↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

В Крыму нашли сбитый 80 лет назад штурмовик «Ил-2»
........................
Большие потери во время Первой мировой войны объяснили аномальной погодой
........................
Люди использовали освежитель воздуха еще в XIII веке
........................
На месте разрушенной церкви нашли сохранившуюся мозаику
........................
Найден пролежавший 400 лет на морском дне легендарный корабль
........................

1 | 2 | 3

Иноки Пречистой Богородицы Донского монастыря в конце XVII - начале XVIII вв.

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Налётов Анатолий Григорьевич

Часть 1

 

Штат общины Донской обители комплектовался из двух сегментов: монашествующих и светских служителей. Обе фракции коллектива были неразрывно взаимосвязаны. Не было бы иноков – не мог бы существовать институт монастырских служителей. Но и без гражданских работников вряд ли полноценно функционировал бы крупный монастырь. Каждый сектор выполнял свои обязанности. Взаимоотношения между ними бывали не всегда безоблачными, как и внутри обеих половин общины. Перепутать старцев и гражданских лиц невозможно. Иноки постоянно ходили в рясах, мантиях, головных уборах строго регламентированных покроя и цвета (преимущественно чёрного). Служащие надевали одежду и головные уборы произвольных фасонов и колеров. Монашествующие жили в обители, а светские в монастырской служней слободе или в иных местах. Некоторые холостые служебники и послушники, проходившие испытание перед пострижением проживали в обители.

Настоящая работа посвящена только черноризцам Донского монастыря. Основана она преимущественно на подлинных рукописных документах XVII-XVIII вв. До сих пор дошёл большой объём материалов по намеченной теме в разных архивохранилищах и фондах. Это монастырские приходно-расходные книги. Тщательно отслеживали динамику и направления потоков денег и материальных ценностей. Царские указы и распоряжения правительственных инстанций и реакция на них властей обители. Переписка и указы руководителей монастыря с подчинёнными им людьми, многочисленные челобитные различных лиц, переписи иноков. О кадрах общины сообщается практически в каждом документе. Сбор и анализ источников – главная задача исследователя. Из документов необходимо извлечь максимум информации, которая является базой для любых выводов. Дело это весьма кропотливое, но неизбежное и очень интересное. По существу вся научная статья – критический разбор, систематизация, осмысление фактов, имеющихся в источниках.

Однако ошибочно полагать будто Донской монастырь оказался бюрократическим учреждением и занимался бумаготворчеством. Плодить документы, вести регулярную фиксацию материально-финансовых доходов и расходов, движения кадров общины и многого другого заставлял статус этой низовой правительственной ячейки страны. В ней всё контролировалось вышестоящими государственными институтами и перед которыми монастырские власти обязаны были отчитываться. Ибо русская православная церковь с момента крещения Руси и до 19 января 1918 г. наравне с министерствами, ведомствами, коллегиями, приказами, являлась частью правительственного аппарата. И, безусловно, исполняла российское законодательство. А монастырская собственность де-юре была государственной, которой церковные институты, в конкретном случае Донская обитель, только владели, пользовались, управляли ею, жили на доходы с угодий и за счёт государственной казны. Естественно, у клерикальных организаций имелись свои особенности, как и у армии, транспорта, тюрем и всех остальных учреждений. Текущий документооборот постоянно требовался для внутреннего использования самому монастырю. Обители оказались администативно-хозяйственными единицами страны. Религиозными признаками в них, пожалуй, были культовые постройки, внешний облик насельников да распорядок их жизни. Режим в монастырях варьировался и не всегда соблюдался.

 

Существует определённая взаимозависимость между влиянием монастырей в стране и в церковном мире, размерами их владений, разнообразием монастырских ансамблей и количеством обитавших в них людей. Многочисленность монашеской общины, несомненно, является одним из важнейших показателей материального состояния монастыря и его религиозного и общественного авторитета в стране.

В Донском монастыре, приписанном в середине XVII в. к Андреевскому, по свидетельству И. Е. Забелина, жило 7 старцев в 1651 г., 10 – в 1654 г., 4 – в 1664 г.1 По архивным документам в обители было 5 чернецов в апреле 1654 г., 3 – 12 июня 1658 г., 4 – 21 июля 1659 г.2, 47 иноков в 1690/91 г.3, 60 – в 1694/95 г.4, 74 насельника в 1695/96 г.5, 69 – по одному источнику, 66 по другому в 1701 г.6, 70 – в 1714 г.7, 72 – в 1716 г., но эта цифра меньше подлинной – начало документа отсутствует8, 71 – в 1723 г.9, около 80 человек в 1724 и 1725 гг.10

Монастырский приказ, очевидно, в 1710 г. установил для Донского монастыря штат насельников в 63 черноризца11. Как видим, реальное количество монахов оказалось несколько выше определённой правительственным учреждением нормы. Надо также учитывать, что у Донской обители в конце XVII в. имелось шесть приписных монастырей, в которых жили 63 брата (по данным Монастырского приказа на 1701 г.).12 Следовательно, тогда под ведением архимандрита Донского монастыря находилось около 130 иноков.

Для большей наглядности взаимосвязи между численностью монашествующих в монастыре и его влиянием представляется уместным привести данные по соседнему Андреевскому монастырю за соответствующий период. В Андреевской обители находилось 30 монахов в апреле 1654 г.13, 47 иноков 29 июля 1658 г.14, 53 – 24 февраля 1659 г.15, 13 –в 1702 г.16, по 11 монахов 14 февраля 1705 г. и 24 января 1706 г.17, 15 – в феврале 1710 г.18, 16 – в октябре 1724 г.19 По штату, определённому правительством, в монастыре ежегодно с 1703 г. по 1714 г. должны были жить по 15 старцев, а в документе 1725 г. даже сказано, что в 1ойчетверти XVIII в. в Андреевском монастыре по штату числилось ежегодно по 20 чернецов.20 Вторая цифра численности монахов явно завышена. Документы подтверждают, что реальная их численность совпадает или ниже цифры 15. Таким образом, параллельно с падением авторитета Андреевской обители в ней уменьшалось и количество насельников. Больше того, правительство, упразднив в 1724 г. Андреевский монастырь, почти всех его старцев перевело в Донскую обитель. На примере данных Донского монастыря нужно думать, что государство, установив в начале XVIII в. монастырю предельный штат, не добилось поставленной цели – сократить или стабилизировать количество монашествующих. Да и штат, назначенный Монастырским приказом, фактически закреплял достигнутый высокий численный уровень монашествующих в Донском монастыре. Но в отношении Андреевского монастыря правительственные мероприятия оказались успешными.

Установить истинные причины пострижения основной массы монахов Донского монастыря нельзя из-за ограниченного круга источников и их тенденциозности. Низменные или меркантильные мотивы пострижения, естественно, никто публично не раскрывал. Следовательно, при рассмотрении этого вопроса мы не можем оперировать какими-либо беспристрастными цифровыми показателями. По монастырским канонам существует только одна причина пострижения в монахи – религиозные побуждения, стремление посвятить себя служению богу, предаваясь бесконечным молитвам. Претенденты в иноки добровольно обязывались беспрекословно подчиняться начальствующим отцам и братьям, строго выполнять аскетические требования монастырского устава, отрекались от светского общества и частной собственности. Так должно было быть по правилам. Но реальная действительность вносила в них какие-либо дополнения. Очевидно, у разных групп людей, а скорее всего у каждого человека имелись свои особые основания для ухода в монастырь. Источники свидетельствуют, что причины пострижения были самые разные.Это стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств: болезни, бедность, одиночество, старость. Имело значение желание быть погребённым в монастыре, а также религиозные побуждения. О состоянии захоронений в обители весьма обеспеченных чернецов я написал в литературном журнале.21 Наверняка были и такие лица, которые стремились сделать карьеру, избавиться от тяжёлых трудов в мирской жизни, найти в обители более спокойную и сытную жизнь. Одних людей обстоятельства вынуждали идти в монастырь, другие сознательно сами шли туда, третьи преследовали корыстные цели. Ни один документ не говорит о принудительном пострижении кого-то в Донском монастыре.

Для подтверждения приведённых положений обратимся к фактам, объясняющим подлинные причины пострижения нескольких старцев Донского монастыря. Важные сведения об этом даёт анализ возраста людей, постригавшихся в чернецы. Перепись братии Донского монастыря, проведённая в феврале 1716 г., зафиксировала, что из 68 иноков 27 постриглись в 50 лет и старше.22 Принимая во внимание небольшую среднюю продолжительность жизни народа в XVII-XVIII вв., 50 лет, очевидно, надо считать для того времени почтенным возрастом. Поэтому следует думать, что из 27 человек многие постриглись из-за старости и связанного с нею физического недомогания. Но тот факт, что из 68 монахов 41 постриглись до 50 лет, свидетельствует, что среди них имелось немало лиц с цветущим здоровьем. Многие из этих персон постриглись, по всей вероятности, ради карьеры и с другими корыстными намерениями, а также по религиозным побуждениям. И.Л. Батурин, прося в 1695 г. о пострижении, причину своего решения назвал только одну – религиозные устремления.23 Туже причину пострижения в Донской монастырь в челобитной и при допросе указал в 1714 г. сорокадвухлетний И.С. Кудрявцев.24 Д. Иванов при расспросе сказал казначею Донского монастыря, что желает постричься в приписной монастырь «волею своею, а не от бед и ни для каких укрывательств». Из-за этого обещания он вторично не женился.25 Донская обитель являлась местом призрения, куда нередко загоняла людей нужда. Показательна в этом отношении челобитная старого, дряхлого С. Павлова, которому нечем было питаться. Из-за этого в 1724 г. он просил Петра I отослать его «для пропитания в богоделню или для пострижения в монастырь».26 В 1695 г. в Донском монастыре постригли больного И.П. Латышева, про которого в отпускном письме его жены сказано: «мне Ульяне для ево скорби с ним мужем моим Иваном жит не возможно».27 Монахами Донского монастыря в 1699 г. упоминаются Иона кривой и Иосиф «карла».28 В 1693 г. в обители постригли «старичка» Ф. Григорьева, в 1696 г. – бедного и беспомощного В. Козмина, в 1701 г. – И. Никитина, который в челобитной объяснил причину пострижения тем, что «не имею ни от кого помощи», в 1708 г. – А. Ф. Мокеева, которому было лет 70 «и больше» и который «остарел и одряхлел», в 1712 г. – Ф. Павлова, в 1715 г. – И. Титова, так как они находились «при старости» (И. Титову было 59 лет). Очевидно, И. Титов ещё и страдал каким-то недугом. В его челобитной о пострижении написано, что он числился в московской Арбатской слободе, а в начале 1716 г. он не смог даже вспомнить названия этой слободы. В 1715 г. в Донском монастыре постриглись подьячие А. Осипов и Г.К. Зернов. С первым из них в 1714 г. случилась «пароличная болезнь, правою рукою и ногою не владею и языком косен», а второй «увечной, дряхлой, погорелой, престарелой».29 Роль большинства из таких людей в монастыре была малозначительной. Для понимания истинного положения дел в монастыре важны известия о физическом состоянии иеромонахов – влиятельной категории монашеской общины. Отцы Донской обители в 1725 г. предоставили в вышестоящую церковную инстанцию краткие сведения о рядовых иноках-священниках. Их насчитывалось девять человек в возрасте от 30 до 70 лет. Про семидесятилетнего иеромонаха сказано, что он стар, хром и службу не отправлял. Самый молодой страдал «животною и ножною» болезнями, у двоих были желудочно-кишечные заболевания, у одного болели ноги, один «языком косен и зрением недоволен», один «языком косен» (очевидно так в то время обозначалось какое-то расстройство речи). Получается, что семь человек страдали различными недугами. Ещё один «от хмельного пития невоздержан». Только один из девяти иеромонахов оказался физически и морально полноценным.30 Нет никакого сомнения в том, что часть из этих персон болела уже до пострижения. Имеется немало оснований полагать, что и среди других групп насельников был большой процент больных. По всей вероятности, многих больных людей именно недуги заставили уйти в монастырь и уж, конечно, не одни религиозные мотивы. Можно думать, что некоторых юношей, иногда ещё детей, постригаться в монахи вынуждали жестокие удары судьбы. Так монаха Донского монастыря Иону, осиротевшего в пятилетнем возрасте, взял к себе родственник иеромонах. Очевидно, он воспитывал ребёнка в религиозном духе. Когда мальчику исполнилось всего пятнадцать лет этот монах–священник постриг его.31Грузинский князь Соломон объяснил причину своего пострижения весьма своеобразно. В двадцативосьмилетнем возрасте в 1718 г. он из Грузии «своевольно» приехал в Москву и поселился у родственницы царевны Дарьи Арчиловны. Но она не позволила князю поступить на службу в русскую армию за какие-то проступки и даже выслала его на родину. На пути в Грузию Соломон в Астрахани постригся в монахи потому, что не захотел возвращаться на свою землю. Через год после пострижения князя, в Астрахань в 1722 г. прибыл Пётр I. Монах Самсон, как его нарекли в обители, «скинул монашеское одеяние и браду остриг» и просил царя о принятии на военную службу.32 Ни причину пострижения, ни экстравагантный поступок князя Соломона нельзя мотивировать религиозными побуждениями. Иногда в монастырях находили укрытие беглые крепостные, спасавшиеся от феодального гнёта. Переведённый в 1725 г. в Донской монастырь из приписного Никольского Черноострожского пятидесятидвухлетний инок Пётр при расспросе признался, что ушёл в монастырь «тому ныне пятои год». До этого он, крестьянский сын, был дворовым у своего помещика, от которого «сошед, постригся без отпускной».33 Другими словами это беглый дворовый человек. В 1722 г. в Донской обители постригся беглый дворовый работник Ф. М. Яковлев. 34

 

Каково же сословное происхождение старцев Донского монастыря? Изучив сословное происхождение монахов Донского монастыря в последней четверти XVII в. и в первой четверти XVIII в., можно сделать только один вывод – монастырь являлся всесословным учреждением. На февраль 1716 г. из 72 братьев удалось более или менее точно установить социальную принадлежность или род занятий до пострижения 63 лиц да ещё один чернец был крестьянином либо служителем культа, но не феодалом и два иностранца.35 Преобладали горожане (посадские люди и мещане) – 21 человек и феодально-зависимые граждани (частновладельческие, государственные и монастырские дворовые, крестьяне и дети крестьянские) – тоже 21 персона. Из категории феодально-зависимых людей абсолютное большинство составляли дворовые – 15 человек, которым, очевидно, было легче постричься в старцы чем крестьянам. Сельчанином по происхождению являлся один монах и трое детьми крестьянскими. Один был сыном сторожа Донской обители, которого взяли в охранники из крестьян монастырской вотчины. Ещё один был кузнецом Донского монастыря, но принадлежал приписному Шаровкину монастырю. Помимо них иноками стали сын монастырского служителя, представитель «конюшенного чину», вероятно, конюх и выходец из села, принадлежавшего суздальскому протопопу (или крестьянин, или служитель культа). Правительственных мастеровых и приказных чиновников (в основном низкого ранга) и их детей было семеро. Семеро же происходили из служителей культа и их детей. Отставных военных было двое плюс больной поручик, принятый для пострижения. Только троих следует отнести к феодалам: дворян города Суздаля и дома имеретинского царя, а также польского шляхтича. Сословная принадлежность двух иностранцев (шведа и турка) не названа.

Автор: Налётов Анатолий Григорьевич
Дата публикации: 24.01.2015

1 | 2 | 3



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Усыпальница Голицыных в Донском монастыре

Усыпальница Голицыных – больничная церковь архангела Михаила. Храм трапезного типа. К нему примыкают жилые покои бывшей богадельни. Комплекс вытянут в одну линию с востока на запад и располагается вдоль южного прясла ограды обители..

Читать

Владимир Иванович Шимановский – имя на карте нашей страны.

В каждом городе, посёлке есть люди, о которых хочется рассказать всем. Я хочу поведать о нашем земляке Владимире Ивановиче Шимановском, чтобы его имя не исчезло бесследно, чтобы память о нём осталась в наших сердцах. .

Читать

Жемчужина Белозерья (Золотое сечение в памятниках архитектуры г. Белозерска)

Данную работу можно рекомендовать для интеллектуального и художественного развития учащихся как дополнительный материал, который дает возможность увидеть использование «золотого сечения» в практических целях на краеведческом материале..

Читать

История белорусских поселений Шегарского района Томской области

Еще в 90-е годы обозначился интерес к изучению этнодисперсных групп на территории Сибири. Одной из наименее изученных диаспор Томской области являются белорусская..

Читать

Мой Танаис

Добрый день! Мой читатель, сегодня я хочу рассказать о земле, воздух которой несет с собой запах свободы, поверь здесь этот запах можно уловить в дуновении ветра, запаха разнотравья, степи, или даже увидеть в раскинутом море травы-ковыля, или в свободном парении орла. И вместе с ним мы подымаемся в высь и видим перед собой холмистую степь разрезанную шрамами оврагов, и склонов, серебристыми ручьями, и реками которые несут свои прозрачные воды в одну великую реку, которая называлась в разное время по разному Гиргис, Танаис, Тан, и наконец Дон, Тихий Дон, эта восхваляемая река от древних греков до викингов несет и поныне свои воды в Азовское море. И сверху она нам кажется украшением этой великой степи, как ожерелье на шеи красивой женщины. .

Читать

Деятельность Нижегородского отделения Татьянинского комитета в годы Первой мировой войны

Как известно, Первая мировая война принесла немало бедствий, как военному, так и мирному населению, экономике России. Все эти проблемы еще больше усугублялись массовым притоком беженцев из западных районов, затронутых военными действиями или мест, соседних с границей военных действий, которые двигались дальше на восток..

Читать

Судьба моей семьи

История страны, история родного края, история семьи - тесными невидимыми нитями связаны эти понятия друг с другом. История страны складывается из истории городов, сел, поселков, в которых живут люди, а они-то своими делами, поступками, помыслами и творят историю. Я думаю, что каждая семья - это часть истории нашей страны. Мне кажется, что жить без Родины  невозможно. Когда я думаю о  ней, я сразу представляю себе  семью, предков,  позволивших сохранить для нас  мир, в котором мы живем. .

Читать

Моя семья в Великой Отечественной войне

Навеки останутся в памяти людей даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. 1418 дней и ночей шла война. Гитлеровские полчища ринулись на нашу землю, сея смерть и разрушение. Немецко-фашистские захватчики несли угрозу гибели всему, что завоевано, создано творческим трудом народов Союза Советских Социалистических Республик. Страна перестроилась для отпора врагу. Для Родины наступили дни великого испытания..

Читать

Воспоминания ветерана войны

Великая Отечественная Война. Значение этих слов я начал понимать, когда мне было 5 лет, я впервые прочитал надпись «К 55 - летию Победы!». Написанную золотистыми буквами на сахарнице из чайного сервиза. От родителей я узнал, что речь идет о победе в Великой Отечественной войне. С тех пор, я начал обращать внимание на фильмы, литературные произведения, посвященные войне; они были пронизаны ужасом, кровью, слезами, но они вселяли в душу не только страх, но и гордость за Родину. .

Читать

История Великой отечественной войны и моя семья

Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года фашистская Германия и ее союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, свыше 4 тысяч танков, более 45 тысяч орудий и миномётов, около 5 тысяч самолётов, 200 кораблей..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter