↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

В Новгороде нашли первую «зимнюю» грамоту
........................
Названо самое провальное оружие Второй мировой войны
........................
Ученые подтвердили гибель динозавров от астероида
........................
В Пскове под кинотеатром нашли древнюю церковь
........................
Красная Армия помешала Японии применить биологическое оружие
........................

1 | 2

Иноки Пречистой Богородицы Донского монастыря в конце XVII - начале XVIII вв.

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Налётов Анатолий Григорьевич

Несмотря на сказанное, считаю целесообразным отметить роль украинцев и грузин в жизни Донского монастыря. Использованные документы позволяют считать, что русско-украинские и русско-грузинские контакты поддерживались в значительной степени по религиозным каналам, в конкретном случае через Донской монастырь. Довольно большой процент монашествующих Донского монастыря являлись украинцами. Не случайно власти монастыря в челобитной императрице Анне Ивановне в 1730 г. писали, что иноков-певцов в этот монастырь призывали из Украины.69 Подтверждением этого служит и тот факт, что Донской монастырь находился в ведении Малороссийского приказа с 1689 г. и, повидимому, до восстановления Монастырского приказа в 1701 г.70 Достаточно много и других доказательств наличия украинцев среди братии Донской обители. Так в 1723 г. из Николо-Угрешского монастыря в Донской перешли жить украинцы иеромонах Матвей (в миру М.И. Садовский) и монах Соломон (в миру С.С. Кульбицкий). Свой переход они мотивировали в дикастерии тем, что в Николо-Угрешском монастыре осталось мало «киевлян», а в Донском по словам иеромонаха Матвея жили чернецы «киевляне и польских городов».71 Аргумент оказался достаточно веским, поэтому дикастерия удовлетворила их просьбу. Сомневаться в том, что местный орган церковного управления хорошо знал национальный состав братии подвластных ему монастырей, оснований нет. Слово «киевлянин» в то время употреблялось как синоним термина украинец. Очевидно, и под жителями «польских городов» имелись в виду тоже украинцы, но населявшие правобережную Украину, входившую тогда в состав Польши. Иначе подобная ссылка не имела бы смысла. В источниках есть прямое доказательство идентичности понимания в то время терминов киевлянин и украинец. Со слов инока Ионы в 1716 г. в Донском монастыре записано, что он родом киевлянин. По всей вероятности, с его же слов в 1722 г. в Александро-Невском монастыре записано, что он родом из города Харькова.72 Вообще украинцы сами себя именовали по разному, в том числе малороссами, черкашенами. Главное в том, что роль их в летописи Донского монастыря, особенно в конце XVII в., была чрезвычайно велика и, по-видимому, намного превышала процент украинцев в числе братии монастыря. Именно на конец XVII в. приходится наивысший расцвет монастыря. Из бедного, маленького он превращается в богатый, крупный, многолюдный, влиятельный монастырь. И произошло это при настоятелях украинцах. Несомненно, украинцем по национальности являлся игумен Донского монастыря Никон, которого первым из настоятелей обители в 1683 г. патриарх возвёл в сан архимандрита.73 После отстранения в июне 1689 г. Никона от должности и отъезда его в Киево-Печерскую лавру, настоятелем стал наместник Донского монастыря украинец Антоний Одинцович.74 На Украине жили родственники Антония. Летом 1696 г. в Донской монастырь приезжал из «волынской земли» брат настоятеля священник Иоанн. В 1697 г. из Донского монастыря в город Киев уехал племянник архимандрита.75

Монашествующих Донского монастыря грузин имелось немного. Но зато настоятелем обители в начале XVIII ст. трудился грузин архимандрит Лаврентий. Вероятно он жил в Донском монастыре уже в 90е годы XVII в., не будучи чернецом этого монастыря. Во всяком случае в 1695 г. в Донской обители находилась «комнатка [келья – А.Н.] милитинского архимандрита». Других архимандритов-имеретинцев кроме Лаврентия в Москве и около неё тогда, насколько мне известно, не было. При Лаврентии иноком обители в документах значился Герман «мелитинец». Старцем монастыря с 1723 г. стал Самсон «милитинец», племянник царя Арчила. Синод в 1724 г. направил на проживание в монастырь грузинского архимандрита Николая с находившимися при нём иеродьяконом и двумя служителями. Правда, эти лица только жили в Донском монастыре, но не входили в штат братии. В 1722 г. синод выбрал Донской монастырь местом проживания для картлийского архимандрита Романа с иеромонахом, иеродьяконом и пятью служителями. Но в монастыре свободных келий не оказалось и они нашли себе приют в другой обители. Вполне естественно, что за пятнадцатилетнее управление Донским монастырём имеретинца Лаврентия установились тесные связи между монастырём и грузинами как осевшими в Москве, так и приезжавшими в Россию на время. При Лаврентии и его преемниках Донской монастырь нередко навещали влиятельные грузинские гости, в том числе и царских кровей. Этот же настоятель открыл в обители некрополь для элиты грузинской диаспоры. Благодаря стараниям Лаврентия царь в 1715 г. даровал Донскому монастырю степень ставропигиального.76 Ознакомившись с национальным и социальным составом братской общины обители за указанный временной период, нужно констатировать, что доступ в неё не был заказан ни эмигрантам из разных стран, ни российским мигрантам, ни соотечественникам всех категорий.

За рассматриваемый период в Донском монастыре жили монахи, принявшие постриг в различном возрасте – от совсем юного до глубоких стариков. В феврале 1716 г. в обители числилось примерно 80 монашествующих, но мы имеем сведения о возрасте 72 человек. Самыми молодыми были двое двадцатилетних чернецов. Один из них постригся в том же году, а другой четырьмя годами раньше (в 16 лет). Старейшему иноку исполнилось 125 лет, ещё одному – 102 г. Если монашествующих Донского монастыря по возрасту разделить на три группы, то четырнадцати из них будет от 20 по 30 лет, тридцати трём – от 31 года по 60 лет, двадцати пяти – от 61 года по 125 лет. А если монашествующих разделить на две возрастные категории, то моложе 50 лет будет тридцати одному иноку; 50 лет и старше – сорока одному. Из 72 человек в источнике указан возраст пострижения в черноризцы 66 лиц. Причём, возраст восприятия образа Христа пяти из них назван приблизительный. Самому молодому иноку в момент пострижения было всего 16 лет, а старейшему – 108. Если по возрасту пострижения старцев разделить на три доли, то 23 человека постриглись от 16 по 30 лет; 29 – от 31 по 60 лет;14 – старше 61 года. Если же 68 монахов разделить по возрасту пострижения на две группы, то моложе 50 лет постриглись 41, а в 50 и более – 27 человек. Хотя год пострижения двух монахов не указан, но в феврале 1716 г. одному из них исполнилось 50 лет, а другому 37. Ясно, что оба постриглись до 50 лет и их надо отнести к первой группе.77 Данные переписи старцев 1716 г. о возрасте их пострижения для меня оказались неожиданными. По разрозненным упоминаниям в документах складывалось неверное представление, будто среди постригавшихся в Донском монастыре преобладали люди весьма почтенного возраста. К тому же архимандрит Антоний в 1696 г. требовал, чтобы в приписном Железноборовском монастыре постригали «не от жены мужа, а щебы и стар был».78 О том, что за изучаемый срок в Донском монастыре постригались люди разных возрастов, сведения имеются. Монахом в 1693 г. стал сорокапятилетний думный дьяк Я.А. Кириллов, а А.Ф. Мокееву при пострижении в 1708 г. было «70 лет и больше». Чернецу Ионе было около 15 лет, когда в 1705 г. его постригли. В том же году постригли двадцатисемилетнего И.С. Пузанова. Н. Михайлов постригся в 1718 г. в возрасте «60 лет и больше», в том же году постригся семидесятилетний С.И. Трофимов. Грузин инок Самсон постригся в 1721 г., когда ему стукнуло 31 год, в том же году в Донской обители постригся семнадцатилетний А. Иванов. Двадцатилетним юношей в 1712 г. постригся монах Соломон. Настоятелем Донского монастыря в декабре 1721 г. назначили сорокадвухлетнего Иоакима Струкова, который принял монашество в 33 года в 1712 г. Подобные факты можно привести и ещё.79 Пусть даже не всегда точные данные о возрасте пострижения говорят о том, что и в конце XVII в., и в первой четверти XVIII ст. в Донском монастыре постригались лица мужского пола разного возраста – от подростков до глубоких стариков. Со стороны государства возрастного ограничения при пострижении или не было, или его обходили монастырские власти. Правительство Петра I чинило преграды только мужчинам пригодным для военной службы.

 

  1. Забелин И.Е. Историческое описание московского ставропигиального Донского монастыря. Изд.2.М. 1893.С.14, 15.

  2. Российский государственный архив древних актов (РГАДА), ф.396, оп.1,ч.5, д.5177, л.6, д.6018, л.9, д.6336, л.145.

  3. Центр хранения документов до 1917 года (ЦХД до 1917 г.), ф.421, д.32, л.1,34-36. Очевидно, количество монашествующих в этом году было больше, но точно подсчитать их нельзя, так как дело пострадало от пожара. Листы в нём перепутаны и может быть они сохранились не все.

  4. Там же, д.207, л.923об.-925об. В расходной монастырской книге одновременно перечисляются 60 человек. Но в ней упоминаются ещё несколько иноков, которые получили оклады в другое время, и не указаны чернецы, жившие в отдалённых владениях обители.

  5. Там же, л.1022-1025.

  6. Там же, д.401, л.2; Государственный исторический музей отдел письменных источников (ГИМ ОПИ), ф.440, д.51, л.69,70.

  7. ЦХД до 1917 г., д.401, л.1.

  8. Там же, д.483, л.1-10. Очевидно, утрачены два листа, на которых могли быть сведения о 10-12 монахах. Следовательно, всего в обители жили около 80 старцев.

  9. Там же, д.979, л.1-6. В списке указано 70 иноков, но в нём нет архимандрита.

  10. Там же, л.1-8об.

  11. Горчаков М.И. Монастырский приказ (1649-1725). Опыт историко-юридического исследования. СПб.1868.С.44 (приложение).

  12. ЦХД до 1917 г. ф.421, д.401, л.2.

  13. РГАДА, ф.396, оп.1,ч.5, д.5177, л.6.

  14. Там же, д.6079, л.3.

  15. Там же, д.6336, л.19.

  16. Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшаго правительствующаго синода (далее-Описание документов и дел).СПб.1879.Т.2.Ч.1.Стб.544.

  17. РГАДА, ф.236, оп.2,ч.1, д.2056, л.1, ф.237, оп.1,ч.1, д.67, л.11.

  18. Там же, ф.18, д.13, ч.1, л.13.

  19. ЦХД до 1917 г., ф.421, оп.1, д.1069, л.2об.

  20. Описание документов и дел. Т.2.Ч.1.Стб.545; ЦХД до 1917 г., ф.421, оп.1, ч.1, д.1122, л.4.

  21. Налётов А.Г. Смерть после смерти. К истории некрополя Свято-Донского монастыря. «Москва».2012.N11.С.184-187.

  22. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.483, л.1-10.

  23. ГИМ ОПИ, ф.440, д.407, л.1.

  24. ЦХД до 1917 г. ф.421, д.417, л.1,5.

  25. Там же, д.337, л.1-2об.

  26. РГАДА, ф.237, оп.1, ч.2, д.6121, л.1.

  27. ГИМ ОПИ, ф.440, д.407, л.33.

  28. РГАДА, ф.337, д.207, л.864об., 872.

  29. ГИМ ОПИ, ф440, д.51, л.5об, д.407, л.26,33,39,51,60; РГАДА, ф.237, д.207, л.872; ЦХД до 1917 г., ф.421, д.218, л.1,2, д.289, л.1,3, д.337, л.4-6, д.417, л.3,4,6,15, д.483, л.6,7об., д.596, л.1, д.766, л.6,6об.

  30. Описание документов и дел.1897.Т.5 (приложение.Т.V.Стб. LXIX).

  31. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.367, л.9об.

  32. Описание документов и дел.1878.Т.3.Стб.287,288.

  33. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.979, л.22об.

  34. ГИМ ОПИ, ф.440, д.407, л.63.

  35. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.483, л.1-10.

  36. ГИМ ОПИ, ф.440, д.51, л.5, 5об.,26,26об., д.407,л.31; ЦХД до 1917 г., ф.421, д.417, л.1,1об,3,5,5об., д.766, л.6,6об., д.808, л.15об., д.979, л.18об., 19.

  37. РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.61, л.147об., д.207, л.471об., 952об., 953, 1028об., 1042.

  38. Там же, оп.1, ч.1, д.61, л.54,54об.,125об., 126, 149об., д.207, л.780, 1042, 1043об.

  39. ГИМ ОПИ, ф.440, д.407, л.1, 33.

  40. РГАДА, ф.237, оп.1, д.207, л.975; ЦХД до 1917 г., ф.421, д.483, л.4.

  41. РГАДА, ф.237, оп.1, д.207, л.871, 871об.

  42. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.337, л.6,6об., д.483, л.3,7, д.596, л.1, д.979, л.19,19об.

  43. РГАДА, ф.248, оп.9, д.530, л.354об.

  44. ГИМ ОПИ, ф.440, д.407, л.63.

  45. Там же, л.32,39.

  46. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.289, л.2,2об.

  47. Там же, д.417, л.4,15, д.483, л.6об.

  48. Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра, 1713-1913. СПб. 1913. С. 314.

  49. РГАДА, ф.248, оп.9, д.530, л.38.

  50. Рункевич С.Г. Указ.соч. С.175;ЦХД до 1917г., ф.421, д.337, л.4.

  51. Рункевич С.Г. Указ.соч. С.192,194.

  52. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.979, л.18об.

  53. Рункевич С.Г. Указ.соч. С.202.

  54. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.289, л.1,1об., д.761, л.1,1об.

  55. Описание документов и дел. 1878.Т.2. Ч.2. Стб.9,10.

  56. Там же. Т.3. Стб. 287, 288.

  57. Там же. Т.1. Стб. 140. Т.2. Ч.1. Стб.535.

  58. Забелин И.Е. Указ.соч. С. 126; [Максимович Л.М.]. Путеводитель к древностям и достопамятностям московским. М.1793 Ч. IV. С.112; Российский государственный исторический архив (РГИА), ф.797, оп.17, д.39624, л.4 об.,5.

  59. [Максимович Л.М.]. Указ.соч. С.112; РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.207, л.840об.; РГИА, ф. 797, оп.17, д.39624, л.4, 4об.

  60. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.979, л.17.

  61. РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.61, л.157, 157об., 158, д.207, л.840, 872, 873об.

  62. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.75, л.11-14.

  63. РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.207, л.875об., ф.248, оп.9, д.530, л.150об., 151об.; ЦХД до 1917 г., ф.421, д.37, л.2об.

  64. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.417, л.6.

  65. Там же, д.483, л.1-10.

  66. Там же, д.724, л.3.

  67. Забелин И.Е. Указ.соч. С.153, 154; [Максимович Л.М.]. Указ.соч. С.87,88; РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.207, л.1024.

  68. ГИМ ОПИ, ф.440, д.407, л.1, 1об, 31, 32, 33, 39, 51, 63; Забелин И.Е. Указ.соч. С.18-22, 24, 27, 28, 38, 49, 56, 57, 75; РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.207, л.853, 856, 996об.; Рункевич С.Г. Указ.соч. С. 175, 194, 314; ЦХД до 1917 г., ф.421, д.289, л.2, 2об., 3, д.337, л.4-6, д.417, л.1, 3, 4, 4об., 5, 6, 12, 15, д.483, л.1-10, д. 979, л.1-2об.

  69. Забелин И.Е. Указ.соч. С.136, 138.

  70. Там же, С.121.

  71. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.979, л.16-18.

  72. Рункевич С.Г. Указ.соч. С.200; ЦХД до 1917 г., ф.421, д.483, л.2.

  73. Забелин И.Е. Указ.соч. С.92, 93; Архив Юго-Западной России. Киев.1872. Ч.1.Т.V.С.319, 330.

  74. Грамотки XVII-начала XVIII века. М.1969. С.281.

  75. РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.207, л.484об., 1045об.

  76. Забелин И.Е. Указ.соч. С.52, 133-136; Описание документов и дел. 1868.Т.1 Стб.140. Т.2. Ч.2.Стб.9-11. Т.3.Стб.287, 288. 1880.Т.4.Стб.508; РГАДА, ф.237, оп.1, ч.1, д.207, л.825об., 860, 980об.; ЦХД до 1917 г., ф.421, д.133, л.10об., 11об., д.620, л.193а, д.652, л.1об., д.979, л.6, 7об., 21, д.997, л.62, 62об., д.1087, л.35об., 36об.

  77. ЦХД до 1917 г., ф.421, д.483, л.1-10.

  78. ГИМ ОПИ, ф.440, д.395, л.16.

  79. ГИМ ОПИ, ф.440, д.51, л.5об., д.407, л.51; Забелин И.Е. Указ.соч. С.126; Описание документов и дел. Т.3.Стб.287, 288; РГИА, ф.797, оп.17, д.39624, л.4об, 5; Рункевич С.Г. Указ.соч. С.175, 194, 202, 314; ЦХД до 1917г., ф.421, д.218, л.1,1об, д.289, л.1,2, д.367, л.9об, д.417, л.3-5, 15, д.596, л.1, д.761, л.1, д.766, л.6об, д.979, л.17об.-19, 22об. Закономерно, что грузинские авторы в работах о сношениях с Россией постоянно писали о Донском монастыре. Мамаладзе Т. Большая Грузинская. Тбилиси. 1983. Пайчадзе Г. К истории грузинской колонии в Москве в XVII-XVIII веках. Тбилиси.1982. Татишвили В. Грузины в Москве. Тбилиси.1959.

    Автор: Налётов Анатолий Григорьевич
    Раздел: История России
    Дата публикации: 24.01.2015 18:54:10

    1 | 2

    Подписывайтесь на наш телеграм-канал
    Вступайте в нашу группу в Вконтакте

    Другие социальные сети:
    ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм



    Поделиться материалом в социальных сетях:





    Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

    История моего хутора

    История земли кубанской подобна полноводной реке Кубани, что вобрала в себя воды ручейков и маленьких речушек Она складывается из воспоминаний старожилов, рассказов бабушек, легенд, рожденных народным творчеством, впитавшим в себя мудрость, думы, мечты и поверья народа, а также и с исторических фактов. .

    Читать

    Мой прапрадедушка – пропавший без вести солдат

    В каждой семье хранятся предания, связанные с войной. Хранителями семейных преданий являются бабушки: старшее поколение семьи. Давно нет в живых моей прабабушки Стародубцевой Елизаветы Степановны (1919-1991), но её воспоминания о военных годах хранит её дочь, моя бабушка Любовь Степановна..

    Читать

    Тайна «Чёрного» Принца. Вымыслы и реальность

    Едва успокоилось Чёрное море, как «заштормило» в редакциях английских газет и журналов… И было отчего! Комендант Балаклавского порта Л. Г. Хите сообщил адмиралу Э. Лайонсу о гибели только ОДНОГО судна - «Принца»! Почему? Падкие до сенсаций газетчики тут же нашли ответ: стихия поглотила денежное довольствие всего экспедиционного корпуса! Сумма, покоящихся на дне сокровищ, возрастала из года в год и от издания к изданию..

    Читать

    21 июня 1941 года...

    21 июня 1941 года у дедушки моего папы – Алексея Ивановича Урбановича был выпускной в школе города Струнино,.

    Читать

    Мы помним!

    Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых года - девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года..

    Читать

    История русского православного монашества XIX-XX веков в свете истории Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря

    На протяжении всей истории страны в русских монастырях собиралось все самое лучшее: люди - прославившиеся на весь православный мир; бесценные сокровища русской культуры - храмы, книги, настенные живописи, иконы, церковная утварь; благочестивые обычаи и правила, безвозмездная помощь нуждающимся. Монашеские обители были важным элементом жизни русского общества. .

    Читать

    Колонизационная политика России в Закубанье на завершающем этапе Кавказской войны: казаки и горцы

    В 1862 г. начался заключительный этап Кавказской войны, и в Закубанье осталось лишь несколько не покорившихся племен. Следующим тактическим шагом, предпринятым русским правительством было выселение горцев на равнинные территории или отправка последних в Турцию. .

    Читать

    История одного кирпича

    В 2004 году наша семья переехала в район Очаково. Во 2-ом классе по окружающему миру было дано задание "Составить свою родословную". Собирая материал к той проектной работе, мы с мамой наткнулись на очень интересные фотографии старого Очаково..

    Читать

    Петр I: Внешний вид, привычки и бытовые условия

    Наружность, привычки и быт царя. Как Пётр отмечал праздники?.

    Читать

    Будущий прелат. Учёба в Санкт-Петербурге. Часть 1,2

    Прослеживая судьбу латгальского юноши из крестьянской семьи эссе знакомит с работой дореволюционной гимназии при церкви Св. Екатерины, с составом воспитанников и преподавателей, акцентируя внимание на выходцах из Латгалии..

    Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter