↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Найден пролежавший 400 лет на морском дне легендарный корабль
........................
Названа настоящая родина домашних лошадей
........................
Надпись из прошлого предупредила о климатической катастрофе в Египте
........................
Причины гибели «Титаника» нашли в космосе
........................
Лицо древнеегипетского мальчика восстановили по портрету
........................

1 | 2 | 3 | 4

История Республики Саха(Якутия)

(Статья)
Раздел: История России
Автор: Сорина Анна

Введение

В своей работе я рассматриваю положение Якутии и народов, ее населявших, во все времена. Эта тема является недостаточно изученной, поэтому можно встретить различные мнения по поводу происхождения первых поселенцев Якутии и причин, по которым было выбрано это место.

Работа является своеобразным обоснованием всех фактов, известных на сегодняшний момент о Якутии и народах саха. Безусловно, она важна как для научного сообщества, так и для заинтересованных людей, может быть развита дальше и использоваться в качестве первого шага для дальнейшего изучения.

Объектом исследования является Республика Саха(Якутия).

Республика Саха(Якутия) - субъект Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального округа. Это самый крупный регион России. Кроме того, Якутия — самая большая административно-территориальная единица в мире: она равна по площади пяти Франциям; Якутия больше, чем второе по размеру государство СНГ — Казахстан. Однако население Якутии меньше одного миллиона человек, что делает плотность населения в ней одной из самых низких по России (меньшую плотность имеют только Чукотский и Ненецкий автономные округа).

Предметом исследования являются:

- история Якутии с первых поселений;

- место Якутии в составе России;

- алмазодобывающая промышленность;

- героический эпос Олонхо.

Цель работы: показать разнообразие и богатство Якутии, познакомить с историей образования и развития.

Якутия — регион с высоким уровнем природно-ресурсного экономического потенциала (газ, нефть, золото, алмаз, уголь и т.д). Столицей является город Якутск.

1.Становление Якутии

1.1 Первые поселенцы (до XVвека)



Заселение края началось в палеолите (первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами, около 2,5 млн лет назад, до появления у человека земледелия, приблизительно в 10 тысячелетии до н. э.). Тогда же появились первые археологические памятники, датируемые в рамках от 300 тысяч до 3 млн. лет назад. Наиболее известный и хорошо изученный из них, это нижнепалеолитическая стоянка Диринг-Юрях, которая расположена в среднем течении реки Лены[1]. Сенсационные находки якутских археологов под руководством Ю. А. Мочанова на стоянке Диринг-Юрях позволили высказать предположение, что формирование людей современного типа началось здесь 3,2 — 1,8 млн. лет назад. Правда, такой ранний возраст Диринг-Юряхских каменных орудий ещё не получил убедительного доказательства. Пока наиболее древние археологические находки датируются 300 тыс. лет.

Первобытные люди еще в конце ледниковой эпохи заселили бассейны больших рек на севере - Яны, Лены, Оленька, Индигирки, Анабара, Колымы, их притоков - Амги, Алдана, Олекмы Вилюя, и других, заложив основу для развития человеческой цивилизации на необозримых просторах северо-востока Азии, Аляски и Канады, Центральной и Южной Америки. Археологами установлено наличие всех археологических культур на этой огромной территории, носители которых создали оригинальную культуру, приспособленную к экстремальным условиям существования[2].

Древнейшие следы существования человека на территории современной Республики Саха (Якутия) дают основания для гипотезы о внетропическом происхождении человечества, так как могут быть датированы 2,5 - 2 млн. лет. Во II-I тыс. до н.э. здесь возникают культуры неолита и бронзы (Ымыяхтахская и Усть-Мильская). Сформировался самобытный центр древней металлургии.

Самые древние жители Якутии из современных народов, населяющих её территорию – юкагиры[3] — восточно-сибирский народ. Относятся к древнейшему (аборигенному) населению северо-восточной Сибири.

Происхождение именования «юкагир» точно не установлено, возможно, было дано этому народу русскими, вероятно, через посредство эвенков (тунгусов) и в XX веке закрепилось как официальное наименование.

Традиционные занятия — рыболовство (с помощью невода), охота на диких оленей, ездовое собаководство.

По данным переписи 2002 г. численность юкагиров была 1509 человек. Расселены, в основном, в бассейне реки Колымы, в Республике Якутия (Саха) (1097 чел.), Чукотском автономном округе (185 чел.), Магаданской области (79 чел.). В Новосибирской области (1 чел.) — по данным на 2013 год. В Якутии юкагиры в основном сосредоточены в национальном юкагирском муниципальном образовании «Олёринский Суктул» Нижнеколымского улуса.

 

Тунгусоязычные племена эвенков и эвенов[4], проникавшие в Якутию начиная с середины I тыс. н.э., принесли с собой оленеводство. Длительная колонизация края древними тюрко- и монголо-язычными этническими группами привела к образованию на Средней Лене народа Саха (якутов) - народа сложного происхождения, тюркского по языку и северного по этнокультурному типу, со смешанным антропологическим типом, сочетающим центрально-азиатские и арктические монголоидные черты. Важнейшим отличием от соседей (оленеводов и охотников) у якутов, помимо тюркского языка, было уникальное, самое северное пастбищное скотоводство - разведение крупного рогатого скота и лошадей.



1.2 Якутия в XIV-XIX веках

Предполагается, что тюркоязычные племена переселялись на территорию современной Якутии несколькими волнами, последняя из которых приходится на XIV—XV век. Принято считать, что этнос приспосабливается к определённому ландшафту в период своего формирования. С этой точки зрения, якуты как народность сформировались в бассейне Средней Лены, то есть на территории Центральной Якутии[5]. Здесь произошло окончательное формирование народа на основе смешения пришлых тюркоязычных племен с местными палеоазиатскими родами, а также с пришлыми монголоязычными хоринцами и тунгусами.

Распространение скотоводства внесло значительные изменения в хозяйственную жизнь региона. Предки якутов сумели сохранить и развить коневодческо-скотоводческую структуру[6] своего хозяйства в экстремальных условиях Севера, привнесли в регион ремесленное производство (кузнечное, ювелирное, гончарное и др.), строительство жилищ постоянного типа. Уже к началу XVII века якутские роды жили в бассейнах Индигирки и Яны, продвинув в арктические районы Якутии культуру разведения крупного рогатого скота и табунного коневодства. Параллельно шло формирование особой этнографической группы северных якутов-оленеводов, перенявших от местных тунгусских и юкагирских племён способы ведения хозяйства в условиях тундры и лесотундры. К моменту вхождения Ленского края в состав Российского государства его основное коренное население составляли самые северные в мире оседлые скотоводы - тюркоязычные якуты, разводившие крупный рогатый скот и лошадей, занимавшиеся охотой, рыболовством, кузнечным делом, создавшие замечательный героический эпос - Олонхо, уникальную материальную и духовную культуру. Об этом свидетельствует доношение якутского воеводы Василия Пушкина царю (1646 г.) о производстве железа: "... у иноземцев якутов их якуцкое дело железо есть самое доброе... лутче немецкого"[7]

2.Якутия в составе России

2.1 Якутия в составе Российского государства

С первой трети XVII в. Ленский край стал объектом колонизации Московского государства[8]. Разрозненные родоплеменные группы тунгусов и юкагиров, клановые и улусные объединения Саха за короткий срок были обложены ясаком. Уже в 20-х годах XVII века на Лене побывали отряды промышленника Пантелея Пянды, казаков Василия Бугора, Антона Добрынского, Мартына Васильева, Ивана Галкина и др. Однако датой вхождения Якутии в состав России принято считать 1632 г., когда енисейский казачий сотник Петр Бекетов основал на правом берегу реки Лены, в местности Чымаадай, примерно в 70 км ниже современного Якутска, Ленский острог и отправил царю челобитную об этом историческом событии: "Того ж году сентября в 25 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси указу, поставил я с служилыми людьми на Лене острог для государева величества в дальней окраине и для государева ясачного збору и для приезду якуцких людей. А преж тово на Лене реке и в якуцкой земле государева острогу не бывало нигде. А поставил государев новый острожек я, Петрушка, против якуцкова князца Мамыкова улусу". Но затем, в 1643г., острог перенес на новое место первый воевода П.Головин. В 1677 г. делегация якутских князцов (М. Бозеков, Н. Никин) была принята царем Федором Алексеевичем.

В 1638 г. был образован самостоятельный Якутский уезд[9] с непосредственным подчинением Сибирскому приказу, позднее преобразованный в Якутскую провинцию (1775 г.) и Якутскую область (1784 г.) Иркутской губернии. Первыми воеводами были назначены П.П.Головин и М.Б.Глебов, которые прибыли в Ленский острог 18 июля 1641 г. Они сразу же приступили к исполнению своих обязанностей. В 1643 г. Ленский острог был перенесен на левый берег и стал называться Якутским.

С момента своего основания, Якутск[10] стал не только административным, военным, торговым, культурным и религиозным центром Якутского уезда, но и опорной базой для освоения и изучения новых территорий Дальнего Востока, северо-востока Азии. Во второй половине XVII века знаменитый Семен Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой, Иван Москвитин достиг берегов Тихого океана, уроженец г. Якутска Владимир Атласов открыл Камчатку... В "приискании" и "проведывании" новых земель неизменными участниками походов служилых людей были непревзойденные таежные проводники - местные жители.

Так, в первой половине XVII века Ленский край[11] стал неотъемлемой частью Русского централизованного государства, энергично проводившего целенаправленную политику расширения своих границ на северо-восток и ставшего уже тогда мультиэтническим и мультиконфессиональным Евразийским государством. Как подчеркивал академик А.П.Окладников, "присоединение Сибири к Русскому государству, ее освоение были обусловлены закономерным процессом расширения его территории в ходе складывания русского национального рынка". В результате Русское государство приобрело огромную территорию с богатейшими природными ресурсами, эксплуатация которых была призвана укрепить его финансово-экономическое положение. "Якольская землица" стала "государевой вотчиной": здесь установилась власть воеводской администрации, основная масса коренного населения была объясачена. Известно, что в 1641 г. в виде ясака было собрано 7997 шкур соболя, в 1654 г. - 8724 соболя и 2142 лисицы, в 1701 г. - 12720 соболей и 6818 лисиц... В XVIII веке сибирская пушнина составляла 1/3 доходов царской казны.

В XVII - XVIII в. существовали две формы семьи[12] - малая моногамная, состоящая из родителей и в основном несовершеннолетних детей, и большая патриархальная семья, объединение кровнородственных семей, во главе которой стоял патриарх-отец. При этом превалировала первая разновидность семьи. С.А. Токарев находил наличие большой семьи исключительно в тойонских хозяйствах. Ее составляли, кроме самого тойона, его братья, сыновья, племянники, вскормленники, холопы (рабы) с женами и детьми. Такая семья называлась ага-кэргэн, притом слово ага в дословном переводе "старший по возрасту". В этом плане ага-ууса[13], патриархальный род, первоначально мог обозначать большую патриархальную семью.

Патриархальные отношения предопределили брак с выплатой калыма (сулу) как главное условия для заключения брака. Но редко практиковался брак с обменом невест. Существовал обычай левирата, по которому после смерти старшего брата его жена с детьми переходили в семью младшего брата.

В изучаемое время у саха дьоно[14] существовала соседская форма общины, которая обычно возникает в эпоху разложения первобытного строя. Она представляла собой союз семейств по принципу территориально-соседских связей, частично с совместной собственностью на средства производства (пастбища, сенокосные, промысловые угодья). С.В. Бахрушин и С.А. Токарев отмечали, что сенные покосы у якутов в XVII в. брались в аренду, передавались по наследству, продавались. Составляла объект частной собственности и часть рыболовных угодий. Несколько сельских общин составили т.н. "волость", имевшую относительно постоянное количество хозяйств. В 1640 г., судя по русским документам, установились 35 якутских волостей. С.А. Токарев определил эти волости как племенные группировки, а А. А. Борисов предложил раннеякутский улус рассматривать как территориальное объединение[15], состоящее из кланов или как этно-географическую провинцию. Крупными из них были Бологурская, Мегинская, Намская, Борогонская, Бетюнская, которые насчитывали от 500 до 900 взрослых мужчин. Общее население в каждом из них колебалось от 2 до 5 тыс. человек. Но среди них встречались и такие, где общее количество населения не превышало 100 человек.

Неразвитость, незавершенность якутской общины диктовались спецификой хуторного типа хозяйств, расселенных на обширной территории. Отсутствие общинных органов управления компенсировалось наличием позднеродовых учреждений. Таковыми выступали патриархальный род - ага-ууса "отцовский род". В его рамках объединение семей происходило по линии отца-патриарха, основателя рода. В пределах XVII в. существовала малая форма ага-ууса, состоящая из братских семей до 9-го колена. В последующее время, преобладала большая сегментированная форма патриархального рода.

Ага-ууса состояли не только из отдельных моногамных (малых) семей, но и из семей, основанных на полигамии[16] (многоженстве). Богатый скотовод содержал свое большое хозяйство на двух-четырех отдельных аласах-еланях. Таким образом, хозяйство было разбросано по нескольким аласам, где скот содержали отдельные жены с прислугой. И в силу этого потомки от одного отца, но от разных жен (подхозяйств), в дальнейшем разветвлялись, составляя категорию родственных семей под названием ийэ-ууса "род матери". До сегментации единого отцовского хозяйства - это полигамная семья с филиационной (дочерней) структурой[17]. В дальнейшем сыновья обзаводились своими семьями и составляли отдельные линии материнской филиации от одного отца-предка. Поэтому многие ага-ууса в XVIII вв. состояли из объединения отдельных ийэ-ууса[18]. Таким образом, ийэ-ууса не был пережитком матриархата, а являлся продуктом развитого патриархального общества с элементами феодализма.

В структурном отношении якутская сельская община состояла из неполноправных бедных и богатых байских, тойонских аристократических семей.

Зажиточная прослойка якутского общества в русских документах XVII в. обозначалась термином "лутчие люди"[19]. Основная масса непосредственных производителей составляла категорию “улусных мужиков". Наиболее эксплуатируемой прослойкой общинников являлись люди, живущие "подле", "около" тойонских и байских хозяйств. В положении разной степени патриархальной зависимости от тойонов находились "захребетники", "вскормленники".

Рабов в основном поставляла сама якутская среда. Но незначительную их часть составляли тунгусы, ламуты. Ряды рабов пополнялись военным захватом, порабощением зависимых общинников, самозакабалением из-за нищеты, отдачей рабов в виде головщины в место кровной мести. Они составляли часть непосредственных производителей в хозяйствах состоятельных семей и тойонов. Например, по данным В.Н. Иванова, специально занимавшийся этой проблемой, у намского князца Букея Никина в 1697 г. упоминаются 28 холопов, за которых он платил ясак. Тойон Ботурусской волости Молтон Очеев после себя оставил 21 холопа, которые были разделены между его наследниками.

В XVII в. процесс классообразования ускорился благодаря введению ясачного режима[20], но так и не завершился к концу изучаемого времени. Одной из причин определенной застойности социальной организации якутского общества явилась его хозяйственная основа - малопродуктивное натуральное сельское хозяйство, которое не могло обеспечить быстрый рост населения. А от уровня плотности населения в значительном плане зависела и развитость социально-экономических отношений.

В XVII в. каждый улус (“волость”) имели своих признанных предводителей. Таковыми были у борогонцев – Лθгθй тойон (в русских документах – Логуй Амыкаев), у мальжегарцев – Соххор Дуурай (Дурей Ичикаев), у ботурусцев – Курэкай, у мегинцев – Борухай (Тойон Бурухай)[21] и т.д.

В целом, в XVII в. (особенно в первой половине) якутское население состояло из объединения соседских общин. По своей социальной сущности они представляли, видимо, переходную форму сельской общины от первобытной к классовой, но с аморфной управленческой структурой. При всем этом в общественных отношениях наблюдались элементы, с одной стороны эпохи военной демократии (кыргыс уйэтэ – века войн или Тыгын уйэтэ – эпохи Тыгына), с другой – феодализма. Административный термин “улус”, видимо, был введен в якутскую действительность русской властью. Он впервые встречается в ясачной книге И. Галкина от 1631/32 гг., потом после 1630-х гг. термин вышел из употребления, вытесненный словом “волость”. Вновь он всплыл в 1720-х гг. Таким образом, в XVII в. большие улусы состояли, по всей видимости, из условно объединенных сельских общин, в состав которых входили патриархальные роды (патронимии - кланы).

Вопрос о якутской системе родства и свойства недостаточно четко и самостоятельно подвергался обстоятельному исследованию по сравнению с терминологией родства. Вообще, принято считать, что терминология родства относится к наиболее архаичным пластам лексики любого языка. Поэтому у многих народов прослеживается несоответствие между сохранившейся с древних времен системой родственных отношений, терминологии родства и существующей формы семьи. Такое явление присуще и для тюркских народов, особенно якутов. Это видно из нижеприведенных терминов якутского родства по крови и браку[22](Приложение 1).

Большинство этих терминов относятся к общетюркскому словарному фонду, но с заметным семантико-фонетическим отклонением от них. В целом создается впечатление, что тюркоязычные ядро будущих якутов отделилось от основной массы в очень отдаленное время. Во всяком случае, архаичность якутской терминологии родства (т.н. классификационная система родства) говорят в пользу такого предположения.

Вместе с тем следует признать, что здесь, как и по всей Сибири, в процессе освоения новых земель проводилась осторожная политика. Такая сдержанность диктовалась необходимостью не подвергать риску достижение главной цели - регулярного сбора ясака. Это обстоятельство[23] способствовало сохранению традиционных основ жизнедеятельности ленских аборигенов: скотоводов и оленеводов, охотников и рыболовов, их внутренней общественной организации, культурных устоев, обычного права. Впоследствии, по указанию из Москвы, воеводская администрация наладила сотрудничество с местной родовой и племенной верхушкой, перекладывая на них часть своих функций по вопросам судебного разбирательства, местного самоуправления, сбора ясака. В 1676 г. в Москву отправилась первая делегация из числа наиболее влиятельных якутских князцов для улаживания важнейших проблем края, в том числе административных прав коренного населения. В дальнейшем эти же вопросы неоднократно ставились другими представителями Якутии - депутатом Комиссии по составлению нового Уложения (1767 г.), кангаласским князцом Софроном Сырановым, позже - головой Борогонского улуса Алексеем Аржаковым и др.

По мере продвижения по территории Якутии служилые и промышленные люди стали основывать рядом с поселениями местных жителей ясачные острожки и зимовья[24], в которых постепенно росла численность постоянного русского населения. Со второй половины XVII века русские крестьяне начали заниматься хлебопашеством, приобщая к земледелию и своих соседей - сначала новокрещенных якутов, затем и представителей других народов. Со второй половины XIX века земледелие становится второй отраслью хозяйства местных жителей. Культурно-бытовому сближению способствовали браки русских людей с коренными жителями края.

Стремление к мирному сожительству, проявленное с обеих сторон, по мнению исследователей, стало ведущей тенденцией в их взаимоотношениях. Углублению разнообразных связей способствовала христианизация аборигенов, через которую они приобщились не только к русской, но также и к мировой культуре. В 1736 г. при Якутском Спасском монастыре была открыта первая школа, в 1819 г. издан "Краткий Катехизис" - первая книга на якутском языке, появились первые грамотные люди из числа местных жителей. В первой четверти XIX века возник якутский алфавит на основе русской графики. Миссионерская деятельность Святителя Иннокентия (Вениаминова), ставшего впоследствии митрополитом Московским и Коломенским, первого якутского епископа Дионисия (Димитрия Хитрова, автора "Краткой грамматики якутского языка"), протоиерея Димитриана Попова и др. способствовала расширению единого духовного пространства, формированию патриотизма якутян как представителей многонационального Российского государства. Об этом[25] в декабре 1812 г. писала Санкт-Петербургская газета "Северная почта": "Якуты, известясь о насильственном вторжении французов в пределы России, оказались столь же усердными и истинными сыновьями Отечества, как и прочие сограждане их на всем пространстве Российской империи". В годы Отечественной войны 1812 г. население Якутской области внесло в фонд обороны 67413 руб. 11 коп. В Бородинском сражении отличились воины Якутского пехотного полка 2-й Западной армии генерала П.И.Багратиона, удостоившиеся личной благодарности императора Александра I. Якутский пехотный полк принял участие и в Крымской войне 1853-1856 гг. в составе 1-й бригады 17-й пехотной дивизии. Боевую славу полка, название которого навечно выбито золотыми буквами в Георгиевском зале Московского Кремля, продолжили герои Порт-Артура полковник Н.Д.Попов, офицеры и рядовые 1-й мировой войны, добровольцы - кавалеры Георгиевских крестов В.Федулов, А.Гаврилов, И.Андросов, ефрейтор 44-го стрелкового Сибирского полка А.Притузов, будущий генерал Великой Отечественной войны...

Автор: Сорина Анна
Дата публикации: 20.12.2013

1 | 2 | 3 | 4



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

21 июня 1941 года...

21 июня 1941 года у дедушки моего папы – Алексея Ивановича Урбановича был выпускной в школе города Струнино,.

Читать

Усыпальница Голицыных в Донском монастыре. Персональный состав

Персональный состав Усыпальница Голицыных в Донском монастыре..

Читать

Детство, опаленное войной

В мае 2014 года вся наша огромная страна будет отмечать 69-летие Великой Победы. Известно, что война практически не обошла ни одну семью: уходили на фронт отцы, деды, братья…Оставались работать в тылу матери и сестры… Угоняли в фашистскую неволю молодых девчонок и парней…. Зверствовали немцы в захваченных городах и селах….

Читать

Избрание князя в Новгородской республике как прототип избрания главы государства в современной России

Выборы являются неотъемлемой частью русской государственности. Выборы высших должностных лиц государства являются показателем того, что государству действительно присущи некоторые принципы демократии. Изучение вопроса о выборах князя позволяет определить исторические истоки выборов главы государства..

Читать

Загадка старой фотографии

Этим летом в старом семейном альбоме я увидела фотографию, которая привлекла мое внимание. Старая, пожелтевшая от времени фотография на паспарту, по виду очень старая. Моя бабушка сказала мне, что на фотографии запечатлен её родной дед Мигунов Михаил Петрович. .

Читать

Мой Танаис

Добрый день! Мой читатель, сегодня я хочу рассказать о земле, воздух которой несет с собой запах свободы, поверь здесь этот запах можно уловить в дуновении ветра, запаха разнотравья, степи, или даже увидеть в раскинутом море травы-ковыля, или в свободном парении орла. И вместе с ним мы подымаемся в высь и видим перед собой холмистую степь разрезанную шрамами оврагов, и склонов, серебристыми ручьями, и реками которые несут свои прозрачные воды в одну великую реку, которая называлась в разное время по разному Гиргис, Танаис, Тан, и наконец Дон, Тихий Дон, эта восхваляемая река от древних греков до викингов несет и поныне свои воды в Азовское море. И сверху она нам кажется украшением этой великой степи, как ожерелье на шеи красивой женщины. .

Читать

Неизвестные места вашего региона, имеющие историко-культурную значимость

Кострома сыграла видную роль в истории российской государственности. История Костромы не может не рассматриваться в контексте экономических, социальных, политических и культурных процессов в древнерусский и русский периоды. Вопросы исторического развития Костромы непосредственно связаны с общеисторическими процессами, проходившими в рамках Северо-Восточной Руси и Московского государства..

Читать

Патриотическое воспитание студенческой молодежи на примере князя Дмитрия Пожарского

Смутное время в России в начале XVII в. является знаковым явлением в отечественной истории. Его последствия в значительной степени определили характер и динамику последующего развития страны. Смута оставила неизгладимый след в сознании русских людей, стала для них важнейшей вехой исторической памяти..

Читать

Образ Б.Н. Ельцина в томских периодических изданиях «эпохи перестройки»

Использование материала местных периодических изданий в научных работах приобретает всё более частый характер, что обусловлено всё более чётким исследовательским поиском, развитием краеведенья как одной из важных составляющих исторической науки, и наконец, методологией: контент и психоанализом. В данной статье автор попробует реконструировать образ первого президента РФ Б.Н. Ельцина на материале томских периодических изданий «эпохи перестройки». .

Читать

Маршал Жуков: полководец XX века

Полководческое искусство Г.К. Жукова.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter