↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

В мексиканской пещере нашли десятки отпечатков детских ладоней
........................
Поисковики нашли почти 400 красноармейцев подо Ржевом
........................
Открылась выставка в честь перешедших на сторону Красной армии офицеров
........................
Найдено точное место погребения сына и внука Александра Невского
........................
Найдена первая в истории мумия беременной женщины
........................

1 | 2 | 3

История Республики Саха(Якутия)

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Сорина Анна

Введение

В своей работе я рассматриваю положение Якутии и народов, ее населявших, во все времена. Эта тема является недостаточно изученной, поэтому можно встретить различные мнения по поводу происхождения первых поселенцев Якутии и причин, по которым было выбрано это место.

Работа является своеобразным обоснованием всех фактов, известных на сегодняшний момент о Якутии и народах саха. Безусловно, она важна как для научного сообщества, так и для заинтересованных людей, может быть развита дальше и использоваться в качестве первого шага для дальнейшего изучения.

Объектом исследования является Республика Саха(Якутия).

Республика Саха(Якутия) - субъект Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального округа. Это самый крупный регион России. Кроме того, Якутия — самая большая административно-территориальная единица в мире: она равна по площади пяти Франциям; Якутия больше, чем второе по размеру государство СНГ — Казахстан. Однако население Якутии меньше одного миллиона человек, что делает плотность населения в ней одной из самых низких по России (меньшую плотность имеют только Чукотский и Ненецкий автономные округа).

Предметом исследования являются:

- история Якутии с первых поселений;

- место Якутии в составе России;

- алмазодобывающая промышленность;

- героический эпос Олонхо.

Цель работы: показать разнообразие и богатство Якутии, познакомить с историей образования и развития.

Якутия — регион с высоким уровнем природно-ресурсного экономического потенциала (газ, нефть, золото, алмаз, уголь и т.д). Столицей является город Якутск.

1.Становление Якутии

1.1 Первые поселенцы (до XVвека)



Заселение края началось в палеолите (первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами, около 2,5 млн лет назад, до появления у человека земледелия, приблизительно в 10 тысячелетии до н. э.). Тогда же появились первые археологические памятники, датируемые в рамках от 300 тысяч до 3 млн. лет назад. Наиболее известный и хорошо изученный из них, это нижнепалеолитическая стоянка Диринг-Юрях, которая расположена в среднем течении реки Лены[1]. Сенсационные находки якутских археологов под руководством Ю. А. Мочанова на стоянке Диринг-Юрях позволили высказать предположение, что формирование людей современного типа началось здесь 3,2 — 1,8 млн. лет назад. Правда, такой ранний возраст Диринг-Юряхских каменных орудий ещё не получил убедительного доказательства. Пока наиболее древние археологические находки датируются 300 тыс. лет.

Первобытные люди еще в конце ледниковой эпохи заселили бассейны больших рек на севере - Яны, Лены, Оленька, Индигирки, Анабара, Колымы, их притоков - Амги, Алдана, Олекмы Вилюя, и других, заложив основу для развития человеческой цивилизации на необозримых просторах северо-востока Азии, Аляски и Канады, Центральной и Южной Америки. Археологами установлено наличие всех археологических культур на этой огромной территории, носители которых создали оригинальную культуру, приспособленную к экстремальным условиям существования[2].

Древнейшие следы существования человека на территории современной Республики Саха (Якутия) дают основания для гипотезы о внетропическом происхождении человечества, так как могут быть датированы 2,5 - 2 млн. лет. Во II-I тыс. до н.э. здесь возникают культуры неолита и бронзы (Ымыяхтахская и Усть-Мильская). Сформировался самобытный центр древней металлургии.

Самые древние жители Якутии из современных народов, населяющих её территорию – юкагиры[3] — восточно-сибирский народ. Относятся к древнейшему (аборигенному) населению северо-восточной Сибири.

Происхождение именования «юкагир» точно не установлено, возможно, было дано этому народу русскими, вероятно, через посредство эвенков (тунгусов) и в XX веке закрепилось как официальное наименование.

Традиционные занятия — рыболовство (с помощью невода), охота на диких оленей, ездовое собаководство.

По данным переписи 2002 г. численность юкагиров была 1509 человек. Расселены, в основном, в бассейне реки Колымы, в Республике Якутия (Саха) (1097 чел.), Чукотском автономном округе (185 чел.), Магаданской области (79 чел.). В Новосибирской области (1 чел.) — по данным на 2013 год. В Якутии юкагиры в основном сосредоточены в национальном юкагирском муниципальном образовании «Олёринский Суктул» Нижнеколымского улуса.

 

Тунгусоязычные племена эвенков и эвенов[4], проникавшие в Якутию начиная с середины I тыс. н.э., принесли с собой оленеводство. Длительная колонизация края древними тюрко- и монголо-язычными этническими группами привела к образованию на Средней Лене народа Саха (якутов) - народа сложного происхождения, тюркского по языку и северного по этнокультурному типу, со смешанным антропологическим типом, сочетающим центрально-азиатские и арктические монголоидные черты. Важнейшим отличием от соседей (оленеводов и охотников) у якутов, помимо тюркского языка, было уникальное, самое северное пастбищное скотоводство - разведение крупного рогатого скота и лошадей.



1.2 Якутия в XIV-XIX веках

Предполагается, что тюркоязычные племена переселялись на территорию современной Якутии несколькими волнами, последняя из которых приходится на XIV—XV век. Принято считать, что этнос приспосабливается к определённому ландшафту в период своего формирования. С этой точки зрения, якуты как народность сформировались в бассейне Средней Лены, то есть на территории Центральной Якутии[5]. Здесь произошло окончательное формирование народа на основе смешения пришлых тюркоязычных племен с местными палеоазиатскими родами, а также с пришлыми монголоязычными хоринцами и тунгусами.

Распространение скотоводства внесло значительные изменения в хозяйственную жизнь региона. Предки якутов сумели сохранить и развить коневодческо-скотоводческую структуру[6] своего хозяйства в экстремальных условиях Севера, привнесли в регион ремесленное производство (кузнечное, ювелирное, гончарное и др.), строительство жилищ постоянного типа. Уже к началу XVII века якутские роды жили в бассейнах Индигирки и Яны, продвинув в арктические районы Якутии культуру разведения крупного рогатого скота и табунного коневодства. Параллельно шло формирование особой этнографической группы северных якутов-оленеводов, перенявших от местных тунгусских и юкагирских племён способы ведения хозяйства в условиях тундры и лесотундры. К моменту вхождения Ленского края в состав Российского государства его основное коренное население составляли самые северные в мире оседлые скотоводы - тюркоязычные якуты, разводившие крупный рогатый скот и лошадей, занимавшиеся охотой, рыболовством, кузнечным делом, создавшие замечательный героический эпос - Олонхо, уникальную материальную и духовную культуру. Об этом свидетельствует доношение якутского воеводы Василия Пушкина царю (1646 г.) о производстве железа: "... у иноземцев якутов их якуцкое дело железо есть самое доброе... лутче немецкого"[7]

2.Якутия в составе России

2.1 Якутия в составе Российского государства

С первой трети XVII в. Ленский край стал объектом колонизации Московского государства[8]. Разрозненные родоплеменные группы тунгусов и юкагиров, клановые и улусные объединения Саха за короткий срок были обложены ясаком. Уже в 20-х годах XVII века на Лене побывали отряды промышленника Пантелея Пянды, казаков Василия Бугора, Антона Добрынского, Мартына Васильева, Ивана Галкина и др. Однако датой вхождения Якутии в состав России принято считать 1632 г., когда енисейский казачий сотник Петр Бекетов основал на правом берегу реки Лены, в местности Чымаадай, примерно в 70 км ниже современного Якутска, Ленский острог и отправил царю челобитную об этом историческом событии: "Того ж году сентября в 25 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси указу, поставил я с служилыми людьми на Лене острог для государева величества в дальней окраине и для государева ясачного збору и для приезду якуцких людей. А преж тово на Лене реке и в якуцкой земле государева острогу не бывало нигде. А поставил государев новый острожек я, Петрушка, против якуцкова князца Мамыкова улусу". Но затем, в 1643г., острог перенес на новое место первый воевода П.Головин. В 1677 г. делегация якутских князцов (М. Бозеков, Н. Никин) была принята царем Федором Алексеевичем.

В 1638 г. был образован самостоятельный Якутский уезд[9] с непосредственным подчинением Сибирскому приказу, позднее преобразованный в Якутскую провинцию (1775 г.) и Якутскую область (1784 г.) Иркутской губернии. Первыми воеводами были назначены П.П.Головин и М.Б.Глебов, которые прибыли в Ленский острог 18 июля 1641 г. Они сразу же приступили к исполнению своих обязанностей. В 1643 г. Ленский острог был перенесен на левый берег и стал называться Якутским.

С момента своего основания, Якутск[10] стал не только административным, военным, торговым, культурным и религиозным центром Якутского уезда, но и опорной базой для освоения и изучения новых территорий Дальнего Востока, северо-востока Азии. Во второй половине XVII века знаменитый Семен Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой, Иван Москвитин достиг берегов Тихого океана, уроженец г. Якутска Владимир Атласов открыл Камчатку... В "приискании" и "проведывании" новых земель неизменными участниками походов служилых людей были непревзойденные таежные проводники - местные жители.

Так, в первой половине XVII века Ленский край[11] стал неотъемлемой частью Русского централизованного государства, энергично проводившего целенаправленную политику расширения своих границ на северо-восток и ставшего уже тогда мультиэтническим и мультиконфессиональным Евразийским государством. Как подчеркивал академик А.П.Окладников, "присоединение Сибири к Русскому государству, ее освоение были обусловлены закономерным процессом расширения его территории в ходе складывания русского национального рынка". В результате Русское государство приобрело огромную территорию с богатейшими природными ресурсами, эксплуатация которых была призвана укрепить его финансово-экономическое положение. "Якольская землица" стала "государевой вотчиной": здесь установилась власть воеводской администрации, основная масса коренного населения была объясачена. Известно, что в 1641 г. в виде ясака было собрано 7997 шкур соболя, в 1654 г. - 8724 соболя и 2142 лисицы, в 1701 г. - 12720 соболей и 6818 лисиц... В XVIII веке сибирская пушнина составляла 1/3 доходов царской казны.

В XVII - XVIII в. существовали две формы семьи[12] - малая моногамная, состоящая из родителей и в основном несовершеннолетних детей, и большая патриархальная семья, объединение кровнородственных семей, во главе которой стоял патриарх-отец. При этом превалировала первая разновидность семьи. С.А. Токарев находил наличие большой семьи исключительно в тойонских хозяйствах. Ее составляли, кроме самого тойона, его братья, сыновья, племянники, вскормленники, холопы (рабы) с женами и детьми. Такая семья называлась ага-кэргэн, притом слово ага в дословном переводе "старший по возрасту". В этом плане ага-ууса[13], патриархальный род, первоначально мог обозначать большую патриархальную семью.

Патриархальные отношения предопределили брак с выплатой калыма (сулу) как главное условия для заключения брака. Но редко практиковался брак с обменом невест. Существовал обычай левирата, по которому после смерти старшего брата его жена с детьми переходили в семью младшего брата.

В изучаемое время у саха дьоно[14] существовала соседская форма общины, которая обычно возникает в эпоху разложения первобытного строя. Она представляла собой союз семейств по принципу территориально-соседских связей, частично с совместной собственностью на средства производства (пастбища, сенокосные, промысловые угодья). С.В. Бахрушин и С.А. Токарев отмечали, что сенные покосы у якутов в XVII в. брались в аренду, передавались по наследству, продавались. Составляла объект частной собственности и часть рыболовных угодий. Несколько сельских общин составили т.н. "волость", имевшую относительно постоянное количество хозяйств. В 1640 г., судя по русским документам, установились 35 якутских волостей. С.А. Токарев определил эти волости как племенные группировки, а А. А. Борисов предложил раннеякутский улус рассматривать как территориальное объединение[15], состоящее из кланов или как этно-географическую провинцию. Крупными из них были Бологурская, Мегинская, Намская, Борогонская, Бетюнская, которые насчитывали от 500 до 900 взрослых мужчин. Общее население в каждом из них колебалось от 2 до 5 тыс. человек. Но среди них встречались и такие, где общее количество населения не превышало 100 человек.

Неразвитость, незавершенность якутской общины диктовались спецификой хуторного типа хозяйств, расселенных на обширной территории. Отсутствие общинных органов управления компенсировалось наличием позднеродовых учреждений. Таковыми выступали патриархальный род - ага-ууса "отцовский род". В его рамках объединение семей происходило по линии отца-патриарха, основателя рода. В пределах XVII в. существовала малая форма ага-ууса, состоящая из братских семей до 9-го колена. В последующее время, преобладала большая сегментированная форма патриархального рода.

Ага-ууса состояли не только из отдельных моногамных (малых) семей, но и из семей, основанных на полигамии[16] (многоженстве). Богатый скотовод содержал свое большое хозяйство на двух-четырех отдельных аласах-еланях. Таким образом, хозяйство было разбросано по нескольким аласам, где скот содержали отдельные жены с прислугой. И в силу этого потомки от одного отца, но от разных жен (подхозяйств), в дальнейшем разветвлялись, составляя категорию родственных семей под названием ийэ-ууса "род матери". До сегментации единого отцовского хозяйства - это полигамная семья с филиационной (дочерней) структурой[17]. В дальнейшем сыновья обзаводились своими семьями и составляли отдельные линии материнской филиации от одного отца-предка. Поэтому многие ага-ууса в XVIII вв. состояли из объединения отдельных ийэ-ууса[18]. Таким образом, ийэ-ууса не был пережитком матриархата, а являлся продуктом развитого патриархального общества с элементами феодализма.

В структурном отношении якутская сельская община состояла из неполноправных бедных и богатых байских, тойонских аристократических семей.

Зажиточная прослойка якутского общества в русских документах XVII в. обозначалась термином "лутчие люди"[19]. Основная масса непосредственных производителей составляла категорию “улусных мужиков". Наиболее эксплуатируемой прослойкой общинников являлись люди, живущие "подле", "около" тойонских и байских хозяйств. В положении разной степени патриархальной зависимости от тойонов находились "захребетники", "вскормленники".

Рабов в основном поставляла сама якутская среда. Но незначительную их часть составляли тунгусы, ламуты. Ряды рабов пополнялись военным захватом, порабощением зависимых общинников, самозакабалением из-за нищеты, отдачей рабов в виде головщины в место кровной мести. Они составляли часть непосредственных производителей в хозяйствах состоятельных семей и тойонов. Например, по данным В.Н. Иванова, специально занимавшийся этой проблемой, у намского князца Букея Никина в 1697 г. упоминаются 28 холопов, за которых он платил ясак. Тойон Ботурусской волости Молтон Очеев после себя оставил 21 холопа, которые были разделены между его наследниками.

В XVII в. процесс классообразования ускорился благодаря введению ясачного режима[20], но так и не завершился к концу изучаемого времени. Одной из причин определенной застойности социальной организации якутского общества явилась его хозяйственная основа - малопродуктивное натуральное сельское хозяйство, которое не могло обеспечить быстрый рост населения. А от уровня плотности населения в значительном плане зависела и развитость социально-экономических отношений.

В XVII в. каждый улус (“волость”) имели своих признанных предводителей. Таковыми были у борогонцев – Лθгθй тойон (в русских документах – Логуй Амыкаев), у мальжегарцев – Соххор Дуурай (Дурей Ичикаев), у ботурусцев – Курэкай, у мегинцев – Борухай (Тойон Бурухай)[21] и т.д.

В целом, в XVII в. (особенно в первой половине) якутское население состояло из объединения соседских общин. По своей социальной сущности они представляли, видимо, переходную форму сельской общины от первобытной к классовой, но с аморфной управленческой структурой. При всем этом в общественных отношениях наблюдались элементы, с одной стороны эпохи военной демократии (кыргыс уйэтэ – века войн или Тыгын уйэтэ – эпохи Тыгына), с другой – феодализма. Административный термин “улус”, видимо, был введен в якутскую действительность русской властью. Он впервые встречается в ясачной книге И. Галкина от 1631/32 гг., потом после 1630-х гг. термин вышел из употребления, вытесненный словом “волость”. Вновь он всплыл в 1720-х гг. Таким образом, в XVII в. большие улусы состояли, по всей видимости, из условно объединенных сельских общин, в состав которых входили патриархальные роды (патронимии - кланы).

Вопрос о якутской системе родства и свойства недостаточно четко и самостоятельно подвергался обстоятельному исследованию по сравнению с терминологией родства. Вообще, принято считать, что терминология родства относится к наиболее архаичным пластам лексики любого языка. Поэтому у многих народов прослеживается несоответствие между сохранившейся с древних времен системой родственных отношений, терминологии родства и существующей формы семьи. Такое явление присуще и для тюркских народов, особенно якутов. Это видно из нижеприведенных терминов якутского родства по крови и браку[22](Приложение 1).

Большинство этих терминов относятся к общетюркскому словарному фонду, но с заметным семантико-фонетическим отклонением от них. В целом создается впечатление, что тюркоязычные ядро будущих якутов отделилось от основной массы в очень отдаленное время. Во всяком случае, архаичность якутской терминологии родства (т.н. классификационная система родства) говорят в пользу такого предположения.

Вместе с тем следует признать, что здесь, как и по всей Сибири, в процессе освоения новых земель проводилась осторожная политика. Такая сдержанность диктовалась необходимостью не подвергать риску достижение главной цели - регулярного сбора ясака. Это обстоятельство[23] способствовало сохранению традиционных основ жизнедеятельности ленских аборигенов: скотоводов и оленеводов, охотников и рыболовов, их внутренней общественной организации, культурных устоев, обычного права. Впоследствии, по указанию из Москвы, воеводская администрация наладила сотрудничество с местной родовой и племенной верхушкой, перекладывая на них часть своих функций по вопросам судебного разбирательства, местного самоуправления, сбора ясака. В 1676 г. в Москву отправилась первая делегация из числа наиболее влиятельных якутских князцов для улаживания важнейших проблем края, в том числе административных прав коренного населения. В дальнейшем эти же вопросы неоднократно ставились другими представителями Якутии - депутатом Комиссии по составлению нового Уложения (1767 г.), кангаласским князцом Софроном Сырановым, позже - головой Борогонского улуса Алексеем Аржаковым и др.

По мере продвижения по территории Якутии служилые и промышленные люди стали основывать рядом с поселениями местных жителей ясачные острожки и зимовья[24], в которых постепенно росла численность постоянного русского населения. Со второй половины XVII века русские крестьяне начали заниматься хлебопашеством, приобщая к земледелию и своих соседей - сначала новокрещенных якутов, затем и представителей других народов. Со второй половины XIX века земледелие становится второй отраслью хозяйства местных жителей. Культурно-бытовому сближению способствовали браки русских людей с коренными жителями края.

Стремление к мирному сожительству, проявленное с обеих сторон, по мнению исследователей, стало ведущей тенденцией в их взаимоотношениях. Углублению разнообразных связей способствовала христианизация аборигенов, через которую они приобщились не только к русской, но также и к мировой культуре. В 1736 г. при Якутском Спасском монастыре была открыта первая школа, в 1819 г. издан "Краткий Катехизис" - первая книга на якутском языке, появились первые грамотные люди из числа местных жителей. В первой четверти XIX века возник якутский алфавит на основе русской графики. Миссионерская деятельность Святителя Иннокентия (Вениаминова), ставшего впоследствии митрополитом Московским и Коломенским, первого якутского епископа Дионисия (Димитрия Хитрова, автора "Краткой грамматики якутского языка"), протоиерея Димитриана Попова и др. способствовала расширению единого духовного пространства, формированию патриотизма якутян как представителей многонационального Российского государства. Об этом[25] в декабре 1812 г. писала Санкт-Петербургская газета "Северная почта": "Якуты, известясь о насильственном вторжении французов в пределы России, оказались столь же усердными и истинными сыновьями Отечества, как и прочие сограждане их на всем пространстве Российской империи". В годы Отечественной войны 1812 г. население Якутской области внесло в фонд обороны 67413 руб. 11 коп. В Бородинском сражении отличились воины Якутского пехотного полка 2-й Западной армии генерала П.И.Багратиона, удостоившиеся личной благодарности императора Александра I. Якутский пехотный полк принял участие и в Крымской войне 1853-1856 гг. в составе 1-й бригады 17-й пехотной дивизии. Боевую славу полка, название которого навечно выбито золотыми буквами в Георгиевском зале Московского Кремля, продолжили герои Порт-Артура полковник Н.Д.Попов, офицеры и рядовые 1-й мировой войны, добровольцы - кавалеры Георгиевских крестов В.Федулов, А.Гаврилов, И.Андросов, ефрейтор 44-го стрелкового Сибирского полка А.Притузов, будущий генерал Великой Отечественной войны...

В геополитической системе Российского государства[26] Якутия играла важную роль поставщика пушнины и опорной базы для продвижения на Северо-восток континента и дальше - в Северную Америку. Из Якутского острога пролегли маршруты многочисленных российских исследовательских экспедиций, существенно раздвинувших пределы географических познаний человечества (С.Дежнева, В.Беринга и др.).

В последней трети XVIII-начале XIX в. происходит массовое крещение коренных народов Якутии. Однако традиционные политеистические верования и шаманство еще долгое время сосуществовали с православием. Усилиями знаменитого миссионера и просветителя архиепископа Иннокентия (Вениаминова) в 1869 г. учреждается самостоятельная Якутская епархия. Православная церковь внесла значительный вклад в развитие культуры и образования народов Ленского края созданием церковно-приходских школ, училищ, выпуском первых книг на якутском языке и т.д.

С конца XVIII в. в Якутии в рамках колониальной системы российского государства начинает официально оформляться местное самоуправление[27]. Этот процесс тесно связан с именами князцов С. Сыранова - депутата Уложенной Комиссии от Якутии и А. Аржакова лично встречавшихся императрицей Екатериной II и добившихся существенных сдвигов в расширении самостоятельности коренных народов края. Законодательно местное самоуправление инородцев в Якутии было окончательно закреплено в 1822 г. принятием Устава об управлении инородцев графа М.Сперанского - основного законодательного акта Российской империи, устанавливавшего правовые нормы управления коренными народами Сибири. Наивысшее развитие самоуправление в Якутии получило в 1827-1838 г., когда действовала Степная дума выборный орган, представлявший несколько улусов и обладавший широкими хозяйственными полномочиями.

Удаленность края от центральных уездов России и суровость природно-климатических условий определили выбор царским правительством Якутии как места ссылки. В якутской ссылке побывали декабристы А.А. Бестужев-Марлинский, М.И. Муравьев-Апостол, польские повстанцы 1863 г., Н.Г. Чернышевский, Короленко, будущие деятели революции 1917 г. и руководители Советского государства (Г. Петровский, Ем. Ярославский, С. Орджоникидзе, и др.). Многие ссыльные внесли значительный вклад в развитие науки Якутии (П.А. Худяков, Э.К. Пекарский, В.Л. Серошевский, др.), повлияли на развитие общественно-политической мысли.

Важным событием в истории края стало открытие в 1840-60 гг. месторождений золота (притоки р. Олекмы и р. Витим) и зарождение золотодобывающей промышленности, сопровождающееся возникновением компаний, банков, проникновением иностранного капитала, оживлением торговли, изменениями в структуре регионального рынка и сдвигами в социальной, этнической и демографической структурах населения.

В XIXвеке Россия прочно встала на берегах Тихого океана, шло интенсивное освоение Русской Америки. Особую роль здесь сыграли экспедиции Фердинанда Врангеля и Петра Анжу 1820-1824 гг. и Георга Эрмана 1828-1830 гг. Были собраны новые сведения о географии, геологии, климате и этнографии Дальнего Востока и Северной Америки.

С образованием в 1804 г. Якутского областного правления, а затем в 1851 г. губернского управления, в Якутской области на местную администрацию были возложены важные полномочия по организации и обеспечению поставок на побережье Охотского моря.

Земледелие к середине XIXв. стало привычным занятием местного населения. С этого времени продукты сельского хозяйства из Якутии стали даже поставляться в другие регионы Дальнего Востока: Приохотье и Чукотку. Развивались пути сообщения, особенно речной транспорт. Товарообороты Якутии были сопоставимы с товарооборотом многих других регионов страны. С открытием золотых приисков вначале на р. Олекме в 1840-х гг., а чуть позднее и на р.Витим, население многих районов Якутии вовлекается в процесс поставки продовольствия и строительных материалов для приисков. В целом, Ленские золотые прииски стимулировали всплеск развития товарного производства, ремесла, скотоводства, торговли.

Еще до прихода русских у якутов сложилось общественное разделение труда, существовал слаборазвитый, но свой рынок труда. В XIXв. выросший спрос на изделия якутских кузнецов и плотников привел к притоку рабочей силы в порты Охотского побережья, Камчатки и, особенно, Русской Америки. В этот период сотни якутских работников выезжали на заработки в Америку, некоторые из них обзаводились семьями и оставались там на постоянное местожительство.

В 1820 годах в основе завершилась христианизация якутов[28], эвенков, эвенов, юкагиров. Получение в 1859 г. викарием Якутским звания епископа закрепило за Якутском миссию распространения христианской веры на северо-восток страны, Камчатку, Чукотку и Аляску. В этом велика подвижническая роль выдающегося деятеля Русской православной церкви Иннокентия Вениаминова, который выступил инициатором перевода православного богослужения на языки местных народов. Церковь способствовала распространению грамотности среди местных жителей. Православные священники были первыми учителями русской грамоты для них. И не только русской, но и собственно якутской грамоте. Не случайно первая печатная книга на якутском языке, изданная в 1819 г. в г. Иркутске, являлась кратким катехизисом для обучения якутской молодежи Закону Божьему, а первая плеяда якутской интеллигенции изначально имела церковное образование. В XVIIIвеке наряду с церковным широко распространяется светское образование. В улусах открывались школы, где детей якутов обучали основам русской грамоты и культуры. Приобщение к ценностям православия и русской культуры еще больше способствовало сближению русских и коренных народов Якутии, вхождению в состав России.

При генерал-губернаторе Восточной Сибири Н.Н. Муравьеве по Айгунскому договору с Китаем к Российскому государству было присоединено Приамурье, территория площадью в 1,5 млн кв. км, что вызвало всеобщее одобрение в России[29]. С этого времени ускоренными темпами стали строиться и развиваться Хабаровск (1858 г.) и Владивосток (1860 г.), которые становятся отныне главными и стратегическими базами России на Дальнем Востоке.

Историко-экономическое взаимодействие регионов обширного Дальнего Востока продолжилось и в последнее время. Так, в 1930-е годы началась эксплуатация Северного морского пути по всей ее протяженности от Белого моря до Владивостока[30]. В связи с чем появилась возможность приступить к промышленному освоению минерально-сырьевых ресурсов Российской Арктики и бесперебойного снабжения Якутии, Чукотки, Камчатки и северных районов Хабаровского края. В функционировании Северного морского пути немаловажное значение имели морские порты Якутии – Тикси и Зеленый мыс.

Автор: Сорина Анна
Раздел: История России
Дата публикации: 20.12.2013 20:42:13

1 | 2 | 3

Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте

Другие социальные сети:
ВК Твиттер Телеграм Я.Кью Я.Дзен Фейсбук Инстаграм



Поделиться материалом в социальных сетях:





Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Деятельность Нижегородского отделения Татьянинского комитета в годы Первой мировой войны

Как известно, Первая мировая война принесла немало бедствий, как военному, так и мирному населению, экономике России. Все эти проблемы еще больше усугублялись массовым притоком беженцев из западных районов, затронутых военными действиями или мест, соседних с границей военных действий, которые двигались дальше на восток..

Читать

Усыпальница Голицыных в Донском монастыре. Персональный состав

Персональный состав Усыпальница Голицыных в Донском монастыре..

Читать

Атаман Кухаренко в истории моего рода

Летом 2012 года я впервые побывал на родине моей мамы в Харьковской области, повидал многочисленных родственников, посмотрел фамильные фотографии… Мама родилась в посёлке Великий Бурлук Харьковской области на берегу речки Бурлук, которая, по преданию, имеет своё название от слова "бурлюк" тюркского происхождения, что означает "грязь". .

Читать

Предания моей семьи

В каждой семье есть интересные семейные истории, которые передаются из поколения в поколение. Такие истории существуют и в моей семье. Я хочу рассказать наиболее интересную, на мой взгляд, историю, связанную с жизнью моих предков, которая произошла в прошлом веке. Эту историю мне рассказала моя бабушка Геранина Ольга Ивановна. .

Читать

И близких всех душа не позабудет

Эссе отражающее следы войны в истории семьи.

Читать

Исторические источники о царевне Софье Алексеевне

Четырехсотлетний юбилей дома Романовых – одна из самых громких памятных исторических дат, отмечаемых в 2013 году в нашей стране. Представители царствующей династии всегда вызывали повышенный интерес как у общества в целом, так и у отдельных деятелей исторической науки, изобразительного и музыкального искусства. У современного человека много возможностей познакомиться с их произведениями и обогатить свои знания о конкретном правителе. Но, к сожалению, не всем Романовым повезло быть оценено непредвзято и по достоинству. .

Читать

Мой прадедушка - защитник Сталинграда.

У папы на полке лежат старые боевые награды. Я знаю, что они принадлежали папиному дедушке – моему прадедушке, он воевал во время Великой Отечественной войны, но как и за что он был ими награжден, не знал. Расспросив папу, я узнал интересные истории из жизни нашей семьи..

Читать

История появления кукол на кубанской земле

Знаете ли Вы хотя бы одного ребенка, который не играл бы в детстве в куклы? Наверное, нет! Ведь кукла во все времена была самой желанной игрушкой любой девочки. У меня за семнадцать лет собралась большая коллекция кукол, со многими из них связаны особые воспоминания, яркие события моей жизни..

Читать

Загадочные черемисы

Наши предки – славяне, забираясь в глухие леса, на берега волжских притоков, волей-неволей были вынуждены соседствовать с теми, кто обосновался здесь до них. Вновь прибывшие всегда ценили опыт предшественников, перенимая от них навыки, обычаи и старательно запоминая странные для русского уха названия. Эти названия и сегодня остаются как памятные знаки о древнейших временах и о людях, живших до нас на этой земле. .

Читать

Великая Отечественная война на примере моей семьи

С каждым годом все дальше и дальше от нас остается та страшная война. Война, о которой написаны тысячи книг, статей, мемуаров, исследований. Мы знаем о полководцах, о фронтах и сражениях. Но как мало знаем мы о простом человеке, который и выиграл войну. Простая женщина- работница тыла. Простой подросток- тот, кто дежурил на ленинградских крышах..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter