму нашли изображение мифической птицы Сирин
........................

1 | 2

Икона «Утоли моя печали» в жизни кубанских казаков

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Рахманина Ксения Павловна
Автор: Рахманина Ксения Павловна, 11-А класс МБОУ СОШ № 19 хутора Коржевского муниципального образования Славянский район Краснодарского края. Руководитель: Курдюмова Елена Анатольевна

В жизни православного человека во все времена огромное значение имело почитание икон или образов святых. Икона не только освящала помещение церкви, собора, монастыря, но и играла значительную роль в общественной и культурной жизни православного населения Кубани. Она оберегала жилища, семьи, станицы и города. С ней устраивались молебны в неурожайные годы, во время болезней и эпидемий, провожали на воинскую службу и ратные подвиги, благословляли к венцу, ее дарили к знаменательным событиям. В кубанских станицах икона называлась – «викона» или «виконка», «образ».

Сегодня человек, в том числе и молодой, имеет возможность изучать, хранить прошлое своего рода в памяти, в фото и документах для того, чтобы передать память о предках следующим поколениям. Изучая историю рода, его генеалогические корни, считаю, следует не просто узнавать имена и фамилии своих предков, но и понимать особенности быта, культурной и православной жизни прежних поколений. Историю своей семьи можно изучать по-разному, в том числе изучая историю и значимость семейной реликвии.

В православных семьях есть особо почитаемые, ценные образа, которые, передаваясь из поколения в поколение, становились семейными реликвиями. Оказалось, что и в нашем роду тоже есть такая реликвия. Множество икон написано и посвящено Пресвятой Владычице нашей Богородице. Большая часть их наименована по месту своего явления или прославления, например: Владимирская - во граде Владимире, Казанская - в Казани… Но есть и такие иконы, которые имеют свое название по тем дарам милости, которые получают верующие от Пресвятой Богородицы по молитве к Ней, например: "Отрада и утешение", "Всех скорбящих Радость", "Взыскание погибших" и другие. Такова и икона, именуемая «Утоли моя печали».

Казачья ветвь нашего рода имела прямое отношение к православию на Кубани: моя прабабушка по маминой линии, Белая Анна Андреевна, одна из шести детей православного священника. В нашей семье хранится и передается следующим поколениям знаковая родовая история о Белом Андрее (моем прапрадеде), который в конце девятнадцатого века служил на Тамани в храме Покрова Пресвятой Богородицы. То, что среди моих предков были служители православной церкви, объясняет, на мой взгляд, хранимое в семье почитание православной культуры и стремление узнать как можно больше из ее истории.

История жизни моего прапрадедушки имела трагическое завершение: в тридцатые годы двадцатого века, когда священнослужители были огульно отнесены к «враждебным элементам», он, как и многие сотни других служителей православной церкви, стал жертвой преследований со стороны противников веры. Долгое время после ареста отца Андрея, родные надеялись увидеть его живым, считая, что он находится в ссылке. Через много лет в семье со слов очевидца трагедии узнали, что мой прапрадед Андрей Белый был расстрелян у храма на глазах у прихожан.

Да, в нашей семье нет документальных подтверждений этому трагическому событию: долгие годы о нем старались даже не говорить из-за боязни оказаться в подобной ситуации. Тем не менее, каждое последующее поколение в семье, стремясь передать эти бесценные сведения о предках своим детям, хранит память о тех, кто стоял у истоков нашего рода.

Бывая в гостях у прабабушки по маминой линии, Колиниченко Дарьи Семеновны , я с трепетом подходила к Божиему углу, а бабушка неспешно и с удовольствием рассказывала мне о том, как икона появилась в этом доме, о ее предназначении и событиях, с ней связанных. Однажды, показав мне незнакомый образ Богородицы, бабушка тихо сказала: «Аксюта, бачишь, ця викона - берегиня усий моей семейной жисти!» И бабушка рассказала мне, что именно этой иконой семьдесят пять лет назад ее благословляли к венцу родители. Когда я услышала название иконы - «Утоли моя печали», сразу возник вопрос: почему бабушку в замужество благословляли иконой, в самом названии которой есть слово «печаль»? «Так всих дивчат так благословляли!» - коротко и категорично ответила мне баба Даша.

В нашем доме есть иконы, но такую я видела впервые: передо мной был образ Божией Матери с полулежащим младенцем - Спасителем на руках. Одной рукой Богородица придерживает ребенка с развернутым свитком в его ручонках, вторая ее рука – у головы, несколько склоненной набок. Глядя на икону, я сразу почувствовала, что Божия Матерь как бы прислушивается к мыслям верующих, обращающихся к ней. Икона мне запомнилась тем, что не была похожа на другие, известные мне, иконы с ликом Богородицы. Дома я часто о ней вспоминала, поэтому мама в канун Дня Ангела подарила мне икону «Утоли моя печали». Вечером в гостях у нас была моя родная бабушка, мать моего отца Рахманина Екатерина Тимофеевна. Увидев икону - мамин подарок, она изумленно спросила: «Откуда у тебя эта икона? Ведь она – любима и почитаема только у нас!»

Дело в том, что в моей семье волею судьбы соединились две ветви православной истории: казачья - по материнской линии, ведущая свою родословную (по семейной легенде) от Саввы Белого, и старообрядческая - по линии отца, предки которого были вынуждены покинуть родные места (Тамбовскую губернию), гонимые за веру свою.

Я решили узнать хоть что-то об иконе «Утоли моя печали», и оказалось, что именно эта икона была одной из почитаемых на Дону и Кубани. Каким же образом икона, почитаемая среди кубанских и донских казаков, оказалась так же заветной иконой старообрядцев?

Прежде всего, я решила понять, откуда повелось это удивительное, по-детски трогательное название? «Утоли моя печали»... Названия икон, прославленных в последние три столетия, очень часто происходят из каких-то молитвенных текстов. Во все времена истинный христианин при всех тяжелых и печальных обстоятельствах своей временной земной жизни обращается к Божией Матери, от которой ждет быстрой и действенной помощи. «Утоли моя печали, - взывает он, - сокрушающие сердце мое, ибо Ты – скорая Утешительница!» Название икона получила по трогательным словам молебствия: «Радуйся, радосте наша! Избави нас от всякого зла и утоли наши печали», то есть ее название есть не что иное, как молитва к Божьей Матери об избавлении от многочисленных болезней и скорбей телесных и в особенности душевных.

Предание донесло до нас память о первом прославлении иконы во второй половине семнадцатого века. Чудодейственная сила иконы Богородицы «Утоли моя печали» открылась людям 25 января 1760 года при следующих обстоятельствах. Одна женщина довольно знатного рода тяжело страдала расслаблением тела (упадком сил): болезнь приковала ее к постели. Имея материальные блага жизни, возможность пользоваться услугами врачей, женщина, тем не менее, теряла силы и всякую надежду на выздоровление. В это тяжелое время явилось милосердие Божие. Однажды ей во сне явился образ Богородицы, голос от которого повелевал ехать в Москву и найти в церкви Святителя Николая образ Божией Матери с надписью «Утоли моя печали» и молиться перед ним. При этих словах явилась ей и сама икона, от которой было обещано исцеление.

Родные привезли больную в указанный храм, но женщина не нашла в нем той иконы, которая ей явилась во сне. Священник, услышав о видении, велел причетникам принести с колокольни все находившиеся там ветхие иконы Божией Матери. Среди них оказалась и икона с надписью: «Утоли моя печали». Икона была до того покрытою пылью, что с трудом можно было разглядеть лик Богородицы, но больная, давно уже от слабости не говорившая и не владевшая ни руками, ни ногами, к удивлению сопровождающих ее родных вдруг воскликнула: «Она! Она!», перекрестилась и, после отслуженного молебна, силы вернулись к ней. В радости припала она к чудотворной иконе. Это чудо совершилось (25 января - по старому стилю), 7 февраля 1760 года. С тех пор, вот уже 250 лет, 7 февраля празднуется память иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

Мне также стало известно, что образ Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» встречается, как говорят иконописцы, в нескольких «изводах» (известны более 600), на которых Божия Матерь представлена обращенной то в правую, то в левую сторону с несколько отличающимися положениями руки. Младенец-Спаситель то, как бы сидит, то почти лежит у Нее на коленях или в колыбели, но самой колыбели не видно, и Он кажется парящим в воздухе. Свиток в руках младенца - непременная деталь иконы, но на разных иконах на нем читаем разные надписи. В чем же причина таких различий в списках одной иконы?

Исторически известно, что столетие между 1655 и 1760 годами на Руси характеризовалось становлением новой иконописи: с конца семнадцатого века власти усердно боролись со старыми, написанными до никоновской реформы, иконами, время от времени учиняя кампании по их «исправлению» или изъятию. В 1758 году вышел указ Синода, назначавший специальные комиссии для осмотра икон во всех храмах и монастырях. «Неискусно написанные», то есть, изображающие двуперстное сложение иконы было велено изымать, «поставив на их место другие, вновь искусною работою написанные». Поскольку в Москве таких икон оставалось множество, и заменить их в короткий срок было невозможно, то более поздние распоряжения епархиального начальства предписывали просто «исправлять» перстосложение.

Как могли сказаться на судьбе нашей иконы эти события? Возможно, ответ даст сравнение ее известных списков между собой.

На одном из списков Богоматерь изображена склоненной влево. Поддерживая правой рукой полулежащего на коленях Младенца, левую Она поднимает к лицу. И пальцы этой левой руки сложены будто бы для крестного знамения по старому обряду. Почему левой - неясно. Может быть это - просто «зеркальный» перевод? Ибо известно немало списков, где Богородица обращена в правую сторону и касается чела перстами именно правой руки. Таково большинство старообрядческих образов Богоматери «Утоли моя печали» от Сибири до Дуная.

Особенно важным для меня оказался тот факт, что именно так принято было писать икону «Утоли моя печали» в среде старообрядцев - переселенцев со знаменитой Ветки. Ветка исторически принадлежала к Могилевщине и могла находиться неподалеку от Шклова, где икона Богородицы «Утоли моя печали» стала известна впервые. Вероятно, именно там старообрядцы узнали и полюбили эту икону. До сих пор почти в каждом старообрядческом храме и во многих домах можно видеть этот образ Богородицы «Утоли моя печали».

Это и объясняет, на мой взгляд, появление иконы «Утоли моя печали» в старообрядческой семье моей бабушки по линии отца. Насколько известна мне история рода Рахманиных, предки моего отца, как и многие старообрядцы, после раскола в русской православной церкви бежали на окраины Российской империи, в нашем случае – в Закавказье, в район Хель-Мели, где после прихода 20 – 25 семей старообрядцев из Тамбовщины даже возникла деревня Рахманы. Столетие обряды, обычаи и реликвии рода тщательно хранились и передавались из поколения в поколение. Поэтому икона «Утоли моя печали» и была отдана моей бабушке Рахманиной Екатерине Тимофеевне (род. 1928) ее мамой, Холодениной Марией Максимовной (1896 -1954). В свой черед, бабушка отдала заветный образ Богородицы своей дочери (моей родной тете) Карабановой Анне Васильевне в семью продолжателей старообрядческих традиций.

Очень жаль, что этот, намоленный и почитаемый моими предками образ, не мог быть отдан мне, так как по строгим канонам рода моего отца ни одна из семейных реликвий не должна покидать приверженцев своей веры.

В книге «Казачий Спас» читаем, как главная героиня - донская казачка Домна Федоровна Калитвина, духовная наставница автора книги – археолога Дарьи Усвятовой, говорит: «Молитвы Богородичные дюжа сильные, ты их тоже спиши да читай помаленьку. Может, через Слово и найдешь свою Богоматерь. Особливо о женских скорбях она молитвенница и заступница великая. Дом, семью, любовь сохраняет. Каждая женщина в себе Богородицу носит. Очень женщинам помогает ее икона «Утоли моя печали». Ты той иконе молитву выучи».

После рассказов бабушки, прочитанной мной статьи «Спаси и сохрани», упоминания об иконе «Утоли моя печали» в книге «Казачий Спас», я пришла к выводу, что данная икона почиталась не только в нашей казачьей ветви.

Многие годы на Кубани, как и на Дону, женщины-казачки, проводив на службу мужей, долгое время оставались одни, неся на своих плечах все тяготы и невзгоды жизни: работу в поле от зари до темна, «управку» по хозяйству, ежедневные хлопоты по дому, воспитание детей. Каждой женщине нужен был святой образ Царицы Небесной, к которому она могла бы обратиться за утешением в нуждах, в скорби и печалях. На православной иконе лик Божией Матери, держащей на руках младенца, располагает к тому, чтобы поплакаться, пожаловаться на судьбу и попросить милости. И хотя официальная церковь против того, чтобы каждому образу Богородицы приписывали защиту от определенных житейских невзгод, за века у православного народа выработалось, передаваемое из поколения в поколение, опытное знание, к кому из святых, с какой просьбой следует обращаться. Именно поэтому в казачьих семьях икона «Утоли моя печали» стала со временем так почитаемой, что ее стали величать «Утешительница». Особая роль казачества на Руси, служивый уклад жизни сделали икону, к которой казачки обращались с просьбами об утолении духовных и физических страданий, почитаемой настолько, что именно ею стали благословлять в замужество дочерей на Дону и на Кубани. За иконой негласно утвердилась благодатная репутация оберега православных христианок, священного атрибута «женского благочестия».

В православной казачьей семье, благословляя невесту, из Божиего угла мать торжественно брала покрытую богато вышитым рушником икону Богородицы, особо чтимую в этом доме, или специально для благословения в замужество купленную икону «Утоли моя печали». В Божий угол ее больше не возвращали, эта икона обретала особый статус «родительского благословения». Вместе с невестой она отправлялась «в чужедальнюю сторону». В доме мужа ее помещали в Божий угол, соединяя два «чужих» пространства, два «чужих» рода, защищая семью от бед и напастей.

В отличие же от казаков, на большей части территории России, где невест благословляли как раньше, так и сейчас, образом Казанской Божией Матери (она считается на Руси «бабьей» иконой), Владимирская, Тихвинская, Почаевская Богородицы также могут быть образами, которыми православные благословляют дочерей-невест, но нельзя было благословлять иконами Божией Матери «Неупиваемая чаша», «Неопалимая купина», «Утоли моя печали», потому что они имели иное предназначение.

Отвечая на вопрос: каким же образом икона, почитаемая среди кубанских и донских казаков, оказалась так же заветной иконой старообрядцев, считаю необходимым изучить историю появления и почитания иконы «Утоли моя печали» на Руси.

Неизвестно, где была написана эта икона, прославившаяся многими чудотворениями. Может быть, в русском монастыре на Афоне, или где-либо в другом месте.

Вот что мне удалось узнать после работы с многочисленными литературными, православными источниками: Редчайшее упоминание об этой иконе находится в рукописном сборнике «Солнце пресветлое», который ранее хранился в старообрядческом храме города Клинцова, а сегодня - в библиотеке МГУ. Среди нескольких десятков кратко описанных в нем богородичных чудотворных икон, есть и «Образ Пресвятыя Богородицы Амартинския, чюдотворныи, глаголемыи Утолимыя». Явися в лето 6263 (755 г.) июля в 21 день, в Палестиньской стране просия чюдесы, во время…». Следующий лист оборван, и рукопись не может нам более ничего сообщить.

Известно также, что старообрядческие святцы, изданные в Почаеве около 1815 года, указывают дни празднования малоизвестным богородичным иконам. На 21 июля в них так же отмечено «явление иконы Пресвятыя Богородицы Амартинския, глаголемыя Утоли печали, в лето 6263».

Первая известная с семнадцатого века икона «Утоли моя печали» находилась в белорусском городе Шклове (ныне Могилевская обл.) в церкви Воскресения Христова. В старину здесь был женский монастырь, и предания о происхождении этой иконы, вероятно, хранились среди инокинь. Слава иконы простиралась далеко за пределы Могилевщины. В XVIII - начале XIX века издавались даже печатные листы с ее изображением. Но впоследствии небольшой Шкловский монастырь пришел в упадок, обезлюдел и в 1840 году был обращен в приходскую церковь. Местные жители по-прежнему почитали икону Богородицы, но, ни новое поколение, ни священники Воскресенского храма не знали ее истории. Икона осталась известной лишь ближайшей округе.

Существует две версии появления иконы в России. По одной из них в 1640 году войска царя Михаила Федоровича Романова (1613 - 1645) в сражении возле Шклова разбили поляков, и в память об этой победе список с чудотворного образа был принесен казаками в Москву и помещен в храме Святителя Николая. Возможно, икону привезло в Москву посольство казаков, просивших о помощи после взятия Азова, в связи с грозившей им войной с Турцией.

По другой версии списки со шкловского образа Богоматери «Утоли моя печали», появились в Москве в 1650­‑е (1655) годы, «в царствование Алексея Михайловича». В том году Шклов был взят войсками Алексея Михайловича и стал царской ставкой. Через этот город шло снабжение армии оружием и продовольствием, сюда же для отправки в Россию свозились трофеи. Сразу после штурма казаки жестоко разграбили Шклов. Как свою добычу, видимо, привезли они в Москву и редкие для Великороссии иконы. Такие иконы, как и всякую другую святыню, с особенным тщанием собирала и царская семья. И, наверное, не случайно самая древняя из дошедших до нас московских икон Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» принадлежит кисти кого-то из царских иконописцев второй половины XVII века. Именно этот список находился в церкви св. Тихона Амафусийского на Арбате - близ слободы, где жили эти мастера.

И та, и другая версии находят подтверждение в нескольких документальных источниках создавая для нас ореол загадочности и таинственности этого образа Богородицы.

Сейчас икону можно видеть в единственной уцелевшей арбатской церкви Воскресения Словущего в Филипповском переулке (ул. Аксакова), этот список считали «самым точным и древнейшим списком с подлинной чудотворной иконы, находящейся в Воскресенском монастыре города Шклова».

Однако особенное, всероссийское прославление получил другой список иконы. Как утверждает предание, уже с семнадцатого века подобный образ находился в церкви святого Николы на Пупышах. Когда говорится о принесении иконы казаками, то имеется в виду именно этот образ: ведь храм святого Николы находился в соседстве с казачьим подворьем. Впоследствии, из-за ветхости или по какой - то другой причине, эту икону убрали на колокольню. Она была надолго забыта, пока некоторый чудесный случай с исцелением не послужил ее новому открытию.

В 1760 г. в церкви был устроен специальный придел во имя этой чудотворной иконы и учреждено ежегодное празднование в 25 день января. Многие исследователи полагают, что в этот день совершилось чудо исцеления боярыни. Но «История Московского епархиального управления» Розанова подсказывает другую причину выбора этого дня. В 1760 году воскресный день, выбранный московским митрополитом Тимофеем для освящения придела, приходился на 25 января. День освящения храма и остался днем его престольного праздника, а впоследствии стал восприниматься как день празднования самой иконы.

Таким образом, нам удалось найти две, подтвержденные в различных источниках, версии, определяющие дату престольного празднования иконы «Утоли моя печали» 7 февраля (25 января по старому).

Икона «Утоли моя печали» широко почиталась в православном мире во все времена. Чтимые списки с иконы Богоматери «Утоли моя печали» находятся во многих храмах Москвы и других городов. В Москве в разное время прославились чудотворениями одноименные иконы в четырех храмах: во имя святого Иоанна Крестителя, что на Покровке, во имя святых апостолов Петра и Павла на Ново-Басманной, во имя святителя Тихона Амафунского у Арбатских ворот, во имя преподобного Сергия, «что на Рогожской». 25 сентября 1765 года список иконы «Утоли моя печали» был привезен в Санкт-Петербург купцом Роговиковым. Он находился в храме Вознесения Господня и прославился там чудесами.

Замечательный по своей архитектуре храм, посвященный иконе Божией Матери «Утоли моя печали», построенный в 1903 году, находится в Саратове, в историческом центре города. Первоначально освященный в честь афонской иконы Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение»,  в народной памяти он закрепился под названием «Утоли моя печали», которое и было выбрано при его новом освящении после восстановления.

Иконы Богоматери «Утоли моя печали» почитались в целом ряде городов и монастырей. Один из списков, называемый «Утоление печали», принадлежал сенатору графу Н. Б. Самойлову, который в 1784 построил придельный храм в Одрин-Николаевском монастыре Орловской епархии, перенес туда чтимый образ.

На Кубани также есть храм, носящий имя чудотворной иконы «Утоли моя печали», он находится недалеко от Краснодара, в поселке Белозерный. Я посетила этот храм, и увидела в нем три списка этой иконы. После посещения храма во мне укрепилась уверенность в том, что современный молодой человек может и должен сам выбирать те нравственные и духовные ценности, которую станут главными в его дальнейшей жизни. Наша семья, не являясь глубоко верующей, почитает основы веры православной, бережет традиции, обычаи предков.

Историю своего рода можно изучать по-разному, я решила узнать об истории моих предков через образ Богородицы, передаваемый от матери к дочери вот уже четыре поколения.

«Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои» - так говорил Экклезиаст о вечном и преходящем. В нашем сложном, суетном мире остается вечное, постоянное: духовные и культурные ценности, накопленные веками, вера наших дедов, православие, молитвы, образа.

Заканчивая свое исследование об одной из наиболее почитаемых на православной Кубани иконе Божией Матери «Утоли моя печали», сопоставляя исторические версии и факты, делаю следующие выводы:

Автор: Рахманина Ксения Павловна
Дата публикации: 24.11.2013

1 | 2



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

История и экономическая политика Казахстана в рамках Таможенного Союза.

В начале февраля нынешнего года состоялось расширенное заседание правительства, на котором президент Н. А. Назарбаев, обеспокоенный недостатком внешних инвестиций, пригрозил отправить правительство в отставку, если этот вопрос не будет решен. Президент решил делать ставку на развитие обрабатывающей промышленности, индустриализацию, а также на развитие малого и среднего бизнеса..

Читать

Зверства фашистов во время оккупации г.Ставрополя

Впервые слово «холокост» я услышал в этом году на уроке истории от учителя. Меня поразила даже та немногая информация, которую мы успели узнать за время урока. Поэтому когда я узнал о возможности подробнее изучить холокост, я решил заняться этой темой..

Читать

Его имя помнит народ

Б. Мишин собирался стать химиком, поэтому после окончания школы он сразу поступил в Чебоксарский химико - механический техникум. Учился старательно, к будущей профессии готовился основательно. Семь благодарностей было объявлено ему за годы учебы в техникуме, вручен знак ЦК ВЛКСМ « Золотые руки»..

Читать

Крестьянство Западного региона России в 1920-е гг. (социокультурные изменения)

Данная монография посвящена рассмотрению социокультурных изменений в жизни крестьянства Западного региона России 1920-х гг. Изучение темы позволяет сделать вывод о том, что главным сдерживающим фактором, препятствующим развитию деревенских жителей, был недостаток материально-финансовых ресурсов. По мнению автора, радикализм нового советского государства не был подкреплен достаточной основой для достижения оптимального социокультурного уровня состояния деревни. В результате подавляющее большинство крестьян Западного региона сохранили глубинные основы и структуры своего жизненного уклада, сформированного в предыдущие периоды времени. .

Читать

Загадка старой фотографии

Этим летом в старом семейном альбоме я увидела фотографию, которая привлекла мое внимание. Старая, пожелтевшая от времени фотография на паспарту, по виду очень старая. Моя бабушка сказала мне, что на фотографии запечатлен её родной дед Мигунов Михаил Петрович. .

Читать

Записки партизана

Историческое эссе "Записки партизана" посвящённое Отечественной войне 1812 года. Автор: Пахарь Виктор Вячеславович.

Читать

От древней Руси к единой России.

Во всем мире усиливается интерес к национальной истории. И в нашей стране, а особенно в последнее время, растет интерес к изучению истории, культуре и традициям. .

Читать

Становление Русского государства по археологическим данным

Возникновение государства — это закономерный процесс. Для того, чтобы возникло государство, нужна не чья — то воля, а нужно чтобы сложились определённые условия. Поэтому возникновения государства на Руси, норманскую теорию необходимо рассматривать именно с этой стороны..

Читать

Муса Джалиль: приговорён и оправдан по делу.

За что Муса Джалиль был признан опасным преступником и почему это решение оказалось ошибочным.

Читать

Чудо на все времена

Я люблю путешествовать. Несколько раз была в Москве всего на несколько часов. Больше всего запомнилась поездка с тётей. Билеты взяли так, чтобы быть утром в Москве. Рано утром сошли с поезда и сразу в метро до Красной площади. На меня произвело впечатление её величие. Я просто стояла, слушала, как бьют часы, хотелось потрогать кирпич в Кремлёвской стене. Мне кажется, ни в одном городе нет площади такой красоты и строгости..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter