↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
О проекте
Контакты

Новые статьи:

На сайте Пензенского государственного университета запущен онлайн-проект, посвященный 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией
........................
Древние люди заселили Америку не ранее 13-14 тысяч лет назад
........................
Ученые доказали, что наскальные рисунки создавались при свете костров
........................
Ученые назвали дату создания «первого в мире компьютера»
........................
В Гватемале нашли самый древний фрагмент календаря майя
........................

1 | 2 | 3

История Финикии

(Статья)
Раздел: Всеобщая история
Автор: Лабуткин Кирилл

В горных условиях развитие сельского хозяйства естественным образом было значительно хуже, чем в речных долинах, но именно иная специализация, например на добыче руд или ремесленном производстве делала развитие подобных поселений менее зависимым от сезонных перерывов или неблагоприятных климатических условий, что давало преимущество в виде расширенного воспроизводства16.

Прибрежная полоса Финикии была хорошо орошаемой и можно говорить о развитии земледелия. Так пшеница, ячмень и просо акклиматизированы в этих местностях уже в эпоху глубокой неолитической древности. Наряду с зерновыми злаками появляются культуры технический растений. Уже в III тысячелетии до н.э. здесь сажали лен и умели изготовлять ткани.

Земледельческая техника была большой частью примитивной, большое значение имела мотыга, которая только начала уступать место примитивному плугу. Зерно молотили при помощи скота и особых приспособлений. На некоторые успехи указывает замена древних зернотерок на мельничные жернова, а также создание террасного земледелия, использовав для этих целей горные склоны Ливана и правильное распределение водных потоков с гор. Так возникали и интенсивные виды земледельческого хозяйства: виноградство и виноделие.

Морские и речные воды были полны рыбы, которую финикийцы ловили сетями с небольших плоскодонных лодок. Город «Сидон» переводится как «рыба», что тоже указывает на значение рыболовли в Финикии.

Торговля и вся коммерческая деятельность концентрировалась вокруг городского порта и складов, а производство и изготовление изделий из металлов располагались в нижнем городе. Также центром активности жителей была площадь, которая чаще всего находилась у входа в города.

За городскими стенами или на другой стороне реки обычно находилось кладбище. Известны некоторые финикийские погребальные сооружения. Во II тысячелетии до н.э. они представляли собой подземные склепы с нишами. Наиболее древние из них высекались в скалах на глубине не менее 6 метров. В склепах помещались саркофаги и жертвенные дары17.

Города жили ремеслом (резьбой по дереву, производством стекла, ткацким ремеслом и последующей окраской, созданием ювелирных изделий) и экспортом сырья, прежде всего, леса. В городах проживали литейщики, чеканщики, строители, ткачи и люди многих других профессий.

Славились финикийцы и добычей пурпура, естественного красителя извлекавшегося из раковины улитки-багрянки. Красителю могли придавать различные тона, но саму краску из Финикии не вывозили, а продавали окрашенные ею шерстяные ткани.

В горах имелись залежи железной руды, которые с успехом осваивались финикийцами.

Потребности морской торговли превратили финикийские города в центры кораблестроения. Много верфей было в Тире, а объем работ был таков, что на верфях работали и выходцы из других городов.

Финикийским городам принадлежали и некоторые сельскохозяйственные территории, где и работало подавляющее большинство населения. Существовало две группы земледельческих территорий: царские и частные, первые были жалованные царем, а вторые были в собственности владельцев18.

      По некоторым рисункам и изображениям можно судить, что одевались финикийцы в длинную, широкую тунику, достигавшую щиколоток. Одежду выбирали яркую, разноцветную; украшали ее вышивкой; часто подпоясывали. Как отмечал Жорж Контено, финикийцы в своих цветастых одеждах резко выделялись в толпе египтян, предпочитавших легкие белые одеяния. Сандалии были самой распространенной обувью. Женщины носили туники и платки. Из украшений чаще всего выбирали серьги и ожерелья.

 

Культура Финикии

 

Финикия, находясь на стыке великих древневосточных цивилизаций, характерно заимствование, смешение и творческая переработка окружающих её культур. На протяжении большей части своей истории Финикия находилась под влиянием Египта. Свое влияние также оказывали ассиро-вавилонская, хеттская и греческая культуры.

В архитектуре у финикийцев применялась кладка из крупных каменных блоков на основании из мелкого камня и щебня. При кладке камни пригонялись друг к другу и скреплялись раствором извести и песка.

Древнейшими архитектурными памятниками финикийцев были святилища, чаще всего представлявшие собой обелиски, например, к началу II тысячелетия относится Храм обелисков в Библе (подобные же храмы встречались и на Мальте, Гоцо и других островах Средиземного моря). В I тысячелетии чаще стали сооружаться прямоугольные храмы с внутренним помещением. Подобные храмы оформлялись украшениями из бронзы и ценных пород дерева19.

Финикийцы достигли высокого уровня мастерства в строительстве храмов и зачастую финикийские мастера строили храмы в палестинских городах и других регионах. В конце I тысячелетия храмы уже стали строиться эллинистического типа.

Широкое развитие получили изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Пурпурные шерстяные ткани, керамика, изделия из стекла, украшения, мелкая пластика – все это пользовалось большой известностью в Древнем мире.

Технику производства стеклянных изделий финикийцы отчасти заимствовали у египтян и достигли существенных успехов. Стеклянные сосуды украшались геометрическими, растительными и зооморфными узорами пользовались широким спросом у торговых партнеров Финикии.

Техника работы с керамикой достигла своего расцвета в середине II тысячелетия до н.э., а в I тысячелетии сама уже оказала влияние на традиции керамического производства архаической Греции. Монументальная скульптура была распространена в гораздо меньшей степени, чем в соседних странах. Чаще всего это были изделия мелкой пластики, образы божеств сиро-финикийского пантеона. Обрабатывались также слоновая кость и металлы, иногда с целью нанесения резных изображений.

Искусство Финикии сыграло роль посредника между восточными цивилизациями Передней Азии и странами Средиземного моря.

Не смотря на раздробленность финикийского общества и скудности, дошедших до нас письменных источников, именно здесь было изобретено финикийское консонантное письмо, которое послужило прародителем большинства буквенно-звуковых систем письма.

Финикийский алфавит состоит из 22 знаков, которые служат для обозначения только согласных звуков (прил. алфавит). Финикийская письменность возникла либо из так называемого библского “псевдоиероглифического”, либо из протосинайского письма. Также значительное влияние оказала египетская иероглифическая письменность.

Из дошедших до нас памятников финикийской литературы можно выделить мифологические тексты из Угарита и надписи финикийских царей (Ахирама и Иехимилька из Библа, Эшмуназара Сидонского и др.). Сама алфавитная система письменности, которая возникла в Финикии относится к XIII веку до н.э. (История Древнего Востока20.

Из финикийской литературы, развивавшейся в Северной Африке, известны (помимо пунийской исторической традиции, дошедшей до нас в изложении античных авторов Диодора, Юстина, Саллюстия) сочинения флотоводцев Ганнона и Гамилькона об их плаваниях в Атлантическом океане и труды Магона, посвященные рациональному ведению сельского хозяйства.

Финикийский алфавит имел огромное историческое значение, например, из финикийского алфавита впоследствии возникла греческая письменность, таким образом, он лежит в основе множества более поздних систем письменности.

Что касается науки, то она играла значительную роль в жизни финикийского общества, в особенности астрономия и географические исследования. Финикийцы внесли вклад в развитие античной философии. Финикийский философ Мох считался одним из основоположников атомистического учения. Карфагенянин Гасдрубал, принявший в Греции имя Клитомаха, сына Диогнета, в последней четверти II в. до н.э. стал руководителем Академии в Афинах.

Культурное влияние Финикии на Средиземноморский регион заключалось в распространении своего алфавита. Нет сомнений, что культурная и общественная жизнь в Финикии была тесно связана с религией.

Религия первых финикийских племен восходит к общинно-земледельческим культам. До нас дошли описания обрядов поливки ячменя, запряжки осла, посадки виноградной лозы и др. Важное место занимали культы богов плодородия. Почитались бог земледелия Дагон и бог огня, пламени и чумы Реше.

Верховный бог финикийцев назывался Эл и его супруга — Элат) или Ашерат (дух моря). Остальные боги — цари (малк) или хозяева (баал), в том числе владыка севера — Баалцафон, хозяин неба — Баалша-мем, бог солнца (хозяин жара) — Баалхаммон, а также владыки отдельных местностей, рек и тому подобное.Особо важное место в религиозных представлениях финикийцев занимал образ умирающего и воскрешающегося бога природы Ваала и его сына Алийяна.

У городов чаще всего имелись боги-покровители: у Тира — Мелькарт (“царь города”), у Сидона — Эшмун (очевидно, бог врачевания), у Берита — Великая хозяйка Берита, у Библа — богиня любви и плодородия Аштарта (Астарта), являвшаяся также одним из важнейших общефиникийских божеств.

Мифология Финикии до нас дошла лишь урывками и тесно связана с религиозными культами. Например, гибель и воскрешении Баала — бога земледелия и плодородного дождя, который борется с богом смерти Мотом и при помощи своей сестры — Анат побеждает его. Другой миф связан с богом, родившимся из пшеничного зерна, умершим и после смерти попавшим в подземное царство. Его освобождает богиня плодородия.

И хотя литературных источников крайне мало, имеются археологические находки, которые указывают на роль религии в обществе. Были найдены храмы и святилища, многочисленные статуэтки, цилиндрические печати и другие предметы религиозной принадлежности.

Многое о ханаанской религии стало известно после нахождения Клодом Шеффером глиняных табличек XIV века до н. э. в Угарите. Этот огромный архив включает множество магических и религиозных текстов, связанных, например, с культами плодородия и культом мертвых, ряд патриархальных историй, многие из которых похожи на ранние библейские истории и их шумерские и вавилонские аналоги.

Стоит отметить, что религия финикийских колоний, например Карфагена, значительно отличалась от религии метрополии. Например, восточная пара Мелькарт и Астарта уступает место Баал-Хаммону и Тиннит Пене Баал. То есть речь идет как о внутренних трансформациях религии, так и о влиянии соседствующих стран и народов.

 

 

Колонизация и внешнеэкономические связи

Финикийцы вошли в историю, прежде всего как мореплаватели и торговцы. Прибрежное положение, ограниченность территорий, необходимость развиваться в условиях ограниченной связи с другими финикийскими городами все это способствовало развитию мореплавания и поиску торговых партнеров за пределами Финикии. Кроме того, развитый флот был одной из единственных возможностей сохранять свою независимость в соседстве с могущественным державами.

Уже в IV тысячелетии до н.э. в эпоху Раннего Царства египтяне вывозили из Финикии множество товаров: оливковое масло, скот, зерно, косметические и медицинские средства. Но особое место в экспорте финикийцев занимал лес. Строевая и мачтовая древесина вывозилась в Египет и Месопотамию. Позднее лес отправлялся в Израильско-Иудейские царства и Ассирию.

Во II тысячелетии до н.э. критские и микенские торговцы посещали сиро-финикийское побережье, а финикийцы имели фактории по побережью Средиземного моря. Финикийцы также селились в Эгеиде и даже, по-видимому, доплывали до Сицилии, но господство на море пока оставалось за критянами и ахейцами.

В это же время происходила и достаточно активная торговля эгейцев с основными городами финикийцев: Тиром и Угаритом. С восточного побережья Средиземного моря вывозилось золото, слоновая кость, ткани и много другое. Об этом может свидетельствовать слова с семитским происхождением в греческом языке: «золото», «ткани», «хитон» и др.

В свою очередь минойские и микенские сосуды встречаются как на берегу Сирии и Палестины, так и во внутренних районах вплоть до Ефрата. Угаритяне совершали плавание на Крит и на Балканский полуостров. Следы пребывания финикийских торговцев обнаруживаются и далеко на Западе это, прежде всего, находки финикийских бронзовых божеств XIV-XIII вв. до н.э. в водах южного побережья Сицилии и сирийской цилиндрической печати XIV века до н.э. в южной Испании21.

Но все же основным торговым партнером в II тысячелетии оставался Египет. В амарнских письмах говорится об отправке в Египет зерна, скота, дерева, рабов и рабынь. Через финикийские города транзитным способом отправлялись товары из Хеттского государства, из Митанни, Вавилона и Ассирии. Но не всегда можно с уверенностью говорить, что речь идет именно о торговле, а не дани.

В XII-IX веке до н.э. в средиземноморском регионе произошли существенные изменения. Начали ослабевать доминирующие морские государства и города, происходили внутренние трансформации у греков и критян. В этом контексте небольшие города и государства Финикии, Палестины, Сирии стали выдвигаться вперед в освоении моря, торговле и колонизации.

Но помимо внешних причин экспансии финикийцев, могли быть и внутренние демографические и социально-экономические факторы. На примере города Тир можно увидеть некоторые из них. Советский и российский востоковед Ю.Б. Циркин предлагал несколько версий происхождений Тира. По одной из них город был основан в XXVIII веке до н.э. и во II тысячелетии являлся одним из центров Финикии. По другой же версии Тир был основан сидонцами, бежавшими из города за год до начала Троянской войны (ок. 1195 г. до н.э.). Эта дата основания близка с описанием Иосифа Флавия22.

В это же время, в начале XII века до н.э., филистимляне основывают свои города на палестинском побережье(напр. г. Аскалон), а именно аскалонцы по Юстину разрушили Сидон.

Переселение сидонцев в Тир должно было усилить город, но и создать демографическое напряжение и оно могло быть снято только переселением части населения.

Как бы то ни было, и какой версии не придерживаться, для начала колонизации финикийцам требовались некоторые внутренние факторы, которые толкнули бы к экспансии.

Колонизация делилась на два этапа. Первый этап заключался в освоении ближайших средиземноморских островов. А затем финикийцы добираются до Сицилии, которая открыла перед ними широкие возможности для дальнейшего продвижения к Иберии и Северной Африке.

По различным оценкам этот этап колонизации продолжался с конца XII до начала XI века до н.э., что как раз совпадает с датировкой переселения сидонцев в Тир.

Другим фактором, положительно влиявшим на развитие мореплавания финикийцев, стала развивающая морская торговля. Новые фактории и колонии на первых порах играли роль перевалочных пунктов, которые также участвовали в торговых отношениях. Из городов вывозилось серебро, золото, хлеб и морские раковины.

В первые века I тысячелетия начался рост экономики железного века. Возрос спрос на металлы, в том числе недрагоценные, все более требовавшиеся для растущего производства, как в самой Финикии, так и за её пределами, например в набирающей силу Ассирийской империи.

Требовалось все больше новых земель, рос спрос на сырье, все это вызвало новый этап финикийской колонизации.

Второй этап финикийской колонизации пришелся на первые века I-го тысячелетия. Связанно это с возросшим спросом на металлы, спрос этот характерен не сколько для Финикии, сколько для всей экономике железного века. Причем спрос возрастал не только на драгоценные металлы.

На этот же период пришлось образование и рост Ассирийской империи, что также подстегивало спрос на металлы, прежде всего для производственных нужд. Но в это же время в Греции происходила «архаическая революция», поэтому финикийцы могли силиться в греческих городах, однако места для новых поселений уже не было или оставалось все меньше.

Важным этапом во второй волне финикийской колонизации стал остров Сардинии. Он открыл новые возможности: добыча серебра, свинца, меди, железа). Все эти металлы направлялись в Финикию, усиливая её торговые позиции. В IX-VII вв. до н.э. на юге и западе Сардинии были найдены первые города финикийцев, а уже не позднее VI в. до н.э. и в центре острова.

Позднее занятые Сицилия, Мелита(Мальта), Гавлос(Гоццо) определили господство финикийцев в центральном регионе Средиземного моря.

 

3.3 Финикийский флот

 

Изначально корабли, предназначенные только для перевозки грузов на небольшие расстояния, строились по образцу рыбачьих лодок. Это были одномачтовые суда с небольшой осадкой, загнутым носом и кормой и с крупным парусом. Основу судна составляла балка – киль, на которую ставились шпангоуты и обшивались досками. Щели между досками тщательно закрывались. На корме находилось рулевое весло.

В III и II тысячелетиях до н.э. финикийцы наряду с критянами, греками, шумерами, египтянами и другими народами обладали мореходными ладьями, однако подобные суда обладали лишь одним прямым парусом, что лишало их маневренности, особенно при встречном ветре.

В конце II тысячелетия до н.э. стало быстро развиваться гребное судоходство. Появлялись палубы, тараны, укрытия на палубе, увеличивалась грузоподъемность судов. Эти факторы стали одной из причин колонизации берегов Средиземного моря, торговли, развития морских войн и пиратства23.

О достоинствах финикийского флота говорит и тот факт, что в начале войны с Персией флот Александра Македонского состоял из 160 кораблей, из которых около половины принадлежали его греческим союзникам. Однако после взятия Милета в 334 г., он распустил этот флот и во время борьбы за Тир создал новый флот, используя при этом в большинстве случаев финикийские и кипрские корабли.

Особое место в истории финикийского флота занимают корабли Карфагена, хотя в целом они и унаследовали основные признаки финикийских судов. На момент начала Пунических войн основным типом боевых карфагенских кораблей были квинкверемы, квадриремы и триремы. Возможно, были и однорядные корабли, галеры. Главной отличительной чертой названных кораблей были размеры, защита корпуса и количество ярусов весел: с пятью ярусами, четырьмя, тремя или рядными соответственно.

К особенностям карфагенских кораблей относилось также наличие длинного скорпионообразного "хвоста"-акростоля, штандарт с дисками и полумесяцем, грубые обводы корпуса, навешенные на фальшборт щиты, простой бивнеобразный таран, свинцовая обшивка подводной части корпуса

Многочисленный купеческий флот являлся залогом процветания финикийских городов, даже невзирая на сменявшуюся власть египетских, ассирийских, вавилонских и персидских завоевателей. Финикийские корабли обладали великолепными мореходными качествами, а с их помощью купцы достигали самых удаленных уголков Средиземного моря.

Долгое время в вопросах конструкции грузовых и торговых судов, «законодателями мод» были именно финикийцы. Именно им приписывают изобретение корабельного набора: продольно-поперечной системы балок обеспечивающей жесткость корпуса и позволяющей увеличить размер корабля, объём трюма, а, следовательно, и грузоподъёмность. Изобретение конструктивного набора корпуса (киль, штевни, рёбра, обшивка) приписывают также именно финикийцам.

 

 

Заключение

 

Историография Финикии сложна в силу отсутствия достоверных источников и то не многое, что известно было получено благодаря раскопкам на месте финикийских поселений и найденным предметам быта, в то время как литературные источники, в большой своей части, до нас не дошли.

В то же время, вклад и влияние Финикии на античную культуру и зачатки научного знания трудно переоценить. Финикийцы, находясь на стыке великих восточных цивилизаций и под влиянием более древних цивилизаций, смогли внести свой вклад. Можно отметить финикийский алфавит, новшества в кораблестроении, ведение торговли, колонизация и многое другое.

Происхождение финикийского народа пока остается недостаточно ясным, однако можно сделать вывод, что этот народ был чрезвычайно деятельным, как в силу окружающей среды и политической обстановки, так и в силу своей внутренней природы.

В политической истории вряд ли можно отметить хоть какое-нибудь влияние финикийцев на окружающие их государства. Во многом причина этого заключается в том, что финикийцы не сумели создать цельного государственного объединения, не смотря на схожие культурные традиции финикийских городов.

Однако в этом и заключается противоречивость истории Финикии, находясь в большинстве случаев в подневольном или зависимом состоянии, они смогли не только сохранить свою культуру, но и проводить широкомасштабную колонизацию побережья Средиземного моря, создавая новые города и расширяя свою торговлю.

Финикийцы вошли в историю, прежде всего, как мореплаватели, колонизаторы и торговцы, однако на этом их роль в истории не заканчивается. С более глобальной точки зрения, Финикия стала местом соединения культур западной и восточной, как в аспекте культурном, так и политическом или научном.

 

Список используемых источников информации:

 

Автор: Лабуткин Кирилл
Раздел: Всеобщая история
Дата публикации: 23.03.2012 19:06:54

1 | 2 | 3
Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вступайте в нашу группу в Вконтакте



Другие социальные сети:
Телеграм ВК Твиттер Я.Кью Я.Дзен

Поделиться материалом в социальных сетях:



Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Фортификационные сооружения в средние века: крепости и замки

В средневековье на развалинах западной Римской империи образовалось много независимых государств. Военные историки характеризуют период средних веков упадком военного искусства вообще, наступательным оружием в частности вследствие чего искусство полевых укреплений пришло в упадок. Но в период позднего средневековья под влиянием огнестрельного оружия происходят изменения фортификационных форм..

Читать

Взаимоотношения Ялмара Шахта и НСДАП

Полагая, что в экономических вопросах в руководстве 3 рейха ему нет равных, он считал, что Гитлер нуждается в нем и не доверит экономику такому профану, как Геринг, который сам признавался, что ничего не смыслит в экономических вопросах. Но Шахт ошибся. И эта ошибка стала роковой для его политического положения и одной из упущенных возможностей остановить грядущие трагические события. .

Читать

Политическая история Скифов

Политическая история Скифов.

Читать

Экономическая политика Антониу ди Салазара

Диктатор Антониу ди Оливейра Салазар бессменно находился у власти около 40 лет (с 1928 по 1932 г. как министр финансов с чрезвычайными полномочиями, в 1932-1968 гг. – как премьер – министр). Он управлял страной до тех пор, пока его не сделала недееспособным болезнь в 1968 г..

Читать

Вопрос о коллективных представлениях в работе М. Блока «Короли - чудотворцы»

Марк Блок в своей работе «Короли - чудотворцы» ставит вопрос о «коллективных заблуждениях». Он подчеркивает, что чудесные исцеления королями и другими видными деятелями средневековья — это лишь небольшая часть заблуждений человечества.

Читать

Кассиодор. Взгляды на воспитание и образование.

Рассматриваются взгляды Кассиодора на воспитание и образование..

Читать

Воспитание и обучение в Спарте

Хотя спартанское государство и являлось длительный период времени закрытым государством, оно оказало значительное влияние на другие греческие государства и оставило значительный след в истории, в том числе и в истории педагогики..

Читать

История Финикии

История Финикии и финикийского народа полна противоречий и белых пятен, не образовав единого государства, они задавали тон другим странам и народам. В историю финикийцы вошли как народ мореплавателей и торговцев, давший своему времени открытия в самых разных областях..

Читать

Характер Елизаветы Тюдор

Для неё были характерны типичные черты представителей её династии. От Генриха VIII она унаследовала властный характер, любовь к роскоши, музыкальный талант, удивительный подход к людям (это умение выслушать, понять их), а также энергию и ловкость. От матери достались тёмные глаза и темперамент. От своего деда Генриха VII она унаследовала осторожность, расчётливость, целеустремленность, тонкое искусство лицемерия.

Читать

Афинская демократия: по «Афинской политии» Псевдо-Ксенофонта

Незаменимым источником для исследования той или иной эпохи являются свидетельства современников. «Государственное устройство афинян», или короче «Афинская полития» представляет собой сохранившийся в сборнике сочинений Ксенофонта политический трактат об афинской демократии V в. до н.э. анонимного автора, известного в науке под именем Псевдо-Ксенофонта..

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter