↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................
Раскрыта жизнь динозавров до падения астероида
........................
Найдено место крупнейшей катастрофы на Земле
........................
В Шотландии нашли клад опального претендента на английский престол
........................
Историки нашли застрявших в древней посуде тысячелетних насекомых с помощью рентгена
........................

1 | 2 | 3 | 4

История Финикии

(Статья)
Раздел: Всеобщая история
Автор: Лабуткин Кирилл

Финикийские города в большинстве случаев имели монархическо-олигархическое или республиканско-олигархическое управление. Существуют данные о восстании в Тире в IX веке до н.э., что может свидетельствовать о внутреннем социальном напряжении и, как следствие, ускорения оттока населения и колонизации побережья Средиземного моря.

В глубокой древности в Финикии возможно общинный строй, как и в других древневосточных объединениях, на это могут указывать те общинно-земледельческие культы, которые нашли отражение в мифологических поэмах, найденных при раскопке Рас-Шамра. Но значительное развитие торговли обеспечило постепенное расслоение общества, распад общин и формирование рабовладельческого строя. В деловых документах II тысячелетия до н.э. упоминаются торговцы, богатые жители и частные землевладельцы12.

 

Финикийский город

 

Все населенные пункты финикийцев, за редким исключением, обладали рядом общих черт. Обычно это были компактные поселения в непосредственной близости от моря. Зачастую для этого служили бухты с удобной гаванью, доступом к плодородным равнинам и полезным ископаемым.

Города по размеру были относительно скромными, для маленьких городов вроде Барута или Сарепта площадь составляла около 2-6 га. Для крупных городских поселений как Эрвад или Сидон размеры могли достигать 40-60 га. Но размеры большинства поселений обычно были меньше, так Барут в период персидского владычества был не больше 2 га.

Финикийский город делился на две части: верхний и нижний. В нижнем располагались ремесленные районы и жилища простого населения, тогда как в верхнем находились административные постройки, храмы и дома наиболее успешных жителей. Верхний район мог быть обнесен стеной и в таком случае представлял собой укрепление13.

Вода поставлялась в город из местных пресных источников: рек и ручьев. Тогда же когда ближайших источников не хватало для нужд населения (например, как это было в Тире), воду доставляли из более отдаленных источников, по трубам или в различных сосудах.

Поскольку именно торговля являлась основой процветания финикийского города, то порт играл одну из ключевых ролей. Вокруг него располагались склады и районы ремесленников. Порой портов и гаваней было несколько, по словам Страбона, (данные можно отнести в поздней истории Финикии, ок. V века до н.э. и позднее) в Тире имелось 2 гавани: одна — закрытая, а другая, так называемая «египетская» — открытая14.

Уже в III-м тысячелетии можно увидеть как деревянные дома и строения вытесняются каменными с покатыми крышами. Центральные улицы мостились булыжником и были достаточно широки для проезда повозки. Имелась и система отвода сточных вод15. По словам того же Страбона, дома в городе были многоэтажные, «даже выше домов в Риме».Кладбища находились за городскими стенами или на другой стороне реки.

В горных условиях развитие сельского хозяйства естественным образом было значительно хуже, чем в речных долинах, но именно иная специализация, например на добыче руд или ремесленном производстве делала развитие подобных поселений менее зависимым от сезонных перерывов или неблагоприятных климатических условий, что давало преимущество в виде расширенного воспроизводства16.

Прибрежная полоса Финикии была хорошо орошаемой и можно говорить о развитии земледелия. Так пшеница, ячмень и просо акклиматизированы в этих местностях уже в эпоху глубокой неолитической древности. Наряду с зерновыми злаками появляются культуры технический растений. Уже в III тысячелетии до н.э. здесь сажали лен и умели изготовлять ткани.

Земледельческая техника была большой частью примитивной, большое значение имела мотыга, которая только начала уступать место примитивному плугу. Зерно молотили при помощи скота и особых приспособлений. На некоторые успехи указывает замена древних зернотерок на мельничные жернова, а также создание террасного земледелия, использовав для этих целей горные склоны Ливана и правильное распределение водных потоков с гор. Так возникали и интенсивные виды земледельческого хозяйства: виноградство и виноделие.

Морские и речные воды были полны рыбы, которую финикийцы ловили сетями с небольших плоскодонных лодок. Город «Сидон» переводится как «рыба», что тоже указывает на значение рыболовли в Финикии.

Торговля и вся коммерческая деятельность концентрировалась вокруг городского порта и складов, а производство и изготовление изделий из металлов располагались в нижнем городе. Также центром активности жителей была площадь, которая чаще всего находилась у входа в города.

За городскими стенами или на другой стороне реки обычно находилось кладбище. Известны некоторые финикийские погребальные сооружения. Во II тысячелетии до н.э. они представляли собой подземные склепы с нишами. Наиболее древние из них высекались в скалах на глубине не менее 6 метров. В склепах помещались саркофаги и жертвенные дары17.

Города жили ремеслом (резьбой по дереву, производством стекла, ткацким ремеслом и последующей окраской, созданием ювелирных изделий) и экспортом сырья, прежде всего, леса. В городах проживали литейщики, чеканщики, строители, ткачи и люди многих других профессий.

Славились финикийцы и добычей пурпура, естественного красителя извлекавшегося из раковины улитки-багрянки. Красителю могли придавать различные тона, но саму краску из Финикии не вывозили, а продавали окрашенные ею шерстяные ткани.

В горах имелись залежи железной руды, которые с успехом осваивались финикийцами.

Потребности морской торговли превратили финикийские города в центры кораблестроения. Много верфей было в Тире, а объем работ был таков, что на верфях работали и выходцы из других городов.

Финикийским городам принадлежали и некоторые сельскохозяйственные территории, где и работало подавляющее большинство населения. Существовало две группы земледельческих территорий: царские и частные, первые были жалованные царем, а вторые были в собственности владельцев18.

      По некоторым рисункам и изображениям можно судить, что одевались финикийцы в длинную, широкую тунику, достигавшую щиколоток. Одежду выбирали яркую, разноцветную; украшали ее вышивкой; часто подпоясывали. Как отмечал Жорж Контено, финикийцы в своих цветастых одеждах резко выделялись в толпе египтян, предпочитавших легкие белые одеяния. Сандалии были самой распространенной обувью. Женщины носили туники и платки. Из украшений чаще всего выбирали серьги и ожерелья.

 

Культура Финикии

 

Финикия, находясь на стыке великих древневосточных цивилизаций, характерно заимствование, смешение и творческая переработка окружающих её культур. На протяжении большей части своей истории Финикия находилась под влиянием Египта. Свое влияние также оказывали ассиро-вавилонская, хеттская и греческая культуры.

В архитектуре у финикийцев применялась кладка из крупных каменных блоков на основании из мелкого камня и щебня. При кладке камни пригонялись друг к другу и скреплялись раствором извести и песка.

Древнейшими архитектурными памятниками финикийцев были святилища, чаще всего представлявшие собой обелиски, например, к началу II тысячелетия относится Храм обелисков в Библе (подобные же храмы встречались и на Мальте, Гоцо и других островах Средиземного моря). В I тысячелетии чаще стали сооружаться прямоугольные храмы с внутренним помещением. Подобные храмы оформлялись украшениями из бронзы и ценных пород дерева19.

Финикийцы достигли высокого уровня мастерства в строительстве храмов и зачастую финикийские мастера строили храмы в палестинских городах и других регионах. В конце I тысячелетия храмы уже стали строиться эллинистического типа.

Широкое развитие получили изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Пурпурные шерстяные ткани, керамика, изделия из стекла, украшения, мелкая пластика – все это пользовалось большой известностью в Древнем мире.

Технику производства стеклянных изделий финикийцы отчасти заимствовали у египтян и достигли существенных успехов. Стеклянные сосуды украшались геометрическими, растительными и зооморфными узорами пользовались широким спросом у торговых партнеров Финикии.

Техника работы с керамикой достигла своего расцвета в середине II тысячелетия до н.э., а в I тысячелетии сама уже оказала влияние на традиции керамического производства архаической Греции. Монументальная скульптура была распространена в гораздо меньшей степени, чем в соседних странах. Чаще всего это были изделия мелкой пластики, образы божеств сиро-финикийского пантеона. Обрабатывались также слоновая кость и металлы, иногда с целью нанесения резных изображений.

Искусство Финикии сыграло роль посредника между восточными цивилизациями Передней Азии и странами Средиземного моря.

Не смотря на раздробленность финикийского общества и скудности, дошедших до нас письменных источников, именно здесь было изобретено финикийское консонантное письмо, которое послужило прародителем большинства буквенно-звуковых систем письма.

Финикийский алфавит состоит из 22 знаков, которые служат для обозначения только согласных звуков (прил. алфавит). Финикийская письменность возникла либо из так называемого библского “псевдоиероглифического”, либо из протосинайского письма. Также значительное влияние оказала египетская иероглифическая письменность.

Из дошедших до нас памятников финикийской литературы можно выделить мифологические тексты из Угарита и надписи финикийских царей (Ахирама и Иехимилька из Библа, Эшмуназара Сидонского и др.). Сама алфавитная система письменности, которая возникла в Финикии относится к XIII веку до н.э. (История Древнего Востока20.

Из финикийской литературы, развивавшейся в Северной Африке, известны (помимо пунийской исторической традиции, дошедшей до нас в изложении античных авторов Диодора, Юстина, Саллюстия) сочинения флотоводцев Ганнона и Гамилькона об их плаваниях в Атлантическом океане и труды Магона, посвященные рациональному ведению сельского хозяйства.

Финикийский алфавит имел огромное историческое значение, например, из финикийского алфавита впоследствии возникла греческая письменность, таким образом, он лежит в основе множества более поздних систем письменности.

Что касается науки, то она играла значительную роль в жизни финикийского общества, в особенности астрономия и географические исследования. Финикийцы внесли вклад в развитие античной философии. Финикийский философ Мох считался одним из основоположников атомистического учения. Карфагенянин Гасдрубал, принявший в Греции имя Клитомаха, сына Диогнета, в последней четверти II в. до н.э. стал руководителем Академии в Афинах.

Культурное влияние Финикии на Средиземноморский регион заключалось в распространении своего алфавита. Нет сомнений, что культурная и общественная жизнь в Финикии была тесно связана с религией.

Религия первых финикийских племен восходит к общинно-земледельческим культам. До нас дошли описания обрядов поливки ячменя, запряжки осла, посадки виноградной лозы и др. Важное место занимали культы богов плодородия. Почитались бог земледелия Дагон и бог огня, пламени и чумы Реше.

Верховный бог финикийцев назывался Эл и его супруга — Элат) или Ашерат (дух моря). Остальные боги — цари (малк) или хозяева (баал), в том числе владыка севера — Баалцафон, хозяин неба — Баалша-мем, бог солнца (хозяин жара) — Баалхаммон, а также владыки отдельных местностей, рек и тому подобное.Особо важное место в религиозных представлениях финикийцев занимал образ умирающего и воскрешающегося бога природы Ваала и его сына Алийяна.

У городов чаще всего имелись боги-покровители: у Тира — Мелькарт (“царь города”), у Сидона — Эшмун (очевидно, бог врачевания), у Берита — Великая хозяйка Берита, у Библа — богиня любви и плодородия Аштарта (Астарта), являвшаяся также одним из важнейших общефиникийских божеств.

Мифология Финикии до нас дошла лишь урывками и тесно связана с религиозными культами. Например, гибель и воскрешении Баала — бога земледелия и плодородного дождя, который борется с богом смерти Мотом и при помощи своей сестры — Анат побеждает его. Другой миф связан с богом, родившимся из пшеничного зерна, умершим и после смерти попавшим в подземное царство. Его освобождает богиня плодородия.

     И хотя литературных источников крайне мало, имеются археологические находки, которые указывают на роль религии в обществе. Были найдены храмы и святилища, многочисленные статуэтки, цилиндрические печати и другие предметы религиозной принадлежности.
     Многое о ханаанской религии стало известно после нахождения Клодом Шеффером глиняных табличек XIV века до н. э. в Угарите. Этот огромный архив включает множество магических и религиозных текстов, связанных, например, с культами плодородия и культом мертвых, ряд патриархальных историй, многие из которых похожи на ранние библейские истории и их шумерские и вавилонские аналоги.
     Стоит отметить, что религия финикийских колоний, например Карфагена, значительно отличалась от религии метрополии. Например, восточная пара Мелькарт и Астарта уступает место Баал-Хаммону и Тиннит Пене Баал. То есть речь идет как о внутренних трансформациях религии, так и о влиянии соседствующих стран и народов.

 

 

Колонизация и внешнеэкономические связи

Финикийцы вошли в историю, прежде всего как мореплаватели и торговцы. Прибрежное положение, ограниченность территорий, необходимость развиваться в условиях ограниченной связи с другими финикийскими городами все это способствовало развитию мореплавания и поиску торговых партнеров за пределами Финикии. Кроме того, развитый флот был одной из единственных возможностей сохранять свою независимость в соседстве с могущественным державами.

Уже в IV тысячелетии до н.э. в эпоху Раннего Царства египтяне вывозили из Финикии множество товаров: оливковое масло, скот, зерно, косметические и медицинские средства. Но особое место в экспорте финикийцев занимал лес. Строевая и мачтовая древесина вывозилась в Египет и Месопотамию. Позднее лес отправлялся в Израильско-Иудейские царства и Ассирию.

Во II тысячелетии до н.э. критские и микенские торговцы посещали сиро-финикийское побережье, а финикийцы имели фактории по побережью Средиземного моря. Финикийцы также селились в Эгеиде и даже, по-видимому, доплывали до Сицилии, но господство на море пока оставалось за критянами и ахейцами.

В это же время происходила и достаточно активная торговля эгейцев с основными городами финикийцев: Тиром и Угаритом. С восточного побережья Средиземного моря вывозилось золото, слоновая кость, ткани и много другое. Об этом может свидетельствовать слова с семитским происхождением в греческом языке: «золото», «ткани», «хитон» и др.

В свою очередь минойские и микенские сосуды встречаются как на берегу Сирии и Палестины, так и во внутренних районах вплоть до Ефрата. Угаритяне совершали плавание на Крит и на Балканский полуостров. Следы пребывания финикийских торговцев обнаруживаются и далеко на Западе это, прежде всего, находки финикийских бронзовых божеств XIV-XIII вв. до н.э. в водах южного побережья Сицилии и сирийской цилиндрической печати XIV века до н.э. в южной Испании21.

Но все же основным торговым партнером в II тысячелетии оставался Египет. В амарнских письмах говорится об отправке в Египет зерна, скота, дерева, рабов и рабынь. Через финикийские города транзитным способом отправлялись товары из Хеттского государства, из Митанни, Вавилона и Ассирии. Но не всегда можно с уверенностью говорить, что речь идет именно о торговле, а не дани.

В XII-IX веке до н.э. в средиземноморском регионе произошли существенные изменения. Начали ослабевать доминирующие морские государства и города, происходили внутренние трансформации у греков и критян. В этом контексте небольшие города и государства Финикии, Палестины, Сирии стали выдвигаться вперед в освоении моря, торговле и колонизации.

Но помимо внешних причин экспансии финикийцев, могли быть и внутренние демографические и социально-экономические факторы. На примере города Тир можно увидеть некоторые из них. Советский и российский востоковед Ю.Б. Циркин предлагал несколько версий происхождений Тира. По одной из них город был основан в XXVIII веке до н.э. и во II тысячелетии являлся одним из центров Финикии. По другой же версии Тир был основан сидонцами, бежавшими из города за год до начала Троянской войны (ок. 1195 г. до н.э.). Эта дата основания близка с описанием Иосифа Флавия22.

В это же время, в начале XII века до н.э., филистимляне основывают свои города на палестинском побережье(напр. г. Аскалон), а именно аскалонцы по Юстину разрушили Сидон.

Переселение сидонцев в Тир должно было усилить город, но и создать демографическое напряжение и оно могло быть снято только переселением части населения.

Как бы то ни было, и какой версии не придерживаться, для начала колонизации финикийцам требовались некоторые внутренние факторы, которые толкнули бы к экспансии.

Колонизация делилась на два этапа. Первый этап заключался в освоении ближайших средиземноморских островов. А затем финикийцы добираются до Сицилии, которая открыла перед ними широкие возможности для дальнейшего продвижения к Иберии и Северной Африке.

По различным оценкам этот этап колонизации продолжался с конца XII до начала XI века до н.э., что как раз совпадает с датировкой переселения сидонцев в Тир.

Автор: Лабуткин Кирилл
Дата публикации: 23.03.2012

1 | 2 | 3 | 4



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Роль личности в истории

В данной статье автор пытается раскрыть сущность влияния человека на общество и историю. Автор считает, что каждый человек влияет на исторический процесс, не отменяя при этом закономерностей развития..

Читать

Героические песни о Хельги: система образов и отражение характера власти в древнескандинавском обществе.

Героические песни о Хельги: система образов и отражение характера власти в древнескандинавском обществе.Исландскую Старшую Эдду можно четко разделить на 2 раздела: мифологический, состоящий из 10 песен и героический, включающий в себя 19 песен. .

Читать

Институт куртуазной любви в системе средневековых отношений

Явление куртуазности характерно для определенного периода средневекового общества и предполагало определенную модель поведения при дворе, заимствованную из арабских стран вместе с привозом предметов роскоши (предполагавших усвоение подобной модели) в процессе торговли, а также с развитием крестовых походов. .

Читать

Загадка ускользающей улыбки Моны Лизы

Знаменитая «Джоконда» кисти Леонардо да Винчи относится к числу наиболее загадочных портретов в истории мировой живописи. Здесь все тайна: возникновение картины, личность изображенной женщины, необъяснимая изменчивость ее лица..

Читать

Фиалкокудрая Сапфо

Сапфо была учредительницей мусического кружка девушек, где те обучались игре на музыкальных инструментах, пению и танцам. С ними Сапфо, прежде всего, связывали поэтические и музыкальные интересы, но не только они – в их отношения проникала и любовь, о чём Сапфо упоминала в стихотворениях..

Читать

Готический стиль, как особенность архитектуры Средневековой Европы в XII – XV вв

Готический стиль – художественный стиль в архитектуре и искусстве, сменивший романский стиль. Готика возникла во Франции в середине 12 века, быстро распространилась в других странах, главным образом в Северной Европе, где господствовала до 16 века.

Читать

Подпольный юмор Третьего Рейха. Пара анекдотов и обзор книги

Вы знаете, что Геринг, Геббельс и Шахт недавно сходили в ресторан, но никто не узнал их? – О, в самом деле! Как это было возможно? – Ну, Геринг был не в форме и оставил все свои украшения дома, Геббельс не сказал ни слова за весь вечер, а Шахт оплатил свой счет!.

Читать

Амазонки и их место в античной историографии

Экскурс по античным трудам в поисках упоминаний об амазонках.Миф о женщинах-воинах очень древний, но не забытый под спудом веков. Амазонками интересовались не только в античности, но и в Средневековье и в Новое время их образ притягивал к себе умы людей. Поэтому поиск этого народа продолжался очень долго. В результате возник широкий круг литературы по данному вопросу..

Читать

Отношение Демосфена к богатым гражданам (Юридический и политический аспекты)

В последние десятилетия XX в., перенасыщенного научно-техническими открытиями, мир как бы очнулся, стал осознавать, что победы над природой, какие бы блистательные результаты они ни давали, оттеснили на задний план творца всех этих свершений - самого человека. В катаклизме потрясших мир глобальных событий нашего столетия значение отдельной личности оказалось под угрозой превращения в минимальную величину. .

Читать

Вопрос о коллективных представлениях в работе М. Блока «Короли - чудотворцы»

Марк Блок в своей работе «Короли - чудотворцы» ставит вопрос о «коллективных заблуждениях». Он подчеркивает, что чудесные исцеления королями и другими видными деятелями средневековья — это лишь небольшая часть заблуждений человечества.

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter