Четырехсотлетний юбилей дома Романовых – одна из самых громких памятных исторических дат, отмечаемых в 2013 году в нашей стране. Представители царствующей династии всегда вызывали повышенный интерес как у общества в целом, так и у отдельных деятелей исторической науки, изобразительного и музыкального искусства. У современного человека много возможностей познакомиться с их произведениями и обогатить свои знания о конкретном правителе. Но, к сожалению, не всем Романовым повезло быть оценено непредвзято и по достоинству.
Женщина в России в прежние века была полностью бесправна. Не прибавляло прав и привилегий даже происхождение. Наоборот, царским дочерям уделом было затворничество и монастырь. Лишь единицам удалось избежать этой участи. Елизавета Петровна, Екатерина Великая… Но данная статья посвящен не им, а единокровной сестре царя Петра – Софье Алексеевне.
Впервые с именем царевны Софьи Алексеевны школьники знакомятся на уроках истории в 7 классе. Но сведения о ней настолько отрывочны и скудны, что составить какое-либо представление о ее личности невозможно. А вот о других правителях русского государства даются более яркие описания. Например, в учебнике сообщается, что «у царя Алексея от первого брака родилось 13 детей, в том числе сыновья Федор и Иван, а также дочь Софья, после него правившие страной. Во втором браке у царя появились на свет сын Петр (будущий Петр Великий), а также дочери Наталия и Феодора». [1] В величии Петра никто не сомневается. Многие историки и деятели культуры посвятили свои произведения этому неординарному правителю нашего государства. Но меня заинтересовала именно Софья, образ которой в учебнике абсолютно размыт.
Почему ей не удалось стать полноправной правительницей? Какую историческую память оставила она о себе? Попробуем помочь школьникам ответить на эти вопросы
Характеристика исторического деятеля должна содержать сведения о жизненном пути, личностных качествах, жизненных принципах, идеалах и мотивах поведения, способах действия и средствах для достижения цели. Все это могло бы помочь определить тип политического лидерства. Попытаемся охарактеризовать Софью.
Царевна Софья Алексеевна родилась 27 (17 по ст. ст.) сентября 1657 года в Москве. Одна из шести дочерей царя Алексея Михайловича от брака с Марией Милославской, которая родила царю еще и двух сыновей - Федора и Иван.
Софья почти все свое время уделяла чтению и учебе. Ее учителем был проповедник, писатель и поэт Симеон Полоцкий. Она знала латынь, польский язык, писала пьесы для придворного театра, разбиралась в богословских вопросах, увлекалась историей.
Отрочество царевны проходило в атмосфере жестокой междоусобицы родственников ее умершей матери Милославских и Нарышкиных, родни ее мачехи, второй жены царя Алексея Михайловича. Софья Алексеевна отличалась умом, энергией и честолюбием и не желала сидеть затворницей в тереме, как полагалось тогда царевнам.
В 1676 году, после смерти отца, государем стал младший родной брат Софьи Федор - "из Милославских". Став советницей Федора, Софья постепенно начала принимать участие в государственных делах.
Царевна завела раннее не практиковавшийся порядок – она, женщина, присутствовала на царских докладах, а со временем без стеснения прилюдно стала давать собственные распоряжения.
После смерти царя Федора Алексеевича 7 мая (27 апреля по ст. ст.) 1682 года, Софья стала активно участвовать в борьбе придворных партий, поскольку была недовольна избранием на царский престол десятилетнего Петра I, сына царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Нарышкиной.
После стрелецкого бунта, вспыхнувшего в Москве 15 мая 1682 года, обе партии в конечном счете пошли на компромисс: царями были провозглашены два сводных брата Иван V (сын Алексея Михайловича от первого брака) и Петр I. Софья Алексеевна стала правительницей при обоих несовершеннолетних царях. Ее имя вошло в официальный царский титул "великие государи и великая государыня царевна и великая княжна София Алексеевна". В 1684 году Софья повелела чеканить свое изображение на монетах. С 1686 года она именовала себя самодержицей, а в январе 1687 года оформила этот титул специальным указом.
Правление Софьи отмечено ее стремлением к широкому обновлению Русского общества. Царевной были предприняты все меры для развития промышленности и торговли. Во времена правления Софьи Россия начала производить бархат и атлас, ранее импортируемые из Европы. При ней была создана Славяно-греко-латинская академия. Софья Алексеевна отправила первое русское посольство в Париж. Во времена ее правления в Грановитой палате Кремля произошел знаменитый спор о вере, который положил конец многолетнему церковному расколу.
Кроме того, состоялась первая перепись населения, была проведена реформа налоговой системы, а также изменены правила получения государственных должностей (теперь от чиновников требовался не только титул, но и деловые качества претендентов). Софья начала реорганизацию армии по европейскому образцу, но не успела завершить начатое.
В годы правления Софьи были сделаны небольшие уступки посадам и ослаблен сыск беглых крестьян, что вызвало недовольство дворян. Во внешней политике наиболее значительными акциями правительства Софьи Алексеевны были заключение "Вечного мира" 1686 года с Польшей, закрепившего за Россией Левобережную Украину, Киев и Смоленск; Нерчинского договора 1689 года с Китаем; вступление в войну с Турцией и Крымским ханством. В 1689 году произошел разрыв между Софьей и боярско-дворянской группировкой, поддерживавшей Петра I. Партия Петра I одержала победу.
Правительство Софьи пало, ее имя исключили из царского титула, а сама она была направлена в Новодевичий монастырь в Москве — без пострижения в монахини. В монастыре она расписывала церковные книги, много писала.
Во время Стрелецкого восстания 1698 года Софья попыталась взять власть еще раз. Она отправила стрельцам письмо, где просила постоять за нее и пойти против царя.
После подавления восстания Софья Алексеевна была пострижена под именем Сусанны в монахини Новодевичьего монастыря, в котором в общей сложности прожила 15 лет.[2]. Такова официальная ее биография, содержащаяся в справочниках и учебниках.
А что думали о личности Софьи её современники и историки-исследователи?
Самым первым источником, упоминающим о царевне Софьи, вероятнее всего следует считать «Приветствие царевне Софье Алексеевне». Оно написано Карионом Истоминым в конце XVII века, в то время когда Софья находилась у власти. В этом стихотворном, подобном оде сочинении, автор наделяет Софью честностью, добротой и мудростью. («Пречестна дева и добросиянна», «Еллински от век Софиею звана») [3].
В.О. Ключевский приводит мнение князя Куракина, свояка и шурина царя Петра, следовательно, противника Софьи. «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольству народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было; и все государство пришло во время ее правления через семь лет в цвет великого богатства, также умножилась коммерция и всякие ремесла, и науки почали быть восставлять латинского и греческого языку... И торжествовала тогда довольность народная». Кроме Куракина В.О. Ключевский упоминает французского дипломата Невилля, «что в деревянной Москве, считавшей тогда в себе до полумиллиона жителей, в министерство Голицына построено было более трех тысяч каменных домов». Показательное мнение современников!
При Петре и в первое время после смерти Петра к личности Софья относились очень враждебно, считали ее врагом петровских преобразований, закоснелой защитницей старины и умственного мрака.
Вот как отзывается о царевне В.О. Ключевский: «Эта тучная и некрасивая полудевица с большой неуклюжей головой, с грубым лицом, широкой и короткой талией, в 25 лет казавшаяся 40-летней, властолюбию пожертвовала совестью, а темпераменту стыдом; но, достигнув власти путем постыдных интриг и кровавых преступлений, нуждаясь в оправдании своего захвата, способна была внимать советам своего первого министра и "голанта", тоже человека "ума великого и любимого от всех". [4]
Таким образом, Ключевский в первую очередь даёт характеристику внешнего образа Софьи и считает, что все её достижения – лишь заслуга её любовника…
Только в конце XVIII столетия делаются попытки снять хоть часть обвинений с Софии. К деятельности ее, как правительницы, с уважением относился Г.Ф. Миллер; Н.М. Карамзин и Полевой признавали Софью замечательной женщиной, ослепленной только властолюбием. Устрялов говорит о Софье с негодованием, называя ее русской Пульхерией. И.Е. Забелин видит в Софье воплощение византийских идеалов. В своей деятельности она имела определенную цель, "твердо и неуклонно решилась вести борьбу с мачехой, идти к своей властолюбивой цели; она вела решительный заговор против брата и его семьи". Для С.М. Соловьева София - "богатырь-царевна", "пример исторической женщины, освободившаяся из терема, но не вынесшая из него нравственных сдержек и не нашедшая их в обществе". «Софья, хотя также вела далеко не постную жизнь, но отличалась от других замечательным умом и способностями». (Костомаров). Аристов, в своей книге "Московские смуты в правление царевны Софья Алексеевны", старается обелить Софью. По его мнению, вся причина майского бунта лежит в стрельцах и ни в ком ином. Погодин не идет так далеко, как Аристов, но не решается в стрелецких бунтах винить безусловно одну Софью. Брикнер считает Софью властолюбивой, думает, что она в 1682 году воспользовалась стрелецкими волнениями, как готовым материалом, а в 1689 году агитировала против Петра. Прежние обвинения Софьи во всем, по его мнению, строились на шаткой почве, а потому Брикнер отказывается "определить меру преступлений Софьи". Белов, не оправдывая Софью, считает виновными и Нарышкиных, видя в них такую же активную силу, какой были Милославские. Профессор Е.Ф. Шмурло примыкает к этому взгляду. По его мнению, Софья вовсе не является профессиональной интриганкой, равно как она и не плыла по течению, отдавшись велениям судьбы. "Софья домогалась не чего другого, как того же самого, чего домогалась и Наталья Кирилловна. За царскую корону ухватились обе женщины, одна для сына, другая для брата, с тем лишь разве различием, что одна по чувству материнскому желала видеть эту корону на голове сына ради интересов сына же; другая в брате видела орудие интересов личных... Корона досталась Наталье, и вот теперь Софья приходилось вырывать ее... В сущности обе стороны стоили одна другой. И если Софья очутилась в рядах нападающих, то ведь там, где идет борьба, надо же кому-нибудь нападать и кому-нибудь защищаться". [5]
В воспоминаниях современников царевна осталась личностью «великого ума». Почитатели Петра I считают ее ретроградкой. Зарубежные исследователи пишут о ней, как о «самой решительной и способной женщиной, когда-либо правившей в России» (С.В. О'Брайн, Б. Линкольн, Л. Хьюз и др.) [6]
"Много ума имела Софья, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов, но все они были омрачены громадным ее честолюбием", – писал Вольтер в чуть более позднюю эпоху.
Как видим, оценки личности Софьи Алексеевны сильно отличаются. Но главный вывод напрашивается сам собой: достоинства личности Софьи Алексеевны во многих исторических источниках принижены, что говорит о субъективности их авторов.
Почему же Софья, не смотря на все свои достоинства, не смогла стать полноправной правительницей государства?
Ответ напрашивается сам собой - это противоречило представлениям той эпохи о роли женщины в обществе и были живы и здравствовали представители царского рода мужского пола, сыновья царя Алексея Михайловича.
Источники:
1. Данилов А.А. История государства и народов России.XVI-XVIIIвв.: Учеб. для 7 кл.-М.: Дрофа, 2002. – 320 с. (С. 108)
Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:
Культурная революция в СССР как попытка создания новой идентичности
Культурная революция в СССР 1920-х - 1930-х годов стала одним из приоритетных направлений деятельности нового правительства. Необходимо было не просто создать новую идею, а сформировать новое мировоззрение, систему взглядов, которую разделяло бы большинство населения. .
С самого раннего детства моя мама мечтала быть учителем. Все, кто её окружал, старались отговорить от этой затеи: учителя в школе, родители и сестра - дома..
Моя семья очень бережно относится ко всему, что касается сохранения памяти наших родных, ушедших из жизни. Все годы мои родители воспитывались в традициях уважения к фотографиям и предметам, несущим семейную историческую ценность. Такие предметы стали нашими семейными реликвиями. .
Об Александре Сергеевиче Пушкине мы, кажется, знаем все. Как он влюблялся, как отправился в ссылку на юг, и как жил в ссылке в Михайловском, как он женился и как погиб на дуэли. .
Икона «Утоли моя печали» в жизни кубанских казаков
В жизни православного человека во все времена огромное значение имело почитание икон или образов святых. Икона не только освящала помещение церкви, собора, монастыря, но и играла значительную роль в общественной и культурной жизни православного населения Кубани. Она оберегала жилища, семьи, станицы и города. .
Война – это страшное испытание, в котором проверяется на прочность любовь к Родине. Люди встают на защиту Отечества, отдавая за него и за будущее своих детей жизни. Двадцать второе июня тысяча девятьсот сорок первого года. Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. .
Иноки Пречистой Богородицы Донского монастыря в конце XVII - начале XVIII вв.
Штат общины Донской обители комплектовался из двух сегментов: монашествующих и светских служителей. Обе фракции коллектива были неразрывно взаимосвязаны. Не было бы иноков – не мог бы существовать институт монастырских служителей..
В 2012 году мы отмечали 200-летие Отечественной войны 1812 года. За это время человечество не раз потрясали войны. Но героический подвиг народа, защитившего Россию от иноземных захватчиков и разгромившего наполеоновскую армию, до сих пор вызывает у нас чувство гордости. .
Оружие во все времена имело огромное значение в успешном ведении боевых действий, и Отечественная война 1812 года не была здесь исключением. Тульский оружейный завод на протяжении XVIII—XIX вв. играл решающую роль в снабжении русской армии стрелковым и холодным оружием..
Заброшенные усадьбы Петербурга и Ленинградской области
Я родилась в Петербурге в 1993 году, однако выросла в Сибири. Так вышло, что годы своего студенчества я решила провести в Петербурге. Едва ли кто-то поспорит, что это величественный и прекрасный город, многие даже расскажут о его истории и главных достопримечательностях. Однако нетолько изящные центральные улицы и идеально отреставрированные исторические памятники наполнены духом Петербурга. Всю истинную историю и сокровенные тайны этого города хранят как раз ногочисленные устаревшие усадьбы. Эти бывшие когда-то так величественными здания нашли укромное уединение в тени лесов. Они забыты нашим поколением и их не встретишь в экскурсионных брошюрах. Однако эти памятники прошлого живут своей собственной, невероятно загадочной жизнью. Именно поэтому свою статью я посвящаю им..