↑ Наверх ↑
     Исторический сайт

Новости истории
Статьи и заметки
  - Археология
  - Всеобщая история
  - Историческая поэзия и проза
  - История Пензенского края
  - История России
  - Полезные и интересные сайты
  - Разное
  - Тесты по истории
  - Шпаргалка
Конкурс работ
Создать тест
Авторам
Друзья сайта
Вопрос-ответ
Мы в Дзене
О проекте

Добавить в закладки

Новые статьи:

Ученые восстановят запах духов Марии-Антуанетты
........................
Раскрыта жизнь динозавров до падения астероида
........................
Найдено место крупнейшей катастрофы на Земле
........................
В Шотландии нашли клад опального претендента на английский престол
........................
Историки нашли застрявших в древней посуде тысячелетних насекомых с помощью рентгена
........................

1 | 2

История повседневности эпохи Великой Отечественной войны в исторической памяти народа

(Статья)
Раздел: История Пензенского края
Автор: Гущин Александр Анатольевич
Частично опубликовано: «XII Лебедевские чтения»., "Гумниц", Пенза, 2011

А кроме подруг, теплого человеческого отношения, на войне были важны письма. Мария Ивановна переписывалась с родными, подругами, но некоторые из писем ей особенно запомнились.

Однажды её подруга получила письмо, на обратном адресе было написано место службы парня, с которым Мария Ивановна дружила до войны. Она стеснялась спросить подругу прямо – кто ей пишет. Но потихоньку разузнала, что она переписывалась с братом. До конца войны Мария Ивановна успела разузнать, что её друг погиб и даже смогла узнать, как он погиб.

Когда она служила в Карпышах, ей пришло письмо из дома. Подруга писала, что мать Марии Ивановны посадили на 4 месяца, за то, что она взяла «зеленку» из-под сортировки. Её поймал с мешком Мешенёв. Он был из эвакуированных, работал в сельсовете. Когда мать Марии Ивановны забирали, она была «вся черная», потому что дома оставалась одна 12-летняя дочь (сестра Марии Ивановны). Нужно сказать, что и «выхлопотал» её все тот же Мешенёв.

После окончания учебы на СТ-35 от отца пришло письмо. Он писал, что сильно болеет и скорее всего больше никогда с ней не увидится. Мария Ивановна плакала каждый вечер. Её пытались успокаивать два офицера – Логинов и Егоров. Но безрезультатно. Тогда 5 апреля 1945 года они решили отпустить её домой на 10 дней. Старшина дал шапку, чтобы по приезду домой не замерзла (В это время все перешли уже на беретки). Выписали ей талоны на питание. Пока она ждала поезда в Харькове, её встретил военный патруль. Сказали, что не положено быть в шапке и заставили два часа ходить строевой. Вместо того, чтобы вернуться 15-го апреля, Мария Ивановна вернулась только к концу месяца. Интересно, что к её опозданию отнеслись спокойно.

Несколько событий оставили неизгладимое впечатление в памяти. Одно из них – воспоминание о первой поездке за продуктами. Мария Ивановна поехала с Аней Лепехиной, которая ехала не первый раз. Было очень холодно. Когда малознакомая женщина шофер узнала о том, что они поедут за продуктами, она дала Марии Ивановне шубу в дорогу. Но она все равно дрожала всю дорогу. Не от холода, а от страха – везде лежали трупы. На обратном пути, проехав около двух километров, начался сильный буран. Мария Ивановна послала подругу просить, чтобы разрешили вернуться и переждать буран. А сама осталась, т. к. у неё хотя бы была шуба. Пока она там стояла у неё к валенкам примерзли ноги. Она стояла и плакала от холода и боли, пока не вернулась подруга и не сказала, что разрешили вернуться.

Когда полк переезжал в Киев, немецкие самолеты все время бомбили поезд, в котором они ехали. Когда переехали Днепр, в Дарнице собралось 22 эшелона. Именно здесь Мария Ивановна пережила самый тяжелый для нее момент войны, который часто вспоминала все последующие годы. Немецкие самолеты бомбили поезда. Вагон со штрафниками был закрыт на ключ. Во время бомбардировки все штрафники погибли, никто не мог выйти из закрытого вагона. Мария Ивановна слезла с нар и вдруг от ударной волны их вагон «рассыпался». Ей железкой ударило по ноге и по голове. Её землячка, Шура Захарова, осталась лежать на нарах и во время бомбардировки погибла. К вагону подошла женщина, офицер медицинской службы, и сказала, чтобы все шли по направлению к станции. Ползком, под вагонами, добирались до станции, а немецкие самолеты все продолжали бомбить. Начальник станции отправил всех в избушку лесничего, которая находилась в соседнем лесу. И по дороге туда налеты немецкой авиации не прекращались. Летели снаряды, пули. Старшина приказал Марии Ивановне оставаться в этой избушке пока за ней не придет машина, так как она была ранена.

Ну и конечно, навсегда запомнился день, когда объявили о прекращении войны. Утром, 9 мая, Марию Ивановну разбудили и сказали, что кончилась война. Очень трудно передать радость, которую все испытывали в этот момент. Кто-то смеялся, кто-то плакал. Пока она спала, её подруги пришили ей лычки ефрейтора, которые Мария Ивановна почему-то долго не хотела пришивать. Из-за этого она долго не могла найти свою гимнастерку. Подруга пригласила вечером светить прожекторами. Она пробыла там всю ночь – светили в разные стороны прожектором, пели песни.

 

 

Мною были собраны воспоминания моей бабушки, участницы Великой Отечественной Войны Ольховой Марии Ивановны. Сохранение семейных архивов, воспоминаний, дневников, различных записей, фотографий важно, прежде всего, для собственных детей, внуков, правнуков. Это поможет им понять, кто они, узнать историю семьи, позволит преломить историю к конкретно взятой личности. Так же это важно и для будущих поколений вообще. Потому как это часть истории, часть того жизненного опыта, который необходимо передать будущим поколениям. Чем будет больше собрано семейных историй, тем лучше будущие поколения смогут изучить свою историю.

Характеризуя особенности восприятия военной повседневности, хотелось бы остановиться на некоторых моментах: во-первых, обращает на себя внимание страх перед репрессиями со стороны начальства, властей, связующей нитью проходящий через воспоминания довоенного и военного времени; во-вторых, налицо четкая фиксация и воспроизводство традиционных стратегий выживания в трудных жизненных обстоятельствах (собирание милостыни, житье по родственникам, готовность к постоянной смене места жительства, высокая мобильность, отсутствие привязанности к жилищу и имуществу); и, наконец, память наших современников хранит воспоминания о важности и высокой значимости родственных связей и дружеских отношений, о постоянном стремлении к эмоциональному единению и духовной общности родных и близких людей.

 

Примечание

1.Видеозапись воспоминаний М. И. Ольховой от 19 февраля 2011 г.
2.Драбкин А. Несколько слов о предмете «устная история» // http://www.iremember.ru/content/view/750/68/lang,ru/
3.Филюшкин А. И. Методические указания по проведению исследований по устной истории. М., 2005. http://www.nashpolytech.ru/index.php?id=73
4.Видеозапись воспоминаний М. И. Ольховой от 19 февраля 2011 г.

5.Там же.
6.Там же.
7.Там же.
8.Там же.


Автор: Гущин Александр Анатольевич
Дата публикации: 24.09.2011

1 | 2



Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

Моя семья в годы войны

В предверии праздника Великой Победы в нашей семье будут вспоминать тех, кому мы обязаны нашей жизнью: ветеранов Великой отечественной войны. Были такие люди и в нашей семье – это мои бабушка и дедушка (по маминой линии). .

Читать

Методы работы Пензенского полицейского сыска (по материалам отдельных дел)

Несколько дел из повседневной практики сыскной полиции/Методы работы Пензенского полицейского сыска (по материалам отдельных дел).

Читать

Место авиашколы ОСОАВИАХИМА в социально-экономическом развитии Пензенской области в 1930-е гг.

Место авиашколы ОСОАВИАХИМА в социально-экономическом развитии Пензенской области в 1930-е гг. В июне 1928 г. в поселке Свободном, который ранее назывался Манчжурией, была организована по инициативе местного ОСОАВИАХИМа школа гражданской авиации..

Читать

История создания Первомайского района.

Каждый Начало формы Ка человек должен знать историю родного края, где он родился, вырос. Это непреложное утверждение, которое редко кто решиться оспорить. Тем более что давно известна фраза - без истории нет будущего. Необходимо знать как историю всей страны в целом, так и историю своего города, края - малой Родины..

Читать

Участники Великой Отечественной войны – отец и сын Пазаевы

Историческая память о Великой Отечественной войне в сознании россиян живет почти 70 лет. К этой памяти нужно относиться бережно и трепетно, ее необходимо постоянно возобновлять и пополнять. Через судьбу отдельных участников Великой Отечественной я хочу показать «живую» историю. .

Читать

Помни, как гремели орудий раскаты…

Весь мир, как натянутая струна. Кажется, один неверный шаг, промах, неудача – и уже не хватит сил, чтобы заработала правильная, богатая, жизненная гармония. Тысяча осколков, не склеить и не собрать никакой силой. Такая невеселая мозаика складывается сегодня для многих из нашего поколения. Однако люди, рождённые более, чем полвека назад, таких чувств не испытывали. Выросшие в неимоверной нужде и невзгодах, ни прошли большую школу испытаний и верили в свой собственный опыт, находили единственный правильный жизненный путь. Они знали свое предназначение, умели добиваться цели, были большими энтузиастами, оптимистами и правдолюбцами. Речь идет о поколении людей, переживших и 30-е, и 40-е, и 50-е годы. Это были наши деды и прадеды, немногие из которых живы, а их воспоминания для нас – живая история века. Мы думаем, что на жизни старшего поколения будут учиться еще многие..

Читать

Судьба страны на примере истории моей семьи

В моей работе пойдет речь о любимой прабабушке Кий Марии Семеновне – ветеране войны и труда, беззаветно служившей всю свою жизнь на благо родины. Я хочу, чтобы на страницах Спасских летописей было больше материала об этом человеке с уникальной судьбой. Ее рассказы о войне интересны и познавательны, ее отношение к труду вызывает уважении и восхищение. .

Читать

Война глазами солдата

Война глазами солдата. Сталинградская битва. Владимир Керхонаджев родился 3 августа 1924г. В греческой семье в посёлке Ленрудник Армянской ССР. В 1931 году поступил в русскую школу и 1941 году окончил 10 классов. Мечтал о поступлении в военное училище, но военным училищем стала для него война. Юноша просился на фронт, но семнадцатилетних на фронт не брали, а призвали в подразделение для охраны медеплавильного завода.

Читать

Народное просвещение в Нижнеломовском уезде в 19-20 веках

Нужно ли нам знать историю своего города? Лично я считаю, что, безусловно, нужно, ибо знание родного края воспитывает патриотизм! Если ты образованный человек, то тебе просто необходимо знать историю своего родного края. Кто-то из великих сказал: «без прошлого нет будущего». И был прав. Знать историю родного края - это показатель культуры и образованности человека..

Читать

Между прошлым и будущим: из истории семьи Плотниковых

Я родилась и выросла в самой обыкновенной семье. Папа мой – автомеханик, мама – гальваник фотопечати. Очень часто слышала я от них рассказы о далеком прошлом моих близких. Некоторые истории казались настолько интересными, что мне давно хотелось записать их, познакомить с ними друзей. Поэтому возможность провести глубокое исследование, посвященное моей семье, захватило меня целиком. Правда, это оказалось непросто: забыты многие даты, путается хронология событий… Сохранилось главное. Увлеченная сбором фактов, я не сразу это поняла… Дело в том, что меня в семейных преданиях интересовала совсем не точность информации. Слушая повествования о жизни моих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, я словно бы переносилась совсем в другую эпоху, в другой мир, даже в другую страну. Вот этот дух времени я и постаралась передать в своей работе. То, как отразилась жизнь страны в судьбах моих близких. .

Читать

Искать на сайте:
Гость

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите ctrl+enter