↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

1 | 2

Иноки Пречистой Богородицы Донского монастыря в конце XVII - начале XVIII вв.

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Налётов Анатолий Григорьевич

Несмотря на сказанное, считаю целесообразным отметить роль украинцев и грузин в жизни Донского монастыря. Использованные документы позволяют считать, что русско-украинские и русско-грузинские контакты поддерживались в значительной степени по религиозным каналам, в конкретном случае через Донской монастырь. Довольно большой процент монашествующих Донского монастыря являлись украинцами. Не случайно власти монастыря в челобитной императрице Анне Ивановне в 1730 г. писали, что иноков-певцов в этот монастырь призывали из Украины.69 Подтверждением этого служит и тот факт, что Донской монастырь находился в ведении Малороссийского приказа с 1689 г. и, повидимому, до восстановления Монастырского приказа в 1701 г.70 Достаточно много и других доказательств наличия украинцев среди братии Донской обители. Так в 1723 г. из Николо-Угрешского монастыря в Донской перешли жить украинцы иеромонах Матвей (в миру М.И. Садовский) и монах Соломон (в миру С.С. Кульбицкий). Свой переход они мотивировали в дикастерии тем, что в Николо-Угрешском монастыре осталось мало «киевлян», а в Донском по словам иеромонаха Матвея жили чернецы «киевляне и польских городов».71 Аргумент оказался достаточно веским, поэтому дикастерия удовлетворила их просьбу. Сомневаться в том, что местный орган церковного управления хорошо знал национальный состав братии подвластных ему монастырей, оснований нет. Слово «киевлянин» в то время употреблялось как синоним термина украинец. Очевидно, и под жителями «польских городов» имелись в виду тоже украинцы, но населявшие правобережную Украину, входившую тогда в состав Польши. Иначе подобная ссылка не имела бы смысла. В источниках есть прямое доказательство идентичности понимания в то время терминов киевлянин и украинец. Со слов инока Ионы в 1716 г. в Донском монастыре записано, что он родом киевлянин. По всей вероятности, с его же слов в 1722 г. в Александро-Невском монастыре записано, что он родом из города Харькова.72 Вообще украинцы сами себя именовали по разному, в том числе малороссами, черкашенами. Главное в том, что роль их в летописи Донского монастыря, особенно в конце XVII в., была чрезвычайно велика и, по-видимому, намного превышала процент украинцев в числе братии монастыря. Именно на конец XVII в. приходится наивысший расцвет монастыря. Из бедного, маленького он превращается в богатый, крупный, многолюдный, влиятельный монастырь. И произошло это при настоятелях украинцах. Несомненно, украинцем по национальности являлся игумен Донского монастыря Никон, которого первым из настоятелей обители в 1683 г. патриарх возвёл в сан архимандрита.73 После отстранения в июне 1689 г. Никона от должности и отъезда его в Киево-Печерскую лавру, настоятелем стал наместник Донского монастыря украинец Антоний Одинцович.74 На Украине жили родственники Антония. Летом 1696 г. в Донской монастырь приезжал из «волынской земли» брат настоятеля священник Иоанн. В 1697 г. из Донского монастыря в город Киев уехал племянник архимандрита.75

Монашествующих Донского монастыря грузин имелось немного. Но зато настоятелем обители в начале XVIII ст. трудился грузин архимандрит Лаврентий. Вероятно он жил в Донском монастыре уже в 90е годы XVII в., не будучи чернецом этого монастыря. Во всяком случае в 1695 г. в Донской обители находилась «комнатка [келья – А.Н.] милитинского архимандрита». Других архимандритов-имеретинцев кроме Лаврентия в Москве и около неё тогда, насколько мне известно, не было. При Лаврентии иноком обители в документах значился Герман «мелитинец». Старцем монастыря с 1723 г. стал Самсон «милитинец», племянник царя Арчила. Синод в 1724 г. направил на проживание в монастырь грузинского архимандрита Николая с находившимися при нём иеродьяконом и двумя служителями. Правда, эти лица только жили в Донском монастыре, но не входили в штат братии. В 1722 г. синод выбрал Донской монастырь местом проживания для картлийского архимандрита Романа с иеромонахом, иеродьяконом и пятью служителями. Но в монастыре свободных келий не оказалось и они нашли себе приют в другой обители. Вполне естественно, что за пятнадцатилетнее управление Донским монастырём имеретинца Лаврентия установились тесные связи между монастырём и грузинами как осевшими в Москве, так и приезжавшими в Россию на время. При Лаврентии и его преемниках Донской монастырь нередко навещали влиятельные грузинские гости, в том числе и царских кровей. Этот же настоятель открыл в обители некрополь для элиты грузинской диаспоры. Благодаря стараниям Лаврентия царь в 1715 г. даровал Донскому монастырю степень ставропигиального.76 Ознакомившись с национальным и социальным составом братской общины обители за указанный временной период, нужно констатировать, что доступ в неё не был заказан ни эмигрантам из разных стран, ни российским мигрантам, ни соотечественникам всех категорий.

За рассматриваемый период в Донском монастыре жили монахи, принявшие постриг в различном возрасте – от совсем юного до глубоких стариков. В феврале 1716 г. в обители числилось примерно 80 монашествующих, но мы имеем сведения о возрасте 72 человек. Самыми молодыми были двое двадцатилетних чернецов. Один из них постригся в том же году, а другой четырьмя годами раньше (в 16 лет). Старейшему иноку исполнилось 125 лет, ещё одному – 102 г. Если монашествующих Донского монастыря по возрасту разделить на три группы, то четырнадцати из них будет от 20 по 30 лет, тридцати трём – от 31 года по 60 лет, двадцати пяти – от 61 года по 125 лет. А если монашествующих разделить на две возрастные категории, то моложе 50 лет будет тридцати одному иноку; 50 лет и старше – сорока одному. Из 72 человек в источнике указан возраст пострижения в черноризцы 66 лиц. Причём, возраст восприятия образа Христа пяти из них назван приблизительный. Самому молодому иноку в момент пострижения было всего 16 лет, а старейшему – 108. Если по возрасту пострижения старцев разделить на три доли, то 23 человека постриглись от 16 по 30 лет; 29 – от 31 по 60 лет;14 – старше 61 года. Если же 68 монахов разделить по возрасту пострижения на две группы, то моложе 50 лет постриглись 41, а в 50 и более – 27 человек. Хотя год пострижения двух монахов не указан, но в феврале 1716 г. одному из них исполнилось 50 лет, а другому 37. Ясно, что оба постриглись до 50 лет и их надо отнести к первой группе.77 Данные переписи старцев 1716 г. о возрасте их пострижения для меня оказались неожиданными. По разрозненным упоминаниям в документах складывалось неверное представление, будто среди постригавшихся в Донском монастыре преобладали люди весьма почтенного возраста. К тому же архимандрит Антоний в 1696 г. требовал, чтобы в приписном Железноборовском монастыре постригали «не от жены мужа, а щебы и стар был».78 О том, что за изучаемый срок в Донском монастыре постригались люди разных возрастов, сведения имеются. Монахом в 1693 г. стал сорокапятилетний думный дьяк Я.А. Кириллов, а А.Ф. Мокееву при пострижении в 1708 г. было «70 лет и больше». Чернецу Ионе было около 15 лет, когда в 1705 г. его постригли. В том же году постригли двадцатисемилетнего И.С. Пузанова. Н. Михайлов постригся в 1718 г. в возрасте «60 лет и больше», в том же году постригся семидесятилетний С.И. Трофимов. Грузин инок Самсон постригся в 1721 г., когда ему стукнуло 31 год, в том же году в Донской обители постригся семнадцатилетний А. Иванов. Двадцатилетним юношей в 1712 г. постригся монах Соломон. Настоятелем Донского монастыря в декабре 1721 г. назначили сорокадвухлетнего Иоакима Струкова, который принял монашество в 33 года в 1712 г. Подобные факты можно привести и ещё.79 Пусть даже не всегда точные данные о возрасте пострижения говорят о том, что и в конце XVII в., и в первой четверти XVIII ст. в Донском монастыре постригались лица мужского пола разного возраста – от подростков до глубоких стариков. Со стороны государства возрастного ограничения при пострижении или не было, или его обходили монастырские власти. Правительство Петра I чинило преграды только мужчинам пригодным для военной службы.

 

  1. Забелин И.Е. Историческое описание московского ставропигиального Донского монастыря. Изд.2.М. 1893.С.14, 15.

  2. Российский государственный архив древних актов (РГАДА), ф.396, оп.1,ч.5, д.5177, л.6, д.6018, л.9, д.6336, л.145.

  3. Центр хранения документов до 1917 года (ЦХД до 1917 г.), ф.421, д.32, л.1,34-36. Очевидно, количество монашествующих в этом году было больше, но точно подсчитать их нельзя, так как дело пострадало от пожара. Листы в нём перепутаны и может быть они сохранились не все.

  4. Там же, д.207, л.923об.-925об. В расходной монастырской книге одновременно перечисляются 60 человек. Но в ней упоминаются ещё несколько иноков, которые получили оклады в другое время, и не указаны чернецы, жившие в отдалённых владениях обители.

  5. Там же, л.1022-1025.

  6. Там же, д.401, л.2; Государственный исторический музей отдел письменных источников (ГИМ ОПИ), ф.440, д.51, л.69,70.

  7. ЦХД до 1917 г., д.401, л.1.

  8. Там же, д.483, л.1-10. Очевидно, утрачены два листа, на которых могли быть сведения о 10-12 монахах. Следовательно, всего в обители жили около 80 старцев.

  9. Там же, д.979, л.1-6. В списке указано 70 иноков, но в нём нет архимандрита.

  10. Там же, л.1-8об.

  11. Горчаков М.И. Монастырский приказ (1649-1725). Опыт историко-юридического исследования. СПб.1868.С.44 (приложение).

  12. ЦХД до 1917 г. ф.421, д.401, л.2.

  13. РГАДА, ф.396, оп.1,ч.5, д.5177, л.6.

  14. Там же, д.6079, л.3.

  15. Там же, д.6336, л.19.

  16. Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшаго правительствующаго синода (далее-Описание документов и дел).СПб.1879.Т.2.Ч.1.Стб.544.

  17. РГАДА, ф.236, оп.2,ч.1, д.2056, л.1, ф.237, оп.1,ч.1, д.67, л.11.

  18. Там же, ф.18, д.13, ч.1, л.13.

  19. ЦХД до 1917 г., ф.421, оп.1, д.1069, л.2об.

  20. Описание документов и дел. Т.2.Ч.1.Стб.545; ЦХД до 1917 г., ф.421, оп.1, ч.1, д.1122, л.4.

  21. Налётов А.Г. Смерть после смерти. К истории некрополя Свято-Донского монастыря. «Москва».2012.N11.С.184-187.

  22. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.483, л.1-10.

  23. ГИМ ОПИ, ф.440, д.407, л.1.

  24. ЦХД до 1917 г. ф.421, д.417, л.1,5.

  25. Там же, д.337, л.1-2об.

  26. РГАДА, ф.237, оп.1, ч.2, д.6121, л.1.

  27. ГИМ ОПИ, ф.440, д.407, л.33.

  28. РГАДА, ф.337, д.207, л.864об., 872.

  29. ГИМ ОПИ, ф440, д.51, л.5об, д.407, л.26,33,39,51,60; РГАДА, ф.237, д.207, л.872; ЦХД до 1917 г., ф.421, д.218, л.1,2, д.289, л.1,3, д.337, л.4-6, д.417, л.3,4,6,15, д.483, л.6,7об., д.596, л.1, д.766, л.6,6об.

  30. Описание документов и дел.1897.Т.5 (приложение.Т.V.Стб. LXIX).

  31. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.367, л.9об.

  32. Описание документов и дел.1878.Т.3.Стб.287,288.

  33. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.979, л.22об.

  34. ГИМ ОПИ, ф.440, д.407, л.63.

  35. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.483, л.1-10.

  36. ГИМ ОПИ, ф.440, д.51, л.5, 5об.,26,26об., д.407,л.31; ЦХД до 1917 г., ф.421, д.417, л.1,1об,3,5,5об., д.766, л.6,6об., д.808, л.15об., д.979, л.18об., 19.

  37. РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.61, л.147об., д.207, л.471об., 952об., 953, 1028об., 1042.

  38. Там же, оп.1, ч.1, д.61, л.54,54об.,125об., 126, 149об., д.207, л.780, 1042, 1043об.

  39. ГИМ ОПИ, ф.440, д.407, л.1, 33.

  40. РГАДА, ф.237, оп.1, д.207, л.975; ЦХД до 1917 г., ф.421, д.483, л.4.

  41. РГАДА, ф.237, оп.1, д.207, л.871, 871об.

  42. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.337, л.6,6об., д.483, л.3,7, д.596, л.1, д.979, л.19,19об.

  43. РГАДА, ф.248, оп.9, д.530, л.354об.

  44. ГИМ ОПИ, ф.440, д.407, л.63.

  45. Там же, л.32,39.

  46. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.289, л.2,2об.

  47. Там же, д.417, л.4,15, д.483, л.6об.

  48. Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913. СПб. 1913. С. 314.

  49. РГАДА, ф.248, оп.9, д.530, л.38.

  50. Рункевич С.Г. Указ.соч. С.175;ЦХД до 1917г., ф.421, д.337, л.4.

  51. Рункевич С.Г. Указ.соч. С.192,194.

  52. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.979, л.18об.

  53. Рункевич С.Г. Указ.соч. С.202.

  54. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.289, л.1,1об., д.761, л.1,1об.

  55. Описание документов и дел. 1878.Т.2. Ч.2. Стб.9,10.

  56. Там же. Т.3. Стб. 287, 288.

  57. Там же. Т.1. Стб. 140. Т.2. Ч.1. Стб.535.

  58. Забелин И.Е. Указ.соч. С. 126; [Максимович Л.М.]. Путеводитель к древностям и достопамятностям московским. М.1793 Ч. IV. С.112; Российский государственный исторический архив (РГИА), ф.797, оп.17, д.39624, л.4 об.,5.

  59. [Максимович Л.М.]. Указ.соч. С.112; РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.207, л.840об.; РГИА, ф. 797, оп.17, д.39624, л.4, 4об.

  60. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.979, л.17.

  61. РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.61, л.157, 157об., 158, д.207, л.840, 872, 873об.

  62. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.75, л.11-14.

  63. РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.207, л.875об., ф.248, оп.9, д.530, л.150об., 151об.; ЦХД до 1917 г., ф.421, д.37, л.2об.

  64. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.417, л.6.

  65. Там же, д.483, л.1-10.

  66. Там же, д.724, л.3.

  67. Забелин И.Е. Указ.соч. С.153, 154; [Максимович Л.М.]. Указ.соч. С.87,88; РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.207, л.1024.

  68. ГИМ ОПИ, ф.440, д.407, л.1, 1об, 31, 32, 33, 39, 51, 63; Забелин И.Е. Указ.соч. С.18-22, 24, 27, 28, 38, 49, 56, 57, 75; РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.207, л.853, 856, 996об.; Рункевич С.Г. Указ.соч. С. 175, 194, 314; ЦХД до 1917 г., ф.421, д.289, л.2, 2об., 3, д.337, л.4-6, д.417, л.1, 3, 4, 4об., 5, 6, 12, 15, д.483, л.1-10, д. 979, л.1-2об.

  69. Забелин И.Е. Указ.соч. С.136, 138.

  70. Там же, С.121.

  71. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.979, л.16-18.

  72. Рункевич С.Г. Указ.соч. С.200; ЦХД до 1917 г., ф.421, д.483, л.2.

  73. Забелин И.Е. Указ.соч. С.92, 93; Архив Юго-Западной России. Киев.1872. Ч.1.Т.V.С.319, 330.

  74. Грамотки XVII-начала XVIII века. М.1969. С.281.

  75. РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.207, л.484об., 1045об.

  76. Забелин И.Е. Указ.соч. С.52, 133-136; Описание документов и дел. 1868.Т.1 Стб.140. Т.2. Ч.2.Стб.9-11. Т.3.Стб.287, 288. 1880.Т.4.Стб.508; РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.207, л.825об., 860, 980об.; ЦХД до 1917 г., ф.421, д.133, л.10об., 11об., д.620, л.193а, д.652, л.1об., д.979, л.6, 7об., 21, д.997, л.62, 62об., д.1087, л.35об., 36об.

  77. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.483, л.1-10.

  78. ГИМ ОПИ, ф.440, д.395, л.16.

  79. ГИМ ОПИ, ф.440, д.51, л.5об., д.407, л.51; Забелин И.Е. Указ.соч. С.126; Описание документов и дел. Т.3.Стб.287, 288; РГИА, ф.797, оп.17, д.39624, л.4об, 5; Рункевич С.Г. Указ.соч. С.175, 194, 202, 314; ЦХД до 1917г., ф.421, д.218, л.1,1об, д.289, л.1,2, д.367, л.9об, д.417, л.3-5, 15, д.596, л.1, д.761, л.1, д.766, л.6об, д.979, л.17об.-19, 22об. Закономерно, что грузинские авторы в работах о сношениях с Россией постоянно писали о Донском монастыре. Мамаладзе Т. Большая Грузинская. Тбилиси. 1983. Пайчадзе Г. К истории грузинской колонии в Москве в XVII-XVIII веках. Тбилиси.1982. Татишвили В. Грузины в Москве. Тбилиси.1959.

    Автор: Налётов Анатолий Григорьевич
    Раздел: История России
    Дата публикации: 24.01.2015 18:54:10

    1 | 2
    Подписывайтесь на наш телеграм-канал
    Вступайте в нашу группу в Вконтакте



    Другие социальные сети:
    Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

    Поделиться материалом в социальных сетях:



    Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

    Бой у мыса Сарыч

    В начале Первой мировой войны Оттоманская империя придерживалась нейтралитета. 2 августа 1914 года между Турцией и Германией была заключена тайная конвенция, согласно которой Османская империя присоединялась к противникам Антанты..

    Читать

    Революция 1917 г. и национальный вопрос

    Рассматривается национальный вопрос и национальная политика в контексте революционных событий 1917 г. В начале XX века национальный вопрос являлся острой проблемой Российской империи. Революционные события 1917 г. способствовали усилению национальных движений и появлению надежды на скорое разрешение национального вопроса. Однако нерешительная политика временного правительства не смогла успокоить национальные движения. При этом тактика большевиков оказалась более успешной..

    Читать

    ЖЕНЩИНА И ВОЙНА (Коурова Мария Александровна)

    Женщина и война – эти понятия не совместимы. Женщина, которая дарит человеку жизнь, на войне вынуждена убивать. Женщина взялась за оружие, потому что наша Родина столкнулась со смертельной опасностью. Беда была настолько велика, что под угрозой гибели оказалось само существование народа, его свобода, будущее страны. Поэтому естественной реакцией всех было желание дать отпор врагу..

    Читать

    Будущий прелат. Часть IV. Начало пути.

    Прожив около полутора месяцев в деревне Пасторы, Альфонс поехал не в Режицу, куда командировал его митрополит Эдуард Ропп, а в Ликсну. И обратился там к Антонию Спринговичу, исполнявшему в это время обязанности Генерального викарного по Латвии Каноник А. Спрингович дал указание Альфонсу выехать в Варково и временно служить викарным в местной церкви. Настоятелем её числился Иоанн Казенас, но в то время он на месте отсутствовал. .

    Читать

    Надежда Алексеевна Литвиненко

    Чем больше я встречаюсь с людьми, тем больше удивляюсь тому, как мало мы знаем о своих земляках, соседях по дому, а иногда и по площадке. Встреча с жительницей Сосногорска Надеждой Алексеевной Литвиненко лишний раз убедила меня в этом. Надежда Алексеевна – замечательный человек, всегда готовый прийти на помощь, с не очерствевшей душой, хотя и пережить ей пришлось немало. Она рассказала мне, что помнит из детства и то, о чём узнала уже повзрослев..

    Читать

    П.А. Столыпин

    Два года назад в нашей стране состоялся телепроект «Имя России». Перед гражданами был поставлен вопрос о том, кто является лучшим деятелем России за всю её историю..

    Читать

    Мой дедушка – герой.

    В нашей семье живут замечательные мужчины – это мои дедушка, папа и старший брат. Папа служил в армии, был сержантом, старший брат еще не успел – он учится в колледже. А рассказать я хочу о дедушке,  его зовут Козенко Владимир Александрович. Дедушка очень добрый и отзывчивый человек, живет в городе Лениногорске и ему 65лет. Хотя дедушка и пожилой, он еще бодр и активен. У него с проседью волосы и блестящие зеленые глаза, живые и яркие, как у молодого человека..

    Читать

    Доблестные ветераны Великой Отечественной войны

    Мы живем в стране, где история любой семьи тесно переплетена с историей Великой Отечественной войны. На протяжении многих веков тянущихся к нашему времени из глубин времён, память донесла до нас имена тех, кто своим бесстрашием, мужеством и беспредельной любовью к своей Отчизне доказал не словом, а делом свою любовь и верность Родине и её народу. Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. .

    Читать

    Мои земляки в истории Кубани ( К 75-и летию образования Краснодарского края)

    Автором работы проводилось изучение вклада бесскорбненцев в страницы истории Краснодарского края. Наши земляки прославили не только Кубань, но и всю Россию. Для достижения цели работы были собраны биографии знаменитых людях ст. Бесскорбной – И.Д. Фоменко, Г.В. Потоцком, К.И. Деревянко, Д.В. Москалёве,П.Я. Штанько, М.Я. Носулеве, Д.Х. Хотуове, Э.О. Россолове . В ходе исследования были использованы материалы бесскорбненсконо краеведческого музея, интервирование жителей станицы с целью сбора информации, обзор материалов средств массовой информации..

    Читать

    Гастрономические бренды советской эпохи

    Гастрономические бренды советской эпохи.

    Читать



Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter