↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

1 | 2

Иноки Пречистой Богородицы Донского монастыря в конце XVII - начале XVIII вв.

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Налётов Анатолий Григорьевич

Несмотря на сказанное, считаю целесообразным отметить роль украинцев и грузин в жизни Донского монастыря. Использованные документы позволяют считать, что русско-украинские и русско-грузинские контакты поддерживались в значительной степени по религиозным каналам, в конкретном случае через Донской монастырь. Довольно большой процент монашествующих Донского монастыря являлись украинцами. Не случайно власти монастыря в челобитной императрице Анне Ивановне в 1730 г. писали, что иноков-певцов в этот монастырь призывали из Украины.69 Подтверждением этого служит и тот факт, что Донской монастырь находился в ведении Малороссийского приказа с 1689 г. и, повидимому, до восстановления Монастырского приказа в 1701 г.70 Достаточно много и других доказательств наличия украинцев среди братии Донской обители. Так в 1723 г. из Николо-Угрешского монастыря в Донской перешли жить украинцы иеромонах Матвей (в миру М.И. Садовский) и монах Соломон (в миру С.С. Кульбицкий). Свой переход они мотивировали в дикастерии тем, что в Николо-Угрешском монастыре осталось мало «киевлян», а в Донском по словам иеромонаха Матвея жили чернецы «киевляне и польских городов».71 Аргумент оказался достаточно веским, поэтому дикастерия удовлетворила их просьбу. Сомневаться в том, что местный орган церковного управления хорошо знал национальный состав братии подвластных ему монастырей, оснований нет. Слово «киевлянин» в то время употреблялось как синоним термина украинец. Очевидно, и под жителями «польских городов» имелись в виду тоже украинцы, но населявшие правобережную Украину, входившую тогда в состав Польши. Иначе подобная ссылка не имела бы смысла. В источниках есть прямое доказательство идентичности понимания в то время терминов киевлянин и украинец. Со слов инока Ионы в 1716 г. в Донском монастыре записано, что он родом киевлянин. По всей вероятности, с его же слов в 1722 г. в Александро-Невском монастыре записано, что он родом из города Харькова.72 Вообще украинцы сами себя именовали по разному, в том числе малороссами, черкашенами. Главное в том, что роль их в летописи Донского монастыря, особенно в конце XVII в., была чрезвычайно велика и, по-видимому, намного превышала процент украинцев в числе братии монастыря. Именно на конец XVII в. приходится наивысший расцвет монастыря. Из бедного, маленького он превращается в богатый, крупный, многолюдный, влиятельный монастырь. И произошло это при настоятелях украинцах. Несомненно, украинцем по национальности являлся игумен Донского монастыря Никон, которого первым из настоятелей обители в 1683 г. патриарх возвёл в сан архимандрита.73 После отстранения в июне 1689 г. Никона от должности и отъезда его в Киево-Печерскую лавру, настоятелем стал наместник Донского монастыря украинец Антоний Одинцович.74 На Украине жили родственники Антония. Летом 1696 г. в Донской монастырь приезжал из «волынской земли» брат настоятеля священник Иоанн. В 1697 г. из Донского монастыря в город Киев уехал племянник архимандрита.75

Монашествующих Донского монастыря грузин имелось немного. Но зато настоятелем обители в начале XVIII ст. трудился грузин архимандрит Лаврентий. Вероятно он жил в Донском монастыре уже в 90е годы XVII в., не будучи чернецом этого монастыря. Во всяком случае в 1695 г. в Донской обители находилась «комнатка [келья – А.Н.] милитинского архимандрита». Других архимандритов-имеретинцев кроме Лаврентия в Москве и около неё тогда, насколько мне известно, не было. При Лаврентии иноком обители в документах значился Герман «мелитинец». Старцем монастыря с 1723 г. стал Самсон «милитинец», племянник царя Арчила. Синод в 1724 г. направил на проживание в монастырь грузинского архимандрита Николая с находившимися при нём иеродьяконом и двумя служителями. Правда, эти лица только жили в Донском монастыре, но не входили в штат братии. В 1722 г. синод выбрал Донской монастырь местом проживания для картлийского архимандрита Романа с иеромонахом, иеродьяконом и пятью служителями. Но в монастыре свободных келий не оказалось и они нашли себе приют в другой обители. Вполне естественно, что за пятнадцатилетнее управление Донским монастырём имеретинца Лаврентия установились тесные связи между монастырём и грузинами как осевшими в Москве, так и приезжавшими в Россию на время. При Лаврентии и его преемниках Донской монастырь нередко навещали влиятельные грузинские гости, в том числе и царских кровей. Этот же настоятель открыл в обители некрополь для элиты грузинской диаспоры. Благодаря стараниям Лаврентия царь в 1715 г. даровал Донскому монастырю степень ставропигиального.76 Ознакомившись с национальным и социальным составом братской общины обители за указанный временной период, нужно констатировать, что доступ в неё не был заказан ни эмигрантам из разных стран, ни российским мигрантам, ни соотечественникам всех категорий.

За рассматриваемый период в Донском монастыре жили монахи, принявшие постриг в различном возрасте – от совсем юного до глубоких стариков. В феврале 1716 г. в обители числилось примерно 80 монашествующих, но мы имеем сведения о возрасте 72 человек. Самыми молодыми были двое двадцатилетних чернецов. Один из них постригся в том же году, а другой четырьмя годами раньше (в 16 лет). Старейшему иноку исполнилось 125 лет, ещё одному – 102 г. Если монашествующих Донского монастыря по возрасту разделить на три группы, то четырнадцати из них будет от 20 по 30 лет, тридцати трём – от 31 года по 60 лет, двадцати пяти – от 61 года по 125 лет. А если монашествующих разделить на две возрастные категории, то моложе 50 лет будет тридцати одному иноку; 50 лет и старше – сорока одному. Из 72 человек в источнике указан возраст пострижения в черноризцы 66 лиц. Причём, возраст восприятия образа Христа пяти из них назван приблизительный. Самому молодому иноку в момент пострижения было всего 16 лет, а старейшему – 108. Если по возрасту пострижения старцев разделить на три доли, то 23 человека постриглись от 16 по 30 лет; 29 – от 31 по 60 лет;14 – старше 61 года. Если же 68 монахов разделить по возрасту пострижения на две группы, то моложе 50 лет постриглись 41, а в 50 и более – 27 человек. Хотя год пострижения двух монахов не указан, но в феврале 1716 г. одному из них исполнилось 50 лет, а другому 37. Ясно, что оба постриглись до 50 лет и их надо отнести к первой группе.77 Данные переписи старцев 1716 г. о возрасте их пострижения для меня оказались неожиданными. По разрозненным упоминаниям в документах складывалось неверное представление, будто среди постригавшихся в Донском монастыре преобладали люди весьма почтенного возраста. К тому же архимандрит Антоний в 1696 г. требовал, чтобы в приписном Железноборовском монастыре постригали «не от жены мужа, а щебы и стар был».78 О том, что за изучаемый срок в Донском монастыре постригались люди разных возрастов, сведения имеются. Монахом в 1693 г. стал сорокапятилетний думный дьяк Я.А. Кириллов, а А.Ф. Мокееву при пострижении в 1708 г. было «70 лет и больше». Чернецу Ионе было около 15 лет, когда в 1705 г. его постригли. В том же году постригли двадцатисемилетнего И.С. Пузанова. Н. Михайлов постригся в 1718 г. в возрасте «60 лет и больше», в том же году постригся семидесятилетний С.И. Трофимов. Грузин инок Самсон постригся в 1721 г., когда ему стукнуло 31 год, в том же году в Донской обители постригся семнадцатилетний А. Иванов. Двадцатилетним юношей в 1712 г. постригся монах Соломон. Настоятелем Донского монастыря в декабре 1721 г. назначили сорокадвухлетнего Иоакима Струкова, который принял монашество в 33 года в 1712 г. Подобные факты можно привести и ещё.79 Пусть даже не всегда точные данные о возрасте пострижения говорят о том, что и в конце XVII в., и в первой четверти XVIII ст. в Донском монастыре постригались лица мужского пола разного возраста – от подростков до глубоких стариков. Со стороны государства возрастного ограничения при пострижении или не было, или его обходили монастырские власти. Правительство Петра I чинило преграды только мужчинам пригодным для военной службы.

 

  1. Забелин И.Е. Историческое описание московского ставропигиального Донского монастыря. Изд.2.М. 1893.С.14, 15.

  2. Российский государственный архив древних актов (РГАДА), ф.396, оп.1,ч.5, д.5177, л.6, д.6018, л.9, д.6336, л.145.

  3. Центр хранения документов до 1917 года (ЦХД до 1917 г.), ф.421, д.32, л.1,34-36. Очевидно, количество монашествующих в этом году было больше, но точно подсчитать их нельзя, так как дело пострадало от пожара. Листы в нём перепутаны и может быть они сохранились не все.

  4. Там же, д.207, л.923об.-925об. В расходной монастырской книге одновременно перечисляются 60 человек. Но в ней упоминаются ещё несколько иноков, которые получили оклады в другое время, и не указаны чернецы, жившие в отдалённых владениях обители.

  5. Там же, л.1022-1025.

  6. Там же, д.401, л.2; Государственный исторический музей отдел письменных источников (ГИМ ОПИ), ф.440, д.51, л.69,70.

  7. ЦХД до 1917 г., д.401, л.1.

  8. Там же, д.483, л.1-10. Очевидно, утрачены два листа, на которых могли быть сведения о 10-12 монахах. Следовательно, всего в обители жили около 80 старцев.

  9. Там же, д.979, л.1-6. В списке указано 70 иноков, но в нём нет архимандрита.

  10. Там же, л.1-8об.

  11. Горчаков М.И. Монастырский приказ (1649-1725). Опыт историко-юридического исследования. СПб.1868.С.44 (приложение).

  12. ЦХД до 1917 г. ф.421, д.401, л.2.

  13. РГАДА, ф.396, оп.1,ч.5, д.5177, л.6.

  14. Там же, д.6079, л.3.

  15. Там же, д.6336, л.19.

  16. Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшаго правительствующаго синода (далее-Описание документов и дел).СПб.1879.Т.2.Ч.1.Стб.544.

  17. РГАДА, ф.236, оп.2,ч.1, д.2056, л.1, ф.237, оп.1,ч.1, д.67, л.11.

  18. Там же, ф.18, д.13, ч.1, л.13.

  19. ЦХД до 1917 г., ф.421, оп.1, д.1069, л.2об.

  20. Описание документов и дел. Т.2.Ч.1.Стб.545; ЦХД до 1917 г., ф.421, оп.1, ч.1, д.1122, л.4.

  21. Налётов А.Г. Смерть после смерти. К истории некрополя Свято-Донского монастыря. «Москва».2012.N11.С.184-187.

  22. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.483, л.1-10.

  23. ГИМ ОПИ, ф.440, д.407, л.1.

  24. ЦХД до 1917 г. ф.421, д.417, л.1,5.

  25. Там же, д.337, л.1-2об.

  26. РГАДА, ф.237, оп.1, ч.2, д.6121, л.1.

  27. ГИМ ОПИ, ф.440, д.407, л.33.

  28. РГАДА, ф.337, д.207, л.864об., 872.

  29. ГИМ ОПИ, ф440, д.51, л.5об, д.407, л.26,33,39,51,60; РГАДА, ф.237, д.207, л.872; ЦХД до 1917 г., ф.421, д.218, л.1,2, д.289, л.1,3, д.337, л.4-6, д.417, л.3,4,6,15, д.483, л.6,7об., д.596, л.1, д.766, л.6,6об.

  30. Описание документов и дел.1897.Т.5 (приложение.Т.V.Стб. LXIX).

  31. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.367, л.9об.

  32. Описание документов и дел.1878.Т.3.Стб.287,288.

  33. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.979, л.22об.

  34. ГИМ ОПИ, ф.440, д.407, л.63.

  35. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.483, л.1-10.

  36. ГИМ ОПИ, ф.440, д.51, л.5, 5об.,26,26об., д.407,л.31; ЦХД до 1917 г., ф.421, д.417, л.1,1об,3,5,5об., д.766, л.6,6об., д.808, л.15об., д.979, л.18об., 19.

  37. РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.61, л.147об., д.207, л.471об., 952об., 953, 1028об., 1042.

  38. Там же, оп.1, ч.1, д.61, л.54,54об.,125об., 126, 149об., д.207, л.780, 1042, 1043об.

  39. ГИМ ОПИ, ф.440, д.407, л.1, 33.

  40. РГАДА, ф.237, оп.1, д.207, л.975; ЦХД до 1917 г., ф.421, д.483, л.4.

  41. РГАДА, ф.237, оп.1, д.207, л.871, 871об.

  42. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.337, л.6,6об., д.483, л.3,7, д.596, л.1, д.979, л.19,19об.

  43. РГАДА, ф.248, оп.9, д.530, л.354об.

  44. ГИМ ОПИ, ф.440, д.407, л.63.

  45. Там же, л.32,39.

  46. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.289, л.2,2об.

  47. Там же, д.417, л.4,15, д.483, л.6об.

  48. Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913. СПб. 1913. С. 314.

  49. РГАДА, ф.248, оп.9, д.530, л.38.

  50. Рункевич С.Г. Указ.соч. С.175;ЦХД до 1917г., ф.421, д.337, л.4.

  51. Рункевич С.Г. Указ.соч. С.192,194.

  52. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.979, л.18об.

  53. Рункевич С.Г. Указ.соч. С.202.

  54. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.289, л.1,1об., д.761, л.1,1об.

  55. Описание документов и дел. 1878.Т.2. Ч.2. Стб.9,10.

  56. Там же. Т.3. Стб. 287, 288.

  57. Там же. Т.1. Стб. 140. Т.2. Ч.1. Стб.535.

  58. Забелин И.Е. Указ.соч. С. 126; [Максимович Л.М.]. Путеводитель к древностям и достопамятностям московским. М.1793 Ч. IV. С.112; Российский государственный исторический архив (РГИА), ф.797, оп.17, д.39624, л.4 об.,5.

  59. [Максимович Л.М.]. Указ.соч. С.112; РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.207, л.840об.; РГИА, ф. 797, оп.17, д.39624, л.4, 4об.

  60. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.979, л.17.

  61. РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.61, л.157, 157об., 158, д.207, л.840, 872, 873об.

  62. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.75, л.11-14.

  63. РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.207, л.875об., ф.248, оп.9, д.530, л.150об., 151об.; ЦХД до 1917 г., ф.421, д.37, л.2об.

  64. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.417, л.6.

  65. Там же, д.483, л.1-10.

  66. Там же, д.724, л.3.

  67. Забелин И.Е. Указ.соч. С.153, 154; [Максимович Л.М.]. Указ.соч. С.87,88; РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.207, л.1024.

  68. ГИМ ОПИ, ф.440, д.407, л.1, 1об, 31, 32, 33, 39, 51, 63; Забелин И.Е. Указ.соч. С.18-22, 24, 27, 28, 38, 49, 56, 57, 75; РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.207, л.853, 856, 996об.; Рункевич С.Г. Указ.соч. С. 175, 194, 314; ЦХД до 1917 г., ф.421, д.289, л.2, 2об., 3, д.337, л.4-6, д.417, л.1, 3, 4, 4об., 5, 6, 12, 15, д.483, л.1-10, д. 979, л.1-2об.

  69. Забелин И.Е. Указ.соч. С.136, 138.

  70. Там же, С.121.

  71. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.979, л.16-18.

  72. Рункевич С.Г. Указ.соч. С.200; ЦХД до 1917 г., ф.421, д.483, л.2.

  73. Забелин И.Е. Указ.соч. С.92, 93; Архив Юго-Западной России. Киев.1872. Ч.1.Т.V.С.319, 330.

  74. Грамотки XVII-начала XVIII века. М.1969. С.281.

  75. РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.207, л.484об., 1045об.

  76. Забелин И.Е. Указ.соч. С.52, 133-136; Описание документов и дел. 1868.Т.1 Стб.140. Т.2. Ч.2.Стб.9-11. Т.3.Стб.287, 288. 1880.Т.4.Стб.508; РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.207, л.825об., 860, 980об.; ЦХД до 1917 г., ф.421, д.133, л.10об., 11об., д.620, л.193а, д.652, л.1об., д.979, л.6, 7об., 21, д.997, л.62, 62об., д.1087, л.35об., 36об.

  77. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.483, л.1-10.

  78. ГИМ ОПИ, ф.440, д.395, л.16.

  79. ГИМ ОПИ, ф.440, д.51, л.5об., д.407, л.51; Забелин И.Е. Указ.соч. С.126; Описание документов и дел. Т.3.Стб.287, 288; РГИА, ф.797, оп.17, д.39624, л.4об, 5; Рункевич С.Г. Указ.соч. С.175, 194, 202, 314; ЦХД до 1917г., ф.421, д.218, л.1,1об, д.289, л.1,2, д.367, л.9об, д.417, л.3-5, 15, д.596, л.1, д.761, л.1, д.766, л.6об, д.979, л.17об.-19, 22об. Закономерно, что грузинские авторы в работах о сношениях с Россией постоянно писали о Донском монастыре. Мамаладзе Т. Большая Грузинская. Тбилиси. 1983. Пайчадзе Г. К истории грузинской колонии в Москве в XVII-XVIII веках. Тбилиси.1982. Татишвили В. Грузины в Москве. Тбилиси.1959.

    Автор: Налётов Анатолий Григорьевич
    Раздел: История России
    Дата публикации: 24.01.2015 18:54:10

    1 | 2
    Подписывайтесь на наш телеграм-канал
    Вступайте в нашу группу в Вконтакте



    Другие социальные сети:
    Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

    Поделиться материалом в социальных сетях:



    Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

    На пути к победе: Курская битва

    Меня зовут Османов Амир, я ученик 7 –класса Лопатинской школы. Я патриот своей Родины. Это непросто громкие слова. Я горжусь тем, что родился и живу в России. Россия- великая страна! За всю историю человечества на ее долю выпало немало испытаний, но она смогла выстоять в самые страшные военные годы и нашла в себе силы, чтобы оставаться самым могучим государством на Земле..

    Читать

    Местничество и система кормлений как явления коррупционной направленности в России: историко-правовой аспект

    В настоящее время коррупция является одной из самых приоритетных и наиболее трудноразрешимых проблем, которая приобрела глобальный характер. Несомненно, данное явление негативно влияет на внутреннюю структуру государства. Истоки появления коррупции в обществе связаны с языческими подношениями пантеону богов, олицетворяющих силы природы..

    Читать

    Герои нашей семьи

    22 июня 1941года в 4 часа утра без объявления войны Германия напала на нашу Родину. Мои прадеды мирно работали в хозяйстве страны, растили детей. .

    Читать

    Заключение // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

    Подводя итоги данного исследования, следует отметить, что исторический путь чеченского народа на протяжении трех веков (XVI XVIII вв.) был отмечен, прежде всего, расширением географической среды его обитания и завершением культурно хозяйственного освоения ареала заключенного между вершинами Кавказского хребта на юге и равнинным течением Терека на севере, бассейном Ассы верхнего течения Терека на западе и бассейном рр.Аксай Акташ на востоке..

    Читать

    «Сергий»

    Жизненный путь преподобного Сергия описан в Житие, которое составил его ученик Епифаний Премудрый. Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преподобного Сергия Радонежского — это его жизнь..

    Читать

    Неизвестные места вашего региона, имеющие историко-культурную значимость

    Кострома сыграла видную роль в истории российской государственности. История Костромы не может не рассматриваться в контексте экономических, социальных, политических и культурных процессов в древнерусский и русский периоды. Вопросы исторического развития Костромы непосредственно связаны с общеисторическими процессами, проходившими в рамках Северо-Восточной Руси и Московского государства..

    Читать

    Письмо прадеду

    Вот уже 70 лет прошло с тех пор, как ты не вернулся с фронта. В мае 1943 в нашу семью пришла похоронка со словами: «Пропал без вести» И осталась, дедушка, твоя молодая жена (ей было всего 21 год) с маленьким сыном. Ты из её писем знал, что назвали его Колей, но так и не увидел своего сыночка..

    Читать

    Навечно в памяти народной (к 112-летию со дня рождения Н.Ф. Ватутина)

    Шестьдесят восемь лет прошло с тех трагических дней, когда вся страна с напряжением вслушивалась в тяжелые размеренные слова: «От Советского Информбюро…» - но память о героях Великой Отечественной войны, славных сынах Отечества, тех, чьи имена вписаны в Книгу бессмертия, жива в нас, потомках славных победителей. Николай Федорович Ватутин … Это имя дорого для любого человека, живущего на Белгородщине, не менее дорого и значимо, чем имена Суворова и Кутузова. .

    Читать

    «Мне есть, чем гордиться, с кого брать пример….»

    Великая Отечественная война в душе нашего народа осталась «неугасаемой болью»: ни одну семью события той страшной войны не обошли стороной. Перелистывая «страницы» памяти, пытаешься проникнуть в самые «потаённые уголки». Очевидцев событий остаётся всё меньше и меньше, а истинные герои не любят рассказывать о своих подвигах, искалеченной нелёгкой судьбе..

    Читать

    Ставропольская дева Римма Иванова

    Я никогда раньше не задумывалась над словами «Милосердное служение». А ведь милосердие, приветливость, забота, доброта всегда украшают человеческую душу и сознание. Мир полон людей, которые не безразличны ко всему тому, что происходит вокруг них. История знает немало примеров сердечности, преданности, святости. .

    Читать



Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter