↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

Исторические источники о царевне Софье Алексеевне

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Гарифуллина Виктория Викторовна

Четырехсотлетний юбилей дома Романовых – одна из самых громких памятных исторических дат, отмечаемых в 2013 году в нашей стране. Представители царствующей династии всегда вызывали повышенный интерес как у общества в целом, так и у отдельных деятелей исторической науки, изобразительного и музыкального искусства. У современного человека много возможностей познакомиться с их произведениями и обогатить свои знания о конкретном правителе. Но, к сожалению, не всем Романовым повезло быть оценено непредвзято и по достоинству.

Женщина в России в прежние века была полностью бесправна. Не прибавляло прав и привилегий даже происхождение. Наоборот, царским дочерям уделом было затворничество и монастырь. Лишь единицам удалось избежать этой участи. Елизавета Петровна, Екатерина Великая… Но данная статья посвящен не им, а единокровной сестре царя Петра – Софье Алексеевне.

Впервые с именем царевны Софьи Алексеевны школьники знакомятся на уроках истории в 7 классе. Но сведения о ней настолько отрывочны и скудны, что составить какое-либо представление о ее личности невозможно. А вот о других правителях русского государства даются более яркие описания. Например, в учебнике сообщается, что «у царя Алексея от первого брака родилось 13 детей, в том числе сыновья Федор и Иван, а также дочь Софья, после него правившие страной. Во втором браке у царя появились на свет сын Петр (будущий Петр Великий), а также дочери Наталия и Феодора». [1] В величии Петра никто не сомневается. Многие историки и деятели культуры посвятили свои произведения этому неординарному правителю нашего государства. Но меня заинтересовала именно Софья, образ которой в учебнике абсолютно размыт.

Почему ей не удалось стать полноправной правительницей? Какую историческую память оставила она о себе? Попробуем помочь школьникам ответить на эти вопросы

Характеристика исторического деятеля должна содержать сведения о жизненном пути, личностных качествах, жизненных принципах, идеалах и мотивах поведения, способах действия и средствах для достижения цели. Все это могло бы помочь определить тип политического лидерства. Попытаемся охарактеризовать Софью.

Царевна Софья Алексеевна родилась 27 (17 по ст. ст.) сентября 1657 года в Москве. Одна из шести дочерей царя Алексея Михайловича от брака с Марией Милославской, которая родила царю еще и двух сыновей - Федора и Иван.

Софья почти все свое время уделяла чтению и учебе. Ее учителем был проповедник, писатель и поэт Симеон Полоцкий. Она знала латынь, польский язык, писала пьесы для придворного театра, разбиралась в богословских вопросах, увлекалась историей.

Отрочество царевны проходило в атмосфере жестокой междоусобицы родственников ее умершей матери Милославских и Нарышкиных, родни ее мачехи, второй жены царя Алексея Михайловича. Софья Алексеевна отличалась умом, энергией и честолюбием и не желала сидеть затворницей в тереме, как полагалось тогда царевнам.

В 1676 году, после смерти отца, государем стал младший родной брат Софьи Федор - "из Милославских". Став советницей Федора, Софья постепенно начала принимать участие в государственных делах.

Царевна завела раннее не практиковавшийся порядок – она, женщина, присутствовала на царских докладах, а со временем без стеснения прилюдно стала давать собственные распоряжения.

После смерти царя Федора Алексеевича 7 мая (27 апреля по ст. ст.) 1682 года, Софья стала активно участвовать в борьбе придворных партий, поскольку была недовольна избранием на царский престол десятилетнего Петра I, сына царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Нарышкиной.

После стрелецкого бунта, вспыхнувшего в Москве 15 мая 1682 года, обе партии в конечном счете пошли на компромисс: царями были провозглашены два сводных брата Иван V (сын Алексея Михайловича от первого брака) и Петр I. Софья Алексеевна стала правительницей при обоих несовершеннолетних царях. Ее имя вошло в официальный царский титул "великие государи и великая государыня царевна и великая княжна София Алексеевна". В 1684 году Софья повелела чеканить свое изображение на монетах. С 1686 года она именовала себя самодержицей, а в январе 1687 года оформила этот титул специальным указом.

Правление Софьи отмечено ее стремлением к широкому обновлению Русского общества. Царевной были предприняты все меры для развития промышленности и торговли. Во времена правления Софьи Россия начала производить бархат и атлас, ранее импортируемые из Европы. При ней была создана Славяно-греко-латинская академия. Софья Алексеевна отправила первое русское посольство в Париж. Во времена ее правления в Грановитой палате Кремля произошел знаменитый спор о вере, который положил конец многолетнему церковному расколу.

Кроме того, состоялась первая перепись населения, была проведена реформа налоговой системы, а также изменены правила получения государственных должностей (теперь от чиновников требовался не только титул, но и деловые качества претендентов). Софья начала реорганизацию армии по европейскому образцу, но не успела завершить начатое.

В годы правления Софьи были сделаны небольшие уступки посадам и ослаблен сыск беглых крестьян, что вызвало недовольство дворян. Во внешней политике наиболее значительными акциями правительства Софьи Алексеевны были заключение "Вечного мира" 1686 года с Польшей, закрепившего за Россией Левобережную Украину, Киев и Смоленск; Нерчинского договора 1689 года с Китаем; вступление в войну с Турцией и Крымским ханством. В 1689 году произошел разрыв между Софьей и боярско-дворянской группировкой, поддерживавшей Петра I. Партия Петра I одержала победу.

Правительство Софьи пало, ее имя исключили из царского титула, а сама она была направлена в Новодевичий монастырь в Москве — без пострижения в монахини. В монастыре она расписывала церковные книги, много писала.

Во время Стрелецкого восстания 1698 года Софья попыталась взять власть еще раз. Она отправила стрельцам письмо, где просила постоять за нее и пойти против царя.

После подавления восстания Софья Алексеевна была пострижена под именем Сусанны в монахини Новодевичьего монастыря, в котором в общей сложности прожила 15 лет.[2]. Такова официальная ее биография, содержащаяся в справочниках и учебниках.

А что думали о личности Софьи её современники и историки-исследователи?

Самым первым источником, упоминающим о царевне Софьи, вероятнее всего следует считать «Приветствие царевне Софье Алексеевне». Оно написано Карионом Истоминым в конце XVII века, в то время когда Софья находилась у власти. В этом стихотворном, подобном оде сочинении, автор наделяет Софью честностью, добротой и мудростью. («Пречестна дева и добросиянна», «Еллински от век Софиею звана») [3].

В.О. Ключевский приводит мнение князя Куракина, свояка и шурина царя Петра, следовательно, противника Софьи. «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольству народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было; и все государство пришло во время ее правления через семь лет в цвет великого богатства, также умножилась коммерция и всякие ремесла, и науки почали быть восставлять латинского и греческого языку... И торжествовала тогда довольность народная». Кроме Куракина В.О. Ключевский упоминает французского дипломата Невилля, «что в деревянной Москве, считавшей тогда в себе до полумиллиона жителей, в министерство Голицына построено было более трех тысяч каменных домов». Показательное мнение современников!

При Петре и в первое время после смерти Петра к личности Софья относились очень враждебно, считали ее врагом петровских преобразований, закоснелой защитницей старины и умственного мрака.

Вот как отзывается о царевне В.О. Ключевский: «Эта тучная и некрасивая полудевица с большой неуклюжей головой, с грубым лицом, широкой и короткой талией, в 25 лет казавшаяся 40-летней, властолюбию пожертвовала совестью, а темпераменту стыдом; но, достигнув власти путем постыдных интриг и кровавых преступлений, нуждаясь в оправдании своего захвата, способна была внимать советам своего первого министра и "голанта", тоже человека "ума великого и любимого от всех". [4]

Таким образом, Ключевский в первую очередь даёт характеристику внешнего образа Софьи и считает, что все её достижения – лишь заслуга её любовника…

Только в конце XVIII столетия делаются попытки снять хоть часть обвинений с Софии. К деятельности ее, как правительницы, с уважением относился Г.Ф. Миллер; Н.М. Карамзин и Полевой признавали Софью замечательной женщиной, ослепленной только властолюбием. Устрялов говорит о Софье с негодованием, называя ее русской Пульхерией. И.Е. Забелин видит в Софье воплощение византийских идеалов. В своей деятельности она имела определенную цель, "твердо и неуклонно решилась вести борьбу с мачехой, идти к своей властолюбивой цели; она вела решительный заговор против брата и его семьи". Для С.М. Соловьева София - "богатырь-царевна", "пример исторической женщины, освободившаяся из терема, но не вынесшая из него нравственных сдержек и не нашедшая их в обществе". «Софья, хотя также вела далеко не постную жизнь, но отличалась от других замечательным умом и способностями». (Костомаров). Аристов, в своей книге "Московские смуты в правление царевны Софья Алексеевны", старается обелить Софью. По его мнению, вся причина майского бунта лежит в стрельцах и ни в ком ином. Погодин не идет так далеко, как Аристов, но не решается в стрелецких бунтах винить безусловно одну Софью. Брикнер считает Софью властолюбивой, думает, что она в 1682 году воспользовалась стрелецкими волнениями, как готовым материалом, а в 1689 году агитировала против Петра. Прежние обвинения Софьи во всем, по его мнению, строились на шаткой почве, а потому Брикнер отказывается "определить меру преступлений Софьи". Белов, не оправдывая Софью, считает виновными и Нарышкиных, видя в них такую же активную силу, какой были Милославские. Профессор Е.Ф. Шмурло примыкает к этому взгляду. По его мнению, Софья вовсе не является профессиональной интриганкой, равно как она и не плыла по течению, отдавшись велениям судьбы. "Софья домогалась не чего другого, как того же самого, чего домогалась и Наталья Кирилловна. За царскую корону ухватились обе женщины, одна для сына, другая для брата, с тем лишь разве различием, что одна по чувству материнскому желала видеть эту корону на голове сына ради интересов сына же; другая в брате видела орудие интересов личных... Корона досталась Наталье, и вот теперь Софья приходилось вырывать ее... В сущности обе стороны стоили одна другой. И если Софья очутилась в рядах нападающих, то ведь там, где идет борьба, надо же кому-нибудь нападать и кому-нибудь защищаться". [5]

В воспоминаниях современников царевна осталась личностью «великого ума». Почитатели Петра I считают ее ретроградкой. Зарубежные исследователи пишут о ней, как о «самой решительной и способной женщиной, когда-либо правившей в России» (С.В. О'Брайн, Б. Линкольн, Л. Хьюз и др.) [6]

"Много ума имела Софья, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов, но все они были омрачены громадным ее честолюбием", – писал Вольтер в чуть более позднюю эпоху.

Как видим, оценки личности Софьи Алексеевны сильно отличаются. Но главный вывод напрашивается сам собой: достоинства личности Софьи Алексеевны во многих исторических источниках принижены, что говорит о субъективности их авторов.

Почему же Софья, не смотря на все свои достоинства, не смогла стать полноправной правительницей государства?

Ответ напрашивается сам собой - это противоречило представлениям той эпохи о роли женщины в обществе и были живы и здравствовали представители царского рода мужского пола, сыновья царя Алексея Михайловича.

 

Источники:

1. Данилов А.А. История государства и народов России.XVI-XVIIIвв.: Учеб. для 7 кл.-М.: Дрофа, 2002. – 320 с. (С. 108)

2. http://ria.ru/history_spravki/20130225/924490728.html

3. Древнерусская литература: Хрестоматия / Сост. Н.И. Прокофьев. — М.: Флинта: Наука, 2000.

4. В.О. Ключевский. Курс русской истории. ЛЕКЦИЯ LVIII

5. http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/sofiya.php

6. http://www.kremlion.ru/praviteli/sofiaalexeevna

 


Раздел: История России
Дата публикации: 03.01.2014 03:22:14
1
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

История белорусских поселений Шегарского района Томской области

Еще в 90-е годы обозначился интерес к изучению этнодисперсных групп на территории Сибири. Одной из наименее изученных диаспор Томской области являются белорусская..

Читать

Сын великого Онара

Есть в глубинке необъятной России неприметная на первый взгляд деревушка с истинным марийским названием Олыкъял. Дословный перевод на русский – Луговая деревня (олык – луг, ял - деревня). Она расположена в Волжском районе, на стыке двух республик: Марий Эл и Татарстан. Деревня известна тем, что здесь родились и выросли два Героя: Герой Советского Союза Зинон Филиппович Прохоров и Герой России Валерий Вячеславович Иванов..

Читать

Усыпальница Голицыных в Донском монастыре. Персональный состав

Персональный состав Усыпальница Голицыных в Донском монастыре..

Читать

История русского православного монашества XIX-XX веков в свете истории Елабужского Казанско-Богородицкого общежительного монастыря

На протяжении всей истории страны в русских монастырях собиралось все самое лучшее: люди - прославившиеся на весь православный мир; бесценные сокровища русской культуры - храмы, книги, настенные живописи, иконы, церковная утварь; благочестивые обычаи и правила, безвозмездная помощь нуждающимся. Монашеские обители были важным элементом жизни русского общества. .

Читать

Введение // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

На современном этапе развития российской исторической науки как никогда высока потребность в обобщающих трудах по актуальным проблемам истории народов входящих в состав Российской Федерации. Это и объяснимо, только всестороннее законченное исследование истории области, республики или региона нашей страны в работе монографического характера, может послужить основой для создания единой истории такого огромного многонационального государства как Россия..

Читать

Слышали вы в Хатыни траурный перезвон?

Много лет прошло с тех времен, но души людей до сих пор надрываются при мысли о Великой Отечественной Войне. Эту работу я начала писать тогда, когда узнала о начале олимпиады, но не так легко мне это далось. Тяжело была моя тема тем, что я была неравнодушной к тем событиям. .

Читать

Настоящая русская женщина, которая смогла выстоять в войну

О войне я знаю только по рассказам бабушек и дедушек, из телевизионных передач и книг. Сегодня, побывав в гостях у бабушки, я задался вопросом, а какая она настоящая русская женщина, которая смогла выстоять в эти тяжелые годы? .

Читать

Глава II. Географическое и демографическое положение Чечни в XXI-XXIII веках // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках

Складывание Чечни (Нохчичоь, ДегIаста, Даймохк)i как страны, а также формирование собственно чеченского народа на базе единого нахского этномассива носило длительный многовековой характер и закончилось в основных чертах в течение XVI-XVIII вв. .

Читать

Жизнь подарившие детям

С самого раннего детства моя мама мечтала быть учителем. Все, кто её окружал, старались отговорить от этой затеи: учителя в школе, родители и сестра - дома..

Читать

Русское православие в первые десятилетия советской власти (на примере епархий Среднего Поволжья)

В год празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского мы все чаще обращаем свой взор на события начала XX века, на период масштабных, долгих и непрерывных гонений на Русскую Православную Церковь со стороны Советской власти. .

Читать



Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter